• Пробки 2
  • Погода
  • Более половины опрошенных медиков не доверяют отечественной вакцине от коронавирусакоронавируса
  • Задержания, забастовки и увольнения. Коротко о том, что происходит в БелоруссииБелоруссии
  • Продолжение комикса «Легенды озера Байкал» выйдет в октябреоктябре

Главная > Герои 13.02.2020 18:34

История иркутского Нео: «Длинный необычный плащ — это мое. Это я»

Екатерина Балагурова

Екатерина Балагурова

0Комментариев

История иркутского Нео: «Длинный необычный плащ — это мое. Это я» - Верблюд в огне

Фото: Артем Моисеев / «Верблюд в огне»

Длинный черный плащ, триколор на манжетах и темные очки. Этот человек не раз становился героем пабликов Иркутска, его показывали на местном телевидении и даже писали о нем на «Пикабу». Каждый день, когда он идет по улице, на него оборачиваются люди. Вячеслав Шелехов, 33-летний судебный пристав по ОУПДС, рассказал «Верблюду» о своем необычном внешнем виде.


— Почему вы решили выглядеть настолько необычно и как давно ходите в этом образе?

— Всё началось в 2009 году, когда я вернулся из армии. До службы я носил отцовское пальто, черное и длинное. Когда отслужил, понял, что вещь уже износилась и стала просто непригодной. Начал искать в Иркутске новый плащ или пальто подобного типа.

Мне всегда нравился черный цвет. Я считаю его очень притягательным и благородным. И нравятся длинные пальто, подчеркивающие фигуру. Мне вообще очень важно, как я выгляжу. Для меня это не фанатизм, не желание быть похожим на какую-то «звезду». Просто нравится такой стиль. Подходящую мне вещь я искал 4 года. Оказалось, что найти невозможно. Того, что я хотел, в магазинах не было. И в 2013 году я решился: сам сделал чертеж с плащом, который хотел бы видеть на себе. За образец взял фотографию Нео из «Матрицы». И пошел по иркутским ателье.

— Дальше всё пошло гладко?

— Не тут-то было. Во-первых, я обошел не один десяток ателье, пока нашел своего мастера. Я приносил фото, чертеж, а портные смотрели на меня и спрашивали: «Зачем вам это? Вы актер или фокусник? Где-то планируете выступить?» Я, мягко говоря, был удивлен. Я вообще не понимаю, какая разница мастерам, для чего мне данная вещь. Я делаю заказ, плачу, а их задача — сшить. В итоге многие мастера отказывались браться за дело.

Счастье, как всегда, оказалось близко: сшить плащ согласилась мастер из ателье рядом с моим домом. Но потом появилась еще одна проблема — ткань. Я нигде не мог найти подходящую. Мне нужна была черная водоотталкивающая плотная ткань в мелкую полоску. Я объездил больше двадцати магазинов и нашел ее только в магазине спецодежды для рыбалки.

— С 2013 года вы сшили уже три плаща. Чем они отличаются друг от друга? Постоянно ли вы их носите?

— Отличаются оформлением и теплом. Каждый последующий вариант становился теплее предыдущего. Последние две вещи — это уже, скорее, пальто, чем плащи. На плаще был тонкий синтепоновый подклад, на втором и третьем пальто — флис. На каждой вещи разная ткань. Если первую мне всё-таки удалось найти в Иркутске, то в 2016 и в 2018 году я заказывал ее уже из Москвы.

Также я решил изменить оформление одежды из-за постоянных возгласов в мою сторону, что я — священнослужитель, батюшка, бог, супермен, Нео, избранный и прочее. Я разнообразил пальто вставками с изображением российского флага. На втором пальто вставки были на манжетах и на вороте, на третьем добавил яркости и на плечи. Еще на последнем пальто в районе сердца появился лейбл «В.Ш.» (Вячеслав Шелехов). Я придумал его сам, по цвету — тоже триколор, для меня это символ патриотизма. Я люблю свою страну, горжусь ей. К тому же, так сразу обозначаю, что не стремлюсь быть ни на кого похожим, не оскорбляю ничьи чувства.

