• Пробки 2
  • Погода
  • Осталось пятеро: два кандидата в губернаторы Иркутской области отказались участвовать в выборахвыборах
  • Более половины опрошенных медиков не доверяют отечественной вакцине от коронавирусакоронавируса
  • Задержания, забастовки и увольнения. Коротко о том, что происходит в БелоруссииБелоруссии

Главная > Искры 22.11.2019 12:45

«Это не еда»: кто рисует комиксы в Иркутске

Анастасия Блинова

Анастасия Блинова

0Комментариев

«Это не еда»: кто рисует комиксы в Иркутске - Верблюд в огне

«Я очень плохо отношусь к комиксам. Комикс — это как жевательная резинка, как вам сказать, это не еда», — заявил в сентябре Владимир Мединский, министр культуры РФ. Фанаты гик-культуры в ответ посмеялись и посоветовали почитать комиксы, которые изменят представление чиновника о формате. Например, «Маус» о Холокосте и «Сурвило» о сталинских репрессиях и блокаде Ленинграда. «ВЕРБЛЮД» нашел 5 выдающихся комикс-проектов в Иркутске.


TBS — The BlackSquare

рок-комикс о вымышленной группе

История о становлении вымышленной иркутской рок-группы и юношеских проблемах участников коллектива. Рисуя массовку, авторы изображают реальных иркутян: героями TBS уже стали более 100 человек.

Проект стартовал в ноябре 2017 года, сейчас готовы три главы: каждая выпущена в виде брошюры, которые можно купить в Tunnel Store и Woody Comics, а почитать бесплатно — в группе TBS во «ВКонтакте».

«Этот проект — мой спортзал для прокачивания самой себя как автора. До TBS я никогда не рисовала так неистово и хорошо», — рассказала «Верблюду» создатель комикса Евгения Демина.

Другой проект Евгении — «Женька-печенька». Комикс рассказывает небольшие истории о девочке Жене. «Это моя маленькая любовь и радость. Когда плохо или, наоборот, очень хорошо, я рисую печеньку и все становится прекрасно», — делится автор. Сейчас комикс существует только в группе во «ВКонтакте», а скоро выйдет книга в твердом переплете.

Евгения рассказала, что на творчестве в Иркутске можно зарабатывать: главное — грамотное продвижение. Хорошо, когда в команде есть маркетолог.


Fatalista

манга с самокопанием и мистикой

Графический роман рассказывает об Эйлин Грейс, которая сражается с чудовищами и хочет вернуть потерянные воспоминания. Автор комикса Роман Бочаров определяет жанр как «арт-хаус, замешенный на мистике, ужасах, и самокопании». История только для взрослых: в ней много кровавых и жестоких сцен. Купить печатную версию можно в Woody Comics и в группе проекта во «Вконтакте».

Роман считает, что индустрия комиксов в Иркутске развита слабо: город находится далеко от культурных столиц, нет крупных фестивалей. При этом люди начинают объединяться в сообщества по интересам, и это хороший тренд.


AA Team

истории о полетах, помощи и идиотах

AA Team — творческий дуэт сценариста Андрея Лысякова и художницы Анастасии Жернаковой. Объединились они так. Андрей под впечатлением от полета на самолете написал сценарий комикса и отправил его Анастасии, которая как раз находилась в поисках автора. С тех пор прошло 7 лет, за это время команда реализовала несколько проектов, вот три из них:

  • «Об идиотах». Короткая притча о человеческой хрупкости и свободе воли.
  • «Мудрец и рыба». История о помощи и, возможно, тренингах личностного роста.
  • «Люди (не) летают». Простой комикс о девочке, которая пишет сочинение о полетах.

Фото: AA Team

Комиксы можно бесплатно прочитать в группе во «ВКонтакте», там же — заказать версию на бумаге.

Андрей рад, что за последние 2 года в Иркутске активно развивается гик-сообщество, появляются новые авторы, растет интерес к комикс-культуре: «Здесь много действительно талантливых людей, как новичков, так и уже опытных. Все держат контакт, обмениваются опытом и иногда выбираются куда-то вместе, особенно после фестивалей. Отличная среда, которая постоянно вдохновляет».

Начинающим комиксистам Андрей рекомендует не бояться, а просто брать и делать: опыт и навыки придут, к тому же всегда можно попросить совета у старших товарищей по цеху. А чтобы истории были интересными — читайте. Чтение делает кругозор шире, а опыт — глубже.


Бобры превыше
всего

юмористический комикс о бобре и мировом господстве

История о синем бобре-маге, который хочет захватить мир. На пути к цели ему нужно поймать четыре боброподобных создания и объединить их в артефакт, чтобы получить достаточно сил. Комикс наполнен юмором и отсылками к гик- и поп-культуре. На фоне других графических романов «Бобров» выделяет пиксельная рисовка. Автор комикса — Никита Агалаков, художник и сценарист. С ним работает брат Максим, он редактор.

Фото: Серый Чердак

По мнению Никиты, индустрия комиксов в Иркутске отстает от европейской части страны. Региональные фестивали не такие масштабные. «Но радует, что с каждым годом на мероприятия приходит все больше заинтересованных людей, а организаторы ответственно подходят к созданию комфорта для гостей и участников», — рассказывает Никита. Тем, кому интересны комиксы, он советует посещать Light Geek Con, мероприятия «Области комиксов» и встречи GeekTime.


WeBe

эмоциональный рассказ о поиске себя и жизненных переменах

Короткая история о поиске себя: в комиксе изображены только эмоции, без слов. Графический роман притягивает своей простотой и лаконичностью, там нет ничего лишнего: надуманной философии, чрезмерного самокопания и скрытого смысла. Анна Кац рассказала «Верблюду»: «Это легкое чтиво — не без идеи, но и без огромного груза в плане раздумий».

Фото: Webe

У Анны есть еще один проект — «Сказка о человеке». Он более мрачный и, по словам автора, «более осознанный в плане исполнения».

Начинающим авторам и художникам Анна советует запастись терпением и неисчерпаемым энтузиазмом, усидчивостью и готовностью уделять работе много времени, не спать ночами ради идеи. Главное — не перегореть на стадии разработки. В продвижении помогут фестивали, на которых есть аллеи авторов. Также можно сделать коллаборацию с коллегами или стать участником «Общества подпольных комиксистов». Там объединяют небольшие комиксы начинающих авторов в сборник и продвигают его на фестивалях.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 30.07.2020 14:00

Гостиница «Сибирь», Госбанк СССР и дом сотрудников НКВД. Семь главных конструктивистских зданий Иркутска

Вадим Палько

Автор Вадим Палько

0Комментариев

Говоря об архитектурном наследии Иркутска, горожане чаще всего вспоминают дореволюционные памятники — классические деревянные усадьбы и каменные особняки. На их фоне незаслуженно незамеченным остаётся авангардная советская архитектура — здания в стиле конструктивизма, прорывного направления в отечественном искусстве, которое высоко ценят за рубежом. «Верблюд в огне» рассказывает о семи зданиях, представляющих конструктивизм в Иркутске.


Конструктивизм в архитектуре — авангардистское направление, получившее развитие в 1920-х — начале 1930-х годов и на много десятилетий опередившее своё время. Ключевая идея конструктивистов — функциональный подход к внутренним пространствам, разделение здания на отдельные блоки со специальным назначением (жилой, коммунальный и прочие), которые должны задавать его форму.

В то же время внешний облик должен ограничиваться взаимодействием блоков — простых геометрических форм, — а выразительность достигается не за счёт декоративных элементов (они признаются лишними, нефункциональными), а через динамику простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободу плана здания. Именно поэтому фасады конструктивистских зданий отличаются строгостью и лаконичностью.

Гостиница «Сибирь»

Адрес: Ленина, 18

Годы постройки: 1931—1933

Архитектор: Казимир Миталь

В 1930 году иркутский зодчий Казимир Миталь стал главным архитектором города, и с этого момента в Иркутске стали активно строить конструктивистские здания. Многие из них спроектировал сам же Миталь. Самый масштабный конструктивистский проект стал одновременно одним из первых зданий Иркутска в этом стиле.

К началу 1930-х годов в городе задумались над строительством главной гостиницы — многие дореволюционные отели успели передать под госучреждения и общежития, а оставшихся явно не хватало. Строительство «Сибири» — первого и на долгие годы самого большого конструктивистского здания в городе — завершили в 1933 году. Это был по-настоящему масштабный для Иркутска объект: первое в городе пятиэтажное здание занимало целый квартал от улицы Свердлова до Кооперативного переулка (ныне улица Канадзавы).

Центральный объём гостиницы — параллелепипед, в который вписан цилиндр — входная группа. По обе стороны от него расположены два крыла, плавным полукругом обозначающие углы квартала.

Изначально гостиница звалась «Центральной», но в 1960-е годы из-за строительства неподалёку ещё большей по размерам «Ангары» название сменили на «Сибирь». В 1995 году произошла трагедия: крупный пожар унёс жизни нескольких человек и уничтожил два корпуса здания, которые затем решили снести. Сейчас осталось только одно крыло — на углу улиц Ленина и Канадзавы. Внутри расположен небольшой бизнес-центр.

Госбанк СССР

Адрес: Ленина, 16

Год постройки: 1936

Архитектор: Владимир Волков

В 1934 году для иркутского отделения Госбанка СССР начали строить новое просторное здание на углу улицы Ленина и Кооперативного переулка (ныне улица Канадзавы) — ровно через дорогу от гостиницы «Сибирь». Прежнее строение, расположенное на улице Ленина, 3, уже не отвечало потребностям организации (позднее его передали Иркутскому государственному университету).

Проект архитектора Волкова должен был сочетать производственную и жилую функции: в левом крыле, по плану, размещались семьи сотрудников банка, а в правом, с видом на главную площадь, находилась административная зона. В ходе строительства проект заметно изменился (в том числе здание дополнилось классическими элементами в убранстве фасадов), но конструктивистские формы остались основой композиции.

К сожалению, последняя реконструкция здания, проведённая уже в XXI веке, серьёзно исказила его облик. Появились обширные мансардные помещения, а в центральном объёме — стеклянный купол, что исказило изначальные пропорции строения. Вдобавок к этому дом получил несвойственные ему яркие фасады. Теперь в здании Госбанка СССР памятник конструктивизма узнаётся не сразу — нужно вглядеться.

Жилой дом партактива («Тихвинское колесо»)

Адрес: Свердлова, 22

Год постройки: 1933

Архитектор: Казимир Миталь

Очередное здание Миталя в центре Иркутска. Жилой дом для актива коммунистической партии построили в 1933 году, почти одновременно с гостиницей «Центральная». Он расположился на углу улиц Свердлова и Красной Звезды (до революции она звалась Тихвинской; затем советские власти ещё раз её переименовали — с тех пор она носит имя монгольского революционера Сухэ-Батора).

По задумке Миталя здание разделили на две половины — жилую и коммунальную. Первая выходила на улицу Свердлова, вторая — на Красной Звезды. Присутствуют типичные элементы конструктивизма: большие окна, вертикальное ленточное остекление лестничных пролётов и просторные длинные балконы на угловой части здания.

После распада СССР за домом постепенно закрепилось новое название, «Тихвинское колесо», — по магазину на первом этаже, чья вывеска располагается на одном из полукруглых балконов.

Дом сотрудников НКВД

Адрес: Пионерский переулок, 10

Год постройки: 1934

Архитектор: Казимир Миталь

Следуя практике «профессиональных» жилых объектов, отдельное здание в начале 1930-х годов решили построить и для сотрудников НКВД. Столь ответственную задачу тоже взял на себя главный архитектор Миталь.

Прогрессивное авангардное здание гармонично вписалось в тихий переулок среди деревянных усадеб и классических каменных особняков. Этого удалось достичь благодаря переменной этажности и относительной компактности здания. Главная особенность Дома сотрудников НКВД — выразительный объём с протяжёнными балконами, выходящий на угол улиц.

Из-за плачевного состояния дома — у него серьёзно обветшал фасад — хорошо видны материалы, использовавшиеся при строительстве. Именно в них кроется ключевая особенность иркутского конструктивизма, отличающая его от каноничных представителей стиля.

Дело в том, что в 1930-е годы железобетон, основной материал конструктивистских объектов, был большой редкостью в Иркутске. Поэтому Миталь использовал его лишь в нескольких местах (например для создания балконов). В остальном же дом возведён из кирпича, оштукатуренного «под бетон», — так архитектор одновременно решил проблему острой нехватки необходимого материала и достиг внешнего соответствия стилю.

В 1938 году архитектор, построивший жильё для сотрудников НКВД, стал жертвой этого же ведомства. Его заподозрили в одновременном шпионаже в пользу Германии и Польши и арестовали. Меньше чем через год главный иркутский конструктивист умер в тюрьме.

Дом специалистов

Адрес: Марата, 29

Годы постройки: 1933—1935

Архитектор: Казимир Миталь

Ещё один крупный конструктивистский объект в центре — Дом специалистов — тоже построен по проекту Миталя. Возводить его начали после постановления Совета народных комиссаров о строительстве по всей стране жилья для советской интеллигенции в технической, педагогической и медицинской сферах. В такие дома заселяли, как правило, самых успешных и прославленных деятелей искусства и науки.

Дом специалистов в Иркутске стал масштабным проектом — это первый пятиэтажный жилой дом во всём регионе. Здесь жили врач Хаим-Бер Ходос (его имя носит сквер в центре Иркутска), профессор Захария Франк-Каменецкий (в честь него переименована одна из центральных улиц города) и сам Казимир Миталь.

Кроме того, в одной из квартир на пятом этаже когда-то жила семья стоматолога Соломона Вайса, которая переехала в Иркутск из Казани. Его дочь Аида, учившаяся в иркутском инязе, увлеклась здесь музыкой и затем решила переехать в Москву, где прославилась на всю страну как Аида Ведищева — исполнительница песен «Лесной олень», «Колыбельная медведицы», «Помоги мне» и «Песни о медведях».

Дом был известен своими жильцами, но у этой славы была и другая сторона. В нём жили люди, которые могли в любой момент оказаться неугодными советской власти. В годы репрессий сюда не раз приезжали «черные воронки». Этот адрес стал последним не только для архитектора Миталя. Именно отсюда сотрудники НКВД забрали и другого известного иркутянина — писателя Петра Петрова, которого высоко ценил Максим Горький.

Дом лётчика

Адрес: Горького, 29

Год постройки: 1936

Архитектор: группа московских архитекторов

Уже в начале 1930-х годов государство начало насаждать помпезный неоклассицизм. Аскетичный авангард стали показательно клеймить, а готовые проекты переделывать или дополнять декором. Такие дома (конструктивистские, но уже имеющие элементы классицизма) часто называют постконструктивизмом.

Яркий пример этого направления — жилое здание по улице Горького, 29, известное как Дом лётчика. Туда заселяли семьи лётного состава гражданского воздушного флота СССР (на фасаде даже есть его эмблема). Как писали об этом здании иркутские архитекторы Марк Меерович и Василий Лисицин, одна из трудно объяснимых особенностей здания — египетский стиль в капителях пилястр. Это исключительно нестандартное решение для советской архитектуры.

Но внимание горожан привлекла не эта особенность декора, а материал облицовки колонн у центрального входа со стороны улицы, — на чёрных плитах без особого труда можно было прочесть имена людей и даты жизни и смерти некоторых из них. Дело в том, что при строительстве здания для облицовки колонн использовали надгробия с Иерусалимского кладбища, закрытого в те же годы.

Уже в XXI веке из-за всплеска внимания к плитам после публикаций в интернете колонны облицевали сайдингом. В таком виде эта часть здания находится по сей день.

Дом культуры авиастроителей

Адрес: Макаренко, 6

Год постройки: 1937

Архитектор: Николай Четвериков

Практически все конструктивистские здания Иркутска находятся в его центре, но есть исключения. В жилом районе Иркутск-2 на северной окраине города расположено одно из последних, самых поздних зданий — представителей конструктивистской архитектуры.

Эта местность, изначально известная как поселок Иннокентьевский, в советские годы стала поселком Ленино. Его решили развивать как рабочее поселение нового авиастроительного завода.

При этом предприятии к 1937 году построили дом культуры. В облике здания отражён дух этого периода: в основные конструктивистские объёмы тоже вторглись неоклассические «излишества», но автору проекта Николаю Четверикову всё равно удалось создать гармоничное здание на стыке двух конфликтующих стилей. Примечательно, что Четвериков — не именитый архитектор-конструктивист, а инженер-строитель иркутского авиазавода, занимавшийся прежде заводскими строениями.

С момента создания облик Дома культуры претерпел некоторые изменения. Изначально угловой полукруглый корпус состоял из трех цилиндров, возложенных друг на друга по мере уменьшения размера. В конце 1970-х годов второй ярус расширили так, что он «слился» с объёмом первого этажа.

Известно также, что вначале у входа в Дом культуры стояли два памятника — Ленину и Сталину. Но после развенчания культа личности памятник второму исчез. Позднее убрали и памятник Ленину. С осени 1961 года и по сей день Дом культуры носит имя Юрия Гагарина.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому