09.06.2022 16:52
09.06.2022 16:52
Фото: Getty Images
За последний месяц в Иркутской области произошло несколько ДТП с электросамокатами, есть даже пострадавшие: в одном случае водитель этого транспорта сбил ребенка. С ростом популярности кикшеринга растет и число аварий, при этом четких правил для катающихся все еще нет. «Верблюд» разбирался вместе с юристом: что делать, если вы стали свидетелем или сами попали в ДТП с участием электросамоката.
В мае прошлого года в Подмосковье произошла авария, вызвавшая широкий резонанс, — водитель электросамоката не справился с управлением, попал под машину и погиб от полученных травм. За этим последовали долгие судебные разбирательства, а затем и подвижки в правовом статусе электросамоката. Если раньше людей, пользующихся кикшерингом, приравнивали к пешеходам (все случаи столкновения разбирались как отношения между пешеходами), а электросамокат относили к общей категории СИМ (средства индивидуальной мобильности), то в марте этого года его признали транспортным средством.
Елена Попова
юрист
30 марта 2022 года административная коллегия Верховного суда РФ признала электросамокат транспортным средством. Это связано с тем, что скорость и эффективность их систем торможения разнится в зависимости от модели, — это представляет опасность для пешеходов и самих пользователей. В профильных ведомствах уже отметили, что сейчас идет разработка норм, которые смогут повысить безопасность велосипедистов и лиц, использующих другие средства индивидуальной мобильности.
Однако частые аварии хоть и дали подвижки в решении некоторых спорных ситуаций, но характер самого транспорта еще однозначно не определен. Сейчас нет отдельных ПДД не только для электросамокатов, но и для СИМ, к которым относятся гироскутеры, сегвеи и моноколеса с электроприводом.
Елена Попова
юрист
Несмотря на недавнее решение Верховного суда, в РФ судебная практика не является источником права. Это значит, что в каждом новом деле судья волен принять иное решение, прийти к иным выводам. Более того, для органов исполнительной власти это решение ВС РФ не является обязательным. Для осуществления компетентной деятельности им нужны поправки как минимум в КоАП РФ и ПДД. Мне хочется верить, что власти совсем скоро конкретизируют статус электросамокатов.
Чаще всего прокатные сервисы прописывают правила управления в пользовательских соглашениях и на сайтах в разделе FAQ. Вот основные принципы одного из двух самых крупных кикшерингов в России, Whoosh (с полным перечнем указаний можно ознакомиться здесь).
Также кикшеринги программно ограничивают возможности своих самокатов. Например, делают так, чтобы местах с большим скоплением людей этот транспорт автоматически сбавлял скорость. Многие сервисы блокируют устройства в дождливую погоду, чтобы минимизировать количество несчастных случаев.
Однако сервисы часто не контролируют соблюдение своих же правил. Например, как проверил «Верблюд», в договоре одной из компаний прописан следующий алгоритм регистрации в приложении: ознакомиться с правилами, дать согласие, ввести паспортные данные и отправить фото своего лица и паспорта. При этом приложение не запрашивало паспортные данные, чтобы проверить возраст потенциального водителя.
Из-за отсутствия четких правовых основ во всех случаях ДТП ситуация разрешается по-разному. Однако юристы могут дать общие рекомендации.
Елена Попова
юрист
В случае ДТП с электросамокатом нужно обязательно зафиксировать произошедшее. Если произошло столкновение самокатчика с пешеходом, то необходимо вызвать сотрудников полиции, если с автомобилем — ГИБДД. Желательно сразу найти свидетелей и взять у них номера телефонов на случай судебного разбирательства. Хорошо, если будет видеофиксация, — это сильно облегчит задачу юристу.
За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по его вине. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае отсутствия финансовой возможности компенсировать потерпевшему вред, ответственность несут родители.
Елена Попова добавляет, что при ДТП, в котором самокатчик сбил пешехода, наступает гражданско-правовая ответственность. Она предусматривает компенсацию вреда здоровью: расходы на лечение, моральный вред. Если пешеход погиб или получил тяжелые травмы, то на виновника заводят уголовное дело.
Например, в январе в Челябинске мужчина сбил 11-летнего ребенка, за что получил условное ограничение свободы на один год, а также штраф в размере ста тысяч рублей за моральный ущерб. Однако пока чаще всего подобные ситуации заканчиваются тем, что виновник аварии избегает наказания.
В FAQ кикшерингов чаще всего советуют обращаться в службу поддержки, однако у большинства нет горячей линии, связь возможна только через чатботов и почту. Многие сервисы предлагают платную страховку, покрывающую случаи причинения вреда жизни, здоровью и/или имуществу как арендаторов средства, так и пострадавших лиц.
Например, страховка сервиса Whoosh может покрыть до 500 тысяч рублей ущерба здоровью арендатора и до 100 тысяч ущерба его личному имуществу, до 300 тысяч — ущерба здоровью или имуществу пострадавших лиц.
Чтобы доказать страховой случай, важно зафиксировать произошедшее на фото и видео, собрать нужные справки и предоставить всю информацию о ситуации в страховую компанию.
Читайте также:
В Госдуме хотят изменить ПДД из-за сегвеев и гироскутеров. Что об этом известно?
Будничный транспортный ад: «Верблюд» попытался уехать из разных районов Иркутска в час пик
Где кататься на велосипеде в Иркутске и около него: 8 маршрутов
Еще больше интересного — в телеграм-канале «Верблюда в огне»!
Комментариев 0