Плащ и пальто у меня демисезонные, я ношу их весной и осенью. Еще в комплекте всегда есть очки, под каждый плащ другие. Последний раз специально под пальто я заказал обувь через интернет— шнурованные ботинки на высокой подошве. Еще заказываю из Китая пуговицы, количество их на каждом из пальто разное, от 27 до 33 штук.

Я ношу пальто почти всегда, кроме случаев, когда я на работе или если на улице очень влажно и грязно. Мне жалко замарать одежду, в химчистку эти вещи сдать нельзя.

— В какую сумму обходится вам пошив такой одежды? И сколько на это уходит времени?

— Первый плащ стоил 9 тыс. рублей, второй — 11 тыс., третий — 13 тыс. рублей. Ткань и детали (пуговицы, очки, ботинки) — отдельные расходы. Пуговицы обходятся примерно в 1 тыс. рублей, ботинки — около 7 тыс. , а очки около 3 тыс. рублей. Плащ шили 4 месяца, два последующих пальто — по 3 месяца. Отлично помню, как впервые надел свое последнее пальто. Это был день выборов президента — 18 марта 2018 года. Я пришел в обновке на избирательный участок и сразу вызвал внимание сотрудника службы безопасности. Но закон я не нарушил, поэтому никаких проблем не возникло. Только спросили, что означает мой образ.

— Очки — часть образа или способ скрыться от назойливых иркутян?

— И то и другое. Скажу честно, не ожидал такой реакции от горожан. Нет ни единого дня, чтобы я прошел по улице спокойно. Ко мне постоянно подходят люди, спрашивают, на кого я стремлюсь быть похожим и где купить такой плащ. На светофорах водители открывают окна и фотографируют меня, машут, сигналят, кричат «Нео» или «Избранный». Честно говоря, это очень надоедает, крайне неловко себя чувствуешь.

Я постоянно появляюсь на страницах иркутских пабликов, однажды оказался в выпуске новостей. Периодически знакомые отправляют мне ссылки с фотографиями и словами: «Опять засветился». Иногда я и сам случайно нахожу себя на страницах городских соцсетей. Некоторые друзья уже отказываются выходить со мной на улицу, когда я в своем фирменном плаще. Периодически люди просят сфотографироваться со мной. Раньше отказывал, переживал, что подрисуют что-нибудь и выставят в Сеть. Сейчас уже успокоился, соглашаюсь, но очки снять всё равно не готов. Слишком много внимания.

— Думали ли вы о летнем и зимнем вариантах плащей?

— Мне не раз об этом говорили. Якобы, раз взял на себя такой образ, то следуй ему всегда. Но для меня это не образ, а сам я. Чтобы ходить так зимой, нужно думать еще о подходящем головном уборе. Летом, думаю, плащ вообще не очень нужен. Да и не так-то просто носить такую вещь, она очень длинная. В общественном транспорте в пальто я почти не езжу — в автобусах высокие ступеньки, обязательно замараю или кто-то наступит на полу. Да и тротуаров хороших у нас не так много. Стараюсь быть аккуратным и ходить пешком. Благо, живу недалеко от работы.

— Всем интересно, кто вы в реальной жизни. Кем работаете, чем увлекаетесь?

— Я судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, работаю в арбитражном суде. Люблю спорт. Хожу в тренажерный зал, по утрам делаю пробежку. Я такой же человек, как и все. Со своими хобби, близкими людьми. Просто мне очень важно, как я выгляжу.

— Уже думали о следующем пальто? Чем оно будет отличаться от предыдущих?

— Я думал, но пока ни к какому выводу не пришел. Эту весну точно буду ходить еще в старом, оно в очень хорошем состоянии. А дальше буду выбирать. Чтобы добавить больше вставок, нужно делать графический дизайн всего изделия. А такой услуги в Иркутске нет. Я узнавал, подобное есть в Москве, Санкт–Петербурге и Калининграде. То, что буду шить снова, — это факт. А вот как очередное пальто будет выглядеть и где я его закажу, пока вопрос. Никаких картинок, кроме триколора и моего лейбла, на нем не будет точно. Возможно, поменяю какие-то детали. Например, в третьем пальто воротник у меня гораздо выше, чем в предыдущих двух. Наверное, в этом направлении и буду размышлять. Покажет время.

Вообще я так скажу: я никому не советовал бы следовать моему примеру, если, конечно, вы не стремитесь к неминуемой «славе». В Иркутске действительно очень сложно чем-то отличаться от остальных. Столько внимания сразу, сколько ты никогда и нигде не получал. И иногда в твою сторону летят не только комплименты. Бывает так, что в тебя откровенно тычут пальцем, когда ты стоишь на светофоре и совершенно никого не трогаешь. Это неприятно. Но для меня это не повод отказываться от своего выбора. Длинный необычный плащ — это мое. Это я. И мне такая одежда нравится, поэтому я буду ее носить, несмотря на реакцию окружающих. Тем более, что положительных откликов от иркутян всё-таки больше, чем негатива. За это я очень благодарен.

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 30.07.2020 14:00

Гостиница «Сибирь», Госбанк СССР и дом сотрудников НКВД. Семь главных конструктивистских зданий Иркутска

Вадим Палько

Автор Вадим Палько

0Комментариев

Говоря об архитектурном наследии Иркутска, горожане чаще всего вспоминают дореволюционные памятники — классические деревянные усадьбы и каменные особняки. На их фоне незаслуженно незамеченным остаётся авангардная советская архитектура — здания в стиле конструктивизма, прорывного направления в отечественном искусстве, которое высоко ценят за рубежом. «Верблюд в огне» рассказывает о семи зданиях, представляющих конструктивизм в Иркутске.


Конструктивизм в архитектуре — авангардистское направление, получившее развитие в 1920-х — начале 1930-х годов и на много десятилетий опередившее своё время. Ключевая идея конструктивистов — функциональный подход к внутренним пространствам, разделение здания на отдельные блоки со специальным назначением (жилой, коммунальный и прочие), которые должны задавать его форму.

В то же время внешний облик должен ограничиваться взаимодействием блоков — простых геометрических форм, — а выразительность достигается не за счёт декоративных элементов (они признаются лишними, нефункциональными), а через динамику простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободу плана здания. Именно поэтому фасады конструктивистских зданий отличаются строгостью и лаконичностью.

Гостиница «Сибирь»

Адрес: Ленина, 18

Годы постройки: 1931—1933

Архитектор: Казимир Миталь

В 1930 году иркутский зодчий Казимир Миталь стал главным архитектором города, и с этого момента в Иркутске стали активно строить конструктивистские здания. Многие из них спроектировал сам же Миталь. Самый масштабный конструктивистский проект стал одновременно одним из первых зданий Иркутска в этом стиле.

К началу 1930-х годов в городе задумались над строительством главной гостиницы — многие дореволюционные отели успели передать под госучреждения и общежития, а оставшихся явно не хватало. Строительство «Сибири» — первого и на долгие годы самого большого конструктивистского здания в городе — завершили в 1933 году. Это был по-настоящему масштабный для Иркутска объект: первое в городе пятиэтажное здание занимало целый квартал от улицы Свердлова до Кооперативного переулка (ныне улица Канадзавы).

Центральный объём гостиницы — параллелепипед, в который вписан цилиндр — входная группа. По обе стороны от него расположены два крыла, плавным полукругом обозначающие углы квартала.

Изначально гостиница звалась «Центральной», но в 1960-е годы из-за строительства неподалёку ещё большей по размерам «Ангары» название сменили на «Сибирь». В 1995 году произошла трагедия: крупный пожар унёс жизни нескольких человек и уничтожил два корпуса здания, которые затем решили снести. Сейчас осталось только одно крыло — на углу улиц Ленина и Канадзавы. Внутри расположен небольшой бизнес-центр.

Госбанк СССР

Адрес: Ленина, 16

Год постройки: 1936

Архитектор: Владимир Волков

В 1934 году для иркутского отделения Госбанка СССР начали строить новое просторное здание на углу улицы Ленина и Кооперативного переулка (ныне улица Канадзавы) — ровно через дорогу от гостиницы «Сибирь». Прежнее строение, расположенное на улице Ленина, 3, уже не отвечало потребностям организации (позднее его передали Иркутскому государственному университету).

Проект архитектора Волкова должен был сочетать производственную и жилую функции: в левом крыле, по плану, размещались семьи сотрудников банка, а в правом, с видом на главную площадь, находилась административная зона. В ходе строительства проект заметно изменился (в том числе здание дополнилось классическими элементами в убранстве фасадов), но конструктивистские формы остались основой композиции.

К сожалению, последняя реконструкция здания, проведённая уже в XXI веке, серьёзно исказила его облик. Появились обширные мансардные помещения, а в центральном объёме — стеклянный купол, что исказило изначальные пропорции строения. Вдобавок к этому дом получил несвойственные ему яркие фасады. Теперь в здании Госбанка СССР памятник конструктивизма узнаётся не сразу — нужно вглядеться.

Жилой дом партактива («Тихвинское колесо»)

Адрес: Свердлова, 22

Год постройки: 1933

Архитектор: Казимир Миталь

Очередное здание Миталя в центре Иркутска. Жилой дом для актива коммунистической партии построили в 1933 году, почти одновременно с гостиницей «Центральная». Он расположился на углу улиц Свердлова и Красной Звезды (до революции она звалась Тихвинской; затем советские власти ещё раз её переименовали — с тех пор она носит имя монгольского революционера Сухэ-Батора).

По задумке Миталя здание разделили на две половины — жилую и коммунальную. Первая выходила на улицу Свердлова, вторая — на Красной Звезды. Присутствуют типичные элементы конструктивизма: большие окна, вертикальное ленточное остекление лестничных пролётов и просторные длинные балконы на угловой части здания.

После распада СССР за домом постепенно закрепилось новое название, «Тихвинское колесо», — по магазину на первом этаже, чья вывеска располагается на одном из полукруглых балконов.

Дом сотрудников НКВД

Адрес: Пионерский переулок, 10

Год постройки: 1934

Архитектор: Казимир Миталь

Следуя практике «профессиональных» жилых объектов, отдельное здание в начале 1930-х годов решили построить и для сотрудников НКВД. Столь ответственную задачу тоже взял на себя главный архитектор Миталь.

Прогрессивное авангардное здание гармонично вписалось в тихий переулок среди деревянных усадеб и классических каменных особняков. Этого удалось достичь благодаря переменной этажности и относительной компактности здания. Главная особенность Дома сотрудников НКВД — выразительный объём с протяжёнными балконами, выходящий на угол улиц.

Из-за плачевного состояния дома — у него серьёзно обветшал фасад — хорошо видны материалы, использовавшиеся при строительстве. Именно в них кроется ключевая особенность иркутского конструктивизма, отличающая его от каноничных представителей стиля.

Дело в том, что в 1930-е годы железобетон, основной материал конструктивистских объектов, был большой редкостью в Иркутске. Поэтому Миталь использовал его лишь в нескольких местах (например для создания балконов). В остальном же дом возведён из кирпича, оштукатуренного «под бетон», — так архитектор одновременно решил проблему острой нехватки необходимого материала и достиг внешнего соответствия стилю.

В 1938 году архитектор, построивший жильё для сотрудников НКВД, стал жертвой этого же ведомства. Его заподозрили в одновременном шпионаже в пользу Германии и Польши и арестовали. Меньше чем через год главный иркутский конструктивист умер в тюрьме.

Дом специалистов

Адрес: Марата, 29

Годы постройки: 1933—1935

Архитектор: Казимир Миталь

Ещё один крупный конструктивистский объект в центре — Дом специалистов — тоже построен по проекту Миталя. Возводить его начали после постановления Совета народных комиссаров о строительстве по всей стране жилья для советской интеллигенции в технической, педагогической и медицинской сферах. В такие дома заселяли, как правило, самых успешных и прославленных деятелей искусства и науки.

