• Предложение: штрафовать за нарушения при отлове животных в Иркутской областиобласти
  • В Иркутской области парень получил условный срок за продажу персональных данныхданных
  • Бывший преподаватель иркутского вуза получил условный срок: он писал студентам дипломыдипломы

Главная > Герои 05.07.2021 18:39

Экотуризм, лопаты и 500 километров дорог: как работает Большая байкальская тропа

Екатерина Балагурова

Екатерина Балагурова

0 Читать комментарии
Экотуризм, лопаты и 500 километров дорог: как работает Большая байкальская тропа - Верблюд в огне

Коллаж: Евгения Власова / «Верблюд в огне». Фотографии предоставлены ББТ

В конце прошлого года наши читатели назвали главным экопроектом 2020-го Большую байкальскую тропу — организацию, которая прокладывает пешеходные дороги вокруг великого озера. Последние несколько лет она существовала во многом за счет президентских грантов, но в 2021-м заявку команды отклонили и существование ББТ оказалось под угрозой. «Верблюд» рассказывает, как вообще появилась организация, чем она занимается и как работает в условиях сократившегося финансирования.


Идея и команда

Как некоммерческая организация Большая байкальская тропа появилась в 2004 году, хотя работу начала годом раньше. Название отсылает к появившейся еще в 1970-е идее проложить кольцевую тропу вокруг озера. Это и есть главное, чем занимается организация, — она строит новые пешеходные туристические дороги вокруг Байкала и поддерживает в хорошем состоянии старые.

Каждый год организация проводит около 20 проектов — волонтеры с командой выезжают в районы Иркутской области, Бурятии и в другие регионы, где не только строят тропы, но еще и очищают родники от мусора, помогают убираться жителям деревень, удаляют со скал надписи, оставленные туристами.

В команде проекта 12 человек. Учредитель и президент НКО — Елена Чубакова, также в ББТ работают исполнительный директор, специалист по строительству троп и работе с волонтерами, SMM-специалист, бухгалтер, контент-менеджер и шесть руководителей отделов.

Большая байкальская тропа в цифрах


280

22

6300

500

летних проектов

зимних проекта

волонтеров участвовали в проектах ББТ

километров троп проложили вокруг Байкала


Роман Михайлов

Бригадир летних проектов, руководитель отдела развития ББТ

Я пришел в Большую байкальскую тропу в 2013 году через друзей, одногруппников из Ангарска. Мне было 26 лет. Мы встречались по четвергам: тусили, пили чай, делились новостями и готовились к летним выездам на Байкал. Так и затянуло. Понравилось ездить на Байкал для дела, а не просто туристом. В 2017-м, когда мы выиграли первый серьезный президентский грант, меня взяли в штат.

Мы продвигаем принципы экологического туризма. Для наших волонтеров важно качественно познакомиться с территорией, а не просто посмотреть на Байкал из окна поезда. Экотуризм — это внесение вклада в развитие местных сообществ и территорий. Если турист приезжает на Байкал и живет в пятизвездночном отеле, хозяин которого — москвич, это не экотуризм. Экотуризм — это когда ты останавливаешься у местной бабушки, покупаешь у нее пирожки, потом идешь к дедушке-соседу и покупаешь у него овощи, а еще берешь у местного гида экскурсию на его лодке. Ты вкладываешься в местность, а не финансируешь то, что и так забирает у территории бюджет. Наши волонтеры еще круче — они своим трудом делают вклад в территорию, поддерживают инфраструктуру для экотуризма. Цель нашей организации — сохранить природу Байкала с помощью гармоничного взаимодействия человека с природой.

Как устроены выезды

В основном выезды проходят летом, каждый занимает в среднем 10-14 дней. В команде от десяти человек: три организатора (бригадир, его помощник и переводчик-аниматор для коммуникации с иностранцами) и волонтеры. Участие в проектах ББТ для добровольцев платное, например, в прошлом году летний выезд стоил 4000 рублей. В сумму входит проезд от Иркутска до места работы, продукты, культурная программа, инструменты, палатка.

Любой выезд начинается с офиса. Здесь волонтеры знакомятся с бригадиром, забрасывают еду в рюкзаки и отправляются в путь. В какие-то места команду может довезти автомобиль, где-то ББТ приходится заказывать дополнительный транспорт — например катер, — а куда-то можно дойти только пешком. Далее участники разбивают палаточный лагерь, оргкомитет проводит инструктаж, объясняет правила работы, технику безопасности и план.

Подъем в лагере всегда в 8 утра, хотя дежурные встают раньше и готовят завтрак. После ужина — культурная программа: игры, песни у костра, разговоры. В десятидневном выезде предусмотрен один выходной, когда добровольцы могут сходить в небольшой поход, посмотреть на достопримечательности.

Работают волонтеры по шесть часов в день — три часа до обеда и три после. За день 10-14 человек могут проложить 40-60 метров новой тропы или расчистить 200-300 метров старой. Завершающий этап — маскировка следов строительства: волонтеры убирают с земли все корешки, камни, лишнюю землю и утаптывают полотно тропы. Добровольцы используют кирки, лопаты, секаторы, иногда могут понадобиться даже бензопилы.

В 2021 году ББТ запланировала на лето восемь проектов. Три из них — обслуживание существующей тропы от Листвянки до Большого Голоустного, еще два — расчистка коридора и строительство новой тропы в Байкальском заповеднике, а один станет инклюзивным — люди с ограниченными возможностями здоровья будут красить заборы, сортировать мусор, полоть траву и помогать с мелкими хозяйственными работами. Наконец, на Олхинском плато волонтеры будут облагораживать старые тропы. Зарегистрироваться на проекты ББТ можно на сайте.

Кризис

С 2017-го по 2020 год ББТ выигрывала президентские гранты и почти целиком существовала на эти деньги. Но в этом году схема сломалась.

«»

— Неправильно говорить, что нам не дали финансирование, как давали его раньше, — говорит Роман. — Мы именно не выиграли, честно и справедливо. Как всегда, написали заявку на огромный грант, но в этот раз пошли ва-банк — увеличили сумму почти вдвое. В 2020-м мы получили грант на 12 миллионов рублей, в этот раз просили 22 миллиона. И недобрали 1,8 балла до проходного порога. Это совсем немного, и если бы сумма гранта была меньше, нашу заявку бы одобрили.

Вся команда ББТ понимала риски, но надеялась на лучшее. Новость привела всех в растерянность: «Ты думаешь, что у тебя впереди полтора года, которые заняты работой. Но в один миг все отменяется, а впереди неизвестность». Когда стало известно, что проект не получил денег, три человека уволились, а остальные ушли в неоплачиваемый отпуск на два месяца.

Первую половину года команда искала новый источник финансирования. Удалось выиграть президентский грант на август — около трех миллионов рублей потратят на организацию образовательного экологического лагеря в Большом Голоустном. Будет 80 участников, четыре дня теории по экологии и шесть дней практики на тропе.

Еще ББТ открыли сборы на сайте фонда «Нужна помощь» и на «Добро Mail.ru». Во втором случае деньги просили на расчистку родника в Эхирит-Булагатском районе, но набрали всего 115 из 400 тысяч, проект перенесли на осень. Кроме того, в этом году впервые за все время ББТ удалось договориться с частичным финансированием от ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» — команде выделяет 380 тысяч рублей.

Денег принесла и продажа старого офиса. «Раньше мы арендовали разные помещения, часто переезжали. В 2014-м провели фандрайзинговую кампанию и на собранные средства купили свое помещение — тесный офис без окон на цокольном этаже, зато свой и в центре города. А в 2018-м один из банков сделал для ББТ пожертвование на шесть миллионов, которые потратили на новый офис на Южной. Помещение на Ленина удалось продать за 1,4 миллиона рублей», — рассказывает Роман.

А еще пришлось повысить оргвзнос для волонтеров — теперь средняя стоимость выезда достигает 10 тысяч летом и 25 тысяч зимой.

«Организовать проект для 15 человек на 14 дней стоит около 500 тысяч рублей, — объясняет Роман. — Один комплект инструментов стоит около 30 тысяч, одна палатка — шесть-семь тысяч. Даже если 12 участников внесут по 10 тысяч, получится 120 тысяч, а еще 380 нам придется довложить самим».


Роман Михайлов

Бригадир летних проектов, руководитель отдела развития ББТ

Мы правда были в тяжелой ситуации. Люди планируют лето с зимы, а мы обычно публиковали планы выездов в декабре. В этот раз не могли — ждали, получим грант или нет. А когда поняли, что реализовать эти идеи вряд ли удастся, сели в яму — у нас не было плана отступления. В итоге мы очень долго не открывали набор, потому что искали финансирование. Открыли запись в конце весны, поэтому записались очень мало волонтеров — многие уже просто расписали свое лето. В прошлом году в наших проектах поучаствовало 386 человек, а на это лето пока записались меньше 40.

Опыт со срывом гранта был для нас полезен, хотя повторять его не хочется. Мы перестанем сидеть на грантовой игле. Финансирование у организации должно быть диверсифицировано — гранты, спонсорские и частные пожертвования, акты договоров услуг, продажа сувенирки. Вот так, по кусочкам надо строить бюджет. Теперь мы это знаем, осталось научиться это делать.


Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!

Комментариев 0

Тренды 23.12.2021 16:59

Андеграунд, хороший крафт и техно-вечеринки — ради чего иркутяне ходят в бар «Моралист» (даже в 64 года!)

Яна Шутова

Автор Яна Шутова

0 Читать комментарии

Два года назад на бывшем складе пивных бочек арт-завода «Доренберг» открылся тапрум «Моралист». Он сильно отличается от других иркутских баров. Сюда приходят не просто выпить — здесь проходят диджей-сеты с качественной музыкой, выставки, лекции об искусстве и даже тату-сессии. Это место — коллаборация бывшего управляющего баром «Декабрист» Евгения Жарковского и лидера граффити-команды Moral Сергея Капустина (отсюда и название «Моралист»).

«Верблюд в огне» поговорил с пятью резидентами бара и узнал, что притягивает их в «Моралисте», какую музыку можно назвать интеллектуальной и что означают арты, которые можно здесь увидеть.


Партнерский материал

Дисклеймер: «Верблюд» не пропагандирует курение и чрезмерное употребление алкоголя.

Валентин Устюжин

музыкант, диджей, сооснователь творческого музыкального объединения U Sin Prod

Фото предоставлено «Моралистом»

В первый раз я попал на вечеринку в «Моралисте» где-то в январе 2020 года. Не помню, кто играл [за пультом], но людей было много. Моим друзьям здесь не особо понравилось, они предпочитают дорогие заведения с лакшери-интерьером, где сидят взрослые пузатые дядьки с деньгами. А меня, наоборот, зацепило. «Моралист» — это андеграундное место в подвале, в котором сохранилась атмосфера старины. Мне запомнились толстые кирпичные стены, слой штукатурки, наличие граффити, бочки вместо столов, особенное освещение. Аура этого места кардинально отличалась от любого заведения Иркутска.

Я поймал себя на мысли, что мне комфортно здесь находиться. Потому что я мог быть самим собой, хотя меня окружали совершенно незнакомые люди. Здесь не надо соответствовать своему возрасту, положению, статусу. Можно просто быть таким, какой ты есть, и никто на тебя криво не посмотрит.

Фото предоставлено «Моралистом»

«Интеллектуальная электронная музыка — это не рейв»

Наше объединение U Sin Prod работает преимущественно с электронной танцевальной музыкой. Первые вечеринки мы начали проводить во время пандемии, чтобы поддержать заведения, пострадавшие из-за ограничений. Мы это делали без денег, вход был бесплатный. Просто играли свою музыку в барах Circus, Blackwood.

На тот момент мы экспериментировали и искали собственный формат. В итоге нащупали свою нишу — интеллектуальная электронная музыка (что-то среднее между коммерческой музыкой и андеграундом). Интеллектуальность — это и про музыку, и про слушателя. Музыка не существует без слушателя. Без него она так и останется авторской и утонет в пласте коммерческой музыки, ее никто не услышит. Мы взяли на себя роль донести эту культуру.

Надо понимать, что наши вечеринки — это не рейв. В формате рейва чувствуется какой-то флер контркультуры, запрещенных веществ, зачастую это проявление юношеского максимализма. А мы поставили перед собой задачу просветительской деятельности.

От двух гостей до полного бара

Когда мы начали делать вечеринки в составе своего творческого объединения U Sin Prod, моя знакомая Юлия Смирнова написала, что управляющий баром «Моралист» хочет со мной познакомиться. Так началось наше сотрудничество. Это было весной 2021 года.

Не скрою, сначала на вечеринки приходило два-три человека. Но Женя (Евгений Жарковский. — Прим. авт.) всегда помогал, подсказывал, давал контакты людей, которые могут помочь [с организацией и раскруткой вечеринок]. И в этом его отличие от других управляющих. Всем остальным нет разницы, кто к ним приходит играть. У них есть своя роль — предоставить площадку, сделать анонс и наливать людям алкоголь. Сверхусилий не прилагают, короче. А в «Моралисте» было иначе.

💡

Как появился «Моралист»


В 2019 году, после закрытия творческого пространства Loft Kolba его создатель, иркутский граффити-художник Сергей Капустин решил запустить новый проект. Сооснователь «Доренберга» Евгений Ефремов показал ему заброшенный склад на территории арт-завода. Сергея помещение заинтересовало, и он предложил Евгению Жарковскому, ранее управлявшему пабом «Декабрист», открыть бар. На тот момент помещение представляло собой заброшенный склад, в прошлом это были производственные помещения пивоваренного завода. Не имея инвесторов, мужчины договорились сами сделать ремонт, как они шутят, «не хуже, чем в подъезде».

Спустя несколько месяцев, в декабре 2019 года состоялось открытие тапрума «Моралист». Основатели поставили целью продвигать питейную и стритарт-культуры: здесь можно попробовать напитки локальных пивоваров и увидеть работы местных художников (первую выставку готовил сам Сергей Капустин). В этом году в «Моралисте» открылся второй зал в стиле рюмочной.

Мы придумали новый формат — Techno Basement. В это время к U Sin Prod как раз присоединился Илья Ошурков, он настоящая ходячая энциклопедия, музыкальный эрудит. Илья повлиял на развитие нашего творческого объединения, благодаря ему мы стали лучше, родился формат техно-вечеринок.

Techno Basement — это интеллектуальная танцевальная электронная музыка, которую вы не услышите по радио, ТВ или на других вечеринках. В первый раз пришли около 150 человек. У нас был хороший анонс, серьезный организационный подход, афишу рисовал дизайнер — все от начала до конца было продумано. Это была самая крутая и запоминающаяся вечеринка. Кстати, впервые сделали платный вход, до этого мы играли бесплатно.

После этого аудитория значительно расширилась. Сегодня наш слушатель — это креативная интеллигенция Иркутска: представители IT-сферы, фотографы, музыканты, художники. Эти люди приходят в бар, потому что видят ценность в том, что мы делаем. И они таким образом выражают нам свой респект. Среди наших гостей есть даже такие, кто вносят двойную входную плату, — только для того чтобы поддержать наше музыкальное объединение.


Дарья Лукина

художник-дизайнер, автор персональной выставки в «Моралисте»

Я архитектор по образованию. После университета поработала по профессии пару месяцев за 15 тысяч рублей и поняла, что это не мое. Сейчас я художник-дизайнер в компании ProArt, создаю эскизы для росписи стен и фасадов.

Рисую с детства, с трех лет. Это для меня способ расслабиться, выплеснуть эмоции, успокоиться. Мне нравится изображать людей, но на архитектурном факультете нас постоянно заставляли рисовать здания. Дом Европы я нарисовала столько раз, что помню все вензеля и наличники. А эти работы (показывает на свою выставку. — Прим. авт.) — для души. Это все мое, депрессивненькое, как люди говорят. Хотя, на самом деле, нет.

Красота на грани разложения

11 декабря в «Моралисте» открылась моя первая выставка. На подготовку ушло около 20 тысяч рублей, и спонсора, кстати, нашел Женя Жарковский. Я бы сама не смогла, потому что мне трудно «продавать» свои работы. У меня даже в «Инстаграме» одно время было написано: «Не рисую на заказ».

Я пробовала, брала заказы через Tumblr у иностранцев, они хорошо платят за фан-арт (рисунки персонажей сериалов). Буквально три картинки нарисовала, и мне это надоело. Теперь могу только друзьям нарисовать, да и то не всем. Подруга десять лет просит портрет, я все обещаю, но никак не получается. Что ее рисовать — она и так красивая! А у моих персонажей изюминка в каком-то дефекте, красота на грани разложения. Это и привлекает.

Раньше я не настолько в себя верила, чтобы устраивать персональную выставку, но моя коллега Юля [Смирнова] и Женя Жарковский меня поддержали, уговорили. И хотя «Моралист» — это бар, мне не страшно было разместить и оставить на стенах свои работы, потому что здешние ребята для меня как семья. Картинам здесь безопасно.

На выставку я отобрала самые свежие работы и те, которыми горжусь. Это диджитал-рисунки, созданные в «Фотошопе», три акварели, акрил. Самая верхняя — это я выходила из затяжной депрессии. Состояние, когда ты выползаешь незащищенный в этот мир и готов снова получать новые шрамы. Вот эта работа по следам психоделического сна, в котором я вытаскивала иглы из живота, — было не больно, просто странно.

Все эти девки со скелетами (показывает на серию картин. — Прим. авт.) — переживание по поводу того, что у меня ворона умерла. Я мечтала взять вороненка, воспитать, но два раза птенцы погибали. Тогда меня и подкосило.

Когда происходит что-то действительно плохое, мне проще осмыслить, обдумать и нарисовать. И вроде как закрываешь тему: она остается в рисунке и запечатывается. При этом я не считаю, что вкладываю плохие эмоции в свои работы.

На открытие выставки пришло человек 50–60, я даже не ожидала. Друзья, коллеги, родители и даже незнакомые люди. Всем все понравилось (стеснительно улыбается. — Прим. авт.), родители сказали: «Круто, Даша». После этого появилось чувство ответственности и желание больше работать, наращивать скилл.

«Здесь от тебя не требуется быть суперсоциальным человеком»

В «Моралисте» сложилась какая-то своя тусовка. Ты сидишь за баркой, и какого человека ни спроси, он обязательно окажется художником, татуировщиком, музыкантом. В этом большая заслуга Жени (Жарковского. — Прим. ред.): он не хочет, чтобы бар превратился в какую-то разливнуху, старается делать мероприятия с хорошей музыкой, диджеями, устраивает выставки и лекции.

Мне это место очень импонирует. Безопасное пространство, много адекватных людей, а случайные пьяные компании не залетают, потому что бар находится не в центре. Я вообще особо не тусовщик, но здесь мне комфортно, потому что можно спокойно посидеть, от тебя не требуется быть суперсоциальным человеком и поддерживать выученные разговоры. Хочешь — говоришь, хочешь — молчишь.

Андрей Васильевич

64 года, пенсионер, завсегдатай «Моралиста»

Я познакомился с Евгением Алексеевичем (Жарковским. — Прим. ред.) в заведении «Декабрист», которое располагалось на улице Киевской. Проходил мимо, зашел, попробовал один-другой-третий сорта пива. Понравилось. Я почти 20 лет отдал военной службе и в алкогольных напитках разбираюсь. В советских, качественных, особенно домашней выработки. Помню даже бортовой спирт, который шел на противообледенительную систему самолетов. У нас некоторые судна поэтому назывались «самолет-ресторан», «самолет-кабак».

Когда «Декабрист» закрылся, ребята нашли вот это романтичное помещение. Когда я первый раз сюда пришел, было впечатление, что попал в какой-то немецкий бункер из фильмов о Великой Отечественной. Где немцы собираются, пьют, как в фильмах 1950-х в стиле «Небесного тихохода». Потом я узнал, что это знаменитая пивоварня Доренберга. Оказывается, под нами есть еще два этажа, которые сейчас подтоплены.

Ценители шоколадного и молочного пива

В общем-то, здесь очень оригинально. Слово «уютно» не подходит. Какой-то особый шарм, слияние настоящего и прошлого. Контингент людей очень порядочный, царит доброжелательная атмосфера дискуссий и бесед. Конечно, здесь курить не принято, но для виду можно негорящую трубочку взять в рот (картинно вынимает из кармана трубку. — Прим. авт.). Эту трубку мне Евгений Алексеевич подарил. Уже шестая, пять предыдущих я сгрыз. Нормальная трубка, качественная. Но здесь я не курю — это дурной тон.

В «Моралисте» можно отведать хорошее пиво. Здесь настоящие напитки, не подделки, Евгений Алексеевич тщательно подбирает поставщиков. Лично я люблю темное красное пиво, есть тут такое. Сейчас появился сорт с молочными нотками, очень мягкий, приятный.

У меня двое товарищей, проживающих в сельской местности. Они любители употребить, скажем так. Но после того как попробовали пиво, которое я им отправил отсюда, один из них сказал: «Андрей Васильевич, я обычно пью большими кружками, но здесь не мог себе этого позволить. Я пил небольшими глотками и наслаждался этими напитками, особенно шоколадным». Ему за 50 лет, но он по-прежнему, как ребенок, сладкоежка (смеется).

«Сходить в бар — это лучше, чем дома „надуться“»

То, что я здесь старше всех посетителей, меня абсолютно не смущает. Возраст — это всего лишь арифметика. Люди, которые приходят сюда, очень рациональны, разумны. Они раскованны в хорошем смысле этого слова. В то же время у них глубокая самодисциплина, это чувствуется по разговорам и поведению.

Я не богатый человек, но могу себе позволить поход в бар и кружку пива за 250–300 рублей. Это гораздо лучше, чем взять бутылку, сесть дома и «надуться».

Как-то раз засиделся в «Моралисте» до самого утра. Было начало осени, ребята на улице жарили мясо, шашлыки, а я деревенское сальце притащил. Сидели, разговаривали. Очень теплая ночь была. Не заметили, как начало светать и трамваи загремели…

Сергей Колесников

тату-художник, участник tattoo-day в «Моралисте»

Я увлекся татуировкой где-то в 2007 году, когда еще в школе учился. Просто увидел на людях интересные штуки, захотелось что-то подобное повторить. Первые опыты были на себе из самодельного инструмента. Мы разбирали электрические зубные щетки, иголки вставляли, окунали в краску из гелиевой и шариковых ручек. В общем, смастерил я тогда в школе свою первую тату-машинку, закинул ногу на ногу и сделал себе какой-то узорчик кривой.

После школы пошел в художественное училище, потом в армии бил татуировки. Тогда я еще не понимал, что это станет моей основной работой, а сейчас открыл собственный кабинет.

«Разделся — как одна картинка»

Невозможно работать тату-мастером и самому не «заколотиться», это сапожник без сапог. Сейчас у меня забито уже больше половины тела. Остался сбоку кусочек пустой, сзади пустая нога. Лицо не буду трогать — слишком контактная часть тела.

Есть такой художник Ганс Руди Гигер, он придумал «Чужого» и создал стиль биомеханики. В таком стиле у меня все и забито, разделся — как одна картинка. Если колотиться, то все тело в один рисунок, — это пожизненное хобби и самое правильное, адекватное отношение к татуировке.

Моя миссия — сделать татуировку максимально красиво, по пропорциям тела. Если клиент предлагает какую-то ерунду набить, я попытаюсь залезть ему в голову и нажать кнопочку, чтобы он понял, что это глупая идея и можно сделать лучше. Тату-мастер должен быть психологом. А то ведь потом человек всю жизнь будет ходить с татуировкой, которая его бесит.

От разрухи до творческого пространства

С Сергеем Капустиным, одним из создателей «Моралиста», мы знакомы давно, еще со времен его лофта Colba. Когда мы с ним пришли сюда в первый раз, тут был мусор и темнота. Лампочку вкрутили — полная разруха. Сели, нарисовали план, подумали, где будет барная стойка, туалет, сцена, и потихонечку начали делать. Ребята договорились и купили кирпич с бывшей чаеразвесочной фабрики, наняли рабочих, чтобы они выложили из него барку, причем намеренно криво. Каждый привнес сюда что-то свое: из баллончиков из-под краски выложили стенку, разрешили граффитистам «затегать» все стены, подвесили к потолку велосипед, который Женя выиграл в конкурсе от Heineken, купили на «Авито» два советских кресла, я отреставрировал и установил напротив туалета старинное зеркало. Примерно через год бар открылся.

В Иркутске раньше не было подобных мест. Существовали отдельные движухи, например «Нига плиз», но у них нет своего помещения. «Моралист» — это место с классными диджеями, выставками, уклоном в стрит-арт. Периодически проводим здесь tattoo-day, когда можно набить небольшие татуировки.

За одной барной стойкой в «Моралисте» могут встретиться художники, фотографы, танцоры, рэперы, люди творческого толка. Здесь же выгода не в том, чтобы народ поить и на этом зарабатывать. Это просто творческое пространство, куда народ приезжает пообщаться.


Юлия Cмирнова

бренд-менджер компании ProArt

В «Моралисте» меня называют «кент по кентам» или «ивентщик по-братски». На самом деле все, кого я сюда привожу, — это мои друзья. Ребята из U Sin Prod не могли найти площадку, я их познакомила с Женей (Жарковским. — Прим. ред.). Теперь они продвигают музыкальную культуру и прививают вкус. С Дашей Лукиной мы вместе работаем. Как-то зашли в пятницу после работы сюда, поболтали и решили делать выставку. 

Я давно вынашивала идею сделать цикл лекций об уличном искусстве, но все откладывала, боялась. Женя сказал: «Проводи у нас». В «Моралисте» в этом плане классная политика: за культурные мероприятия не берут аренду. Мы все лето проводили здесь лекции, к нам приходили уличные художники, рассказывали об истории граффити. Каждая лекция превращалась в большую многочасовую дискуссию. Это оказалось так успешно, что нас стали звать и в другие локации.

«Поехали, я покажу тебе сердце андеграунда»

«Моралист» — мультизадачная площадка, которая принимает самых разных людей. Утром здесь может быть лекция начальника отдела по молодежной политике, вечером — громкая туса, а завтра — tattoo-day.

Когда к нам приезжает кто-нибудь из другого города, а особенно художники, я всегда говорю: «Поехали, я покажу тебе сердце андеграунда Иркутска». Аналогов «Моралисту» нет. Во-первых, арт-завод «Доренберг» — это место с богатой историей. Во-вторых, само название «Моралист» появилось не с бухты-барахты. Это производное от граффити-команды Moral Сережи Капустина и бывшего бара «Декабрист» Жени Жарковского.

Здесь все неслучайно, вплоть до наклеек на стенах бара. Их, кстати, оставляли местные ребята-пивовары, уличные художники, гости заведения. Потолки разрисовывали наши местные граффитисты, а один кусок расписал художник из Улан-Удэ, который приезжал на БАФ (первый фестиваль уличного искусства Baikal Art Fest. — Прим. автора). Фестиваль проходил в «Доренберге», а «Моралист» был главной площадкой для афтепати.

Сейчас мы формируем ассоциацию уличных художников. Официально зарегистрированную ассоциацию, которая будет помогать уличным художникам выполнять работы без адского согласования и бюрократии, облегчать порядок размещения. Недавно в баре открылся второй зал, там мы как раз и планируем собираться со свободными художниками.

Сюда ходит плюс-минус одна тусовка, все друг друга уже знают. В «Моралисте» еще и подобралась классная команда барменов. Они знают, что я люблю крафтовое темное пиво. Без лишних вопросов ставят кружку: «Это твое любимое». Прихожу сюда и после работы, и на свой день рождения, и на мероприятия. Такое ощущение, что я здесь всегда.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому