13.08.2020 15:42
13.08.2020 15:42
Иллюстрация: Валентин Ткач/Верблюд в огне
Год назад «Верблюд» писал о том, как встать в очередь в детский сад и как на практике это работает в Иркутске. Теперь мы составили руководство для следующего этапа — что делать, когда вы получили уведомление о зачислении. Какие документы подготовить, сколько времени займёт медкомиссия и как проводить адаптацию? А ещё мы попытались выяснить, что ждёт детсадовцев в этом году и когда дошкольные учреждения начнут работать в штатном режиме.
Детсады комплектуют с 1 июня по 1 сентября. В течение лета (обычно в июле) вы получите уведомление из того учреждения, в котором стояли в очереди. Уведомление придёт по почте либо с вами свяжется заведующая — тогда за бумагой нужно будет явиться лично. А можно не ждать и позвонить руководителю детсада, чтобы узнать, внесён ли ребёнок в список.
Нужно написать заявление, подготовить документы для зачисления и представить заведующему детсадом. Заявление о приёме ребёнка можно подать лично в часы приёма (они указаны на сайте учреждения) или в электронной форме на адрес детсада. Форму заявления найдёте на сайте вашего детского сада.
Вместе с заявлением нужно представить оригиналы и копии:
● паспорта родителя;
● свидетельства о рождении ребёнка;
● свидетельства о регистрации ребёнка по месту жительства или пребывания на закреплённой за детсадом территории.
● Также понадобится медкарта с медицинским заключением педиатра.
Копии документов будут храниться в личном деле воспитанника на время его обучения. Сроки представления указаны в уведомлении. Обычно обратиться в детсад нужно до конца августа.
Медосмотр можно пройти в детской поликлинике, там ребёнку заведут специальную карту. Как правило, весь процесс занимает несколько дней — всё зависит от расписания врачей. Для начала нужно прийти к участковому педиатру, он направит к узким специалистам: хирургу, неврологу, офтальмологу, лору, стоматологу, девочек — к гинекологу, мальчиков — к урологу-андрологу. Отдельно придётся посетить детского психиатра в областном психоневрологическом диспансере на Сударева, 6.
Как показывает практика, записаться на приём к психиатру бывает сложно, лучше занять место в живой очереди. Возьмите с собой паспорт и свидетельство о рождении. Направление не нужно. Кстати, этот специалист приезжает в некоторые поликлиники и ведёт приём.
Если хотите пройти медкомиссию быстрее, можете обратиться в частную клинику, где есть педиатрическое отделение. Правда, лучше уточнить по телефону, все ли специалисты из перечня ведут приём. В частной клинике получить медкарту можно за один день. Стоимость — от 7 тыс. рублей. Не забудьте про сведения о прививках, которые нужно взять в своей поликлинике.
За 10 дней до выхода в детсад необходимо сдать анализы — общий анализ крови, мочи и соскоб на энтеробиоз. Также нужно будет сделать пробу манту.
Случается, что медкомиссия затягивается: например, нужно выдержать перерыв между прививками или вы долго не можете попасть к одному из специалистов (что часто бывает летом в период отпусков). Тогда нужно написать заявление в детсад с просьбой об отсрочке предоставления документов.
Адаптация — сложный процесс, когда ребёнок приспосабливается к новой среде и условиям детского сада. Она может длиться от двух недель до нескольких месяцев и даже лет — всё зависит от индивидуальных особенностей малыша и психологической поддержки взрослых. Не стоит недооценивать важность этого этапа в жизни семьи.
Представьте, что вы устроились на новую работу и пришли в новый коллектив. Это стрессовая ситуация. Для ребёнка стресс будет во много раз сильнее, ведь он гораздо более восприимчив и незащищён. Он ещё не может контролировать процессы взаимодействия с педагогами, другими детьми, не сразу привыкает к режиму и не понимает своих эмоций и тем более эмоций других детей.
Эмоции, которые переживают дети, в основном связаны с недовольством и страхом из-за расставания со «своими» взрослыми и по отношению к незнакомому воспитателю, няне и детям. К тому же трёхлетний ребёнок постоянно нуждается во внимании со стороны взрослых, но оно не даётся в полной мере в детском саду — внимание педагога сосредоточено на 20 детях.
Во время адаптации может быть нарушен сон, снижен аппетит, иммунитет и познавательная активность, может возникнуть регресс в развитии, агрессия и апатия.
Адаптация — это совместная работа родителей и педагогов, объясняет Ирина Добрускина. Нужно разговаривать с воспитателем по любым вопросам, даже если они могут показаться незначительными. Подготовьте его к общению с малышом и расскажите об особенностях поведения ребёнка. Дома малыш привык к одному способу выражения эмоций, а в садике от него требуют другого. На этом стыке может рождаться нервозность и тревожность. Взрослые должны обсуждать и сглаживать острые моменты.
Разделяют три степени адаптационного процесса: лёгкая, средняя и тяжелая. В первом случае негативное поведение почти полностью исчезает за 2—4 недели. Если ребёнок без слёз заходит в группу, смотрит в глаза воспитателю, активно играет, первый идёт на контакт и с лёгкостью подстраивается под режим, днем засыпает самостоятельно, без тревог , а вечером спокойно рассказывает родителям, как прошёл день в детском саду, — значит, адаптация прошла успешно.
Адаптация средней степени тяжести — это когда ребёнок более полутора месяцев посещает детсад и утром плачет, не хочет расставаться с мамой. Здесь на помощь придёт ритуал прощания — короткий и всегда одинаковый. Долго прощаться не стоит — так ребёнку тяжелее заходить в группу. Во время расставания мама обязательно должна сказать, когда она придёт — до или после сончаса, после ужина. При средней степени тяжести адаптации ребёнок общается с детьми, воспитателями, в целом адекватно реагирует на замечания и редко бывает зачинщиком конфликтов.
При тяжёлой форме адаптации привыкание идёт от двух месяцев до нескольких лет. Малыш плачет не только утром, но и после дневного сна, не играет с детьми, не общается с взрослыми. У него внезапные истерики, слёзы, нет аппетита, он может неадекватно реагировать, когда к нему обращаются. Ребёнок может быть чрезмерно агрессивным либо замкнутым. Если это продолжается в течение всего учебного года, стоит рассмотреть вопрос о прекращении обучения.
Выстроить дома заранее детсадовский режим, рассказывать о садике и познакомиться с воспитателем. И самим подготовиться отпустить ребёнка.
На психике ребёнка негативно сказываются режимные моменты, которые в садах довольно строгие. Поэтому готовиться нужно заранее. Выровняйте режим ребёнка — такая привычка в саду будет хорошей психологической поддержкой. Последовательность действий примерно такая: завтрак — занятия — второй завтрак — игры — обед — сончас — полдник — прогулка и игры — ужин.
Беседовать о детском саде нужно хотя бы в течение месяца перед первым посещением, рассказывать о том, что это такое и что там происходит. Можно моделировать ситуации в играх, смотреть мультики и читать книги с сюжетными картинками про детский сад.
За 1—2 недели до посещения можно прийти во двор детсада во время прогулки, познакомиться с детьми и воспитателем. Ребёнок должен увидеть, что мама и воспитатель дружелюбно общаются на нейтральной территории. Малыш может поиграть со сверстниками или просто постоять в стороне. После того как ребёнок освоился на прогулке, можно заходить в группу и оставлять его на 2 часа, говоря на прощание, что мама придёт после обеда. Забирать до сончаса нужно не больше недели, чтобы потом не было проблем с засыпанием в саду.
Немаловажную роль играет психологическая готовность самой мамы. Ребёнок должен видеть, что мама доверяет воспитателю и уверена в том, что сад — безопасное место.
Наиболее важные навыки — самостоятельность в решении простых бытовых задач и умение формулировать просьбы.
Если ребёнок несамостоятельный, он будет вынужден ждать, когда воспитатель поможет ему справиться с каким-то бытовым вопросом, например помыть руки или застегнуть куртку. Всё это создаёт лишнюю нервозность для нетерпеливого ребёнка. Нервозность может перейти в повышенную тревожность, если ребёнок не умеет ждать. Важно как можно раньше начинать прививать самостоятельность в игровой форме: учить ребёнка одеваться, есть, выполнять гигиенические процедуры. Также малыш должен уметь просить — просьбы озвучивать нужно словами, а не криками и плачем.
Замечательно, если ребёнок способен сам занимать себя играми. Детям, которые до сада сидят в гаджетах и поэтому не имеют познавательной активности, заинтересованности в играх и занятиях, приходится тяжело.
Дошкольные учреждения по-прежнему работают в ограниченном режиме — одни закрыты, в других функционируют сборные дежурные группы. Дежурные группы появились в конце марта, когда начался режим самоизоляции. Их посещали дети тех родителей, которые продолжали работать. В самом начале во всём регионе действовали только 242 дежурные группы в 203 садах. К сегодняшнему дню в одном лишь Иркутске функционируют около 300 групп в 82 садах, и их количество растёт. С 24 августа дежурные группы будут открыты во всех детсадах города.
Введение дежурных групп — вынужденная мера, в которой есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, у родителей, которые не могут работать удалённо, есть возможность отвести ребёнка в сад (для этого нужно представить справки с работы, а также медсправку от педиатра о здоровье ребёнка). С другой стороны, полноценный образовательный процесс в таком формате вряд ли возможен. Дежурные группы регулярно переходят из одного сада в другой, меняется состав детей и воспитатели. Отсутствие постоянства — большой стресс для детей.
Пока неизвестно. Планируется, что дошкольные учреждения вернутся к работе на третьем, заключительном этапе снятия ограничений. Некоторые из опрошенных нами заведующих и воспитателей полагают, что это, возможно, случится 1 сентября — тогда же, когда откроются школы. Другие же уверены, что ограничения продлятся весь сентябрь или даже до конца года.
Департамент образования города на официальный запрос «Верблюда» к моменту публикации не ответил.
Вполне вероятно. Заведующая одного из детских садов подтвердила, что новым дошколятам придётся поступать в дежурные группы, если сады к 1 сентября не откроют. Реально ли это — другой вопрос. По мнению Ирины Добрускиной, в дежурных группах малышам будет ещё сложнее адаптироваться к детскому саду.
Что можно сделать? Родителям следует принять активное участие в процессе адаптации. В первую очередь наладить контакт со всеми воспитателями. Если это невозможно сделать лично, можно писать им записки. Изложите основные моменты по питанию, особенностям поведения. В первые недели, когда все знакомятся, воспитателям важно как можно больше узнать о своих подопечных. Поэтому не стесняйтесь рассказывать о ребёнке. Учтите, что если малыш раньше никогда не оставался под присмотром других взрослых (не родителей), то в дежурную группу ему, скорее всего, идти пока рано.
Читайте также:
Как встать на очередь в детский сад?
Мой ребенок — мои проблемы? Иркутск, который не замечает мам с младенцами
Как подготовить к учебе будущего первоклассника?
Наш канал в телеграме — «Верблюд в огне», подписывайся!
Комментариев 0