Дом специалистов в Иркутске стал масштабным проектом — это первый пятиэтажный жилой дом во всём регионе. Здесь жили врач Хаим-Бер Ходос (его имя носит сквер в центре Иркутска), профессор Захария Франк-Каменецкий (в честь него переименована одна из центральных улиц города) и сам Казимир Миталь.

Кроме того, в одной из квартир на пятом этаже когда-то жила семья стоматолога Соломона Вайса, которая переехала в Иркутск из Казани. Его дочь Аида, учившаяся в иркутском инязе, увлеклась здесь музыкой и затем решила переехать в Москву, где прославилась на всю страну как Аида Ведищева — исполнительница песен «Лесной олень», «Колыбельная медведицы», «Помоги мне» и «Песни о медведях».

Дом был известен своими жильцами, но у этой славы была и другая сторона. В нём жили люди, которые могли в любой момент оказаться неугодными советской власти. В годы репрессий сюда не раз приезжали «черные воронки». Этот адрес стал последним не только для архитектора Миталя. Именно отсюда сотрудники НКВД забрали и другого известного иркутянина — писателя Петра Петрова, которого высоко ценил Максим Горький.

Дом лётчика

Адрес: Горького, 29

Год постройки: 1936

Архитектор: группа московских архитекторов

Уже в начале 1930-х годов государство начало насаждать помпезный неоклассицизм. Аскетичный авангард стали показательно клеймить, а готовые проекты переделывать или дополнять декором. Такие дома (конструктивистские, но уже имеющие элементы классицизма) часто называют постконструктивизмом.

Яркий пример этого направления — жилое здание по улице Горького, 29, известное как Дом лётчика. Туда заселяли семьи лётного состава гражданского воздушного флота СССР (на фасаде даже есть его эмблема). Как писали об этом здании иркутские архитекторы Марк Меерович и Василий Лисицин, одна из трудно объяснимых особенностей здания — египетский стиль в капителях пилястр. Это исключительно нестандартное решение для советской архитектуры.

Но внимание горожан привлекла не эта особенность декора, а материал облицовки колонн у центрального входа со стороны улицы, — на чёрных плитах без особого труда можно было прочесть имена людей и даты жизни и смерти некоторых из них. Дело в том, что при строительстве здания для облицовки колонн использовали надгробия с Иерусалимского кладбища, закрытого в те же годы.

Уже в XXI веке из-за всплеска внимания к плитам после публикаций в интернете колонны облицевали сайдингом. В таком виде эта часть здания находится по сей день.

Дом культуры авиастроителей

Адрес: Макаренко, 6

Год постройки: 1937

Архитектор: Николай Четвериков

Практически все конструктивистские здания Иркутска находятся в его центре, но есть исключения. В жилом районе Иркутск-2 на северной окраине города расположено одно из последних, самых поздних зданий — представителей конструктивистской архитектуры.

Эта местность, изначально известная как поселок Иннокентьевский, в советские годы стала поселком Ленино. Его решили развивать как рабочее поселение нового авиастроительного завода.

При этом предприятии к 1937 году построили дом культуры. В облике здания отражён дух этого периода: в основные конструктивистские объёмы тоже вторглись неоклассические «излишества», но автору проекта Николаю Четверикову всё равно удалось создать гармоничное здание на стыке двух конфликтующих стилей. Примечательно, что Четвериков — не именитый архитектор-конструктивист, а инженер-строитель иркутского авиазавода, занимавшийся прежде заводскими строениями.

С момента создания облик Дома культуры претерпел некоторые изменения. Изначально угловой полукруглый корпус состоял из трех цилиндров, возложенных друг на друга по мере уменьшения размера. В конце 1970-х годов второй ярус расширили так, что он «слился» с объёмом первого этажа.

Известно также, что вначале у входа в Дом культуры стояли два памятника — Ленину и Сталину. Но после развенчания культа личности памятник второму исчез. Позднее убрали и памятник Ленину. С осени 1961 года и по сей день Дом культуры носит имя Юрия Гагарина.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому