07.10.2021 19:03
07.10.2021 19:03
Фотографии предоставлены героями
В июне иркутские журналисты Яна Шутова и Женя Шоев отправились вдвоем в экспедицию вокруг Байкала. Путешествие заняло у них два месяца — шли пешком, ехали автостопом, плыли на лодке. Во время экспедиции снимали видео и в итоге сделали из этого проект из шести серий. Они рассказали «Верблюду в огне» о том, как жили с рюкзаком за спиной 55 дней, спасались от медведя и как смогли сохранить отношения, находясь вдвоем 24/7.
Женя шесть лет работал на иркутском телевидении корреспондентом. В какой-то момент работа в новостях надоела, он уволился и поехал в кругосветное путешествие.
«В Южной Корее два месяца работал нелегально, был гастарбайтером. Мы жили в бараке, спали на полу. Купил там камеру, потом прилетел в Гонконг, взял к ней объектив и начал снимать видео, — рассказывает Женя. — Полгода странствовал по Азии, но из-за пандемии пришлось вернуться в Иркутск. Полтора месяца ходил в горы каждые выходные, потому что не отпускало».
В пресс-туре по КБЖД чуть больше года назад Женя встретил Яну. Она работает журналистом в газете. Несмотря на то что оба трудятся в одной сфере, до этого они знакомы не были. По словам Яны, все эти годы они существовали в одном информационном поле, но ходили разными дорогами.
«»
«Когда познакомились, я была походница одного дня. Могла сходить в Большие Коты, на пик Тальцинский, — говорит Яна. — Люблю путешествовать: сама ездила в Грузию, Малайзию. На теме путешествий мы сильно сошлись. Помню, полтора года назад в походе на КБЖД в компании кто-то обсуждал ипотеку, а мы с Женей переглянулись и поняли, что нам это неинтересно».
Каждые выходные они вдвоем отправлялись в походы. Яна вспоминает, как зимой ночевали на льду Байкала. До знакомства с Женей она бы и в июне не поехала с ночевкой, потому что холодно, но теперь пересмотрела свои взгляды.
«Меня раньше было не вытащить, если нет комфортных условий, а сейчас вся природа стала очень близкой, понятной и любимой, Байкал в том числе. Мы обошли все, что можно было, и у нас закончились места, куда можно съездить на выходные», — продолжает она. Вместе пара съездила в Дагестан и Красноярск. О своих поездках они снимали видео и выкладывали на YouTube-канал Жени, где уже были ролики из кругосветки.
В январе 2021 года Яна и Женя участвовали в питчинге, который проводил телеканал «Моя планета», — организаторы искали по всей России новых авторов для развития внутреннего туризма. Именно тогда у пары появилась идея путешествия вокруг Байкала. Проект не прошел отбор, но Яна и Женя решили, что сами совершат экспедицию.
«С готовым проектом я пришел к директору медиахолдинга „НТС“», в котором работал. До этого мы уже снимали видео с Олхинского плато и из Дагестана, их показывали в эфире. Руководство поддержало проект, нам нашли партнеров», — говорит Женя.
Основным спонсором стал производитель питьевой воды «Легенда Байкала». На экспедицию выделили 150 тысяч рублей. Готовясь к ней, путешественники на свои деньги купили дрон. Во время похода они останавливались в нескольких отелях, которые выступили партнерами проекта.
Жене не пришлось отпрашиваться на работе. Яна понимала, что если ее не отпустят, ей придется уволиться, — она была к этому готова. Но в газете ей пошли навстречу. В итоге Яна взяла полный отпуск 36 дней и 20 дней без сохранения зарплаты. При этом каждую неделю она писала путевые заметки для газеты.
Экспедиция стартовала из Ангасолки на КБЖД, затем Яна и Женя приехали в Листвянку, оттуда по воде добрались в бухту Песчаную, после — в Бугульдейку. Следующим в маршруте стал Ольхон. Через Качуг и Жигалово пара доехала до Северобайкальска, а оттуда — в Нижнеангарск.
Затем был Восточный Байкал: Баргузинская долина, село Курумкан, поселок Чивыркуй. Яна одна съездила на Ушканьи острова, чтобы понаблюдать за нерпами. Вместе побывали в Усть-Баргузине, Горячинске, Турке, доехали до Улан-Удэ. В последней серии показан Южный Байкал: Выдрино, Байкальск, Слюдянка. Через 55 дней экспедицию завершили в Култуке.
«Наша задача была максимально разнообразить маршрут, чтобы снять интересные выпуски. Если бы мы просто шли пешком шесть серий по 30 минут, никто бы не стал их смотреть, — объясняет Женя. — А мы добирались автостопом, где-то пешком, на резиновой лодке, на машине. Еще я строил маршрут с учетом медведей. Бурятскую сторону с севера до Чивыркуя нельзя было пройти никак».
В разговоре пара вспоминает Эрика Бутакова, который в 1992 году пешком прошел этот опасный участок. Во время подготовки к экспедиции Яна нашла в букинисте его книгу «Вокруг Байкала за 73 дня».
«Эта книга помогла мне немного сориентироваться, запомнить места. Примерно понять, где ходят медведи, — говорит Яна. — Эрик Бутаков шел с другом. В то время на многих участках не было ни магазинов, ни связи. Они отправляли себе посылки на следующий пункт, там получали и шли дальше. Еще шли с ружьем, понимали, что могут встретить медведя. Суровая экспедиция». До сих пор экспедицию Эрика Бутакова повторить никто не решился. Женю и Яну она очень сильно вдохновила.
Подготовка к экспедиции длилась полгода. Яна и Женя читали книгу Бутакова, искали информацию про места на Байкале, собирали легенды (они вплетены в сценарий видеопроекта), прорабатывали детали маршрута, покупали недостающее снаряжение. Оба поставили прививки от энцефалита. Еще собрали с собой аптечку (правда, она пригодилась лишь однажды, когда понадобился пластырь).
По словам путешественников, отличной идеей было взять с собой капучинатор. Компактное устройство для вспенивания молока очень пригодилось. «Капучинатор — лучшее, что мы взяли. В любом лесу, когда тебе холодно, а погода дождливая, готовишь капучино — и появляется ощущение дома», — рассказала Яна.
Что пригодится в долгом походе, а что точно нет. Советы от Яны и Жени
Взять с собой:
Лучше оставить дома:
С собой у пары было большое количество техники: камера, объектив, пара микрофонов, штатив, дрон, ноутбук, мышка, наушники, стедикам (стабилизатор для камеры). Последний Женя оставил во время экспедиции в Усть-Баргузине, чтобы облегчить ношу.
«У нас был пакет с зарядными устройствами, пауэрбанки. Они тяжелые, но с ними мы могли спокойно снимать три дня, заряжать телефоны, а это самое главное, — отметил он. — Нет универсального рецепта, что взять с собой. Все зависит от того, куда идешь. Мы понимали, что нас долго не будет дома, поэтому нужно взять то, что два месяца сможем использовать».
Во время экспедиции не раз были экстремальные ситуации. На полуострове Святой Нос пара чуть не встретилась с медведем. Яна и Женя отдыхали у Байкала, вдруг начала сигналить машина — проезжающие мимо предупредили, что по берегу идет медведь.
«Я очень перепугалась. Кто-то сразу уехал. Мы решили остаться и ночевать в машине. Ночью много раз просыпалась, было слышно, что что-то происходит снаружи. Утром нашли много следов медведя вокруг машины», — вспоминает Яна.
Следы попадались паре и на Чивыркуйском заливе. На территории нацпарка установлены баки для раздельного сбора мусора, — они, а также продукты, которые люди не убирают на ночь в машину, привлекают внимание животных.
Еще потрясением для Яны стало погружение с аквалангом в Байкал: температура воды в озере была всего +4 градуса. Пришлось надеть двое брюк и две кофты. «На тебе столько одежды, гидрокостюм, баллоны, что все это просто обездвиживает. На лице маска, поэтому ни дышать не можешь, ни шевелиться. В тот момент мне было страшно», — призналась она.
Не всегда все шло по плану. Из Бугульдейки ребята планировали ехать через Тажеранские степи на Ольхон, договорились с друзьями на «Ниве». Перед этим Яна и Женя четыре дня провели в поселке, монтировали видео. Но выехать вовремя не получилось, машина сломалась.
«„Ниву“ сутки делали. Пришлось полностью перебрать двигатель. Нам привезли запчасти из Иркутска. Не знали, поедем или нет, — „Нива“, она такая. В итоге починили», — говорит Женя.
Топ-5 must-visit локаций вокруг Байкала от Жени и Яны
Приходилось даже менять маршрут. В Жигалове пара планировала сесть на маршрутку до Северобайкальска. В девять утра они были на месте, но машина не приехала. Позвонили диспетчеру, оказалось, что маршрутка будет только в 22 часа. Оставаться в Жигалове Яна и Женя не хотели. Подошли к первому попавшемуся УАЗику, поговорили с водителем, он ехал в Северобайкальск и согласился взять ребят с собой.
«Мы сначала собирались ехать до Магистрального. Но быстро переиграли маршрут и решили не рисковать, а то вдруг ничего там не поймаем и не сможем уехать. Даже когда что-то шло не по плану, это было к лучшему», — поясняет Женя.
Не просто оказалось попасть на Ушканьи острова, чтобы посмотреть на нерп. Любые туры, которые можно найти в интернете, стоят от девяти тысяч рублей с человека. В эту цену входит дорога на острова и обратно, зачастую еще обед. Можно попробовать самим снять катер на месте. Маленький (4–5 человек) стоит 18 тысяч рублей, большой — 20–25 тысяч.
«Но у нас не было компании, чтобы с кем-то скинуться, поэтому мы искали попутку», — говорит Яна. В местности Монахово находится причал, откуда отправляются катера. Три дня Яна пыталась найти свободное место и договориться, чтобы их взяли с собой бесплатно.
«Меня там уже знали все инспекторы нацпарка, капитаны. В итоге владелец одного из катеров сказал, что у него есть место. Я согласилась. Но нужно было самой снимать видео, а я даже камеру Жени ни разу не включала. Пока ехала час до Ушканьих островов, научилась. Часть серии я сняла, чем очень горжусь. Но это было совсем не по плану».
Местные жители хорошо принимали путешественников. Яна и Женя даже останавливались на ночевку в казачьем стане. С казаками познакомились совершенно случайно. Пара планировала по берегу дойти из Горячинска в Турку и там поставить палатку, расстояние между селами — восемь километров. Уровень Байкала сильно поднялся, поэтому по берегу было не пройти, пришлось вернуться обратно. Мужчины, отдыхавшие рядом с пляжем, предложили остановиться у них, сходить в баню. Оказалось, что в этом месте расположился казачий стан.
«»
«Познакомились с классным мужиком дядей Пашей. Он нас в бане попарил, на следующий день учил ножи метать. Вообще в казачий стан никто из отдыхающих не заходит — побаиваются казаков. Один из них, Валера, изобретатель, покатал нас ночью на своем самодельном катере с подсветкой», — рассказал Женя.
Экспедиция запомнилась удивительным совпадением. Яна и Женя ловили машину в Горячинске. Первый водитель, который остановился, сразу узнал молодых людей — он уже подвозил их из Жигалово в Северобайкальск три недели назад. Тогда в дороге они провели 12 часов, поэтому расставались как родственники.
В этот раз водитель был не на служебном УАЗике, а на личном автомобиле. По пути он показал Яне и Жене озеро Котокель. «Мы с ним очень сдружились, обменялись контактами, чтобы общаться семьями», — отметила Яна.
Большой сюрприз для Яны и Жени устроили друзья. Они привезли на Ольхон любимца семьи — спаниеля Борю. Путешественники не смогли взять его с собой в экспедицию и очень скучали. Эпизод не вошел в видеопроект, остался за кадром. «Я плакала. Не могла поверить — такой был приветик из города. Мы три дня, пока были на Ольхоне, провели время с Борей», — рассказывает Яна.
Яна и Женя приучены к походному быту, поэтому серьезных трудностей с ним во время экспедиции не возникало. Они чистили зубы и умывались в ледяном ручье, купались в Байкале.
«Мы же в отелях в том числе останавливались. Знали, что раз в три дня точно помоемся, — рассказывает Яна. — В бытовом плане у нас был один промах. Мы несколько дней ночевали в палатке под дождем, но не просушили ее. Когда в следующий раз она нам понадобилась, то вся была в плесени».
Из еды с собой брали картошку на первое время, сайру и молоко «Шадринское» (для капучино), гречку с тушенкой — правда, последняя быстро надоела. В походе их отлично выручали орехи, а еще у Яны был запас полезных батончиков. Женя смастерил «гриль» из палок и проволоки, чтобы удобно было обжаривать хлеб с сыром, иногда на костре делали шаурму. О домашней еде путешественникам напоминали макароны с сыром — они в походе казались деликатесом.
5 вдохновляющих тревел-проектов. Рекомендуют Яна и Женя
Во время экспедиции пара не ссорилась, наоборот, за это время Яна и Женя очень сплотились. Если возникали разногласия и один говорил: «Все, отстань», то уже через несколько минут второй отвечал: «Ладно, извини».
«Два месяца 24/7 рядом. Это был такой тонкий вопрос. Обычно, когда Женя монтировал выпуски, я занималась своими делами. И мы специально на Ольхоне разделились — это было и с точки зрения сюжета интересно, и просто отдых друг от друга», — добавила Яна.
Экспедиция для Яны и Жени стала одним большим рабочим проектом. Вместо того чтобы просто наслаждаться природными красотами, они постоянно искали хорошие планы для съемки. А в остальное время монтировали выпуски — прямо в полевых условиях. За 55 дней экспедиции пара устроила себе только один выходной — на горячих источниках недалеко от Северобайкальска.
«»
«Женя не выпускал камеру из рук все два месяца, сидел с монтажом. Когда мы вернулись из экспедиции и встретились с друзьями, некоторые спрашивали: «Хорошо отдохнули?» Мы в ответ только переглянулись между собой, мол, какой отдых?» — говорит Яна.
Самым трудоемким был монтаж, запись закадрового текста, синхронов и интершумов. Сборка одной серии занимала четыре дня. Ребята рассказали, как озвучивали один из выпусков в Бугульдейке.
«Только начинаешь начитывать закадровый текст, а на улице шумят коровы или дети. В помещении записывать нельзя, будет эхо. Вечером мешает ветер. Мы нашли одно место под забором, Яна села с ноутбуком, рядом камера, пишем. В этот момент из-за забора появляется голова: „Вы что здесь делаете?“ А мы звук пишем для программы, трэвел-блогеры же», — смеется Женя.
Пока он монтировал, Яна рисовала заставки для выпусков: «Она утром просыпалась, брала с собой коврик, шла на берег Байкала, занималась гимнастикой и рисовала. Вот это отлично описывает нашу работу». По мнению пары, экспедиция — идеальная работа: полная свобода творчества, каждый раз новые задачи и отсутствие начальников.
Экспедиция вокруг Байкала еще больше подогрела интерес Яны и Жени к путешествиям. Они поняли, чем хотят заниматься дальше. Вернувшись домой, начали придумывать новый проект.
«Сначала хотели проехать вокруг света на электромобиле. Мы бы сделали полностью экологический проект, рассказали о принципе „ноль отходов“ на своем примере. На одной зарядке электромобиль проезжает 150 километров. Если европейскую часть страны можно на нем проехать, то у нас от Иркутска до Черемхово доедешь — и все. Представляешь, какой это вызов, — вокруг планеты проехать», — рассуждает Женя.
Для такого масштабного проекта, как первое российское кругосветное путешествие на электромобиле, нужен спонсор. Перевозить автомобиль через океаны — очень дорого. Руководство медиахолдинга идею отклонило. Женя и Яна придумали еще один проект.
Весной в 2022 году пара планирует поехать в экспедицию по всей Сибири. Сейчас они готовятся, разрабатывают маршрут. Планируют, что в пути проведут пять месяцев и преодолеют расстояние в 20 тысяч километров.
«Экспедиция вокруг Байкала стала для нас точкой отсчета. Она не закончилась, все только начинается. Когда вернулись, мы понимали, что сейчас отдохнем и потом, как ни крути, будет Россия или мир», — добавила Яна.
Пара ко всему относится как к приключению. Год назад Женя предложил Яне купить «Жигули», на них уехать в Индию и пожениться. Теперь у пары есть общая мечта: преодолев тысячи километров и пять стран, сыграть свадьбу у океана.
Тренды 18.04.2022 12:00
Что такое Индекс качества жизни (объясняем в картинках) и почему в Иркутске жить хорошо
Представьте, что любой город России можно, как во многих интернет-магазинах, «добавить к сравнению» и посмотреть, как он выглядит на фоне остальных. Много ли в нем людей, работающих по 50 часов в неделю? Достаточно ли фруктов и овощей они едят? Пользуются ли электромобилями и есть ли у них в пешей доступности школа? Для ответа на эти вопросы госкорпорация ВЭБ.РФ вместе с партнерами разработала информационно-аналитическую систему «Индекс качества жизни в городах России»: на конкретных цифрах можно увидеть, чем отличаются наши города.
«Верблюд» в картинках объясняет, как индекс может пригодиться вам в повседневной жизни. А еще мы нашли в базе данных Иркутск и проверили, как он оценен по разным параметрам — от уровня благоустройства до work-life balance у его жителей.
Партнерский материал
В Иркутске широко известен проект арт-вечеринок «Без бокала нет Шагала». Люди собираются в приятной атмосфере, чтобы продегустировать хорошее вино и написать собственную (возможно, первую в жизни) картину. Пять лет назад «Шагал» начинался с вечеринки для друзей в винном погребе, а сегодня это большой проект с франшизой в 15 городах России. Каждый раз, открываясь в новом месте, владельцу бизнеса Светлане Давыдовой приходится проводить глубокий анализ незнакомого города.
«Когда мы рассматриваем открытие очередной франшизы, я обращаю внимание на ряд критериев. Например, сколько в городе компаний, которые работают в сфере креативных индустрий. Кто бы что ни говорил, наличие конкурентов — это хорошо. Потому что если в городе нет конкурентов, то нам самим придется „раскачивать“ аудиторию. Так, например, было в Южно-Сахалинске, где люди привыкли после работы идти домой и смотреть телевизор», — рассказывает Светлана Давыдова.
«»
«Очень важно знать, есть ли в городе музеи, кинотеатры, галереи и охотно ли туда ходят. Количество объектов общественного питания — тоже важный показатель. Когда город живет, у него высокий потребительский коэффициент, как следствие — высокий уровень сервиса. В случае с „Шагалом“ кафе и рестораны — это еще и площадки для проведения мероприятий».
Эти и другие важные показатели городов предпринимателям теперь не нужно выискивать самостоятельно. Они есть в открытом доступе Индекса качества жизни. Имея все данные под рукой (от уровня доходов населения до количества коворкингов), Светлана Давыдова может быстро оценить ситуацию: так, в Самаре в три раза меньше точек общепита на душу населения, чем в Иркутске, а кемеровчане посещают культурные события в два раза чаще иркутян.
«»
«По данным Индекса качества жизни ВЭБ.РФ, Иркутск входит в топ-20 лучших городов России по девяти показателям. Это обеспеченность врачами, высокая доступность спортивных объектов, пешая доступность школ, достаточное число кафе и ресторанов, обилие зеленых зон и ряд других», — рассказал руководитель блока аналитики и маркетинга группы ВЭБ.РФ Андрей Самохин.
В базу данных включены 115 городов России, и каждый оценен примерно по 250 показателям. Такой инструмент интересен не только предпринимателям, но и обычным горожанам. Для многих семей Индекс ВЭБа может стать ориентиром в решении повседневных вопросов: где провести отпуск, в какой город поступать учиться. С помощью удобной таблицы можно за пару кликов узнать, что иркутяне в среднем стоят на остановке 8,5 минут, что здесь каждый пятый ведет здоровый образ жизни и что у 90% жителей школа находится в 20-минутной шаговой доступности.
Индекс качества жизни — это независимое исследование, поэтому его результаты могут дать пищу для размышлений представителям городской власти. Цифры дают четкое понимание, какие отрасли нуждаются в реформах и эффективных решениях, а какие являются конкурентными преимуществами Иркутска. Сейчас администрация города заключила контракт с компанией Strategy Partners Group на разработку Стратегии социально-экономического развития Иркутска до 2036 года.
«Результаты исследования Индекса качества жизни будут направлены в Strategy Partners Group для использования в работе, поскольку Индекс качества жизни имеет конкретное практическое применение», — пояснили в мэрии.
Ядро концепции — это потребности обычного человека. Индекс учитывает все аспекты, влияющие на повседневную жизнь российской семьи, а это более 250 разных показателей. Из них складывается детальный портрет населенного пункта. По этим критериям можно сопоставить его с другими российскими или зарубежными городами.
Что это дает? Во-первых, позволяет четко разглядеть конкурентные преимущества города, а лучшие практики — тиражировать на всю страну. Во-вторых, увидеть в городе «слабые места» и превратить их в точки роста. Индекс создан не для того, чтобы ранжировать города, а чтобы изучить потребности жителей. Это не рейтинг, а практический инструмент анализа.
Есть пять ключевых принципов, с учетом которых формируется Индекс качества жизни.
Иркутяне удовлетворены своей жизнью на 5,61 балла из 10. Чтобы выяснить это, респондентам задавали вопрос: «Вообразите лестницу со ступеньками от 0 до 10. Самая верхняя — это лучшая для вас жизнь, самая нижняя — наихудшая. Где вы сейчас находитесь?»
Уровень обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом у нас значительно выше, чем по России: в Иркутске на 10 тысяч жителей приходится 104 сотрудника, а в других городах — около 80.
В Иркутске доступ к паркам и лесам в пешей доступности имеет 79-80% населения.
Как минимум среднее образование имеют 90,7% иркутян (в возрасте от 25 до 64 лет), в Мадриде — только 75,2%.
По данным на 2021 год, в Иркутске 9,56% жителей посвящают работе более 50 часов в неделю.
Индекс ВЭБа складывается из 12 направлений, которые больше всего влияют на качество жизни людей: это доход и работа, жилищные условия, здоровье, образование, мобильность, благоустройство, экология, безопасность, общество, работа и отдых, гржданские права, удовлетворенность. Что из этого может пригодиться нам в повседневной жизни?
Жилищные условия. Сколько стоит сегодня квадратный метр жилья, много ли в городе новостроек, высокая ли там ипотечная ставка и сколько однокомнатных квартир можно снять на одну зарплату — этими вопросами в первую очередь задается человек, переезжающий в другой город.
Лидируют по обеспеченности жильем Владикавказ (1,44 комнаты на человека), Краснодар (1,36) и Вологда (1,33). Любопытно, что жилье в российских городах почти в два раза новее, чем в среднем по городам стран ОЭСР (59% домов, построенных после 1980 года, против 30%).
Доход и работа. Этот критерий включает в себя и разнообразие вакансий, и уровень безработицы, и число патентных заявок, и даже количество краудфандинговых проектов в отдельно взятом городе.
Самые высокие зарплаты получают в Магадане, Сургуте и Новом Уренгое (≈1,3–1,6 млн рублей в год). Это сопоставимо с восточноевропейскими странами (Чехия, Словакия, Польша). Быстрее всего работу можно найти в Казани и Белгороде (5 месяцев), а вот во Владикавказе на это уйдет почти год.
Работа и отдых. Этот показатель справедливо выделен в отдельную категорию. Чтобы понять, как жители городов восстанавливают силы, исследователи подсчитали количество музеев, кинотеатров и галерей, оценили кафе, бары и рестораны, обратили внимание на туристическую привлекательность городов.
В среднем 13,1 часа тратит на свой отдых и восстановление (включая ночной сон) житель российского города, работающий полный день. Если оценить культурную жизнь по 10-балльной шкале, то средняя оценка по России составит 5,6. В лидерах — Казань (7,5), Тюмень (7,4) и Екатеринбург (7,3)
Здоровье. Чтобы оценить уровень здоровья, в 115 российских городах подсчитали среднюю продолжительность жизни, количество ЗОЖников, выяснили объем овощей и фруктов в рационе граждан, изучили пешую доступность спортивных объектов и поликлиник.
Выяснилось, что Махачкала — лидер по продолжительности жизни среди российских городов (79 лет). В среднем по России — 73 года.
Только 46% российских горожан считают свое здоровье хорошим или очень хорошим. Это меньше, чем в зарубежных городах.
Образование. На этот критерий влияет множество показателей: доступность школ, учебные результаты школьников, состояние образовательной инфраструктуры, результаты ЕГЭ, доля горожан с высшим образованием.
Между прочим, 59% взрослых горожан в России имеют высшее образование. Это значительно выше, чем в ОЭСР (46%).
Самыми образованными городами можно назвать Воронеж, Брянск и Казань. А вот по удобству расположения школ в числе лидеров Иркутск: 93% проживают в 20-минутной пешей доступности (это на 14% выше общероссийского показателя).
Мобильность. Этот параметр очень хорошо демонстрирует ситуацию с транспортом в конкретном городе. Учитывается соотношение легковых машин и численности населения, наличие каршеринговых сервисов, выделенных велодорожек и зарядных станций для электромобилей, средний возраст автобусов и троллейбусов, время на дорогу до работы, а также число ДТП с общественным транспортом.
Как выяснилось, 13% жителей городов России хотели бы добираться до работы или учебы на велосипедах или самокатах (сейчас это делают 4%).
Благоустройство. Именно городская среда зачастую становится решающим фактором в выборе города для жизни. Из чего она складывается? Из плотности жилой застройки, количества зеленых зон и набережных, городской иллюминации и эстетичной рекламы.
Не может не радовать тот факт, что более 80% населения российских городов живет в пешей доступности от парков и скверов. По мнению самих жителей, наиболее красивые и ухоженные города — это Грозный (94%), Ставрополь (91%) и Ханты-Мансийск (88%)
По данным Индекса качества жизни, Иркутск входит в топ-20 лучших городов России по девяти показателям. Самые сильные стороны — это жилищные условия (64,83), благоустройство (63,14), образование (63,99), доход и работа (52,67).
Иркутск часто называют студенческим городом — он является магнитом для молодежи из Бурятии, Забайкалья, Приморского и Красноярского краев. Один из многих факторов — количество вузов и ссузов в области креативных специальностей. По этому показателю Иркутск значительно обгоняет города своего кластера (Владивосток, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск и другие).
«»
«Я приехал в Иркутск в 2019 году из Забайкальского края. Хотел поступать в суворовское училище в Чите, но старший брат посоветовал ехать в Иркутск, так как здесь много перспектив», — рассказывает Егор Бальжинимаев, студент третьего курса Института архитектуры, строительства и дизайна ИРНИТУ.
Егор поступил в иркутский политех на специальность «Теплогазоснабжение и вентиляция». «Когда я в первый раз приехал в Иркутск, у меня рот открылся. Увидел остров Конный и буквально влюбился с первого взгляда. После университета я решил остаться здесь. Я уже понимаю, где буду жить и работать. Есть несколько компаний, куда можно будет устроиться инженером, а жить хочу в Университетском, мне нравится этот район. Еще один плюс Иркутска — это спортивная база. Здесь хорошая школа каратэ, я планирую в будущем не просто тренироваться, но и преподавать», — говорит Егор.
«По данным Индекса качества жизни, в Иркутске высокая доступность спортивных объектов и сооружений — 78% жителей города проживают от них в 15 минутах пешком, в то же время в среднем по стране этот показатель равен 65%», — рассказывает главный управляющий директор, руководитель блока аналитики и маркетинга группы ВЭБ.РФ Андрей Самохин.
Средняя годовая зарплата в Иркутске в прошлом году составляла 623,5 тысячи рублей в год, тогда как по России — примерно 545 тысяч. По количеству патентных заявок и научных публикаций наш город в три раза обгоняет остальные российские города. Эти и другие факторы создают благоприятную среду для ведения бизнеса.
«У Иркутска все хорошо по сравнению с городами в средней части России, — подтверждает предприниматель Светлана Давыдова, основатель проекта „Без бокала нет Шагала“. — В средней полосе (Самара, Воронеж, Смоленск) очень низкие зарплаты, наши арт-вечера стоят там дешевле всего. Для клиента 1500-1800 рублей за мероприятие — это потолок. Сибирские города (Тюмень, Иркутск, Новосибирск) более платежеспособны и привлекательны для туристов, поэтому сервис и бизнес здесь развивается стремительнее».
Отдыху и уходу за собой иркутяне посвящают недостаточно времени: вместе с ночным сном выходит меньше 12 часов. На общение времени тоже не хватает: более 40% иркутян признались, что хотели бы видеться с близкими чаще, чем удается. Возможно, по этим причинам оценка удовлетворенности своей жизнью составляет 5,61 баллов из возможных 10. Еще два направления, по которым Иркутск отстает от других российских городов, — это мобильность (36,07) и экология (42,97). В городе отмечается изношенность общественного транспорта и довольно высокий комплексный индекс загрязнения атмосферы (3,67 балла, что в два раза больше среднероссийского показателя).
«Несмотря на то что в Иркутске есть своя гидроэлектростанция, его нельзя назвать городом чистой энергии. ГЭС обеспечивает электроэнергией не город, а Иркутский алюминиевый завод, а город питается от Ново-Иркутской ТЭЦ. Она работает на угле, поэтому у нас такие показатели [загрязненности] атмосферы, — объясняет Иван Крылов, представитель благотворительного экологического фонда „Подари планете жизнь“. — Кроме того, в Иркутске в предместьях Рабочее и Марата до сих пор много домов, отапливаемых от котельных».
В то же время, как отмечает руководитель блока аналитики и маркетинга группы ВЭБ.РФ Андрей Самохин, город находится на высоких позициях по площади, отведенной под парки и зеленые зоны, — в Иркутске это 42% от территории города, а в среднем по России — 27%. По степени вовлеченности жителей в экологические проекты, программы и инициативы Иркутск (12%) тоже выделяется на фоне общероссийского (9%) показателя.
«»
«За последнее время в городе значительно развилась инфраструктура для раздельного сбора мусора. Экотакси у нас уже принимает больше 60 (!) фракций, в том числе тетрапаки. В Иркутске сейчас, по-моему, рекордное количество мини-заводов по переработке отходов», — отмечает экоактивист Иван Крылов.
Еще два года назад все вторсырье из Иркутска вывозили в другие регионы, а сейчас в городе из макулатуры производят картон, туалетную бумагу и утеплитель эковата, говорит Крылов. Как минимум четыре предприятия в городе делают из отслуживших шин резиновую плитку и покрытия. Пластик идет на производство тротуарной плитки, а под Иркутском из бывших бутылок, пакетов и прочего пластика производят домашнюю утварь (ведра, тазики, горшки), мусорные пакеты, стеновые панели из ПВХ. Эти практики берут себе на заметку другие города.
Еще больше интересного — в телеграм-канале «Верблюда в огне»!
Комментариев 0