• Пробки 2
  • Погода
  • Возможность: помочь иркутским общественникам с исследованием возле перехода у МузтеатраМузтеатра
  • Рейтинг: самые популярные ролики года в российском YouTubeYouTube
  • Крупнейшие киносети отказываются брать в прокат фильм «Елки 8»8»

Главная > Практика 26.07.2021 16:49

Инструкция. Что делать, если вы стали свидетелем домашнего насилия?

Ксения Хабибулина

Ксения Хабибулина

0 Читать комментарии
Инструкция. Что делать, если вы стали свидетелем домашнего насилия? - Верблюд в огне

Коллаж: Олег Бородин / «Верблюд в огне»

13 июля иркутянин, держа на руках своего трехлетнего ребенка, три часа стоял на карнизе с внешней стороны балкона и угрожал спрыгнуть вниз вместе с сыном, обвиняя жену в измене. СМИ сообщали, что несколькими днями ранее мужчина избил супругу. К сожалению, такие ситуации нередки — каждая пятая женщина сталкивалась с домашним насилием — и, возможно, это могли быть ваши соседи. «Верблюд» узнал у экспертов, как быть, если вы стали свидетелем жестокого обращения в семье.


Как понять, что ваша знакомая столкнулась с насилием?

Мария Пискановская-Паркер

Глава кризисного центра «Анна» (признан на территории РФ иноагентом)

Есть несколько признаков, по которым можно понять, что знакомая вам женщина подвергается домашнему насилию. Она может бояться своего партнера, делать все по его указке, находиться под его контролем (муж или парень постоянно звонит ей, проверяет ее телефон). У нее резко меняется настроение, упала самооценка, она стала замкнутой. Стали появляться частые травмы в результате «несчастных случаев», она начала носить закрытую одежду не по сезону, пропускать встречи с друзьями и родственниками. Кто-то ограничивает ее в доступе к телефону, интернету, деньгам.


Что делать, если вы стали свидетелем домашнего насилия?

  • Деликатно поговорите с предполагаемой пострадавшей наедине без оценки ее поведения. Ведите беседу очень спокойно и холодно.

    «Кажется, что это достаточно простые советы, но часто люди в общении с пострадавшими об этом забывают», — объясняет Софья Русова, юрист центра защиты пострадавших от домашнего насилия. — Начинают требовать действий и резких решений, а это не всегда возможно, когда ты еще не вышел из ситуации насилия, особенно психологического».
  • Выслушайте, поддержите и постарайтесь быть рядом и помочь создать для пострадавшей безопасное пространство.
  • Не пытайтесь поговорить по душам с ее обидчиком. Такой разговор он сможет использовать как повод для агрессии против вашей знакомой.
  • Постарайтесь не рассказывать о насилии в чужой семье третьим лицам: информация может дойти до обидчика.
  • Если пострадавшая живет с агрессором и ей негде ночевать, решите эту ситуацию вместе: пустите переночевать к себе или найдите ночлег, помогите с контактами кризисного центра.

Кризисные центры для женщин в Иркутске:


Федеральные кризисные центры:


  • «Анна» (признан иноагентом на территории РФ), телефон доверия +7 (800) 7000-600
  • «ИНГО. Кризисный центр для женщин», +7 (812) 327-30-00 (с 11:00 до 18:00, по будням и воскресеньям консультации психолога, по субботам — юриста)
  • Насилию.нет (признан на территории РФ иноагентом), +7 (495) 916-30-00

Стоит ли обращаться в полицию?

Наталья Кузнецова

Основательница кризисного центра «Мария»

Если вы стали свидетелем насилия, то в первую очередь нужно вызвать полицию и сообщить о том, что происходит. Лучше снять видео либо сделать фотографии, подключить соседей — собрать доказательства.

Если органы не реагируют на звонки, надо продолжать звонить. Мы сталкивались с тем, что полиция не приезжала по каким-то причинам, а мы бесконечно звонили на горячую линию. Рано или поздно она все равно приезжала, потому что все звонки записываются. Да, заниматься семейными конфликтами ни у кого желания особенного нет, но нужно настоять на том, чтобы они приехали. А если не отреагировали, но само заявление уже написано, тогда следует писать жалобы в прокуратуру.

Анастасия Чуваева

Менеджер проектов ИНГО

В таких случаях рекомендуют не разнимать людей: самостоятельно оценить силу нападающего очень сложно. Если вы успели заметить повреждения или кровь, можно сразу вызвать бригаду скорой помощи.

Если крики раздавались от ваших соседей, но стихли и вам кажется, что жизни человека больше ничего не угрожает, можно связаться с участковым и попросить его сделать обход.

Софья Русова

Юрист центра защиты пострадавших от домашнего насилия

Иногда сотрудники полиции пользуются юридической неграмотностью пострадавших. Например, не дают талон-уведомление о принятии заявления, без которого потом сложно доказать факт обращения в полицию. Нужно знать, как обращаться в правоохранительные органы так, чтобы заявление было зафиксировано, надо быть готовым к тому, что сотрудники могут вести себя неэтично, грубо и даже дискриминационно. Если есть возможность, лучше сразу прийти с адвокатом или хотя бы с какой-то поддержкой.


Можно ли помочь как-то еще?

Анастасия Чуваева

Менеджер проектов ИНГО

Проявлять неравнодушие, конечно, крайне важно, но мы всегда советуем обязательно оценивать и свои риски, и возможные последствия самостоятельного вмешательства в ситуацию как для вас, так и для пострадавшей. Если эти риски высоки, не стоит винить себя за невмешательство, иногда уместно привлечь дополнительную помощь. И помните: вы имеете полное право перестать вмешиваться в какой-то момент.

Существуют способы помогать потенциальным пострадавшим, не подвергая их и себя дополнительным рискам: например, вы можете самостоятельно распечатать и разложить по почтовым ящикам в подъезде листовки с адресами и телефонами кризисных центров и универсальных онлайн-сервисов.

Распространение информации о таких проектах — мягкий и экологичный способ помочь: те, для кого эта информация не имеет значения, просто не обратят внимания, а те, кто страдают от насилия, узнают, куда обращаться за помощью.


Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!

Комментариев 0

Искры 16.11.2021 14:32

Иркутск называют «городом падающих самолетов». В чем причины и как это исправить?

Диана Полякова

Автор Диана Полякова

0 Читать комментарии

Недавно под Иркутском разбился Ан-12, погибли девять человек. Город вновь стали называть местом падающих самолетов. Некоторые иркутяне связывают частые авиакатастрофы с близостью аэропорта к центру — из-за этого после крушения Ан-12 даже прошли пикеты за перенос авиаузла. «Верблюд» попытался разобраться, действительно ли в Иркутске чаще, чем в других городах, происходят крушения самолетов, в чем причины и как это исправить.


Что случилось?

3 ноября в районе села Пивовариха близ Иркутска при заходе на посадку потерпел крушение грузовой самолет Ан-12. Он принадлежал белорусской авиакомпании «Гродно», летел по маршруту Кепервеем — Якутск — Иркутск. Самолет перевозил продукты на Чукотку и возвращался в аэропорт базирования. На борту находились девять человек, в том числе пять членов экипажа и четыре человека, сопровождающих груз, — все погибли. Среди них были граждане Белоруссии, Украины и России.

Фото: Правительство Иркутской области

Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник, катастрофу мог спровоцировать ледяной дождь. «Первичные данные — в том числе об этом свидетельствует то, что удалось понять из первичного анализа самописца, — говорят в пользу версии об обледенении руля высоты при попытке захода на второй круг», — приводит его слова издание. При этом известно, что упавший Ан-12 эксплуатировался с 1968 года.

Авиакатастрофы в Иркутске
за последние 30 лет


Год

1994

1997

 2001

 2006

2011

2021

Самолет

 Ту-154

  Ан-124

 Ту-154

А310

Ми-8

 Ан-12

Число жертв

125 человек

   72 человека

145 человек

125 человек

   2 человека

 9 человек

Спустя неделю после падения самолета в Иркутске активисты вышли на пикеты к зданию правительства области — они требовали перенести аэропорт за город. «За последние 20 лет в зоне снижения/набора высоты Иркутского аэропорта разбились 13 самолетов. Взлетно-посадочная полоса расположена таким образом, что любой следующий взлет или посадка могут стать фатальными», — приводит их слова издание «Сибирьмедиа».

Активисты считают, что о переносе аэропорта «чиновники в очередной раз поговорят и забудут». По словам одного из участников, после пикета у одного из них «начались проблемы», поэтому они боятся выглядеть «оппозиционерами» и отказываются от комментариев СМИ. «Мы не оппозиционеры и вообще не имеем никакого отношения к политике, мы просто хотим спокойно жить, не боясь, что на нас свалится самолёт», — рассказал один из участников пикета изданию.

«Верблюд» посчитал, что за последние 30 лет в Иркутске или рядом с ним произошло шесть авиакатастроф с погибшими: Ту-154 в 1994 году — 125 жертв, Ан-124 в 1997 году — 72 жертвы, Ту-154 в 2001 году — 145, А310 в 2006 году — 125, Ми-8 в 2011 году — двое, недавнее крушение Ан-12 — девять. Для сравнения: в Хабаровске за тот же период случились три крушения самолетов, в Красноярске — одно.

Фото: Глеб Осокин / Википедия

Что не так с иркутским аэропортом?

Первоначально площадка для посадки самолетов в Иркутске появилась на Левом берегу в 1925 году, а на нынешнем месте, в районе Красных казарм, аэродром создали в 1933 году. Сейчас от центра города аэропорт отделяют всего около пяти километров. Вопрос его переноса за пределы города начали обсуждать еще в советские годы и продолжают по сей день.

Проект строительства нового аэропорта разработали в 2010 году, но его не согласовало Министерство обороны РФ. В 2014 году президент России Владимир Путин поручил перенести объект за город, однако с того момента власти региона так и не смогли согласовать подходящий участок под строительство.

В октябре 2021 года на встрече с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Александром Нерадько губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заявил, что проект 2010 года планируют доработать и сейчас власти региона занялись этим.

Для переноса аэропорта сейчас рассматривают две площадки — деревню Позднякова и местность Ключевая Падь. Ранее для первой уже создавали проект, но он не прошел экспертизу. Власти региона планируют определиться с местом будущего строительства до конца года. Согласовать новый проект хотят до 2025 года, чтобы войти в федеральную программу «Развитие транспортной инфраструктуры» и начать строительство. По словам Кобзева, уже нашлись несколько соинвесторов.

🛫

Как развивался аэропорт Иркутска в 2000-х


2008

удлинили взлетно-посадочную полосу до 3563 метров

2009

открыли новое здание терминала внутренних авиалиний

2010

разработали проект нового аэропорта

2015

передали аэропорт в областную собственность

2016

завершили реконструкцию «взлетки» спустя 12 лет

Параллельно с разговорами о переносе не раз обсуждали вопрос о необходимости глобальной модернизации аэропорта. По факту осовременивать объект на протяжении многих лет удавалось небольшими частями. Так, в 2008 году взлетно-посадочную полосу удлинили до 3563 метров, что позволило увеличить число принимаемых судов. В 2009 году открылось обновленное современное здание терминала внутренних авиалиний (международный терминал по-прежнему находится в здании 1938 года постройки). В 2015 году ОАО «Международный аэропорт Иркутск» передали из федеральной собственности в областную — это было сделано, чтобы привлекать инвесторов для развития авиаузла. В 2016 году завершили реконструкцию взлетно-посадочной полосы, которая длилась 12 лет.

В 2016–2017 годах экс-губернатор области Сергей Левченко вел переговоры с холдингом «Новапорт» Романа Троценко в качестве инвестора. ФАС дважды предупреждала главу региона о незаконности выбора партнера без конкурса. В 2018 году власти привлекли к развитию действующего аэропорта госкорпорацию «Ростех». Предполагалось, что ее дочерняя компания построит новый терминал, который объединит международные и внутренние линии. В августе даже торжественно заложили камень на месте будущего здания, но дальше этого дело не сдвинулось. В июле 2020 года ФАС оштрафовала Сергея Левченко на 30 тысяч рублей за выбор инвестора без конкурса.

Фото: Правительство Иркутской области

В 2020 году уже новое правительство региона признавало, что до 2024 года еще необходимо провести реконструкцию рулежных дорожек и светосигнального оборудования, построить площадку для обработки судов противообледенительной жидкостью, новый аэровокзальный комплекс международных и внутренних авиалиний, привокзальную площадь и подъездные дороги, а также возвести перрон и очистные сооружения. На эти работы требуется 16,3 миллиарда рублей.

В чем причина частых авиакатастроф?

Если в массовом сознании авиакатастрофы связаны исключительно с расположением и состоянием аэропорта, то в реальности все менее однозначно. Однако совсем отрицать роль авиаузла нельзя. Так, например, в трагедии 2006 года, когда пассажирский лайнер А-310 выкатился за пределы ВПП (взлетно-посадочной полосы) и загорелся, главную роль сыграла небольшая полоса безопасности — расстояние от «взлетки» до ближайших построек, писали СМИ. Для сравнения: когда в аэропорту Домодедово за ВВП выехал Ил-62, выполнявший рейс из Триполи, он без помех уехал на полкилометра. Самолет получил повреждения, но пожара не последовало.

Кроме того, иркутский аэропорт находится в зоне частых туманов — влияют высота в 500 метров над уровнем моря и близость водохранилища. Туманы препятствуют хорошему обзору. Об этом рассказал «Верблюду» экс-начальник отдела авиатранспорта министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Александр Арфаниди. Однако он отметил, что конкретную причину крушений самолетов назвать сложно.

Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что переносить аэропорт необходимо. Начальник производственно-диспетчерской службы иркутского аэропорта Евгений Еловский в 2016 году рассказывал изданию «ИркСиб», что такой объект должен находиться в 30–40 километрах от города и больше всего подходит участок в деревне Позднякова: «Позднякова не попадает в нашу туманную зону и там нет застойной низкой облачности, как у нас. Кроме того, площадка находится в 45 км от города, что, с одной стороны, безопасно для жителей, а с другой — дает возможность для дальнейшего развития, строительства».

По мнению Александра Арфаниди, переносить аэропорт необходимо в ближайшее время. «На мой взгляд, чем дольше затягивать, тем менее удобоваримо можно разрешить этот вопрос. Потому что площадки рассматриваются давно и долго, а жизнь не стоит на месте и эти земли застраиваются», — сказал «Верблюду» эксперт.

Есть и другое мнение о причинах авиакатастроф в Иркутске. Как рассказал «Верблюду» действующий пилот одной из авиакомпаний, это никак не связано с аэропортом, что подтверждается расследованиями авиационных происшествий. Но при этом специалист признает, что в аэропорту Иркутска есть свои сложности и особенности. К ним относятся нестандартный угол наклона глиссады (траектории снижения авиасудна) и градиент полосы (полоса находится под уклоном). Собеседник отметил, что в связи с этим в некоторых авиакомпаниях действуют ограничения: неопытных пилотов не допускают к посадке в Иркутске.

«»

«Да, постройка нового аэропорта со стандартным углом наклона глиссады и меньшим градиентом упростили бы посадку, однако, повторю, что ни одно авиационное происшествие в Иркутске прямо или косвенно не было вызвано особенностями аэропорта», — отметил специалист.

Также он считает, что нужно построить новый аэропорт, но тот факт, что делать это нужно за чертой города, связывает исключительно с тем, что в центре нет для него места: «Лично я был бы рад постройке нового современного аэропорта и как пилот, и как иркутянин. Это и новая железнодорожная ветка для электричек, и новое многополосное шоссе, развязки, улучшение всей транспортной инфраструктуры. Я за постройку нового аэропорта с современной полосой и терминалом. В городе он находится или посреди поля — на безопасность полетов влияния не оказывает никакого».

Фото: Правительство Иркутской области

❗️

Что может быть причинами частых авиакатастроф в Иркутске


  • Небольшая полоса безопасности иркутского аэропорта
  • Расположение «взлетки» в зоне частых туманов
  • Слабая система управления безопасностью полетов в региональных авиакомпаниях

Как прокомментировал «Верблюду» начальник отдела по связям с общественностью аэропорта «Иркутск» Клим Куликов, расположение и состояние аэропорта никак не связано с авиакатастрофами. «За эти 30 лет только один самолет упал в аэропорту, это было в 2006 году, но там признали причиной авиакатастрофы техническую неисправность самолета. Расположение, работа аэропорта к этому делу и ни к одной из авиакатастроф отношения не имеют. Всегда есть заключение, где указана причина крушения. И нет ни одного случая, где сказали бы: „Вот в этой авиакатастрофе виноват аэропорт“. Везде были технические неисправности или ошибки экипажа», — считает Клим Куликов.

По мнению пилота, беседовавшего с «Верблюдом», сократить число авиакатастроф помогут расследования уже случившихся происшествий, выявление факторов риска и принятие мер для сокращения этих рисков: «В авиакомпаниях есть система управления безопасностью полетов (СУБП). Она жестко регламентирована и приносит свои плоды. С 2006 года статистика поменялась в лучшую сторону. Имеют место катастрофы в небольших компаниях — подозреваю, что там с СУБП не все так хорошо. Выход — усилить надзор за всеми эксплуатантами, а не только за самыми крупными».

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому