14.05.2020 15:27
- 237 мемориалов отреставрируют в Иркутской области в этом году
- В Иркутске зальют 27 катков для массового и спортивного катания
- Иркутянина осудили за незаконную прослушку чужих разговоров
14.05.2020 15:27
Пандемия коронавируса не только сильно изменила привычную жизнь людей по всему миру, но и вызвала инфодемию — вспышку мифов и домыслов. Некоторые из них достаточно безвредны, но какие-то убеждают людей меньше обращать внимания на самоизоляцию, подвергают их опасности заражения или распространяют ложные убеждения о лечении болезни. Разбираемся с мифами вместе с медицинским журналистом Елизаветой Бабицкой.
Некоторые убеждены, что этой новой болезни просто нет, а её придумали какие-то группы заинтересованных лиц — политики, крупный бизнес или «тайное правительство». Конечно, можно долго говорить о статистике по миру, которая прямо показывает, что в мире уже более 4 миллионов заражённых в 212 странах мира. Или вспомнить группы учёных, которые в разных частях света расшифровывают геном нового вируса, исследуют возможные лекарства от него, придумывают вакцины и другими различными способами изучают эту болезнь.
Но можно просто пойти от противного — допустим, эту болезнь действительно придумали, но как можно обмануть мир в таких масштабах? Сейчас люди получают информацию не только из СМИ, но и из социальных сетей, а в них есть множество историй обычных людей из личных аккаунтов. Кто-то рассказывает про смерть близких от COVID-19 или о своей истории болезни, врачи разных стран описывают всю тяжесть ситуации в больницах, а родственники тяжелобольных ищут переболевших, которые готовы сдать плазму с антителами. Медицинские работники из России собирают публичный список коллег, которые умерли от коронавируса. Неужели население всех стран обмануло какое-то маленькое число людей, да ещё так, что уже более 4 месяцев никто в мире не раскрыл этот подлог?
Нет, так поступают только при сильном недостатке кислорода в крови. Кроме этого, сейчас врачи стали получать больше данных о течении COVID-19 у тяжёлых больных, и появилось мнение, что стандартные протоколы можно поменять. Обычно людей с тяжёлыми пневмониями и низким уровнем кислорода в крови, даже без коронавируса, подключают к аппарату ИВЛ. Но некоторые пациенты с COVID-19 переносят нехватку кислорода не так плохо — они не сильно задыхаются и способны говорить длинными предложениями. Скорее всего, это особенность болезни, которую нужно учитывать и предлагать таким людям более мягкие меры доставки кислорода — кислородные маски, СИПАП-терапию или носовые катетеры.
Также использование ИВЛ может даже навредить некоторым пациентам и приводить к увеличению летальных исходов. Это происходит из-за того, что воздух часто активно нагнетается в поражённые легкие, а это может повредить их и вызвать воспаление. Но, конечно, эта терапия многим всё равно помогает, поэтому врачам нужно и дальше изучать использование этого метода при COVID-19. Возможно, нужно уточнить новые критерии отбора пациентов для использования ИВЛ, чтобы снизить вероятные негативные последствия такого лечения.
Сейчас у нас есть ПЦР-тесты для определения того, есть ли вирус в организме или нет. С его помощью можно понять, болеет ли человек и способен ли он заражать других. Если у вас нет симптомов — лучше подумать несколько раз, стоит ли идти в частные лаборатории, которые разворачивают сейчас тестирование в разных регионах страны, для сдачи этого теста. Вы можете подхватить COVID-19 от больных людей в очереди в клинику или от самой медсестры, результат теста может оказаться ложным или вы сами заразите кого-нибудь, пока будете это делать. Стоит ли так рисковать, тратить деньги и время ради любопытства и часто ложного ощущения безопасности? Если у вас есть симптомы, например кашель и высокая температура, — нужно вызвать скорую помощь на дом, а врачи сами решат, нужно ли сделать вам ПЦР-тест.
Кроме этого анализа, в регионах скоро начнут появляться тесты на антитела для тех, кто думает, что мог уже переболеть COVID-19 и хочет в этом убедиться. Главная их проблема по всему миру — часто они не настолько точны, как нам бы этого хотелось. Производители указывают одни проценты ложноположительных и ложноотрицательных результатов, а после независимой проверки оказывается, что значения совсем другие. Что это значит для вас? Вы сдаёте тест в клинике и получаете положительный результат (это значит, что вы переболели), радуетесь и бежите обниматься с друзьями, а на самом деле это была лишь ошибка теста.
Также учёные сейчас не могут точно сказать, можете ли вы подхватить коронавирус второй раз, если действительно переболели, и точно ли вы будете безопасны для других людей, особенно старшего возраста. Поэтому Всемирная организация здравоохранения рекомендует пока использовать тесты на антитела лишь в массовых клинических исследованиях, чтобы оценивать реальные данные о распространении коронавируса в популяциях (включая бессимптомные кейсы).
Нет, пожалуйста, не нужно заниматься самолечением и покупать препараты против малярии с хлорохином, гидроксихлорохином или мефлохином. COVID-19 — это новое заболевание, врачи и ученые пока не нашли лекарства, которые показали бы эффективность в лечении коронавируса у людей. Использовать противомалярийные препараты стали из-за того, что были небольшие исследования, которые показали их влияние на вирус в «пробирке». Из-за того что ситуация экстренная, некоторые страны разрешили сразу использовать эти лекарства в клинических исследованиях с больными коронавирусом. Но никто пока так и не доказал, что они действительно способны уменьшить осложнения от COVID-19 или снизить срок болезни.
И, конечно, нельзя забывать о политике, — такую популярность противомалярийные препараты обрели во многом после постов в социальных сетях и официальных заявлений Дональда Трампа. В апреле Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов Америки (FDA) предупредило, что применение хлорохина и гидроксихлорохина у пациентов с COVID-19 может вызывать проблемы с сердечным ритмом, поэтому использовать их вне клинических исследований можно лишь в исключительных случаях и только под присмотром врачей.
К сожалению, уже сейчас видно, что это не так. На 10 мая мы в пятерке самых пострадавших от этой болезни стран и, судя по темпам роста заболевших, совсем скоро будем на 2 месте в мире, уступая лишь США. Рассчитывать на жаркое лето, которое убьёт вирус, не стоит. В странах с постоянным жарким климатом (например в Иране или Сингапуре) COVID-19 распространялся достаточно быстро. Конечно, рост заразившихся может снизится к лету, но, вероятнее всего, поможет этому не солнце, жара или влажность, а самоизоляция и другие меры, которых придерживаются люди во время пандемии.
Еще интересное: Заложники возраста и квартир: как в Иркутске пожилые люди переживают самоизоляцию
Поддержим Locals: как компания «Атлас» развивает кофейную культуру в Иркутске (даже в карантине)
Благотворительность в самоизоляции: как помочь людям и животным в Иркутске
Наш канал в телеграме — «Верблюд в огне», подпишись!
Комментариев 0