• Пробки 2
  • Погода
  • Возможность: помочь иркутским общественникам с исследованием возле перехода у МузтеатраМузтеатра
  • Рейтинг: самые популярные ролики года в российском YouTubeYouTube
  • Крупнейшие киносети отказываются брать в прокат фильм «Елки 8»8»

Главная > Искры 18.10.2021 18:47

Почему нельзя просто взять и ввести пятидневку в иркутских школах?

Таня Мелентьева

Таня Мелентьева

0 Читать комментарии
Почему нельзя просто взять и ввести пятидневку в иркутских школах? - Верблюд в огне

Фото: Кристина Бражникова/ТАСС

В октябре родители иркутских учеников создали на сайте Change.org петицию против шестидневной учебной недели. Сейчас ее подписали более 14 тысяч человек. Авторы обращения считают, что шестидневка — это огромная нагрузка на школьников, а еще такой режим не дает отдыхать по субботам родителям, которые вынуждены собирать ребенка на учебу. «Верблюд» попробовал разобраться, почему нельзя просто так взять и перевести школу на пятидневку.


Сколько дней в неделю учатся школьники в России?

По словам министра просвещения Сергея Кравцова, большинство школ в России учится пять дней в неделю. Столичные учреждения ушли от шестидневки еще несколько лет назад — по данным на 2015 год, только 2% образовательных учреждений работали шесть дней в неделю.

Однако в регионах ситуация отличается от Москвы. Например, в Нижегородской области на пятидневку перешли только 43% школ.

В марте этого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что всех российских школьников необходимо перевести на пятидневную учебную неделю. «Задача в том, чтобы ребенок имел время на физическое развитие, на прогулки, игры на свежем воздухе, чтобы он мог, кроме уроков, посещать кружки и творчески развиваться. Ну и, самое главное, чтобы ребенок как можно больше времени проводил с родителями», — пояснила она.

Кто решает, сколько дней учатся школьники?

Продолжительность уроков и учебной недели школы устанавливают самостоятельно — это прописано в федеральным законе «Об образовании». При этом организация должна соблюдать требования СанПиН и федеральные государственные образовательные стандарты.

По всей России пятидневка обязательна только для учеников первых классов. Введение пятидневной учебной недели в остальных классах образовательная организация принимает самостоятельно вместе с родителями.

Кстати, из-за пандемии многие школы, по словам Сергея Кравцова, перешли на шестидневный режим работы. Они сделали это, «чтобы не понизить качество образования, восполнить те или иные пробелы». «Если школа работает по пятидневке, то она, скорее всего, со следующего года вернется к этому режиму работы», — объяснил министр.

Фото: Алена Шатуева /«Верблюд в огне»

Как обстоит ситуация в Иркутской области?

Перевод школ на пятидневную рабочую неделю в регионе обсуждается давно. В правительстве Иркутской области этот вопрос поднимали в 2016 году. Тогда губернатор региона Сергей Левченко рекомендовал всем школам региона перевести на пятидневку начальные классы.

Спустя два года, в 2018-м, перевод с шестидневной учебной недели на пятидневную обсуждали в Законодательном собрании Иркутской области. Заместитель регионального прокурора Андрей Некрасов рассказал, что родители жалуются на такой режим учёбы детей, но не могут самостоятельно добиться перевода на пятидневку от школ.

Однако в Иркутске были случаи, когда родители все-таки смогли отменить шестидневную учебную неделю. Так, в 2019 году школу №18 в Юбилейном перевели на пятидневку — активисты добивались этого три года. Сначала родители обращались к директору, но получили отказ. После этого они ходили в городской департамент образования и областной минобр. Но поскольку решение о переходе на пятидневную учебную неделю принимается школой, ответы приходили соответствующие.


Яна Варшавская

бизнес-тренер, член инициативной группы родителей школы №18

Родители хотят, чтобы дети больше проводили времени дома, отдыхали больше. Нет доверия к уровню школьного образования — зачем на учебу тратить шесть дней, а не пять, если по итогу одно и то же?

Мы добивались пятидневки для младших классов. У старшего блока действительно есть объективные причины для шестидневной учебной недели — будь то недостаток классов и учителей.

Нам власти приводили два аргумента против пятидневки. Во-первых, якобы учителя будут получать меньше денег, — это ложь, нам это подтвердила трудовая комиссия. Во-вторых, мол, в пятидневную неделю нельзя уложить то количество знаний, которое умещается в шестидневку. Мы сравнивали учебный план, например, школы Санкт-Петербурга (там пятидневка) и школы Иркутска с шестидневкой. Есть вариативная часть (факультативная) и инвариативная (русский, литература, математика). На пятидневке малыши просто не получают какие-то факультативные вещи, но количество русского и математики абсолютно одинаковое.

Добиться своего родителям помогло то, что на их сторону встали учителя и ситуация получила широкую огласку в соцсетях и СМИ. К проблеме подключилась городская администрация, дело под контроль взял мэр Иркутска. Только после этого в школе появился приказ о переходе на пятидневную рабочую неделю. По словам активистки, количество уроков в день в итоге осталось почти таким же, как и раньше, только в некоторые дни прибавили по одному часу. Сократили часы факультативных предметов.

К Яне Варшавской до сих пор обращаются знакомые с просьбой помочь перевести школу на пятидневку. По ее словам, реальный шанс перейти на новый режим работы есть только у тех родителей, которые получили поддержку от учителей, а это бывает нечасто. «На учителей могут надавить, и родители пойдут на попятную — вот что самое противное в этой ситуации. Могут начать гнобить педагогов в классах активистов, и учителя сами будут просить: „Не надо ничего делать, нас уволят“», — рассказывает женщина.

Чего добиваются иркутские родители сейчас?

8 октября на Change.org появилась петиция с требованием перевести школьников на пятидневную рабочую неделю. Она адресована пяти чиновникам, в том числе министру образования Иркутской области Максиму Парфенову и мэру Иркутска Руслану Болотову.

Фото: Алена Шатуева /«Верблюд в огне»

Обращение инициировал родительский комитет школы №32 в Октябрьском районе. «У взрослого человека — пятидневная рабочая неделя, а у детей шестидневная! Многие ребята посещают кружки, секции, в том числе и по субботам. С учетом огромного количества домашних заданий, у детей на отдых практически не остается времени», — говорится в петиции.

Авторы обращения считают, что учеба по субботам также отнимает выходной у родителей. «Хлопоты по сборам, доставке в школу и обратно домой, а при условии нескольких детей в семье и если они учатся по разному расписанию, ситуация усугубляется еще больше», — утверждают они.

Фото: Алена Шатуева /«Верблюд в огне»


Виктория Алексеева

одна из авторов петиции

Помимо школы, у многих детей есть кружки, секции и репетиторы — там тоже есть дополнительные задания, которые нужно сделать. И не просто списать из ГДЗ (готовые домашние задания. — Прим. ред.), а посидеть, подумать. Все это требует времени. Это взрослым кажется, что математику для пятого класса можно сделать за пять минут, но дети работают в другом режиме, им нужно несколько часов. Когда детям восстанавливать моральные и физические силы?

Некоторые дети учатся в субботу до шести вечера. Получается, в воскресенье они делают домашнее задание на понедельник. Выходит, что дети могут отдыхать только в каникулы? Но успеваемость-то падает, потому что дети не восполняют свои ресурсы.

Инициаторы обращения подчеркивают, что речь не идет о том, чтобы вводить по восемь уроков ежедневно при переходе на пятидневку. По их словам, можно убрать три академических часа «без потерь для образовательного процесса». Родители также считают, что в расписании слишком много уроков физкультуры, они проходят через день.

Авторы петиции подчеркивают, что прежде всего хотят добиться введения пятидневки только в своей школе. Но полагают, что их пример может замотивировать и родителей учеников в других учреждениях. «Если есть родители активные, которые поддерживают нас и считают, что другая школа должна перейти на пятидневное обучение, они должны сами этого добиться, поговорить с директором. Работать не друг против друга, а совместно переходить на пятидневку, если она им требуется», — говорит Виктория Алексеева.

14 октября прошла встреча директора и авторов петиции. По словам активистов, руководитель школы поддерживает их инициативу. Однако, как выяснилось, если для перевода на пятидневку младшего блока нет препятствий, то для старшеклассников не хватает кабинетов и учителей. В качестве альтернативы родители просят директора рассмотреть смешанный формат обучения: пять дней очно, суббота — дистанционно.

При этом инициативная группа родителей напрямую не обращалась ни в администрацию города, ни в региональное правительство — чиновники обратили внимание на петицию после резонанса в СМИ и соцсетях. Активисты рассчитывают, что областной минобр поможет найти варианты решения проблемы.

Фото: Алена Шатуева /«Верблюд в огне»

Что о петиции говорят чиновники?

12 октября на заседании Общественного совета при Заксобрании Иркутской области министр образования региона Максим Парфенов заявил, что готов поддержать школы, которые хотят уйти от шестидневки. Он добавил, что основное препятствие для перевода учеников на пятидневку — это переполненность школ. Сейчас иркутские школьники учатся в две смены.


В январе 2020 года президент России Владимир Путин поставил задачу ликвидировать вторые смены в школах к 2025 году. Однако Иркутск и Иркутский район не успеют в срок перевести учреждения в такой режим работы. По словам Парфенова, дело в в большом числе учащихся во вторую смену и высокой потребности в новых учебных местах. На сегодняшний день в Иркутске работают 74 школы, в них обучается 85,5 тысячи детей. Строительство двенадцати новых учреждений даст еще 9 625 новых мест для обучения. Но и этого недостаточно.

Парфенов добавил, что сейчас иркутская школа №19, несмотря на переполненность, в качестве эксперимента перешла на пятидневную учебную неделю. «Департамент образования за этим пристально смотрит, мы за этим тоже следим и готовы поддержать 19-ю школу и другие образовательные учреждения Иркутска, которые примут решение перейти на пятидневку», — заявил глава регионального минобра.

Начальник департамента образования города Олег Ивкин заявил, что понимает родителей, но также отмечает, что у пятидневного режима есть свои особенности. «С одной стороны, [пятидневка] сокращает учебные часы, но с другой — нагружает пять дней достаточно активной учебной работой. И мы сегодня, к сожалению, пока не готовы», — заявил он.

По словам вице-мэра Иркутска Виталия Барышникова, в городе есть еще и проблема повышенной нагрузки на учителей — 1,85 ставки на одного педагога при средней цифре по России 1,35 ставки. Чтобы достичь этого показателя, властям нужно принять на работу около тысячи учителей.

Также Барышников считает, что оснований для перевода школ на пятидневку пока нет, «кроме нежелания родителей собирать ребенка в школу в субботу». Он добавил, что родители, выступающие за введение пятидневной учебной недели, «исходят из собственных представлений об учебном процессе, а не из интересов ребенка». «Я не уверен, что показатель качества обучения будет выше, чем при шестидневной программе обучения. <…> Тем более что практически вся начальная школа и так учится пять дней в неделю. Решение об этом принимают индивидуально в каждой школе. Например, в гимназии №2 это с первого по седьмой классы. Это нормально, более старшие дети должны работать больше», — заявил он.

Что говорят о шестидневке педагоги?

В педагогической среде нет единого мнения о том, какой режим работы считать лучшим. Одни учителя уверены, что два выходных при пятидневке позволяют ученикам восстановить силы и больше уделять внимания дополнительным занятиям. Другие же считают, что шестидневка помогает равномерно распределять нагрузку в течение недели, — в ином случае старшеклассникам придется учиться по семь часов в день.


Нина Маштакова

учитель начальных классов

Я веду уроки у начальных классов и английский у старших, моя нагрузка — это полторы ставки. Считаю ее достаточно большой. В некоторые дни у меня семь уроков без перерывов — это тяжело. Садится голос, постоянно на ногах. При такой нагрузке как-то творчески вести уроки не всегда выходит.

А у большинства педагогов вообще две ставки — они работают с утра до вечера каждый день, в том числе и в субботу. Остается один выходной, который они тратят на домашние дела, отдыхать они не могут вообще. Так выматываются за учебный год, что к маю они просто на людей не похожи. Мы обращались к администрации школы, просили пятидневку. Но ничего не смогли добиться.

У начальных классов занятия можно было бы распределить на пять дней. Например, четыре субботних урока можно раскидать по неделе — дети хорошо справляются с такой нагрузкой, если грамотно ее организовать. Кроме того, некоторые дети не могут восстановить силы за один день. В субботу ученики, которые хорошо работали в течение недели, иногда не могут сосредоточиться на учебе.


Максим Астраханцев

директор образовательного комплекса «Точка будущего»

Когда мы говорим о пятидневной и шестидневной учебных неделях, мы понимаем, что у нас есть разные по времени ресурсы для освоения образовательной программы. Шестидневная неделя дает больше возможностей, например провести не три урока русского языка в неделю, а четыре. У нас школа полного дня — мы даем и основное образование, и дополнительное, поэтому задействуем субботу.

В прошлом году от родителей у нас было много обращений. Говорили, что им хотелось бы больше времени проводить с детьми. Мы наполнили субботу дополнительным образованием. Таким образом, мы как бы говорим родителям и детям, что если вам нужно освобождать время — то откажитесь от какого-то дополнительного образования. Но это не касается старшеклассников, у которых идет профильное обучение. В таких случаях ресурс субботы необходим.

Для многих семей важно, чтобы выходные были свободны. Но подходы к времяпровождению с семьей сильно различаются. Просто взять и поехать куда-то и при этом не работать над выстраиванием детско-родительских отношений — это одна история. Как правило, сейчас есть проблема с семейным воспитанием и нам нужно образовывать и родителей. Школа сегодня решает не просто задачи обучения, но и задачи воспитания, становится центром помощи семье. И чтобы реализовать эти задумки, нужен ресурс субботы.

Я понимаю, что возникают петиции. Они могут быть обоснованными, но это лишь одно из мнений, одна сторона. Важно, чтобы система образования отреагировала и учла интересы разных групп — и тех, кто видит ресурс в субботе, и тех, кому она не нужна. Но здесь однозначно нельзя принять чью-то сторону. Многое зависит от конкретного ребенка, семьи, запроса и школы.

Комментариев 0

Искры 16.11.2021 14:32

Иркутск называют «городом падающих самолетов». В чем причины и как это исправить?

Диана Полякова

Автор Диана Полякова

0 Читать комментарии

Недавно под Иркутском разбился Ан-12, погибли девять человек. Город вновь стали называть местом падающих самолетов. Некоторые иркутяне связывают частые авиакатастрофы с близостью аэропорта к центру — из-за этого после крушения Ан-12 даже прошли пикеты за перенос авиаузла. «Верблюд» попытался разобраться, действительно ли в Иркутске чаще, чем в других городах, происходят крушения самолетов, в чем причины и как это исправить.


Что случилось?

3 ноября в районе села Пивовариха близ Иркутска при заходе на посадку потерпел крушение грузовой самолет Ан-12. Он принадлежал белорусской авиакомпании «Гродно», летел по маршруту Кепервеем — Якутск — Иркутск. Самолет перевозил продукты на Чукотку и возвращался в аэропорт базирования. На борту находились девять человек, в том числе пять членов экипажа и четыре человека, сопровождающих груз, — все погибли. Среди них были граждане Белоруссии, Украины и России.

Фото: Правительство Иркутской области

Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник, катастрофу мог спровоцировать ледяной дождь. «Первичные данные — в том числе об этом свидетельствует то, что удалось понять из первичного анализа самописца, — говорят в пользу версии об обледенении руля высоты при попытке захода на второй круг», — приводит его слова издание. При этом известно, что упавший Ан-12 эксплуатировался с 1968 года.

Авиакатастрофы в Иркутске
за последние 30 лет


Год

1994

1997

 2001

 2006

2011

2021

Самолет

 Ту-154

  Ан-124

 Ту-154

А310

Ми-8

 Ан-12

Число жертв

125 человек

   72 человека

145 человек

125 человек

   2 человека

 9 человек

Спустя неделю после падения самолета в Иркутске активисты вышли на пикеты к зданию правительства области — они требовали перенести аэропорт за город. «За последние 20 лет в зоне снижения/набора высоты Иркутского аэропорта разбились 13 самолетов. Взлетно-посадочная полоса расположена таким образом, что любой следующий взлет или посадка могут стать фатальными», — приводит их слова издание «Сибирьмедиа».

Активисты считают, что о переносе аэропорта «чиновники в очередной раз поговорят и забудут». По словам одного из участников, после пикета у одного из них «начались проблемы», поэтому они боятся выглядеть «оппозиционерами» и отказываются от комментариев СМИ. «Мы не оппозиционеры и вообще не имеем никакого отношения к политике, мы просто хотим спокойно жить, не боясь, что на нас свалится самолёт», — рассказал один из участников пикета изданию.

«Верблюд» посчитал, что за последние 30 лет в Иркутске или рядом с ним произошло шесть авиакатастроф с погибшими: Ту-154 в 1994 году — 125 жертв, Ан-124 в 1997 году — 72 жертвы, Ту-154 в 2001 году — 145, А310 в 2006 году — 125, Ми-8 в 2011 году — двое, недавнее крушение Ан-12 — девять. Для сравнения: в Хабаровске за тот же период случились три крушения самолетов, в Красноярске — одно.

Фото: Глеб Осокин / Википедия

Что не так с иркутским аэропортом?

Первоначально площадка для посадки самолетов в Иркутске появилась на Левом берегу в 1925 году, а на нынешнем месте, в районе Красных казарм, аэродром создали в 1933 году. Сейчас от центра города аэропорт отделяют всего около пяти километров. Вопрос его переноса за пределы города начали обсуждать еще в советские годы и продолжают по сей день.

Проект строительства нового аэропорта разработали в 2010 году, но его не согласовало Министерство обороны РФ. В 2014 году президент России Владимир Путин поручил перенести объект за город, однако с того момента власти региона так и не смогли согласовать подходящий участок под строительство.

В октябре 2021 года на встрече с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Александром Нерадько губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заявил, что проект 2010 года планируют доработать и сейчас власти региона занялись этим.

Для переноса аэропорта сейчас рассматривают две площадки — деревню Позднякова и местность Ключевая Падь. Ранее для первой уже создавали проект, но он не прошел экспертизу. Власти региона планируют определиться с местом будущего строительства до конца года. Согласовать новый проект хотят до 2025 года, чтобы войти в федеральную программу «Развитие транспортной инфраструктуры» и начать строительство. По словам Кобзева, уже нашлись несколько соинвесторов.

🛫

Как развивался аэропорт Иркутска в 2000-х


2008

удлинили взлетно-посадочную полосу до 3563 метров

2009

открыли новое здание терминала внутренних авиалиний

2010

разработали проект нового аэропорта

2015

передали аэропорт в областную собственность

2016

завершили реконструкцию «взлетки» спустя 12 лет

Параллельно с разговорами о переносе не раз обсуждали вопрос о необходимости глобальной модернизации аэропорта. По факту осовременивать объект на протяжении многих лет удавалось небольшими частями. Так, в 2008 году взлетно-посадочную полосу удлинили до 3563 метров, что позволило увеличить число принимаемых судов. В 2009 году открылось обновленное современное здание терминала внутренних авиалиний (международный терминал по-прежнему находится в здании 1938 года постройки). В 2015 году ОАО «Международный аэропорт Иркутск» передали из федеральной собственности в областную — это было сделано, чтобы привлекать инвесторов для развития авиаузла. В 2016 году завершили реконструкцию взлетно-посадочной полосы, которая длилась 12 лет.

В 2016–2017 годах экс-губернатор области Сергей Левченко вел переговоры с холдингом «Новапорт» Романа Троценко в качестве инвестора. ФАС дважды предупреждала главу региона о незаконности выбора партнера без конкурса. В 2018 году власти привлекли к развитию действующего аэропорта госкорпорацию «Ростех». Предполагалось, что ее дочерняя компания построит новый терминал, который объединит международные и внутренние линии. В августе даже торжественно заложили камень на месте будущего здания, но дальше этого дело не сдвинулось. В июле 2020 года ФАС оштрафовала Сергея Левченко на 30 тысяч рублей за выбор инвестора без конкурса.

Фото: Правительство Иркутской области

В 2020 году уже новое правительство региона признавало, что до 2024 года еще необходимо провести реконструкцию рулежных дорожек и светосигнального оборудования, построить площадку для обработки судов противообледенительной жидкостью, новый аэровокзальный комплекс международных и внутренних авиалиний, привокзальную площадь и подъездные дороги, а также возвести перрон и очистные сооружения. На эти работы требуется 16,3 миллиарда рублей.

В чем причина частых авиакатастроф?

Если в массовом сознании авиакатастрофы связаны исключительно с расположением и состоянием аэропорта, то в реальности все менее однозначно. Однако совсем отрицать роль авиаузла нельзя. Так, например, в трагедии 2006 года, когда пассажирский лайнер А-310 выкатился за пределы ВПП (взлетно-посадочной полосы) и загорелся, главную роль сыграла небольшая полоса безопасности — расстояние от «взлетки» до ближайших построек, писали СМИ. Для сравнения: когда в аэропорту Домодедово за ВВП выехал Ил-62, выполнявший рейс из Триполи, он без помех уехал на полкилометра. Самолет получил повреждения, но пожара не последовало.

Кроме того, иркутский аэропорт находится в зоне частых туманов — влияют высота в 500 метров над уровнем моря и близость водохранилища. Туманы препятствуют хорошему обзору. Об этом рассказал «Верблюду» экс-начальник отдела авиатранспорта министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Александр Арфаниди. Однако он отметил, что конкретную причину крушений самолетов назвать сложно.

Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что переносить аэропорт необходимо. Начальник производственно-диспетчерской службы иркутского аэропорта Евгений Еловский в 2016 году рассказывал изданию «ИркСиб», что такой объект должен находиться в 30–40 километрах от города и больше всего подходит участок в деревне Позднякова: «Позднякова не попадает в нашу туманную зону и там нет застойной низкой облачности, как у нас. Кроме того, площадка находится в 45 км от города, что, с одной стороны, безопасно для жителей, а с другой — дает возможность для дальнейшего развития, строительства».

По мнению Александра Арфаниди, переносить аэропорт необходимо в ближайшее время. «На мой взгляд, чем дольше затягивать, тем менее удобоваримо можно разрешить этот вопрос. Потому что площадки рассматриваются давно и долго, а жизнь не стоит на месте и эти земли застраиваются», — сказал «Верблюду» эксперт.

Есть и другое мнение о причинах авиакатастроф в Иркутске. Как рассказал «Верблюду» действующий пилот одной из авиакомпаний, это никак не связано с аэропортом, что подтверждается расследованиями авиационных происшествий. Но при этом специалист признает, что в аэропорту Иркутска есть свои сложности и особенности. К ним относятся нестандартный угол наклона глиссады (траектории снижения авиасудна) и градиент полосы (полоса находится под уклоном). Собеседник отметил, что в связи с этим в некоторых авиакомпаниях действуют ограничения: неопытных пилотов не допускают к посадке в Иркутске.

«»

«Да, постройка нового аэропорта со стандартным углом наклона глиссады и меньшим градиентом упростили бы посадку, однако, повторю, что ни одно авиационное происшествие в Иркутске прямо или косвенно не было вызвано особенностями аэропорта», — отметил специалист.

Также он считает, что нужно построить новый аэропорт, но тот факт, что делать это нужно за чертой города, связывает исключительно с тем, что в центре нет для него места: «Лично я был бы рад постройке нового современного аэропорта и как пилот, и как иркутянин. Это и новая железнодорожная ветка для электричек, и новое многополосное шоссе, развязки, улучшение всей транспортной инфраструктуры. Я за постройку нового аэропорта с современной полосой и терминалом. В городе он находится или посреди поля — на безопасность полетов влияния не оказывает никакого».

Фото: Правительство Иркутской области

❗️

Что может быть причинами частых авиакатастроф в Иркутске


  • Небольшая полоса безопасности иркутского аэропорта
  • Расположение «взлетки» в зоне частых туманов
  • Слабая система управления безопасностью полетов в региональных авиакомпаниях

Как прокомментировал «Верблюду» начальник отдела по связям с общественностью аэропорта «Иркутск» Клим Куликов, расположение и состояние аэропорта никак не связано с авиакатастрофами. «За эти 30 лет только один самолет упал в аэропорту, это было в 2006 году, но там признали причиной авиакатастрофы техническую неисправность самолета. Расположение, работа аэропорта к этому делу и ни к одной из авиакатастроф отношения не имеют. Всегда есть заключение, где указана причина крушения. И нет ни одного случая, где сказали бы: „Вот в этой авиакатастрофе виноват аэропорт“. Везде были технические неисправности или ошибки экипажа», — считает Клим Куликов.

По мнению пилота, беседовавшего с «Верблюдом», сократить число авиакатастроф помогут расследования уже случившихся происшествий, выявление факторов риска и принятие мер для сокращения этих рисков: «В авиакомпаниях есть система управления безопасностью полетов (СУБП). Она жестко регламентирована и приносит свои плоды. С 2006 года статистика поменялась в лучшую сторону. Имеют место катастрофы в небольших компаниях — подозреваю, что там с СУБП не все так хорошо. Выход — усилить надзор за всеми эксплуатантами, а не только за самыми крупными».

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому