31.01.2022 16:16
31.01.2022 16:16
Фотографии: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»
Прошлый год был удачным для российских киберспортивных команд. NaVi стали первыми на главном турнире по Counter Strike: Global Offensive, а Team Spirit одержали победу на чемпионате мира по Dota 2 и выиграли 18 миллионов долларов. На этом фоне в России громче заговорили о перспективах киберспорта. А как обстоят дела в Иркутске? «Верблюд» выяснил, есть ли в городе сообщество и профессиональные игроки и что нужно, чтобы иркутские киберспортсмены выстрелили (в прямом и переносном смысле).
Россия была первой в мире страной, признавшей киберспорт профессиональным видом спорта. Это произошло еще в 2001 году. Правда, через пять лет дисциплину исключили из реестра по формальной причине: она не соответствовала паре критериев — не была развита более чем в половине субъектов РФ и не имела зарегистрированного общероссийского физкультурно-спортивного объединения.
Официальный статус киберспорту вернули в 2016 году. Это дало старт чемпионатам страны по всем требуемым стандартам, а игроки получили возможность добиваться разрядов и званий и выступать на мировой арене.
Игровая индустрия в Иркутске развивалась волнами. По словам киберспортивного тренера и основателя клуба Overhit Arena Николая Терещенко, большую популярность она получила в 2006–2008 годах. Тогда на базе клубов проводились городские турниры по Counter Strike 1.6 — самой популярной среди иркутян игре. Основными местами проведения были заведения сети Next. Соревнования проходили довольно масштабно, на них могли собраться до 65 команд (в каждой пять игроков). В 2012 году, когда вышла новая версия Counter Strike, активность временно снизилась.
Начало развития современной киберспортивной индустрии связывают с открытием компьютерных клубов «новой волны» — чистых и безопасных заведений с хорошим оборудованием, сервисом и четкими правилами (например, нельзя мешать другим игрокам и приходить со своей едой). Эти площадки имеют мало общего со своими предшественниками — клубами, которые работали в нулевых. «Как было раньше — посреди зала сидит бабушка, читает книжку, вокруг нее — старые компы. На них играли дети и взрослые. В помещении можно было пить, курить. Контролировали только время в игре», — вспоминает игрок Евгений Махмутов.
League of Legends
Многопользовательская онлайновая экшен-стратегия. В ходе матча две команды по пять игроков противостоят друг другу и каждый управляет одним персонажем-«чемпионом», выполняющим определенную роль, например мага, стрелка или воина. Самая популярная игра в мире.
Counter-Strike: Global Offensive
Шутер от первого лица. Сражаются две команды по пять человек: одни атакуют, другие защищаются. Игра длится до победы в 16 раундах.
Dota 2
Еще одна популярная экшен-стратегия с различными ролями, созданная как независимое продолжение карты-модификации DotA для Warcraft 3. Вновь две команды по пять человек сражаются друг с другом, главной целью игры является уничтожение вражеской крепости и защита своей. Призовые фонды мировых турниров по «Доте» составляют рекордные десятки миллионов долларов.
Fortnite
Это шутер от третьего лица на выживание. Есть три различных игровых режима, самым популярным из которых является королевская битва. Вас выбрасывают на обширную карту вместе со 100 другими игроками, и цель состоит в том, чтобы найти оружие, предметы, ресурсы и уничтожить всех других противников. Fortnite уже стала культурным феноменом — прямо в игре проводят концерты и перфомансы мировые звезды.
По словам Николая Терещенко, вклад в развитие киберспортивной индустрии в Иркутске внес клуб Cyber Arena Pro, который открылся в 2017 году. Именно там Николай и его коллеги начали проводить турниры не по одной, а сразу по нескольким дисциплинам, привлекая тем самым большее количество участников.
Очередная волна развития киберспорта в Иркутске пришлась на 2018–2019 годы — тогда открылись многие площадки, а турниры проходили почти каждую неделю. В основном — на базе клубов. Так, например, клуб Cyber X в 2019 году регулярно собирал иркутских игроков дважды в месяц. Рекордом стало участие 28 команд на городском турнире по CS:GO. Турнир длился два дня, играли до позднего вечера. Менее масштабными получились соревнования по Dota 2: было всего пять команд. По наблюдению владельца клуба Cyber X Алексея Федорова, сообщество дотеров в Иркутске «весьма пассивно». Возможно, это связано с высоким порогом вхождения в игру, — чтобы разобраться в ней, нужны едва ли не месяцы.
В 2019 году Николай Терещенко и Иван Снегирев открыли Overhit Arena. Удалось провести около 20 турниров за год по разным дисциплинам. В мае 2020 года устроили последний турнир, и он оказался самым крупным — почти три десятка команд и призовой фонд в 93 тысячи рублей. После этого клуб закрылся — не выдержал возросшей конкуренции. «На мой взгляд, самым важным было то, что мы начали продвигать такие турниры и запустили цепочку сарафанного радио. Люди шли с удовольствием — от 10-летнего подростка до 40-летнего мужчины», — рассказал Терещенко.
Турниры устраивали не только клубы, но и просто инициативные люди. Так, иркутский маркетолог Сергей Тамбалеев основал Baikal Fighting Community в 2016 году и сразу занялся организацией соревнований для местных любителей игр в жанре файтинг. «На протяжении года у меня была лига — проводил турниры по Mortal Combat X раз в месяц. В среднем участвовало восемь человек, — рассказал Сергей «Верблюду», — мне было довольно сложно найти новых игроков. Каждый квартал был большой турнир, куда я зазывал всех знакомых, даже тех, кто не играл. Просил прийти поучаствовать просто как „мясо“. Хотел поднять максимальный хайп, чтобы [турнирная] сетка была более богатой, чтобы финальные бои смотрелись эпичнее». Это помогло — постепенно комьюнити стало более живым, а число игроков выросло.
Все изменил 2020 год — пандемия коснулась и сферы киберспорта. Проводить LAN-турниры — офлайн-соревнования по одной локальной сети — стало невозможно из-за запрета на массовые мероприятия, и активность иркутского киберспорта быстро пошла на спад. Хотя Сергей Тамбалеев убежден, что онлайн-турниры не могут заменить очных мероприятий: «Люди играют по-разному. В офлайне больше нервов, эмоций. LAN-турниры стимулируют развитие киберспорта в целом и игроков в частности».
Все, что происходит в Иркутске, — это не профессиональный спорт с официальным статусом. Абсолютное большинство местных геймеров — любители, имеющие меньшие или большие успехи. Но есть среди игроков и люди с незаурядным опытом. Например, Иван Пугач, которому довелось попробовать свои силы в профессиональной команде.
Как и многие, Иван играл в Counter Strike с детства. В 2014 году освоил новую версию игры — CS:GO. Спустя четыре года принял участие в первом LAN-турнире в Ангарске. Сыграл хорошо, его позвали в иркутскую команду Renation. За два последующих года вместе с ней отыграл около 200 квалификаций — соревнования проходили не только в Иркутске, но и в Улан-Удэ и Красноярске. На одном из турниров команду заметил скаут Алексей Бирюков, известный как OverDrive, и в январе 2020 года трое игроков уехали из Иркутска в тренировочный лагерь — буткемп — под Москвой.
«Это был хороший шанс — до этого мы просто играли в интернете и у нас не было намеков на зарплаты, — поделился Иван, — теперь все приобрело более серьезный вид. Договоренность с организацией была устная. Нам объявили, что мы сами выстраиваем себе график, тренируемся, развиваемся. У организации была заинтересованность в том, чтобы нас потом перепродать, — за каждого игрока они могли бы получить 30–40 тысяч долларов».
Спортсмены тренировались с 11 утра до двух ночи — готовились к квалификациям на минор, где разыгрываются квалификации на мейджор — главный мировой турнир. Задачу команда провалила, и участники отправились по домам. Потом наступили ковидные ограничения, и вернуться к тренировкам в Москве Иван смог только в августе. На этот раз команду спонсировала другая организация — довольно известная в своей среде китайская компания Invictus Gaming. Кроме Ивана, в команде был еще один иркутянин.
«Все вместе мы тренировались около шести часов в день, а после командного сбора занимались индивидуально: играли миксы, тренировали стрельбу, смотрели демки. Были один-два выходных в неделю, они зависели от турниров», — вспоминает спортсмен. Организация снимала квартиры для игроков и платила зарплату — по словам Ивана, «на жизнь хватало». В конце 2020 года Иван приехал домой, в Иркутск: хотелось дальнейшего развития в другой команде. В январе игрок получил приглашение от команды InGame, с которой тренировался уже удаленно. Работали до июля 2021 года, и с тех пор Иван не получал новых приглашений. Сейчас он продолжает тренироваться и планирует снова вернуться в профессиональную среду.
Своим главным достижением игрок считает участие в мае 2021 года в RMR-турнире — СНГ-квалификации на мейджор с призовым фондом 40 тысяч долларов. Команде In.Game удалось попасть в топ-16, где состязались самые успешные команды — NaVi, Virtus.pro, Team Spirit.
Несмотря на то что киберспорт — высокотехнологичный вид спорта, все равно важно, где физически находится игрок: участвовать в онлайн-турнире из Москвы и из Иркутска — далеко не одно и то же. Из-за географической удаленности в нашем регионе высокий пинг — нужно больше времени, за которое один компьютер или сервер получает информацию от другого устройства. Проще говоря, у геймера в Иркутске действие в игре происходит с задержкой, что может значительно влиять на результат.
Также имеет значение часовой пояс — иркутским игрокам для участия в европейских онлайн-турнирах приходится вести ночной образ жизни. Получается, что иркутяне попросту находятся в заведомо невыгодных условиях. Однако, пожалуй, это не самое главное. Важнее было бы получить поддержку от региональных властей и заинтересованных инвесторов, ведь пока что все держится на энтузиазме самих игроков.
«У нас такой менталитет — киберспорт не считается чем-то серьезным», — сказал «Верблюду» игрок из Ангарска Николай Павловский. Когда-то он профессионально занимался хоккеем, но карьеру пришлось оставить из-за травмы. Нашел отдушину в компьютерных играх. По его словам, киберспорт мало чем отличается от привычных видов спорта — тот же соревновательный дух, те же эмоции от побед и поражений, те же принципы тренировочного процесса. Николай уверен, что у иркутского киберспорта хороший потенциал, нужно структурированно и последовательно развивать его на локальном уровне. Одним из первых шагов может стать открытие специализированных школ.
В Иркутске были попытки открыть кибершколу — в 2019 году команда молодых людей из предпринимательского интереса запустила проект Level Up. В школе обучались около ста учеников, они тренировались по трем основным дисциплинам — CS:GO, Dota 2 и Fortnite. Школа просуществовала чуть больше года и закрылась из-за финансовых проблем, не выдержав локдауна.
«В целом это была история не про прибыль, — рассказала психолог Екатерина Максимова, которая помогала организовать учебный процесс. — Денег хватало на аренду и на зарплату тренерам, и мы готовы были к финансовым трудностям летом, но не к локдауну».
По словам Максимовой, проект внес значительный вклад в формирование киберспортивного сообщества. Те, кто сейчас активно играют, так или иначе были связаны с Level Up — учились там или по крайне мере участвовали в турнирах, организованных школой.
Для того чтобы иркутяне получили возможность выйти на профессиональный уровень, необходимо участие властей и бизнеса. «Сложно иметь мотивацию, когда ты понимаешь, что не поднимаешься выше локального уровня, где редко проходят турниры, и никто особо не заинтересован в развитии. Ты приходишь на турнир и видишь одни и те же лица. Достигнуть потолка можно очень быстро», — говорит игрок Евгений Махмутов.
18 января 2022 года в России утвердили федеральный стандарт подготовки киберспортсменов. Теперь в стране могут открываться официальные секции по компьютерному спорту. По мнению президента Федерации компьютерного спорта России Дмитрия Смита, это выводит киберспорт в России на новый уровень.
Игрок Николай Павловский уверен, что в городе должна появиться организация, которая будет поддерживать и направлять перспективных киберспортсменов. «У нас много талантливых игроков. Нужно дать им мотивацию — предоставить хорошие компьютеры, создать условия для тренировок и регулярно проводить турниры хотя бы с минимальным призовым фондом, возить на LAN-турниры в другие города». Процесс взращивания местных киберспортсменов наверняка не будет быстрым, но сделать на них ставку не кажется такой уж безрассудной затеей — очевидно, что в ближайшие годы киберспорт в России и мире продолжит активно развиваться.
Читайте также:
Зарабатывать не выходя из дома: история майнера из Ново-Ленино
Кем мечтают стать дети в Иркутске?
Еще больше интересного — в телеграм-канале «Верблюда в огне»!
Комментариев 0