18.10.2021 18:47
18.10.2021 18:47
Фото: Кристина Бражникова/ТАСС
В октябре родители иркутских учеников создали на сайте Change.org петицию против шестидневной учебной недели. Сейчас ее подписали более 14 тысяч человек. Авторы обращения считают, что шестидневка — это огромная нагрузка на школьников, а еще такой режим не дает отдыхать по субботам родителям, которые вынуждены собирать ребенка на учебу. «Верблюд» попробовал разобраться, почему нельзя просто так взять и перевести школу на пятидневку.
По словам министра просвещения Сергея Кравцова, большинство школ в России учится пять дней в неделю. Столичные учреждения ушли от шестидневки еще несколько лет назад — по данным на 2015 год, только 2% образовательных учреждений работали шесть дней в неделю.
Однако в регионах ситуация отличается от Москвы. Например, в Нижегородской области на пятидневку перешли только 43% школ.
В марте этого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что всех российских школьников необходимо перевести на пятидневную учебную неделю. «Задача в том, чтобы ребенок имел время на физическое развитие, на прогулки, игры на свежем воздухе, чтобы он мог, кроме уроков, посещать кружки и творчески развиваться. Ну и, самое главное, чтобы ребенок как можно больше времени проводил с родителями», — пояснила она.
Продолжительность уроков и учебной недели школы устанавливают самостоятельно — это прописано в федеральным законе «Об образовании». При этом организация должна соблюдать требования СанПиН и федеральные государственные образовательные стандарты.
По всей России пятидневка обязательна только для учеников первых классов. Введение пятидневной учебной недели в остальных классах образовательная организация принимает самостоятельно вместе с родителями.
Кстати, из-за пандемии многие школы, по словам Сергея Кравцова, перешли на шестидневный режим работы. Они сделали это, «чтобы не понизить качество образования, восполнить те или иные пробелы». «Если школа работает по пятидневке, то она, скорее всего, со следующего года вернется к этому режиму работы», — объяснил министр.
Перевод школ на пятидневную рабочую неделю в регионе обсуждается давно. В правительстве Иркутской области этот вопрос поднимали в 2016 году. Тогда губернатор региона Сергей Левченко рекомендовал всем школам региона перевести на пятидневку начальные классы.
Спустя два года, в 2018-м, перевод с шестидневной учебной недели на пятидневную обсуждали в Законодательном собрании Иркутской области. Заместитель регионального прокурора Андрей Некрасов рассказал, что родители жалуются на такой режим учёбы детей, но не могут самостоятельно добиться перевода на пятидневку от школ.
Однако в Иркутске были случаи, когда родители все-таки смогли отменить шестидневную учебную неделю. Так, в 2019 году школу №18 в Юбилейном перевели на пятидневку — активисты добивались этого три года. Сначала родители обращались к директору, но получили отказ. После этого они ходили в городской департамент образования и областной минобр. Но поскольку решение о переходе на пятидневную учебную неделю принимается школой, ответы приходили соответствующие.
Яна Варшавская
бизнес-тренер, член инициативной группы родителей школы №18
Родители хотят, чтобы дети больше проводили времени дома, отдыхали больше. Нет доверия к уровню школьного образования — зачем на учебу тратить шесть дней, а не пять, если по итогу одно и то же?
Мы добивались пятидневки для младших классов. У старшего блока действительно есть объективные причины для шестидневной учебной недели — будь то недостаток классов и учителей.
Нам власти приводили два аргумента против пятидневки. Во-первых, якобы учителя будут получать меньше денег, — это ложь, нам это подтвердила трудовая комиссия. Во-вторых, мол, в пятидневную неделю нельзя уложить то количество знаний, которое умещается в шестидневку. Мы сравнивали учебный план, например, школы Санкт-Петербурга (там пятидневка) и школы Иркутска с шестидневкой. Есть вариативная часть (факультативная) и инвариативная (русский, литература, математика). На пятидневке малыши просто не получают какие-то факультативные вещи, но количество русского и математики абсолютно одинаковое.
Добиться своего родителям помогло то, что на их сторону встали учителя и ситуация получила широкую огласку в соцсетях и СМИ. К проблеме подключилась городская администрация, дело под контроль взял мэр Иркутска. Только после этого в школе появился приказ о переходе на пятидневную рабочую неделю. По словам активистки, количество уроков в день в итоге осталось почти таким же, как и раньше, только в некоторые дни прибавили по одному часу. Сократили часы факультативных предметов.
К Яне Варшавской до сих пор обращаются знакомые с просьбой помочь перевести школу на пятидневку. По ее словам, реальный шанс перейти на новый режим работы есть только у тех родителей, которые получили поддержку от учителей, а это бывает нечасто. «На учителей могут надавить, и родители пойдут на попятную — вот что самое противное в этой ситуации. Могут начать гнобить педагогов в классах активистов, и учителя сами будут просить: „Не надо ничего делать, нас уволят“», — рассказывает женщина.
8 октября на Change.org появилась петиция с требованием перевести школьников на пятидневную рабочую неделю. Она адресована пяти чиновникам, в том числе министру образования Иркутской области Максиму Парфенову и мэру Иркутска Руслану Болотову.
Обращение инициировал родительский комитет школы №32 в Октябрьском районе. «У взрослого человека — пятидневная рабочая неделя, а у детей шестидневная! Многие ребята посещают кружки, секции, в том числе и по субботам. С учетом огромного количества домашних заданий, у детей на отдых практически не остается времени», — говорится в петиции.
Авторы обращения считают, что учеба по субботам также отнимает выходной у родителей. «Хлопоты по сборам, доставке в школу и обратно домой, а при условии нескольких детей в семье и если они учатся по разному расписанию, ситуация усугубляется еще больше», — утверждают они.
Виктория Алексеева
одна из авторов петиции
Помимо школы, у многих детей есть кружки, секции и репетиторы — там тоже есть дополнительные задания, которые нужно сделать. И не просто списать из ГДЗ (готовые домашние задания. — Прим. ред.), а посидеть, подумать. Все это требует времени. Это взрослым кажется, что математику для пятого класса можно сделать за пять минут, но дети работают в другом режиме, им нужно несколько часов. Когда детям восстанавливать моральные и физические силы?
Некоторые дети учатся в субботу до шести вечера. Получается, в воскресенье они делают домашнее задание на понедельник. Выходит, что дети могут отдыхать только в каникулы? Но успеваемость-то падает, потому что дети не восполняют свои ресурсы.
Инициаторы обращения подчеркивают, что речь не идет о том, чтобы вводить по восемь уроков ежедневно при переходе на пятидневку. По их словам, можно убрать три академических часа «без потерь для образовательного процесса». Родители также считают, что в расписании слишком много уроков физкультуры, они проходят через день.
Авторы петиции подчеркивают, что прежде всего хотят добиться введения пятидневки только в своей школе. Но полагают, что их пример может замотивировать и родителей учеников в других учреждениях. «Если есть родители активные, которые поддерживают нас и считают, что другая школа должна перейти на пятидневное обучение, они должны сами этого добиться, поговорить с директором. Работать не друг против друга, а совместно переходить на пятидневку, если она им требуется», — говорит Виктория Алексеева.
14 октября прошла встреча директора и авторов петиции. По словам активистов, руководитель школы поддерживает их инициативу. Однако, как выяснилось, если для перевода на пятидневку младшего блока нет препятствий, то для старшеклассников не хватает кабинетов и учителей. В качестве альтернативы родители просят директора рассмотреть смешанный формат обучения: пять дней очно, суббота — дистанционно.
При этом инициативная группа родителей напрямую не обращалась ни в администрацию города, ни в региональное правительство — чиновники обратили внимание на петицию после резонанса в СМИ и соцсетях. Активисты рассчитывают, что областной минобр поможет найти варианты решения проблемы.
12 октября на заседании Общественного совета при Заксобрании Иркутской области министр образования региона Максим Парфенов заявил, что готов поддержать школы, которые хотят уйти от шестидневки. Он добавил, что основное препятствие для перевода учеников на пятидневку — это переполненность школ. Сейчас иркутские школьники учатся в две смены.
В январе 2020 года президент России Владимир Путин поставил задачу ликвидировать вторые смены в школах к 2025 году. Однако Иркутск и Иркутский район не успеют в срок перевести учреждения в такой режим работы. По словам Парфенова, дело в в большом числе учащихся во вторую смену и высокой потребности в новых учебных местах. На сегодняшний день в Иркутске работают 74 школы, в них обучается 85,5 тысячи детей. Строительство двенадцати новых учреждений даст еще 9 625 новых мест для обучения. Но и этого недостаточно.
Парфенов добавил, что сейчас иркутская школа №19, несмотря на переполненность, в качестве эксперимента перешла на пятидневную учебную неделю. «Департамент образования за этим пристально смотрит, мы за этим тоже следим и готовы поддержать 19-ю школу и другие образовательные учреждения Иркутска, которые примут решение перейти на пятидневку», — заявил глава регионального минобра.
Начальник департамента образования города Олег Ивкин заявил, что понимает родителей, но также отмечает, что у пятидневного режима есть свои особенности. «С одной стороны, [пятидневка] сокращает учебные часы, но с другой — нагружает пять дней достаточно активной учебной работой. И мы сегодня, к сожалению, пока не готовы», — заявил он.
По словам вице-мэра Иркутска Виталия Барышникова, в городе есть еще и проблема повышенной нагрузки на учителей — 1,85 ставки на одного педагога при средней цифре по России 1,35 ставки. Чтобы достичь этого показателя, властям нужно принять на работу около тысячи учителей.
Также Барышников считает, что оснований для перевода школ на пятидневку пока нет, «кроме нежелания родителей собирать ребенка в школу в субботу». Он добавил, что родители, выступающие за введение пятидневной учебной недели, «исходят из собственных представлений об учебном процессе, а не из интересов ребенка». «Я не уверен, что показатель качества обучения будет выше, чем при шестидневной программе обучения. <…> Тем более что практически вся начальная школа и так учится пять дней в неделю. Решение об этом принимают индивидуально в каждой школе. Например, в гимназии №2 это с первого по седьмой классы. Это нормально, более старшие дети должны работать больше», — заявил он.
В педагогической среде нет единого мнения о том, какой режим работы считать лучшим. Одни учителя уверены, что два выходных при пятидневке позволяют ученикам восстановить силы и больше уделять внимания дополнительным занятиям. Другие же считают, что шестидневка помогает равномерно распределять нагрузку в течение недели, — в ином случае старшеклассникам придется учиться по семь часов в день.
Нина Маштакова
учитель начальных классов
Я веду уроки у начальных классов и английский у старших, моя нагрузка — это полторы ставки. Считаю ее достаточно большой. В некоторые дни у меня семь уроков без перерывов — это тяжело. Садится голос, постоянно на ногах. При такой нагрузке как-то творчески вести уроки не всегда выходит.
А у большинства педагогов вообще две ставки — они работают с утра до вечера каждый день, в том числе и в субботу. Остается один выходной, который они тратят на домашние дела, отдыхать они не могут вообще. Так выматываются за учебный год, что к маю они просто на людей не похожи. Мы обращались к администрации школы, просили пятидневку. Но ничего не смогли добиться.
У начальных классов занятия можно было бы распределить на пять дней. Например, четыре субботних урока можно раскидать по неделе — дети хорошо справляются с такой нагрузкой, если грамотно ее организовать. Кроме того, некоторые дети не могут восстановить силы за один день. В субботу ученики, которые хорошо работали в течение недели, иногда не могут сосредоточиться на учебе.
Максим Астраханцев
директор образовательного комплекса «Точка будущего»
Когда мы говорим о пятидневной и шестидневной учебных неделях, мы понимаем, что у нас есть разные по времени ресурсы для освоения образовательной программы. Шестидневная неделя дает больше возможностей, например провести не три урока русского языка в неделю, а четыре. У нас школа полного дня — мы даем и основное образование, и дополнительное, поэтому задействуем субботу.
В прошлом году от родителей у нас было много обращений. Говорили, что им хотелось бы больше времени проводить с детьми. Мы наполнили субботу дополнительным образованием. Таким образом, мы как бы говорим родителям и детям, что если вам нужно освобождать время — то откажитесь от какого-то дополнительного образования. Но это не касается старшеклассников, у которых идет профильное обучение. В таких случаях ресурс субботы необходим.
Для многих семей важно, чтобы выходные были свободны. Но подходы к времяпровождению с семьей сильно различаются. Просто взять и поехать куда-то и при этом не работать над выстраиванием детско-родительских отношений — это одна история. Как правило, сейчас есть проблема с семейным воспитанием и нам нужно образовывать и родителей. Школа сегодня решает не просто задачи обучения, но и задачи воспитания, становится центром помощи семье. И чтобы реализовать эти задумки, нужен ресурс субботы.
Я понимаю, что возникают петиции. Они могут быть обоснованными, но это лишь одно из мнений, одна сторона. Важно, чтобы система образования отреагировала и учла интересы разных групп — и тех, кто видит ресурс в субботе, и тех, кому она не нужна. Но здесь однозначно нельзя принять чью-то сторону. Многое зависит от конкретного ребенка, семьи, запроса и школы.
Читайте также:
В России произошел второй шутинг за год. Это уже тенденция? Как с этим бороться?
Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!
Комментариев 0