• Пробки 2
  • Погода
  • Видео дня: фильм о самом богатом предпринимателе царской России из ИркутскаИркутска
  • Бывшего транспортного прокурора Иркутска задержали по подозрению в мошенничествемошенничестве
  • Рейтинг: приложения, больше всего следящие за российскими пользователямипользователями

Главная > Карточки «Верблюда» 29.10.2020 16:22

Инструкция: как помочь бездомным людям в холодное время года

Наталья Сокольникова

Наталья Сокольникова

0 Читать комментарии
Инструкция: как помочь бездомным людям в холодное время года - Верблюд в огне

Иллюстрация: Валентин Ткач / «Верблюд в огне»

Во время сибирских морозов, когда температура опускается ниже нуля на 2030 градусов Цельсия, бездомные люди сталкиваются со множеством сложностей и вынуждены буквально выживать. Как быть, если вы встретили в Иркутске человека, живущего на улице, и захотели ему помочь? «Верблюд в огне» вместе с президентом благотворительного фонда «Оберег» Александром Соболевым подготовил пошаговую инструкцию.


Как относиться к бездомным

По словам Соболева, к проблеме бездомности есть два подхода: толерантный (его еще называют канадским или шведским) и условно-советский.

Первый подразумевает свободу выбора каждого человека находиться там, где ему хочется вести предпочтительный образ жизни. Быть человеку бездомным или нет — решать ему, а не сердобольному прохожему.

«Кто сказал, что вы выбрали в жизни правильный путь, а бездомный — нет? — говорит Соболев. — Общество должно уважать выбор человека. В Торонто или Нью-Йорке бездомных можно встретить через каждые 15 метров. Они получают бесплатную медицину, их подкармливают, дают коробки с едой. Это их образ жизни, и они не хотят, чтобы им помогали».

Второй подход — советский, альтруистический. Его идея в том, что бездомный — это человек, скатившийся по социальной лестнице вниз и нуждающийся в спасении: его нужно как минимум выслушать, отогреть, накормить. Таким путем идет, например, «Оберег». За три года в организацию поступило около 500 человек, 70 % из которых получили документы и заново социализировались, утверждает Соболев.


Как отличить бездомного от профессионального попрошайки

Перед тем как спасать человека, важно понять, действительно ли перед вами бездомный. Если человек просит милостыню, особенно в районе Центрального рынка или остановки Волжская, возможно, это его работа. Выйти на подобные точки разрешают не всем, утверждает Соболев. По его словам, они находятся под контролем криминала, а один попрошайка здесь собирает от 3 тыс.  до 5 тыс.  рублей ежедневно и от 90 тыс. до 150 тыс .рублей в месяц.

«Объемы там просто гигантские, — говорит руководитель „Оберега“. — Причем выбор делается довольно цинично: „Так, воин Афгана тут уже не канает, давай поставим женщину с ребенком“. Если и она перестанет собирать нужную сумму, ее заменят на человека с кровоточащей ногой».


Попрошаек от тех, кто действительно нуждается в помощи, можно отличить по энтузиазму, с которым они принимают нефинансовую помощь. Можно спросить у человека, что у него случилось, и предложить решение — пойти вместе на вокзал и купить билет домой, помочь с поиском пропавших родственников, купить продукты первой необходимости в крупном магазине, который находится в получасе езды от места, где вы его встретили. Профессиональный нищий не станет впустую тратить столько времени, потеряет к беседе интерес и вернётся на своё место.

В таких случаях лучше просто пройти мимо. Не стоит давать попрошайкам ни деньги, ни еду — у них этого достаточно, говорит Соболев.


Как помочь бездомному

Шаг 1. Поговорите с человеком

В первую очередь нужно преодолеть стеснение и брезгливость, подойти к человеку и спросить, как он себя чувствует и готов ли идти на контакт. Можно попробовать выяснить, почему он оказался на улице и где жил до этого.

Даже если вам кажется, что человек пьян, старайтесь быть дружелюбным и разговаривать с ним уважительно. Возможно, нарушение дикции и координации связано не с алкогольным опьянением, а с переохлаждением. Для многих бездомных даже просто человеческое отношение может стать стимулом к изменениям и подарить надежду, что ему помогут.

Разговорив человека, вы почти на 100 % услышите драматическую историю его судьбы: что он воин Афгана, бывший работник театра или сирота, который отдал всё своей младшей сестре. Это не всегда правда, особенно если рассказ заканчивается просьбой дать денег на выпивку или купить ее, чтобы согреться.


Не стоит покупать бездомному спиртное или просто давать деньги — скорее всего, они уйдут на его покупку. Этим вы точно никак не поможете человеку — алкоголь не согревает тело, а притупляет чувствительность.

Шаг 2. Узнайте, нужна ли ему помощь

Перед тем как что-либо предпринимать, поинтересуйтесь, нужна ли человеку помощь. Если получите утвердительный ответ, спросите, что конкретно ему сейчас нужно? Вызвать «скорую»? Накормить? Дать теплую одежду или впустить куда-то погреться? Или он решительно настроен изменить свою жизнь и поехать в центр реабилитации?

Что бы вы ни предприняли дальше, нужно получить принципиальное согласие от человека на вмешательство в его жизнь. Закон работает для всех одинаково: попытка переместить человека куда-либо без его согласия может расцениваться как похищение, а за это предусмотрена уголовная ответственность.

Будьте готовы к тому, что человек откажется от помощи, вообще не вступит с вами в диалог или нагрубит. Такие люди часто подвергались издевательствам и поэтому просто не доверяют людям.

Шаг 3. Помогите на месте

🚑 Окажите медицинскую помощь

Если у человека обморожение или травма, вы можете вызвать скорую помощь по телефонам 112, 103 (с мобильного телефона) и 03 (со стационарного). Медицинскую помощь обязаны оказать любому человеку, независимо от наличия у него паспорта РФ и других документов. Необязательно сообщать диспетчеру о том, что речь идет о бездомном.

Стоит сделать оглядку на реалии наших дней: из-за пандемии система здравоохранения перегружена, и ожидание «скорой» может затянуться на сутки. Ограничиться этим шагом, если человек находится в критическом состоянии, недостаточно — купите ему безрецептурные лекарства. Возможно, он сам сможет сказать, что конкретно ему нужно: средства от насморка, аллергии, бинты или что-то еще.

 Дайте чай и еду

В холодное время года особенно актуальны горячие напитки и пища, которую можно употребить сразу. Можно помочь и продуктами долговременного хранения и купить консервы, печенье, сухари.

🧣 Пожертвуйте теплую одежду и предметы гигиены

От обморожения и ампутаций бездомных может спасти теплая одежда: шапки, свитера, шерстяные носки, шарфы, варежки, куртки, пальто, ботинки. Главное, чтобы вещи были в хорошем состоянии — по крайней мере чистыми и без дыр.

Кроме того, бездомным всегда нужно нижнее белье (жертвовать стоит новое), предметы гигиены и ухода за собой: антисептик, бритва, влажные салфетки.

🚌 Купите проездной

Многие из живущих на улице знают, что в городе есть места, где они могут бесплатно поесть или помыться. Но добраться туда им бывает сложно. Проездной поможет решить эту проблему на долгий период.

Бездомный может сказать, что у него есть родственники или знакомые, например, где-то в области. Вы можете приобрести ему билет туда на электричку.

И в том, и в другом случае покупайте билеты с помощью карты — тогда их не получится вернуть и потратить полученные наличные на алкоголь.

🏠 Впустите в теплое помещение

Большой проблемой для бездомных в холодное время года является сон. Если летом можно выспаться под деревом, то зимой приходится искать теплое место, а их отовсюду гонят.

Уснув в сугробе, бездомный может сделать это в последний раз. Это страшная смерть. Поэтому в морозы Соболев рекомендует открывать им двери своих подъездов.


Понятно, что это решение далеко от идеального: от бездомного может пахнуть, да и соседи вряд ли поблагодарят вас. Но в холода вопрос стоит остро: преодолеть брезгливость и помочь человеку или позволить ему умереть?

Шаг 4. Расскажите, где бездомному могут помочь

Вы можете просто сообщить человеку, живущему на улице, где его могут накормить бесплатным обедом, дать талон на поход в баню или помочь с оформлением документов.

  • В благотворительном фонде «Оберег» любой желающий может получить порцию горячей еды (суп, второе). Здесь принципиально еду для всех желающих, сотрудников и директора фонда разливают из одного чана. Кроме того, в фонде помогут с оформлением документов.

    Когда: каждый день с 12:00 до 13:00
    Где: Помяловского, 19а
    Телефон: +7 (3952) 67-41-67
  • В самые холодные времена волонтеры «Оберега» будут раздавать горячую пищу еще в одном месте.

    Когда: зимой каждый день с 13:00 (дата начала проекта пока неизвестна)
    Где: улица Урицкого, около «Дома быта»
  • В социальной столовой при Храме Ксении Петербургской и Иоанна Кронштадтского можно получить горячий обед с собой и первую доврачебную медикаментозную помощь.

    Когда: каждый день в 13:00
    Где: Улица Сурикова, д.13
    Телефон: +7 (3952) 67-73-15
  • В рабочее время можно получить сухой паек в Отделении срочного социального обслуживания населения. Здесь же бездомному дадут талон на посещение дезинфекционной станции «Дезирс», где он сможет помыться и получить комплексную санитарную обработку и дезинфекцию одежды.

    Когда: с понедельника по пятницу с 10:00 до 13:00 и с 14:00 до 16:00
    Где: Академическая, 184, каб. 111
    Телефон: +7 (3952) 42-48-19

Шаг 5. Вызовите социальный патруль

В городе есть организации, которые готовы предоставить бездомному кров, еду и медицинскую помощь, помочь с трудоустройством и оформлением документов. Взамен от него потребуют отказаться от алкоголя и любых видов наркотиков, соблюдать порядок, регулярно мыться и, со временем, выйти на работу.

Такие организации, в большинстве своем, работают в режиме социального патруля, то есть могут самостоятельно приехать и забрать бездомного. Но звонить им можно только в том случае, если вы добились от человека решительного желания ехать. Случается, что бездомный выражает согласие, а оказавшись на месте отказывается оставаться. Тогда у него возникает проблема, как добраться до привычного в городе места.


Места, где бездомному помогут вернуться в общество

Благотворительный фонд «Оберег»

Четыре месяца фонд оплачивает содержание человека — за это время он может прийти в себя и вернуться к социальному образу жизни. Есть два отделения: мужское в Иркутске и женское в Ангарске.

В фонде помогают восстановить документы (не только паспорт, но и СНИЛС, и пенсионное) и устроиться на работу. Тем, кто во время жизни на улице успел получить инвалидность, помогают оформить соответствующие документы — человек сможет получать от государства выплаты на сумму до 14 000 рублей в месяц.

Кроме того, здесь работает детский сад — бездомный может оставить в нем своих детей, пока будет ходить на работу.

  • Телефон: +7 (3952) 67-41-67

Центр реабилитации «Лидер»

Здесь бездомному помогут реабилитироваться, восстановить документы, если необходимо, определят в больницу. Первый месяц человек живет здесь бесплатно, потом трудоустраивается и отдает небольшую часть дохода центру в качестве арендной платы. Когда чувствует себя уверенно, съезжает на съемную квартиру или комнату.

  • Телефон: +7 (3952) 73-05-80

Центр духовно-нравственного воспитания лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию «Альтернатива»

Центр предлагает восьмимесячную адаптационную программу для желающих вернуться к социальному образу жизни.

  • Телефоны: +7 (3952) 72-76-44, +7 (3952) 41-65-77

Женский кризисный центр «Мария»

Здесь помогают скорее не бездомным, а женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: потеря работы, домашнее насилие, уход из семьи, а также тем, кто недавно оказался на улице и по каким-то причинам не может вернуться домой. Им и детям дают возможность остановиться во временном приюте, предлагают бесплатную помощь юристов, психологов, предоставляют вещи первой необходимости.

  • Телефон: +7 (3952) 73-87-08


Как еще можно помочь

Если проблема бездомных волнует вас, но вы не встретили конкретного человека, которому нужна помощь, вы можете:


Что не нужно делать

  • Не стоит давать людям с улицы деньги или что-то, что они легко смогут обменять на наличные.
  • Для оформления паспорта РФ бездомному потребуется временная регистрация. Не стоит прописывать таких людей у себя — лучше направить их в специализированные службы, перечисленные выше.
  • Не предлагайте отвезти бездомного на своем автомобиле — это небезопасно. Во-первых, многие из них страдают психическими расстройствами и могут вести себя неадекватно. Во-вторых, они могут распространять целый букет заболеваний и неприятностей: от клопов и тараканов до заболеваний кожи.
  • Не нужно звонить по уличным объявлениям «Помощь наркозависимым и бездомным». Многие из этих организаций работают незаконно, и для бездомного человека такое «спасение» может закончиться трудовым рабством.
  • Даже если тема помощи бездомным далека от вас, постарайтесь не нападать на них и не вступать в конфликты. Со стороны жителей города большой помощью будет хотя бы смириться с их существованием.

Комментариев 0

Загрузка...

Тренды 20.11.2020 14:24

Батарея вместо бензобака: как иркутяне пересаживаются на электромобили

Екатерина Фалалеева

Автор Екатерина Фалалеева

0 Читать комментарии

За последние несколько лет жители Иркутской области полюбили электромобили — если в 2017 году в регионе насчитывалось всего 56 таких авто, то к середине 2020 года — уже 843. С 2019 года Приангарье находится на втором месте в России по количеству электромобилей — мы опережаем Москву и уступаем только Приморью. А еще наш регион — лидер рынка подержанных электрокаров. При этом в области практически нет никакой инфраструктуры, хотя ситуация медленно меняется — преимущественно силами активистов и бизнес-сообщества. «Верблюд» рассказывает, как устроена жизнь владельцев электромобилей в Иркутской области.



Что вы узнаете:

  • кто и зачем покупает электромобили в Иркутске;
  • во сколько обходится обслуживание электрокаров;
  • как часто их нужно заряжать и можно ли выезжать на них загород;
  • сколько в регионе электрозаправочных станций (спойлер: очень мало) и кто их устанавливает.

Причины любви

Одна из причин популярности электрокаров в Приангарье — низкая стоимость электроэнергии в регионе. В июне 2016 года иркутянин Сергей Налетов приобрел электромобиль. К тому времени он уже несколько месяцев искал более экономичную альтернативу своей машине. Сергей утверждает, что это был первый зарегистрированный в Иркутске Nissan Leaf, на сегодняшний день — самый популярный электромобиль в России. Покупка обошлась в 500 тыс. рублей.

«Я влюбился в машину и в первый год просто не мог ей нарадоваться, — вспоминает Сергей. — Оказалось, что это идеальный вариант для ежедневных поездок по городу, который к тому же помогает серьезно экономить». Траты сократились в десять раз: на бензин иркутянин ежемесячно тратил минимум 6 тыс. рублей, а на зарядку электрокара уходит максимум 600 рублей. По подсчетам Сергея, на одном только бензине за четыре года он сэкономил 300 тыс. рублей.

Кроме того, уменьшились расходы на обслуживание: «Я сразу поменял жидкость в редукторе и антифриз, это обошлось в три тысячи рублей. Купил комплекты резины. Больше за четыре года владения машиной я в нее ничего не вкладывал».

«»

«Обслуживать там нечего, — объясняет Сергей Сергеев, один из основателей клуба Nissan Leaf Baikal. — Ни масла, ни фильтров — ничего менять не надо. Раз в 100 тыс. км по регламенту — осмотр жидкости в редукторе. Заменить ее стоит около 1,5 тыс. рублей».

Сергеев купил электромобиль весной 2017 года. Мужчина работает в транспортной компании и ежедневно проезжает около 100 км. Такое расстояние обходится ему примерно в 20 рублей, если он заряжается дома. Счет за электричество — 600800 рублей в месяц. С появлением в городе станций экспресс-зарядки траты возросли — за один визит Сергей отдает около 100 рублей, в месяц получается 12 тыс. рублей. «Зато это удобно — можно быстро подзарядиться, если километраж больше обычного», — говорит Сергей.

Как заряжают электромобили

На Nissan Leaf первого поколения с полной зарядкой можно проехать 120130 км летом и 6080 зимой. У второго поколения показатели выше — 250 км и 120150 км соответственно. Для того чтобы увеличить пробег в холодное время года, водители идут на различные усовершенствования, например ставят автономный дизельный обогреватель для салона. Это позволяет не тратить драгоценную энергию с батареи на обогрев. Расходы на дизель — около 500 рублей в месяц при активной езде.

«Как многие в обычных машинах ставят котлы, лифоводы помещают под днищем подогрев высоковольтной батареи. Некоторые ставят инфракрасный теплый пол и стекла с обогревателем. Кстати, жара и перегрев действуют на батарею более разрушительно, чем мороз», — поясняет Сергей Сергеев.

Большинство владельцев электрокаров заряжают авто от обычной домашней розетки. На стандартную батарею Nissan Leaf уходит 67 часов. Сергей Сергеев оборудовал зарядное место в гараже, вывел провод из квартирного щитка. Он установил двухтарифный счетчик и заряжает автомобиль ночью, по сниженному тарифу: «Специальный счетчик — это обоснованная трата, если электромобиль — основной потребитель энергии. Счетчик и его перепрошивка на местное время обошлись в три тыс. рублей. За 8 месяцев он окупился».

Тем, кто не имеет гаража, приходится труднее. Василий Веремеенко пересел за руль электромобиля летом 2019 года. Чтобы зарядиться, он поначалу спускал удлинитель с балкона третьего этажа. Перед зимой решил установить розетку на улице.

«»

«Нарисовал три схемы прокладки кабеля, пошел в управляющую компанию с официальным запросом. Там ответили, что этим не занимаются, нужно согласовывать с собственниками дома, — рассказывает Василий. — Поговорили с председателем дома, он подписал документы. Я прокинул кабель через окно по фасаду здания. Внизу поставил шкаф с розеткой на отдельном автомате с дополнительными средствами защиты».

Недавно Василий смонтировал уличную розетку на доме, в который скоро переедет. Там кабель протянут с четвертого этажа через подъезд. «Действовал аналогично — по согласованию с председателем. Сделать все как положено — с собранием, подписями большинства жильцов — довольно трудно. Негативной реакции со стороны соседей не встречал. Если кто-то подходил с вопросами, я все объяснял».

Иногда на месте у розетки паркуются другие автомобили. На этот случай Василий приобрел 30-метровый удлинитель, который можно протянуть до самого дальнего уголка парковки. Ежедневно Веремеенко проезжает 3040 км, иногда — до 70 км. Летом одного заряда хватает на два-три дня.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Кто устанавливает зарядные станции в Приангарье

Заряжать электромобиль приходится чаще, чем заправлять бензином обычное авто. Электромобилисты признаются, что порой им приходится отказываться от спонтанных поездок, если заряда недостаточно. Для комфортного передвижения по городу и выездов загород региону нужна сеть электрозаправочных станций (ЭЗС). Сейчас, согласно карте зарядных станций PlugShare, в городе их семь. Все они установлены силами местных энтузиастов и предпринимателей.


В Иркутске есть медленные и быстрые зарядные станции. На первых полная зарядка занимает 58 часов, хотя может достигать и 12 часов — зависит от мощности бортового зарядного устройства. На экспресс-станциях за 3040 минут можно зарядиться с 1% до 80%.


Проект Quickly

Первая публичная зарядная станция появилась в Иркутске в июле прошлого года. Ее установил филиал экспедиторской компании Eхpress.ru на Байкальской, 203 Б, возле своего офиса. «Когда мы открывались, сразу решили, что не используем машины с ГСМ (горюче-смазочными материалами. — Прим. ред.), так как это требует постоянных вложений. У нас курьеры передвигаются на электромобилях, — рассказывает предприниматель Евгений Лунюшкин. — Медленную зарядную станцию рядом с офисом поставили ради собственных нужд, но воспользоваться ей могут все желающие». Станция бесплатная, все связанные с ней расходы на себя берет компания — это 22,5 тыс. рублей в месяц.

В ноябре Лунюшкин планирует начать монтаж экспресс-станции на улице Ширямова. Там же будет резервная медленная станция. Стоимость проекта — 1 млн рублей. «Зарядка на быстрой станции поначалу будет стоить символически — 1 рубль (вся зарядка), затем мы посмотрим на спрос и выстроим ценовую политику», — рассказывает предприниматель. В следующем году он планирует установить еще три ЭЗС.


Проект компании «Новинвест»

В этом году в столице Приангарья появились первые экспресс-станции. Найти их можно у ТЦ «Москва» на Сергеева, ТЦ «Дока» на Байкальской и у рынка «Парус» на Трактовой. Они двух видов: на одних расчет идет по киловаттам (15 руб/кВт), оплата производится через приложение «Фора»; на других — поминутный тариф (6 руб./минута), а заплатить можно банковской картой. По стоимости получается одинаково — 10 кВт обойдутся примерно в 150 рублей. С этим зарядом летом можно проехать 60 км, зимой — около 40.


Алексей Марчук,

Руководитель проекта и технический директор «Новинвеста»

Изначально мы хотели договориться о сотрудничестве с «Иркутскэнерго». Нас заверили, что необходимые мощности предоставят в любой точке города. В ответ на наше техзадание выдали условия, выполнение которых обошлось бы в 4 млн рублей. Сама станция стоит полмиллиона. Получается, чтобы установить одну станцию в Иркутске, нужно около 5 млн рублей. Что мы придумали? Пошли по частникам.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Договориться с ними тоже оказалось не так-то просто: не всех удовлетворяла «недостаточная» коммерческая составляющая. По идее инициаторов проекта, установка зарядных станций на частных объектах могла бы привлечь внимание к ним. Но некоторым этого мало. На вопрос, а что мы с этого будем иметь, Алексей Марчук объяснял экономику проекта: стоимость зарядки 15 руб/кВт, вычитаем стоимость электричества для юрлиц (4 руб./кВт) и другие расходы — техподдержку, поддержку мобильного приложения. Остается 5 рублей прибыли.

«Все считают, что мы на этом круто зарабатываем, — говорит Марчук. — Но мы пока только вкладываемся. Станция на 50 кВт стоит 1 млн руб., на 25 кВт — полмиллиона, а средняя стоимость одной зарядки — 90 рублей. Нам говорят — а зачем вы это делаете? Но иначе развития не будет — водители будут крутиться по обычным маршрутам, проезжать свои 5070 км, а всем хочется больше перемещаться по городу и области».

К концу следующего года «Новинвест» планирует увеличить количество зарядных станций до 15. Они появятся в Иркутске, Шелехове, Усолье и других городах и поселках области. Стоимость проекта — 1015 млн рублей.

«»

«Предполагаем, что проект начнет окупаться через 23 года. Зарядные станции — это новый продукт, который мы еще только тестируем. Бывало, что станцию запускали сутки, — она не работала, а мы не могли понять, в чем дело. Много вопросов с технической частью, программным обеспечением. К тому же зимой они еще не эксплуатировались и неизвестно, как себя покажут», — поясняет Марчук.

Есть и другие проблемы: на раскрутку одной электростанции уходит в среднем четыре месяца. Иногда их приходится переносить, что приводит к дополнительным сложностям. Так случилось с первой экспресс-станцией на Старокузьмихинской: «Спустя три месяца мы оттуда переехали из-за конфликтов. Мы занимали место на парковке, и оказалось, что владельцу территории важнее обеспечить удобство водителей бензиновых автомобилей».


Проект En+ Group

Группа компаний En+ Group установит в Прибайкалье три электрозаправочные станции, сообщил «Верблюду» руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков. Они появятся в Листвянке и Иркутске на автозаправочном комплексе возле ТЦ «Яркомолл» и на муниципальной территории возле здания «Иркутскэнерго» на Сухэ-Батора. Это будут станции с использованием разъемов CHAdeMO и CCS Combo (Type 2) на постоянном токе с мощностью 50 кВт. Зарядка до 80% займет 20 минут. Станции также будут оснащены разъемом для медленной зарядки.

В этом году в проект планируется инвестировать 10 млн руб. Эксплуатация станций начнется в декабре. В среднесрочной перспективе компания собирается установить быстрые ЭЗС по трассам в направлении Байкальска и Хужира. По словам Хардикова, в текущей рыночной ситуации проект пока не окупаемый и в большей мере обусловлен социальной ответственностью бизнеса. «Надеемся, что с появлением первых зарядных комплексов количество электромобилей в Иркутской области будет расти, мы, в свою очередь, будем готовы сеть зарядных станций расширять», — заверил Хардиков.

Фото Василия Веремеенко

Добраться до Байкала

Некоторые иркутяне обзаводятся электромобилем как второй машиной — исключительно для передвижений по городу. «Электромобиль бюджетного сегмента — не универсальная вещь, — говорит Сергей Налетов. — Лучше всего он показывает себя в городских условиях, а вот далеко на нем не уедешь. Учитывая отсутствие политической воли по поводу развития инфраструктуры, быстрых зарядок в ближайшее время по области не появится. Встать посередине пути на несколько часов, чтобы зарядиться, — по-моему, это слишком».

Впрочем, другие электромобилисты регулярно путешествуют по области и не видят затруднений в вынужденных остановках. Правда, и они признаются, что станции быстрой зарядки могли бы сделать отдых комфортнее. Пока что такая есть только в поселке Никола, но сейчас она на техобслуживании.

По пути на Малое море можно зарядиться на станции медленной зарядки в Баяндае. Работает она только в сезон, а зимой отключена. Есть станция в поселке Тараса в Боханском районе (проект 4ev.ru). Владельцы электромобилей рассказывают, что розетки часто предоставляют владельцы кафе и стоянок. Например, в Култуке можно пополнить заряд за 150 рублей, а на стоянке в Листвянке — за 50. «Мы ездили на Ольхон, в Улан-Удэ, на Святой Нос, — перечисляет Сергей Сергеев. — По пути заряжались от розеток — их, слава богу, на трассе хватает. Да, едешь дольше, чем на обычном авто, но это же часть путешествия».

Фото Сергея Налетова

Что ждет электромобилистов в России

Сейчас по всей России насчитывается всего около 250 зарядных станций, и с каждым годом их будет всё больше. Например, «Россети» к 2024 году планируют увеличить количество ЭЗС в стране до 1 тыс. На первом этапе хотят охватить крупные города с населением более 1 млн человек, на втором — города с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей. Всего должны построить ЭЗС в 30 крупных городах и на 30 магистралях.

Развитие инфраструктуры увеличит спрос на электротранспорт, уверены эксперты. Также поможет снижение стоимости аккумуляторных батарей и их адаптация под российский климат. Благодаря этим мерам среднегодовые темпы роста рынка электромобилей к 2025 году могут достичь 30 %. Ближайшие прогнозы такие: ожидается, что в 2021 году продажи новых электромобилей вырастут примерно на 1015 %, а подержанных — на 40 %.

Иркутяне продолжат покупать электромобили, убеждены наши собеседники, и улучшение качества инфраструктуры только подстегнет спрос. Кстати, с этого года в области отменен транспортный налог на электромобили — это около 1,7 тыс. рублей в год. «Сумма небольшая, но важно, что государство делает шаг навстречу электромобилистам», — говорит Сергеев. Кроме того, в мае в России отменили таможенные пошлины на ввоз электрокаров, она составляла 15 %. Правда, из-за роста курса доллара и повышения спроса итоговая цена сейчас даже выше, чем в начале года, резюмирует он.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому