• В МЧС назвали самую вероятную причину пожара в центре ИркутскаИркутска
  • На Ольхоне пройдет фестиваль серфингасерфинга
  • В Иркутске состоится литературный фестиваль «День Ч»Ч»

Главная > Искры 03.11.2021 18:49

Заполняя пустоту. Как прошел первый Baikal Art Fest в Иркутске

Екатерина Балагурова

Екатерина Балагурова

0 Читать комментарии
Заполняя пустоту. Как прошел первый Baikal Art Fest в Иркутске - Верблюд в огне

С 27 по 30 октября в Иркутске прошел первый фестиваль уличного искусства Baikal Art Fest. Его посетили около 450 зрителей и 16 художников из разных городов России. Приглашенные творцы расписали баллончиками два трамвая, троллейбус, шесть легковых автомобилей, прочитали для всех желающих лекции и провели мастер-классы по стрит-арту. «Верблюд» побывал на мероприятии и узнал, кто организовал фестиваль, что такое аддиктивное поведение граффитчика и в каком положении сегодня находится стрит-арт культура города.


Трамваи, каллиграфия и заполнение пустоты

Городское депо на Пискунова, 128. Здесь много лет обслуживают все трамваи города. Каждый день они уходят из этой точки, «отрабатывают» свою смену и возвращаются назад. Вход закрытый, только для сотрудников. Однако сегодня, помимо работников депо, здесь находятся еще пять человек — трое художников и мы с фотографом.

Заходим внутрь и как будто попадаем в фильм. Типичный объект из советской кинохроники: громкие звуки работающих машин, станки, стремянки. Темно и довольно холодно. Вокруг около десятка трамваев, но два из них сильно отличаются от других: на них нет наклеек с рекламой минеральной воды, банков или частных клиник. На этих трамваях сегодня рисуют художники фестиваля Baikal Art Fest — работают кистями и баллончиками. Творчество кипит второй день, сегодня финиш.

У одного из трамваев работают иркутские художники Дмитрий Темников и Алексей Андрусяк. Они стоят по разные стороны, каждый рисует свое — у Дмитрия что-то очень яркое, у Алексея, на первый взгляд, все спокойнее — черно-белые тона. Художники рассказывают, что заранее не обсуждали, что будут создавать, договорились импровизировать на месте. Друг с другом они знакомы давно: оба из Усолья-Сибирского, учились в одной художественной школе.

«Решили, что просто оставим место для переходов наших рисунков, чтобы один плавно перетекал в другой», — рассказывает Дмитрий Темников, закрывая баллончик с краской. И, смущаясь, спрашивает: «А у вас нет влажной салфетки? Я весь грязный». Художники рисуют, не думая о своем внешнем виде, полностью погружаются в процесс. Дмитрий решил сделать трамвай ярким и создать на нем надпись. Но, как мы ни упрашиваем, художник не говорит, что именно написал. «Вот встретите трамвай в городе — поймете. На самом деле, здесь каждый увидит свое».

Другую сторону трамвая расписал Алексей Андрусяк. Он обычно создает абстрактные работы и использует в творчестве черно-белые тона. В рисунке на трамвае художник отразил свое видение мира.

«Сначала я изобразил то, что было до того, как ничего не было. Мне кажется, мир был чем-то зеркальным и отражался в самом себе. Потом была пустота — черный цвет. Потом в пустоте появился свет — это белый. Дальше — взрыв, и свет разбивается на цвета — появилась цветная линия. А дальше как раз идет рисунок Дмитрия, который постепенно переходит в зазеркалье, — все в мире появляется из ничего и уходит туда же», — рассказал Андрусяк.

Помимо Дмитрия и Алексея, в фестивале участвуют еще 14 художников, многие из них прибыли с разных концов России — из Москвы, Калининграда, Улан-Удэ, Красноярска. Не для всех граффити — основная деятельность, у многих участников это — любимое дело. Так, Алексей занимается художественным творчеством профессионально, у него своя мастерская. А вот Дмитрий — ювелир, и сейчас граффити для него — «хобби и внутренняя свобода».

Алексей рассказал, что своим участием в фестивале он «заполняет пустоту»: «Если бы мы ничего не делали, ничего бы не было. Если бы я не рисовал, поверхность трамвая осталось бы белой. Если я могу делать, делаю. И надеюсь быть услышанным. Надеюсь, люди поймут, что я хотел сказать своим рисунком». Для Дмитрия фестиваль — это возможность быть причастным к культуре города и показать молодым ребятам, что рисовать — это круто. Дмитрий добавляет, что уличная арт-культура в Иркутске сейчас на подъеме: «Такой же интерес к граффити со стороны горожан был в 2010–2014 годах, потом спад, и вот теперь люди снова интересуются стрит-артом и хотят рисовать хорошо».

Переходим к другому трамваю — серебристо-синему. Его расписывает калининградец Александр Буйницкий. В родном городе он возглавляет объединение «КалинингАрт», сам организовывает международный фестиваль для художников. Александр — каллиграф. Для иркутского трамвая он выбрал серебряный и синий цвета, это его ассоциации с Иркутском: синий — Байкал, серебряный — холодно, снег, ветер.

Александр рассказал, что в Иркутске он впервые и совсем немного знает о городе. Он слышал от знакомых, что здесь красивые рассветы и закаты, поэтому на трамвае художник пишет фразу «Встречать рассвет и провожать закат». «Это цикличный процесс, так же как трамвай, — он тоже ходит по одному маршруту и возвращается в одну точку. Мне кажется, эта фраза вписывается сюда очень гармонично». Еще Александр соединил Калининград и Иркутск, написав на трамвае фразу «От Балтийского моря до Байкала».

Жигули и аддиктивное поведение

Вторая площадка — арт-завод «Доренберг холл». Основная активность здесь проходит в итоговый, второй день фестиваля. На входе регистрируют каждого пришедшего, раздают стильные черные маски, измеряют температуру, предлагают обработать руки санитайзером.

Проходим дальше и видим три легковых автомобиля и троллейбус. Это первый зал фестиваля, здесь художники показывают свои умения ­— расписывают транспорт. Около 20 человек с интересом наблюдают за процессом.

Троллейбус расписывают мастера из Улан-Удэ — они приехали на фестиваль впятером. Лидер команды — художник Валентин Мокрий, руководитель уличного арт-движения в Улан-Удэ «У-У Точка». Он рассказал, что в Бурятии стрит-арт популярен и Валентин приехал на фестиваль, чтобы рассказать, как художникам выстроить схему работы с жителями и властью, добиться творческой свободы.

На троллейбусе Валентин и его команда уже нарисовали утку — неформальный символ их организации. Каждый художник наносит тэги (свои имена), потом вырисовываются деревья и небо. В конце художники добавляют абстракцию, чтобы создать общий фон. Валентин добавляет, что в иркутской уличной культуре он видит разобщенность художников: «Граффитистам нужно больше общаться между собой и делиться опытом. И стрит-арт фестиваль — отличная возможность для этого».

Переходим к легковым автомобилям. Три из них уже расписали вчера, теперь они стоят у входа в «Доренберг холл» — с ними можно сфотографироваться (на момент выхода публикации владельцы уже забрали машины. — Прим. ред.). Три автомобиля расписывают сегодня, они в зале. Все три машины принадлежат стоящему неподалеку и наблюдающему за процессом со стороны мужчине в кепке и черной мастерке — это бизнесмен Денис Селянгин, владелец детейлинг-центра Black Badge. «Я знаю, как ребята классно рисуют, и не задумываясь отдал три своих авто для фестиваля, — говорит Денис. ­— На „Жигулях“ мы будем дрифтовать зимой, BMW будем восстанавливать и перекрашивать в будущем, но зиму она постоит еще в сервисе, пусть на нее посмотрят люди. А Toyota мы используем каждый день для рабочих целей, она на ходу. Перекрашивать не буду, будем ездить на такой — красиво».

Вокруг автомобилей ходит толпа подростков. Например, 14-летние одноклассники Максим и Ваня. Они говорят, что пришли сюда, чтобы посмотреть на своего кумира — художника, который рисует по всему городу и подписывает рисунки MORAL. Сегодня он здесь, тоже творит у одной из машин, но пожелал остаться анонимным.

Второй зал — площадка для мастер-классов, скетч-баттла и свободного творчества. На специально оборудованной изолированной территории художник Юрий Старков проводит для всех желающих мастер-класс «Как работать с баллонами». Он рассказывает, какие тона красок лучше выбирать и сочетать, с чего стоит начинать наносить рисунок и как добавлять детали. Все это не ограничивается только словами — художник объясняет и пишет на листе фанеры фразу «Школа 28». Так она превратится в панно, которое в будущем разместят в качестве украшения одноименной остановки на бульваре Рябикова. После теоретической части каждый желающий может попробовать себя в граффити — Юрий предлагает участникам мастер-класса добавить свои элементы, помогает с правильным нажатием на распылитель, выбором цветов и деталей.

Одновременно с Юрием еще два художника разрисовывают баннеры для остановок «Подстанция» в Юбилейном и «Плотина ГЭС». Интересующиеся смотрят, задают вопросы. Своей очереди ждут еще два панно — для остановок «Кедр» и «Инфекционная больница». Один из них разрисует художник, второй — желающие участники фестиваля. Всего за сегодняшний день распишут пять таких объектов.

Вся остальная территория второго зала стала местом для свободного творчества посетителей и общения. В качестве стен между залами натянута полиэтиленовая пленка, на ней есть места, где может порисовать любой желающий.

Среди художниц-любителей видим женщину в возрасте, она выбирает краску. Ее зовут Людмила Гаврииловна, ей 74. Женщина говорит, что пришла сюда с внуком: ему нравится рисовать, а сама Людмила Гаврииловна не хочет отставать от молодежи. «Серые заборы в городе — скука. Очень здорово, когда молодежь рисует и делает город ярче. Главное, чтобы рисовали не маты, а красивые вещи. Нашему городу нужно побольше таких мероприятий. Но вот из пенсионеров, по-моему, я здесь одна. И очень даже жаль, здесь так интересно!» — рассказала женщина.

У другой стены рисуют дети, молодежь фотографируется на фоне своих граффити, кто-то снимает тиктоки. Переходим в другой зал — лекционный. Сцена и больше ста стульев. Примерно половина мест заняты — люди приходят, слушают, перемещаются между залами.

«Мы через соцсети ищем пацана, который оставил на заборе свой тег (подпись. — Прим. ред.), обещаем ему какой-нибудь классный приз и потом ведем его к тому же забору и учим рисовать красиво, а не заниматься всякой ерундой от скуки», — Валентин Мокрий рассказывает о своем проекте «Бурятия в красках». В нем художники работают с подростками, состоящими на профилактическом учете в МВД. Валентин говорит, что в Улан-Удэ уже много лет никто не препятствует граффитистам в их творческом выражении, власть предоставляет фасады для рисунков, а главными фанатами такого творчества является старшее поколение. «Мы еще не успели вытащить все баллончики, как подбегает бабушка и говорит: „Мальчики, спасибо, вы делаете наш город таким ярким“». Одним из городов, где наиболее развит стрит-арт, Валентин считает Екатеринбург.

«Вышел у меня друг из тюрьмы, просидел он там семь лет», — так начинает лекцию художник Дмитрий П из Москвы. Тема его выступления заявлена как «Уличное граффити как пример аддиктивного поведения». Речь идет о тех случаях, когда художник рисует, подвергая себя опасности. Дмитрий рассказывает о лишении свободы и физических наказаниях, которым подвергаются в разных странах уличные художники. Например, в Сингапуре граффити может караться поркой розгами.

В перерывах между лекциями в зале играет музыка, пришедшие активно общаются между собой, работает фуд-зона, местные художники продают свои картины.

Кто организовал фестиваль

Организаторами фестиваля выступили семь человек, представляющих два творческих коллектива: компанию Proart, которая занимается художественной росписью интерьеров и фасадов, и региональный некоммерческий проект «Голос улиц» — команду молодых архитекторов, художников и просто творческих людей.

Сначала предполагалось, что художники будут расписывать фасады зданий, но погода в Иркутске в конце октября для этого уже не подходит. Было решено рисовать в помещениях на транспорте и листах фанеры.

Фестиваль удалось провести на средства компании Proart, а также на деньги гранта, который «Голос улиц» выиграл в 2020 году на форуме «Байкал». Всего ушло около 400 тысяч рублей — по 200 тысяч с каждой организации. Партнерами выступили Росмолодежь, администрация Иркутска, арт-завод «Доренберг», радио МСМ, «Верблюд в огне» и KannamChicken.

За договоренности с художниками и площадкой отвечала команда Proart, за предоставление депо, троллейбуса и трамваев — «Голос улиц» (кстати, на следующий день после окончания фестиваля, 31 октября, обновленный транспорт уже вышел на свои маршруты).

Все остальные задачи решали вместе. «Именно благодаря тому, что мы, две сильные команды, объединились, получилось создать что-то масштабное в городе», — отмечает Юлия Смирнова, бренд-менеджер Proart. И добавляет, что их главная цель — повышать культурный уровень города, развивать местное комьюнити художников и показывать молодым творческим людям альтернативу вандализму.

Baikal Art Fest в цифрах


400 тысяч рублей

на организацию мероприятия

220

баллонов краски


750 метров

пленки

40 рулонов

скотча


6

расписанных автомобилей

2

трамвая


1

троллейбус

5

остановочных панно

Организаторы остались довольны фестивалем. Так, например, пришло даже больше посетителей, чем ожидалось, несмотря на поздний анонс мероприятия. Зарегистрировались 200 человек, а по факту пришли на фестиваль около 450. Однако удалось соблюсти антиковидные требования по числу людей благодаря тому, что посетители прибывали в разное время и посещали разные площадки.

В планах организаторов фестиваля — сделать мероприятие ежегодным. В следующий раз Baikal Art Fest планируют провести летом, на улице, чтобы художники и участники могли рисовать на больших фасадах и погода не была этому помехой.


Еще больше нового — в телеграм-канале «Верблюда в огне»!

Комментариев 0

Тренды 18.04.2022 12:00

Что такое Индекс качества жизни (объясняем в картинках) и почему в Иркутске жить хорошо

Яна Шутова

Автор Яна Шутова

0 Читать комментарии

Представьте, что любой город России можно, как во многих интернет-магазинах, «добавить к сравнению» и посмотреть, как он выглядит на фоне остальных. Много ли в нем людей, работающих по 50 часов в неделю? Достаточно ли фруктов и овощей они едят? Пользуются ли электромобилями и есть ли у них в пешей доступности школа? Для ответа на эти вопросы госкорпорация ВЭБ.РФ вместе с партнерами разработала информационно-аналитическую систему «Индекс качества жизни в городах России»: на конкретных цифрах можно увидеть, чем отличаются наши города.

«Верблюд» в картинках объясняет, как индекс может пригодиться вам в повседневной жизни. А еще мы нашли в базе данных Иркутск и проверили, как он оценен по разным параметрам — от уровня благоустройства до work-life balance у его жителей.


Партнерский материал

Кому нужен Индекс ВЭБа

В Иркутске широко известен проект арт-вечеринок «Без бокала нет Шагала». Люди собираются в приятной атмосфере, чтобы продегустировать хорошее вино и написать собственную (возможно, первую в жизни) картину. Пять лет назад «Шагал» начинался с вечеринки для друзей в винном погребе, а сегодня это большой проект с франшизой в 15 городах России. Каждый раз, открываясь в новом месте, владельцу бизнеса Светлане Давыдовой приходится проводить глубокий анализ незнакомого города.

«Когда мы рассматриваем открытие очередной франшизы, я обращаю внимание на ряд критериев. Например, сколько в городе компаний, которые работают в сфере креативных индустрий. Кто бы что ни говорил, наличие конкурентов — это хорошо. Потому что если в городе нет конкурентов, то нам самим придется „раскачивать“ аудиторию. Так, например, было в Южно-Сахалинске, где люди привыкли после работы идти домой и смотреть телевизор», — рассказывает Светлана Давыдова.

«»

«Очень важно знать, есть ли в городе музеи, кинотеатры, галереи и охотно ли туда ходят. Количество объектов общественного питания — тоже важный показатель. Когда город живет, у него высокий потребительский коэффициент, как следствие — высокий уровень сервиса. В случае с „Шагалом“ кафе и рестораны — это еще и площадки для проведения мероприятий».

Эти и другие важные показатели городов предпринимателям теперь не нужно выискивать самостоятельно. Они есть в открытом доступе Индекса качества жизни. Имея все данные под рукой (от уровня доходов населения до количества коворкингов), Светлана Давыдова может быстро оценить ситуацию: так, в Самаре в три раза меньше точек общепита на душу населения, чем в Иркутске, а кемеровчане посещают культурные события в два раза чаще иркутян.

«»

«По данным Индекса качества жизни ВЭБ.РФ, Иркутск входит в топ-20 лучших городов России по девяти показателям. Это обеспеченность врачами, высокая доступность спортивных объектов, пешая доступность школ, достаточное число кафе и ресторанов, обилие зеленых зон и ряд других», — рассказал руководитель блока аналитики и маркетинга группы ВЭБ.РФ Андрей Самохин.

В базу данных включены 115 городов России, и каждый оценен примерно по 250 показателям. Такой инструмент интересен не только предпринимателям, но и обычным горожанам. Для многих семей Индекс ВЭБа может стать ориентиром в решении повседневных вопросов: где провести отпуск, в какой город поступать учиться. С помощью удобной таблицы можно за пару кликов узнать, что иркутяне в среднем стоят на остановке 8,5 минут, что здесь каждый пятый ведет здоровый образ жизни и что у 90% жителей школа находится в 20-минутной шаговой доступности.

Индекс качества жизни — это независимое исследование, поэтому его результаты могут дать пищу для размышлений представителям городской власти. Цифры дают четкое понимание, какие отрасли нуждаются в реформах и эффективных решениях, а какие являются конкурентными преимуществами Иркутска. Сейчас администрация города заключила контракт с компанией Strategy Partners Group на разработку Стратегии социально-экономического развития Иркутска до 2036 года.

«Результаты исследования Индекса качества жизни будут направлены в Strategy Partners Group для использования в работе, поскольку Индекс качества жизни имеет конкретное практическое применение», — пояснили в мэрии.

Как устроен Индекс качества жизни

Ядро концепции — это потребности обычного человека. Индекс учитывает все аспекты, влияющие на повседневную жизнь российской семьи, а это более 250 разных показателей. Из них складывается детальный портрет населенного пункта. По этим критериям можно сопоставить его с другими российскими или зарубежными городами.

Что это дает? Во-первых, позволяет четко разглядеть конкурентные преимущества города, а лучшие практики — тиражировать на всю страну. Во-вторых, увидеть в городе «слабые места» и превратить их в точки роста. Индекс создан не для того, чтобы ранжировать города, а чтобы изучить потребности жителей. Это не рейтинг, а практический инструмент анализа.

Есть пять ключевых принципов, с учетом которых формируется Индекс качества жизни.

  • Человекоцентричность. Все города рассматриваются изнутри, с позиции простого человека и его ценностей.

Иркутяне удовлетворены своей жизнью на 5,61 балла из 10. Чтобы выяснить это, респондентам задавали вопрос: «Вообразите лестницу со ступеньками от 0 до 10. Самая верхняя — это лучшая для вас жизнь, самая нижняя — наихудшая. Где вы сейчас находитесь?»

  • Функциональность. Сильные и слабые стороны места легко проявить, если сравнить его с другими российскими или зарубежными городами по отдельным направлениям.

Уровень обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом у нас значительно выше, чем по России: в Иркутске на 10 тысяч жителей приходится 104 сотрудника, а в других городах — около 80.

  • Интеграция с другими индексами. Показатели анализа — точно такие же, как в других российских и международных индексах. За основу взята структура ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) — по ней проанализировано 650 городов из 38 стран.

В Иркутске доступ к паркам и лесам в пешей доступности имеет 79-80% населения.

  • Институционализация. В России насчитывается 1117 городов и качество жизни в них разительно отличается. Индекс ВЭБа может использоваться как общий знаменатель для национальной системы оценки и в то же время — как инструмент сопоставления с международными стандартами.

Как минимум среднее образование имеют 90,7% иркутян (в возрасте от 25 до 64 лет), в Мадриде — только 75,2%.

  • Регулярность. Жизнь не стоит на месте, поэтому Индекс обновляется ежегодно.

По данным на 2021 год, в Иркутске 9,56% жителей посвящают работе более 50 часов в неделю.

По каким критериям оценивали города

Индекс ВЭБа складывается из 12 направлений, которые больше всего влияют на качество жизни людей: это доход и работа, жилищные условия, здоровье, образование, мобильность, благоустройство, экология, безопасность, общество, работа и отдых, гржданские права, удовлетворенность. Что из этого может пригодиться нам в повседневной жизни?

Жилищные условия. Сколько стоит сегодня квадратный метр жилья, много ли в городе новостроек, высокая ли там ипотечная ставка и сколько однокомнатных квартир можно снять на одну зарплату — этими вопросами в первую очередь задается человек, переезжающий в другой город.

Лидируют по обеспеченности жильем Владикавказ (1,44 комнаты на человека), Краснодар (1,36) и Вологда (1,33). Любопытно, что жилье в российских городах почти в два раза новее, чем в среднем по городам стран ОЭСР (59% домов, построенных после 1980 года, против 30%).

Доход и работа. Этот критерий включает в себя и разнообразие вакансий, и уровень безработицы, и число патентных заявок, и даже количество краудфандинговых проектов в отдельно взятом городе.

Самые высокие зарплаты получают в Магадане, Сургуте и Новом Уренгое (≈1,3–1,6 млн рублей в год). Это сопоставимо с восточноевропейскими странами (Чехия, Словакия, Польша). Быстрее всего работу можно найти в Казани и Белгороде (5 месяцев), а вот во Владикавказе на это уйдет почти год.

Работа и отдых. Этот показатель справедливо выделен в отдельную категорию. Чтобы понять, как жители городов восстанавливают силы, исследователи подсчитали количество музеев, кинотеатров и галерей, оценили кафе, бары и рестораны, обратили внимание на туристическую привлекательность городов.

В среднем 13,1 часа тратит на свой отдых и восстановление (включая ночной сон) житель российского города, работающий полный день. Если оценить культурную жизнь по 10-балльной шкале, то средняя оценка по России составит 5,6. В лидерах — Казань (7,5), Тюмень (7,4) и Екатеринбург (7,3)

Здоровье. Чтобы оценить уровень здоровья, в 115 российских городах подсчитали среднюю продолжительность жизни, количество ЗОЖников, выяснили объем овощей и фруктов в рационе граждан, изучили пешую доступность спортивных объектов и поликлиник.

Выяснилось, что Махачкала — лидер по продолжительности жизни среди российских городов (79 лет). В среднем по России — 73 года.

Только 46% российских горожан считают свое здоровье хорошим или очень хорошим. Это меньше, чем в зарубежных городах.

Образование. На этот критерий влияет множество показателей: доступность школ, учебные результаты школьников, состояние образовательной инфраструктуры, результаты ЕГЭ, доля горожан с высшим образованием.

Между прочим, 59% взрослых горожан в России имеют высшее образование. Это значительно выше, чем в ОЭСР (46%).

Самыми образованными городами можно назвать Воронеж, Брянск и Казань. А вот по удобству расположения школ в числе лидеров Иркутск: 93% проживают в 20-минутной пешей доступности (это на 14% выше общероссийского показателя).

Мобильность. Этот параметр очень хорошо демонстрирует ситуацию с транспортом в конкретном городе. Учитывается соотношение легковых машин и численности населения, наличие каршеринговых сервисов, выделенных велодорожек и зарядных станций для электромобилей, средний возраст автобусов и троллейбусов, время на дорогу до работы, а также число ДТП с общественным транспортом.

Как выяснилось, 13% жителей городов России хотели бы добираться до работы или учебы на велосипедах или самокатах (сейчас это делают 4%).

Благоустройство. Именно городская среда зачастую становится решающим фактором в выборе города для жизни. Из чего она складывается? Из плотности жилой застройки, количества зеленых зон и набережных, городской иллюминации и эстетичной рекламы.

Не может не радовать тот факт, что более 80% населения российских городов живет в пешей доступности от парков и скверов. По мнению самих жителей, наиболее красивые и ухоженные города — это Грозный (94%), Ставрополь (91%) и Ханты-Мансийск (88%)

Как Иркутск оценили в Индексе ВЭБа

По данным Индекса качества жизни, Иркутск входит в топ-20 лучших городов России по девяти показателям. Самые сильные стороны — это жилищные условия (64,83), благоустройство (63,14), образование (63,99), доход и работа (52,67).

Иркутск часто называют студенческим городом — он является магнитом для молодежи из Бурятии, Забайкалья, Приморского и Красноярского краев. Один из многих факторов — количество вузов и ссузов в области креативных специальностей. По этому показателю Иркутск значительно обгоняет города своего кластера (Владивосток, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск и другие).

«»

«Я приехал в Иркутск в 2019 году из Забайкальского края. Хотел поступать в суворовское училище в Чите, но старший брат посоветовал ехать в Иркутск, так как здесь много перспектив», — рассказывает Егор Бальжинимаев, студент третьего курса Института архитектуры, строительства и дизайна ИРНИТУ.

Егор поступил в иркутский политех на специальность «Теплогазоснабжение и вентиляция». «Когда я в первый раз приехал в Иркутск, у меня рот открылся. Увидел остров Конный и буквально влюбился с первого взгляда. После университета я решил остаться здесь. Я уже понимаю, где буду жить и работать. Есть несколько компаний, куда можно будет устроиться инженером, а жить хочу в Университетском, мне нравится этот район. Еще один плюс Иркутска — это спортивная база. Здесь хорошая школа каратэ, я планирую в будущем не просто тренироваться, но и преподавать», — говорит Егор.

«По данным Индекса качества жизни, в Иркутске высокая доступность спортивных объектов и сооружений — 78% жителей города проживают от них в 15 минутах пешком, в то же время в среднем по стране этот показатель равен 65%», — рассказывает главный управляющий директор, руководитель блока аналитики и маркетинга группы ВЭБ.РФ Андрей Самохин.

Средняя годовая зарплата в Иркутске в прошлом году составляла 623,5 тысячи рублей в год, тогда как по России — примерно 545 тысяч. По количеству патентных заявок и научных публикаций наш город в три раза обгоняет остальные российские города. Эти и другие факторы создают благоприятную среду для ведения бизнеса.

«У Иркутска все хорошо по сравнению с городами в средней части России, — подтверждает предприниматель Светлана Давыдова, основатель проекта „Без бокала нет Шагала“. — В средней полосе (Самара, Воронеж, Смоленск) очень низкие зарплаты, наши арт-вечера стоят там дешевле всего. Для клиента 1500-1800 рублей за мероприятие — это потолок. Сибирские города (Тюмень, Иркутск, Новосибирск) более платежеспособны и привлекательны для туристов, поэтому сервис и бизнес здесь развивается стремительнее».

Отдыху и уходу за собой иркутяне посвящают недостаточно времени: вместе с ночным сном выходит меньше 12 часов. На общение времени тоже не хватает: более 40% иркутян признались, что хотели бы видеться с близкими чаще, чем удается. Возможно, по этим причинам оценка удовлетворенности своей жизнью составляет 5,61 баллов из возможных 10. Еще два направления, по которым Иркутск отстает от других российских городов, — это мобильность (36,07) и экология (42,97). В городе отмечается изношенность общественного транспорта и довольно высокий комплексный индекс загрязнения атмосферы (3,67 балла, что в два раза больше среднероссийского показателя).

«Несмотря на то что в Иркутске есть своя гидроэлектростанция, его нельзя назвать городом чистой энергии. ГЭС обеспечивает электроэнергией не город, а Иркутский алюминиевый завод, а город питается от Ново-Иркутской ТЭЦ. Она работает на угле, поэтому у нас такие показатели [загрязненности] атмосферы, — объясняет Иван Крылов, представитель благотворительного экологического фонда „Подари планете жизнь“. — Кроме того, в Иркутске в предместьях Рабочее и Марата до сих пор много домов, отапливаемых от котельных».

В то же время, как отмечает руководитель блока аналитики и маркетинга группы ВЭБ.РФ Андрей Самохин, город находится на высоких позициях по площади, отведенной под парки и зеленые зоны, — в Иркутске это 42% от территории города, а в среднем по России — 27%. По степени вовлеченности жителей в экологические проекты, программы и инициативы Иркутск (12%) тоже выделяется на фоне общероссийского (9%) показателя.

«»

«За последнее время в городе значительно развилась инфраструктура для раздельного сбора мусора. Экотакси у нас уже принимает больше 60 (!) фракций, в том числе тетрапаки. В Иркутске сейчас, по-моему, рекордное количество мини-заводов по переработке отходов», — отмечает экоактивист Иван Крылов.

Еще два года назад все вторсырье из Иркутска вывозили в другие регионы, а сейчас в городе из макулатуры производят картон, туалетную бумагу и утеплитель эковата, говорит Крылов. Как минимум четыре предприятия в городе делают из отслуживших шин резиновую плитку и покрытия. Пластик идет на производство тротуарной плитки, а под Иркутском из бывших бутылок, пакетов и прочего пластика производят домашнюю утварь (ведра, тазики, горшки), мусорные пакеты, стеновые панели из ПВХ. Эти практики берут себе на заметку другие города.


Еще больше интересного — в телеграм-канале «Верблюда в огне»!

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому