• Пробки 2
  • Погода
  • Видео дня: в Иркутске пожарные на подъемнике доставили Деда Мороза к пациентампациентам
  • В Иркутске сделали настольную игру про урбанизм с применением дополненной реальностиреальности
  • В Братске суши-бару «Ёбидоёби» пришлось объяснять, что в его названии нет матамата

Главная > Практика 07.09.2020 18:21

Давай легче: как работает образовательный центр Easy School

Екатерина Фалалеева

Екатерина Фалалеева

0 Читать комментарии
Давай легче: как работает образовательный центр Easy School - Верблюд в огне

Фото на обложке предоставлено Easy School

История Easy School вполне могла бы послужить основой для захватывающего фильма: придуманная иркутским студентом школа английского языка за 20 лет выросла в один из крупнейших образовательных центров в России с 16 филиалами в Иркутске, Ангарске, Улан-Удэ, Красноярске, Москве и Киеве. В школе действуют десятки проектов и программ для людей всех возрастов, ежегодно через нее проходят тысячи учеников.

«Верблюд в огне» поговорил с основателем проекта, его учителями и сотрудниками о том, как развивалась Easy School, как она работает сейчас и что значит быть частью Easy-мира.


ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Учитель по призванию

Когда люди узнают, что основателя Easy School зовут Рик Уолкер, их первый вопрос  он что, иностранец? Нет, Рик — иркутянин и у него есть обычное имя. Но им он почти не пользуется. Английские псевдонимы — часть игры, на основе которой строится мир Easy School.

«До 10 класса я не знал английского, как и многие люди в нашей стране, — вспоминает Рик Уолкер. — Однажды к нам на урок пришел американец-миссионер. Послушав английскую речь, я влюбился в язык и поставил себе цель — выучить его». Учиться по школьной программе было неинтересно, и Рик придумал собственную методику, суть которой — максимально просто объяснять сложные вещи. «Чётко помню картинку: мелом на доске рисую человечка с арбузом. Так пытаюсь объяснить одноклассникам времена английского — я ем арбуз сейчас или я ем арбуз вообще», — говорит он.

Еще одно изобретение — фразы, которые Рик учил, пока ехал в жЕлтом «Икарусе» из Первомайского в лицей №3. После того как фразы отскакивали от зубов, в конструкциях можно было менять слова, — получались новые предложения. Сейчас эту схему используют на уроках в Easy School. «У меня была цель — за год выучить английский так, чтобы поговорить с носителем. И когда я увидел, что меня понимают и что я добился этого сам, меня это очень вдохновило», — рассказывает Рик.

После окончания школы юноша планировал поступить в московский университет, изучать финансовое дело. Один из экзаменов он неожиданно провалил, потому решил взять паузу на год — разобраться с тем, чего действительно хочет.

«У меня всегда была склонность к преподаванию. В детстве я давал деньги своему младшему брату, чтобы он слушал, как я что-то ему объясняю, — с улыбкой вспоминает Рик. — Я осознал, что желание преподавать должно найти выход, и поступил в иняз».

Уже с первых курсов он занимался репетиторством, продолжая развивать свою методику — развлекательное и в то же время строгое обучение с дисциплиной и четкой программой, где темы подаются в связке и одно вытекает из другого. На третьем курсе Рик набрал первые группы — студентов нашел, расклеив объявления. Класс для вечерних занятий с трудом выпросил в школе в Первомайском. Так рождалась Easy School.

16

филиалов в Иркутске и за его пределами

6,5 тыс.

довольных студентов ежегодно

«Первые пять лет пробовал и совершенствовал методику, — говорит Рик. — До сих пор сохранились тетради, в которых я писал план урока, проводил его, потом зачеркивал, переделывал и шел к другой группе с новым уроком. Через год снова возвращался к плану и корректировал. Мне было важно не просто сделать интересный урок, но встроить его в единую программу, чтобы занятия были связаны между собой. Такой подход удивлял людей. Но это приносило результаты».

В финансовом плане этот период был самым непростым. Но сейчас, оборачиваясь назад, Рик понимает, что всё сложилось правильно: «Хорошо, что у меня не было кредитов, инвестиций и бабушкиных квартир. Приходилось всё делать самому, и любое достижение ценилось. Тогда я бы, конечно, хотел, чтобы кто-то мне дал много денег. Но без того пути, который я прошел, не построилось бы чего-то по-настоящему стоящего».

Эйприл

Учитель английского языка Эйприл Дассет — одна из тех, кто пришёл в Easy School в самом начале ее существования, еще в 2005 году. Было волнительно, но собеседование прошло легко: «Мой путь в школе начался с такой неформальной и дружеской беседы. Кто бы мог подумать, что школа, которая началась с двух маленьких школьных кабинетов, однажды станет такой огромной, откроет свой детский сад и школу!»

Первые годы работы в Easy School Эйприл вспоминает с теплом: школа была небольшая, все были друг с другом знакомы. Со многими студентами и учителями Эйприл дружит до сих пор: «У нас с самого начала была очень крутая команда учителей. Мы все очень старались, сами были и координаторами, и декораторами, и организаторами мероприятий, а студенты помогали. Школа была если не семьей, то как минимум местом, где у меня было очень много друзей. Когда школа начала стремительно расти, мне было немного трудно: знать всех студентов стало невозможно, а сейчас я даже не со всеми учителями знакома. Многие из нашей первой команды разъехались по миру, многое поменялось. Но к переменам я привыкла».

За 15 лет в школе Эйприл попробовала себя во многих сферах: учила взрослых, детей, пенсионеров, продвинутых, мам-билингвов и будущих учителей, а еще писала образовательные программы и была методистом. Сейчас она воспитывает своих детей билингвами. «С Easy School мы так давно вместе, что по отдельности нас не представляю», — заключает героиня.

2000 год

Первые кабинеты с курсами английского языка, единственный учитель — Рик Уолкер.


2001-2005 года

В школе появились новые учителя и детские группы, продолжалась разработка программ обучения для всех возрастов.


2010 год

Открылись первые филиалы школы в центре Иркутска, начали занятия группы китайского языка.


2011-2015 года

Открылись школы в Красноярске, Улан-Удэ, Ангарске и Киеве, начал работать детский сад, появились курсы по неязыковым предметам.


2016 год

Заработал в полную силу Центр подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.


2017 год

Открылась начальная школа Easy School.


2019 год

В Москве открылась школа по франшизе Easy School. Команда выиграла конкурс Фонда президентских грантов с проектом для подростков из Иркутской области «Открывай на Байкале».


2020 год

Во время пандемии оперативно перевели школу в дистанционный формат обучения, запускается онлайн-школа, готовится к открытию средняя школа. Проект «Открывай на Байкале» стал межрегиональным и теперь также принимает школьников из Бурятии и Забайкальского края.

Билингвальный сад и начальная школа

Интенсивно расти Easy School начала восемь лет назад: открылись новые филиалы, для подростков создали отдельную программу, началась работа по формированию дошкольного отделения, запустили несколько неязыковых направлений. «В какой-то момент мы достигли порога известности, — вспоминает Рик Уолкер. — Причем не потратив практически ни копейки на рекламу. Об Easy School говорили, студенты звали друзей».

В 2013 году наступил важный этап — открытие билингвального детского сада. Ничего подобного в Иркутске на тот момент не было и нет до сих пор. «Первые два года нам не доверяли по понятным причинам — у нас не было опыта. Но мы пробились. Создали место, где малыши воспитываются в языковой среде и растут билингвами. Теперь наш сад очень популярен, в него достаточно сложно попасть — запись идет на несколько лет вперед. К сожалению, мы его пока не можем расширить — в нем используются технологии, которые нельзя мультиплицировать быстро», — рассказывает основатель школы.

Логичным продолжением стало открытие начальной школы, которое произошло спустя четыре года после запуска детского сада. Рик признается — было страшно: открытие школы — это большая ответственность и риски, а получение лицензии на общеобразовательную деятельность стало отдельной эпопеей. Здание школы купили в конце весны и уже к 1 сентября ввели в эксплуатацию. На этом команда Easy School не останавливается — в следующем году планируют открыть среднюю школу.

Фото предоставлено Easy School

Образовательный центр

Easy School стала образовательным центром пять лет назад, когда в ее структуру вошло несколько неязыковых направлений. Появились центры дополнительного образования, раннего развития и подготовки к ЕГЭ. Программы Easy School делятся на четыре возрастные категории: дошкольники, дети 712 лет, подростки 1317 лет и взрослые.

В дошкольном отделении  детский сад с двумя программами (арт-сад с акцентом на творчество и билингвальные группы с усиленным английским) и центр раннего развития. Детей от 1 года учат по программе «Маленький билингв». Для малышей от 3 лет — курс английского. 

Есть и курсы по раннему развитию для ребятишек от года — обычный и интенсивный. Тех, кто готовится к школе, научат основам математики и письма. А можно просто порисовать и полепить — для этого создан курс Easy Art.

Школьники могут изучать не только английский, но и китайский. Также для них работают курсы робототехники и каллиграфии. А с 11 лет можно начать осваивать навыки программирования.

У подростков выбор шире: языковая школа с курсами английского, испанского, китайского, немецкого, японского и французского. Дополнительные курсы — дизайн, где осваивают CorelDRAW и Photoshop, программирование, робототехника и цифровая фотография. А ещё школьников готовят к ЕГЭ и ОГЭ  в течение года с ребятами занимаются опытные преподаватели.

Взрослым доступен тот же набор курсов, что и подросткам, за исключением подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. 

Все цены можно найти на сайте Easy School.

Фото предоставлено Easy School

В Easy School постоянно появляются новые спецкурсы. Например, можно отработать произношение или пройти Easy Travelling — за 10 занятий вы узнаете самые необходимые для путешествия слова и фразы.

В новом учебном году стартует еще несколько проектов. Для подростков — бизнес-школа, где разные спикеры осветят все аспекты запуска своего стартапа. И для всех желающих — Easy Speaking Club: разговорный клуб с носителями английского языка в онлайн-формате. Он подходит для всех уровней владения языком, к тому же можно присоединиться к курсу в любой момент. Раз в неделю будут проходить онлайн-уроки, раз в месяц — просмотр и обсуждение фильма, живые встречи с носителями языка и учителями, также обещают чат с обсуждениями, заданиями, лексикой, видео и поддержкой. 

Фото предоставлено Easy School

Кроме того, команда запускает онлайн-школу Easy School, в которой будут с нуля изучать английский, французский, китайский, японский языки. Также будут доступны курсы по фотографии, графическому дизайну и подготовке к ЕГЭ.

Группы на все языковые и на большую часть дополнительных курсов формируются в начале учебного года. Занятия начинаются в середине сентября. Присоединиться к группе в другое время можно, но порой это сделать непросто из-за отсутствия мест.


Мелисса,

руководитель контактного центра

Самое популярное направление у нас — конечно, английский. Мы не предлагаем «английский с нуля за 2 месяца» — такого не бывает, это лишь маркетинговый ход. Любой навык требует регулярной практики. Наша задача — обеспечить регулярность и стабильность. Программы выстроены таким образом, чтобы студентам было легко встроить обучение в свою жизнь. Бывает, сложно держать долговременную мотивацию, но учителя Easy School делают огромную работу для того, чтобы интерес к учёбе не пропадал. В остальном всё зависит от человека.

Запрет на слова «клиент» и «офис»

В Easy School необычная система управления — из всех иерархий здесь признают только творческую. Это значит, что инициатором и руководителем нового проекта может стать любой сотрудник. В школе долгие годы выстраивалась горизонтальная система, где рабочие процессы не завязаны на одном человеке. Рику часто задают вопрос, как он управляет таким огромным центром. Он отвечает: «А я и не управляю. Некоторые вещи прекрасно работают вообще без моего участия. Я считаю большим достижением, что получилось наладить работу команды так, что выпадение одного человека (даже меня) не сильно повлияет на процессы».

На сегодняшний день в образовательном центре в Иркутске работают больше сотни сотрудников. Из них 70 — это учителя. Еще здесь есть методисты, координаторы и руководители направлений. «Мы не называем их менеджерами, потому что стараемся избегать бизнес-терминологии: слов вроде „менеджер“, „клиент“, „работа“, „офис“, — они такие холодные и безликие. У нас есть школа, учителя, студенты и любимое дело. Это основа нашей корпоративной культуры», — уточняет Николь, руководитель HR-отдела.

Процесс отбора преподавателей серьезный и долгий — он длится 36 недель и включает в себя интервью, профтестирование и демо-урок. «Это был самый долгий кастинг в моей жизни!» — заявил один из учителей, который все-таки устроился в школу. А еще говорят, что в Easy School сложно попасть, но легко работать. Новички получают наставника, участвуют в семинарах и практикумах.

В прошлом году в Easy School решили самостоятельно готовить кадры. Для этого учредили грант и отобрали 15 человек, которые в течение года учились методике преподавания и английскому языку. Большая часть курса попала в штат и приступит к работе в этом учебном году. «Проект оказался очень успешным, поэтому в этот раз будет уже две группы, — рассказывает Николь. — Приглашаем участвовать в конкурсе действующих преподавателей, выпускников и студентов старших курсов. Мы гарантируем трудоустройство тем, кто успешно завершит курс». Новый набор откроется в сентябре, за новостями можно следить на сайте или группе «ВКонтакте».

Прошлый учебный год: учебники и коронавирус

Во взрослых группах прошлый учебный год впервые прошел с учебниками (для детей и подростков они появились раньше). «Мы долго не вводили учебники, потому что было предубеждение: учебники — это скучно и не для нас, — объясняет Рик Уолкер. — Но у нас получились нестандартные книжки без клише — вот этих тинейджеров на лужайке и английской королевы».

Над книгами работала команда из шести человек. Они писали теоретическую часть глав, составляли упражнения и придумывали сюжетную канву. Мэг, одна из авторов, рассказывает: «У нас четыре героя, и мы постоянно строим между ними линии взаимосвязи. Ощущаем себя сценаристами Netflix, которые пишут новый сезон сериала Riverdale».

Учебники ввели как нельзя кстати: в коронакризисный год они помогли и учителям, и студентам при переходе на дистанционное обучение. Образовательный процесс с введением режима самоизоляции не прервался. Практически все занятия удалось оперативно перевести в онлайн: языковые группы перешли на удалёнку за три дня. «Горжусь нашей командой, — говорит Рик. — Из-за отсутствия вертикальной цепочки мы перестроились моментально».

Планы на будущее

За лето в Easy School доработали программы и теперь полностью готовы к дистанционному обучению. Правда, и студенты, и преподаватели соскучились и хотят живого общения.

В ближайших планах — закончить восстановление после коронакризиса, запустить новые проекты и подготовиться к открытию средней школы. О том, какие сферы Easy School будет развивать дальше, Рик не рассказывает. Это не примета, объясняет он, а проверенный на практике закон: пока ты что-то не воплотил, об этом лучше не говорить. «Наша главная цель — это образование во всех его проявлениях. Мы очень хотим повлиять на образование в России, показать, что школы могут быть другими, а учителя — получать достойные зарплаты. Я убежден, что принципы и подходы Easy School реализуемы во всех направлениях образования», — заключает основатель школы.


Дарим скидку 10% по промокоду «От верблюда» на первый месяц обучения в образовательном центре! Просто назовите его координатору образовательного центра при записи на любые курсы. Предложение действует до 01.11.2020.


Easy School

Сайт

Instagram

«ВКонтакте»

Телефон: 707-207

Адреса


Комментариев 0

Загрузка...

Тренды 20.11.2020 14:24

Батарея вместо бензобака: как иркутяне пересаживаются на электромобили

Екатерина Фалалеева

Автор Екатерина Фалалеева

0 Читать комментарии

За последние несколько лет жители Иркутской области полюбили электромобили — если в 2017 году в регионе насчитывалось всего 56 таких авто, то к середине 2020 года — уже 843. С 2019 года Приангарье находится на втором месте в России по количеству электромобилей — мы опережаем Москву и уступаем только Приморью. А еще наш регион — лидер рынка подержанных электрокаров. При этом в области практически нет никакой инфраструктуры, хотя ситуация медленно меняется — преимущественно силами активистов и бизнес-сообщества. «Верблюд» рассказывает, как устроена жизнь владельцев электромобилей в Иркутской области.



Что вы узнаете:

  • кто и зачем покупает электромобили в Иркутске;
  • во сколько обходится обслуживание электрокаров;
  • как часто их нужно заряжать и можно ли выезжать на них загород;
  • сколько в регионе электрозаправочных станций (спойлер: очень мало) и кто их устанавливает.

Причины любви

Одна из причин популярности электрокаров в Приангарье — низкая стоимость электроэнергии в регионе. В июне 2016 года иркутянин Сергей Налетов приобрел электромобиль. К тому времени он уже несколько месяцев искал более экономичную альтернативу своей машине. Сергей утверждает, что это был первый зарегистрированный в Иркутске Nissan Leaf, на сегодняшний день — самый популярный электромобиль в России. Покупка обошлась в 500 тыс. рублей.

«Я влюбился в машину и в первый год просто не мог ей нарадоваться, — вспоминает Сергей. — Оказалось, что это идеальный вариант для ежедневных поездок по городу, который к тому же помогает серьезно экономить». Траты сократились в десять раз: на бензин иркутянин ежемесячно тратил минимум 6 тыс. рублей, а на зарядку электрокара уходит максимум 600 рублей. По подсчетам Сергея, на одном только бензине за четыре года он сэкономил 300 тыс. рублей.

Кроме того, уменьшились расходы на обслуживание: «Я сразу поменял жидкость в редукторе и антифриз, это обошлось в три тысячи рублей. Купил комплекты резины. Больше за четыре года владения машиной я в нее ничего не вкладывал».

«»

«Обслуживать там нечего, — объясняет Сергей Сергеев, один из основателей клуба Nissan Leaf Baikal. — Ни масла, ни фильтров — ничего менять не надо. Раз в 100 тыс. км по регламенту — осмотр жидкости в редукторе. Заменить ее стоит около 1,5 тыс. рублей».

Сергеев купил электромобиль весной 2017 года. Мужчина работает в транспортной компании и ежедневно проезжает около 100 км. Такое расстояние обходится ему примерно в 20 рублей, если он заряжается дома. Счет за электричество — 600800 рублей в месяц. С появлением в городе станций экспресс-зарядки траты возросли — за один визит Сергей отдает около 100 рублей, в месяц получается 12 тыс. рублей. «Зато это удобно — можно быстро подзарядиться, если километраж больше обычного», — говорит Сергей.

Как заряжают электромобили

На Nissan Leaf первого поколения с полной зарядкой можно проехать 120130 км летом и 6080 зимой. У второго поколения показатели выше — 250 км и 120150 км соответственно. Для того чтобы увеличить пробег в холодное время года, водители идут на различные усовершенствования, например ставят автономный дизельный обогреватель для салона. Это позволяет не тратить драгоценную энергию с батареи на обогрев. Расходы на дизель — около 500 рублей в месяц при активной езде.

«Как многие в обычных машинах ставят котлы, лифоводы помещают под днищем подогрев высоковольтной батареи. Некоторые ставят инфракрасный теплый пол и стекла с обогревателем. Кстати, жара и перегрев действуют на батарею более разрушительно, чем мороз», — поясняет Сергей Сергеев.

Большинство владельцев электрокаров заряжают авто от обычной домашней розетки. На стандартную батарею Nissan Leaf уходит 67 часов. Сергей Сергеев оборудовал зарядное место в гараже, вывел провод из квартирного щитка. Он установил двухтарифный счетчик и заряжает автомобиль ночью, по сниженному тарифу: «Специальный счетчик — это обоснованная трата, если электромобиль — основной потребитель энергии. Счетчик и его перепрошивка на местное время обошлись в три тыс. рублей. За 8 месяцев он окупился».

Тем, кто не имеет гаража, приходится труднее. Василий Веремеенко пересел за руль электромобиля летом 2019 года. Чтобы зарядиться, он поначалу спускал удлинитель с балкона третьего этажа. Перед зимой решил установить розетку на улице.

«»

«Нарисовал три схемы прокладки кабеля, пошел в управляющую компанию с официальным запросом. Там ответили, что этим не занимаются, нужно согласовывать с собственниками дома, — рассказывает Василий. — Поговорили с председателем дома, он подписал документы. Я прокинул кабель через окно по фасаду здания. Внизу поставил шкаф с розеткой на отдельном автомате с дополнительными средствами защиты».

Недавно Василий смонтировал уличную розетку на доме, в который скоро переедет. Там кабель протянут с четвертого этажа через подъезд. «Действовал аналогично — по согласованию с председателем. Сделать все как положено — с собранием, подписями большинства жильцов — довольно трудно. Негативной реакции со стороны соседей не встречал. Если кто-то подходил с вопросами, я все объяснял».

Иногда на месте у розетки паркуются другие автомобили. На этот случай Василий приобрел 30-метровый удлинитель, который можно протянуть до самого дальнего уголка парковки. Ежедневно Веремеенко проезжает 3040 км, иногда — до 70 км. Летом одного заряда хватает на два-три дня.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Кто устанавливает зарядные станции в Приангарье

Заряжать электромобиль приходится чаще, чем заправлять бензином обычное авто. Электромобилисты признаются, что порой им приходится отказываться от спонтанных поездок, если заряда недостаточно. Для комфортного передвижения по городу и выездов загород региону нужна сеть электрозаправочных станций (ЭЗС). Сейчас, согласно карте зарядных станций PlugShare, в городе их семь. Все они установлены силами местных энтузиастов и предпринимателей.


В Иркутске есть медленные и быстрые зарядные станции. На первых полная зарядка занимает 58 часов, хотя может достигать и 12 часов — зависит от мощности бортового зарядного устройства. На экспресс-станциях за 3040 минут можно зарядиться с 1% до 80%.


Проект Quickly

Первая публичная зарядная станция появилась в Иркутске в июле прошлого года. Ее установил филиал экспедиторской компании Eхpress.ru на Байкальской, 203 Б, возле своего офиса. «Когда мы открывались, сразу решили, что не используем машины с ГСМ (горюче-смазочными материалами. — Прим. ред.), так как это требует постоянных вложений. У нас курьеры передвигаются на электромобилях, — рассказывает предприниматель Евгений Лунюшкин. — Медленную зарядную станцию рядом с офисом поставили ради собственных нужд, но воспользоваться ей могут все желающие». Станция бесплатная, все связанные с ней расходы на себя берет компания — это 22,5 тыс. рублей в месяц.

В ноябре Лунюшкин планирует начать монтаж экспресс-станции на улице Ширямова. Там же будет резервная медленная станция. Стоимость проекта — 1 млн рублей. «Зарядка на быстрой станции поначалу будет стоить символически — 1 рубль (вся зарядка), затем мы посмотрим на спрос и выстроим ценовую политику», — рассказывает предприниматель. В следующем году он планирует установить еще три ЭЗС.


Проект компании «Новинвест»

В этом году в столице Приангарья появились первые экспресс-станции. Найти их можно у ТЦ «Москва» на Сергеева, ТЦ «Дока» на Байкальской и у рынка «Парус» на Трактовой. Они двух видов: на одних расчет идет по киловаттам (15 руб/кВт), оплата производится через приложение «Фора»; на других — поминутный тариф (6 руб./минута), а заплатить можно банковской картой. По стоимости получается одинаково — 10 кВт обойдутся примерно в 150 рублей. С этим зарядом летом можно проехать 60 км, зимой — около 40.


Алексей Марчук,

Руководитель проекта и технический директор «Новинвеста»

Изначально мы хотели договориться о сотрудничестве с «Иркутскэнерго». Нас заверили, что необходимые мощности предоставят в любой точке города. В ответ на наше техзадание выдали условия, выполнение которых обошлось бы в 4 млн рублей. Сама станция стоит полмиллиона. Получается, чтобы установить одну станцию в Иркутске, нужно около 5 млн рублей. Что мы придумали? Пошли по частникам.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Договориться с ними тоже оказалось не так-то просто: не всех удовлетворяла «недостаточная» коммерческая составляющая. По идее инициаторов проекта, установка зарядных станций на частных объектах могла бы привлечь внимание к ним. Но некоторым этого мало. На вопрос, а что мы с этого будем иметь, Алексей Марчук объяснял экономику проекта: стоимость зарядки 15 руб/кВт, вычитаем стоимость электричества для юрлиц (4 руб./кВт) и другие расходы — техподдержку, поддержку мобильного приложения. Остается 5 рублей прибыли.

«Все считают, что мы на этом круто зарабатываем, — говорит Марчук. — Но мы пока только вкладываемся. Станция на 50 кВт стоит 1 млн руб., на 25 кВт — полмиллиона, а средняя стоимость одной зарядки — 90 рублей. Нам говорят — а зачем вы это делаете? Но иначе развития не будет — водители будут крутиться по обычным маршрутам, проезжать свои 5070 км, а всем хочется больше перемещаться по городу и области».

К концу следующего года «Новинвест» планирует увеличить количество зарядных станций до 15. Они появятся в Иркутске, Шелехове, Усолье и других городах и поселках области. Стоимость проекта — 1015 млн рублей.

«»

«Предполагаем, что проект начнет окупаться через 23 года. Зарядные станции — это новый продукт, который мы еще только тестируем. Бывало, что станцию запускали сутки, — она не работала, а мы не могли понять, в чем дело. Много вопросов с технической частью, программным обеспечением. К тому же зимой они еще не эксплуатировались и неизвестно, как себя покажут», — поясняет Марчук.

Есть и другие проблемы: на раскрутку одной электростанции уходит в среднем четыре месяца. Иногда их приходится переносить, что приводит к дополнительным сложностям. Так случилось с первой экспресс-станцией на Старокузьмихинской: «Спустя три месяца мы оттуда переехали из-за конфликтов. Мы занимали место на парковке, и оказалось, что владельцу территории важнее обеспечить удобство водителей бензиновых автомобилей».


Проект En+ Group

Группа компаний En+ Group установит в Прибайкалье три электрозаправочные станции, сообщил «Верблюду» руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков. Они появятся в Листвянке и Иркутске на автозаправочном комплексе возле ТЦ «Яркомолл» и на муниципальной территории возле здания «Иркутскэнерго» на Сухэ-Батора. Это будут станции с использованием разъемов CHAdeMO и CCS Combo (Type 2) на постоянном токе с мощностью 50 кВт. Зарядка до 80% займет 20 минут. Станции также будут оснащены разъемом для медленной зарядки.

В этом году в проект планируется инвестировать 10 млн руб. Эксплуатация станций начнется в декабре. В среднесрочной перспективе компания собирается установить быстрые ЭЗС по трассам в направлении Байкальска и Хужира. По словам Хардикова, в текущей рыночной ситуации проект пока не окупаемый и в большей мере обусловлен социальной ответственностью бизнеса. «Надеемся, что с появлением первых зарядных комплексов количество электромобилей в Иркутской области будет расти, мы, в свою очередь, будем готовы сеть зарядных станций расширять», — заверил Хардиков.

Фото Василия Веремеенко

Добраться до Байкала

Некоторые иркутяне обзаводятся электромобилем как второй машиной — исключительно для передвижений по городу. «Электромобиль бюджетного сегмента — не универсальная вещь, — говорит Сергей Налетов. — Лучше всего он показывает себя в городских условиях, а вот далеко на нем не уедешь. Учитывая отсутствие политической воли по поводу развития инфраструктуры, быстрых зарядок в ближайшее время по области не появится. Встать посередине пути на несколько часов, чтобы зарядиться, — по-моему, это слишком».

Впрочем, другие электромобилисты регулярно путешествуют по области и не видят затруднений в вынужденных остановках. Правда, и они признаются, что станции быстрой зарядки могли бы сделать отдых комфортнее. Пока что такая есть только в поселке Никола, но сейчас она на техобслуживании.

По пути на Малое море можно зарядиться на станции медленной зарядки в Баяндае. Работает она только в сезон, а зимой отключена. Есть станция в поселке Тараса в Боханском районе (проект 4ev.ru). Владельцы электромобилей рассказывают, что розетки часто предоставляют владельцы кафе и стоянок. Например, в Култуке можно пополнить заряд за 150 рублей, а на стоянке в Листвянке — за 50. «Мы ездили на Ольхон, в Улан-Удэ, на Святой Нос, — перечисляет Сергей Сергеев. — По пути заряжались от розеток — их, слава богу, на трассе хватает. Да, едешь дольше, чем на обычном авто, но это же часть путешествия».

Фото Сергея Налетова

Что ждет электромобилистов в России

Сейчас по всей России насчитывается всего около 250 зарядных станций, и с каждым годом их будет всё больше. Например, «Россети» к 2024 году планируют увеличить количество ЭЗС в стране до 1 тыс. На первом этапе хотят охватить крупные города с населением более 1 млн человек, на втором — города с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей. Всего должны построить ЭЗС в 30 крупных городах и на 30 магистралях.

Развитие инфраструктуры увеличит спрос на электротранспорт, уверены эксперты. Также поможет снижение стоимости аккумуляторных батарей и их адаптация под российский климат. Благодаря этим мерам среднегодовые темпы роста рынка электромобилей к 2025 году могут достичь 30 %. Ближайшие прогнозы такие: ожидается, что в 2021 году продажи новых электромобилей вырастут примерно на 1015 %, а подержанных — на 40 %.

Иркутяне продолжат покупать электромобили, убеждены наши собеседники, и улучшение качества инфраструктуры только подстегнет спрос. Кстати, с этого года в области отменен транспортный налог на электромобили — это около 1,7 тыс. рублей в год. «Сумма небольшая, но важно, что государство делает шаг навстречу электромобилистам», — говорит Сергеев. Кроме того, в мае в России отменили таможенные пошлины на ввоз электрокаров, она составляла 15 %. Правда, из-за роста курса доллара и повышения спроса итоговая цена сейчас даже выше, чем в начале года, резюмирует он.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому