• В Иркутской области разработают план развития придорожного сервиса
  • Иркутский драмтеатр адаптирует свои спектакли для слабовидящих зрителей
  • Певица MIRAVI из Братска исполнила свой хит на шоу Андрея Малахова

Главная > Искры 05.03.2020 17:24

Цветочный бизнес в Иркутске: «8 марта перестал быть праздником, когда за один день можно заработать себе на машину»

Екатерина Фалалеева

Екатерина Фалалеева

0 Читать комментарии
Цветочный бизнес в Иркутске: «8 марта перестал быть праздником, когда за один день можно заработать себе на машину» - Верблюд в огне

Фото: Алёна Аманмахова/«Верблюд в огне»

Букет цветов — приятный, хотя и ожидаемый подарок на 8 марта. Прежде чем цветы попадут в руки прекрасных дам, они проделают большой путь. На стоимость и качество букета влияет многое: от бунта в Эквадоре и извержения вулкана в Исландии до мастерства флориста и позиционирования магазина.

Разделить участников цветочного бизнеса в Иркутске условно можно на три группы: розничные магазины, оптовые базы и фермеры. Косвенно сюда можно отнести еще транспортные компании. По запросу «цветы» в иркутском «2гис» можно найти 483 филиала. Большая часть из них — розничные точки. Они, в свою очередь, делятся на сетевые магазины (как правило, имеют собственные оптовые базы, поэтому цены в них часто ниже), одиночные павильоны (чаще всего расположены в спальных районах) и концептуальные салоны или мастерские. Если первые две группы предлагают стандартный набор цветов, то в салонах можно найти что-то поинтереснее, да и подход к клиентам там особенный.

«Верблюд» поговорил с тремя героинями: основательницей цветочной мастерской и школы флористики, владелицей оптовой базы и хозяйкой фермы по выращиванию цветов. Женщины рассказали, из каких стран цветы приезжают в Иркутск, что можно вырастить в суровом сибирском климате и почему цветочный бизнес — это не так просто, как кажется на первый взгляд.


Анна Карбан,

основательница салона «Karban»

«Десять лет назад в ходу был букет из трех красных розочек с белой гипсофилой»

Я работаю с цветами 11 лет, все началось с курсов флористики. В 2011 году открыла свой бизнес: сначала это была группа «ВКонтакте», где я принимала заказы и собирала букеты. Спустя два года открыли первый магазин, который просуществовал три года. В 2016-м снова стали работать в мастерской под заказ, и только в апреле 2018-го появился наш действующий салон на Горького, 10.

С самого начала я поняла свою миссию — привить вкус покупателям, развить рынок флористики в Иркутске. Для этого мы организовывали семинары, запустили школу флористики, всячески уходили от стандартных решений. Десять лет назад в ходу был букет из трех красных розочек с белой гипсофилой, в целлофане и с блестками. Сейчас стиля стало больше.

Себя мы относим к концептуальным цветочным салонам. В обычных магазинах разрабатывается стандартное предложение: букеты с определенным составом, которые штампуют, как на конвейере. Мы не масс-маркет, у нас другая концепция: для каждого клиента мастера собирают уникальный букет, который не повторяется. Это, конечно, сложнее в плане организации и прибыли. Проще и рентабельнее организовать бизнес по стандартам. Это позволяет просчитать продуктовую матрицу — составить определенную заявку и постоянно ей пользоваться. Но нам не интересно делать одно и то же. Мы любим радовать себя творчеством.

Цветочный рынок активный, особенно в плане входа: порог входа невысокий, поэтому конкуренция достаточно большая. Вопрос в том, насколько получится продержаться. Действительно, случайному человеку поначалу всё кажется просто. Вот он узнал, что роза в закупке стоит 50 рублей, а в магазине видит эту же розу за 150. И думает: «Ничего себе накрутка! А дай-ка и я займусь этим делом». И не всегда адекватно оценивает, что заложено в наценку. А это — налоги, зарплата сотрудникам, аренда, стоимость 10% списанных цветов. А еще еженедельный закуп. У нас не так, как в магазине одежды — купил раз в сезон и продаешь. В цветочном бизнесе каждую неделю мы обновляем, списываем и привозим новый цветок. Нельзя идти в бизнес без базовых знаний о флористике. Вообще, цветочный бизнес вырос из обычного рынка (в бытовом смысле этого слова) и совсем недавно стал похож на бизнес. Простого «купи-продай» уже недостаточно.

Не могу сказать, что региональный рынок особо отличается от столичного. Есть разница в выборе. В Москве он больше, качество цветка лучше, а базы намного крупнее. Многие работают круглосуточно, у нас такого нет. В Иркутск на свободную продажу привозят стандартный цветок — хризантемы, розы, гвоздики, зелень. А изюминки — под заказ. Но даже если ты заказал, возможно, это не привезут. А в Москве можно без предварительной заявки приехать на базу и всё найти.

В основном цветы, где бы они ни были выращены, идут через Голландию, потому что там самый крупный логистический центр, который может принять огромное количество цветов. Мы делаем заказ через местных поставщиков. Логистика у всех настроена по-разному. Обычно это фуры, самолеты или комбинации воздушного и наземного транспорта. Например, самолет летит до Москвы, затем до Новосибирска, а оттуда идет фура.

Когда срезан цветок, вам никто не скажет, кроме самого гровера, который его вырастил. Мы не знаем, сколько он был на ферме, на аукционе и таможне. Порой случаются задержки из-за проверок на таможне. Это может быть довольно серьезной проблемой, если, например, заказанные к свадьбе цветы не приехали. Сложность в том, что таможня блокирует все поставки. То есть во всем городе нет цветов. В таком случае выкручиваемся: используем остатки, летом — задействуем садовые цветы. К счастью, такое бывает редко. Один-два раза в год.

На поставки также могут повлиять мировые события как социального, так и природного характера. Например, мощное извержение вулкана, из-за которого отменили авиасообщение. Или бунт в Эквадоре в конце прошлого года, где хозяйства по выращиванию роз оказались заблокированы. Цветок не могли вывезти, и роза резко подорожала.

Насколько увеличить объем закупок перед праздниками, мы рассчитываем исходя из опыта. На 14 февраля цветов нужно раза в 2-3 больше, чем обычно. К 8 марта — в 10-15 раз. Самые популярные цветы в марте, конечно, тюльпаны. В этом году около половины от всего объема закупок приобрели у местных фермеров. На праздники мы заказываем цветы до Нового года. За 3-4 суток до Дня святого Валентина цветы уже в салоне. К 8 марта заказы начинают постепенно приходить с 1 марта.

Подготовка к пиковым датам начинается после Нового года: составляем чек-лист, распределяем обязанности, докупаем материалы. Делаем заранее всё, что можно: режем утеплитель и ленты, распечатываем прайсы и бланки для заказов, моем вазоны, кварцуем помещение, чтобы убить все бактерии в воздухе — так цветы будут дольше стоять.

В праздники работаем круглосуточно. За все годы не припомню, чтобы нам хоть раз удалось уйти поспать в ночь с 7 на 8 марта. Надеюсь, что в этом году распределим заказы на всех флористов так, чтобы на сон осталось хотя бы по пять часов.

8 марта перестал быть праздником, когда за один день можно заработать себе на машину. Причины — упала покупательская способность, появилось много магазинов. Сейчас, на мой взгляд, праздники — это проверка бизнеса на устойчивость, отлаженность процессов. Наша задача в эти дни — качественно обслужить клиентов.

Алена Рейн,

владелица оптово-розничной компании «Ботаник»:

«Цветы закупаем в Голландии, Эквадоре, Израиле и Кении»

В марте 2013 года мы купили существующий бизнес по оптовой продаже цветов. Позже поняли: лучше начинать с нуля и выстраивать все процессы самостоятельно. Когда покупаешь готовый бизнес, приходится долго разбираться и подстраиваться под клиентов, которые привыкли взаимодействовать с предыдущим хозяином. Это занимает много времени, и в итоге всё равно такие клиенты часто уходят, а ты вынужден нарабатывать новых. Мы прошли этот этап в начале и на данный момент работаем стабильно — все процессы отлажены.

Цветы закупаем в Голландии, Эквадоре, Израиле и Кении. Работаем с плантациями напрямую, договоры составляются удаленно. Связи устоялись: сотрудничаем с одними и теми же поставщиками. Например, с эквадорским поставщиком работаем уже более пяти лет. Поэтому даже можем где-то диктовать свои условия.

Купить цветы — не проблема. А вот доставить их в Иркутск — вопрос посерьезней. Признаюсь, мы долго пытались наладить логистику, искали оптимальное соотношение цены и качества. Перепробовали много транспортных компаний, пока, наконец, в сентябре прошлого года не остановились на одной. Стали возить цветы исключительно самолетом. Так получается на пять-шесть дней быстрее, чем наземным транспортом. Для цветка это очень существенно: его нужно как можно быстрее поставить в воду после срезки. Цветок, полученный наземным транспортом, простоит 1-1,5 недели, а воздушным — до месяца. Транспортировка самолетом выходит на 10-15% дороже. Зато цветок качественный.

Нередко у владельцев оптовых баз есть розничные точки, мы не исключение. В ближайшее время на Карла Либкнехта откроется наша вторая розничная точка. Для нее придумали новое название Rain Flowers. Больше магазины открывать не будем.

В оптовом бизнесе розница частично покрывает убытки и дает небольшую прибыль. Проблема оптовиков в том, что не весь цветок могут выкупить или может прийти некачественный товар. Поставщики товар спишут, но транспортные расходы никто не покроет, а это убыток. Невыкупленные цветы мы выставляем на продажу в своем магазине. А из тех, что имеют небольшой дефект, делаем цветочные композиции.

Перед праздниками объем закупок увеличивается: перед 14 февраля в два раза, перед 8 марта — в четыре раза. Главное, чтобы не пришло много брака, потому что нужно будет потратить больше ресурсов на его переработку. Ассортимент зависит от запросов покупателей. Концептуальным салонам возим много экзотики. Простым цветочным магазинам традиционно — роза, хризантема и гербера. На 8 марта дополнительно заказываем горшечные растения, их тоже хорошо берут.

У нас 35-40 постоянных клиентов, это немного. Стихийные торговцы (те, кто торгует цветами только в праздники) с нами не связываются, потому что наши цены для них высоки: дешевого тюльпана, который стоит 20-25 рублей, у нас нет. Цена на сортовой тюльпан — от 38 рублей. С нами такие люди заработать не смогут.

В цветочном бизнесе много людей, которые любят брать в долг. Мы стараемся эту заведенную привычку не поддерживать, хотя проверенным клиентам доверяем. Думаю, такая ситуация не только у нас, в других городах тоже.

Помимо Иркутска поставляем цветы в Саянск, Залари, Нижнеудинск и Братск. Владелица цветочного магазина в Саянске каждую неделю закупает такое же количество цветов, как три-четыре иркутских магазина. Доставка цветов в городе и по межгороду отлажена. Здесь проблем нет.

Помимо вопросов с транспортировкой каких-то особенностей цветочного бизнеса в регионе нет. В любой момент удаленно можно купить то, что нужно. Платежи переводим через банк: я кладу деньги на счет, захожу в магазин, выбираю товар и оплачиваю. Там сразу же всё пакуется, и вечером транспортная компания забирает заказ. Через четыре дня он будет у нас.

Олеся Довиденко,

глава фермерского хозяйства

«Сколько бы мы ни пытались вырастить луковицы тюльпанов в Сибири, никак не удавалось»

Цветами я занимаюсь всю жизнь: в детстве с бабушкой торговала на центральном рынке розами, которая она выращивала. Это было в 80-х годах. Бабушка понимала: выращивать розы выгоднее, чем мясо. Конкуренции не было никакой. В 90-е годы в Иркутске появились голландские цветы, и спрос на местные упал. Сегодня по-прежнему импортных цветов у нас значительно больше, чем локальных. Объясняется всё просто: в сибирском климате выращивать цветы долго и трудозатратно. Крупная хризантема растет у нас девять месяцев. Розе нужны особые условия покоя зимой, чтобы корневая система не замерзла. Получается, что выгоднее закупать западные цветы, даже учитывая стоимость транспортировки.

В Иркутске около пяти крупных цветочных хозяйств. Почему не больше? Потому что выращивать цветы — это большой труд, не все готовы к этому. Покупать и продавать проще. Я не только занимаюсь организационными процессами, но и непосредственно хозяйством тоже: ухаживаю за цветами наравне с работниками. Физическая работа меня не пугает.

Наше хозяйство расположено в Первомайском и Марково. В Первомайском всё начиналось с маленькой теплицы на территории частного дома. Сейчас у нас под зимними отапливаемыми теплицами десять соток земли. В Марково — семь га земли в собственности, на эту площадь есть большие планы.

Мы выращиваем лилии, розы, хризантемы, тюльпаны, травы и зелень (гипсофила, лемониум). Каждый цветок растет в свой сезон. Сейчас время тюльпанов. Ими мы занимаемся уже 15 лет.

Подготовка к 8 марта начинается еще осенью. В Иркутск луковицы тюльпанов приходят в конце сентября — начале октября. Это поставки из Голландии. Сколько бы мы ни пытались вырастить луковицы тюльпанов в Сибири, никак не удавалось. В России это возможно разве что в Краснодарском крае. Как только луковицы приходят, высаживаем их в ящики и помещаем в подвал с температурой строго 9°C. Постепенно опускаем температуру на четыре градуса ниже. 20 января ящики достаем из подвала в теплицы, чтобы к марту все было готово. «Волна» начинается в последние дни февраля и идет до 7-8 марта.

Отпускная цена голландского тюльпана в Москве — 20 рублей. Но это цветок, выращенный из луковицы размером 11 см в окружности. У нас экстра луковицы — 14 см. Соответственно, различие в качестве: если недорогой будет около 30 см в высоту, а «голова» цветка — 5 см, то у нас тюльпан в два раза крупнее. Он и стоит дороже.

Наши тюльпаны закупают розничные магазины и оптовики. В начале 2010-х я предложила «Слате» продавать тюльпаны к 8 марта. Два года мы поставляли цветы в супермаркеты, но потом сеть вышла на очень большие объемы, которые мы уже не могли обеспечить. Сейчас клиенты покупают всё, что мы вырастили. Как правило, спрос даже больше.

Никакой помощи от государства не было и нет, хозяйство развиваем собственными силами. В ближайшее время в Марково собираемся ставить большие промышленные теплицы. Нашли инвестора. Не так давно газ в регионе стал доступнее, и наши новые теплицы будут отапливаться уже не электричеством. Два из семи гектаров в Марково подготовили для ягоды: занялись промышленными сортами малины и клубники. В этом году поставим торговые точки для продажи местной сортовой ягоды. В новых теплицах планируем выращивать до 1 млн тюльпанов для локального рынка.


Как ухаживать за срезанными цветами. Советы от флориста Анны Карбан

Когда букет только подарили, нужно обновить срез на 2 см. Когда цветы долго находятся на воздухе, он закупоривает протоки, по которым идет вода. Неподрезанные цветы пить воду не будут.

Подрезать цветы ножницами нельзя — только секатор. Лезвие ножниц не достаточно острое, и они зажимают срез цветка. Срез плохо впитывает воду, и смысла от такой подрезки нет.

Вода должна быть холодной и желательно с добавками. Если средство насыпать в правильной дозировке, воду можно не менять неделю. Воду без добавок нужно менять каждый день. Вместе с этим нужно снова подрезать цветы. Вазон промыть с мылом.

Цветы не надо ставить под прямые солнечные лучи и возле батареи.

Наш канал в телеграме — «Верблюд в огне», подпишись! И отправляй свои новости

Комментариев 0

Читайте также

109 новых автобусов прибыли в Иркутскую область

04.03.2024 11:28

109 новых автобусов прибыли в Иркутскую область

81 новый НЕФАЗ выйдет на маршруты города Иркутска, остальная техника отправится по области. Планируется, что новые автобусы будут работать на 17 муниципальных и 24 межмуниципальных маршрутах. В Иркутске техника будет задействована как на городских, так и на садоводческих маршрутах.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому