• Пробки 2
  • Погода
  • СМИ: в иркутском детдоме сократили работников, заявивших о насилии над воспитанникамивоспитанниками
  • Новый фудхолл откроется в «Карамели» 12 февраляфевраля
  • В Большом Голоустном жители спасли обездвиженную косулюкосулю

Главная > Практика 08.12.2021 16:49

Нужно ли кормить городских птиц и зверей зимой? Как делать это правильно?

Таня Мелентьева

Таня Мелентьева

0 Читать комментарии
Нужно ли кормить городских птиц и зверей зимой? Как делать это правильно? - Верблюд в огне

Фото: Катерина Зырянова / «Верблюд в огне»

С наступлением холодов у городских птиц и зверей становится меньше источников пропитания. Все мы с детства помним, как в школе осенью и зимой делали кормушки для синиц и белок. Но действительно ли это так нужно? Как подкармливать птиц и не навредить им? А как помочь бездомным кошкам и собакам в морозы? «Верблюд» попробовал разобраться вместе с экспертами.


Какие животные обитают в городе?

В Иркутске можно встретить более 200 видов птиц, но не все обитают в городе круглогодично. По словам орнитолога, ведущего научного сотрудника НИИ биологии ИГУ Игоря Фефелова, у нас есть и лесные птицы, и водные, иногда появляются степные и горные, на зиму прилетают и тундровые.

Из тундровых зимой иркутяне могут увидеть белую сову, зимняка, тундряного (желтогорлого) рогатого жаворонка, во время миграций — куликов. Из степных птиц в городе можно встретить белогорлого рогатого жаворонка и каменку-плясунью, из горных — сибирского вьюрка.

Водных и лесных птиц в Иркутске десятки. На набережных обитают чайки, крачки, кряквы и гоголи. Из лесных можно встретить, например, дятлов, пеночек, снегирей, свиристелей, чечеток и горихвосток.

Разнообразие животных также не ограничивается белками, ондатрами, собаками и кошками, которых постоянно замечают в парках, на улицах и набережных. В Иркутске обитают даже ласки и горностаи — правда, это скрытные зверьки и они не попадаются на глаза горожанам.

Фото: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»

Нужно ли зимой подкармливать птиц?

Зимой пернатым сложнее прокормиться — световой день становится короче: времени на поиски еды меньше, а энергии тратится больше. Поэтому подкормка может помочь птицам, но делать это нужно с осторожностью.

«Многие птицы привыкают к тому, что их постоянно кормят, и перестают улетать на зимовки. И для них это может закончиться не слишком хорошо, особенно когда люди вдруг перестанут их кормить», — рассказывает директор Иркутской зоогалереи Людмила Ивушкина.

Кроме того, еда, которую люди обычно дают птицам, далека от того, что они получают в природе. Горожане редко ищут информацию о том, как правильно кормить пернатых, считает Ивушкина. «Люди, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления — для них это развлечение, как сходить в зоопарк. И в таком случае лучше вообще не кормить, чем так», — добавляет она.

Кроме того, подкормка может быть опасной для здоровья городских птиц из-за скученности — она ведет к распространению инфекционных болезней. По словам орнитолога Игоря Фефелова, в местах, где питаются двести-триста голубей, часто можно заметить нездоровых пернатых. Однако немногие птичьи болезни опасны для людей, подчеркивает специалист.

Чем правильно кормить птиц?

Подкармливать птиц можно только той едой, которую они могут найти в природе, поэтому однозначно ответить на этот вопрос нельзя. По словам специалистов, пернатым ни в коем случае нельзя давать еду «со стола», жареное, соленое или копченое, а также испортившуюся пищу.

Игорь Фефелов советует давать синицам мясо, фарш, натуральные жиры, воробьям и другим зерноядным — зерновые корма. В качестве пищи для многих птиц можно использовать подсолнечные, дынные или тыквенные семечки (несоленые и нежареные). Дрозды и свиристели будут охотно есть овощи и фрукты, нарезанные мелкими кусочками. Однако такая еда быстро застывает на морозе.

Также орнитологи не рекомендуют в качестве корма хлеб. Некоторые городские птицы действительно иногда его едят. Однако это несвойственный для животных продукт, который плохо усваивается. К тому же в кормушках хлеб может намокнуть и испортить другие составляющие корма.

Фото: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»

А что насчет уток? Горожане постоянно кормят их хлебом

О кормлении водных птиц хлебом много споров — некоторые активисты даже вывешивают в общественных местах плакаты с просьбой не делать этого. Мнения орнитологов по этому вопросу расходятся: одни специалисты считают, что хлеб плохо сказывается на пищеварении птиц, другие утверждают, что утки, которые живут в городе, уже привыкли к такой еде.

«И те и другие правы, но отчасти. Если кормить хлебом и только хлебом — конечно, не очень хорошо. Как в случае любой однообразной пищи. Но кряквы — те, кому хлеб чаще всего перепадает все-таки зимуют на живой реке Ангаре и могут находить „дикие“ корма. Поэтому хлеб разбавляется водными личинками и рыбешкой», — рассказывает Игорь Фефелов.

Большинство уток, зимующих на Ангаре, в подкормке вообще не нуждаются, говорит орнитолог. Гоголи и крохали сами находят себе корм на дне — они питаются рыбой и водными беспозвоночными.

По словам Игоря Фефелова, уток можно кормить хлебом первого и второго сорта (ржаным нельзя — в нем мало калорий, а зимой это важно) и геркулесом. Также можно давать зерно, крупы и каши, однако они быстро тонут, поэтому не надо давать птицам такую пищу над глубиной или на сильном течении. Специалисты Greenpeace также советуют использовать в качестве корма травяные гранулы, нежирный творог и приваренную рыбу.

Что лучше — кормить птиц с рук или сделать кормушку?

Человек может покормить с рук, в основном, только голубей, но эти птицы не голодают зимой, говорит Игорь Фефелов. «Если птички узнают человека в лицо и сами подлетают — тогда можно и так. Но в целом, конечно, лучше завести кормушку. С ней птицы еще и не слишком сильно привыкают к людям, такая привычка может быть для них опасна», — считает орнитолог.

Как правило, голубям, воронам и другим крупным пернатым легче найти пропитание зимой, чем мелким птицам. Поэтому при выборе кормушки лучше ориентироваться на последних. Однако если вы хотите накормить и тех и других, то кормушки для крупных и мелких птиц нужно расположить вдали друг от друга и подобрать под габариты животных. Кроме того, птиц необходимо защитить от хищников (например, кошек и собак), поэтому емкости с кормом нужно размещать на высоте более 1,5 метров.

Фото: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»

Кормушку можно сделать самим или купить в специализированном магазине. Эксперты считают, что наиболее подходящий материал для конструкции — это дерево. Использовать в качестве кормушки пластиковые бутылки не стоит, так как материал наносит вред окружающей среде.

Важно, чтобы кормушку не засыпало снегом, не заметало и не продувало. Во время сильных морозов и снегопадов нужно следить, чтобы корм был всегда. В таких случаях орнитологи советуют ставить «кормушки-автоматы» с большой емкостью. Также можно сделать экокормушки в виде «шашлычков», пирогов или «бус». В основу таких лакомств нужно добавить семечки, арахис и сухофрукты, а в качестве связующего вещества использовать сливочное масло, желатин или животный жир.

Зимой кормушку для мелких птиц нужно заполнять утром либо дважды в день небольшими порциями. Конструкцию необходимо периодически чистить, а каждый раз после контакта с кормом обрабатывать руки санитайзером.

Кстати, Союз охраны птиц России выпустил подробный гид «Зимой накормим птиц». В нем орнитологи рассказали, как выбрать или самостоятельно сделать кормушку из разных материалов, а также какие именно конструкции выбрать для маленьких и крупных птиц.

А что насчет белок — чем их кормить?

Белки могут самостоятельно найти себе питание и не нуждаются в помощи человека зимой. «Это те животные, которые никуда не мигрируют, они отлично приспособлены к тому, чтобы переносить зиму. Природа замечательно регулирует их численность», — объясняет Людмила Ивушкина. По ее словам, в городских парках и скверах белок живет именно столько, сколько может прокормить данная территория.

Однако если горожане все-таки хотят покормить животное, то можно подготовить семечки, кедровые и грецкие орехи — несоленые, нежареные, некаленые. Кормить белок сладостями и хлебом запрещено. «Для тех, кому хочется „поиграть в доброту“, можно дать рекомендации только из области „не навредить“. Природа — это очень тонкая система, и чем меньше в нее вмешиваешься, тем лучше», — добавляет Ивушкина.

Кормить белок с рук не стоит — животные могут укусить, а они часто являются переносчиками болезней. Также это наносит вред самому зверю: белки, приученные к «ручному» кормлению, часто попадают под машины и становятся жертвами бродячих собак. Еду лучше оставлять в кормушках.

Фото: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»

А как можно помочь городским кошкам и собакам пережить зиму?

Специалисты считают, что подкармливать бродячих животных — это плохая идея в долгосрочной перспективе. Из-за постоянных прикормов число бездомных кошек и собак в городе только увеличится, а численность других городских животных (например грызунов и птиц), наоборот, снизится.

По словам директора питомника «К-9» Вячеслава Славина, бездомные животные не испытывают проблем с питанием в городе. «Люди думают, что именно голодные собаки бросаются на людей. Ничего подобного. Бросается, в основном, собака, которой просто нечего делать, — она лежит, ей не надо пищу искать. Вот они и собираются в стаи, лают, кидаются», — говорит он.

«Бездомные кошки и собаки — это не те животные, которые должны находиться в городской среде. Они изначально должны быть домашними и иметь хозяев. И лучшее, что человек может сделать для бездомной кошки или собаки, — это забрать домой», — считает Людмила Ивушкина. Животное с улицы нужно стерилизовать, проглистогонить и оставить себе или попытаться через интернет найти нового хозяина, добавляет она.

По словам Вячеслава Славина, стерилизованные собаки не только перестают бесконтрольно плодиться, но еще и становятся менее агрессивными и перестают сбиваться в стаи. Таких собак распознать легко — на ухе у них прикреплена специальная бирка.

Если вы заметили нестерилизованную собаку и вам хочется ей помочь — вызовите специальные службы. Специалисты прооперируют животное, помогут ему восстановиться, сделают обязательные прививки и выпустят на то место, откуда забрали. В питомнике «К-9» эти процедуры платные и стоят около 3500 рублей. Также иркутяне могут подать заявку на отлов животного в городскую администрацию.

Я вижу, как животное мерзнет на улице. Как я могу помочь?

По словам директора «К-9» Вячеслава Славина, бездомные собаки осторожны и не будут подпускать к себе людей, а тем более — проситься в теплые подъезды. В этом случае помочь можно только кошкам.

Сильные холода для кошек смертельно опасны — на морозе они могут достаточно быстро погибнуть, говорит Людмила Ивушкина. Однако животные обычно ведут оседлый образ жизни и прячутся в подвалах. Если вы заметили кошку, которая просится в подъезд, впустите ее — возможно, животное выгнали из места, где она жила, или она потерялась. Если спустя несколько дней животное будет находиться в подъезде — отвезите в ветеринарную клинику и помогите найти ему новый дом.

Кстати, по словам Вячеслава Славина, иногда кошки в поисках тепла забираются под капот автомобиля. Для того чтобы избежать несчастных случаев, в сильные морозы и метели проверьте машину — достаточно будет постучать по ней. Если животное будет под авто, то оно выбежит из-за громких звуков.

Комментариев 0

Тренды 23.12.2021 16:59

Андеграунд, хороший крафт и техно-вечеринки — ради чего иркутяне ходят в бар «Моралист» (даже в 64 года!)

Яна Шутова

Автор Яна Шутова

0 Читать комментарии

Два года назад на бывшем складе пивных бочек арт-завода «Доренберг» открылся тапрум «Моралист». Он сильно отличается от других иркутских баров. Сюда приходят не просто выпить — здесь проходят диджей-сеты с качественной музыкой, выставки, лекции об искусстве и даже тату-сессии. Это место — коллаборация бывшего управляющего баром «Декабрист» Евгения Жарковского и лидера граффити-команды Moral Сергея Капустина (отсюда и название «Моралист»).

«Верблюд в огне» поговорил с пятью резидентами бара и узнал, что притягивает их в «Моралисте», какую музыку можно назвать интеллектуальной и что означают арты, которые можно здесь увидеть.


Партнерский материал

Дисклеймер: «Верблюд» не пропагандирует курение и чрезмерное употребление алкоголя.

Валентин Устюжин

музыкант, диджей, сооснователь творческого музыкального объединения U Sin Prod

Фото предоставлено «Моралистом»

В первый раз я попал на вечеринку в «Моралисте» где-то в январе 2020 года. Не помню, кто играл [за пультом], но людей было много. Моим друзьям здесь не особо понравилось, они предпочитают дорогие заведения с лакшери-интерьером, где сидят взрослые пузатые дядьки с деньгами. А меня, наоборот, зацепило. «Моралист» — это андеграундное место в подвале, в котором сохранилась атмосфера старины. Мне запомнились толстые кирпичные стены, слой штукатурки, наличие граффити, бочки вместо столов, особенное освещение. Аура этого места кардинально отличалась от любого заведения Иркутска.

Я поймал себя на мысли, что мне комфортно здесь находиться. Потому что я мог быть самим собой, хотя меня окружали совершенно незнакомые люди. Здесь не надо соответствовать своему возрасту, положению, статусу. Можно просто быть таким, какой ты есть, и никто на тебя криво не посмотрит.

Фото предоставлено «Моралистом»

«Интеллектуальная электронная музыка — это не рейв»

Наше объединение U Sin Prod работает преимущественно с электронной танцевальной музыкой. Первые вечеринки мы начали проводить во время пандемии, чтобы поддержать заведения, пострадавшие из-за ограничений. Мы это делали без денег, вход был бесплатный. Просто играли свою музыку в барах Circus, Blackwood.

На тот момент мы экспериментировали и искали собственный формат. В итоге нащупали свою нишу — интеллектуальная электронная музыка (что-то среднее между коммерческой музыкой и андеграундом). Интеллектуальность — это и про музыку, и про слушателя. Музыка не существует без слушателя. Без него она так и останется авторской и утонет в пласте коммерческой музыки, ее никто не услышит. Мы взяли на себя роль донести эту культуру.

Надо понимать, что наши вечеринки — это не рейв. В формате рейва чувствуется какой-то флер контркультуры, запрещенных веществ, зачастую это проявление юношеского максимализма. А мы поставили перед собой задачу просветительской деятельности.

От двух гостей до полного бара

Когда мы начали делать вечеринки в составе своего творческого объединения U Sin Prod, моя знакомая Юлия Смирнова написала, что управляющий баром «Моралист» хочет со мной познакомиться. Так началось наше сотрудничество. Это было весной 2021 года.

Не скрою, сначала на вечеринки приходило два-три человека. Но Женя (Евгений Жарковский. — Прим. авт.) всегда помогал, подсказывал, давал контакты людей, которые могут помочь [с организацией и раскруткой вечеринок]. И в этом его отличие от других управляющих. Всем остальным нет разницы, кто к ним приходит играть. У них есть своя роль — предоставить площадку, сделать анонс и наливать людям алкоголь. Сверхусилий не прилагают, короче. А в «Моралисте» было иначе.

💡

Как появился «Моралист»


В 2019 году, после закрытия творческого пространства Loft Kolba его создатель, иркутский граффити-художник Сергей Капустин решил запустить новый проект. Сооснователь «Доренберга» Евгений Ефремов показал ему заброшенный склад на территории арт-завода. Сергея помещение заинтересовало, и он предложил Евгению Жарковскому, ранее управлявшему пабом «Декабрист», открыть бар. На тот момент помещение представляло собой заброшенный склад, в прошлом это были производственные помещения пивоваренного завода. Не имея инвесторов, мужчины договорились сами сделать ремонт, как они шутят, «не хуже, чем в подъезде».

Спустя несколько месяцев, в декабре 2019 года состоялось открытие тапрума «Моралист». Основатели поставили целью продвигать питейную и стритарт-культуры: здесь можно попробовать напитки локальных пивоваров и увидеть работы местных художников (первую выставку готовил сам Сергей Капустин). В этом году в «Моралисте» открылся второй зал в стиле рюмочной.

Мы придумали новый формат — Techno Basement. В это время к U Sin Prod как раз присоединился Илья Ошурков, он настоящая ходячая энциклопедия, музыкальный эрудит. Илья повлиял на развитие нашего творческого объединения, благодаря ему мы стали лучше, родился формат техно-вечеринок.

Techno Basement — это интеллектуальная танцевальная электронная музыка, которую вы не услышите по радио, ТВ или на других вечеринках. В первый раз пришли около 150 человек. У нас был хороший анонс, серьезный организационный подход, афишу рисовал дизайнер — все от начала до конца было продумано. Это была самая крутая и запоминающаяся вечеринка. Кстати, впервые сделали платный вход, до этого мы играли бесплатно.

После этого аудитория значительно расширилась. Сегодня наш слушатель — это креативная интеллигенция Иркутска: представители IT-сферы, фотографы, музыканты, художники. Эти люди приходят в бар, потому что видят ценность в том, что мы делаем. И они таким образом выражают нам свой респект. Среди наших гостей есть даже такие, кто вносят двойную входную плату, — только для того чтобы поддержать наше музыкальное объединение.


Дарья Лукина

художник-дизайнер, автор персональной выставки в «Моралисте»

Я архитектор по образованию. После университета поработала по профессии пару месяцев за 15 тысяч рублей и поняла, что это не мое. Сейчас я художник-дизайнер в компании ProArt, создаю эскизы для росписи стен и фасадов.

Рисую с детства, с трех лет. Это для меня способ расслабиться, выплеснуть эмоции, успокоиться. Мне нравится изображать людей, но на архитектурном факультете нас постоянно заставляли рисовать здания. Дом Европы я нарисовала столько раз, что помню все вензеля и наличники. А эти работы (показывает на свою выставку. — Прим. авт.) — для души. Это все мое, депрессивненькое, как люди говорят. Хотя, на самом деле, нет.

Красота на грани разложения

11 декабря в «Моралисте» открылась моя первая выставка. На подготовку ушло около 20 тысяч рублей, и спонсора, кстати, нашел Женя Жарковский. Я бы сама не смогла, потому что мне трудно «продавать» свои работы. У меня даже в «Инстаграме» одно время было написано: «Не рисую на заказ».

Я пробовала, брала заказы через Tumblr у иностранцев, они хорошо платят за фан-арт (рисунки персонажей сериалов). Буквально три картинки нарисовала, и мне это надоело. Теперь могу только друзьям нарисовать, да и то не всем. Подруга десять лет просит портрет, я все обещаю, но никак не получается. Что ее рисовать — она и так красивая! А у моих персонажей изюминка в каком-то дефекте, красота на грани разложения. Это и привлекает.

Раньше я не настолько в себя верила, чтобы устраивать персональную выставку, но моя коллега Юля [Смирнова] и Женя Жарковский меня поддержали, уговорили. И хотя «Моралист» — это бар, мне не страшно было разместить и оставить на стенах свои работы, потому что здешние ребята для меня как семья. Картинам здесь безопасно.

На выставку я отобрала самые свежие работы и те, которыми горжусь. Это диджитал-рисунки, созданные в «Фотошопе», три акварели, акрил. Самая верхняя — это я выходила из затяжной депрессии. Состояние, когда ты выползаешь незащищенный в этот мир и готов снова получать новые шрамы. Вот эта работа по следам психоделического сна, в котором я вытаскивала иглы из живота, — было не больно, просто странно.

Все эти девки со скелетами (показывает на серию картин. — Прим. авт.) — переживание по поводу того, что у меня ворона умерла. Я мечтала взять вороненка, воспитать, но два раза птенцы погибали. Тогда меня и подкосило.

Когда происходит что-то действительно плохое, мне проще осмыслить, обдумать и нарисовать. И вроде как закрываешь тему: она остается в рисунке и запечатывается. При этом я не считаю, что вкладываю плохие эмоции в свои работы.

На открытие выставки пришло человек 50–60, я даже не ожидала. Друзья, коллеги, родители и даже незнакомые люди. Всем все понравилось (стеснительно улыбается. — Прим. авт.), родители сказали: «Круто, Даша». После этого появилось чувство ответственности и желание больше работать, наращивать скилл.

«Здесь от тебя не требуется быть суперсоциальным человеком»

В «Моралисте» сложилась какая-то своя тусовка. Ты сидишь за баркой, и какого человека ни спроси, он обязательно окажется художником, татуировщиком, музыкантом. В этом большая заслуга Жени (Жарковского. — Прим. ред.): он не хочет, чтобы бар превратился в какую-то разливнуху, старается делать мероприятия с хорошей музыкой, диджеями, устраивает выставки и лекции.

Мне это место очень импонирует. Безопасное пространство, много адекватных людей, а случайные пьяные компании не залетают, потому что бар находится не в центре. Я вообще особо не тусовщик, но здесь мне комфортно, потому что можно спокойно посидеть, от тебя не требуется быть суперсоциальным человеком и поддерживать выученные разговоры. Хочешь — говоришь, хочешь — молчишь.

Андрей Васильевич

64 года, пенсионер, завсегдатай «Моралиста»

Я познакомился с Евгением Алексеевичем (Жарковским. — Прим. ред.) в заведении «Декабрист», которое располагалось на улице Киевской. Проходил мимо, зашел, попробовал один-другой-третий сорта пива. Понравилось. Я почти 20 лет отдал военной службе и в алкогольных напитках разбираюсь. В советских, качественных, особенно домашней выработки. Помню даже бортовой спирт, который шел на противообледенительную систему самолетов. У нас некоторые судна поэтому назывались «самолет-ресторан», «самолет-кабак».

Когда «Декабрист» закрылся, ребята нашли вот это романтичное помещение. Когда я первый раз сюда пришел, было впечатление, что попал в какой-то немецкий бункер из фильмов о Великой Отечественной. Где немцы собираются, пьют, как в фильмах 1950-х в стиле «Небесного тихохода». Потом я узнал, что это знаменитая пивоварня Доренберга. Оказывается, под нами есть еще два этажа, которые сейчас подтоплены.

Ценители шоколадного и молочного пива

В общем-то, здесь очень оригинально. Слово «уютно» не подходит. Какой-то особый шарм, слияние настоящего и прошлого. Контингент людей очень порядочный, царит доброжелательная атмосфера дискуссий и бесед. Конечно, здесь курить не принято, но для виду можно негорящую трубочку взять в рот (картинно вынимает из кармана трубку. — Прим. авт.). Эту трубку мне Евгений Алексеевич подарил. Уже шестая, пять предыдущих я сгрыз. Нормальная трубка, качественная. Но здесь я не курю — это дурной тон.

В «Моралисте» можно отведать хорошее пиво. Здесь настоящие напитки, не подделки, Евгений Алексеевич тщательно подбирает поставщиков. Лично я люблю темное красное пиво, есть тут такое. Сейчас появился сорт с молочными нотками, очень мягкий, приятный.

У меня двое товарищей, проживающих в сельской местности. Они любители употребить, скажем так. Но после того как попробовали пиво, которое я им отправил отсюда, один из них сказал: «Андрей Васильевич, я обычно пью большими кружками, но здесь не мог себе этого позволить. Я пил небольшими глотками и наслаждался этими напитками, особенно шоколадным». Ему за 50 лет, но он по-прежнему, как ребенок, сладкоежка (смеется).

«Сходить в бар — это лучше, чем дома „надуться“»

То, что я здесь старше всех посетителей, меня абсолютно не смущает. Возраст — это всего лишь арифметика. Люди, которые приходят сюда, очень рациональны, разумны. Они раскованны в хорошем смысле этого слова. В то же время у них глубокая самодисциплина, это чувствуется по разговорам и поведению.

Я не богатый человек, но могу себе позволить поход в бар и кружку пива за 250–300 рублей. Это гораздо лучше, чем взять бутылку, сесть дома и «надуться».

Как-то раз засиделся в «Моралисте» до самого утра. Было начало осени, ребята на улице жарили мясо, шашлыки, а я деревенское сальце притащил. Сидели, разговаривали. Очень теплая ночь была. Не заметили, как начало светать и трамваи загремели…

Сергей Колесников

тату-художник, участник tattoo-day в «Моралисте»

Я увлекся татуировкой где-то в 2007 году, когда еще в школе учился. Просто увидел на людях интересные штуки, захотелось что-то подобное повторить. Первые опыты были на себе из самодельного инструмента. Мы разбирали электрические зубные щетки, иголки вставляли, окунали в краску из гелиевой и шариковых ручек. В общем, смастерил я тогда в школе свою первую тату-машинку, закинул ногу на ногу и сделал себе какой-то узорчик кривой.

После школы пошел в художественное училище, потом в армии бил татуировки. Тогда я еще не понимал, что это станет моей основной работой, а сейчас открыл собственный кабинет.

«Разделся — как одна картинка»

Невозможно работать тату-мастером и самому не «заколотиться», это сапожник без сапог. Сейчас у меня забито уже больше половины тела. Остался сбоку кусочек пустой, сзади пустая нога. Лицо не буду трогать — слишком контактная часть тела.

Есть такой художник Ганс Руди Гигер, он придумал «Чужого» и создал стиль биомеханики. В таком стиле у меня все и забито, разделся — как одна картинка. Если колотиться, то все тело в один рисунок, — это пожизненное хобби и самое правильное, адекватное отношение к татуировке.

Моя миссия — сделать татуировку максимально красиво, по пропорциям тела. Если клиент предлагает какую-то ерунду набить, я попытаюсь залезть ему в голову и нажать кнопочку, чтобы он понял, что это глупая идея и можно сделать лучше. Тату-мастер должен быть психологом. А то ведь потом человек всю жизнь будет ходить с татуировкой, которая его бесит.

От разрухи до творческого пространства

С Сергеем Капустиным, одним из создателей «Моралиста», мы знакомы давно, еще со времен его лофта Colba. Когда мы с ним пришли сюда в первый раз, тут был мусор и темнота. Лампочку вкрутили — полная разруха. Сели, нарисовали план, подумали, где будет барная стойка, туалет, сцена, и потихонечку начали делать. Ребята договорились и купили кирпич с бывшей чаеразвесочной фабрики, наняли рабочих, чтобы они выложили из него барку, причем намеренно криво. Каждый привнес сюда что-то свое: из баллончиков из-под краски выложили стенку, разрешили граффитистам «затегать» все стены, подвесили к потолку велосипед, который Женя выиграл в конкурсе от Heineken, купили на «Авито» два советских кресла, я отреставрировал и установил напротив туалета старинное зеркало. Примерно через год бар открылся.

В Иркутске раньше не было подобных мест. Существовали отдельные движухи, например «Нига плиз», но у них нет своего помещения. «Моралист» — это место с классными диджеями, выставками, уклоном в стрит-арт. Периодически проводим здесь tattoo-day, когда можно набить небольшие татуировки.

За одной барной стойкой в «Моралисте» могут встретиться художники, фотографы, танцоры, рэперы, люди творческого толка. Здесь же выгода не в том, чтобы народ поить и на этом зарабатывать. Это просто творческое пространство, куда народ приезжает пообщаться.


Юлия Cмирнова

бренд-менджер компании ProArt

В «Моралисте» меня называют «кент по кентам» или «ивентщик по-братски». На самом деле все, кого я сюда привожу, — это мои друзья. Ребята из U Sin Prod не могли найти площадку, я их познакомила с Женей (Жарковским. — Прим. ред.). Теперь они продвигают музыкальную культуру и прививают вкус. С Дашей Лукиной мы вместе работаем. Как-то зашли в пятницу после работы сюда, поболтали и решили делать выставку. 

Я давно вынашивала идею сделать цикл лекций об уличном искусстве, но все откладывала, боялась. Женя сказал: «Проводи у нас». В «Моралисте» в этом плане классная политика: за культурные мероприятия не берут аренду. Мы все лето проводили здесь лекции, к нам приходили уличные художники, рассказывали об истории граффити. Каждая лекция превращалась в большую многочасовую дискуссию. Это оказалось так успешно, что нас стали звать и в другие локации.

«Поехали, я покажу тебе сердце андеграунда»

«Моралист» — мультизадачная площадка, которая принимает самых разных людей. Утром здесь может быть лекция начальника отдела по молодежной политике, вечером — громкая туса, а завтра — tattoo-day.

Когда к нам приезжает кто-нибудь из другого города, а особенно художники, я всегда говорю: «Поехали, я покажу тебе сердце андеграунда Иркутска». Аналогов «Моралисту» нет. Во-первых, арт-завод «Доренберг» — это место с богатой историей. Во-вторых, само название «Моралист» появилось не с бухты-барахты. Это производное от граффити-команды Moral Сережи Капустина и бывшего бара «Декабрист» Жени Жарковского.

Здесь все неслучайно, вплоть до наклеек на стенах бара. Их, кстати, оставляли местные ребята-пивовары, уличные художники, гости заведения. Потолки разрисовывали наши местные граффитисты, а один кусок расписал художник из Улан-Удэ, который приезжал на БАФ (первый фестиваль уличного искусства Baikal Art Fest. — Прим. автора). Фестиваль проходил в «Доренберге», а «Моралист» был главной площадкой для афтепати.

Сейчас мы формируем ассоциацию уличных художников. Официально зарегистрированную ассоциацию, которая будет помогать уличным художникам выполнять работы без адского согласования и бюрократии, облегчать порядок размещения. Недавно в баре открылся второй зал, там мы как раз и планируем собираться со свободными художниками.

Сюда ходит плюс-минус одна тусовка, все друг друга уже знают. В «Моралисте» еще и подобралась классная команда барменов. Они знают, что я люблю крафтовое темное пиво. Без лишних вопросов ставят кружку: «Это твое любимое». Прихожу сюда и после работы, и на свой день рождения, и на мероприятия. Такое ощущение, что я здесь всегда.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому