• Пробки 2
  • Погода
  • Рейтинг: приложения, больше всего следящие за российскими пользователямипользователями
  • Житель Иркутской области трое суток спасался в тайге у застрявшего снегоходаснегохода
  • СМИ: на экс-главу Минздрава Приангарья завели уголовное делодело

Главная > Искры 10.06.2020 17:05

История иркутской синагоги: большой пожар, тайна архитектора и звание старейшей в России

Вадим Палько

Вадим Палько

1 Читать комментарии
История иркутской синагоги: большой пожар, тайна архитектора и звание старейшей в России - Верблюд в огне

Фото: Алена Шатуева/ «Верблюд в огне»

Весной 2020 года Иркутская хоральная синагога стала одним из первых религиозных учреждений города, закрывшихся из-за коронавируса. Это далеко не первый случай, когда службы в иудаистском общинном доме, которому уже минул 141 год, прерываются из-за влияния тяжёлых обстоятельств. «Верблюд в огне» решил рассказать о синагоге: ее истории, создателях, а также о том, кто может соперничать с ней за звание старейшей в России.


В русском языке сложилась традиция называть храмами любые культовые сооружения. Однако согласно представлениям иудеев, синагога — не храм, а помещение для молитвы еврейской общины. Храм при этом может быть во всём мире только один, в Иерусалиме, он был разрушен римлянами более двух тысяч лет назад. От него осталась только часть стены, известная ныне как Стена Плача.

Объединение, стройка и пожар

Иркутская еврейская община почти с самого появления делилась на две враждующие группы: солдатскую, состоящую из малоимущих потомков солдат-евреев, и купеческо-мещанскую, люди из неё часто имели свой молитвенный дом.

Первой ходатайство о создании в Иркутске синагоги подала солдатская община, а после неё и купеческо-мещанская. Первое прошение удовлетворил министр внутренних дел России в апреле 1878 года. Другим же отказали, ссылаясь на то, что разрешение на постройку уже выдано, а Иркутску «достаточно и одной синагоги».

Однако солдаты-евреи из-за своего положения не имели достаточных средств для создания приличного каменного здания, нужна была поддержка купцов, зажиточных единоверцев. Для этого группы решили объединиться: они выбрали комитет для заведования постройкой, в который вошли представители обеих сторон.

Здание на Саломатовской улице построили довольно быстро: план возведения утвердили 10 мая 1878 года, а к весне 1879 года синагога уже была готова, — первое торжественное служение прошло 5 апреля. До большого иркутского пожара оставалось чуть больше двух месяцев.

С 22 по 24 июня 1879 года почти весь старый центр Иркутска был уничтожен огнем. Не обошла трагедия стороной и совсем новую синагогу, от которой пожар оставил одни лишь стены. Через некоторое время еврейская община приступила к восстановлению здания. Общее собрание прихожан молитвенного дома состоялось в январе 1881 года. Там и рассмотрели вопрос об изыскании средств на восстановление.

Новый облик синагоги после перестройки кардинально не поменялся, но изменения все-таки были. Известно, что именно в 1881 году утвердили создание купола, а боковые двери переместили с торцов здания на одну сторону с главным входом. 30 мая того же года проект восстановления и частичной перестройки синагоги утвердили.

Фото слева — биолого-почвенный факультет ИГУ. Фото справа — Дом офицеров

Тайна создателя

В большинстве современных публикацией говорится, что автор проекта синагоги — архитектор Владислав Кудельский. Доподлинно известно, что именно он утверждал изменения в облике синагоги после пожара, но документальных подтверждений, что он создавал её первоначальный облик, увы, нет.

Кудельский — выпускник Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1860 году он приехал в Иркутск, где почти сразу принялся за работу, — уже через несколько месяцев по его проекту построили паперть к Крестовоздвиженской церкви, которая соединила тёплым переходом главный храм и северный придел.

В последующие более чем три десятка лет по проектам Кудельского в Иркутске появилось немало ныне хорошо известных горожанам зданий: от дома купчихи Колыгиной (теперь Дом офицеров) до здания Трапезниковского училища (сейчас там биолого-почвенный факультет ИГУ). На них и сегодня можно взглянуть, вспомнить облик иркутской синагоги и задуматься: рука ли это одного мастера?

Интересно, что архитектор, построивший в Иркутске православные храмы и, возможно, синагогу, был, судя по всему, католиком, и дело здесь не только в польском имени и фамилии. После смерти в 1893 году его похоронили именно на католической части Иерусалимского кладбища. В советские годы крупнейший погост превратили в Центральный парк культуры и отдыха, снеся все надгробия и памятники, поэтому точное место, где покоится архитектор Кудельский, теперь найти невозможно.

Другая жизнь, новые преграды

Точную дату окончания восстановления синагоги история не сохранила, но известно, что общинный дом к концу 1882 года уже функционировал. В 1886 году из старого дома Домбровского на верхнее помещение синагоги перевели еврейское училище. В середине 1890-х годов при синагоге организовали библиотеку — к 1915 году её фонд составлял 4,2 тыс. томов, его оценивали в 6,5 тыс. рублей. Для сравнения: само здание в том же году оценили в 65 тыс. рублей.

Жизнь общины кардинально изменилась вскоре после установления власти большевиков. В 1920 году синагога значится по улице с другим названием — старинную иркутскую Саломатовскую переименовали в честь малоизвестного немецкого революционера Карла Либкнехта. Саму синагогу изъяли из собственности Иркутской еврейской общины, а ее руководство получило от новой власти договор о передаче синагоги «в бессрочное бесплатное пользование». Выходит, община получила в пользование то, что за её счет построили и ей же всегда принадлежало.

С 1929 года советские организации и госучреждения поднимали вопрос о закрытии синагоги для передачи себе её здания. В 1931 году общине  предложили взамен другое помещение, по улице 1-й Красноармейской, 20 (сейчас дома с таким адресом не существует). Община была вынуждена согласиться, попросив время на подготовку нового здания к переезду. Однако советские власти в ответ потребовали перед передачей капитально отремонтировать здание за счёт верующих.

К концу 1933 года синагоги на улице Либкнехта официально не существовало. Община получила помещение на 1-й Красноармейской, но уже в 1938 году иркутский облисполком принял решение о ликвидации новой синагоги, а в 1939 году это утвердили в Верховном совете РСФСР.

Лишь в 1947 году еврейской общине вернули второй этаж синагоги, некоторое время она действовала, но в 1958 году была вновь закрыта. Почти ничего не происходило там вплоть до реконструкции 1981 года. Службы возобновились в предпоследнем десятилетии 20-го века, а в 1990-е годы синагога полностью вернулась к еврейскому религиозному обществу.

Последним испытанием для общины снова стал пожар — он случился в июле 2004 года. Его последствия оказались не столь разрушительны, как за 125 лет до этого, но на проведение полного ремонта потребовалось несколько лет. Открытие отреставрированной синагоги в первозданном виде состоялось 24 февраля 2009 года, в год её 130-летия.

Старейшая в России?

Над входом в иркутскую синагогу закреплена цифра «1879» — дата вознесения первой молитвы в только что построенном здании. Главный раввин региона Аарон Вагнер прямо говорит, что в Иркутске — старейшая действующая синагога России. Многих иркутян это может удивить, ведь старейшие учреждения страны, как правило, находятся в Москве или Санкт-Петербурге, в то время как в Иркутске некоторые здания могут в лучшем случае претендовать на звание старейших в Сибири.

И всё-таки старейшую синагогу Москвы построили в период с 1887 по 1891 год, а в Петербурге — с 1883 по 1893 год, то есть иркутское здание не намного, но старше. Однако двумя столицами дело не ограничивается.

В сети можно найти немало противоречивой информации о звании старейшей синагоги России. Так, например, в некоторых новостях о реставрации иудаистского общинного дома в Нижнем Новгороде говорилось, что именно он — старейший. Но и здесь достаточно сверить даты, чтобы удостовериться в ошибке (строительство велось с 1881 по 1883 год).

И все-таки уверенность в безоговорочном «лидерстве» иркутской синагоги можно пошатнуть: в Ростове-на-Дону находится Солдатская синагога, которая основана в 1872 году. Казалось бы, эта дата однозначно лишает иркутскую звания старейшей, но здесь есть нюанс.

В 1905 году в Ростове-на-Дону произошла трагедия — в городе случился еврейский погром, во время которого Солдатскую синагогу фактически разрушили. Через несколько лет здание решили перестроить, и по завершении работ в 1914 году облик синагоги уже не имел ничего общего с изначальным, — на том же месте фактически построили новое здание. Тем не менее Солдатская синагога сохранила своё название, поскольку ею по-прежнему ведало Еврейское солдатское общество.

Итак, разобрались: в Ростове-на-Дону находится место, где богослужения начались раньше, чем в любой другой действующей синагоге.  Но город, где находится старейшее в России здание синагоги, — это Иркутск.

На листьях дерева написаны имена людей, помогающих синагоге

Комментариев 1

Аватар

0

Вы еще равина, батюшкой назовите!

15.06.2020 13:09

Ответить
Загрузка...

Тренды 20.11.2020 14:24

Батарея вместо бензобака: как иркутяне пересаживаются на электромобили

Екатерина Фалалеева

Автор Екатерина Фалалеева

1 Читать комментарии

За последние несколько лет жители Иркутской области полюбили электромобили — если в 2017 году в регионе насчитывалось всего 56 таких авто, то к середине 2020 года — уже 843. С 2019 года Приангарье находится на втором месте в России по количеству электромобилей — мы опережаем Москву и уступаем только Приморью. А еще наш регион — лидер рынка подержанных электрокаров. При этом в области практически нет никакой инфраструктуры, хотя ситуация медленно меняется — преимущественно силами активистов и бизнес-сообщества. «Верблюд» рассказывает, как устроена жизнь владельцев электромобилей в Иркутской области.



Что вы узнаете:

  • кто и зачем покупает электромобили в Иркутске;
  • во сколько обходится обслуживание электрокаров;
  • как часто их нужно заряжать и можно ли выезжать на них загород;
  • сколько в регионе электрозаправочных станций (спойлер: очень мало) и кто их устанавливает.

Причины любви

Одна из причин популярности электрокаров в Приангарье — низкая стоимость электроэнергии в регионе. В июне 2016 года иркутянин Сергей Налетов приобрел электромобиль. К тому времени он уже несколько месяцев искал более экономичную альтернативу своей машине. Сергей утверждает, что это был первый зарегистрированный в Иркутске Nissan Leaf, на сегодняшний день — самый популярный электромобиль в России. Покупка обошлась в 500 тыс. рублей.

«Я влюбился в машину и в первый год просто не мог ей нарадоваться, — вспоминает Сергей. — Оказалось, что это идеальный вариант для ежедневных поездок по городу, который к тому же помогает серьезно экономить». Траты сократились в десять раз: на бензин иркутянин ежемесячно тратил минимум 6 тыс. рублей, а на зарядку электрокара уходит максимум 600 рублей. По подсчетам Сергея, на одном только бензине за четыре года он сэкономил 300 тыс. рублей.

Кроме того, уменьшились расходы на обслуживание: «Я сразу поменял жидкость в редукторе и антифриз, это обошлось в три тысячи рублей. Купил комплекты резины. Больше за четыре года владения машиной я в нее ничего не вкладывал».

«»

«Обслуживать там нечего, — объясняет Сергей Сергеев, один из основателей клуба Nissan Leaf Baikal. — Ни масла, ни фильтров — ничего менять не надо. Раз в 100 тыс. км по регламенту — осмотр жидкости в редукторе. Заменить ее стоит около 1,5 тыс. рублей».

Сергеев купил электромобиль весной 2017 года. Мужчина работает в транспортной компании и ежедневно проезжает около 100 км. Такое расстояние обходится ему примерно в 20 рублей, если он заряжается дома. Счет за электричество — 600800 рублей в месяц. С появлением в городе станций экспресс-зарядки траты возросли — за один визит Сергей отдает около 100 рублей, в месяц получается 12 тыс. рублей. «Зато это удобно — можно быстро подзарядиться, если километраж больше обычного», — говорит Сергей.

Как заряжают электромобили

На Nissan Leaf первого поколения с полной зарядкой можно проехать 120130 км летом и 6080 зимой. У второго поколения показатели выше — 250 км и 120150 км соответственно. Для того чтобы увеличить пробег в холодное время года, водители идут на различные усовершенствования, например ставят автономный дизельный обогреватель для салона. Это позволяет не тратить драгоценную энергию с батареи на обогрев. Расходы на дизель — около 500 рублей в месяц при активной езде.

«Как многие в обычных машинах ставят котлы, лифоводы помещают под днищем подогрев высоковольтной батареи. Некоторые ставят инфракрасный теплый пол и стекла с обогревателем. Кстати, жара и перегрев действуют на батарею более разрушительно, чем мороз», — поясняет Сергей Сергеев.

Большинство владельцев электрокаров заряжают авто от обычной домашней розетки. На стандартную батарею Nissan Leaf уходит 67 часов. Сергей Сергеев оборудовал зарядное место в гараже, вывел провод из квартирного щитка. Он установил двухтарифный счетчик и заряжает автомобиль ночью, по сниженному тарифу: «Специальный счетчик — это обоснованная трата, если электромобиль — основной потребитель энергии. Счетчик и его перепрошивка на местное время обошлись в три тыс. рублей. За 8 месяцев он окупился».

Тем, кто не имеет гаража, приходится труднее. Василий Веремеенко пересел за руль электромобиля летом 2019 года. Чтобы зарядиться, он поначалу спускал удлинитель с балкона третьего этажа. Перед зимой решил установить розетку на улице.

«»

«Нарисовал три схемы прокладки кабеля, пошел в управляющую компанию с официальным запросом. Там ответили, что этим не занимаются, нужно согласовывать с собственниками дома, — рассказывает Василий. — Поговорили с председателем дома, он подписал документы. Я прокинул кабель через окно по фасаду здания. Внизу поставил шкаф с розеткой на отдельном автомате с дополнительными средствами защиты».

Недавно Василий смонтировал уличную розетку на доме, в который скоро переедет. Там кабель протянут с четвертого этажа через подъезд. «Действовал аналогично — по согласованию с председателем. Сделать все как положено — с собранием, подписями большинства жильцов — довольно трудно. Негативной реакции со стороны соседей не встречал. Если кто-то подходил с вопросами, я все объяснял».

Иногда на месте у розетки паркуются другие автомобили. На этот случай Василий приобрел 30-метровый удлинитель, который можно протянуть до самого дальнего уголка парковки. Ежедневно Веремеенко проезжает 3040 км, иногда — до 70 км. Летом одного заряда хватает на два-три дня.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Кто устанавливает зарядные станции в Приангарье

Заряжать электромобиль приходится чаще, чем заправлять бензином обычное авто. Электромобилисты признаются, что порой им приходится отказываться от спонтанных поездок, если заряда недостаточно. Для комфортного передвижения по городу и выездов загород региону нужна сеть электрозаправочных станций (ЭЗС). Сейчас, согласно карте зарядных станций PlugShare, в городе их семь. Все они установлены силами местных энтузиастов и предпринимателей.


В Иркутске есть медленные и быстрые зарядные станции. На первых полная зарядка занимает 58 часов, хотя может достигать и 12 часов — зависит от мощности бортового зарядного устройства. На экспресс-станциях за 3040 минут можно зарядиться с 1% до 80%.


Проект Quickly

Первая публичная зарядная станция появилась в Иркутске в июле прошлого года. Ее установил филиал экспедиторской компании Eхpress.ru на Байкальской, 203 Б, возле своего офиса. «Когда мы открывались, сразу решили, что не используем машины с ГСМ (горюче-смазочными материалами. — Прим. ред.), так как это требует постоянных вложений. У нас курьеры передвигаются на электромобилях, — рассказывает предприниматель Евгений Лунюшкин. — Медленную зарядную станцию рядом с офисом поставили ради собственных нужд, но воспользоваться ей могут все желающие». Станция бесплатная, все связанные с ней расходы на себя берет компания — это 22,5 тыс. рублей в месяц.

В ноябре Лунюшкин планирует начать монтаж экспресс-станции на улице Ширямова. Там же будет резервная медленная станция. Стоимость проекта — 1 млн рублей. «Зарядка на быстрой станции поначалу будет стоить символически — 1 рубль (вся зарядка), затем мы посмотрим на спрос и выстроим ценовую политику», — рассказывает предприниматель. В следующем году он планирует установить еще три ЭЗС.


Проект компании «Новинвест»

В этом году в столице Приангарья появились первые экспресс-станции. Найти их можно у ТЦ «Москва» на Сергеева, ТЦ «Дока» на Байкальской и у рынка «Парус» на Трактовой. Они двух видов: на одних расчет идет по киловаттам (15 руб/кВт), оплата производится через приложение «Фора»; на других — поминутный тариф (6 руб./минута), а заплатить можно банковской картой. По стоимости получается одинаково — 10 кВт обойдутся примерно в 150 рублей. С этим зарядом летом можно проехать 60 км, зимой — около 40.


Алексей Марчук,

Руководитель проекта и технический директор «Новинвеста»

Изначально мы хотели договориться о сотрудничестве с «Иркутскэнерго». Нас заверили, что необходимые мощности предоставят в любой точке города. В ответ на наше техзадание выдали условия, выполнение которых обошлось бы в 4 млн рублей. Сама станция стоит полмиллиона. Получается, чтобы установить одну станцию в Иркутске, нужно около 5 млн рублей. Что мы придумали? Пошли по частникам.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Договориться с ними тоже оказалось не так-то просто: не всех удовлетворяла «недостаточная» коммерческая составляющая. По идее инициаторов проекта, установка зарядных станций на частных объектах могла бы привлечь внимание к ним. Но некоторым этого мало. На вопрос, а что мы с этого будем иметь, Алексей Марчук объяснял экономику проекта: стоимость зарядки 15 руб/кВт, вычитаем стоимость электричества для юрлиц (4 руб./кВт) и другие расходы — техподдержку, поддержку мобильного приложения. Остается 5 рублей прибыли.

«Все считают, что мы на этом круто зарабатываем, — говорит Марчук. — Но мы пока только вкладываемся. Станция на 50 кВт стоит 1 млн руб., на 25 кВт — полмиллиона, а средняя стоимость одной зарядки — 90 рублей. Нам говорят — а зачем вы это делаете? Но иначе развития не будет — водители будут крутиться по обычным маршрутам, проезжать свои 5070 км, а всем хочется больше перемещаться по городу и области».

К концу следующего года «Новинвест» планирует увеличить количество зарядных станций до 15. Они появятся в Иркутске, Шелехове, Усолье и других городах и поселках области. Стоимость проекта — 1015 млн рублей.

«»

«Предполагаем, что проект начнет окупаться через 23 года. Зарядные станции — это новый продукт, который мы еще только тестируем. Бывало, что станцию запускали сутки, — она не работала, а мы не могли понять, в чем дело. Много вопросов с технической частью, программным обеспечением. К тому же зимой они еще не эксплуатировались и неизвестно, как себя покажут», — поясняет Марчук.

Есть и другие проблемы: на раскрутку одной электростанции уходит в среднем четыре месяца. Иногда их приходится переносить, что приводит к дополнительным сложностям. Так случилось с первой экспресс-станцией на Старокузьмихинской: «Спустя три месяца мы оттуда переехали из-за конфликтов. Мы занимали место на парковке, и оказалось, что владельцу территории важнее обеспечить удобство водителей бензиновых автомобилей».


Проект En+ Group

Группа компаний En+ Group установит в Прибайкалье три электрозаправочные станции, сообщил «Верблюду» руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков. Они появятся в Листвянке и Иркутске на автозаправочном комплексе возле ТЦ «Яркомолл» и на муниципальной территории возле здания «Иркутскэнерго» на Сухэ-Батора. Это будут станции с использованием разъемов CHAdeMO и CCS Combo (Type 2) на постоянном токе с мощностью 50 кВт. Зарядка до 80% займет 20 минут. Станции также будут оснащены разъемом для медленной зарядки.

В этом году в проект планируется инвестировать 10 млн руб. Эксплуатация станций начнется в декабре. В среднесрочной перспективе компания собирается установить быстрые ЭЗС по трассам в направлении Байкальска и Хужира. По словам Хардикова, в текущей рыночной ситуации проект пока не окупаемый и в большей мере обусловлен социальной ответственностью бизнеса. «Надеемся, что с появлением первых зарядных комплексов количество электромобилей в Иркутской области будет расти, мы, в свою очередь, будем готовы сеть зарядных станций расширять», — заверил Хардиков.

Фото Василия Веремеенко

Добраться до Байкала

Некоторые иркутяне обзаводятся электромобилем как второй машиной — исключительно для передвижений по городу. «Электромобиль бюджетного сегмента — не универсальная вещь, — говорит Сергей Налетов. — Лучше всего он показывает себя в городских условиях, а вот далеко на нем не уедешь. Учитывая отсутствие политической воли по поводу развития инфраструктуры, быстрых зарядок в ближайшее время по области не появится. Встать посередине пути на несколько часов, чтобы зарядиться, — по-моему, это слишком».

Впрочем, другие электромобилисты регулярно путешествуют по области и не видят затруднений в вынужденных остановках. Правда, и они признаются, что станции быстрой зарядки могли бы сделать отдых комфортнее. Пока что такая есть только в поселке Никола, но сейчас она на техобслуживании.

По пути на Малое море можно зарядиться на станции медленной зарядки в Баяндае. Работает она только в сезон, а зимой отключена. Есть станция в поселке Тараса в Боханском районе (проект 4ev.ru). Владельцы электромобилей рассказывают, что розетки часто предоставляют владельцы кафе и стоянок. Например, в Култуке можно пополнить заряд за 150 рублей, а на стоянке в Листвянке — за 50. «Мы ездили на Ольхон, в Улан-Удэ, на Святой Нос, — перечисляет Сергей Сергеев. — По пути заряжались от розеток — их, слава богу, на трассе хватает. Да, едешь дольше, чем на обычном авто, но это же часть путешествия».

Фото Сергея Налетова

Что ждет электромобилистов в России

Сейчас по всей России насчитывается всего около 250 зарядных станций, и с каждым годом их будет всё больше. Например, «Россети» к 2024 году планируют увеличить количество ЭЗС в стране до 1 тыс. На первом этапе хотят охватить крупные города с населением более 1 млн человек, на втором — города с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей. Всего должны построить ЭЗС в 30 крупных городах и на 30 магистралях.

Развитие инфраструктуры увеличит спрос на электротранспорт, уверены эксперты. Также поможет снижение стоимости аккумуляторных батарей и их адаптация под российский климат. Благодаря этим мерам среднегодовые темпы роста рынка электромобилей к 2025 году могут достичь 30 %. Ближайшие прогнозы такие: ожидается, что в 2021 году продажи новых электромобилей вырастут примерно на 1015 %, а подержанных — на 40 %.

Иркутяне продолжат покупать электромобили, убеждены наши собеседники, и улучшение качества инфраструктуры только подстегнет спрос. Кстати, с этого года в области отменен транспортный налог на электромобили — это около 1,7 тыс. рублей в год. «Сумма небольшая, но важно, что государство делает шаг навстречу электромобилистам», — говорит Сергеев. Кроме того, в мае в России отменили таможенные пошлины на ввоз электрокаров, она составляла 15 %. Правда, из-за роста курса доллара и повышения спроса итоговая цена сейчас даже выше, чем в начале года, резюмирует он.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому