• Пробки 2
  • Погода
  • Что будет, если отправить родственника сдавать ЕГЭ вместо себя? Житель Приангарья выяснилвыяснил
  • Четверть российских торговых центров могут закрыться к осениосени
  • Предложение дня: сделать вход в хрущевки через палисадникпалисадник

Главная > Искры 27.02.2020 04:33

Каким будет Иркутск через 5 лет, если ничего не изменится в работе мэрии

Вадим Палько

Вадим Палько

0Комментариев

Каким будет Иркутск через 5 лет, если ничего не изменится в работе мэрии - Верблюд в огне

Коллаж: Евгения Власова. Фотограф: Алена Шатуева

27 марта 2020 года подходит к концу пятилетний срок работы мэра Иркутска Дмитрия Бердникова. Все эти годы облик города понемногу менялся — порой и в лучшую сторону, но далеко не всегда. «Верблюд» проанализировал перемены и оценил, каким станет Иркутск еще через 5 лет, если в методах работы мэрии ничего не поменяется.


Начнем с хорошего: снизится нагрузка на школы и детсады

Одно из важных достижений думы и администрации Иркутска — поэтапное решение проблемы нехватки мест в детских садах и школах. Но если старт массового строительства дошкольных учреждений начался еще при предыдущем составе депутатов и чиновников мэрии, то общеобразовательных — именно в последние несколько лет.

Это школа №69 в Ново-Ленино на 1275 мест, аналогичная крупная школа №19 в Академгородке, первое общеобразовательное учреждение в микрорайоне Лесной, а также многочисленные пристрои к давно действующим школам.

Достижения в этой сфере вышли и за пределы города. Проект крупных школ, который разработало иркутское управление капитального строительства, федеральный Минстрой рекомендовал всем российским регионам. 

Эта масштабная стройка, по планам, позволит перевести все школы города на односменный режим к 2025 году. То есть уже менее чем через 5 лет эту проблему, вполне вероятно, уже решат.


Станет меньше ларьков, упорядочат торговлю

Еще одно направление, которое меняет облик города в лучшую сторону, — регулирование уличной торговли. Еще несколько лет назад ситуация в Иркутске была заметно хуже, чем сейчас: в историческом центре повсюду появлялись контейнеры, обшитые профлистом, конкретных правил оформления не было вовсе.

К счастью, то ли насмотревшись на борьбу с ларьками и самостроями в Москве, то ли услышав, наконец, просьбы местных общественников и архитекторов, в мэрии взялись наводить порядок. И начали сносить нелегальные торговые точки, а также создавать дизайн-коды для городских пространств.

Первые шаги, правда, не особенно впечатляют. Введенные рекомендации на стадии задумки, возможно, были неплохими, но на деле это превратилось в формальность. Вместо создания единого дизайна самих торговых конструкций, старые ларьки начали обшивать дешевыми деревянными панелями. Задумка понятна — так решили транслировать образ Иркутска как города, богатого памятниками деревянного зодчества. Но на деле произошла смена фасадов «для галочки» — облупленные металлические контейнеры превратились в небрежные дощатые.

Тем не менее за последние два года заметен явный успех в сокращении числа нелегальных торговых точек. Политические оппоненты мэрии использовали этот процесс, выставляя очищение города от нелегалов как необоснованное давление на бизнес. Поэтому будущее этой проблемы во многом зависит от напористости местной оппозиции и уступчивости властей.

Дощатый киоск с мороженым

Визуального мусора станет меньше, а согласованной рекламы — больше

Еще одно хорошее начинание «бердниковской» мэрии — борьба с визуальным мусором и нелегальной рекламой. С 2019 года действует нынешняя редакция правил благоустройства Иркутска. Именно там приведены все нормы, которые бизнес должен соблюдать при создании вывесок и наружной рекламы.

Увы, пока этот на этот документ мало кто обращает внимание. В Иркутске можно в любой точке города найти грубые нарушения по наружной рекламе, но с этими случаями администрация борется очень медленно: от жалобы до демонтажа может пройти до 9 месяцев. А иногда этот процесс вовсе серьезно буксует — как на Партизанской в случае с вывесками на старинном доме.

Поэтому такими темпами через 5 лет в Иркутске можно ожидать улучшений, но радикальных перемен пока не предвидится.

Дороги будут лучшего качества, они будут шире (и это плохо)

Переходим к спорным достижениям. Иркутск повторяет ошибки многих городов России, где у властей сохранились устаревшие представления о развитии инфраструктуры.

В информационной повестке мэрии автомобильным дорогам уделяется очень много внимания, а в бюджете — денег. Результат хорошо заметен: последние несколько лет власти города регулярно рапортуют о новых развязках и отремонтированных дорогах. Вот только всё это идет в ущерб идее комфортного современного города.

В начале 21 века в высоко автомобилизированных Европе и Америке осознали, что расширение и строительство автодорог ведет в тупик. Развязки не спасают от пробок, а городская среда становится менее комфортной для людей. С тех пор в цивилизованных странах пошел обратный процесс: автодороги сужают, подземные переходы закапывают, а улицы становятся пешеходными.

То же самое происходит сейчас в Москве, но Иркутск отстал от этих тенденций на несколько десятилетий. Среди ответственных сотрудников мэрии и в составе городской думы до сих пор есть депутаты, которые уверены: в городе надо расширять дороги (и это делается), строить надземные переходы (которыми почти никто не пользуется) и огромные дорогостоящие развязки.

Если ничего не изменится, то через 5 лет в Иркутске станет больше отремонтированных и новых автомобильных дорог, проезжая часть во многих местах станет шире, а тротуары — уже.

Ухудшится качество пешеходных зон

Это логично вытекает из предыдущего пункта: люди не гуляют по улицам, где много автомобилей. Видимо, поэтому, чтобы как-то уравновесить перекос в сторону автомобильной инфраструктуры, мэр Дмитрий Бердников еще с 2015 года регулярно открывает новые, как говорят чиновники, «объекты благоустройства».

Действительно, это словосочетание куда больше подходит для описания большинства новых пешеходных зон, чем слова «парк» или «сквер». Пример — благоустройство у нового памятника десантникам, проведенное в 2018 году. Тогда на бульваре Гагарина вырубили зеленую аллею, затем площадку полностью закатали в асфальт, а на него поставили скамейки.

Появлялись и довольно странные, нефункциональные общественные пространства — к примеру, угол улиц Тимирязева и Карла Либкнехта, где на крохотном пятачке появился странный зеленый верблюд в окружении нескольких скамеек и 14 (!) урн. Причем, всё это с разных сторон огорожено забором.

Угол улиц Тимирязева и Карла Либкнехта

Однажды было и вовсе смешно: за новое благоустройство власти города выдали цветы, высаженные на клумбах возле ТРК «Ярко молл» (бывший «Комсомолл»). Такая информация, по крайней мере, значилась на информационном стенде о достижениях мэрии.

Немного лучше дела обстоят по федеральной программе «Комфортная городская среда», где иногда все-таки удается воплотить достойные идеи, например сквер на Чудотворской улице.

Тем не менее запланированные проекты (их можно изучить на сайте администрации) радуют не особо. Так, по-настоящему долгожданная реконструкция привокзальной площади, судя по выбранному проекту, ограничится закатыванием пространства в асфальт и установкой гигантских навесов, которые закроют вид на сам вокзал. А это, между прочим, памятник архитектуры.

Улица Ленина, на одной стороне асфальт, на другой — плитка

Станет гораздо больше асфальта

В 2017 году мэрия Иркутска занялась заменой тротуарной плитки на асфальт. Власти города до сих пор не смогли внятно объяснить причину этого решения: одни чиновники говорили про некие жалобы на некачественную плитку, другие вспоминали про каблуки, на которых по плитке неудобно ходить. По-настоящему странным было объяснение главы Правобережного округа Юлии Гординой — по ее словам, было «некрасиво», когда на улице Ленина с двух сторон лежала плитка разной формы. Поэтому ее заменили на асфальт — но только с одной стороны. Так, видимо, красивее.

Да, в некоторых местах тротуарная плитка была в плохом состоянии по двум причинам: низкое качество и неправильная укладка. Но вместо того чтобы уложить новую взамен поврежденной, на центральных улицах ее заменили асфальтом. Хотя в большинстве случаев там не требовалось даже ремонта.

Чем же плох асфальт? Он деформируется на жаре, быстро трескается, принимает непрезентабельный вид. И попросту опасен для здоровья: при температуре воздуха выше 25 градусов асфальт испаряет бензапирен — вещество, относящееся к онкогенам (вызывают развитие опухолей).

Последствия этой сомнительной инициативы мэрии уже можно увидеть на улице Ленина, с которой замена плитки и началась. Это произошло всего два года назад, но тротуары уже покрыты трещинами, кое-где появились уродливые асфальтовые заплатки.

Кстати, допущенные при укладке нарушения (наполовину закатанный в асфальт люк, неаккуратный «наезд» асфальта на исторические здания) так и не исправили. Всё это дает повод считать, что такими темпами через 5 лет в центре Иркутска тротуарная плитка станет редкостью, а пешеходные зоны грязно-серого цвета будут изрезаны трещинами.

Стык тротуарной плитки и асфальта

Состояние общественного транспорта ухудшится

Ранее городские власти уверенно говорили о больших переменах в качестве городских перевозок. В 2017 году Иркутск даже стал одним из первых городов России, где ввели бесконтактную оплату проезда банковской картой, а чиновники администрации частенько отчитывались о закупке новых автобусов.

Но в какой-то момент громкие заявления о преобразованиях стихли. Сначала забуксовала инновация: одни водители не заряжали терминалы, другие не особенно старались в них разбираться, пряча куда подальше. К тому же эксперимент коснулся только муниципальных маршрутов — многие «частники» к этой системе и вовсе интереса не проявили. Возможно, потому что плата через банк делает доходы перевозчика прозрачными.

Сейчас городской общественный транспорт пугает как туристов, так и самих иркутян. Многие автобусы старые и грязные, проезд на схожих маршрутах может заметно отличаться в цене (от 15 до 25 рублей), а к 22 часам общественный транспорт с улиц почти полностью исчезает. Чтобы решить эту проблему, в Иркутске вводили вечерний тариф (плюс 5 рублей после 20:00), но это ситуацию не изменило. Люди платят больше, а транспорта по вечерам все равно нет.

Трамваи в Иркутске обновляются своеобразно — городское депо пополнили переданные «в подарок» от Москвы старые столичные вагоны. При этом нынешний подвижной состав настолько стар, что списанные московские трамваи в Иркутске становятся самыми «свежими».

Дом врача В. А. Рассушина

Станет больше восстановленных памятников архитектуры, но их общее число сократится

Одна из самых успешных инициатив городских властей — создание агентства по развитию памятников Иркутска (АРПИ). Эта организация находит инвесторов для восстановления старинных деревянных зданий в историческом центре. Так в Иркутске удалось воссоздать десятки домов, которые теперь украшают город. В перспективе уже значатся новые объекты, а интерес бизнеса к деревянному наследию только растет. Поэтому через 5 лет «гнилушек» станет меньше.

Но их число сократится и по другой причине. Несмотря на внимание к домам-памятникам, в городе всё равно случаются скандалы, связанные с выведением объектов деревянного зодчества из-под госохраны, когда эти дома уничтожают, чтобы на расчищенном участке возвести то, что принесет прибыль. Яркий пример — борьба горожан за сохранение усадьбы Рассушина. Ее, к счастью, удалось спасти, но статистика показывает печальную картину: с 2000 года Иркутск потерял больше 600 памятников архитектуры.


Что же в итоге?

Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что без изменений в структуре управления городом не обойдется.  После завершения полномочий Дмитрия Бердникова в Иркутске введут новую систему городского управления. У нас появится сити-менеджер, которого выберут с помощью конкурса. В нем будут оцениваться профессиональные качества каждого из кандидатов.

Тем не менее ответственные сотрудники городской администрации (главы комитетов, муниципальных предприятий), вполне вероятно, останутся на своих местах. И если новый глава города поставит задачу сохранить прежний курс, Иркутск имеет все шансы развиваться по сценарию, описанному в этом материале. 

Наш канал в телеграме — «Верблюд в огне», подпишись! И отправляй свои новости.

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 15.05.2020 17:03

Глазами местных: путеводитель по району Ново-Ленино и его культовым местам

Александр Бондарев

Автор Александр Бондарев

3Комментариев

Ново-Ленино — один из самобытных районов Иркутска, а ещё и самых часто упоминаемых в медиа и соцсетях. Специально для «Верблюда» филолог Александр Бондарев написал авторский путеводитель по району, где он живёт. Вас ждут болота, роща, стройка и сортировка, а также культовый рынок с «Боярышником».


Посещение Ново-Ленино — сомнительное мероприятие. Жизнь не заставит никто не поедет. Но если вам нравится мысль, что рейтинги пространств иллюзорны, то прочувствовать это лучше в том месте, чей социальный рейтинг крайне низок. Поездка в Ново-Ленино подходит идеально. Но не оттого, что вас будут поджидать яркие впечатление или ужасы, лабиринты фавел или современный город. Нет, в Ново-Ленино вы увидите категорию среднего. Такое принято называть словами «обычно», «нормально», «так себе», «не то чтобы, но не так уж плохо». А «среднее» лучше всего рушит вымышленные иерархии в нашем сознании.

В общем, вот вариант маршрута для тех, кто никогда не был в Ново-Ленино, среди иркутян таких много. Выбор остановок субъективен, как и любой выбор.

Ново-Ленинские болота

Звучит абсурдно и жутковато, но мне нравится. Болота в городах редки. Здесь они находятся в самом начале Ново-Ленина, до въезда. Это низина, которая относится к пойме Иркута. Место издревле мало на что годилось, разве что карасей ловить. Но красиво. В конце 19 века болота пересекла Транссибирская магистраль, а в 80-х годах 20 века — объездная дорога.

Днём в любое время года низину заливает солнце, на горизонте стоят без движения товарняки. Идеальный пейзаж для фильмов про апокалипсис. Особенно в морозы. Болота всегда были домом для огромного количества птиц, в основном чаек и уток, но и редких, краснокнижных. Местные уверены, что болота давно носят какой-то важный природоохранный статус, но он присвоен им лишь 31 октября 2019 года.

Птицы вместо Ленина красуются на новой вывеске, встречающей гостей Ленинского округа, но никакого сохраняющего птиц статуса у болот нет. Поэтому некоторые болота отсыпают для неизвестных индустриальных нужд. Спешите посетить, пока ещё есть что. Дважды приходилось видеть, как дорогу пересекает утка с утятами, — из болота с одной стороны дороги в болото на другой стороне. Водители останавливаются, лица у всех счастливые. Впрочем, это редкость, не рассчитывайте.

Роща и бесцеремонные белки

Роща — это роща на остановке «Роща». В прошлом место было крайне опасным, но сейчас там уютный парк для прогулок с детьми.

В Иркутске принято ездить кормить белок на курорт Ангара. Грызуны там сытые, привередливые, всё подряд есть не станут, только кедровые орешки и обычно после уговоров и соблазнений. В Новоленинской роще всё иначе. Как истинные обитатели спального района, местные белки не брезгуют семечками любого формата. Их не надо искать, они сами перекроют вам путь и недвусмысленно намекнут на желание что-нибудь съесть.

Белки могут легко добраться до вашей руки по брюкам, подраться между собой, заглянуть в объектив камеры, которую вы зачем-то выставили вместо ладони с орешками. В общем, «им нужна ваша одежда и мотоцикл», ибо существа совершенно бесцеремонные. Не пугливые — на радость детям.  

Сортировка и «Старший сын» Вампилова

Станция Иркутск-сортировочный находится за рощей с белками. В ней нет ничего интересного — это обычное советское здание вокзала, мост, разветвлённая сеть путей, проводов и запах креозота. Ценителям типового индустриального пейзажа должно понравиться.

Я вас приглашаю туда потому, что станция и район отметились в истории литературы. С большой долей вероятности, это то самое место, куда провожали девушек Сильва и Бусыгин в пьесе Александра Вампилова «Старший сын». И откуда потом не могли уехать обратно. Если вы не читали, то это Боярский и Караченцов из одноимённого фильма. В тексте район называется Ново-Мыльниково. За право им быть обычно спорят станция Мельниково и Ново-Ленино.

У Ново-Ленина больше аргументов. Во-первых, удалённость достаточная, чтобы застрять на пару дней, а во-вторых, описанное в пьесе смешение частного сектора и малоэтажной застройки как раз типично для этой части Ново-Ленина. До сих пор. Так что давайте просто объявим это «доказанным исследователями фактом». Пьесы Вампилова сейчас очень популярны в европейских театрах, так что прогулку по этим местам можно считать приобщением к мировой литературе.

Стройка и ее тени

Сейчас уже мало кто помнит этот топоним, хотя в 90-х и начале нулевых он существовал наравне с официальным названием остановки «Кинотехникум». Рядом с ней красовался советский долгострой — бетонный каркас с непристойными надписями, поросший полынью. Стройка.

Место было обителью наркоманов. Если вы проходили мимо, то от темноты отделялась тень, которая следовала за вами, а потом отбирала деньги и меховую шапку. Телефон не трогали, потому что тогда мобильная связь ещё не распространилась. Впрочем, подобное могло случиться в любом месте.

Сейчас кинотехникум превратился в филиал ВГИК, а на месте стройки находится единственный крупный ТЦ «Европарк». Загляните, возможно, вам интересно, как выглядит молл в спальном районе.

Рынок с «Боярышником»

К несчастью, если произнести слово «боярышник» в Иркутске, то никто не подумает про возможность купить полезные для сердца плоды. Речь о том самом злосчастном месте на улице Баумана и о киоске, где продавалась техническая спиртовая жидкость.

В ночь на 18 декабря 2016 года в партии жидкого концентрата, предназначенного для ванн, вместо этанола оказался метанол. Это привело к смерти 76 человек. Тогда страна внезапно обнаружила, что «Боярышник» никто не использует для ванн, полиция накрыла цех по его производству, а городские власти «увидели», что рынок незаконный.

Его грозились снести, но в реальности перенесли на 200 метров по той же улице. Рынок обещали сделать цивилизованным, с туалетами. Но не сделали. Временно вернули на прежнее место, а перед началом строительства новой дороги убрали немного в сторону. В результате переносов часть владельцев киосков разорилась и закрылась, теперь их осталось совсем немного.

До трагедии к месту было сложное отношение. Как любой стихийный рынок, он обрастал кафе, местами для нелегалов и ночными покупателями дешевого этанола. Но местные жители его по большей части любили, сочувствуя предпринимателям. Сейчас здесь, как и раньше, можно попросить привезти нужный товар, сэкономив время и деньги на поездку в центр. А ещё вам всегда честно ответят на вопрос о свежести продуктов. Нельзя обманывать людей, которых видишь каждый день.

Павильон с овощами и фруктами на Баумана

В этом павильоне нет уникальной продукции, оптовые базы для всех одни и те же. Мне хотелось привезти вас в район новостроек — для демонстрации размеров поселения. Потому что в том месте, где район заканчивается, начинается новое Ново-Ленино. Новейшее. Тот эффект, когда, выходя за границы старого города, вы попадаете в мир небоскребов. Только здесь вы из мира хрущевских пятиэтажек перенесетесь в мир 1215-этажных домов.

Сначала я хотел обозначить место «взрослой» поликлиникой, которая так и осталась одна, несмотря на то что к ней приписали огромную «опухоль» в виде пустыря, застроенного многоэтажками. Из-за этого в электронной записи есть не только очередь, но и лист ожидания из желающих записаться в очередь. В результате поход к какому-нибудь специалисту может быть отсрочен на два месяца. Это учит планировать свою жизнь и смерть. Следом за ней стоит новая «детская» поликлиника. Её много раз анонсировали, ею отчитывались местные депутаты и чиновники, но она пока не открылась.

Но потом я вспомнил про чудесных предприимчивых ребят, которые стали пригонять к поликлинике микроавтобус и продавать бабушкам (их в поликлинике много) свежие овощи и фрукты по низкой цене. Бабушки были счастливы — удобно, недорого, да ещё и продавцы терпимы к капризам, хотя и молоды. Очень скоро они стали достопримечательностью. Можно было увидеть выстроенную из бабушек в пустоту очередь. Зрелище странное и забавное. Вскоре пустота заполнялась автомобилем и начиналась торговля. Сейчас они стали отдельным павильоном в том же самом месте. Хорошая история.


Выезжать из Ново-Ленина рекомендую по 20-му Советскому переулку на объездную дорогу и домой. Весь маршрут можно совершить в обратном порядке, так вы получите бонусом эпический вид на новостройки с горы и более удобный доступ к болотам.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому