27.02.2020 04:33
27.02.2020 04:33
Коллаж: Евгения Власова. Фотограф: Алена Шатуева
27 марта 2020 года подходит к концу пятилетний срок работы мэра Иркутска Дмитрия Бердникова. Все эти годы облик города понемногу менялся — порой и в лучшую сторону, но далеко не всегда. «Верблюд» проанализировал перемены и оценил, каким станет Иркутск еще через 5 лет, если в методах работы мэрии ничего не поменяется.
Одно из важных достижений думы и администрации Иркутска — поэтапное решение проблемы нехватки мест в детских садах и школах. Но если старт массового строительства дошкольных учреждений начался еще при предыдущем составе депутатов и чиновников мэрии, то общеобразовательных — именно в последние несколько лет.
Это школа №69 в Ново-Ленино на 1275 мест, аналогичная крупная школа №19 в Академгородке, первое общеобразовательное учреждение в микрорайоне Лесной, а также многочисленные пристрои к давно действующим школам.
Достижения в этой сфере вышли и за пределы города. Проект крупных школ, который разработало иркутское управление капитального строительства, федеральный Минстрой рекомендовал всем российским регионам.
Эта масштабная стройка, по планам, позволит перевести все школы города на односменный режим к 2025 году. То есть уже менее чем через 5 лет эту проблему, вполне вероятно, уже решат.
Еще одно направление, которое меняет облик города в лучшую сторону, — регулирование уличной торговли. Еще несколько лет назад ситуация в Иркутске была заметно хуже, чем сейчас: в историческом центре повсюду появлялись контейнеры, обшитые профлистом, конкретных правил оформления не было вовсе.
К счастью, то ли насмотревшись на борьбу с ларьками и самостроями в Москве, то ли услышав, наконец, просьбы местных общественников и архитекторов, в мэрии взялись наводить порядок. И начали сносить нелегальные торговые точки, а также создавать дизайн-коды для городских пространств.
Первые шаги, правда, не особенно впечатляют. Введенные рекомендации на стадии задумки, возможно, были неплохими, но на деле это превратилось в формальность. Вместо создания единого дизайна самих торговых конструкций, старые ларьки начали обшивать дешевыми деревянными панелями. Задумка понятна — так решили транслировать образ Иркутска как города, богатого памятниками деревянного зодчества. Но на деле произошла смена фасадов «для галочки» — облупленные металлические контейнеры превратились в небрежные дощатые.
Тем не менее за последние два года заметен явный успех в сокращении числа нелегальных торговых точек. Политические оппоненты мэрии использовали этот процесс, выставляя очищение города от нелегалов как необоснованное давление на бизнес. Поэтому будущее этой проблемы во многом зависит от напористости местной оппозиции и уступчивости властей.
Еще одно хорошее начинание «бердниковской» мэрии — борьба с визуальным мусором и нелегальной рекламой. С 2019 года действует нынешняя редакция правил благоустройства Иркутска. Именно там приведены все нормы, которые бизнес должен соблюдать при создании вывесок и наружной рекламы.
Увы, пока этот на этот документ мало кто обращает внимание. В Иркутске можно в любой точке города найти грубые нарушения по наружной рекламе, но с этими случаями администрация борется очень медленно: от жалобы до демонтажа может пройти до 9 месяцев. А иногда этот процесс вовсе серьезно буксует — как на Партизанской в случае с вывесками на старинном доме.
Поэтому такими темпами через 5 лет в Иркутске можно ожидать улучшений, но радикальных перемен пока не предвидится.
Переходим к спорным достижениям. Иркутск повторяет ошибки многих городов России, где у властей сохранились устаревшие представления о развитии инфраструктуры.
В информационной повестке мэрии автомобильным дорогам уделяется очень много внимания, а в бюджете — денег. Результат хорошо заметен: последние несколько лет власти города регулярно рапортуют о новых развязках и отремонтированных дорогах. Вот только всё это идет в ущерб идее комфортного современного города.
В начале 21 века в высоко автомобилизированных Европе и Америке осознали, что расширение и строительство автодорог ведет в тупик. Развязки не спасают от пробок, а городская среда становится менее комфортной для людей. С тех пор в цивилизованных странах пошел обратный процесс: автодороги сужают, подземные переходы закапывают, а улицы становятся пешеходными.
То же самое происходит сейчас в Москве, но Иркутск отстал от этих тенденций на несколько десятилетий. Среди ответственных сотрудников мэрии и в составе городской думы до сих пор есть депутаты, которые уверены: в городе надо расширять дороги (и это делается), строить надземные переходы (которыми почти никто не пользуется) и огромные дорогостоящие развязки.
Если ничего не изменится, то через 5 лет в Иркутске станет больше отремонтированных и новых автомобильных дорог, проезжая часть во многих местах станет шире, а тротуары — уже.
Это логично вытекает из предыдущего пункта: люди не гуляют по улицам, где много автомобилей. Видимо, поэтому, чтобы как-то уравновесить перекос в сторону автомобильной инфраструктуры, мэр Дмитрий Бердников еще с 2015 года регулярно открывает новые, как говорят чиновники, «объекты благоустройства».
Действительно, это словосочетание куда больше подходит для описания большинства новых пешеходных зон, чем слова «парк» или «сквер». Пример — благоустройство у нового памятника десантникам, проведенное в 2018 году. Тогда на бульваре Гагарина вырубили зеленую аллею, затем площадку полностью закатали в асфальт, а на него поставили скамейки.
Появлялись и довольно странные, нефункциональные общественные пространства — к примеру, угол улиц Тимирязева и Карла Либкнехта, где на крохотном пятачке появился странный зеленый верблюд в окружении нескольких скамеек и 14 (!) урн. Причем, всё это с разных сторон огорожено забором.
Однажды было и вовсе смешно: за новое благоустройство власти города выдали цветы, высаженные на клумбах возле ТРК «Ярко молл» (бывший «Комсомолл»). Такая информация, по крайней мере, значилась на информационном стенде о достижениях мэрии.
Немного лучше дела обстоят по федеральной программе «Комфортная городская среда», где иногда все-таки удается воплотить достойные идеи, например сквер на Чудотворской улице.
Тем не менее запланированные проекты (их можно изучить на сайте администрации) радуют не особо. Так, по-настоящему долгожданная реконструкция привокзальной площади, судя по выбранному проекту, ограничится закатыванием пространства в асфальт и установкой гигантских навесов, которые закроют вид на сам вокзал. А это, между прочим, памятник архитектуры.
В 2017 году мэрия Иркутска занялась заменой тротуарной плитки на асфальт. Власти города до сих пор не смогли внятно объяснить причину этого решения: одни чиновники говорили про некие жалобы на некачественную плитку, другие вспоминали про каблуки, на которых по плитке неудобно ходить. По-настоящему странным было объяснение главы Правобережного округа Юлии Гординой — по ее словам, было «некрасиво», когда на улице Ленина с двух сторон лежала плитка разной формы. Поэтому ее заменили на асфальт — но только с одной стороны. Так, видимо, красивее.
Да, в некоторых местах тротуарная плитка была в плохом состоянии по двум причинам: низкое качество и неправильная укладка. Но вместо того чтобы уложить новую взамен поврежденной, на центральных улицах ее заменили асфальтом. Хотя в большинстве случаев там не требовалось даже ремонта.
Чем же плох асфальт? Он деформируется на жаре, быстро трескается, принимает непрезентабельный вид. И попросту опасен для здоровья: при температуре воздуха выше 25 градусов асфальт испаряет бензапирен — вещество, относящееся к онкогенам (вызывают развитие опухолей).
Последствия этой сомнительной инициативы мэрии уже можно увидеть на улице Ленина, с которой замена плитки и началась. Это произошло всего два года назад, но тротуары уже покрыты трещинами, кое-где появились уродливые асфальтовые заплатки.
Кстати, допущенные при укладке нарушения (наполовину закатанный в асфальт люк, неаккуратный «наезд» асфальта на исторические здания) так и не исправили. Всё это дает повод считать, что такими темпами через 5 лет в центре Иркутска тротуарная плитка станет редкостью, а пешеходные зоны грязно-серого цвета будут изрезаны трещинами.
Ранее городские власти уверенно говорили о больших переменах в качестве городских перевозок. В 2017 году Иркутск даже стал одним из первых городов России, где ввели бесконтактную оплату проезда банковской картой, а чиновники администрации частенько отчитывались о закупке новых автобусов.
Но в какой-то момент громкие заявления о преобразованиях стихли. Сначала забуксовала инновация: одни водители не заряжали терминалы, другие не особенно старались в них разбираться, пряча куда подальше. К тому же эксперимент коснулся только муниципальных маршрутов — многие «частники» к этой системе и вовсе интереса не проявили. Возможно, потому что плата через банк делает доходы перевозчика прозрачными.
Сейчас городской общественный транспорт пугает как туристов, так и самих иркутян. Многие автобусы старые и грязные, проезд на схожих маршрутах может заметно отличаться в цене (от 15 до 25 рублей), а к 22 часам общественный транспорт с улиц почти полностью исчезает. Чтобы решить эту проблему, в Иркутске вводили вечерний тариф (плюс 5 рублей после 20:00), но это ситуацию не изменило. Люди платят больше, а транспорта по вечерам все равно нет.
Трамваи в Иркутске обновляются своеобразно — городское депо пополнили переданные «в подарок» от Москвы старые столичные вагоны. При этом нынешний подвижной состав настолько стар, что списанные московские трамваи в Иркутске становятся самыми «свежими».
Одна из самых успешных инициатив городских властей — создание агентства по развитию памятников Иркутска (АРПИ). Эта организация находит инвесторов для восстановления старинных деревянных зданий в историческом центре. Так в Иркутске удалось воссоздать десятки домов, которые теперь украшают город. В перспективе уже значатся новые объекты, а интерес бизнеса к деревянному наследию только растет. Поэтому через 5 лет «гнилушек» станет меньше.
Но их число сократится и по другой причине. Несмотря на внимание к домам-памятникам, в городе всё равно случаются скандалы, связанные с выведением объектов деревянного зодчества из-под госохраны, когда эти дома уничтожают, чтобы на расчищенном участке возвести то, что принесет прибыль. Яркий пример — борьба горожан за сохранение усадьбы Рассушина. Ее, к счастью, удалось спасти, но статистика показывает печальную картину: с 2000 года Иркутск потерял больше 600 памятников архитектуры.
Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что без изменений в структуре управления городом не обойдется. После завершения полномочий Дмитрия Бердникова в Иркутске введут новую систему городского управления. У нас появится сити-менеджер, которого выберут с помощью конкурса. В нем будут оцениваться профессиональные качества каждого из кандидатов.
Тем не менее ответственные сотрудники городской администрации (главы комитетов, муниципальных предприятий), вполне вероятно, останутся на своих местах. И если новый глава города поставит задачу сохранить прежний курс, Иркутск имеет все шансы развиваться по сценарию, описанному в этом материале.
Наш канал в телеграме — «Верблюд в огне», подпишись! И отправляй свои новости.
Комментариев 0