03.02.2021 13:57
03.02.2021 13:57
Коллаж: Евгения Власова/«Верблюд в огне». Фотографии: Артем Моисеев/«Верблюд в огне»
В русский язык уверенно входит термин «капром» — «капиталистический романтизм». Под ним понимают постсоветскую архитектуру 1990-х и 2000-х годов — пеструю, необузданную, часто нелепую и безвкусную. «Верблюд в огне» побеседовал с автором термина и сооснователем телеграм-канала «Клизма романтизма», архитектором-градопланировщиком Даниилом Веретенниковым. Недавно он побывал в Иркутске и поделился впечатлениями о самых ярких представителях местного капрома, а также рассказал, почему подобную архитектуру все-таки стоит ценить.
Хотя термин «капром» появился относительно недавно, он успешно прижился среди людей, интересующихся развитием городской среды, и стал синонимом всевозможных архитектурных грехов: неумелого обращения с классическими элементами, неуместного сочетания отделочных материалов и многих других спорных решений. Однако сам автор этого термина замечает, что сейчас теоретическая база для понимания капрома как стиля и направления только разрабатывается; в нынешнем же виде это понятие гораздо шире.
«»
«Мы говорим, что капром — это не определенный стиль, а целый период в истории постсоветской культуры. То есть капром — это все, что строилось в постсоветских странах начиная с распада СССР до конца 2000-х: не важно, с колоннами оно, каких-то хай-тековских форм или вообще в стиле деконструктивизма, — это всё равно капром. Просто есть более интересные представители, более яркие и показательные, а есть менее яркие. Но сейчас приходит понимание, что какие-то стилистические определения ему давать все-таки придется», — рассказывает Веретенников.
Отдельный вопрос — границы исторического периода существования капрома в России. Отправная точка, как правило, не вызывает споров — это 1991 год; в качестве же верхней планки Веретенников называет 2008 год — дату всемирного экономического кризиса, который ощутимо задел Россию.
«Это очень дискуссионная рамка, которая тоже обсуждается. Просто на архитектурном материале хорошо видно, как что-то в конце 2000-х начинает меняться. Мы это связывали с финансовым кризисом, который сильно повлиял на финансовую отрасль. Тогда было отменено много крупных проектов в Петербурге, в Москве. С тех пор романтики и пафоса в архитектуре поубавилось», — продолжает он.
Другую возможную причину завершения эпохи капиталистического романтизма называет соавтор Веретенникова по каналу «Клизма романтизма» Александр Семенов: тот считает, что в угасании капрома велика роль вмешательства властных структур в процесс формирования облика городов. Например, в Санкт-Петербурге это было особенно заметно после прихода к власти губернатора Валентины Матвиенко. Помимо этого, в те же годы в российских городах начали усиливаться градозащитные механизмы по сохранению исторических центров городов.
«Когда мы говорим о других городах России, я настаиваю, что эти рамки могут быть пересмотрены. Если в городе появляются свои исследователи, они могут предложить свои рамки для этого. Мы знаем города России, где до сих пор могут появляться здания в том же духе, что и в 1990-е годы, подобная архитектура там почти не изменилась. В Кирове, например, недавно построили Детский космический центр, его формы совершенно капромовские», — вспоминает Веретенников.
Несмотря на безудержное разнообразие российской архитектуры 1990-х и 2000-х годов, в капроме все-таки можно выделить несколько основных, наиболее распространенных архитектурных приемов: отсылки к классической архитектуре, элементы деконструтивизма и «что-то вроде периферийного понимания хай-тека», рассказывает Веретенников. Именно по этим признакам очень просто узнать некоторые иркутские здания, большинство из которых возведено как раз в обозначенные исследователями годы.
Дата строительства: 2005 год
Адрес: ул. Байкальская, 69
Даниил Веретенников
«Это здание определенно из тех, которые останутся символом своей эпохи, ведь подобное могло случиться только в эпоху капрома и больше никогда. Посмотрите на трехколонные портики — в советское время такое и представить было нельзя. Портик с нечетным количеством колонн — это такая большая архитектурная шалость. Закос под строгую классику, но автор при этом вольно ее интерпретировал. Купол, обилие декора. В иркутском ландшафте это здание смотрится очень ярко — и в этом явно была цель его создателей, ведь привлечение внимания — одна из главных задач, которую ставили перед собой архитекторы капиталистического романтизма. Тогда персональное пожелание заказчика вдруг стало важнее общегородского пространства, поэтому ни о каком ансамбле и сочетаемости не задумывались. Думали только о том, как сделать постройку поярче, заявить о себе погромче».
Даты строительства: 2004—2005 гг.
Адрес: Бульвар Гагарина, 9
Даниил Веретенников
«Очень яркий объект капрома. Я говорил, что пока еще нет конкретного круга, палитры приемов, инструментов капромовской архитектуры, но туда определенно войдет зеркальное тонированное остекление — этот яркий признак эпохи. Интересно, что такое стекло повсюду очень быстро возненавидели, — оно было востребовано, например, в Петербурге, очень недолго: вошло в моду где-то в середине 1990-х и резко вышло из нее в конце 2000-х. Благодаря этому стеклу можно очень точно датировать здания, по крайней мере в Москве и Петербурге. Теперь же в столицах даже сформировалось нечто вроде негласного запрета на зеркальное стекло, но в регионах его еще могут до сих пор использовать.
Еще замечу: в годы расцвета архитекторы-капромантье считали, что чем больше стекла будет на фасадах, тем современнее оно будет выглядеть. В целом, для капрома характерно объединение современного и традиционного исторического. Поэтому часто наличие стекла уравновешивается каким-то классическим ордером (порядок использования определенных элементов в соответствующей архитектурно-стилевой обработке. — Прим. ред.). Такое мы видим и здесь: купол и другие заигрывания с классикой, причем очень вольные, — есть, например, имитация пилястр».
Дата строительства: 2006 год
Адрес: ул. Чехова, 19
Даниил Веретенников
«Это тоже интересный пример, но здесь складывается впечатление, будто кто-то пытался аккуратничать. Поскольку это исторический центр, тут будто бы было желание вписаться в исторический контекст, но при этом за счет отделочных материалов указать, что это не старое здание, а новое. Из характерного для капрома — сочетание вентфасада с вольной работой с ордером. Постройка получилась не очень качественной и контекстуальной, но она хотя бы особенно ярко о себе не заявляет, нет кричащих форм. Архитектор явно не хотел сильно навредить месту».
Даты строительства: 2002—2013 гг.
Адрес: ул. Литвинова, 17,
Даниил Веретенников
«Мне этот объект очень понравился. Он решен без каких-то деталей, мелочей, такими крупными мазками, четкими линиями. Опять же, снова цветное тонированное остекление, снова ордер с отсылками к классике — тот же фронтон. Другой вход — те же элементы, полукруглый лучковый фронтон, но кое-что по-другому скомпоновано. Типичная капромовская вещь».
Даты строительства: 2002—2009 гг.
Адрес: ул. Марата, 1, 3, 5
Даниил Веретенников
«Крупный объект, который перетягивает на себя внимание на перекрестке, настоящий, очень яркий символ своей эпохи. Обратите внимание на уже знакомые приемы: опять вентфасад, а акцент композиции — это портик наверху, у которого снова нестандартные постмодернистские три колонны на сторону».
Дата строительства: 2008 год
Адрес: ул. Декабрьских Событий, 92
Даниил Веретенников
«С точки зрения “эстетической нормативности”, это здание лучше предыдущих и архитекторы скажут, что здесь есть определенный вкус, поэтому в контексте капрома это здание менее интересно. Из занятного и смешного здесь только кубик наверху, на котором написано ПФР, — это капромовская деталь: «дом, который заявляет о себе». В Петербурге такое здание отнесли бы к такому архитектурному приему с шуточным названием «стаканизм». Он возник из-за того, что в советское время ленинградским архитекторам нельзя было строить ничего круглого, а в годы капрома они, истосковавшись по округлым формам и изогнутым линиям, как с цепи сорвались и стали строить такие стеклянные округлые “стаканы”».
Дата строительства: 2002 год
Адрес: ул. Профсоюзная, 3
Даниил Веретенников
«Супер классное здание, мне очень нравится, особенно характерно для капрома. Оно блестящее, зеркальное, всё из себя постмодернистское. Вспоминается наша лекция под названием «10 кругов архитектурного ада», в которой мы пытались разложить свойства капрома в виде 10 кругов; здесь можно запросто половину из них найти: это и «шляпка», и зеркальное остекление, и контрастные формы, и иронический ордер — намеки на классику, — и сочетание совершенно разных отделочных материалов, что в советскую эпоху считалось моветоном. Подобное могло появиться только в эпоху капрома».
Дата реконструкции: 2004 год
Адрес: Челнокова, 1 (южный корпус)
Даниил Веретенников
«Это часть популярного явления эпохи капрома — мы называем его „капрометирование“: когда берется дореволюционное или советское здание, которое переоформляется в соответствии с новым вкусом. Реконструкцию под капром производили, когда хотели сделать здание «более веселеньким», более запоминающимся. Это такая борьба постсоветских жителей с безликой, как им кажется, модернистской архитектурой XX века».
Дата строительства: 2020 год
Адрес: улица 3 июля, 26
Даниил Веретенников
«Безусловно, очень интересная, яркая постройка. Абсолютно классная, безвкусная, страшная штука, которую обязательно надо сохранять. Не в каждом городе такое есть: и колонны по оси, и часы, всё в каких-то детальках. Это такое цыганское барокко, мне нравится, я вообще люблю плохую архитектуру. Думаю, автору проекта просто было интересно и весело заниматься рисованием этого. По поводу даты постройки — да, здание позднее, но все-таки повторю, что иркутские исследователи могут прийти к выводу, что это здание можно отнести к капрому».
Даниил Веретенников уверен, что каким бы капром ни был, его нужно не прятать, сносить и реконструировать, а сохранять.
«Внимание к капрому — это ключ к исследованию регионального архитектурного разнообразия. После централизованного контроля над архитектурной сферой в советские годы, в стране в 1990-е годы расцвели региональные школы с яркой индивидуальностью. Нижегородская архитектура того времени — это одно, казанская архитектура эпохи Шаймиева — совсем другое», — рассказывает он.
Веретенников замечает, что сейчас в архитектуру возвращается централизация, которая уводит города от разнообразия. В этом смысле одна из особенностей объектов эпохи капиталистического романтизма заключается в ее способности хранить и транслировать как особенности местных микростилей, так и дух неповторимого периода истории всего постсоветского пространства, когда было возможно всё.
«»
«Возможность строить что угодно и заказывать это какому угодно, пусть даже не очень хорошему архитектору, — подобное могло происходить только тогда, — говорит Веретенников. — Получается, треш — это значимое явление эпохи, это ее символ. Как бы ни было грустно от этой мысли любителям хорошей, качественной архитектуры, но нам придется признать, что для истории в будущем самым значимым символом того периода рубежа веков станет именно капром».
Читайте также:
Дешево, некрасиво, стыдно. Семь иркутских зданий, изуродованных сайдингом
Байкальский модернизм. Пять архитектурных шедевров позднего СССР в Иркутске
Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!
Комментариев 1
vspgim
Иронический ордер у вас - это ионический?
08.02.2021 13:12