• Пробки 2
  • Погода
  • Видео дня: фильм о самом богатом предпринимателе царской России из ИркутскаИркутска
  • Бывшего транспортного прокурора Иркутска задержали по подозрению в мошенничествемошенничестве
  • Рейтинг: приложения, больше всего следящие за российскими пользователямипользователями

Главная > Искры 16.11.2020 17:25

Больные животные, петиция на 40 тыс. подписей и обвинения в рейдерском захвате. Разбираемся в скандале вокруг приюта «Пять звезд»

Екатерина Зырянова

Екатерина Зырянова

1 Читать комментарии
Больные животные, петиция на 40 тыс. подписей и обвинения в рейдерском захвате. Разбираемся в скандале вокруг приюта «Пять звезд» - Верблюд в огне

Фото: Правительство Иркутской области

На минувшей неделе в Иркутской области разгорелся скандал вокруг приюта для безнадзорных животных «Пять звезд» в деревне Карлук. Зоозащитники заявили о крайне жестоких условиях содержания собак — якобы большинство из них больны и истощены, а в вольерах с живыми животными находятся тела погибших. Волонтеры вывезли собак в питомник «К-9», а руководство «Пяти звезд» обвинило их в рейдерском захвате. «Верблюд» разобрался, что происходит вокруг приюта в Карлуке.


«Щенки-смертники» и выезд губернатора

В конце августа 2020 года известная в Иркутске журналист, волонтер Наталья Ветрова опубликовала на личной странице в «Инстаграме» видео из приюта в Карлуке. «Воды нет, еды нет, невыносимая вонь от испражнений. Миллионы рублей за такую работу. Забрала восемь щенков-смертников. Сердце не выдержало. Везу на передержку. Как ещё нужно вывернуться мне, чтобы доказать, что то, что происходит с бездомными животными, не нормально», — написала Ветрова.

Зоозащитники и ранее неоднократно заявляли о ненадлежащих условиях содержания животных в приюте «Пять звезд». При этом организация на протяжении многих лет выигрывает аукционы на отлов бездомных собак по всей области. Общественный инспектор Росприроднадзора, зоозащитница Елена Прадчук утверждает, что в 2020 году «Пять звезд» заключили контракты на сумму более 20 млн рублей. В приюте «Верблюду» не стали комментировать эту информацию, сославшись на коммерческую тайну. Согласно порталу госзакупок и сайту Иркутского района, только за октябрь «Пять звезд» заключили не менее трех контрактов — с УсольскимЧеремховским и Иркутским районами — на общую сумму более 2 млн рублей.

В конце сентября зоозащитное сообщество выступило с открытым обращением к губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву. Документ подписали многочисленные волонтеры, Иркутская зоогалерея, питомник «К-9», организации «Зоозабота», «Земляне», Иркутское общество защиты животных. Они потребовали провести проверку в приюте «Пять звезд» и привлечь к ответственности его руководство за ненадлежащие условия содержания животных.

Фото: Правительство Иркутской области

В октябре Игорь Кобзев приехал в Карлук. Как рассказала «Верблюду» Наталья Ветрова, присутствовавшая во время выезда, к инспекции в приюте подготовились: «Всё было переделано, наведен порядок, якобы создана „Зона карантина“. Везде были новые миски под воду и еду, был даже создан запас соломы. Игорь Иванович обратил внимание на проблему, которая не решалась годами. После посещения приюта он сразу же собрал совещание, на котором был глава ветеринарной службы, представители юридического и финансового отдела. Глава региона, естественно, возмущён. Он выступает за прозрачную и гуманную работу подобных организаций. Мы заручились его поддержкой в решении этого вопроса».

«Лицедейство, хулиганство и мародерство»

Должность «общественный зооинспектор» появилась в России в 2020 году. Первое удостоверение инспектора в Иркутской области получила Елена Прадчук. 5 ноября она с супругом решила «испробовать корочку» и зафиксировать тот факт, что в приют «Пять звезд» не пускают посторонних. До этого волонтерам и общественникам очень сложно было попасть на его территорию, вопреки требованиям законодательства. Инспектор не ожидала, что выезд окажется результативным.

«Два лица открыли мне дверь, я им показала корочку, они представились работниками и сказали — проходите, смотрите всё, что хотите. Люди были просто не в курсе, что я это я. Если бы был Солдатов (директор приюта. — Прим. ред.), то дверь бы он мне даже не открыл», — рассказывает Елена.


О своих впечатлениях инспектор рассказала на странице зоосообщества «КотоСпас» в «Инстаграме», а затем — в тексте петиции на Change.org (ее подписали более 39 тыс. человек). «На момент проверки в приюте находилось 187 безнадзорных собак и 29 щенков (возраст 12 месяца). В вольерах размером не более 2 кв. м наблюдается большая скученность животных, взрослых до 8 особей, щенков до 20. Животные находятся в неудовлетворительном состоянии, у 80 % имеются признаки чумы плотоядных и парвовирусного энтерита. Собаки находятся в крайней степени истощения и обезвоживания. Еда и вода в вольерах отсутствуют. В вольерах с живыми животными находились трупы павших животных также в крайней степени истощения. Фекалии не убираются, просто засыпаны соломой еще неделю назад, когда готовились к губернаторской проверке. Запасы корма отсутствуют», — написала Прадчук.

Как утверждает зооинспектор, в приюте отсутствуют учетные документы на собак, бирки есть не более чем у десяти особей. «Животных невозможно идентифицировать. Сейчас никто не докажет, сколько и каких собак было в приюте. 5 ноября я отфотографировала всех. А у Солдатова нет фотографий. Он сам не знает, сколько у него было животных», — заявила Елена в беседе с «Верблюдом».

Кроме того, по ее словам, в так называемом «хранилище биологических отходов» — небольшой комнате с морозильниками — вместе с мертвыми собаками инспектор нашла живого щенка. «Щенок был на последнем издыхании, я схватила его и прямо с ним зашла в управление ветеринарии к руководителю. На эмоциях ему объяснила, что происходит в приюте. Естественно, не отреагировать он не мог. На следующий же день ведомство инициировало проверку и сообщило в прокуратуру», — отмечает Елена Прадчук.

Однако после инспекции активизировались не только власти. 8 ноября, по словам Прадчук, у приюта собрались около 150 зоозащитников, которые увидели публикации в группе «КотоСпаса». Они забрали животных и увезли в питомник «К-9», чтобы собакам оказали помощь.

9 ноября региональные власти опубликовали официальное сообщение о том, что Служба ветеринарии начала проверку работы приюта «Пять звезд». При этом в тексте подчеркнуто, что «8 ноября в ходе инспекторской проверки деятельности приюта ООО «Пять звезд» был зафиксирован случай массового изъятия животных из приюта представителями зоозащитного сообщества», что создало «серьезные проблемы для проведения ревизии в приюте». Действия зоозащитников будут оценивать правоохранительные органы.


Прадчук не боится возможных последствий. «Есть статья в Уголовном кодексе об обоснованном риске. Мы все выполняли свой гражданский долг, потому что за забором происходило преступление. И ущерб, который мог быть причинен нами, гораздо меньше тех последствий, которые могли бы наступить [из-за действий сотрудников приюта]. Даже если будет суд, я думаю, что вся страна не даст меня в обиду», — прокомментировала зооинспектор.

Администратор приюта «Пять звезд» Анна в разговоре с «Верблюдом» назвала выезд зоозащитников «лицедейством, хулиганством и мародерством». Она отказалась назвать фамилию из-за поступающих угроз в адрес своей семьи.

«Вытащили скопом всех собак — здоровых, больных, всех в одну машину посадили, не разделяли. Лишь бы быстрее запихнуть. Собаки были изъяты без учетных ведомостей, и гарантируйте мне, пожалуйста, что сейчас они не предъявят собак, которые на самом деле содержатся в компании „К-9“?» — сказала администратор приюта.

Что с собаками сейчас

С 8 ноября более 150 животных из приюта «Пять звезд» находятся в питомнике «К-9». По словам его директора Вячеслава Славина, 80 % собак поступили к ним больными. «Даже у здоровых животных с бирками — гнилые уши. Бирки им установили пластиковые, которые предназначены не для собак, а для крупного рогатого скота», — заявил он.

Сейчас с животными работают ветеринары. Активисты опубликовали сообщения в соцсетях о том, что питомнику требуются лекарства и корма. Многие горожане откликнулись и собрали не только еду и медикаменты, но и материалы для постройки будок. В минувшие выходные в «К-9» прошла волонтерская акция «Будкострой».

Позиция приюта «Пять звезд»

В приюте «Пять звезд» нам заявили, что организация действует «только в соответствии с действующим законодательством, требованиями заключенных контрактов, нормами и правилами». По словам администратора Анны, у приюта есть вся необходимая документация на всех собак.

«Если бы мы не вели учет, мы бы вообще ни копейки по муниципальным контрактам не получили бы. В трехдневный срок выкладывается вся информация об отловленных животных на сайте. Каждый муниципалитет свой срок обговаривает, в этот срок предоставляется учетная документация. Это и заключение о состоянии животного на момент поступления, и акт о причинах выбытия собаки, в том числе и при передаче новому владельцу, это и учетная карточка на каждое животное, где указываются все манипуляции, которые были с животным проведены, — дегельминтизация, стерилизация, кастрация, биркование, номер бирки», — отметила представитель приюта.

Также в «Пять звезд» уверены, что условия содержания животных полностью соответствуют установленным нормам. На вопрос, почему животные находятся в плачевном состоянии, администратор Анна ответила, что такими они поступают в приют.

«»

«Вы ходите по улицам? Вы видели там упитанных и сытых собак? У нас отлов идет в основном в муниципалитетах области, это деревни, дачные поселки. Откуда там сытые собаки? Людей-то нет, кормить некому, животные оттуда и поступают в большинстве своём в плачевном состоянии — истощенные, беременные, заглистогонненые, рахитные. Здоровых среди них — единицы, и в основном это те, которых сдают хозяева», — сказала Анна.

13 ноября директор приюта «Пять звезд» Александр Солдатов обвинил зоозащитников и работников приюта «К-9» в «рейдерском захвате». «Цель захватчики не скрывают: не допустить исполнения нами государственных контрактов по отлову бродячих животных. „К-9“ хочет это делать за 9 тыс. рублей, мы это делаем за 5 тыс. рублей», — пояснил в обращении Солдатов.

Фото: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»

Сколько стоит работа приюта

Цену в 5545 рублей за отлов одной собаки установила региональная служба ветеринарии в 2020 году, до этого сумма была меньше. На эти средства, как указано в приказе ведомства, подрядчик должен отловить собаку, транспортировать, обеспечить «надлежащие условия жизнедеятельности», оказать ветеринарную помощь, вакцинировать, стерилизовать, маркировать, разместить информацию о ней в интернете и найти нового владельца или отпустить обратно.

По словам Вячеслава Славина, на эту сумму невозможно выполнить весь комплекс услуг по муниципальному контракту. Поэтому «К-9» не участвует в аукционах по области. «За эту цену просто нереально животных отлавливать, лечить. Минимальная сумма должна быть хотя бы 8 тыс. рублей. В Бурятии цена — 8300 за одно животное, в Красноярском крае — 9100. Солдатов кричит, что мы конкуренты, но мы в этом году вышли только на один аукцион в Бодайбо, где администрация платила почти 13 тыс. рублей за каждое животное, и этих денег хватало», — поясняет директор питомника.

«Верблюд» отправил запрос в Службу ветеринарии Иркутской области с просьбой объяснить, почему ведомство не повышает тариф и по какой причине чиновники на протяжении нескольких лет не инициируют более строгие меры к ООО «Пять звезд». На момент публикации этого материала ответа мы не получили.

Комментариев 1

Аватар ksenychibisova

0

Стерилизация собачки стоит около 4500 рублей. Кострация, подешевле конечно. Конечно Славин не соглашается за 5000 собачек отлавливать.Если нормально выполнять контракт, а не делать вид, что кого то ловишь, а потом откат платить. То реальная стоимость за одно животное порядка 9000 рублей.Приют "5 звезд" знает каждый зоозащитник в городе - это фабрика смерти.Именно поэтому столько людей сейчас помогают спасти животных.

16.11.2020 19:04

Ответить
Загрузка...

Тренды 20.11.2020 14:24

Батарея вместо бензобака: как иркутяне пересаживаются на электромобили

Екатерина Фалалеева

Автор Екатерина Фалалеева

1 Читать комментарии

За последние несколько лет жители Иркутской области полюбили электромобили — если в 2017 году в регионе насчитывалось всего 56 таких авто, то к середине 2020 года — уже 843. С 2019 года Приангарье находится на втором месте в России по количеству электромобилей — мы опережаем Москву и уступаем только Приморью. А еще наш регион — лидер рынка подержанных электрокаров. При этом в области практически нет никакой инфраструктуры, хотя ситуация медленно меняется — преимущественно силами активистов и бизнес-сообщества. «Верблюд» рассказывает, как устроена жизнь владельцев электромобилей в Иркутской области.



Что вы узнаете:

  • кто и зачем покупает электромобили в Иркутске;
  • во сколько обходится обслуживание электрокаров;
  • как часто их нужно заряжать и можно ли выезжать на них загород;
  • сколько в регионе электрозаправочных станций (спойлер: очень мало) и кто их устанавливает.

Причины любви

Одна из причин популярности электрокаров в Приангарье — низкая стоимость электроэнергии в регионе. В июне 2016 года иркутянин Сергей Налетов приобрел электромобиль. К тому времени он уже несколько месяцев искал более экономичную альтернативу своей машине. Сергей утверждает, что это был первый зарегистрированный в Иркутске Nissan Leaf, на сегодняшний день — самый популярный электромобиль в России. Покупка обошлась в 500 тыс. рублей.

«Я влюбился в машину и в первый год просто не мог ей нарадоваться, — вспоминает Сергей. — Оказалось, что это идеальный вариант для ежедневных поездок по городу, который к тому же помогает серьезно экономить». Траты сократились в десять раз: на бензин иркутянин ежемесячно тратил минимум 6 тыс. рублей, а на зарядку электрокара уходит максимум 600 рублей. По подсчетам Сергея, на одном только бензине за четыре года он сэкономил 300 тыс. рублей.

Кроме того, уменьшились расходы на обслуживание: «Я сразу поменял жидкость в редукторе и антифриз, это обошлось в три тысячи рублей. Купил комплекты резины. Больше за четыре года владения машиной я в нее ничего не вкладывал».

«»

«Обслуживать там нечего, — объясняет Сергей Сергеев, один из основателей клуба Nissan Leaf Baikal. — Ни масла, ни фильтров — ничего менять не надо. Раз в 100 тыс. км по регламенту — осмотр жидкости в редукторе. Заменить ее стоит около 1,5 тыс. рублей».

Сергеев купил электромобиль весной 2017 года. Мужчина работает в транспортной компании и ежедневно проезжает около 100 км. Такое расстояние обходится ему примерно в 20 рублей, если он заряжается дома. Счет за электричество — 600800 рублей в месяц. С появлением в городе станций экспресс-зарядки траты возросли — за один визит Сергей отдает около 100 рублей, в месяц получается 12 тыс. рублей. «Зато это удобно — можно быстро подзарядиться, если километраж больше обычного», — говорит Сергей.

Как заряжают электромобили

На Nissan Leaf первого поколения с полной зарядкой можно проехать 120130 км летом и 6080 зимой. У второго поколения показатели выше — 250 км и 120150 км соответственно. Для того чтобы увеличить пробег в холодное время года, водители идут на различные усовершенствования, например ставят автономный дизельный обогреватель для салона. Это позволяет не тратить драгоценную энергию с батареи на обогрев. Расходы на дизель — около 500 рублей в месяц при активной езде.

«Как многие в обычных машинах ставят котлы, лифоводы помещают под днищем подогрев высоковольтной батареи. Некоторые ставят инфракрасный теплый пол и стекла с обогревателем. Кстати, жара и перегрев действуют на батарею более разрушительно, чем мороз», — поясняет Сергей Сергеев.

Большинство владельцев электрокаров заряжают авто от обычной домашней розетки. На стандартную батарею Nissan Leaf уходит 67 часов. Сергей Сергеев оборудовал зарядное место в гараже, вывел провод из квартирного щитка. Он установил двухтарифный счетчик и заряжает автомобиль ночью, по сниженному тарифу: «Специальный счетчик — это обоснованная трата, если электромобиль — основной потребитель энергии. Счетчик и его перепрошивка на местное время обошлись в три тыс. рублей. За 8 месяцев он окупился».

Тем, кто не имеет гаража, приходится труднее. Василий Веремеенко пересел за руль электромобиля летом 2019 года. Чтобы зарядиться, он поначалу спускал удлинитель с балкона третьего этажа. Перед зимой решил установить розетку на улице.

«»

«Нарисовал три схемы прокладки кабеля, пошел в управляющую компанию с официальным запросом. Там ответили, что этим не занимаются, нужно согласовывать с собственниками дома, — рассказывает Василий. — Поговорили с председателем дома, он подписал документы. Я прокинул кабель через окно по фасаду здания. Внизу поставил шкаф с розеткой на отдельном автомате с дополнительными средствами защиты».

Недавно Василий смонтировал уличную розетку на доме, в который скоро переедет. Там кабель протянут с четвертого этажа через подъезд. «Действовал аналогично — по согласованию с председателем. Сделать все как положено — с собранием, подписями большинства жильцов — довольно трудно. Негативной реакции со стороны соседей не встречал. Если кто-то подходил с вопросами, я все объяснял».

Иногда на месте у розетки паркуются другие автомобили. На этот случай Василий приобрел 30-метровый удлинитель, который можно протянуть до самого дальнего уголка парковки. Ежедневно Веремеенко проезжает 3040 км, иногда — до 70 км. Летом одного заряда хватает на два-три дня.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Кто устанавливает зарядные станции в Приангарье

Заряжать электромобиль приходится чаще, чем заправлять бензином обычное авто. Электромобилисты признаются, что порой им приходится отказываться от спонтанных поездок, если заряда недостаточно. Для комфортного передвижения по городу и выездов загород региону нужна сеть электрозаправочных станций (ЭЗС). Сейчас, согласно карте зарядных станций PlugShare, в городе их семь. Все они установлены силами местных энтузиастов и предпринимателей.


В Иркутске есть медленные и быстрые зарядные станции. На первых полная зарядка занимает 58 часов, хотя может достигать и 12 часов — зависит от мощности бортового зарядного устройства. На экспресс-станциях за 3040 минут можно зарядиться с 1% до 80%.


Проект Quickly

Первая публичная зарядная станция появилась в Иркутске в июле прошлого года. Ее установил филиал экспедиторской компании Eхpress.ru на Байкальской, 203 Б, возле своего офиса. «Когда мы открывались, сразу решили, что не используем машины с ГСМ (горюче-смазочными материалами. — Прим. ред.), так как это требует постоянных вложений. У нас курьеры передвигаются на электромобилях, — рассказывает предприниматель Евгений Лунюшкин. — Медленную зарядную станцию рядом с офисом поставили ради собственных нужд, но воспользоваться ей могут все желающие». Станция бесплатная, все связанные с ней расходы на себя берет компания — это 22,5 тыс. рублей в месяц.

В ноябре Лунюшкин планирует начать монтаж экспресс-станции на улице Ширямова. Там же будет резервная медленная станция. Стоимость проекта — 1 млн рублей. «Зарядка на быстрой станции поначалу будет стоить символически — 1 рубль (вся зарядка), затем мы посмотрим на спрос и выстроим ценовую политику», — рассказывает предприниматель. В следующем году он планирует установить еще три ЭЗС.


Проект компании «Новинвест»

В этом году в столице Приангарья появились первые экспресс-станции. Найти их можно у ТЦ «Москва» на Сергеева, ТЦ «Дока» на Байкальской и у рынка «Парус» на Трактовой. Они двух видов: на одних расчет идет по киловаттам (15 руб/кВт), оплата производится через приложение «Фора»; на других — поминутный тариф (6 руб./минута), а заплатить можно банковской картой. По стоимости получается одинаково — 10 кВт обойдутся примерно в 150 рублей. С этим зарядом летом можно проехать 60 км, зимой — около 40.


Алексей Марчук,

Руководитель проекта и технический директор «Новинвеста»

Изначально мы хотели договориться о сотрудничестве с «Иркутскэнерго». Нас заверили, что необходимые мощности предоставят в любой точке города. В ответ на наше техзадание выдали условия, выполнение которых обошлось бы в 4 млн рублей. Сама станция стоит полмиллиона. Получается, чтобы установить одну станцию в Иркутске, нужно около 5 млн рублей. Что мы придумали? Пошли по частникам.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Договориться с ними тоже оказалось не так-то просто: не всех удовлетворяла «недостаточная» коммерческая составляющая. По идее инициаторов проекта, установка зарядных станций на частных объектах могла бы привлечь внимание к ним. Но некоторым этого мало. На вопрос, а что мы с этого будем иметь, Алексей Марчук объяснял экономику проекта: стоимость зарядки 15 руб/кВт, вычитаем стоимость электричества для юрлиц (4 руб./кВт) и другие расходы — техподдержку, поддержку мобильного приложения. Остается 5 рублей прибыли.

«Все считают, что мы на этом круто зарабатываем, — говорит Марчук. — Но мы пока только вкладываемся. Станция на 50 кВт стоит 1 млн руб., на 25 кВт — полмиллиона, а средняя стоимость одной зарядки — 90 рублей. Нам говорят — а зачем вы это делаете? Но иначе развития не будет — водители будут крутиться по обычным маршрутам, проезжать свои 5070 км, а всем хочется больше перемещаться по городу и области».

К концу следующего года «Новинвест» планирует увеличить количество зарядных станций до 15. Они появятся в Иркутске, Шелехове, Усолье и других городах и поселках области. Стоимость проекта — 1015 млн рублей.

«»

«Предполагаем, что проект начнет окупаться через 23 года. Зарядные станции — это новый продукт, который мы еще только тестируем. Бывало, что станцию запускали сутки, — она не работала, а мы не могли понять, в чем дело. Много вопросов с технической частью, программным обеспечением. К тому же зимой они еще не эксплуатировались и неизвестно, как себя покажут», — поясняет Марчук.

Есть и другие проблемы: на раскрутку одной электростанции уходит в среднем четыре месяца. Иногда их приходится переносить, что приводит к дополнительным сложностям. Так случилось с первой экспресс-станцией на Старокузьмихинской: «Спустя три месяца мы оттуда переехали из-за конфликтов. Мы занимали место на парковке, и оказалось, что владельцу территории важнее обеспечить удобство водителей бензиновых автомобилей».


Проект En+ Group

Группа компаний En+ Group установит в Прибайкалье три электрозаправочные станции, сообщил «Верблюду» руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков. Они появятся в Листвянке и Иркутске на автозаправочном комплексе возле ТЦ «Яркомолл» и на муниципальной территории возле здания «Иркутскэнерго» на Сухэ-Батора. Это будут станции с использованием разъемов CHAdeMO и CCS Combo (Type 2) на постоянном токе с мощностью 50 кВт. Зарядка до 80% займет 20 минут. Станции также будут оснащены разъемом для медленной зарядки.

В этом году в проект планируется инвестировать 10 млн руб. Эксплуатация станций начнется в декабре. В среднесрочной перспективе компания собирается установить быстрые ЭЗС по трассам в направлении Байкальска и Хужира. По словам Хардикова, в текущей рыночной ситуации проект пока не окупаемый и в большей мере обусловлен социальной ответственностью бизнеса. «Надеемся, что с появлением первых зарядных комплексов количество электромобилей в Иркутской области будет расти, мы, в свою очередь, будем готовы сеть зарядных станций расширять», — заверил Хардиков.

Фото Василия Веремеенко

Добраться до Байкала

Некоторые иркутяне обзаводятся электромобилем как второй машиной — исключительно для передвижений по городу. «Электромобиль бюджетного сегмента — не универсальная вещь, — говорит Сергей Налетов. — Лучше всего он показывает себя в городских условиях, а вот далеко на нем не уедешь. Учитывая отсутствие политической воли по поводу развития инфраструктуры, быстрых зарядок в ближайшее время по области не появится. Встать посередине пути на несколько часов, чтобы зарядиться, — по-моему, это слишком».

Впрочем, другие электромобилисты регулярно путешествуют по области и не видят затруднений в вынужденных остановках. Правда, и они признаются, что станции быстрой зарядки могли бы сделать отдых комфортнее. Пока что такая есть только в поселке Никола, но сейчас она на техобслуживании.

По пути на Малое море можно зарядиться на станции медленной зарядки в Баяндае. Работает она только в сезон, а зимой отключена. Есть станция в поселке Тараса в Боханском районе (проект 4ev.ru). Владельцы электромобилей рассказывают, что розетки часто предоставляют владельцы кафе и стоянок. Например, в Култуке можно пополнить заряд за 150 рублей, а на стоянке в Листвянке — за 50. «Мы ездили на Ольхон, в Улан-Удэ, на Святой Нос, — перечисляет Сергей Сергеев. — По пути заряжались от розеток — их, слава богу, на трассе хватает. Да, едешь дольше, чем на обычном авто, но это же часть путешествия».

Фото Сергея Налетова

Что ждет электромобилистов в России

Сейчас по всей России насчитывается всего около 250 зарядных станций, и с каждым годом их будет всё больше. Например, «Россети» к 2024 году планируют увеличить количество ЭЗС в стране до 1 тыс. На первом этапе хотят охватить крупные города с населением более 1 млн человек, на втором — города с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей. Всего должны построить ЭЗС в 30 крупных городах и на 30 магистралях.

Развитие инфраструктуры увеличит спрос на электротранспорт, уверены эксперты. Также поможет снижение стоимости аккумуляторных батарей и их адаптация под российский климат. Благодаря этим мерам среднегодовые темпы роста рынка электромобилей к 2025 году могут достичь 30 %. Ближайшие прогнозы такие: ожидается, что в 2021 году продажи новых электромобилей вырастут примерно на 1015 %, а подержанных — на 40 %.

Иркутяне продолжат покупать электромобили, убеждены наши собеседники, и улучшение качества инфраструктуры только подстегнет спрос. Кстати, с этого года в области отменен транспортный налог на электромобили — это около 1,7 тыс. рублей в год. «Сумма небольшая, но важно, что государство делает шаг навстречу электромобилистам», — говорит Сергеев. Кроме того, в мае в России отменили таможенные пошлины на ввоз электрокаров, она составляла 15 %. Правда, из-за роста курса доллара и повышения спроса итоговая цена сейчас даже выше, чем в начале года, резюмирует он.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому