• Пробки 2
  • Погода
  • Подрядчик: утилизация отходов БЦБК откладывается из-за бюрократиибюрократии
  • Новые офисы, банкоматы и логотип: главное с конференции СбербанкаСбербанка
  • Врачи Иркутского перинатального центра пожаловались Кобзеву на давление со стороны руководстваруководства

Главная > Карточки «Верблюда» 13.08.2020 15:42

Инструкция: как подготовить ребёнка к детскому саду

Екатерина Фалалеева

Екатерина Фалалеева

0 Читать комментарии
Инструкция: как подготовить ребёнка к детскому саду - Верблюд в огне

Иллюстрация: Валентин Ткач/Верблюд в огне

Год назад «Верблюд» писал о том, как встать в очередь в детский сад и как на практике это работает в Иркутске. Теперь мы составили руководство для следующего этапа — что делать, когда вы получили уведомление о зачислении. Какие документы подготовить, сколько времени займёт медкомиссия и как проводить адаптацию? А ещё мы попытались выяснить, что ждёт детсадовцев в этом году и когда дошкольные учреждения начнут работать в штатном режиме.


Как узнать, попал ли ребёнок в детский сад?

Детсады комплектуют с 1 июня по 1 сентября. В течение лета (обычно в июле) вы получите уведомление из того учреждения, в котором стояли в очереди. Уведомление придёт по почте либо с вами свяжется заведующая — тогда за бумагой нужно будет явиться лично. А можно не ждать и позвонить руководителю детсада, чтобы узнать, внесён ли ребёнок в список.

Мой ребёнок получил место в саду. Что дальше?

Нужно написать заявление, подготовить документы для зачисления и представить заведующему детсадом. Заявление о приёме ребёнка можно подать лично в часы приёма (они указаны на сайте учреждения) или в электронной форме на адрес детсада. Форму заявления найдёте на сайте вашего детского сада.

Вместе с заявлением нужно представить оригиналы и копии:

паспорта родителя;

свидетельства о рождении ребёнка;

свидетельства о регистрации ребёнка по месту жительства или пребывания на закреплённой за детсадом территории.

Также понадобится медкарта с медицинским заключением педиатра.

Копии документов будут храниться в личном деле воспитанника на время его обучения. Сроки представления указаны в уведомлении. Обычно обратиться в детсад нужно до конца августа.

Как оформить медицинскую карту?

Медосмотр можно пройти в детской поликлинике, там ребёнку заведут специальную карту. Как правило, весь процесс занимает несколько дней — всё зависит от расписания врачей. Для начала нужно прийти к участковому педиатру, он направит к узким специалистам: хирургу, неврологу, офтальмологу, лору, стоматологу, девочек — к гинекологу, мальчиков — к урологу-андрологу. Отдельно придётся посетить детского психиатра в областном психоневрологическом диспансере на Сударева, 6.

Как показывает практика, записаться на приём к психиатру бывает сложно, лучше занять место в живой очереди. Возьмите с собой паспорт и свидетельство о рождении. Направление не нужно. Кстати, этот специалист приезжает в некоторые поликлиники и ведёт приём.

Если хотите пройти медкомиссию быстрее, можете обратиться в частную клинику, где есть педиатрическое отделение. Правда, лучше уточнить по телефону, все ли специалисты из перечня ведут приём. В частной клинике получить медкарту можно за один день. Стоимость — от 7 тыс. рублей. Не забудьте про сведения о прививках, которые нужно взять в своей поликлинике.

За 10 дней до выхода в детсад необходимо сдать анализы — общий анализ крови, мочи и соскоб на энтеробиоз. Также нужно будет сделать пробу манту.

Что делать, если мы не успеваем пройти медкомиссию?

Случается, что медкомиссия затягивается: например, нужно выдержать перерыв между прививками или вы долго не можете попасть к одному из специалистов (что часто бывает летом в период отпусков). Тогда нужно написать заявление в детсад с просьбой об отсрочке предоставления документов.

Как подготовить ребёнка к саду психологически?

Адаптация — сложный процесс, когда ребёнок приспосабливается к новой среде и условиям детского сада. Она может длиться от двух недель до нескольких месяцев и даже лет — всё зависит от индивидуальных особенностей малыша и психологической поддержки взрослых. Не стоит недооценивать важность этого этапа в жизни семьи.


Ирина Добрускина

Детский психолог и автор блога о дошкольном образовании

Представьте, что вы устроились на новую работу и пришли в новый коллектив. Это стрессовая ситуация. Для ребёнка стресс будет во много раз сильнее, ведь он гораздо более восприимчив и незащищён. Он ещё не может контролировать процессы взаимодействия с педагогами, другими детьми, не сразу привыкает к режиму и не понимает своих эмоций и тем более эмоций других детей.

Эмоции, которые переживают дети, в основном связаны с недовольством и страхом из-за расставания со «своими» взрослыми и по отношению к незнакомому воспитателю, няне и детям. К тому же трёхлетний ребёнок постоянно нуждается во внимании со стороны взрослых, но оно не даётся в полной мере в детском саду — внимание педагога сосредоточено на 20 детях.

Во время адаптации может быть нарушен сон, снижен аппетит, иммунитет и познавательная активность, может возникнуть регресс в развитии, агрессия и апатия.

Кто отвечает за адаптацию?

Адаптация — это совместная работа родителей и педагогов, объясняет Ирина Добрускина. Нужно разговаривать с воспитателем по любым вопросам, даже если они могут показаться незначительными. Подготовьте его к общению с малышом и расскажите об особенностях поведения ребёнка. Дома малыш привык к одному способу выражения эмоций, а в садике от него требуют другого. На этом стыке может рождаться нервозность и тревожность. Взрослые должны обсуждать и сглаживать острые моменты.


Ирина Добрускина

Детский психолог и автор блога о дошкольном образовании

Разделяют три степени адаптационного процесса: лёгкая, средняя и тяжелая. В первом случае негативное поведение почти полностью исчезает за 24 недели. Если ребёнок без слёз заходит в группу, смотрит в глаза воспитателю, активно играет, первый идёт на контакт и с лёгкостью подстраивается под режим, днем засыпает самостоятельно, без тревог , а вечером спокойно рассказывает родителям, как прошёл день в детском саду, — значит, адаптация прошла успешно.

Адаптация средней степени тяжести — это когда ребёнок более полутора месяцев посещает детсад и утром плачет, не хочет расставаться с мамой. Здесь на помощь придёт ритуал прощания — короткий и всегда одинаковый. Долго прощаться не стоит — так ребёнку тяжелее заходить в группу. Во время расставания мама обязательно должна сказать, когда она придёт — до или после сончаса, после ужина. При средней степени тяжести адаптации ребёнок общается с детьми, воспитателями, в целом адекватно реагирует на замечания и редко бывает зачинщиком конфликтов.

При тяжёлой форме адаптации привыкание идёт от двух месяцев до нескольких лет. Малыш плачет не только утром, но и после дневного сна, не играет с детьми, не общается с взрослыми. У него внезапные истерики, слёзы, нет аппетита, он может неадекватно реагировать, когда к нему обращаются. Ребёнок может быть чрезмерно агрессивным либо замкнутым. Если это продолжается в течение всего учебного года, стоит рассмотреть вопрос о прекращении обучения.

Что делать родителям, чтобы адаптация прошла легче?

Выстроить дома заранее детсадовский режим, рассказывать о садике и познакомиться с воспитателем. И самим подготовиться отпустить ребёнка.


Ирина Добрускина

Детский психолог и автор блога о дошкольном образовании

На психике ребёнка негативно сказываются режимные моменты, которые в садах довольно строгие. Поэтому готовиться нужно заранее. Выровняйте режим ребёнка — такая привычка в саду будет хорошей психологической поддержкой. Последовательность действий примерно такая: завтрак — занятия — второй завтрак — игры — обед — сончас — полдник — прогулка и игры — ужин.

Беседовать о детском саде нужно хотя бы в течение месяца перед первым посещением, рассказывать о том, что это такое и что там происходит. Можно моделировать ситуации в играх, смотреть мультики и читать книги с сюжетными картинками про детский сад.

За 12 недели до посещения можно прийти во двор детсада во время прогулки, познакомиться с детьми и воспитателем. Ребёнок должен увидеть, что мама и воспитатель дружелюбно общаются на нейтральной территории. Малыш может поиграть со сверстниками или просто постоять в стороне. После того как ребёнок освоился на прогулке, можно заходить в группу и оставлять его на 2 часа, говоря на прощание, что мама придёт после обеда. Забирать до сончаса нужно не больше недели, чтобы потом не было проблем с засыпанием в саду.

Немаловажную роль играет психологическая готовность самой мамы. Ребёнок должен видеть, что мама доверяет воспитателю и уверена в том, что сад — безопасное место.

Что должен уметь ребёнок?

Наиболее важные навыки — самостоятельность в решении простых бытовых задач и умение формулировать просьбы.


Ирина Добрускина

Детский психолог и автор блога о дошкольном образовании

Если ребёнок несамостоятельный, он будет вынужден ждать, когда воспитатель поможет ему справиться с каким-то бытовым вопросом, например помыть руки или застегнуть куртку. Всё это создаёт лишнюю нервозность для нетерпеливого ребёнка. Нервозность может перейти в повышенную тревожность, если ребёнок не умеет ждать. Важно как можно раньше начинать прививать самостоятельность в игровой форме: учить ребёнка одеваться, есть, выполнять гигиенические процедуры. Также малыш должен уметь просить — просьбы озвучивать нужно словами, а не криками и плачем.

Замечательно, если ребёнок способен сам занимать себя играми. Детям, которые до сада сидят в гаджетах и поэтому не имеют познавательной активности, заинтересованности в играх и занятиях, приходится тяжело.

Что происходит в детских садах сейчас?

Дошкольные учреждения по-прежнему работают в ограниченном режиме — одни закрыты, в других функционируют сборные дежурные группы. Дежурные группы появились в конце марта, когда начался режим самоизоляции. Их посещали дети тех родителей, которые продолжали работать. В самом начале во всём регионе действовали только 242 дежурные группы в 203 садах. К сегодняшнему дню в одном лишь Иркутске функционируют около 300 групп в 82 садах, и их количество растёт. С 24 августа дежурные группы будут открыты во всех детсадах города.

Введение дежурных групп — вынужденная мера, в которой есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, у родителей, которые не могут работать удалённо, есть возможность отвести ребёнка в сад (для этого нужно представить справки с работы, а также медсправку от педиатра о здоровье ребёнка). С другой стороны, полноценный образовательный процесс в таком формате вряд ли возможен. Дежурные группы регулярно переходят из одного сада в другой, меняется состав детей и воспитатели. Отсутствие постоянства — большой стресс для детей.

Когда детские сады начнут работать в штатном режиме?

Пока неизвестно. Планируется, что дошкольные учреждения вернутся к работе на третьем, заключительном этапе снятия ограничений. Некоторые из опрошенных нами заведующих и воспитателей полагают, что это, возможно, случится 1 сентября — тогда же, когда откроются школы. Другие же уверены, что ограничения продлятся весь сентябрь или даже до конца года.

Департамент образования города на официальный запрос «Верблюда» к моменту публикации не ответил.

Новый набор возможен в «дежурном режиме»?

Вполне вероятно. Заведующая одного из детских садов подтвердила, что новым дошколятам придётся поступать в дежурные группы, если сады к 1 сентября не откроют. Реально ли это — другой вопрос. По мнению Ирины Добрускиной, в дежурных группах малышам будет ещё сложнее адаптироваться к детскому саду.


Ирина Добрускина

Детский психолог и автор блога о дошкольном образовании

Что можно сделать? Родителям следует принять активное участие в процессе адаптации. В первую очередь наладить контакт со всеми воспитателями. Если это невозможно сделать лично, можно писать им записки. Изложите основные моменты по питанию, особенностям поведения. В первые недели, когда все знакомятся, воспитателям важно как можно больше узнать о своих подопечных. Поэтому не стесняйтесь рассказывать о ребёнке. Учтите, что если малыш раньше никогда не оставался под присмотром других взрослых (не родителей), то в дежурную группу ему, скорее всего, идти пока рано.

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 15.09.2020 17:35

Прозрачные кабинеты, музыка вместо звонка и рисунки на стенах: как устроена школа «Точка будущего»

Екатерина Балагурова

Автор Екатерина Балагурова

0 Читать комментарии

В День знаний в Иркутске открыла двери «Точка будущего» — образовательный комплекс, абсолютно не похожий на другие иркутские и российские учебные заведения. Современная архитектура, особая система обучения, не опирающаяся на оценки, и множество возможностей для школьников — неудивительно, что многие иркутяне были уверены, что учиться в «Точке» можно будет только за деньги. Но это не так: в школу берут всех и особый акцент делают на инклюзивности, поэтому здесь много ребят из приёмных семей. Корреспондент «Верблюда» побывал в «Точке будущего» и рассказывает, как выглядит и работает инновационный для города проект.


Комплекс построен по инициативе Альберта Авдоляна — основателя компании Yota — и благотворительного фонда «Новый дом», эту идею поддержал глава попечительского совета фонда и генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов. Концепцию разрабатывали с 2013 года. Изначально «Точку будущего» планировали открыть в 2019 году, затем в январе 2020 года, но строительство затянулось.

1 сентября 2020 года 670 детей переступили порог школы, 180 детей зачислили в детский сад. Более 100 из них — сироты, живущие в приёмных семьях. Еще 670 заявлений в резерве — эти ребята начнут учиться в случае, если кто-то из учеников откажется от обучения в «Точке будущего». Школа рассчитана на 1022 ребенка, но первый год пилотный.

Всего «Точка будущего» получила около 4,5 тыс. заявок на прием детей. Учеников отбирали исходя из времени подачи — взяли тех, кто первым заполнил все необходимые документы и мотивационную анкету.

Как все устроено

«Точка будущего» включает три образовательных этапа — дошкольники, младшая и старшая школы. Главная идея проекта — сформировать у детей ответственное отношение к собственной жизни. Здесь обязательны уроки жизненного проектирования, которые проходят с детского сада. Сначала это простые занятия по элементарным навыкам — надо самому завязать шнурки, почистить зубы. С каждым годом спектр уроков расширяется.

До восьмого класса за каждым классом закреплен тьютор, после он курирует всего 12 детей. Каждый ученик самостоятельно выбирает себе жизненную цель на год, а выпускники формируют приоритет и на жизнь после окончания школы. Например, цель школьника — «Хочу измениться, потому что не нравлюсь себе». Вместе с тьютором ученик выстраивает план, как достичь ее в течение года. Для этого ребенок может, например, посещать спортзал или бассейн, заниматься с психологом или даже выбрать новый образ вместе со специалистами. Всё это — в рамках самой школы и в диалоге с родителями, для которых «Точка будущего» тоже собирается периодически проводить встречи и лекции по жизненному планированию.


6 млрд

рублей

— общая стоимость проекта.

600 млн

рублей

— ежегодное содержание школы.

21

гектар

— общая площадь территории комплекса.

Есть несколько полностью оборудованных спортзалов для занятий разными видами спорта, балетные станки, зимой будет каток, лыжная трасса. Также работают бассейн и большая кухня, в которой ученик может сам готовить пищу, психологический центр, биологическая и химическая лаборатории, типография, телестудия, творческие мастерские, где можно изучать робототехнику, 3D-моделирование, и т. д. Кроме того, закуплены новые швейные машинки — педагог может помочь ученику сшить для себя новую одежду.

«Точка будущего» — школа полного дня. Традиционные уроки здесь чередуются с внеурочной деятельностью, которую каждый ребенок выбирает самостоятельно. Нет кипы учебников — всё необходимое есть в классе, каждому ученику выдали индивидуальный ноутбук для занятий. По желанию после уроков дети могут остаться, например, чтобы пообщаться с друзьями, сходить на кружок или сделать домашнее задание. Пока школа учится в одну смену — с 8:00. Для учеников организованы автобусы из разных районов города. Обучение и трехразовое питание (для старшеклассников — шведский стол) полностью бесплатны.

На территории комплекса построен коттеджный поселок — здесь живут приёмные семьи, жилье им предоставили бесплатно. Их отбирает благотворительный фонд Авдоляна «Новый дом» и органы опеки и попечительства Иркутской области. Необходимость брать с определенной периодичностью на попечение детей из детдомов — обязательное условие для предоставления жилья. В каждой семье сейчас от двух до 11 ребят, все они учатся в «Точке будущего».

Архитектура и дизайн

В конкурсе на разработку архитектурной концепции «Точки будущего» участвовали 49 команд из 26 стран мира. Победителем стало датское архитектурное бюро Cebra.

И внутренне, и внешне «Точка будущего» кардинально отличается от привычных советских построек. Шесть корпусов — административный, хозяйственный, младшая и старшая школы, детский сад и бассейн — объединены общей крышей и составляют круг. В центре него образован своеобразный амфитеатр со спортивными площадками, сценой и газоном — здесь учителя в хорошую погоду смогут проводить уроки на открытом воздухе. Все корпуса, кроме детского сада (это здание должно быть отдельным — требования санпина), соединены друг с другом переходами.

В детском саду нет традиционных ярких картинок на стенах, вместо краски или обоев — магнитная поверхность, на которой дети рисуют специальными маркерами. Игрушки тоже не самые обычные — здесь много головоломок и развивающих объектов.

В «Точке будущего» все кабинеты прозрачны, а вместо кирпичей — пластик: так демонстрируют максимальную открытость учебного процесса. Здесь нет выстроенных в ряд парт, вместо них — «подвижные» столы. Закрепленные за детьми и воспитателями группы с помещениями есть только у детсадовцев, школьники же перемещаются по кабинетам — традиционного закрепления пространства за определенным предметом нет.

Инклюзивная среда и педагоги

Главная идея Авдоляна и его команды — благоприятная инклюзивная среда. «Сироты и обыкновенные дети будут чувствовать себя на равных», — говорит бизнесмен. Кроме того, в школу планируют брать и детей с особенностями здоровья. Для этого в «Точке будущего» есть необходимое оборудование, работает большая команда психологов, логопедов и дефектологов.

Сейчас работают более 100 учителей, каждый из которых прошел серьезный конкурс. В следующем году, когда учеников будет больше, число наставников расширится до 200 человек. Это педагоги разного возраста и компетенций, объединенные профессионализмом и желанием работать в инклюзивной среде. Учителя и воспитатели не знают, кто именно из детей является приемным, а кто растет в кровной семье. Школа проводит внутреннее обучение сотрудников, повышает их квалификацию, отводит педагогов от системы «Звонок в школе звучит для меня, вопросы здесь задаю тоже я».

Кстати, традиционных звонков тоже нет. Вместо них об окончании урока будет сигнализировать мелодия, которую на общешкольном голосовании выберут сами дети. Сигнала о начале урока в школе нет — в «Точке будущего» считают, что такая система вызывает у детей желание учиться.

Один из главных принципов проекта — открытость учителей и детей, включенность каждого ребенка в образовательный процесс. Как объяснил заместитель директора по воспитательной работе Максим Астраханцев, «Точка будущего» не гонится за оценками: «Главное для нас — заинтересовать детей в учебе, в самой школе. Если им будет здесь комфортно, приятно и интересно, то они сами будут хотеть учиться. У нас нет цели натренировать детей на сдачу ЕГЭ, мы хотим сделать для них школу вторым домом».

И для Чемезова, и для Авдоляна Иркутск — родной город. Оба бизнесмена видели острую ситуацию с сиротством в Иркутской области и решили помочь региону, в котором прошла часть их жизни. «Создание современного образовательного центра, где дети из приёмных семей смогут познавать мир, учиться и готовиться к взрослой жизни на равных со своими сверстниками, станет важным шагом в решении этой проблемы», — считает Чемезов.

Иркутская «Точка будущего» — не единственный инклюзивный образовательный проект Альберта Авдоляна. Уже в следующем года аналогичную школу начнут строить в Якутии, подписаны все необходимые документы.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому