03.11.2021 18:49
- На ледоколе «Ангара» в Иркутске открывается мультимедийная выставка
- В Иркутске комплексно ремонтируют почти 30 километров улиц
- В Приангарье займутся сохранением биоразнообразия Байкала
03.11.2021 18:49
С 27 по 30 октября в Иркутске прошел первый фестиваль уличного искусства Baikal Art Fest. Его посетили около 450 зрителей и 16 художников из разных городов России. Приглашенные творцы расписали баллончиками два трамвая, троллейбус, шесть легковых автомобилей, прочитали для всех желающих лекции и провели мастер-классы по стрит-арту. «Верблюд» побывал на мероприятии и узнал, кто организовал фестиваль, что такое аддиктивное поведение граффитчика и в каком положении сегодня находится стрит-арт культура города.
Городское депо на Пискунова, 128. Здесь много лет обслуживают все трамваи города. Каждый день они уходят из этой точки, «отрабатывают» свою смену и возвращаются назад. Вход закрытый, только для сотрудников. Однако сегодня, помимо работников депо, здесь находятся еще пять человек — трое художников и мы с фотографом.
Заходим внутрь и как будто попадаем в фильм. Типичный объект из советской кинохроники: громкие звуки работающих машин, станки, стремянки. Темно и довольно холодно. Вокруг около десятка трамваев, но два из них сильно отличаются от других: на них нет наклеек с рекламой минеральной воды, банков или частных клиник. На этих трамваях сегодня рисуют художники фестиваля Baikal Art Fest — работают кистями и баллончиками. Творчество кипит второй день, сегодня финиш.
У одного из трамваев работают иркутские художники Дмитрий Темников и Алексей Андрусяк. Они стоят по разные стороны, каждый рисует свое — у Дмитрия что-то очень яркое, у Алексея, на первый взгляд, все спокойнее — черно-белые тона. Художники рассказывают, что заранее не обсуждали, что будут создавать, договорились импровизировать на месте. Друг с другом они знакомы давно: оба из Усолья-Сибирского, учились в одной художественной школе.
«Решили, что просто оставим место для переходов наших рисунков, чтобы один плавно перетекал в другой», — рассказывает Дмитрий Темников, закрывая баллончик с краской. И, смущаясь, спрашивает: «А у вас нет влажной салфетки? Я весь грязный». Художники рисуют, не думая о своем внешнем виде, полностью погружаются в процесс. Дмитрий решил сделать трамвай ярким и создать на нем надпись. Но, как мы ни упрашиваем, художник не говорит, что именно написал. «Вот встретите трамвай в городе — поймете. На самом деле, здесь каждый увидит свое».
Другую сторону трамвая расписал Алексей Андрусяк. Он обычно создает абстрактные работы и использует в творчестве черно-белые тона. В рисунке на трамвае художник отразил свое видение мира.
«Сначала я изобразил то, что было до того, как ничего не было. Мне кажется, мир был чем-то зеркальным и отражался в самом себе. Потом была пустота — черный цвет. Потом в пустоте появился свет — это белый. Дальше — взрыв, и свет разбивается на цвета — появилась цветная линия. А дальше как раз идет рисунок Дмитрия, который постепенно переходит в зазеркалье, — все в мире появляется из ничего и уходит туда же», — рассказал Андрусяк.
Помимо Дмитрия и Алексея, в фестивале участвуют еще 14 художников, многие из них прибыли с разных концов России — из Москвы, Калининграда, Улан-Удэ, Красноярска. Не для всех граффити — основная деятельность, у многих участников это — любимое дело. Так, Алексей занимается художественным творчеством профессионально, у него своя мастерская. А вот Дмитрий — ювелир, и сейчас граффити для него — «хобби и внутренняя свобода».
Алексей рассказал, что своим участием в фестивале он «заполняет пустоту»: «Если бы мы ничего не делали, ничего бы не было. Если бы я не рисовал, поверхность трамвая осталось бы белой. Если я могу делать, делаю. И надеюсь быть услышанным. Надеюсь, люди поймут, что я хотел сказать своим рисунком». Для Дмитрия фестиваль — это возможность быть причастным к культуре города и показать молодым ребятам, что рисовать — это круто. Дмитрий добавляет, что уличная арт-культура в Иркутске сейчас на подъеме: «Такой же интерес к граффити со стороны горожан был в 2010–2014 годах, потом спад, и вот теперь люди снова интересуются стрит-артом и хотят рисовать хорошо».
