• 11 июня в Иркутске откроется кинотеатр под открытым небомнебом
  • Власти потратят почти миллиард рублей на флаги и гербы для российских школшкол
  • В иркутском кинотеатре пройдет обсуждение аниме «Призрак в доспехах»доспехах»

Главная > Герои 20.09.2021 16:18

Арт-ликбез: как блогерка из Иркутска нескучно рассказывает о классическом искусстве

Алина Анисимова

Алина Анисимова

1 Читать комментарии
Арт-ликбез: как блогерка из Иркутска нескучно рассказывает о классическом искусстве - Верблюд в огне

Фотографии: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Иркутянка Анастасия Сосновская — автор популярного блога об искусстве «Артликбез». Она пишет заметки и делает видео о художниках, картинах, их историях. Суммарно в соцсетях ее читают и смотрят почти 200 тысяч человек. «Верблюд» поговорил с арт-блогеркой о том, как интересно рассказывать об искусстве, где брать темы и почему в России все сложно с приобщением к культуре.


У вас в одном только «Инстаграме» 156 тысяч подписчиков — это почти четвертая часть населения Иркутска. При этом немногие знают, что вы иркутянка. Расскажите немного о себе и о том, как начали вести блог.

Семь лет назад у меня родилась дочь, тогда как раз набирал популярность «Инстаграм». Большую часть дня я проводила лежа в постели, потому что кормила ребенка грудью. Тогда же установила себе «Инстаграм» и пыталась понять, почему все его смотрят. Там нашла блог Анастасии Постригай, искусствоведа из Москвы.

Оказалось, что искусство может быть интересным и востребованным, что у него есть своя аудитория. Подумала: почему бы мне тоже не начать вести блог? Написала пару заметок и неожиданно для себя получила большой отклик. В основном, конечно, читали друзья и знакомые.

Меня так вдохновили комментарии «Давай, жги дальше!», «Интересно продолжение», что сначала публиковала по три поста в день. Потом стала писать реже, но не могла бросить, настолько затянуло. Блог подрастал, и я поняла, что можно предлагать подписчикам мероприятия. Проводила разные марафоны, запустила свой курс. Постепенно блог стал не просто хобби, а тем, что меня кормит. И нужно было вкладываться в рекламу, писать лучше и самой очень много учиться.

Почему выбрали для себя именно тему искусства?

Я окончила Иркутское художественное училище. По специальности я графический дизайнер, искусство меня всегда интересовало. Еще со школы появилась любовь к живописи.

Историю искусств в училище преподавали скучно. Но однажды наш преподаватель заболела и ее буквально на одну пару подменила Лариса Павловна Берначук. Тема была нудная — архитектура Киевской Руси. Казалось бы, что там рассказывать? Но мы слушали с открытыми ртами и не заметили, как пара закончилась. После этого я стала погружаться в тему искусства, которой увлекаюсь до сих пор.

На ваш взгляд, обязательно ли иметь диплом искусствоведа, для того чтобы писать об искусстве?

Думаю, что нет. Наличие специального образования — это палка о двух концах. С одной стороны, искусствоведы — профессионалы, они знают такие нюансы, которые мне не даны. Они проделали большую академическую работу, и она чувствуется. С другой стороны, такой подход лишает свежести восприятия. Человек мыслит шаблонами, так, как его научили, и непредвзятого взгляда уже не получается.

Из всех соцсетей, пожалуй, больше всего искусствоведов можно встретить в «Инстаграме». Авторов много, но далеко не всех хочется читать. В основном они пишут довольно скучные вещи. Ты читаешь их пару раз, а потом перестаешь. Поэтому отсутствие диплома, может, и неправильно, но дает свежесть восприятия, которую можно передать дальше.

У вас узнаваемый стиль: рассказываете истории о картинах и художниках легко и с юмором. Не упрекают в том, что слишком упрощаете?

Нет, такого нет. Думаю, если бы меня читали искусствоведы, то, наверное, закидали бы тапками. Но они меня не читают. Во всяком случае, я их не вижу в комментариях. Наверное, те, кому нужен более академический подход, уходят к другим авторам. Каким-то образом мне удалось собрать в блоге очень корректную аудиторию. У меня никогда нет хейта. Очень редко бывает, что кто-то приходит с невнятной претензией, его обычно остальные критикуют, и все прекращается.

Какие темы популярны у читателей вашего блога? Бывает, что какая-то история «выстреливает» вопреки ожиданиям?

Темы могут быть абсолютно разные. Не имеет значения, рассказываешь ты о христианстве, античной мифологии или жизни художника. Интерес зависит от того, как подашь тему, найдешь ли острую нотку, за которую человек зацепится и ему захочется дочитать до конца.

Недавно у меня вышли сторис, где я предложила на выбор три темы. Первая — достаточно кровавая, про христианских мучеников, вторая — про Страшный суд. Третья тема — непонятная, просто взяла ее из головы: детали на картинах. Я была абсолютно уверена, что ее никто не выберет. Но за нее проголосовало большинство.

«»

Вместо хайповых тем про кровь, ужасы и неразделенную любовь люди выбрали что-то спокойное. Для меня загадка, почему так. Видимо, все настолько устали от кликбейта и хайпа в интернете.

Сколько времени занимает подготовка материала? С какими источниками обычно работаете?

Если знаю тему и нужно просто собрать материал, например для лекции, то понадобится 9–10 часов. При подготовке с нуля может уйти неделя, причем придется сидеть с утра до вечера.

Прежде всего, я опираюсь на базовое образование. Зачастую рассказываю о сюжетах из античности или Библии, поэтому работаю с первоисточниками. Затем ищу информацию в интернете, потому что темы настолько узкие, что пойти и купить книгу — сложно. Плюс бывает много разных точек зрения по тому или иному вопросу, с ними тоже знакомлюсь.

Перепроверять надо все. Пару раз, когда брала материалы из интернета, я попадала в неловкие ситуации. Ты можешь быть уверен в чем-то, а потом все оказывается по-другому.

Книги об искусстве почти не покупаю. У меня есть, конечно, дома Гумбрехт (Ханс Гумбрехт, историк культуры. — Прим. ред.). Недавно взяла неплохую биографию Кранаха Старшего (Лукас Кранах Старший, немецкий художник начала XVI века. — Прим. ред.).

Перечитываю античную мифологию в разных изложениях, и это очень интересно. Первоисточники читать тяжело, потому что ритм и стиль изложения нам непривычны. Недавно вышел трехтомник Стивена Фрая, где он пересказывает древнегреческие мифы. Пишет с юмором, его интересно перечитывать. Тот же Николай Кун хоть и считается классиком, но его «Легенды и мифы Древней Греции» написаны настолько сухо, читать невозможно.

У вас есть благотворительные проекты — расскажите немного о них. Что вам это дает?

Первым был проект с Ивано-Матренинской детской больницей в 2017 году. Когда я с ребенком попала туда, обнаружила, что мамы и дети постоянно в телефонах и не общаются друг с другом. Захотелось предложить какую-то альтернативу. Мы договорились с главврачом и поставили полки с книгами в четырех отделениях, где дети лежат долго. Эти полки до сих пор стоят. Более того, люди приносят книги из дома и пополняют их.

В прошлом году поддержала акцию книжного магазина «Кукуля». Смысл в том, что выбираешь книгу себе и покупаешь еще одну для детей, которые лежат в больнице. К сожалению, отклик был небольшой. Тогда я разместила у себя сторис «50 рублей на книжку». За четыре часа мы собрали 70 тысяч рублей и укомплектовали книгами два больничных отделения.

После этой истории у меня появилась внутренняя потребность создавать библиотеки для детей. Не у всех семей есть возможность покупать хорошие книги. Так появилась мини-библиотека в отделении «Сбера» на «Чайке». В ближайшее время откроются еще три в банковских отделениях в Иркутске, Тулуне и Усть-Куте. Буду рада, если в маленьких поселках тоже появятся такие библиотеки, где дети смогут бесплатно взять новые книги.

Вы много путешествовали, побывали в известных музеях Европы. Какие эмоции возникают, когда видите оригинал картины или скульптуры?

Несколько лет назад я поехала в Италию: Рим — Флоренция — Болонья. И случайно оказалась в Равенне. Когда увидела мозаики шестого века, я начала плакать. Они относятся к Византийскому искусству, которого осталось очень мало. Мозаики были потрясающие.

Для меня поездка в Европу была как полет на Луну. Казалось, что она существует в какой-то параллельной реальности. Все картины, которые видела до этого в учебниках, в интернете, они где-то там, куда невозможно добраться. Поэтому, первый раз оказавшись в Европе, я испытала эйфорию.

Через пару лет я остановилась в Вене у знакомых. Всегда любила Густава Климта (австрийский художник. — Прим. ред.), знаю его биографию, ранние и поздние работы. В начале своей карьеры он расписывал Музей истории искусств, раньше я видела эти работы в интернете. Оказавшись в Вене, обошла весь музей, но не подумала, что росписи находятся здесь. Шла по парадной лестнице к выходу, подняла глаза и увидела их. И опять давай плакать. Потому что это история про то, как сбываются мечты.

В своем блоге вы преимущественно рассказываете о классическом искусстве. В то время как у обывателя гораздо больше вопросов, как понимать современных художников. Почему не пишете про современный арт?

Для того чтобы понимать современное искусство, из него надо выйти. До тех пор, пока мы находимся внутри процесса, мы не можем его адекватно оценивать. То, что сейчас происходит вокруг него, — это попытка разобраться, как это работает, что хорошо, а что плохо, что ценно, а что нет.

Если оглянуться на 100 лет назад, то выяснится, что художников было очень много, а известными остались единицы. Более того, многих из них сильно критиковали, не выставляли, не покупали, а сейчас они общепризнанные мэтры. Их работы стоят таких денег, что даже не продаются, потому что это слишком большая ценность.

«»

Мне кажется, пока очень рано говорить о современном искусстве. Можно попробовать в нем разбираться, любить или не любить, но говорить о нем по-взрослому, я считаю, преждевременно.

Современное искусство настолько другое в подходе, техниках и самом способе выражения мысли автора, что это отдельная вселенная. В нее надо специально погружаться. Я не хочу, потому что эстетически и визуально современное искусство меня не привлекает.

Сейчас все говорят про NFT. Как считаете, цифровое искусство — временное явление в поп-культуре или за этим будущее?

Думаю, что цифровое искусство уже попало в историю как новая ступень развития, прорыв, которого раньше не было. Другой вопрос, останется ли NFT с нами навсегда или это просто временная история. Но я считаю, что пока горячо, в этот поезд надо прыгать тем, кто хочет заработать.

Непонятно, будет ли это дальше работать. Как с цифровой валютой: кто вовремя зашел, тот снял основные сливки. Мне кажется, с NFT-токенами будет то же самое. Эрмитаж правильно делает, что начал продавать собственные цифровые произведения. Сейчас эти возможности открываются и надо ими пользоваться.

Важно ли современному человеку разбираться в искусстве?

Огромное количество людей в нем ничего не понимают и нормально живут. Вот есть пять вкусов: кислый, сладкий, соленый, горький, острый. Когда человек разбирается в искусстве, он получает дополнительный вкус, может разнообразить свой мир.

Искусство как лакмусовая бумажка истории. В нем всегда отражается то, что происходит в обществе. Вроде бы читаешь о сюжете картины, а открывается целый пласт информации. Когда мы соприкасаемся с искусством, часто испытываем эмоциональное потрясение, открываем для себя новые грани привычных вещей.

Еще есть интеллектуальное удовольствие, когда смотришь и понимаешь, что изображено. Если видишь знакомый сюжет, уже не пройдешь мимо. Это похоже на разгадывание ребусов: увидеть, понять о чем история, считать все символы-подсказки.

На ваш взгляд, приобщение к искусству — задача семьи, школы или государства?

Все, что касается культуры, может развиваться только в условиях нормальной экономики. Когда люди не думают, на что будут завтра жить и как прокормить ребенка, только тогда высвобождается место для культуры.

Поэтому у нас в 1990-х музеи стояли пустые, никто не ходил в Третьяковку. А в 2010-х там появились очереди. Пока базовые потребности не будут закрыты, ничего не поможет: ни государственные программы, ни школьные программы, ни родительское стремление. У человека должно освободиться место в голове, в душе, чтобы подумать о чем-то еще.

В Европе люди постоянно ходят по выставкам, посещают оперу, театры, музеи, у них в библиотеках много посетителей. Потому что они могут себе это позволить. У нас, когда народ работает в три смены, денег не хватает, какие могут быть музеи? И в этом отношении в Москве и Санкт-Петербурге ситуация всегда лучше, потому что денег у людей больше.

«Верблюд в огне» благодарит за помощь в организации съемок Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачева.

Комментариев 1

Аватар

0

Спасибо за интересное интервью!

22.11.2021 21:33

Ответить

Тренды 18.04.2022 12:00

Что такое Индекс качества жизни (объясняем в картинках) и почему в Иркутске жить хорошо

Яна Шутова

Автор Яна Шутова

1 Читать комментарии

Представьте, что любой город России можно, как во многих интернет-магазинах, «добавить к сравнению» и посмотреть, как он выглядит на фоне остальных. Много ли в нем людей, работающих по 50 часов в неделю? Достаточно ли фруктов и овощей они едят? Пользуются ли электромобилями и есть ли у них в пешей доступности школа? Для ответа на эти вопросы госкорпорация ВЭБ.РФ вместе с партнерами разработала информационно-аналитическую систему «Индекс качества жизни в городах России»: на конкретных цифрах можно увидеть, чем отличаются наши города.

«Верблюд» в картинках объясняет, как индекс может пригодиться вам в повседневной жизни. А еще мы нашли в базе данных Иркутск и проверили, как он оценен по разным параметрам — от уровня благоустройства до work-life balance у его жителей.


Партнерский материал

Кому нужен Индекс ВЭБа

В Иркутске широко известен проект арт-вечеринок «Без бокала нет Шагала». Люди собираются в приятной атмосфере, чтобы продегустировать хорошее вино и написать собственную (возможно, первую в жизни) картину. Пять лет назад «Шагал» начинался с вечеринки для друзей в винном погребе, а сегодня это большой проект с франшизой в 15 городах России. Каждый раз, открываясь в новом месте, владельцу бизнеса Светлане Давыдовой приходится проводить глубокий анализ незнакомого города.

«Когда мы рассматриваем открытие очередной франшизы, я обращаю внимание на ряд критериев. Например, сколько в городе компаний, которые работают в сфере креативных индустрий. Кто бы что ни говорил, наличие конкурентов — это хорошо. Потому что если в городе нет конкурентов, то нам самим придется „раскачивать“ аудиторию. Так, например, было в Южно-Сахалинске, где люди привыкли после работы идти домой и смотреть телевизор», — рассказывает Светлана Давыдова.

«»

«Очень важно знать, есть ли в городе музеи, кинотеатры, галереи и охотно ли туда ходят. Количество объектов общественного питания — тоже важный показатель. Когда город живет, у него высокий потребительский коэффициент, как следствие — высокий уровень сервиса. В случае с „Шагалом“ кафе и рестораны — это еще и площадки для проведения мероприятий».

Эти и другие важные показатели городов предпринимателям теперь не нужно выискивать самостоятельно. Они есть в открытом доступе Индекса качества жизни. Имея все данные под рукой (от уровня доходов населения до количества коворкингов), Светлана Давыдова может быстро оценить ситуацию: так, в Самаре в три раза меньше точек общепита на душу населения, чем в Иркутске, а кемеровчане посещают культурные события в два раза чаще иркутян.

«»

«По данным Индекса качества жизни ВЭБ.РФ, Иркутск входит в топ-20 лучших городов России по девяти показателям. Это обеспеченность врачами, высокая доступность спортивных объектов, пешая доступность школ, достаточное число кафе и ресторанов, обилие зеленых зон и ряд других», — рассказал руководитель блока аналитики и маркетинга группы ВЭБ.РФ Андрей Самохин.

В базу данных включены 115 городов России, и каждый оценен примерно по 250 показателям. Такой инструмент интересен не только предпринимателям, но и обычным горожанам. Для многих семей Индекс ВЭБа может стать ориентиром в решении повседневных вопросов: где провести отпуск, в какой город поступать учиться. С помощью удобной таблицы можно за пару кликов узнать, что иркутяне в среднем стоят на остановке 8,5 минут, что здесь каждый пятый ведет здоровый образ жизни и что у 90% жителей школа находится в 20-минутной шаговой доступности.

Индекс качества жизни — это независимое исследование, поэтому его результаты могут дать пищу для размышлений представителям городской власти. Цифры дают четкое понимание, какие отрасли нуждаются в реформах и эффективных решениях, а какие являются конкурентными преимуществами Иркутска. Сейчас администрация города заключила контракт с компанией Strategy Partners Group на разработку Стратегии социально-экономического развития Иркутска до 2036 года.

«Результаты исследования Индекса качества жизни будут направлены в Strategy Partners Group для использования в работе, поскольку Индекс качества жизни имеет конкретное практическое применение», — пояснили в мэрии.

Как устроен Индекс качества жизни

Ядро концепции — это потребности обычного человека. Индекс учитывает все аспекты, влияющие на повседневную жизнь российской семьи, а это более 250 разных показателей. Из них складывается детальный портрет населенного пункта. По этим критериям можно сопоставить его с другими российскими или зарубежными городами.

Что это дает? Во-первых, позволяет четко разглядеть конкурентные преимущества города, а лучшие практики — тиражировать на всю страну. Во-вторых, увидеть в городе «слабые места» и превратить их в точки роста. Индекс создан не для того, чтобы ранжировать города, а чтобы изучить потребности жителей. Это не рейтинг, а практический инструмент анализа.

Есть пять ключевых принципов, с учетом которых формируется Индекс качества жизни.

  • Человекоцентричность. Все города рассматриваются изнутри, с позиции простого человека и его ценностей.

Иркутяне удовлетворены своей жизнью на 5,61 балла из 10. Чтобы выяснить это, респондентам задавали вопрос: «Вообразите лестницу со ступеньками от 0 до 10. Самая верхняя — это лучшая для вас жизнь, самая нижняя — наихудшая. Где вы сейчас находитесь?»

  • Функциональность. Сильные и слабые стороны места легко проявить, если сравнить его с другими российскими или зарубежными городами по отдельным направлениям.

Уровень обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом у нас значительно выше, чем по России: в Иркутске на 10 тысяч жителей приходится 104 сотрудника, а в других городах — около 80.

  • Интеграция с другими индексами. Показатели анализа — точно такие же, как в других российских и международных индексах. За основу взята структура ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) — по ней проанализировано 650 городов из 38 стран.

В Иркутске доступ к паркам и лесам в пешей доступности имеет 79-80% населения.

  • Институционализация. В России насчитывается 1117 городов и качество жизни в них разительно отличается. Индекс ВЭБа может использоваться как общий знаменатель для национальной системы оценки и в то же время — как инструмент сопоставления с международными стандартами.

Как минимум среднее образование имеют 90,7% иркутян (в возрасте от 25 до 64 лет), в Мадриде — только 75,2%.

  • Регулярность. Жизнь не стоит на месте, поэтому Индекс обновляется ежегодно.

По данным на 2021 год, в Иркутске 9,56% жителей посвящают работе более 50 часов в неделю.

По каким критериям оценивали города

Индекс ВЭБа складывается из 12 направлений, которые больше всего влияют на качество жизни людей: это доход и работа, жилищные условия, здоровье, образование, мобильность, благоустройство, экология, безопасность, общество, работа и отдых, гржданские права, удовлетворенность. Что из этого может пригодиться нам в повседневной жизни?

Жилищные условия. Сколько стоит сегодня квадратный метр жилья, много ли в городе новостроек, высокая ли там ипотечная ставка и сколько однокомнатных квартир можно снять на одну зарплату — этими вопросами в первую очередь задается человек, переезжающий в другой город.

Лидируют по обеспеченности жильем Владикавказ (1,44 комнаты на человека), Краснодар (1,36) и Вологда (1,33). Любопытно, что жилье в российских городах почти в два раза новее, чем в среднем по городам стран ОЭСР (59% домов, построенных после 1980 года, против 30%).

Доход и работа. Этот критерий включает в себя и разнообразие вакансий, и уровень безработицы, и число патентных заявок, и даже количество краудфандинговых проектов в отдельно взятом городе.

Самые высокие зарплаты получают в Магадане, Сургуте и Новом Уренгое (≈1,3–1,6 млн рублей в год). Это сопоставимо с восточноевропейскими странами (Чехия, Словакия, Польша). Быстрее всего работу можно найти в Казани и Белгороде (5 месяцев), а вот во Владикавказе на это уйдет почти год.

Работа и отдых. Этот показатель справедливо выделен в отдельную категорию. Чтобы понять, как жители городов восстанавливают силы, исследователи подсчитали количество музеев, кинотеатров и галерей, оценили кафе, бары и рестораны, обратили внимание на туристическую привлекательность городов.

В среднем 13,1 часа тратит на свой отдых и восстановление (включая ночной сон) житель российского города, работающий полный день. Если оценить культурную жизнь по 10-балльной шкале, то средняя оценка по России составит 5,6. В лидерах — Казань (7,5), Тюмень (7,4) и Екатеринбург (7,3)

Здоровье. Чтобы оценить уровень здоровья, в 115 российских городах подсчитали среднюю продолжительность жизни, количество ЗОЖников, выяснили объем овощей и фруктов в рационе граждан, изучили пешую доступность спортивных объектов и поликлиник.

Выяснилось, что Махачкала — лидер по продолжительности жизни среди российских городов (79 лет). В среднем по России — 73 года.

Только 46% российских горожан считают свое здоровье хорошим или очень хорошим. Это меньше, чем в зарубежных городах.

Образование. На этот критерий влияет множество показателей: доступность школ, учебные результаты школьников, состояние образовательной инфраструктуры, результаты ЕГЭ, доля горожан с высшим образованием.

Между прочим, 59% взрослых горожан в России имеют высшее образование. Это значительно выше, чем в ОЭСР (46%).

Самыми образованными городами можно назвать Воронеж, Брянск и Казань. А вот по удобству расположения школ в числе лидеров Иркутск: 93% проживают в 20-минутной пешей доступности (это на 14% выше общероссийского показателя).

Мобильность. Этот параметр очень хорошо демонстрирует ситуацию с транспортом в конкретном городе. Учитывается соотношение легковых машин и численности населения, наличие каршеринговых сервисов, выделенных велодорожек и зарядных станций для электромобилей, средний возраст автобусов и троллейбусов, время на дорогу до работы, а также число ДТП с общественным транспортом.

Как выяснилось, 13% жителей городов России хотели бы добираться до работы или учебы на велосипедах или самокатах (сейчас это делают 4%).

Благоустройство. Именно городская среда зачастую становится решающим фактором в выборе города для жизни. Из чего она складывается? Из плотности жилой застройки, количества зеленых зон и набережных, городской иллюминации и эстетичной рекламы.

Не может не радовать тот факт, что более 80% населения российских городов живет в пешей доступности от парков и скверов. По мнению самих жителей, наиболее красивые и ухоженные города — это Грозный (94%), Ставрополь (91%) и Ханты-Мансийск (88%)

Как Иркутск оценили в Индексе ВЭБа

По данным Индекса качества жизни, Иркутск входит в топ-20 лучших городов России по девяти показателям. Самые сильные стороны — это жилищные условия (64,83), благоустройство (63,14), образование (63,99), доход и работа (52,67).

Иркутск часто называют студенческим городом — он является магнитом для молодежи из Бурятии, Забайкалья, Приморского и Красноярского краев. Один из многих факторов — количество вузов и ссузов в области креативных специальностей. По этому показателю Иркутск значительно обгоняет города своего кластера (Владивосток, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск и другие).

«»

«Я приехал в Иркутск в 2019 году из Забайкальского края. Хотел поступать в суворовское училище в Чите, но старший брат посоветовал ехать в Иркутск, так как здесь много перспектив», — рассказывает Егор Бальжинимаев, студент третьего курса Института архитектуры, строительства и дизайна ИРНИТУ.

Егор поступил в иркутский политех на специальность «Теплогазоснабжение и вентиляция». «Когда я в первый раз приехал в Иркутск, у меня рот открылся. Увидел остров Конный и буквально влюбился с первого взгляда. После университета я решил остаться здесь. Я уже понимаю, где буду жить и работать. Есть несколько компаний, куда можно будет устроиться инженером, а жить хочу в Университетском, мне нравится этот район. Еще один плюс Иркутска — это спортивная база. Здесь хорошая школа каратэ, я планирую в будущем не просто тренироваться, но и преподавать», — говорит Егор.

«По данным Индекса качества жизни, в Иркутске высокая доступность спортивных объектов и сооружений — 78% жителей города проживают от них в 15 минутах пешком, в то же время в среднем по стране этот показатель равен 65%», — рассказывает главный управляющий директор, руководитель блока аналитики и маркетинга группы ВЭБ.РФ Андрей Самохин.

Средняя годовая зарплата в Иркутске в прошлом году составляла 623,5 тысячи рублей в год, тогда как по России — примерно 545 тысяч. По количеству патентных заявок и научных публикаций наш город в три раза обгоняет остальные российские города. Эти и другие факторы создают благоприятную среду для ведения бизнеса.

«У Иркутска все хорошо по сравнению с городами в средней части России, — подтверждает предприниматель Светлана Давыдова, основатель проекта „Без бокала нет Шагала“. — В средней полосе (Самара, Воронеж, Смоленск) очень низкие зарплаты, наши арт-вечера стоят там дешевле всего. Для клиента 1500-1800 рублей за мероприятие — это потолок. Сибирские города (Тюмень, Иркутск, Новосибирск) более платежеспособны и привлекательны для туристов, поэтому сервис и бизнес здесь развивается стремительнее».

Отдыху и уходу за собой иркутяне посвящают недостаточно времени: вместе с ночным сном выходит меньше 12 часов. На общение времени тоже не хватает: более 40% иркутян признались, что хотели бы видеться с близкими чаще, чем удается. Возможно, по этим причинам оценка удовлетворенности своей жизнью составляет 5,61 баллов из возможных 10. Еще два направления, по которым Иркутск отстает от других российских городов, — это мобильность (36,07) и экология (42,97). В городе отмечается изношенность общественного транспорта и довольно высокий комплексный индекс загрязнения атмосферы (3,67 балла, что в два раза больше среднероссийского показателя).

«Несмотря на то что в Иркутске есть своя гидроэлектростанция, его нельзя назвать городом чистой энергии. ГЭС обеспечивает электроэнергией не город, а Иркутский алюминиевый завод, а город питается от Ново-Иркутской ТЭЦ. Она работает на угле, поэтому у нас такие показатели [загрязненности] атмосферы, — объясняет Иван Крылов, представитель благотворительного экологического фонда „Подари планете жизнь“. — Кроме того, в Иркутске в предместьях Рабочее и Марата до сих пор много домов, отапливаемых от котельных».

В то же время, как отмечает руководитель блока аналитики и маркетинга группы ВЭБ.РФ Андрей Самохин, город находится на высоких позициях по площади, отведенной под парки и зеленые зоны, — в Иркутске это 42% от территории города, а в среднем по России — 27%. По степени вовлеченности жителей в экологические проекты, программы и инициативы Иркутск (12%) тоже выделяется на фоне общероссийского (9%) показателя.

«»

«За последнее время в городе значительно развилась инфраструктура для раздельного сбора мусора. Экотакси у нас уже принимает больше 60 (!) фракций, в том числе тетрапаки. В Иркутске сейчас, по-моему, рекордное количество мини-заводов по переработке отходов», — отмечает экоактивист Иван Крылов.

Еще два года назад все вторсырье из Иркутска вывозили в другие регионы, а сейчас в городе из макулатуры производят картон, туалетную бумагу и утеплитель эковата, говорит Крылов. Как минимум четыре предприятия в городе делают из отслуживших шин резиновую плитку и покрытия. Пластик идет на производство тротуарной плитки, а под Иркутском из бывших бутылок, пакетов и прочего пластика производят домашнюю утварь (ведра, тазики, горшки), мусорные пакеты, стеновые панели из ПВХ. Эти практики берут себе на заметку другие города.


Еще больше интересного — в телеграм-канале «Верблюда в огне»!

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому