• Выставка минералов откроется в Иркутском краеведческом музее
  • «Безопасные качественные дороги» Приангарья: подрядчики на этот год определены
  • Иркутская база авиационной охраны лесов получила новую технику

Главная > Тренды 23.04.2020 18:26

Денег нет, но вы держитесь: как иркутяне справляются с финансовым кризисом

Екатерина Балагурова

Екатерина Балагурова

0 Читать комментарии
Денег нет, но вы держитесь: как иркутяне справляются с финансовым кризисом - Верблюд в огне

Коллаж: Алена Шатуева

После начала пандемии, совпавшего с началом экономического кризиса, многие ощутили существенные изменения в личном и семейном бюджете. Мы поговорили с жителями Иркутской области разного возраста, профессий и семейного положения и узнали, как изменился их доход в самоизоляции.


Артемий Бронников

20 лет

студент ИГУ

«Я даже стал экономить»

Я живу в Шелехове, с родителями и младшей сестрой-школьницей. Мой личный ежемесячный доход — это моя стипендия, 3,5 тыс. рублей. Раньше я тратил её на проезд до университета и обратно и на обеды. На дорогу уходило 480 рублей в неделю — по 80 рублей в день. Плюс еда — 150170 рублей ежедневно. Месяц назад нас перевели на дистанционное обучение, и теперь моя единственная регулярная трата — ежемесячное списание за музыкальную подписку в телефоне, то есть всего 300 рублей. Так что благодаря карантину я даже стал экономить.

Фото предоставлено героем

У родителей, насколько я вижу, траты тоже особо не изменились. Мама работает в Управлении социальной защиты населения, она сейчас в отпуске. Папа работает вахтовым методом, сейчас у него межвахта, он дома. Правда, из–за пандемии им увеличили длительность и самой вахты, и отдыха. Раньше он работал месяц через месяц, теперь — два через два. Папа вернулся в конце марта, вместо мая поедет на работу только в июне. Но на его зарплате это никак не отразится — нагрузка и объём те же. По продуктам и тратам на семью у нас всё по–старому. Мама готовит столько же, сколько и до самоизоляции. Никаких больших путешествий или серьёзных трат в наших планах не было, доставку продуктов мы никогда не заказывали.

Знаю, что большинство моих одногруппников, которые живут в общежитии, уехали на время пандемии домой. Я их понимаю: всё равно мы теперь учимся онлайн. Одному жить дорого, да и скучно, ведь выходить никуда нельзя.


Екатерина Тыкманова

25 лет

тренер – хореограф

«Зарплата сократилась в три раза»

Я живу со своим молодым человеком в его квартире, поэтому больших трат на съём жилья, как у многих моих ровесников, у нас нет. Однако я уже сполна ощутила, что такое финансовый кризис малого бизнеса в связи с пандемией. Я преподаю в двух танцевальных центрах, работаю неофициально, и мой доход сократился в три раза: вместо привычных мне 4550 тыс. рублей в месяц я теперь получаю около 15 тыс.

Оба моих танцевальных центра закрыты с конца марта, но мы перешли на онлайн-тренировки. Большинство моих учеников — дети, у кого–то из их родителей возникли проблемы с оплатой, а кому–то просто не подходит новый формат занятий. В итоге многие перестали ходить и оба центра существенно снизили стоимость занятий.

Фото предоставлено героиней

Свою зарплату до пандемии я тратила на продукты и на дорогу. Я преподаю в двух городах — в Иркутске и Ангарске. В Иркутске студия находится недалеко от дома, а вот в Ангарск нужно было трижды в неделю добираться на двух автобусах. Иногда по вечерам приходилось брать такси, потому что возвращалась с работы я очень поздно. В итоге ежемесячно только на дорогу у меня уходило по 3—4 тыс. рублей. Кроме того, чаще всего в Ангарске в перерывах между тренировками я ходила есть в кафе или в супермаркет. На это всегда уходило минимум 200300 рублей за раз. Сейчас этих трат нет, но радоваться не приходится.

Еще один обязательный пункт моих трат — саморазвитие, то есть мастер–классы и танцевальные интенсивы. Мне это необходимо, чтобы чувствовать себя компетентной в профессии, поэтому такая графа расходов никуда не ушла. Интересно, что московские тренеры из–за пандемии стали снижать стоимость на онлайн–интенсивы, а вот иркутские хореографы оставили прежние расценки. В среднем на своё обучение я сейчас, как и раньше, трачу около 3 тыс. рублей в месяц.

Раньше мне удавалось копить по мере возможности. Прямо перед эпидемией я решила получить водительские права, пошла учиться. Абонемент в автошколу пришлось пока заморозить из–за самоизоляции. В итоге в пандемию я вошла почти без накоплений: у меня на карте в начале месяца было 10 тыс. рублей.

Доход моего молодого человека тоже сократился. Он занимается техническим обслуживанием лифтов, и его зарплата зависит от количества выполненной работы. Основной заработок был за счёт крупных торговых центров, офисных зданий, а теперь они все закрыты, лифты не эксплуатируются. Мало того что платить стали меньше, зарплату ещё и задерживают. Но мы не унываем. Не могу сказать, чтобы у нас из–за пандемии сорвались какие–то планы. Больших затратных путешествий мы не планировали, потому что недавно купили новую машину. Затраты на продукты тоже остались на прежнем уровне. Доставку еды за всю самоизоляцию мы заказывали только один раз. Я постоянно дома, люблю готовить и делаю это с удовольствием. Плюс какое–то новое блюдо — повод для меня лишний раз сходить в магазин, а в условиях карантина это для меня огромная радость.

Я во всем ищу плюсы. Например, благодаря изоляции я запустила свой первый онлайн-интенсив по танцам. Давно этого хотела, но не решалась. Прибыль около 2 тыс. рублей в неделю — деньги небольшие, но лучше, чем ничего. Еще одна радость — мы завели котёнка. На него, вместе с мисками, игрушками и кормом, истратили около 5 тыс. рублей, зато теперь у меня есть маленький хвостик, который танцует дома со мной. Но я всё равно очень жду, когда всё это закончится и можно будет вернуться к привычной жизни и восстановить доход.


Настя Дарк

25 лет

фотограф, инстаграм–блогер

«Нашла выход: пошла в сетевой бизнес»

Я остро ощутила на себе все «прелести» кризиса и самоизоляции. Раньше мой доход был 5070 тыс. рублей в месяц: 3040 тыс. от съемок и 2030 тыс. — от блога. С наступлением карантина все мои фотосъемки отменились, рекламы в блоге стало намного меньше, и сейчас эта сумма существенно сократилась.

Я живу с мужем и дочерью, мы снимаем квартиру. В основном я трачу деньги на продукты, развлечения, одежду и потребности ребёнка. А ещё люблю большие траты: покупать технику для работы, восстанавливать здоровье. Как раз перед пандемией я откладывала на операцию по восстановлению зрения. С обследованием, анализами, глазными каплями и самой процедурой все выходило на 80 тыс. рублей. Теперь с этим придется повременить.

Фото: @nastya_dark/Instagram

Раньше рекламу в моем блоге постоянно покупали магазины. Я делала обзоры, раскручивала аккаунты. Теперь мои главные клиенты — службы доставки еды и продуктов. Дохода с них нет, работаем по бартеру: нам бесплатно привозят еду — мы делаем рекламу. Но мы с мужем всегда соглашаемся, потому что это помогает экономить. И вообще, продукты сейчас — наша основная графа расходов: так как мы сидим дома, на развлечения и кафе не тратимся.

В первую неделю самоизоляции я обрабатывала фотографии и отдала клиентам все съёмочные «долги». На второй неделе работа закончилась, а вместе с ней встали и доходы. Я отдыхала и думала, как буду зарабатывать дальше, а на третьей неделе карантина в Иркутске я увидела у знакомой на странице отзыв о компании «Гринвэй». Это сетевой эко-бизнес. Я решила тоже попробовать, потому что тема экологии мне близка. За девять дней я закрыла квалификацию и заработала 15 тыс. рублей. Я не считаю, что это много, но точно немало для начала. Для людей, которые, как и я, полностью потеряли работу, это хороший выход.

Я считаю, что во всём всегда надо искать новые возможности. Мы с мужем не отчаиваемся и надеемся, что режим самоизоляции скоро закончится. Летом мы планировали развивать свой эко-проект «Спасай, а не болтай»: будем убираться на берегу Байкала. Муж занимается фридайвингом, и он будет чистить дно озера. Ещё летом мы очень хотим съездить в Монголию. Верю, что всё получится.


Татьяна Черкашина

28 лет

кондитер

«Думаю, настоящий кризис ещё впереди»

Я живу с мужем и пятилетним сыном. Как раз перед началом самоизоляции, в конце февраля, я уволилась с работы в офисе. Но пандемия тут ни при чем: это было мое желание. Теперь зарабатываю как кондитер в «Инстаграме» — продаю рецепты. Муж маркетолог, он всегда работал удалённо, но сейчас стал ещё реже встречаться с заказчиками — общаются только онлайн. На его зарплате самоизоляция никак не отразилась. Мы оба стараемся сейчас поднапрячься и заработать побольше, потому что неизвестно, что нас ждёт впереди.

Фото предоставлено героиней

У нас вполне типичные семейные траты: еда, бензин и коммуналка. Раньше у нас с мамой и сестрой была традиция раз в неделю встречаться в кафе и проводить время женской компанией, делиться новостями и просто побыть вместе. Но теперь этого нет, всё закрыто. Мы с семьей вообще довольно часто ходили в кафе, на это уходило 56 тыс. рублей в месяц. Ещё я любила покупать кофе навынос — тратила на это около 3 тыс. в месяц. Теперь этих трат нет. Пока сидим дома, вообще отказались от любой готовой еды. Мой муж опасается, что в ней может быть вирус. Никто не знает, кто и как её готовит, на неё могут кашлянуть или чихнуть, да и доставка в условиях пандемии небезопасна.

На бензин тоже тратим теперь в разы меньше — ездить почти никуда не нужно. Раньше любили отдыхать в той же Листвянке, часто ходили в кино, так что траты на отдых и развлечения тоже существенно сократились. Кроме того, мы стали немного экономить на мелочах и ненужных продуктах, например тех же шоколадках в ближайшей «Слате» или на печенье. Съедается всё это быстро, а пользы особой нет. Теперь в магазин я хожу только со списком покупок. Я думаю, настоящий финансовый кризис ещё впереди, поэтому сейчас лучше поэкономить, чтобы остаться на плаву.


Анна Шеметова

38 лет

педагог в частном образовательном центре

«Мы сэкономили в два раза на образовании»

У нас многодетная семья, я живу с мужем и тремя детьми — 17, 10 и 8 лет. Все траты до самоизоляции у нас были стандартными: хозяйственные нужды, питание, ЖКХ, самообразование и образование детей. Раньше на образование у нас уходило ежемесячно 20 тыс. рублей, а теперь — 10 тыс. Мы сократили траты на учёбу старшего ребенка: посовещались и решили, что готовиться к ЕГЭ можно и без платных онлайн-курсов, на которые мы тратили по 10 тыс. рублей каждый месяц. При этом все трое продолжают заниматься английским — я считаю, это необходимо, тут без педагога не разберешься. На это уходит 6 тыс. в месяц. Ещё 4 тыс. — моя учеба на психолога. Траты на питание пока не изменились: мы и раньше питались дома. Ещё я пытаюсь помочь малому бизнесу и заказываю на дом косметику.

Сама я стала работать в онлайн–формате: продолжаю вести занятия для детей. Сократится ли моя зарплата, пока не знаю. У мужа ничего не изменилось: он работает в «Дом.ру», а связь — стратегическое направление и на удалёнку его не переведут.

Честно говоря, у меня гораздо больший стресс вызывает дистанционное обучение детей, чем сфера финансов. Когда у тебя трое школьников, которые постоянно сидят в интернете, сложно скоординировать график так, чтобы было удобно всем. Ещё одна неприятная перемена — нам пришлось отказаться от запланированных путешествий. Зимой мы с мужем планировали слетать вдвоем в Таиланд, но тогда коронавирус уже был обнаружен в Китае, поэтому мы испугались и всё отменили. Летом хотели поездить по России, но теперь, скорее всего, не получится. Ну и школьный выпускной у сына тоже не состоится — задаток нам уже вернули.


Алексей Петров

44 года

журналист, историк, краевед

«Кризиса нет, но планы отменились»

Наша семья сейчас состоит из четырех человек. До марта жили втроем — я, жена и сын, но в прошлом месяце мы приняли решение купить нашей дочери, студентке Балтийского федерального университета (находится в Калининграде), билет в Иркутск в один конец. Она жила в общежитии, но учёба теперь всё равно дистанционная, и мы подумали, что с семьёй Алине в это время будет лучше. Наши траты едва ли отличаются от трат любой иркутской семьи: питание, квартплата, отдых, иногда путешествия. С приездом дочери на питание ожидаемо стало уходить больше. Пока трудно сказать точно, насколько, но я иногда смеюсь, что мы с женой работаем только на еду.

Если вспомнить, что в январе сыну купили шиншиллу, то можно сказать, что нас не четверо, а пятеро. И все круглосуточно находятся дома. До этого в квартире мы только завтракали и ужинали, а обедали все в разных местах: кто на работе, кто в школе, кто в университете. С введением режима самоизоляции добавилась ещё одна небольшая дополнительная трата — мы стали ходить в соседний киоск за овощами. Раньше брали их у родителей — у них свой огород. Но накануне нового дачного сезона дома закончилось всё, включая картофель и морковь, а ехать к родным не позволяет самоизоляция.

Фото предоставлено героем

На самом деле, для трат сейчас просто нет повода — за исключением парикмахера. Даже еженедельно заправлять машину больше нет необходимости. Так что финансовый кризис до нашей семьи пока не дошёл. Надеюсь, он и дальше будет обходить нас стороной, но всё зависит от того, как долго это продлится. Правда, несмотря на более–менее стабильную ситуацию в семейном бюджете, нам пришлось от многого отказаться. Например, у меня был запланирован небольшой отпуск в майские праздники, и я хотел съездить куда-нибудь с сыном на недельку. А в июне я должен был участвовать в международной научной конференции в Китае. Обе цели, естественно, перенесены на неизвестный срок. А у дочери сорвалась стажировка в Германию.

Единственное, что радует: на январских каникулах мы с детьми смогли позволить себе небольшую поездку в Белоруссию. Погуляли по Минску, по красивым замкам, Брестской крепости, прекрасному старинному Гродно. Я считаю, это удача, потому что непонятно, когда теперь можно будет путешествовать. Очень хочется на море, но я понимаю, что в 2020 году это вряд ли случится.

Комментариев 0

Читайте также

109 новых автобусов прибыли в Иркутскую область

04.03.2024 11:28

109 новых автобусов прибыли в Иркутскую область

81 новый НЕФАЗ выйдет на маршруты города Иркутска, остальная техника отправится по области. Планируется, что новые автобусы будут работать на 17 муниципальных и 24 межмуниципальных маршрутах. В Иркутске техника будет задействована как на городских, так и на садоводческих маршрутах.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому