• Пробки 2
  • Погода
  • Более половины опрошенных медиков не доверяют отечественной вакцине от коронавирусакоронавируса
  • Задержания, забастовки и увольнения. Коротко о том, что происходит в БелоруссииБелоруссии
  • Продолжение комикса «Легенды озера Байкал» выйдет в октябреоктябре

Главная > Афиша 30.04.2020 17:24

Что делать в майские: рекомендуют режиссеры, фотографы и художники Иркутска

Екатерина Фалалеева

Екатерина Фалалеева

0Комментариев

Что делать в майские: рекомендуют режиссеры, фотографы и художники Иркутска - Верблюд в огне

Коллаж: Олег Бородин

Второй месяц афиша «Верблюда» — не афиша, а подборка рекомендаций для самоизоляции. На этот раз своими открытиями делятся представители творческих профессий Иркутска. 


Макс Савченко

режиссер, продюсер Siberica Film

Харуки Мураками, лекции в YouTube и музыка

Затрудняюсь с термином, которым можно описать завершение книги, если ты прослушал ее в аудиоформате. «Дослушал» книгу — это как-то неуважительно к автору. Скажу так – на днях я завершил знакомство с последним романом Харуки Мураками «Убийство командора». В целом книга мне понравилась, особенно первый том. Она удачно совпала с моими одиночными поездками на Байкал по ритму. Как мне показалось, она лишена свойственной автору витиеватости, простая, легкая, но по-прежнему с узнаваемой атмосферой и эстетикой, виниловыми пластинками и спагетти. На очереди — Джек Уэзерфорд, «Чингисхан и рождение современного мира».

Певец Ali Farka Toure. Фото: Tagles, wikipedia

Неспешно пересматриваю Тарковского. Скажу честно: дается с трудом  нужно попадать в настроение и состояние, но любопытно. Пересматриваю азиатские фильмы: «Олдбой» Пака Чхан-ука, «Воробей» Джонни То. Пропустил последние картины Ким Ки Дука, планирую наверстать. Из свежего и массового — знакомлюсь с новым форматом Quibi, в частности сериалом «The Stranger».

О музыке. Прямо сейчас слушаю Ali Farka Toure — это блюз из Африки. Пробегитесь по биографии музыканта, у него очень необычная судьба. Для автомобиля идеальны Yeasayer. Несколько их треков входят в мой плейлист для сноуборда, ассоциации в дороге очень приятные. На YouTube можно найти концертные выступления Саймона Грина из Bonobo — рекомендую.

Раз уж речь зашла о YouTube. Про экономику слушаю у Михаила Хазина, про историю — у Андрея Фурсова, а еще люблю лекции о Древнем Египте Виктора Солкина.


Марина Беклемишева

корреспондент и ведущая «Аист ТВ»

Сериал «Зулейха открывает глаза», Ванг Гог в онлайне и путешествие по Эрмитажу

Как очень впечатлительный человек, я часто делюсь восхитившими меня произведениями с родными и друзьями. Но как только мне нужно перечислить классные фильмы или книги, тут же впадаю в ступор. Поэтому вот мой сиюминутный список для полезного и душевного времени.

Недавно я пересмотрела свой любимый «Отель Гранд Будапешт» и снова готова признаться в любви этому фильму! Смотрите, чувствуйте, понимайте аллегории и отсылки и просто кайфуйте от визуальной составляющей.

Из недавно открытых — абсолютно «девочковый» фильм «С любовью, Рози» и оскароносный «Кролик Джоджо» — прекрасный и снятый со вкусом.

Кадр из фильма «Зулейха открывает глаза». Фото: russkoe-kino.ru

Если говорить о кино, не могу обойти недавнюю премьеру сериала «Зулейха открывает глаза» по одноимённому роману Гузель Яхиной. Так как книга пришлась мне очень по сердцу, фильм я, конечно, тоже посмотрела. И вопреки многим негативным отзывам могу сказать, что экранизация получилась достойная, хотя книга (как почти всегда бывает) гораздо сильнее.

А ещё, когда мне грустно, я просто захожу на страницу Антона Лапенко и смотрю любое видео. Становится теплее и радостнее. Спасибо ему за это.

Недавно я нашла на YouTube пятичасовое путешествие по Эрмитажу, снятое одним кадром на айфон. Смотрю частями и просто захлёбываюсь восторгом и желанием снова оказаться в величайшем музее мира. Это точно стоит увидеть. А какая музыка!

Если тянет к искусству, советую скачать приложение Google Arts & Culture. С его помощью вы можете оказаться в любом музее мира и рассмотреть шедевры в высоком разрешении. Как сейчас говорят, залипательно. Я вот в гости к Ван Гогу заходила и в Лувре погуляла.

Но и наши иркутские музеи сейчас очень стараются в социальных сетях. Загляните на странички художественного, краеведческого, Тальцов, галереи Бронштейна.

Теперь о книгах. Сейчас я читаю «Моби Дика» Мелвилла (не осилила на 3 курсе журфака, навёрстываю). Очень интересно! Люблю иногда просто взять и открыть любое стихотворение Веры Полозковой (особенно последние). А девушкам хочу посоветовать книгу «Жена писателя». Это чудесные, живые, трогательные воспоминания Анны Сниткиной — супруги моего любимого Федора Достоевского.


Дмитрий Акимов

главный режиссер Черемховского драматического театра им. В.П. Гуркина, артист Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова

Толстой, Джойс, книга о воспитании детей и «История искусства»

Сейчас я читаю три книги. Перечитываю «Анну Каренину», готовлюсь к постановке в Березниковском драмтеатре (Пермский край). Смотрю на великий роман новым взглядом. Толстой — крутой психолог, и его романы — это вообще полезное руководство к жизни.

Как говорит Кирилл Серебренников, настало то время, когда можно изучить толстые книжки, вчитаться в них. Я вернулся к «Улиссу» Джеймса Джойса. Без этого романа невозможно воспринимать литературу XX-XXI веков, потому что это мост через века, от гомеровской «Одиссеи» до наших дней. «Улисс» открывает дверь в постмодернисткую реальность.

Фото: Шатуева Алена

Третья книга интересна мне как отцу. Это «Дети — с небес» Джона Грэя — книга о воспитании и психологии. Моему сыну скоро 3 года, надеюсь избежать кризиса возраста.

Отдельным блоком выделю книги об искусстве. У меня всегда под рукой «История искусства» Эрнста Гомбриха, пятитомник «Мост через бездну» Паолы Волковой, «Лекции о литературе» и «От Гомера до Данте» Евгения Жаринова.

Недавно я посмотрел фильм «В этом мире я больше не чувствую себя как дома». Это чёрная комедия про обычных людей, которые способны на подвиги и яркие эмоции, несмотря на то что они, в общем-то, обыватели.

Смотрю сериал «Рассказ служанки» — он здорово снят, но, честно говоря, на третьем сезоне стало скучновато. Доберусь до конца и начну новый сезон научно-фантастического вестерна «Мир Дикого Запада». Еще смотрю «Нового папу». Убедился, что Соррентино — выдающийся режиссер современности. Его можно сравнить с Феллини, пожалуй.


Артем Моисеев

фотограф

Классика и соул, сказки и политика

В апреле я смотрел концерты классической музыки в пустом зале Московской филармонии. Онлайн-трансляции шли почти каждый день, и все они остались в записи на сайте филармонии. Особенно рекомендую концерт Мацуева, в котором пианист одинаково прекрасно сыграл и Чайковского, и джаз.

В машине всегда играют грузинские ребята Mgzavrebi и питерская группа Junkyard Storytellaz. Первое — это удивительное сочетание традиционного грузинского пения и национальных инструментов в современном исполнении. Junkyard Storytellaz — это такой гаражный соул. Обе группы отлично подходят для поездок на автомобиле — есть в них что-то такое свободное, ощущение вольного ветра.

Группа Mgzavrebi. Фото: mgzavrebi.com

Книги в основном открываю только для того, чтобы почитать своему трехлетнему сыну на ночь. Сейчас мы читаем сказки Волкова об Урфине Джюсе и серию шведского писателя Свена Нурдквиста о Петсоне и Финдусе. У меня же лежит недочитанная книга Рэма Колхаса «Нью-Йорк вне себя».

Из сериалов любимые «Прослушка», «Удивительная миссис Мэйлз» и «Твин пикс».

И про серьезное. Каждый день смотрю видео политолога Екатерины Шульман на YouTube. О сложных и спорных ситуациях в России и мире Шульман рассказывает простым языком. Это помогает быть в курсе событий и спокойно относиться к происходящему вокруг хаосу.


Наталья Халапхаева

художник

Корейское кино, киноэпопея о Советском Союзе и японские романы

Так уж случилось, что во время вынужденной изоляции я пересматриваю любимые фильмы из корейского кинематографа. К примеру, «Жажда» — нетипичная вампирская драма. Сюжет разворачивается вокруг священника, который во время африканской миссии заражается вампиризмом при переливании крови. Своеобразная история грехопадения и последующего раскаяния. Что примечательно, события происходят в нашей действительности, в условиях быта обычных людей.

Любителям более легких фильмов могу порекомендовать абсурдную комедию о любви того же режиссера «Я киборг, но это нормально». Фильм о простой девушке, которая осознает, что она робот, и попадает в лечебницу. Там встречает молодого человека-клептомана с суперспособностью — красть чужие чувства. Удивительная история о сочувствии, доброте и человечности. Во время просмотра переживаешь целую гамму чувств — от светлой грусти до щемящей радости.

Кадр из фильма «Я киборг, но это нормально». Фото: Moho Films

Сейчас начала просмотр многосерийного фильма Ильи Хржановского «Дау», в основу которого легла биография советского физика Льва Ландау. В первую очередь впечатляет колоссальный режиссерский размах. Картина снималась более 13 лет, были задействованы сотни актеров, многие сцены снимались в режиме реалити, для участников которого был выстроен своеобразный парк периода СССР. Из 13 смонтированных фильмов вышли пока только два — двух- и шестичасовая части. Некоторые в принципе не получили разрешение на российский прокат. Рекомендовать к широкому просмотру эту ленту не могу: тоталитаризм, насилие и чернуха — это не темы для лёгкого досуга.

Из последнего прочитанного — долгожданный для меня роман Михаила Елизарова «Земля» о похоронном бизнесе в России. Звучит мрачно, но на деле книга читается легко и захватывает, подкупает богатый авторский язык, так что 800 страниц «проглатываются» за тройку вечеров. Критики уже окрестили произведение «глобальным осмыслением русского танатоса».

Ещё советую японского писателя Кобо Абэ. Начать можно, наверное, с его самого популярного романа «Женщина в песках» либо моего любимого — «Тайное свидание». В романах Кобо Абэ тягучее повествование, атмосферно закрученный сюжет и развязка, которую вы никогда не предугадаете.

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 30.07.2020 14:00

Гостиница «Сибирь», Госбанк СССР и дом сотрудников НКВД. Семь главных конструктивистских зданий Иркутска

Вадим Палько

Автор Вадим Палько

0Комментариев

Говоря об архитектурном наследии Иркутска, горожане чаще всего вспоминают дореволюционные памятники — классические деревянные усадьбы и каменные особняки. На их фоне незаслуженно незамеченным остаётся авангардная советская архитектура — здания в стиле конструктивизма, прорывного направления в отечественном искусстве, которое высоко ценят за рубежом. «Верблюд в огне» рассказывает о семи зданиях, представляющих конструктивизм в Иркутске.


Конструктивизм в архитектуре — авангардистское направление, получившее развитие в 1920-х — начале 1930-х годов и на много десятилетий опередившее своё время. Ключевая идея конструктивистов — функциональный подход к внутренним пространствам, разделение здания на отдельные блоки со специальным назначением (жилой, коммунальный и прочие), которые должны задавать его форму.

В то же время внешний облик должен ограничиваться взаимодействием блоков — простых геометрических форм, — а выразительность достигается не за счёт декоративных элементов (они признаются лишними, нефункциональными), а через динамику простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободу плана здания. Именно поэтому фасады конструктивистских зданий отличаются строгостью и лаконичностью.

Гостиница «Сибирь»

Адрес: Ленина, 18

Годы постройки: 1931—1933

Архитектор: Казимир Миталь

В 1930 году иркутский зодчий Казимир Миталь стал главным архитектором города, и с этого момента в Иркутске стали активно строить конструктивистские здания. Многие из них спроектировал сам же Миталь. Самый масштабный конструктивистский проект стал одновременно одним из первых зданий Иркутска в этом стиле.

К началу 1930-х годов в городе задумались над строительством главной гостиницы — многие дореволюционные отели успели передать под госучреждения и общежития, а оставшихся явно не хватало. Строительство «Сибири» — первого и на долгие годы самого большого конструктивистского здания в городе — завершили в 1933 году. Это был по-настоящему масштабный для Иркутска объект: первое в городе пятиэтажное здание занимало целый квартал от улицы Свердлова до Кооперативного переулка (ныне улица Канадзавы).

Центральный объём гостиницы — параллелепипед, в который вписан цилиндр — входная группа. По обе стороны от него расположены два крыла, плавным полукругом обозначающие углы квартала.

Изначально гостиница звалась «Центральной», но в 1960-е годы из-за строительства неподалёку ещё большей по размерам «Ангары» название сменили на «Сибирь». В 1995 году произошла трагедия: крупный пожар унёс жизни нескольких человек и уничтожил два корпуса здания, которые затем решили снести. Сейчас осталось только одно крыло — на углу улиц Ленина и Канадзавы. Внутри расположен небольшой бизнес-центр.

Госбанк СССР

Адрес: Ленина, 16

Год постройки: 1936

Архитектор: Владимир Волков

В 1934 году для иркутского отделения Госбанка СССР начали строить новое просторное здание на углу улицы Ленина и Кооперативного переулка (ныне улица Канадзавы) — ровно через дорогу от гостиницы «Сибирь». Прежнее строение, расположенное на улице Ленина, 3, уже не отвечало потребностям организации (позднее его передали Иркутскому государственному университету).

Проект архитектора Волкова должен был сочетать производственную и жилую функции: в левом крыле, по плану, размещались семьи сотрудников банка, а в правом, с видом на главную площадь, находилась административная зона. В ходе строительства проект заметно изменился (в том числе здание дополнилось классическими элементами в убранстве фасадов), но конструктивистские формы остались основой композиции.

К сожалению, последняя реконструкция здания, проведённая уже в XXI веке, серьёзно исказила его облик. Появились обширные мансардные помещения, а в центральном объёме — стеклянный купол, что исказило изначальные пропорции строения. Вдобавок к этому дом получил несвойственные ему яркие фасады. Теперь в здании Госбанка СССР памятник конструктивизма узнаётся не сразу — нужно вглядеться.

Жилой дом партактива («Тихвинское колесо»)

Адрес: Свердлова, 22

Год постройки: 1933

Архитектор: Казимир Миталь

Очередное здание Миталя в центре Иркутска. Жилой дом для актива коммунистической партии построили в 1933 году, почти одновременно с гостиницей «Центральная». Он расположился на углу улиц Свердлова и Красной Звезды (до революции она звалась Тихвинской; затем советские власти ещё раз её переименовали — с тех пор она носит имя монгольского революционера Сухэ-Батора).

По задумке Миталя здание разделили на две половины — жилую и коммунальную. Первая выходила на улицу Свердлова, вторая — на Красной Звезды. Присутствуют типичные элементы конструктивизма: большие окна, вертикальное ленточное остекление лестничных пролётов и просторные длинные балконы на угловой части здания.

После распада СССР за домом постепенно закрепилось новое название, «Тихвинское колесо», — по магазину на первом этаже, чья вывеска располагается на одном из полукруглых балконов.

Дом сотрудников НКВД

Адрес: Пионерский переулок, 10

Год постройки: 1934

Архитектор: Казимир Миталь

Следуя практике «профессиональных» жилых объектов, отдельное здание в начале 1930-х годов решили построить и для сотрудников НКВД. Столь ответственную задачу тоже взял на себя главный архитектор Миталь.

Прогрессивное авангардное здание гармонично вписалось в тихий переулок среди деревянных усадеб и классических каменных особняков. Этого удалось достичь благодаря переменной этажности и относительной компактности здания. Главная особенность Дома сотрудников НКВД — выразительный объём с протяжёнными балконами, выходящий на угол улиц.

Из-за плачевного состояния дома — у него серьёзно обветшал фасад — хорошо видны материалы, использовавшиеся при строительстве. Именно в них кроется ключевая особенность иркутского конструктивизма, отличающая его от каноничных представителей стиля.

Дело в том, что в 1930-е годы железобетон, основной материал конструктивистских объектов, был большой редкостью в Иркутске. Поэтому Миталь использовал его лишь в нескольких местах (например для создания балконов). В остальном же дом возведён из кирпича, оштукатуренного «под бетон», — так архитектор одновременно решил проблему острой нехватки необходимого материала и достиг внешнего соответствия стилю.

В 1938 году архитектор, построивший жильё для сотрудников НКВД, стал жертвой этого же ведомства. Его заподозрили в одновременном шпионаже в пользу Германии и Польши и арестовали. Меньше чем через год главный иркутский конструктивист умер в тюрьме.

Дом специалистов

Адрес: Марата, 29

Годы постройки: 1933—1935

Архитектор: Казимир Миталь

Ещё один крупный конструктивистский объект в центре — Дом специалистов — тоже построен по проекту Миталя. Возводить его начали после постановления Совета народных комиссаров о строительстве по всей стране жилья для советской интеллигенции в технической, педагогической и медицинской сферах. В такие дома заселяли, как правило, самых успешных и прославленных деятелей искусства и науки.

Дом специалистов в Иркутске стал масштабным проектом — это первый пятиэтажный жилой дом во всём регионе. Здесь жили врач Хаим-Бер Ходос (его имя носит сквер в центре Иркутска), профессор Захария Франк-Каменецкий (в честь него переименована одна из центральных улиц города) и сам Казимир Миталь.

Кроме того, в одной из квартир на пятом этаже когда-то жила семья стоматолога Соломона Вайса, которая переехала в Иркутск из Казани. Его дочь Аида, учившаяся в иркутском инязе, увлеклась здесь музыкой и затем решила переехать в Москву, где прославилась на всю страну как Аида Ведищева — исполнительница песен «Лесной олень», «Колыбельная медведицы», «Помоги мне» и «Песни о медведях».

Дом был известен своими жильцами, но у этой славы была и другая сторона. В нём жили люди, которые могли в любой момент оказаться неугодными советской власти. В годы репрессий сюда не раз приезжали «черные воронки». Этот адрес стал последним не только для архитектора Миталя. Именно отсюда сотрудники НКВД забрали и другого известного иркутянина — писателя Петра Петрова, которого высоко ценил Максим Горький.

Дом лётчика

Адрес: Горького, 29

Год постройки: 1936

Архитектор: группа московских архитекторов

Уже в начале 1930-х годов государство начало насаждать помпезный неоклассицизм. Аскетичный авангард стали показательно клеймить, а готовые проекты переделывать или дополнять декором. Такие дома (конструктивистские, но уже имеющие элементы классицизма) часто называют постконструктивизмом.

Яркий пример этого направления — жилое здание по улице Горького, 29, известное как Дом лётчика. Туда заселяли семьи лётного состава гражданского воздушного флота СССР (на фасаде даже есть его эмблема). Как писали об этом здании иркутские архитекторы Марк Меерович и Василий Лисицин, одна из трудно объяснимых особенностей здания — египетский стиль в капителях пилястр. Это исключительно нестандартное решение для советской архитектуры.

Но внимание горожан привлекла не эта особенность декора, а материал облицовки колонн у центрального входа со стороны улицы, — на чёрных плитах без особого труда можно было прочесть имена людей и даты жизни и смерти некоторых из них. Дело в том, что при строительстве здания для облицовки колонн использовали надгробия с Иерусалимского кладбища, закрытого в те же годы.

Уже в XXI веке из-за всплеска внимания к плитам после публикаций в интернете колонны облицевали сайдингом. В таком виде эта часть здания находится по сей день.

Дом культуры авиастроителей

Адрес: Макаренко, 6

Год постройки: 1937

Архитектор: Николай Четвериков

Практически все конструктивистские здания Иркутска находятся в его центре, но есть исключения. В жилом районе Иркутск-2 на северной окраине города расположено одно из последних, самых поздних зданий — представителей конструктивистской архитектуры.

Эта местность, изначально известная как поселок Иннокентьевский, в советские годы стала поселком Ленино. Его решили развивать как рабочее поселение нового авиастроительного завода.

При этом предприятии к 1937 году построили дом культуры. В облике здания отражён дух этого периода: в основные конструктивистские объёмы тоже вторглись неоклассические «излишества», но автору проекта Николаю Четверикову всё равно удалось создать гармоничное здание на стыке двух конфликтующих стилей. Примечательно, что Четвериков — не именитый архитектор-конструктивист, а инженер-строитель иркутского авиазавода, занимавшийся прежде заводскими строениями.

С момента создания облик Дома культуры претерпел некоторые изменения. Изначально угловой полукруглый корпус состоял из трех цилиндров, возложенных друг на друга по мере уменьшения размера. В конце 1970-х годов второй ярус расширили так, что он «слился» с объёмом первого этажа.

Известно также, что вначале у входа в Дом культуры стояли два памятника — Ленину и Сталину. Но после развенчания культа личности памятник второму исчез. Позднее убрали и памятник Ленину. С осени 1961 года и по сей день Дом культуры носит имя Юрия Гагарина.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому