16.11.2020 17:25
16.11.2020 17:25
Фото: Правительство Иркутской области
На минувшей неделе в Иркутской области разгорелся скандал вокруг приюта для безнадзорных животных «Пять звезд» в деревне Карлук. Зоозащитники заявили о крайне жестоких условиях содержания собак — якобы большинство из них больны и истощены, а в вольерах с живыми животными находятся тела погибших. Волонтеры вывезли собак в питомник «К-9», а руководство «Пяти звезд» обвинило их в рейдерском захвате. «Верблюд» разобрался, что происходит вокруг приюта в Карлуке.
В конце августа 2020 года известная в Иркутске журналист, волонтер Наталья Ветрова опубликовала на личной странице в «Инстаграме» видео из приюта в Карлуке. «Воды нет, еды нет, невыносимая вонь от испражнений. Миллионы рублей за такую работу. Забрала восемь щенков-смертников. Сердце не выдержало. Везу на передержку. Как ещё нужно вывернуться мне, чтобы доказать, что то, что происходит с бездомными животными, не нормально», — написала Ветрова.
Зоозащитники и ранее неоднократно заявляли о ненадлежащих условиях содержания животных в приюте «Пять звезд». При этом организация на протяжении многих лет выигрывает аукционы на отлов бездомных собак по всей области. Общественный инспектор Росприроднадзора, зоозащитница Елена Прадчук утверждает, что в 2020 году «Пять звезд» заключили контракты на сумму более 20 млн рублей. В приюте «Верблюду» не стали комментировать эту информацию, сославшись на коммерческую тайну. Согласно порталу госзакупок и сайту Иркутского района, только за октябрь «Пять звезд» заключили не менее трех контрактов — с Усольским, Черемховским и Иркутским районами — на общую сумму более 2 млн рублей.
В конце сентября зоозащитное сообщество выступило с открытым обращением к губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву. Документ подписали многочисленные волонтеры, Иркутская зоогалерея, питомник «К-9», организации «Зоозабота», «Земляне», Иркутское общество защиты животных. Они потребовали провести проверку в приюте «Пять звезд» и привлечь к ответственности его руководство за ненадлежащие условия содержания животных.
В октябре Игорь Кобзев приехал в Карлук. Как рассказала «Верблюду» Наталья Ветрова, присутствовавшая во время выезда, к инспекции в приюте подготовились: «Всё было переделано, наведен порядок, якобы создана „Зона карантина“. Везде были новые миски под воду и еду, был даже создан запас соломы. Игорь Иванович обратил внимание на проблему, которая не решалась годами. После посещения приюта он сразу же собрал совещание, на котором был глава ветеринарной службы, представители юридического и финансового отдела. Глава региона, естественно, возмущён. Он выступает за прозрачную и гуманную работу подобных организаций. Мы заручились его поддержкой в решении этого вопроса».
Должность «общественный зооинспектор» появилась в России в 2020 году. Первое удостоверение инспектора в Иркутской области получила Елена Прадчук. 5 ноября она с супругом решила «испробовать корочку» и зафиксировать тот факт, что в приют «Пять звезд» не пускают посторонних. До этого волонтерам и общественникам очень сложно было попасть на его территорию, вопреки требованиям законодательства. Инспектор не ожидала, что выезд окажется результативным.
«Два лица открыли мне дверь, я им показала корочку, они представились работниками и сказали — проходите, смотрите всё, что хотите. Люди были просто не в курсе, что я — это я. Если бы был Солдатов (директор приюта. — Прим. ред.), то дверь бы он мне даже не открыл», — рассказывает Елена.
О своих впечатлениях инспектор рассказала на странице зоосообщества «КотоСпас» в «Инстаграме», а затем — в тексте петиции на Change.org (ее подписали более 39 тыс. человек). «На момент проверки в приюте находилось 187 безнадзорных собак и 29 щенков (возраст 1—2 месяца). В вольерах размером не более 2 кв. м наблюдается большая скученность животных, взрослых до 8 особей, щенков до 20. Животные находятся в неудовлетворительном состоянии, у 80 % имеются признаки чумы плотоядных и парвовирусного энтерита. Собаки находятся в крайней степени истощения и обезвоживания. Еда и вода в вольерах отсутствуют. В вольерах с живыми животными находились трупы павших животных также в крайней степени истощения. Фекалии не убираются, просто засыпаны соломой еще неделю назад, когда готовились к губернаторской проверке. Запасы корма отсутствуют», — написала Прадчук.
Как утверждает зооинспектор, в приюте отсутствуют учетные документы на собак, бирки есть не более чем у десяти особей. «Животных невозможно идентифицировать. Сейчас никто не докажет, сколько и каких собак было в приюте. 5 ноября я отфотографировала всех. А у Солдатова нет фотографий. Он сам не знает, сколько у него было животных», — заявила Елена в беседе с «Верблюдом».
Кроме того, по ее словам, в так называемом «хранилище биологических отходов» — небольшой комнате с морозильниками — вместе с мертвыми собаками инспектор нашла живого щенка. «Щенок был на последнем издыхании, я схватила его и прямо с ним зашла в управление ветеринарии к руководителю. На эмоциях ему объяснила, что происходит в приюте. Естественно, не отреагировать он не мог. На следующий же день ведомство инициировало проверку и сообщило в прокуратуру», — отмечает Елена Прадчук.
Однако после инспекции активизировались не только власти. 8 ноября, по словам Прадчук, у приюта собрались около 150 зоозащитников, которые увидели публикации в группе «КотоСпаса». Они забрали животных и увезли в питомник «К-9», чтобы собакам оказали помощь.
9 ноября региональные власти опубликовали официальное сообщение о том, что Служба ветеринарии начала проверку работы приюта «Пять звезд». При этом в тексте подчеркнуто, что «8 ноября в ходе инспекторской проверки деятельности приюта ООО «Пять звезд» был зафиксирован случай массового изъятия животных из приюта представителями зоозащитного сообщества», что создало «серьезные проблемы для проведения ревизии в приюте». Действия зоозащитников будут оценивать правоохранительные органы.
Прадчук не боится возможных последствий. «Есть статья в Уголовном кодексе об обоснованном риске. Мы все выполняли свой гражданский долг, потому что за забором происходило преступление. И ущерб, который мог быть причинен нами, гораздо меньше тех последствий, которые могли бы наступить [из-за действий сотрудников приюта]. Даже если будет суд, я думаю, что вся страна не даст меня в обиду», — прокомментировала зооинспектор.
Администратор приюта «Пять звезд» Анна в разговоре с «Верблюдом» назвала выезд зоозащитников «лицедейством, хулиганством и мародерством». Она отказалась назвать фамилию из-за поступающих угроз в адрес своей семьи.
«Вытащили скопом всех собак — здоровых, больных, всех в одну машину посадили, не разделяли. Лишь бы быстрее запихнуть. Собаки были изъяты без учетных ведомостей, и гарантируйте мне, пожалуйста, что сейчас они не предъявят собак, которые на самом деле содержатся в компании „К-9“?» — сказала администратор приюта.
С 8 ноября более 150 животных из приюта «Пять звезд» находятся в питомнике «К-9». По словам его директора Вячеслава Славина, 80 % собак поступили к ним больными. «Даже у здоровых животных с бирками — гнилые уши. Бирки им установили пластиковые, которые предназначены не для собак, а для крупного рогатого скота», — заявил он.
Сейчас с животными работают ветеринары. Активисты опубликовали сообщения в соцсетях о том, что питомнику требуются лекарства и корма. Многие горожане откликнулись и собрали не только еду и медикаменты, но и материалы для постройки будок. В минувшие выходные в «К-9» прошла волонтерская акция «Будкострой».
В приюте «Пять звезд» нам заявили, что организация действует «только в соответствии с действующим законодательством, требованиями заключенных контрактов, нормами и правилами». По словам администратора Анны, у приюта есть вся необходимая документация на всех собак.
«Если бы мы не вели учет, мы бы вообще ни копейки по муниципальным контрактам не получили бы. В трехдневный срок выкладывается вся информация об отловленных животных на сайте. Каждый муниципалитет свой срок обговаривает, в этот срок предоставляется учетная документация. Это и заключение о состоянии животного на момент поступления, и акт о причинах выбытия собаки, в том числе и при передаче новому владельцу, это и учетная карточка на каждое животное, где указываются все манипуляции, которые были с животным проведены, — дегельминтизация, стерилизация, кастрация, биркование, номер бирки», — отметила представитель приюта.
Также в «Пять звезд» уверены, что условия содержания животных полностью соответствуют установленным нормам. На вопрос, почему животные находятся в плачевном состоянии, администратор Анна ответила, что такими они поступают в приют.
«»
«Вы ходите по улицам? Вы видели там упитанных и сытых собак? У нас отлов идет в основном в муниципалитетах области, это деревни, дачные поселки. Откуда там сытые собаки? Людей-то нет, кормить некому, животные оттуда и поступают в большинстве своём в плачевном состоянии — истощенные, беременные, заглистогонненые, рахитные. Здоровых среди них — единицы, и в основном это те, которых сдают хозяева», — сказала Анна.
13 ноября директор приюта «Пять звезд» Александр Солдатов обвинил зоозащитников и работников приюта «К-9» в «рейдерском захвате». «Цель захватчики не скрывают: не допустить исполнения нами государственных контрактов по отлову бродячих животных. „К-9“ хочет это делать за 9 тыс. рублей, мы это делаем за 5 тыс. рублей», — пояснил в обращении Солдатов.
Цену в 5545 рублей за отлов одной собаки установила региональная служба ветеринарии в 2020 году, до этого сумма была меньше. На эти средства, как указано в приказе ведомства, подрядчик должен отловить собаку, транспортировать, обеспечить «надлежащие условия жизнедеятельности», оказать ветеринарную помощь, вакцинировать, стерилизовать, маркировать, разместить информацию о ней в интернете и найти нового владельца или отпустить обратно.
По словам Вячеслава Славина, на эту сумму невозможно выполнить весь комплекс услуг по муниципальному контракту. Поэтому «К-9» не участвует в аукционах по области. «За эту цену просто нереально животных отлавливать, лечить. Минимальная сумма должна быть хотя бы 8 тыс. рублей. В Бурятии цена — 8300 за одно животное, в Красноярском крае — 9100. Солдатов кричит, что мы конкуренты, но мы в этом году вышли только на один аукцион в Бодайбо, где администрация платила почти 13 тыс. рублей за каждое животное, и этих денег хватало», — поясняет директор питомника.
«Верблюд» отправил запрос в Службу ветеринарии Иркутской области с просьбой объяснить, почему ведомство не повышает тариф и по какой причине чиновники на протяжении нескольких лет не инициируют более строгие меры к ООО «Пять звезд». На момент публикации этого материала ответа мы не получили.
Читайте также:
«На дороге — страшно, на тротуарах — люди». Можно ли ездить зимой на велосипеде в Иркутске
«Начинай с 10 рублей»: специалисты по финансам объясняют, как копить грамотно
«Купить квартиру мне помог коронавирус»: как и почему иркутяне приобретают жилье в наше время
Наш канал в телеграме — «Верблюд в огне», подпишись!
Комментариев 2
ksenychibisova
Стерилизация собачки стоит около 4500 рублей. Кострация, подешевле конечно. Конечно Славин не соглашается за 5000 собачек отлавливать.Если нормально выполнять контракт, а не делать вид, что кого то ловишь, а потом откат платить. То реальная стоимость за одно животное порядка 9000 рублей.Приют "5 звезд" знает каждый зоозащитник в городе - это фабрика смерти.Именно поэтому столько людей сейчас помогают спасти животных.
16.11.2020 19:04
Где подписаться
13.03.2022 09:13