• Пробки 2
  • Погода
  • Продолжение комикса «Легенды озера Байкал» выйдет в октябреоктябре
  • «Мы думали, он железный». Трое иркутян сломали скульптуру быка на улице ЛенинаЛенина
  • Рейтинг: сколько заработали министры Иркутской области в 2019 годугоду

Главная > Тренды 07.08.2019 15:23

Байкальский модернизм. Пять архитектурных шедевров позднего СССР в Иркутске

Лев Шевченко

Лев Шевченко

0Комментариев

Байкальский модернизм. Пять архитектурных шедевров позднего СССР в Иркутске - Верблюд в огне

Иркутск известен, прежде всего, своей деревянной архитектурой: к 2018 году в городе выявлено почти 500 памятников деревянного зодчества. Но здесь также существовала самобытная школа брутализма. В отличие от проблемы деревянного зодчества, вопрос сохранения послевоенной архитектуры в Иркутске пока не поднимался, хотя в других странах признана значимость этой эпохи. По просьбе «Верблюда в огне» исследователь архитектуры Лев Шевченко объяснил, какие послевоенные здания представляют наибольшую ценность и почему для их сохранения нужно действовать прямо сейчас.


Послевоенный модернизм (интернациональный стиль, брутализм — его подвиды) уже десятилетие набирает популярность в Европе и в европейской части России. Во многих европейских столицах (например Лондоне или Бухаресте) выходят путеводители по архитектуре модернизма.

Москвичи тоже постепенно отвыкли называть позднесоветские постройки «серыми коробками» и теперь сходят с ума от брежневских архитектурных шедевров вроде Нового Арбата или Даниловского рынка. В 2019 году у историков архитектуры Анны Броновицкой и Николая Малинина вышло второе издание путеводителя по московскому модернизму 1955-1991 годов, а годом ранее эти же авторы выпустили подобную книгу об Алма-Ате (именно советской Алма-Ате, ее самобытном модернизме с исламскими нотками). В Москве активно развивается проект 1931.center, посвященный авангардному довоенному жилью, а в Новой Третьяковке и на ВДНХ проходят модернистские выставки, затрагивающие не только архитектурную эстетику оттепели, но также кино и живопись.

В то же время, все еще сильны стереотипы представлений об Иркутске как городе сугубо дореволюционной архитектуры — милых особнячков и деревянных построек. Озабоченность активистов и градозащитников состоянием деревянной архитектуры в Иркутске понятна: ветхие здания разрушаются, а тот ремонт, который намерено делать государство, немыслим для памятников архитектуры. Например, в Доме офицеров деревянные перекрытия планировали заменить на бетонные, что уничтожит аутентику сооружения. Активистам, которые занимаются спасением архитектуры из дерева, удалось привлечь внимание горожан к этой теме.

К постройкам советского времени такого внимания нет, хотя в городе немало достойных зданий этого периода. Прежде всего, речь о брутализме архитектора Владимира Павлова (1938-2010). Необходимо пробудить к ним интерес: проводить экскурсии по объектам, еще не утратившим оригинальный облик, устраивать выставки.

Пока это никто не делает, «Верблюд» рассказывает о самых важных постройках Павлова в Иркутске.

ДОМА ИРГИРЕДМЕТА
НА УЛИЦЕ ГОРЬКОГО

1964-65

Пока по всей стране — от Карпат до Тихого океана — строились одинаковые хрущевки, для иркутского НИИ благородных и редких металлов и алмазов Павлов спроектировал два необычных куба в четыре этажа.


Глядя на старое фото домов Иргиредмета, никогда не скажешь, что они стоят в СССР, а не где-то в Японии или Англии. Все решения этого жилья предвосхищают тенденции, которые пришли на запад Союза несколькими годами позже.


Вместо первого этажа — опоры-ноги (по заветам французского архитектора Ле Корбюзье), чтобы дом не занимал землю и по ней можно было ходить; широкие ленточные окна; дерево в наружной облицовке. Планировка тоже отличается от принятой в типовой пятиэтажке: это изолированные комнаты с выходом на лоджии-террасы.

ДОМ-КОРАБЛЬ

1978

Это тоже жилой дом, но от домов Иргиредмета его отделяют почти два десятилетия. В доме-корабле на проспекте Маршала Жукова сразу виден фирменный почерк Павлова. Идеи, примененные на Горького, архитектор развил в цветовых решениях, широких лоджиях, вертикалях — и дополнил тенденциями зодчества 1970-х. Так в Иркутск пришел постмодернизм.


Марк Меерович

Архитектор

«Идея архитектора Владимира Азариевича Павлова по созданию подобного дома была для того времени не просто необычной — она являлась революционной для гражданского проектирования. Сейчас мы много говорим, что общественные пространства очень важны. Особенно в условиях Сибири, когда 6 месяцев в году скверы, улицы и дворы завалены снегом. 50 лет назад Владимир Азариевич и его коллеги выдвинули предложение: сформировать круглогодично эксплуатируемое общественное пространство, не зависящее от капризов природы, и расположить его в самом доме».


Как и дома Иргиредмета, «корабль» отличается от своих ровесников. Здесь нет привычных лестничных клеток и унылых подъездов. Двери квартир выходят на галереи-балконы (по замыслу архитектора, местные жители могли здесь проводить досуг), соединенные между собой лестницами. На каждый третий этаж выходит лифт, размещенный в отдельной башне вне корпуса. На первом этаже, как и было запланировано, работает магазин.

Изначально Павлов собирался построить три блока дома-корабля, но был реализован лишь один, наименьшей этажности. В советское время сложные проекты воплощали неохотно — они требовали дополнительных ресурсов.

ДОМ КУЛЬТУРЫ ПРОФСОЮЗОВ

1970

Павлов строил не только жилые здания. Один из его проектов общественных зданий — Дом культуры профсоюзов (улица Декабрьских событий, 102). За 50 лет (ДК открыли в 1970 году) объект несколько раз менял название — от Дома культуры до ночного клуба и скалодрома.

Здание, известное сейчас жителям Иркутска как «Панорама», — переработанный типовой проект ДК, которые сотнями строили в СССР. 


Расположение города в сейсмоопасной зоне давало иркутским архитекторам преимущество переделывать типовые проекты по специальным требованиям, чем и воспользовался Павлов.


Благодаря сейсмоопасности ДК получился особо брутальным: — для усиления конструкции архитектор использовал бетонные стойки, придававшие зданию особую тяжеловесность. Правда, до нас этот брутальный шедевр дошел в неудовлетворительном виде — часть облицовки закрыта алюминиевыми панелями, уничтожен массивный козырек над входом, территория запущена, декоративный бассейн стоит пустой.

ОБЩЕЖИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

1987

С 1970-х годов Павлов вместе с архитекторами Станиславом Григорьевым и Валерием Афанасьевым разрабатывали проекты студенческих общежитий. Первый такой комплекс начали строить на Нижней набережной по проекту 1977 года, но закончили лишь в 1998 году. Сейчас там офис «Газпрома», общежитие Пединститута и жилье. Другой комплекс — общежитие Иркутского национального исследовательского технического университета на Игошина — закончили еще в 1987 году.

В проекте студенческих общежитий явно использованы идеи дома-корабля на Жукова — те самые скосы и сетка вертикальных и горизонтальных членений. Но это не многоквартирные дома, а в «общагах» лоджии ни к чему: вместо них архитекторы применили эффектные сотовые панели в чередовании с ленточным остеклением. Важно и удачное расположение — здания стоят на берегу реки и похожи на рукотворные горы среди открытого пространства.

ОБЛАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЗАГУРСКОГО

1989

Как полагается крупному областному центру, в послевоенное время Иркутск получил собственный театр — монументальное здание. Его построили к 1989 году в довольно неудачном месте: для расчистки площадки под театр снесли десятки старинных деревянных домов, — однако место особо популярным у горожан не стало (типичная для советского модернизма история).

Архитектура ушла от характерного павловского стиля к традиционному образу советских модернистских театров. Это массивное здание, облицованное травертином. За прошедшие 30 лет оно практически не изменилось — все на месте, появились лишь новые окна и кондиционеры, а площадь заросла травой.


Что нужно предпринять для сохранения памятников модернизма

Портфолио Владимира Павлова не ограничивается названными объектами. Среди других его творений в Иркутске — проекты гостиниц «Русь» и «Академическая», микрорайонов Первомайского, Солнечного, Университетского, а также пяти школ.

У всех построек Павлова сейчас есть общие проблемы — несоответствие благоустройства первоначальному замыслу архитекторов, плачевное состояние фасадов и территории общественных зданий и самовольное остекление лоджий в жилых домах.

С каждым годом эти проблемы усугубляются — дает о себе знать качество советских стройматериалов и равнодушие городских властей к облику зданий. Нужно спешить: еще несколько лет — и мы потеряем архитектуру, которую можно считать мировым наследием.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 30.07.2020 14:00

Гостиница «Сибирь», Госбанк СССР и дом сотрудников НКВД. Семь главных конструктивистских зданий Иркутска

Вадим Палько

Автор Вадим Палько

0Комментариев

Говоря об архитектурном наследии Иркутска, горожане чаще всего вспоминают дореволюционные памятники — классические деревянные усадьбы и каменные особняки. На их фоне незаслуженно незамеченным остаётся авангардная советская архитектура — здания в стиле конструктивизма, прорывного направления в отечественном искусстве, которое высоко ценят за рубежом. «Верблюд в огне» рассказывает о семи зданиях, представляющих конструктивизм в Иркутске.


Конструктивизм в архитектуре — авангардистское направление, получившее развитие в 1920-х — начале 1930-х годов и на много десятилетий опередившее своё время. Ключевая идея конструктивистов — функциональный подход к внутренним пространствам, разделение здания на отдельные блоки со специальным назначением (жилой, коммунальный и прочие), которые должны задавать его форму.

В то же время внешний облик должен ограничиваться взаимодействием блоков — простых геометрических форм, — а выразительность достигается не за счёт декоративных элементов (они признаются лишними, нефункциональными), а через динамику простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободу плана здания. Именно поэтому фасады конструктивистских зданий отличаются строгостью и лаконичностью.

Гостиница «Сибирь»

Адрес: Ленина, 18

Годы постройки: 1931—1933

Архитектор: Казимир Миталь

В 1930 году иркутский зодчий Казимир Миталь стал главным архитектором города, и с этого момента в Иркутске стали активно строить конструктивистские здания. Многие из них спроектировал сам же Миталь. Самый масштабный конструктивистский проект стал одновременно одним из первых зданий Иркутска в этом стиле.

К началу 1930-х годов в городе задумались над строительством главной гостиницы — многие дореволюционные отели успели передать под госучреждения и общежития, а оставшихся явно не хватало. Строительство «Сибири» — первого и на долгие годы самого большого конструктивистского здания в городе — завершили в 1933 году. Это был по-настоящему масштабный для Иркутска объект: первое в городе пятиэтажное здание занимало целый квартал от улицы Свердлова до Кооперативного переулка (ныне улица Канадзавы).

Центральный объём гостиницы — параллелепипед, в который вписан цилиндр — входная группа. По обе стороны от него расположены два крыла, плавным полукругом обозначающие углы квартала.

Изначально гостиница звалась «Центральной», но в 1960-е годы из-за строительства неподалёку ещё большей по размерам «Ангары» название сменили на «Сибирь». В 1995 году произошла трагедия: крупный пожар унёс жизни нескольких человек и уничтожил два корпуса здания, которые затем решили снести. Сейчас осталось только одно крыло — на углу улиц Ленина и Канадзавы. Внутри расположен небольшой бизнес-центр.

Госбанк СССР

Адрес: Ленина, 16

Год постройки: 1936

Архитектор: Владимир Волков

В 1934 году для иркутского отделения Госбанка СССР начали строить новое просторное здание на углу улицы Ленина и Кооперативного переулка (ныне улица Канадзавы) — ровно через дорогу от гостиницы «Сибирь». Прежнее строение, расположенное на улице Ленина, 3, уже не отвечало потребностям организации (позднее его передали Иркутскому государственному университету).

Проект архитектора Волкова должен был сочетать производственную и жилую функции: в левом крыле, по плану, размещались семьи сотрудников банка, а в правом, с видом на главную площадь, находилась административная зона. В ходе строительства проект заметно изменился (в том числе здание дополнилось классическими элементами в убранстве фасадов), но конструктивистские формы остались основой композиции.

К сожалению, последняя реконструкция здания, проведённая уже в XXI веке, серьёзно исказила его облик. Появились обширные мансардные помещения, а в центральном объёме — стеклянный купол, что исказило изначальные пропорции строения. Вдобавок к этому дом получил несвойственные ему яркие фасады. Теперь в здании Госбанка СССР памятник конструктивизма узнаётся не сразу — нужно вглядеться.

Жилой дом партактива («Тихвинское колесо»)

Адрес: Свердлова, 22

Год постройки: 1933

Архитектор: Казимир Миталь

Очередное здание Миталя в центре Иркутска. Жилой дом для актива коммунистической партии построили в 1933 году, почти одновременно с гостиницей «Центральная». Он расположился на углу улиц Свердлова и Красной Звезды (до революции она звалась Тихвинской; затем советские власти ещё раз её переименовали — с тех пор она носит имя монгольского революционера Сухэ-Батора).

По задумке Миталя здание разделили на две половины — жилую и коммунальную. Первая выходила на улицу Свердлова, вторая — на Красной Звезды. Присутствуют типичные элементы конструктивизма: большие окна, вертикальное ленточное остекление лестничных пролётов и просторные длинные балконы на угловой части здания.

После распада СССР за домом постепенно закрепилось новое название, «Тихвинское колесо», — по магазину на первом этаже, чья вывеска располагается на одном из полукруглых балконов.

Дом сотрудников НКВД

Адрес: Пионерский переулок, 10

Год постройки: 1934

Архитектор: Казимир Миталь

Следуя практике «профессиональных» жилых объектов, отдельное здание в начале 1930-х годов решили построить и для сотрудников НКВД. Столь ответственную задачу тоже взял на себя главный архитектор Миталь.

Прогрессивное авангардное здание гармонично вписалось в тихий переулок среди деревянных усадеб и классических каменных особняков. Этого удалось достичь благодаря переменной этажности и относительной компактности здания. Главная особенность Дома сотрудников НКВД — выразительный объём с протяжёнными балконами, выходящий на угол улиц.

Из-за плачевного состояния дома — у него серьёзно обветшал фасад — хорошо видны материалы, использовавшиеся при строительстве. Именно в них кроется ключевая особенность иркутского конструктивизма, отличающая его от каноничных представителей стиля.

Дело в том, что в 1930-е годы железобетон, основной материал конструктивистских объектов, был большой редкостью в Иркутске. Поэтому Миталь использовал его лишь в нескольких местах (например для создания балконов). В остальном же дом возведён из кирпича, оштукатуренного «под бетон», — так архитектор одновременно решил проблему острой нехватки необходимого материала и достиг внешнего соответствия стилю.

В 1938 году архитектор, построивший жильё для сотрудников НКВД, стал жертвой этого же ведомства. Его заподозрили в одновременном шпионаже в пользу Германии и Польши и арестовали. Меньше чем через год главный иркутский конструктивист умер в тюрьме.

Дом специалистов

Адрес: Марата, 29

Годы постройки: 1933—1935

Архитектор: Казимир Миталь

Ещё один крупный конструктивистский объект в центре — Дом специалистов — тоже построен по проекту Миталя. Возводить его начали после постановления Совета народных комиссаров о строительстве по всей стране жилья для советской интеллигенции в технической, педагогической и медицинской сферах. В такие дома заселяли, как правило, самых успешных и прославленных деятелей искусства и науки.

Дом специалистов в Иркутске стал масштабным проектом — это первый пятиэтажный жилой дом во всём регионе. Здесь жили врач Хаим-Бер Ходос (его имя носит сквер в центре Иркутска), профессор Захария Франк-Каменецкий (в честь него переименована одна из центральных улиц города) и сам Казимир Миталь.

Кроме того, в одной из квартир на пятом этаже когда-то жила семья стоматолога Соломона Вайса, которая переехала в Иркутск из Казани. Его дочь Аида, учившаяся в иркутском инязе, увлеклась здесь музыкой и затем решила переехать в Москву, где прославилась на всю страну как Аида Ведищева — исполнительница песен «Лесной олень», «Колыбельная медведицы», «Помоги мне» и «Песни о медведях».

Дом был известен своими жильцами, но у этой славы была и другая сторона. В нём жили люди, которые могли в любой момент оказаться неугодными советской власти. В годы репрессий сюда не раз приезжали «черные воронки». Этот адрес стал последним не только для архитектора Миталя. Именно отсюда сотрудники НКВД забрали и другого известного иркутянина — писателя Петра Петрова, которого высоко ценил Максим Горький.

Дом лётчика

Адрес: Горького, 29

Год постройки: 1936

Архитектор: группа московских архитекторов

Уже в начале 1930-х годов государство начало насаждать помпезный неоклассицизм. Аскетичный авангард стали показательно клеймить, а готовые проекты переделывать или дополнять декором. Такие дома (конструктивистские, но уже имеющие элементы классицизма) часто называют постконструктивизмом.

Яркий пример этого направления — жилое здание по улице Горького, 29, известное как Дом лётчика. Туда заселяли семьи лётного состава гражданского воздушного флота СССР (на фасаде даже есть его эмблема). Как писали об этом здании иркутские архитекторы Марк Меерович и Василий Лисицин, одна из трудно объяснимых особенностей здания — египетский стиль в капителях пилястр. Это исключительно нестандартное решение для советской архитектуры.

Но внимание горожан привлекла не эта особенность декора, а материал облицовки колонн у центрального входа со стороны улицы, — на чёрных плитах без особого труда можно было прочесть имена людей и даты жизни и смерти некоторых из них. Дело в том, что при строительстве здания для облицовки колонн использовали надгробия с Иерусалимского кладбища, закрытого в те же годы.

Уже в XXI веке из-за всплеска внимания к плитам после публикаций в интернете колонны облицевали сайдингом. В таком виде эта часть здания находится по сей день.

Дом культуры авиастроителей

Адрес: Макаренко, 6

Год постройки: 1937

Архитектор: Николай Четвериков

Практически все конструктивистские здания Иркутска находятся в его центре, но есть исключения. В жилом районе Иркутск-2 на северной окраине города расположено одно из последних, самых поздних зданий — представителей конструктивистской архитектуры.

Эта местность, изначально известная как поселок Иннокентьевский, в советские годы стала поселком Ленино. Его решили развивать как рабочее поселение нового авиастроительного завода.

При этом предприятии к 1937 году построили дом культуры. В облике здания отражён дух этого периода: в основные конструктивистские объёмы тоже вторглись неоклассические «излишества», но автору проекта Николаю Четверикову всё равно удалось создать гармоничное здание на стыке двух конфликтующих стилей. Примечательно, что Четвериков — не именитый архитектор-конструктивист, а инженер-строитель иркутского авиазавода, занимавшийся прежде заводскими строениями.

С момента создания облик Дома культуры претерпел некоторые изменения. Изначально угловой полукруглый корпус состоял из трех цилиндров, возложенных друг на друга по мере уменьшения размера. В конце 1970-х годов второй ярус расширили так, что он «слился» с объёмом первого этажа.

Известно также, что вначале у входа в Дом культуры стояли два памятника — Ленину и Сталину. Но после развенчания культа личности памятник второму исчез. Позднее убрали и памятник Ленину. С осени 1961 года и по сей день Дом культуры носит имя Юрия Гагарина.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому