• Пробки 2
  • Погода
  • Рейтинг: приложения, больше всего следящие за российскими пользователямипользователями
  • Житель Иркутской области трое суток спасался в тайге у застрявшего снегоходаснегохода
  • СМИ: на экс-главу Минздрава Приангарья завели уголовное делодело

Главная > Практика 28.05.2020 20:49

3 истории жителей Иркутска, которые открыли новый бизнес во время коронакризиса

Екатерина Фалалеева

Екатерина Фалалеева

0 Читать комментарии
3 истории жителей Иркутска, которые открыли новый бизнес во время коронакризиса - Верблюд в огне

Коллаж: Олег Бородин

Пока одни предприниматели считают убытки и готовятся к закрытию, другие открывают свой бизнес прямо во время пандемии. В мае в Иркутске появилась доставка крафтового попкорна, открылась эколавка, а сеть магазинов здорового питания запустила производство веганских блюд. Читайте в материале «Верблюда», как это произошло.


Первый в Иркутске магазин без упаковки

Путь Оксаны Скориковой к открытию первого в Иркутске магазина без упаковки начался давно: около десяти лет назад она заинтересовалась натуральной косметикой, позже увлеклась растительным питанием, а год назад погрузилась в тему экологичного образа жизни. Прошлым летом стала делать первые шаги к запуску своей эколавки — написала бизнес-план, создала список поставщиков и даже закупила часть товара. А ещё поняла, что нужно в Иркутске продолжать продвигать концепцию zero waste (сокращение отходов за счёт замены одноразовой упаковки и предметов обихода многоразовыми). Идею подхватила в обсуждениях иркутских экоактивистов, а за пример взяла опыт московских и питерских магазинов. «Сначала были сомнения по поводу продажи товаров на развес в тару покупателя. В России таких магазинов становится всё больше, но тенденции до Иркутска доходят медленно. При этом у нас не первый год формируется довольно обширное экосообщество и запрос на магазин товаров без упаковки уже был. Я решила рискнуть», — вспоминает Оксана.

Оксана Скорикова открыла эколавку, где можно купить продукты на развес со своей тарой.
Фото предоставлено героиней.

Опыта в бизнесе не было, Оксана работала экономистом. В течение осени она продолжала разрабатывать свой проект, а в ноябре приняла решение уволиться: «Времени на обе деятельности не хватало. Коллеги тогда смотрели непонимающе — ухожу с хорошо оплачиваемой должности, да ещё и бизнес собираюсь делать необычный. Но мне было не страшно — у меня большой опыт работы по специальности, поэтому проблем с бизнесом я не боюсь. Всегда смогу вернуться в профессию. Идея своего дела манила всегда: это креатив, свобода и принятие собственных решений».

Из-за режима самоизоляции магазин открылся позже, тем временем Оксана занималась подготовкой павильона и детальным обустройством. Фото предоставлено героиней.

В декабре предпринимательница начала искать помещение. Требований было много, поэтому поиски затянулись. Несколько месяцев подходящего помещения найти не удавалось. В феврале Оксана решила смягчить свои запросы и в итоге в марте нашла в новом ТЦ «Астор» на улице Софьи Перовской павильон площадью 36 кв метров, который подошел по цене.

Стартовые вложения составили 550 тысяч рублей. Основные траты Оксана успела провести по «старым» ценам: заключила договор аренды, оплатила мебель, сделала большой заказ товаров. Готовилась к открытию в первых числах апреля. Объявление режима самоизоляции было неожиданной новостью, но это ничуть не поколебало настрой предпринимательницы: «Честно говоря, я была спокойна как удав. Деньги вложены, я ничего не потеряла. Разве что сроки открытия сдвинулись». 28 марта торговый центр закрылся (как оказалось, только на две недели), а изготовители мебели объявили об отсрочке выполнения заказа. С открытием точки пришлось повременить, но Оксана и не торопилась: «Ситуация с карантином оказалась для всех волнующей, перспективы неясны. Люди не готовы были ходить по магазинам. Поэтому я отложила открытие и направила своё внимание на детальное обустройство — заказала дополнительный инвентарь, интерьерные мелочи». Весь апрель занималась подготовкой павильона, расстановкой товара».

«Эко Озеро» открылось 12 мая. Анализировать успех пока рано, но, по замечанию хозяйки магазина, интерес есть — информация быстро распространяется, и покупатели приходят. Основная аудитория — те, кто задумывается о проблемах экологии, минимизирует упаковку и свои отходы. В основном, покупатели идут целенаправленно, узнав о магазине в интернете, но заходят и случайные люди. С непониманием и негативом владелица павильона не сталкивалась. «За две недели работы магазина я увидела отдачу как в офлайне, так и в онлайне. По высказываниям, комментариям, отзывам поняла, что люди этого ждали. Появилась уверенность, что дело стоящее». Приверженцев экологичной жизни будет становиться больше, уверена Оксана.

Фото предоставлено героиней


В ассортименте магазина — zero waste товары (стеклянные бутылки, шоперы, термосы, ланч-боксы), косметика и средства для дома с натуральным составом, полезные продукты. Часть ассортимента продается на развес и на разлив, остальное — в перерабатываемой упаковке. В свою тару можно купить порошок и кондиционер для белья, из продуктов — муку, крупы, макароны, специи. Для тех, кто забыл мешочки и баночки дома, тара предлагается в залог. 

Что касается цен: гель для стирки можно купить за 25 рублей за 100 мл, зубная паста стоит 93 рубля за 100 граммов, бамбуковая щетка — 130 рублей. Взять на развес можно и продукты: гречка стоит 90 рублей за килограмм, рисовая мука — 150 рублей, чечевица — 150 рублей. Специи в среднем — 70-90 рублей за 100 граммов,  черный чай — от 90 рублей за тот же объем.

Оксана признается, что у некоторых покупателей есть сомнения в покупке товаров без упаковки в период пандемии. Высказывают их те, кто не приходил в магазин и не видел, как там всё устроено. При реализации товара тщательно соблюдаются все меры предосторожности. Продукты, которые не подвергаются тепловой обработке, например специи, временно фасуют в крафтовые пакеты, а не в тару покупателя. «Я понимаю, что может быть недоверие, и это абсолютно нормально. Если человек не готов к таким покупкам, это его выбор. Со своей стороны, я обеспечиваю все санитарные правила».

Свой бизнес Оксана позиционирует как магазин с доступными ценами в противовес аналогичным лавкам в столице, которые завышают цены с расчетом на привилегированную публику. Экопривычки не должны быть дорогими, считает предпринимательница. К тому же товары без упаковки дешевле в закупке, ведь многие компании накручивают процент за упаковку. Есть и другие плюсы покупки на развес — можно взять любой объём, например 100 граммов продукта на пробу. Неочевидный плюс — поход в такой магазин дисциплинирует: нужно запланировать покупки, взять с собой мешочки и тару. Это уберегает от лишних трат.

Прогнозы по окупаемости в нынешней ситуации построить сложно, замечает Оксана. К тому же у неё еще будут инвестиционные затраты: в ближайшие месяцы нужно купить гравитационные контейнеры для бакалеи, холодильник и мелочи для благоустройства. Предпринимательница говорит: «Бизнес-план писала под одно, ситуация сейчас совсем другая, и сколько она продлится, совершенно непонятно. Надеюсь, что в течение года удастся окупить вложения. Возможно, повременю с оборудованием и с маркетинговыми затратами».

Попкорн с доставкой на дом

Вера в успех идеи — главный мотиватор не только для новичков, но и для предпринимателей с опытом. Антону и Ирине Брызгаловым всегда было интересно делать то, чего в Иркутске ещё не было. В 2012 году они поставили в торговых центрах вендинговые автоматы с угощениями со всего мира — сладостями, жвачкой и напитками. Такие автоматы были первыми не только в городе, но и в России. Как вспоминает Ирина, самым сложным оказалось объяснить администрации ТЦ, что это вообще за идея — автоматы не со снеками, а с необычными сладостями. Дела шли хорошо до 2017 года. Когда доллар взлетел до 80 рублей и продавать заграничные лакомства стало невыгодно, бизнес пришлось закрыть. 

На два года Ирина и Антон вернулись к своим основным занятиям — Антон продолжил руководить отделом на производстве, а Ирина занялась маркетингом. В мае прошлого года Антон ушёл с работы и присоединился к жене, у которой к тому времени уже было своё довольно успешное маркетинговое агентство. «Антон быстро включился в работу агентства, но я видела, как ему было непросто: в маркетинге он не видел продукта, — рассказывает Ирина. — Ему, как производственнику, хотелось вести такой бизнес, в котором ты можешь ”потрогать” результат».

Ирина и Антон открыли производство попкорна с доставкой на дом. Фото предоставлено героями.

Идея родилась во время прогулки в Сингапуре в сентябре 2019 года: паре понравился попкорн, который они купили в парке, и Антон предложил готовить такое в своём городе. «Мы точно не хотели делать попкорн для кинотеатров, нам нужна была фишка, — делится Ирина. — Поскольку мы сами любим посмотреть вечером сериал или кино дома с чем-нибудь вкусным, подумали, а почему бы не сделать доставку попкорна? Классно, когда к людям в любое время может приехать вкусный свежеприготовленный попкорн прямо под фильм. Мы загорелись».

Вплотную к воплощению идеи подошли в ноябре — стали дорабатывать концепцию, писать бизнес-план, искать цех и заказывать оборудование. С ним, кстати, определялись долго — ошибка могла стоить дорого. В итоге заказали американскую машину, которая может «взорвать» 1520 кг зерен кукурузы в час. Рецептуру предприниматели разрабатывали сами, на это ушло несколько месяцев. В итоге получилось семь вкусов: четыре сладких, два соленых и классический.

Предприниматели признаются, что переживали за идею, ведь примера подобного бизнеса они не нашли: «Нет ни таких вкусов, ни самого формата доставки. А почему? Вдруг кто-то пробовал, а у него не пошло? Мы ввязывались в авантюру — два состоявшихся человека бросили всё, чтобы делать что-то принципиально новое. Были даже мысли типа ”что же мы наделали”, но всё-таки мы сильно верили в свою идею».

Аппарат превращает зерна кукурузы в попкорн. Фото предоставлено героями.

Запустить свой проект, который назвали «Попкорна и зрелищ», предприниматели планировали в марте или апреле. Но налаживание процесса заняло больше времени, чем планировалось, а позже возникла ситуация с коронавирусом. Вариант переждать рассматривали, но всё-таки решили открываться. Пандемия повлияла на планы: в начале апреля были задержки с печатью наклеек и изготовлением упаковки, ведь в Иркутске ничего не работало. Потом появились дополнительные расходы — нужно было закупить партию перчаток, масок и антисептиков. «Ко всему этому мы отнеслись спокойно и даже подшучивали: прошлый бизнес мы закрыли в кризис, а этот открываем во время кризиса. Пока нам задерживали заказы по упаковке, мы дотачивали концепцию».

Каждый день в цеху готовят новую партию снеков. В ассортименте сладкие и соленые вкусы. Фото предоставлено героями.

Доставка попкорна открылась в Иркутске 1 мая. Запускались по сарафанному маркетингу, а в формировании контента помогли друзья и знакомые, которые выкладывали фотографии с продукцией в соцсети. По мнению Ирины, пользовательский контент — это то, что сейчас актуально, именно такой формат собираются поддерживать в аккаунтах компании. Основная сложность на первом этапе — объяснить людям саму концепцию и сделать популярной идею доставки попкорна на дом.


Попкорн готовят с утра и до обеда, с 14:00 до 22:00 — доставка. По городу она бесплатная при заказе от 600 рублей. Каждый день готовят новую партию, а непроданное утилизируют. В ассортименте сладкие вкусы — два шоколада, жареный миндаль, сливочная карамель и клубника в белом шоколаде; соленые — сыр чеддер, жареный бекон и сыр; классический. Используют французский и бельгийский шоколад, дорогое сливочное масло и сливки. Пачка сладкого покорна стоит 350 рублей, соленые вкусы — 170 рублей, классический — 150 рублей.

Первый месяц работы показал, что спрос на такую услугу есть, появились даже постоянные покупатели. Правда, Антон и Ирина отмечают, что всё развивалось бы стремительнее, если бы не кризис. Но даже в нем нашлись плюсы. Например, из-за того что машин на улице в период самоизоляции стало меньше, доставлять продукт удается очень быстро. Предприниматели рады, что запустили проект во время коронакризиса: «Бизнес, который открывается в кризис, нарабатывает сильный иммунитет. Если нам удастся встать на ноги и вырасти, то потом всё будет даваться гораздо легче», — считают Ирина и Антон. Их цель — создать бренд, который у людей ассоциировался бы с детством и радостью.

Веганская кухня от магазинов здорового питания «Эко-Польза»

Пока одни открываются, другие расширяют свой бизнес. Так, сеть магазинов «Эко-Польза» в самый разгар коронакризиса приобрела цех производства готовой продукции.

Руководители «Эко-Пользы» Ирина Засядьвовк и Виктор Богатинский купили сеть магазинов здорового питания год назад. За 9 месяцев, учась на собственных ошибках, владельцы открыли еще два магазина (теперь их пять) и запустили линейку продукции под собственной торговой маркой. Как раз перед кризисом магазины стали приносить наибольшую отдачу. «Бизнес стал активно развиваться, и тут наступил коронавирус, — рассказывает Ирина, — рост притормозился, доход упал, но не намного — в последние месяцы прибыль была средней».

Расширить бизнес решили в самый разгар коронакризиса — в середине апреля. Предложение о покупке кулинарного цеха поступило от бывших партнеров, их продукцией магазин уже торговал около года. «Денис, хозяин кухни, говорил нам, что собирается закрываться, — повар уехал на самоизоляцию, дела шли не очень хорошо. Нам нравилась продукция цеха. Предложение о покупке бизнеса было неожиданным, но мы всё взвесили и решили, что оно нам подходит». О своем производстве владельцы сети магазинов уже думали. В покупке готового бизнеса они увидели преимущества: не нужно с нуля строить цех, продукция уже зарекомендовала себя среди потребителей, к тому же концепция — веганская кухня — полностью совпадает с концепцией «Эко-Пользы».

В этом году «Эко-Польза» запустила линейку продукции под собственной торговой маркой. Фото предоставлено героями

Собственное производство — перспективное направление, считают руководители компании: «У нас есть каналы сбыта — пять магазинов, мы можем оперативно откликаться на потребительский запрос, не зависеть от ценовой политики посредников». Первым делом набрали штат:  повар, его помощник, управляющая и водитель. Как только объемы производства увеличатся, понадобится технолог и второй повар. Пока новое направление в периоде становления — осваивают рецептуру, пересматривают ассортимент. В меню — веганские котлеты и фрикадельки, пицца на бездрожжевом тесте и десерты. Кухню уже частично запустили, но пока это не анонсируют широко.

Продукцию веганской кухни скоро можно будет приобрести в магазинах «Эко-Польза». Фото предоставлено героями

Ирина отмечает, что спрос сейчас есть как на замороженную, так и на готовую продукцию. «Люди и покупают в магазинах, и заказывают доставку. Спрос даже превышает предложение — мы еще не успели отладить процессы и не успеваем выполнять все заказы. Возможно, рано объявили о новом направлении». О расширении «Эко-Польза» рассказала в инстаграме, никакого дополнительного продвижения еще не делали. Этого уже было достаточно, чтобы обеспечить реализацию.

Цены на продукцию такие: 300 грамм котлеток из фасоли, нута или чечевицы стоят 160-180 рублей, чечевичные фрикадельки — 143 рубля за 220 граммов. 400-граммовая пицца с разными начинками — 156-216 рублей , 700-граммовые пироги 120-245 рублей.

Суперфуды от «Эко-Пользы». Справа — веганская котлета из фасоли. Фото предоставлено героями.

Как только ситуация с коронавирусом стабилизируется, компания активнее начнет развивать доставку и реализацию через магазины продукции собственного производства: «Сейчас мы находимся на самом первом этапе нового направления работы. Анализировать его эффективность, пути дальнейшего развития ещё рано. Но планов и идей много. Как и энергии и интереса — есть уверенность, что всё получится».

Комментариев 0

Загрузка...

Тренды 20.11.2020 14:24

Батарея вместо бензобака: как иркутяне пересаживаются на электромобили

Екатерина Фалалеева

Автор Екатерина Фалалеева

0 Читать комментарии

За последние несколько лет жители Иркутской области полюбили электромобили — если в 2017 году в регионе насчитывалось всего 56 таких авто, то к середине 2020 года — уже 843. С 2019 года Приангарье находится на втором месте в России по количеству электромобилей — мы опережаем Москву и уступаем только Приморью. А еще наш регион — лидер рынка подержанных электрокаров. При этом в области практически нет никакой инфраструктуры, хотя ситуация медленно меняется — преимущественно силами активистов и бизнес-сообщества. «Верблюд» рассказывает, как устроена жизнь владельцев электромобилей в Иркутской области.



Что вы узнаете:

  • кто и зачем покупает электромобили в Иркутске;
  • во сколько обходится обслуживание электрокаров;
  • как часто их нужно заряжать и можно ли выезжать на них загород;
  • сколько в регионе электрозаправочных станций (спойлер: очень мало) и кто их устанавливает.

Причины любви

Одна из причин популярности электрокаров в Приангарье — низкая стоимость электроэнергии в регионе. В июне 2016 года иркутянин Сергей Налетов приобрел электромобиль. К тому времени он уже несколько месяцев искал более экономичную альтернативу своей машине. Сергей утверждает, что это был первый зарегистрированный в Иркутске Nissan Leaf, на сегодняшний день — самый популярный электромобиль в России. Покупка обошлась в 500 тыс. рублей.

«Я влюбился в машину и в первый год просто не мог ей нарадоваться, — вспоминает Сергей. — Оказалось, что это идеальный вариант для ежедневных поездок по городу, который к тому же помогает серьезно экономить». Траты сократились в десять раз: на бензин иркутянин ежемесячно тратил минимум 6 тыс. рублей, а на зарядку электрокара уходит максимум 600 рублей. По подсчетам Сергея, на одном только бензине за четыре года он сэкономил 300 тыс. рублей.

Кроме того, уменьшились расходы на обслуживание: «Я сразу поменял жидкость в редукторе и антифриз, это обошлось в три тысячи рублей. Купил комплекты резины. Больше за четыре года владения машиной я в нее ничего не вкладывал».

«»

«Обслуживать там нечего, — объясняет Сергей Сергеев, один из основателей клуба Nissan Leaf Baikal. — Ни масла, ни фильтров — ничего менять не надо. Раз в 100 тыс. км по регламенту — осмотр жидкости в редукторе. Заменить ее стоит около 1,5 тыс. рублей».

Сергеев купил электромобиль весной 2017 года. Мужчина работает в транспортной компании и ежедневно проезжает около 100 км. Такое расстояние обходится ему примерно в 20 рублей, если он заряжается дома. Счет за электричество — 600800 рублей в месяц. С появлением в городе станций экспресс-зарядки траты возросли — за один визит Сергей отдает около 100 рублей, в месяц получается 12 тыс. рублей. «Зато это удобно — можно быстро подзарядиться, если километраж больше обычного», — говорит Сергей.

Как заряжают электромобили

На Nissan Leaf первого поколения с полной зарядкой можно проехать 120130 км летом и 6080 зимой. У второго поколения показатели выше — 250 км и 120150 км соответственно. Для того чтобы увеличить пробег в холодное время года, водители идут на различные усовершенствования, например ставят автономный дизельный обогреватель для салона. Это позволяет не тратить драгоценную энергию с батареи на обогрев. Расходы на дизель — около 500 рублей в месяц при активной езде.

«Как многие в обычных машинах ставят котлы, лифоводы помещают под днищем подогрев высоковольтной батареи. Некоторые ставят инфракрасный теплый пол и стекла с обогревателем. Кстати, жара и перегрев действуют на батарею более разрушительно, чем мороз», — поясняет Сергей Сергеев.

Большинство владельцев электрокаров заряжают авто от обычной домашней розетки. На стандартную батарею Nissan Leaf уходит 67 часов. Сергей Сергеев оборудовал зарядное место в гараже, вывел провод из квартирного щитка. Он установил двухтарифный счетчик и заряжает автомобиль ночью, по сниженному тарифу: «Специальный счетчик — это обоснованная трата, если электромобиль — основной потребитель энергии. Счетчик и его перепрошивка на местное время обошлись в три тыс. рублей. За 8 месяцев он окупился».

Тем, кто не имеет гаража, приходится труднее. Василий Веремеенко пересел за руль электромобиля летом 2019 года. Чтобы зарядиться, он поначалу спускал удлинитель с балкона третьего этажа. Перед зимой решил установить розетку на улице.

«»

«Нарисовал три схемы прокладки кабеля, пошел в управляющую компанию с официальным запросом. Там ответили, что этим не занимаются, нужно согласовывать с собственниками дома, — рассказывает Василий. — Поговорили с председателем дома, он подписал документы. Я прокинул кабель через окно по фасаду здания. Внизу поставил шкаф с розеткой на отдельном автомате с дополнительными средствами защиты».

Недавно Василий смонтировал уличную розетку на доме, в который скоро переедет. Там кабель протянут с четвертого этажа через подъезд. «Действовал аналогично — по согласованию с председателем. Сделать все как положено — с собранием, подписями большинства жильцов — довольно трудно. Негативной реакции со стороны соседей не встречал. Если кто-то подходил с вопросами, я все объяснял».

Иногда на месте у розетки паркуются другие автомобили. На этот случай Василий приобрел 30-метровый удлинитель, который можно протянуть до самого дальнего уголка парковки. Ежедневно Веремеенко проезжает 3040 км, иногда — до 70 км. Летом одного заряда хватает на два-три дня.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Кто устанавливает зарядные станции в Приангарье

Заряжать электромобиль приходится чаще, чем заправлять бензином обычное авто. Электромобилисты признаются, что порой им приходится отказываться от спонтанных поездок, если заряда недостаточно. Для комфортного передвижения по городу и выездов загород региону нужна сеть электрозаправочных станций (ЭЗС). Сейчас, согласно карте зарядных станций PlugShare, в городе их семь. Все они установлены силами местных энтузиастов и предпринимателей.


В Иркутске есть медленные и быстрые зарядные станции. На первых полная зарядка занимает 58 часов, хотя может достигать и 12 часов — зависит от мощности бортового зарядного устройства. На экспресс-станциях за 3040 минут можно зарядиться с 1% до 80%.


Проект Quickly

Первая публичная зарядная станция появилась в Иркутске в июле прошлого года. Ее установил филиал экспедиторской компании Eхpress.ru на Байкальской, 203 Б, возле своего офиса. «Когда мы открывались, сразу решили, что не используем машины с ГСМ (горюче-смазочными материалами. — Прим. ред.), так как это требует постоянных вложений. У нас курьеры передвигаются на электромобилях, — рассказывает предприниматель Евгений Лунюшкин. — Медленную зарядную станцию рядом с офисом поставили ради собственных нужд, но воспользоваться ей могут все желающие». Станция бесплатная, все связанные с ней расходы на себя берет компания — это 22,5 тыс. рублей в месяц.

В ноябре Лунюшкин планирует начать монтаж экспресс-станции на улице Ширямова. Там же будет резервная медленная станция. Стоимость проекта — 1 млн рублей. «Зарядка на быстрой станции поначалу будет стоить символически — 1 рубль (вся зарядка), затем мы посмотрим на спрос и выстроим ценовую политику», — рассказывает предприниматель. В следующем году он планирует установить еще три ЭЗС.


Проект компании «Новинвест»

В этом году в столице Приангарья появились первые экспресс-станции. Найти их можно у ТЦ «Москва» на Сергеева, ТЦ «Дока» на Байкальской и у рынка «Парус» на Трактовой. Они двух видов: на одних расчет идет по киловаттам (15 руб/кВт), оплата производится через приложение «Фора»; на других — поминутный тариф (6 руб./минута), а заплатить можно банковской картой. По стоимости получается одинаково — 10 кВт обойдутся примерно в 150 рублей. С этим зарядом летом можно проехать 60 км, зимой — около 40.


Алексей Марчук,

Руководитель проекта и технический директор «Новинвеста»

Изначально мы хотели договориться о сотрудничестве с «Иркутскэнерго». Нас заверили, что необходимые мощности предоставят в любой точке города. В ответ на наше техзадание выдали условия, выполнение которых обошлось бы в 4 млн рублей. Сама станция стоит полмиллиона. Получается, чтобы установить одну станцию в Иркутске, нужно около 5 млн рублей. Что мы придумали? Пошли по частникам.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Договориться с ними тоже оказалось не так-то просто: не всех удовлетворяла «недостаточная» коммерческая составляющая. По идее инициаторов проекта, установка зарядных станций на частных объектах могла бы привлечь внимание к ним. Но некоторым этого мало. На вопрос, а что мы с этого будем иметь, Алексей Марчук объяснял экономику проекта: стоимость зарядки 15 руб/кВт, вычитаем стоимость электричества для юрлиц (4 руб./кВт) и другие расходы — техподдержку, поддержку мобильного приложения. Остается 5 рублей прибыли.

«Все считают, что мы на этом круто зарабатываем, — говорит Марчук. — Но мы пока только вкладываемся. Станция на 50 кВт стоит 1 млн руб., на 25 кВт — полмиллиона, а средняя стоимость одной зарядки — 90 рублей. Нам говорят — а зачем вы это делаете? Но иначе развития не будет — водители будут крутиться по обычным маршрутам, проезжать свои 5070 км, а всем хочется больше перемещаться по городу и области».

К концу следующего года «Новинвест» планирует увеличить количество зарядных станций до 15. Они появятся в Иркутске, Шелехове, Усолье и других городах и поселках области. Стоимость проекта — 1015 млн рублей.

«»

«Предполагаем, что проект начнет окупаться через 23 года. Зарядные станции — это новый продукт, который мы еще только тестируем. Бывало, что станцию запускали сутки, — она не работала, а мы не могли понять, в чем дело. Много вопросов с технической частью, программным обеспечением. К тому же зимой они еще не эксплуатировались и неизвестно, как себя покажут», — поясняет Марчук.

Есть и другие проблемы: на раскрутку одной электростанции уходит в среднем четыре месяца. Иногда их приходится переносить, что приводит к дополнительным сложностям. Так случилось с первой экспресс-станцией на Старокузьмихинской: «Спустя три месяца мы оттуда переехали из-за конфликтов. Мы занимали место на парковке, и оказалось, что владельцу территории важнее обеспечить удобство водителей бензиновых автомобилей».


Проект En+ Group

Группа компаний En+ Group установит в Прибайкалье три электрозаправочные станции, сообщил «Верблюду» руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков. Они появятся в Листвянке и Иркутске на автозаправочном комплексе возле ТЦ «Яркомолл» и на муниципальной территории возле здания «Иркутскэнерго» на Сухэ-Батора. Это будут станции с использованием разъемов CHAdeMO и CCS Combo (Type 2) на постоянном токе с мощностью 50 кВт. Зарядка до 80% займет 20 минут. Станции также будут оснащены разъемом для медленной зарядки.

В этом году в проект планируется инвестировать 10 млн руб. Эксплуатация станций начнется в декабре. В среднесрочной перспективе компания собирается установить быстрые ЭЗС по трассам в направлении Байкальска и Хужира. По словам Хардикова, в текущей рыночной ситуации проект пока не окупаемый и в большей мере обусловлен социальной ответственностью бизнеса. «Надеемся, что с появлением первых зарядных комплексов количество электромобилей в Иркутской области будет расти, мы, в свою очередь, будем готовы сеть зарядных станций расширять», — заверил Хардиков.

Фото Василия Веремеенко

Добраться до Байкала

Некоторые иркутяне обзаводятся электромобилем как второй машиной — исключительно для передвижений по городу. «Электромобиль бюджетного сегмента — не универсальная вещь, — говорит Сергей Налетов. — Лучше всего он показывает себя в городских условиях, а вот далеко на нем не уедешь. Учитывая отсутствие политической воли по поводу развития инфраструктуры, быстрых зарядок в ближайшее время по области не появится. Встать посередине пути на несколько часов, чтобы зарядиться, — по-моему, это слишком».

Впрочем, другие электромобилисты регулярно путешествуют по области и не видят затруднений в вынужденных остановках. Правда, и они признаются, что станции быстрой зарядки могли бы сделать отдых комфортнее. Пока что такая есть только в поселке Никола, но сейчас она на техобслуживании.

По пути на Малое море можно зарядиться на станции медленной зарядки в Баяндае. Работает она только в сезон, а зимой отключена. Есть станция в поселке Тараса в Боханском районе (проект 4ev.ru). Владельцы электромобилей рассказывают, что розетки часто предоставляют владельцы кафе и стоянок. Например, в Култуке можно пополнить заряд за 150 рублей, а на стоянке в Листвянке — за 50. «Мы ездили на Ольхон, в Улан-Удэ, на Святой Нос, — перечисляет Сергей Сергеев. — По пути заряжались от розеток — их, слава богу, на трассе хватает. Да, едешь дольше, чем на обычном авто, но это же часть путешествия».

Фото Сергея Налетова

Что ждет электромобилистов в России

Сейчас по всей России насчитывается всего около 250 зарядных станций, и с каждым годом их будет всё больше. Например, «Россети» к 2024 году планируют увеличить количество ЭЗС в стране до 1 тыс. На первом этапе хотят охватить крупные города с населением более 1 млн человек, на втором — города с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей. Всего должны построить ЭЗС в 30 крупных городах и на 30 магистралях.

Развитие инфраструктуры увеличит спрос на электротранспорт, уверены эксперты. Также поможет снижение стоимости аккумуляторных батарей и их адаптация под российский климат. Благодаря этим мерам среднегодовые темпы роста рынка электромобилей к 2025 году могут достичь 30 %. Ближайшие прогнозы такие: ожидается, что в 2021 году продажи новых электромобилей вырастут примерно на 1015 %, а подержанных — на 40 %.

Иркутяне продолжат покупать электромобили, убеждены наши собеседники, и улучшение качества инфраструктуры только подстегнет спрос. Кстати, с этого года в области отменен транспортный налог на электромобили — это около 1,7 тыс. рублей в год. «Сумма небольшая, но важно, что государство делает шаг навстречу электромобилистам», — говорит Сергеев. Кроме того, в мае в России отменили таможенные пошлины на ввоз электрокаров, она составляла 15 %. Правда, из-за роста курса доллара и повышения спроса итоговая цена сейчас даже выше, чем в начале года, резюмирует он.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому