17.08.2021 14:06
17.08.2021 14:06
До 1 сентября осталось две недели. Многие родители начинают переживать, как подготовить ребенка к школе, как настроить его на учебу и какой режим должен быть у школьника. Рассказываем, что должны учесть родители.
По словам учителя начальных классов с 36-летним стажем Ольги Рабинович, каждый школьник должен знать свою фамилию, имя и отчество, дату рождения и понимать, к кому можно обратиться за помощью, если он потерялся. Гавриил Радионов, педагог-психолог, преподаватель психологии ИГУ, школьный педагог-психолог, добавляет, что ребенок обязательно должен знать номера телефонов родителей и свой адрес, ориентироваться в направлениях и уметь определять время по часам. Первоклассник должен знать, как вести себя в нестандартной ситуации: что делать, если он потерялся, если чужие люди зовут куда-то пойти, если кто-то стучится в дверь, а никого нет дома, ориентироваться в районе, где он живет, сам ходить в ближайший магазин и уметь покупать необходимое.
Ученик должен быть самостоятельным, например уметь доставать школьные принадлежности из рюкзака, говорит Рабинович. Для выработки навыка педагог рекомендует давать ребенку поручения: собрать за собой игрушки, протереть пыль, помыть посуду. Ребенок чувствует свои силы, когда делает что-то руками.
По мнению Радионова, первоклассник должен уметь контролировать свое личное время — без подсказок родителей понимать, что нельзя тратить пять часов подряд на игры и мультики. Психолог советует начать об этом говорить до школы и соблюдать режим, например ставить таймер на игры. Если вы даете сыну 100 рублей, скажите, на какой срок ему должно хватить этих денег, советует Радионов. Если мальчик потратит деньги в первый же день на чипсы и мороженое, а не на обед, то на следующий день деньги на личные расходы ему давать не стоит. Так постепенно вы приучите первоклассника к умению распоряжаться деньгами.
Радионов добавляет: не нужно встречать и провожать ученика каждый день, если школа рядом. Он вполне может ходить туда сам. Не нужно слишком оберегать первоклассника, звонить на каждой перемене. «Адаптация к школе в среднем длится месяц, дайте ученику пройти ее самостоятельно. Вы можете взять отпуск на первые две недели учебы. Поддерживайте школьника, будьте рядом с ним, когда это необходимо, следите за его настроением», — говорит Радионов.
За оставшиеся перед учебой дни вы вполне можете научить ребенка самостоятельно ходить в школу. «Устройте „тест-драйв“: попросите его довести вас до школы (при условии, что вы уже не раз ходили этим маршрутом вместе)», — говорит Радионов. Так сделала Ольга Васильева, мама 6-летнего Саввы. Весной Савва сам шел в детский сад и домой, а мама шла позади и следила за безопасностью. Мальчик должен был дойти до дома и правильно переходить через дорогу. А в начале лета родители стали поручать ребенку выносить мусор, чуть позднее — покупать продукты. В награду Савве разрешают купить себе мороженое. Ребенок должен знать ПДД: этому учат воспитатели в детском саду и родители.
Учитель начальных классов Инесса Кравченко предупреждает: тем, кто не умеет читать, будет тяжело в первом классе. К концу первого года обучения дети должны читать по 35–40 слов в минуту. По ее словам, детей можно учить читать примерно с 2,5 лет, когда возникает интерес и появляется желание. Радионов согласен, что нужно учить малыша читать, как только он начинает проявлять интерес к книгам: «Кто-то в два года с интересом показывает на буквы, а кто-то только к школьному возрасту. Не давите — чтение не должно ассоциироваться с принуждением».
Ольга Васильева
Мама 6-летнего ребенка
Мой ребенок попробовал читать в первый раз за девять месяцев до школы. Мы мотивировали его: говорили, как здорово уметь читать самому. Первые попытки читать оказались безуспешными. Ребенок не понял, как складывать слоги, а лишь запоминал их и воспроизводил по памяти. А потом, как по щелчку пальцев, сын вдруг взял книгу и стал читать — да так, что невозможно было остановить! Читал всё, что попадалось на глаза: надписи на упаковках, названия магазинов, вывески на улице.
«Если ваш ребенок пойдет в школу через год или больше, учтите, что в процессе обучения чтению можно перепрыгнуть через важные этапы», — говорит Рабинович.
— Процесс чтения довольно сложный. Он состоит из анализа (ребенок запоминает, как выглядит буква), синтеза (учится складывать буквы друг с другом, читать по слогам), а только потом — письма (переводит на бумагу то, что отложилось в памяти). Прежде чем ребенок станет читать самостоятельно, он должен запомнить каждую букву и научиться ее узнавать. Чтение — процесс запоминания знака. Когда ребенок запомнил одну букву, можно «приклеить» к ней следующую — начать читать по слогам. Есть простые и эффективные упражнения для запоминания букв — вы пишете буквы с недостающими элементами и просите ребенка восполнить пробелы. Сравниваете полную букву и недописанную, находите общее и отличие. Показывайте дошкольнику каждую часть буквы, собирайте буквы из разных частей по элементам. Для этого можно воспользоваться счетными палочками, бусинами, даже крупой. Можно лепить буквы из пластилина.
Также важно, чтобы у дошкольников был развит фонематический слух — правильное восприятие звуков. Добиться этого легко: вы называете слово, рассказывает Рабинович, и говорите: «Назови звук, с которого начинается слово. А теперь звук, на который это слово заканчивается. Еще придумай слово, которое начинается с той же буквы». И только потом можно показать, как пишется буква.
Ребенка можно научить читать на комиксах, делится лайфхаком Елена Ткачук. «Мы покупаем книги в магазине „Книжки Полишки“. Там есть комиксы про насекомых, принцев и принцесс. Это такие мини-рассказы в шуточной форме, которые ребенку в пять лет легко пересказывать», — рассказывает Ткачук.
Рабинович считает, что формирование навыка письма — еще более трудный процесс, чем чтение.
— Для дошкольника достаточно научиться писать печатными буквами. Письменной речи мы научим его в школе. Там он должен освоить прописные буквы, запомнить все соединения. По сути, в первый год обучения ученик воспринимает три разных алфавита — устный, печатный и письменный. Если вы просите ребенка произнести по буквам или написать слова, например «собака», «корова», и он произносит и пишет «карова», «сабака», не обязательно исправлять его. Можно просто сказать, что это слово пишется по-другому, но тебе в школе объяснят, как и почему. Заставлять писать иначе в этом возрасте совсем не нужно. Если ребенок пишет как слышит, это даже хорошо: значит, у вашего дошкольника развит фонематический слух. Он не должен знать до школы, что безударные гласные проверяются ударением, а некоторые вообще не проверяются. Грамотности первоклассника научим мы, учителя, когда он придет в школу.
По мнению Рабинович, детям трудно общаться из-за гаджетов. Ребятам не хватает опыта дворовых игр, а это лучший способ развития речи, эмоций, чувств. В идеале, уже за год до начала учебы можно начать учить ребенка общаться со сверстниками и взрослыми и продолжать это делать после 1 сентября. Чаще ходите в гости и приглашайте кого-то к себе, посещайте городские мероприятия, игровые комнаты, гуляйте с ребенком на детских площадках, советует она. Знакомьтесь с другими родителями сами — так вы покажете дошкольнику, что не нужно бояться или стесняться посторонних людей. Оставшиеся до учебы дни говорите ребенку о школе только положительно.
Ольга Рабинович
«Вспомните своих одноклассников, приведите пример: „Вот с тётей Наташей мы учились в одном классе и до сих пор вместе“. Расскажите о веселых случаях на уроках, вспомните походы с классом, первые выученные в школе стихи, какие-то поездки, праздники. Так ребенку будет легче преодолевать трудности, он будет мотивирован и заинтересован».
Психолог Ольга Романив посоветовала родителям поговорить с ребенком, чтобы узнать его психологический настрой перед началом учебного года. «Очень важно эмоционально подготовить их к встрече с новыми учителями. Если ваш ребенок — первоклассник, расскажите ему немного о его учительнице, ведь вы уже познакомились с ней на родительском собрании. Опишите ее внешность, расскажите о замеченных чертах характера — естественно, положительных», — рассказала она. Вашему ребенку важно видеть ваше спокойное состояние и радостное ожидание, говорит психолог.
Радионов говорит, что если ребенок не хочет идти в школу, ваш ребенок-ученик переживает, его пугает новая жизнь и неизвестность. Спросите ребенка, почему он не хочет идти в школу. В зависимости от того, какие он назовет причины, надо подбирать методы по повышению мотивации. Если боится, что в школе нельзя будет бегать и играть, расскажите про уроки физкультуры. Если ему кажется, что будет трудно, скажите, что сначала уроков будет совсем немного. Как правило, во время первой учебной четверти детям почти ничего не задают.
Как помочь ребенку справиться со страхами?
В книге известного детского психолога Людмилы Петрановской «Что делать, если…» есть советы для детей 6–9 лет и их родителей о том, что делать, если под кроватью живут монстры, если в дверь стучится незнакомый человек, если с тобой никто не дружит в школе, если ты потерялся на улице, если ты идешь на прививку и боишься заплакать. Это настоящая «энциклопедии для первоклассника». Кстати, есть вариант этой книги в виде настольной игры из карточек.
Рабинович утверждает, что у 60% первоклассников не сформирована речь. Любое обучение в школе строится на объяснении материала. А дети, которые испытывают трудности с речью, не могут во всей полноте понять объяснения, не могут сами пояснить и пересказать чужую речь, не умеют формулировать вопросы.
Нужно постоянно разговаривать с дошкольником, заниматься с ним составлениями рассказов по сюжетным картинкам, как советует Рабинович. Такие наборы продаются во всех канцелярских магазинах, есть в учебниках по культуре речи и в прописях. Покажите сыну или дочери несколько связанных друг с другом картинок — пусть расскажет, что на них изображено. Просите говорить не только о предметах («Это большой рыжий кот») но и указать их характеристики («Он кажется мне добрым, я бы дал ему кличку Добряк») и чувства героев картинок. Включайтесь в его описание, постоянно задавайте вопросы, придумывайте истории вместе. А потом попросите задать вам какие-то вопросы. Чем больше вы говорите с ребенком, тем проще ему будет учиться. Все это можно делать и после 1 сентября.
У ребенка должен быть хорошо развит артикуляционный аппарат, говорит она. Добиться этого нетрудно: произносите скороговорки. Это тоже развивает и речь, и память.
Главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава Юрий Зинченко посоветовал не ругать ребенка без веских оснований. Родителям важно не снизить мотивацию к обучению и не усугубить ситуацию.
Как развить правильные речевые навыки
Чтобы ребенок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, советует Департамент образования Москвы. Старайтесь выражать их четко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребенка. В собственной речи четко проговаривайте окончания слов, дайте ребенку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы (это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала, и т. д.). Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению сложных предлогов, используйте речевые игры.
Форма должна быть удобная — если что-то давит, жмет или одежда «не дышит», ребенок не сможет заниматься с полной отдачей. Роспотребнадзор не рекомендует покупать форму, которую нельзя стирать, — вещества, используемые при химчистке, могут быть вредны для здоровья школьника. Подкладка должна быть из натуральной ткани, запаха от формы быть не должно. Ткань, из которой сшита форма, должна хотя бы наполовину состоять из натуральных материалов: хлопок и лен лучше всего для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир — для зимы. Учтите, что максимальный процент синтетических волокон в школьной форме — не более 55%. Для занятия физкультурой желательно приобрести спортивный костюм из дышащей, гигроскопичной (впитывающей влагу) и обязательно эластичной ткани.
Руководитель компании по пошиву школьной одежды «Росформа» Анна Гусельникова сказала «Верблюду», что лучше всего подходит форма из поливискозы. На этикетке изделия должен быть указан состав: вискоза, полиэстер, эластан. Такие материалы экологически чисты и безопасны. Они не вызывают аллергии, легко стираются, хорошо тянутся, не мнутся. По ее словам, также необходимо обратить внимание на значок сертификации на этикетке. Выглядит он как три заглавные буквы — ЕAC (Евразийский Экономический Союз). Это сертификация ГОСТа, которую обязана проходить вся школьная форма.
Гусельникова говорит, что школьная форма подбирается строго по размеру. По ее словам, не стоит брать одежду ребенку на вырост, как делают многие: форма должна быть свободной, но не болтаться.
— Оптимальный срок использования формы — один учебный год. За это время ребенок подрастет максимум на размер. Также не нужно брать облегающие сарафаны и пиджаки — в них ребенку будет некомфортно. Как показывает практика, первоклассницам удобнее ходить в сарафанах, потому что с ними любая блузка или водолазка выглядит аккуратно, считает Гусельникова, — не нужно проверять, хорошо ли все заправлено, не торчит ли блузка из-под юбки.
Рассчитывайте, что как минимум через неделю форму придется стирать, поэтому лучше покупать два комплекта. Рубашек, блузок и водолазок нужно как минимум четыре на учебный год. Будет лучше, если две из них будут с коротким рукавом, а две — с длинным. Одежду с коротким рукавом удобно надевать, когда в школе ожидаются уроки рисования и труда, — первоклашки часто пачкаются. На такие уроки некоторые родители дают ребенку фартук, чтобы он не запачкал школьную форму.
Анна Гусельникова
Руководитель «Росформы»
Манжеты рубашки и пиджака при сгибании руки должны доставать до запястья. Попросите мальчика вытянуть руки вперед и согнуть в локтях — дискомфорта в спине возникнуть не должно. Если ткань при этом топорщится или ребенок не может выполнить такое движение — смело берите костюм побольше. Обязательно попросите ребенка присесть на корточки. Это поможет выяснить, не давят ли брюки или юбка в талии. Брюки должны чуть заходить на туфли, оптимальная длина сарафанов и юбок с запасом на вырост — чуть ниже колена. Если переживаете, что ребенок вырастет за учебный год, можете обратить внимание на запас брюк внизу. Оставлять запас не обязательно по стандартам, но многие фирмы это делают.
Прямо в магазине ребенок должен застегнуть блузку или пиджак без усилий, говорит Гусельникова. Не должно быть тугих пуговиц или неудобных замков. Особенно это касается замков на сарафанах: иногда девочки не могут сами застегнуть молнию на спине. Дети должны без труда переодеваться, а не просить о помощи учителя.
Перед покупкой формы обязательно узнайте в школе, нет ли каких-то единых требований к одежде детей конкретно в вашем учебном заведении (определенный цвет, фасон, только брюки, и т. п.).
Портфель должен нравиться ребенку и не портить его здоровье. Роспотребнадзор утверждает, что вес рюкзака для начальных классов должен быть не более 700 граммов. При этом все учебники и письменные принадлежности не должны весить более 1,5 килограммов. Рюкзак должен полностью прилегать к спине ученика и равномерно распределять вес. Забудьте о сумках — нагрузка на плечи первоклассника должна распределяться равномерно, чтобы не развился сколиоз. Следите, чтобы первоклассник носил рюкзак на обоих плечах, а не перекидывал весь вес на одну сторону.
Где в Иркутске купить школьную форму?
Виктория Дьякова
Травматолог-ортопед, врач мануальной терапии, кандидат медицинских наук
«У рюкзака должна быть ортопедическая жёсткая спинка, широкие S-образные бретели, отрегулированные под рост школьника, — рассказывает врач. — Он должен быть хорошо устойчивым, из воздухопроницаемого материала без неприятного запаха». Следует прямо в магазине наполнить ранец тем, что есть под рукой. Рюкзак не должен заваливаться на бок. Обращайте внимание, как «сидит» рюкзак на спине: его верхняя часть не должна выходить за линию плеч, а нижняя — за линию бедер.
Если первокласснику предстоит переходить через дорогу на пути в школу, то не лишними будут светоотражающие элементы на рюкзаке. Материал для ранцев должен быть прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки и не вызывать аллергии, советует Роспотребнадзор, а материал, из которого изготовлены плечевые ремни, — эластичным.
«Также нежелательно носить в школе босоножки без задника и на высоком каблуке, — говорит Дьякова. В таком случае высок риск повреждений ступни. Для уроков физкультуры лучше выбрать удобные кроссовки. Подошва любой школьной обуви должна быть устойчивой и не скользкой. Желательно, чтобы в обуви был супинатор, что поможет избежать развития у ребенка плоскостопия и проблем с позвоночником».
Начать привыкать к новому режиму дня лучше прямо сейчас. Иначе у ребенка будет двойной стресс: из-за полностью измененной жизни и из-за нового режима дня, говорит Радионов.
Почти все первоклассники Иркутска учатся с 8 утра. Начинайте ежедневно просыпаться в 7, привыкайте рано завтракать. С 8 до 12 ребенок будет в школе, потом — обед. После него обязательны активные игры. Можно погулять, побегать или покататься на велосипеде — главное, не проводить это время у телевизора или компьютера. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3 — 3,5 часа у первоклассников, советует Роспотребнрадзор. Далее может быть дневной сон (не менее 1 часа). В первом классе на уроки нужно тратить максимум 1 час.
Часто встречаются дети, которые из-за занятости даже поесть успевают только в автобусе — по дороге с одного кружка на другой. Радионов считает, что в таком образе жизни нет ничего хорошего. Вырастая, такой человек чувствует себя потерянным, Помните, что первокласснику необходимо просто гулять, дурачиться и общаться с друзьями.
В выборе кружков профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Наталья Авдеева рекомендует отталкиваться от возможностей организма ребенка, предлагать первокласснику разные занятия. Она советует родителям участвовать в занятиях: у ребенка не должно быть ощущения, что родители задвинули его в какую-то камеру хранения, будь то секция или школа, а сами пошли передохнуть, выпить чашечку кофе.
Ложиться спать первоклассникам нужно не позже 21 часа: по рекомендациям Роспотребнадзора, длительность ночного сна должна быть 10–10,5 часов. Эксперты некоммерческой организации Sleep Foundation тоже рекомендуют детям от 6 до 13 лет спать 9–11 часов в сутки.
Обратите внимание, чтобы за два часа до сна ребенок не пользовался гаджетами, — они дают излучение, которое негативно влияет на здоровье и сон. Для преодоления проблем с засыпанием следует ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение, советует Роспотребнадзор. Кровать у ребенка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой, комнату нужно хорошо проветривать.
Как правильно выбрать кружок?
Психолог Гавриил Радионов считает, что ребенку лучше показать все доступные варианты, чтобы он сам определился. «Важно дать ему сходить в разные секции. Детям трудно представить тренировку по карате или урок сольфеджио. Им нужно все попробовать и выбрать дело по душе. Ничего страшного, если первоклассник захочет бросить секцию, а потом снова вернуться. Дайте ему право выбора, поддерживайте во всем. Но не переусердствуйте с кружками: одного-двух хобби для первоклассника вполне достаточно. Лучше, чтобы один кружок был спортивный, а второй — творческий. Не отнимайте у ребенка детство, не записывайтесь сразу в 5 кружков, как сейчас модно», — говорит Радионов.
Первоклассники после занятий будут один раз в день питаться в столовой. Во все остальное время за рацион вашего школьника будете отвечать вы. Роспотребнадзор советует: промежутки между приемами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часа. То есть школьники должны есть четыре-пять раз в день.
На завтрак можно приготовить, например, омлет — яйца полезны для младшеклассников, в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. К омлету можно подать горячий напиток (кипяченое молоко, некрепкий чай). Детский врач Екатерина Кирюхина уверена, что завтракать первоклассник должен обязательно. «Многие взрослые не едят по утрам и приучают к такому же режиму детей. Но именно завтрак дает силы ребенку на весь последующий учебный день. Ребенку желательно давать утром белки и жиры: яйца, мясо, творог, авокадо. Педиатр также добавляет, что каша — не самый правильный завтрак, как привыкли считать многие.
На обед обязательно надо дать ребенку первое — суп или борщ. Супы на основе овощных или мясных бульонов — хорошие стимуляторы работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению пищеварения.
Салат лучше предлагать первокласснику перед первым и вторым блюдами: он способствует интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшает аппетит. Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Любую пищу лучше не жарить, а тушить или запекать в духовом шкафу.
Если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество еды, а ее калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Калорийность основных продуктов питания можно посмотреть здесь.
Дети подвижные и пьют много воды, но нужно знать меру. Ольга Поменчук, диетолог и фитнес-тренер, говорит, что у 7-летнего ребенка обмен веществ еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника и младшего школьника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глотками, считает Поменчук. Полезны компоты из свежих ягод или сухофруктов, какао, сок из любых фруктов (по микроэлементам полезны морковный и томатный), молоко, вода с медом и лимоном. На кофе и крепкий чай у первоклассников должен быть запрет, потому что эти напитки содержат кофеин, а он возбуждает нервную систему.
Поменчук советует давать ребенку в школу яблочный пирог или пирожки на дрожжевом тесте, овсяное печенье, шарлотку, блинчики с творогом. В качестве десерта можно дать ребенку конфеты (одну-две штуки, не больше), мороженое, желе. Эксперты рекомендуют давать детям от 4 до 6 лет не более 19 граммов (почти 4 ложки) свободных сахаров (глюкоза, фруктоза, сахароза, которые добавляют в еду и напитки, а также сахара, которые находятся в меде, сиропах, фруктовых соках и концентратах соков), детям от 7 до 10 лет — не более 24 граммов (почти 5 ложек) свободных сахаров в день. Более взрослым школьникам, как и их родителям, не рекомендуется потреблять более 30 граммов (6 ложек) свободных сахаров в день. У российского Минздрава тоже есть норма потребления сахара — 24 кг на человека в год (около 65,8 граммов сахара в день).
Поменчук рекомендует всегда иметь дома свежие фрукты. Это будет отличным витаминным полдником. Хорошо также между приемами пищи давать школьнику кедровые орехи (в них много витаминов и минералов) и семена льна (антипаразитарный комплекс).
Екатерина Кирюхина
Педиатр
«Родители добавляют в кашу сахар, молоко, масло. Такая каша дает резкий всплеск инсулина, потому что в ней содержится много углеводов. В итоге у детей часто возникают патологические процессы, связанные с плохим метаболизмом. По статистике, 20% ребят имеют проблемы с пищеварением и лишним весом уже в начальных классах».
Какую еду должен получать первоклассник
Ориентировочно в сутки ребенок шести-семи лет должен получать следующие продукты:
Школьник испытывает большие умственные и эмоциональные нагрузки, но если у ребенка нет особых проблем со здоровьем, никакие дополнительные витамины для умственной активности пить не нужно, как считает педиатр Екатерина Кирюхина. Она советует принимать только общеукрепляющие элементы: это препараты йода 150–200 мг. «Йод нужен всем, ведь наш регион в дефиците по данному микроэлементу. Важность йода сложно переоценить — функции всех желез зависят именно от него. Недостаток йода для детей — это дефицит внимания, усталость, мышечные боли».
Также педиатр советует принимать детям витамин Д (норма для первоклассника — 2 тысячи МЕ). Именно из-за недостатка этого витамина развиваются частые простуды, бактериальные инфекции, бронхиты, пневмонии. Признаки недостатка витамина Д — хроническая усталость, депрессии, плохое заживление ран, остеопороз, кариес, ожирение, аутоиммунные заболевания.
Кирюхина говорит, что детям старше 5 лет и взрослым осенью и зимой рекомендуют ежедневно принимать по 10 мкг витамина D. Не давайте детям до 10 лет больше 50 мкг витамина D в день и консультируйтесь с врачами перед приемом витаминов. Она считает, что весной, летом и в первые дни осени организм способен вырабатывать достаточное количество витамина D при контакте небольших участков кожи с солнечным светом. При этом не стоит проводить много времени на солнце.
«Если с питанием ребенок не получает омега-3 (микроэлемент, который содержится в жирных сортах морской рыбы), то можно ежедневно добавить и его», — советует Кирюхина. Омега-3 — это не только здоровые кожа, волосы и ногти, но и хорошая работа мозга. Разумеется, перед приемом любого микроэлемента необходимо посоветоваться с педиатром.
Какие прививки необходимы школьникам, идущим в первый класс?
Стресс во время адаптации вместе с возросшей интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой ослабляют иммунитет ребенка. Это увеличивает риск развития инфекционных заболеваний, напоминают в Роспотребнадзоре. Перед поступлением в школу в ведомстве рекомендуют провести детям ревакцинацию от коклюша, столбняка, дифтерии, кори, эпидемического паротита, краснухи и гриппа.
Роспотребнадзор считает, что дневной свет должен падать слева (если ребенок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырек или абажур.
«В школе парты подбираются по росту детей. То же самое должно быть дома: ребенку необходим уголок, организованный только для него. Правильно подобрать мебель просто: когда ребенок сидит за столом, угол сгибания голеностопных, коленных суставов должен быть прямым. Плечи должны располагаться параллельно поверхности стола. Первоклассник должен сидеть ровно, не поджимать ноги под себя», — говорит врач-ортопед Виктория Дьякова. Работая в таких условиях, по словам Дьяковой, ребенок будет меньше уставать. Роспотребнадзор советует проверять соответствие мебели росту ребенка не реже двух раз в год.
Статья была опубликована 27 августа 2019 года и обновлена 17 августа 2021 года.
Комментариев 0