Переходим к другому трамваю — серебристо-синему. Его расписывает калининградец Александр Буйницкий. В родном городе он возглавляет объединение «КалинингАрт», сам организовывает международный фестиваль для художников. Александр — каллиграф. Для иркутского трамвая он выбрал серебряный и синий цвета, это его ассоциации с Иркутском: синий — Байкал, серебряный — холодно, снег, ветер.
Александр рассказал, что в Иркутске он впервые и совсем немного знает о городе. Он слышал от знакомых, что здесь красивые рассветы и закаты, поэтому на трамвае художник пишет фразу «Встречать рассвет и провожать закат». «Это цикличный процесс, так же как трамвай, — он тоже ходит по одному маршруту и возвращается в одну точку. Мне кажется, эта фраза вписывается сюда очень гармонично». Еще Александр соединил Калининград и Иркутск, написав на трамвае фразу «От Балтийского моря до Байкала».
Вторая площадка — арт-завод «Доренберг холл». Основная активность здесь проходит в итоговый, второй день фестиваля. На входе регистрируют каждого пришедшего, раздают стильные черные маски, измеряют температуру, предлагают обработать руки санитайзером.
Проходим дальше и видим три легковых автомобиля и троллейбус. Это первый зал фестиваля, здесь художники показывают свои умения — расписывают транспорт. Около 20 человек с интересом наблюдают за процессом.
Троллейбус расписывают мастера из Улан-Удэ — они приехали на фестиваль впятером. Лидер команды — художник Валентин Мокрий, руководитель уличного арт-движения в Улан-Удэ «У-У Точка». Он рассказал, что в Бурятии стрит-арт популярен и Валентин приехал на фестиваль, чтобы рассказать, как художникам выстроить схему работы с жителями и властью, добиться творческой свободы.
На троллейбусе Валентин и его команда уже нарисовали утку — неформальный символ их организации. Каждый художник наносит тэги (свои имена), потом вырисовываются деревья и небо. В конце художники добавляют абстракцию, чтобы создать общий фон. Валентин добавляет, что в иркутской уличной культуре он видит разобщенность художников: «Граффитистам нужно больше общаться между собой и делиться опытом. И стрит-арт фестиваль — отличная возможность для этого».
Переходим к легковым автомобилям. Три из них уже расписали вчера, теперь они стоят у входа в «Доренберг холл» — с ними можно сфотографироваться (на момент выхода публикации владельцы уже забрали машины. — Прим. ред.). Три автомобиля расписывают сегодня, они в зале. Все три машины принадлежат стоящему неподалеку и наблюдающему за процессом со стороны мужчине в кепке и черной мастерке — это бизнесмен Денис Селянгин, владелец детейлинг-центра Black Badge. «Я знаю, как ребята классно рисуют, и не задумываясь отдал три своих авто для фестиваля, — говорит Денис. — На „Жигулях“ мы будем дрифтовать зимой, BMW будем восстанавливать и перекрашивать в будущем, но зиму она постоит еще в сервисе, пусть на нее посмотрят люди. А Toyota мы используем каждый день для рабочих целей, она на ходу. Перекрашивать не буду, будем ездить на такой — красиво».
Вокруг автомобилей ходит толпа подростков. Например, 14-летние одноклассники Максим и Ваня. Они говорят, что пришли сюда, чтобы посмотреть на своего кумира — художника, который рисует по всему городу и подписывает рисунки MORAL. Сегодня он здесь, тоже творит у одной из машин, но пожелал остаться анонимным.
Второй зал — площадка для мастер-классов, скетч-баттла и свободного творчества. На специально оборудованной изолированной территории художник Юрий Старков проводит для всех желающих мастер-класс «Как работать с баллонами». Он рассказывает, какие тона красок лучше выбирать и сочетать, с чего стоит начинать наносить рисунок и как добавлять детали. Все это не ограничивается только словами — художник объясняет и пишет на листе фанеры фразу «Школа 28». Так она превратится в панно, которое в будущем разместят в качестве украшения одноименной остановки на бульваре Рябикова. После теоретической части каждый желающий может попробовать себя в граффити — Юрий предлагает участникам мастер-класса добавить свои элементы, помогает с правильным нажатием на распылитель, выбором цветов и деталей.
Одновременно с Юрием еще два художника разрисовывают баннеры для остановок «Подстанция» в Юбилейном и «Плотина ГЭС». Интересующиеся смотрят, задают вопросы. Своей очереди ждут еще два панно — для остановок «Кедр» и «Инфекционная больница». Один из них разрисует художник, второй — желающие участники фестиваля. Всего за сегодняшний день распишут пять таких объектов.
Вся остальная территория второго зала стала местом для свободного творчества посетителей и общения. В качестве стен между залами натянута полиэтиленовая пленка, на ней есть места, где может порисовать любой желающий.
Среди художниц-любителей видим женщину в возрасте, она выбирает краску. Ее зовут Людмила Гаврииловна, ей 74. Женщина говорит, что пришла сюда с внуком: ему нравится рисовать, а сама Людмила Гаврииловна не хочет отставать от молодежи. «Серые заборы в городе — скука. Очень здорово, когда молодежь рисует и делает город ярче. Главное, чтобы рисовали не маты, а красивые вещи. Нашему городу нужно побольше таких мероприятий. Но вот из пенсионеров, по-моему, я здесь одна. И очень даже жаль, здесь так интересно!» — рассказала женщина.
У другой стены рисуют дети, молодежь фотографируется на фоне своих граффити, кто-то снимает тиктоки. Переходим в другой зал — лекционный. Сцена и больше ста стульев. Примерно половина мест заняты — люди приходят, слушают, перемещаются между залами.
«Мы через соцсети ищем пацана, который оставил на заборе свой тег (подпись. — Прим. ред.), обещаем ему какой-нибудь классный приз и потом ведем его к тому же забору и учим рисовать красиво, а не заниматься всякой ерундой от скуки», — Валентин Мокрий рассказывает о своем проекте «Бурятия в красках». В нем художники работают с подростками, состоящими на профилактическом учете в МВД. Валентин говорит, что в Улан-Удэ уже много лет никто не препятствует граффитистам в их творческом выражении, власть предоставляет фасады для рисунков, а главными фанатами такого творчества является старшее поколение. «Мы еще не успели вытащить все баллончики, как подбегает бабушка и говорит: „Мальчики, спасибо, вы делаете наш город таким ярким“». Одним из городов, где наиболее развит стрит-арт, Валентин считает Екатеринбург.
«Вышел у меня друг из тюрьмы, просидел он там семь лет», — так начинает лекцию художник Дмитрий П из Москвы. Тема его выступления заявлена как «Уличное граффити как пример аддиктивного поведения». Речь идет о тех случаях, когда художник рисует, подвергая себя опасности. Дмитрий рассказывает о лишении свободы и физических наказаниях, которым подвергаются в разных странах уличные художники. Например, в Сингапуре граффити может караться поркой розгами.
В перерывах между лекциями в зале играет музыка, пришедшие активно общаются между собой, работает фуд-зона, местные художники продают свои картины.
Организаторами фестиваля выступили семь человек, представляющих два творческих коллектива: компанию Proart, которая занимается художественной росписью интерьеров и фасадов, и региональный некоммерческий проект «Голос улиц» — команду молодых архитекторов, художников и просто творческих людей.
Сначала предполагалось, что художники будут расписывать фасады зданий, но погода в Иркутске в конце октября для этого уже не подходит. Было решено рисовать в помещениях на транспорте и листах фанеры.
Фестиваль удалось провести на средства компании Proart, а также на деньги гранта, который «Голос улиц» выиграл в 2020 году на форуме «Байкал». Всего ушло около 400 тысяч рублей — по 200 тысяч с каждой организации. Партнерами выступили Росмолодежь, администрация Иркутска, арт-завод «Доренберг», радио МСМ, «Верблюд в огне» и KannamChicken.
За договоренности с художниками и площадкой отвечала команда Proart, за предоставление депо, троллейбуса и трамваев — «Голос улиц» (кстати, на следующий день после окончания фестиваля, 31 октября, обновленный транспорт уже вышел на свои маршруты).
Все остальные задачи решали вместе. «Именно благодаря тому, что мы, две сильные команды, объединились, получилось создать что-то масштабное в городе», — отмечает Юлия Смирнова, бренд-менеджер Proart. И добавляет, что их главная цель — повышать культурный уровень города, развивать местное комьюнити художников и показывать молодым творческим людям альтернативу вандализму.
400 тысяч рублей
на организацию мероприятия
220
баллонов краски
750 метров
пленки
40 рулонов
скотча
6
расписанных автомобилей
2
трамвая
1
троллейбус
5
остановочных панно
Организаторы остались довольны фестивалем. Так, например, пришло даже больше посетителей, чем ожидалось, несмотря на поздний анонс мероприятия. Зарегистрировались 200 человек, а по факту пришли на фестиваль около 450. Однако удалось соблюсти антиковидные требования по числу людей благодаря тому, что посетители прибывали в разное время и посещали разные площадки.
В планах организаторов фестиваля — сделать мероприятие ежегодным. В следующий раз Baikal Art Fest планируют провести летом, на улице, чтобы художники и участники могли рисовать на больших фасадах и погода не была этому помехой.
Еще больше нового — в телеграм-канале «Верблюда в огне»!
Комментариев 0