28.08.2019 15:24
- 237 мемориалов отреставрируют в Иркутской области в этом году
- В Иркутске зальют 27 катков для массового и спортивного катания
- Иркутянина осудили за незаконную прослушку чужих разговоров
28.08.2019 15:24
В центральной России, особенно, в Москве, аренда автомобилей с поминутной оплатой пользуется огромной популярностью. Каршеринг удобен жителям крупных городов, потому что экономит время, а порой — и деньги. В 2017 году каршеринг начал появляться в регионах, а почти год назад он появился в Красноярске — ближайшем к Иркутску городе-миллионнике.
Появится ли в Иркутске каршеринг, с какими сложностями столкнется и какие городские проблемы может решить, — «Верблюд в огне» поговорил с представителями федеральных операторов каршеринга, местных автопрокатчиков, с экспертами и горожанами.
Каршеринг — это аренда автомобилей с поминутной тарификацией, по сути — еще один вид общественного транспорта. Автомобили предоставляют специальные каршеринговые компании-операторы (в России на начало 2019 года их было 26, рост на 30% за год). Они же берут на себя обслуживание авто (вам не нужно думать о страховке, техобслуживании, оплате парковки, мойке и т. д.) — вы берете полностью готовый к поездке автомобиль. В России впервые услуга появилась в Москве в 2013 году, а с 2015 года стремительно набирает обороты: рынок каршеринга в Москве — один из самых быстроразвивающихся в мире.
В некоторых случаях каршеринг может быть выгоднее личного автомобиля, зачастую — дешевле такси. Воспользоваться услугой несложно, все работает через приложение: вам нужно зарегистрироваться, предоставив фото водительского удостоверения, паспорта и селфи с документом, привязать банковскую карту. Затем программа найдет ближайший к вам автомобиль, даст к нему доступ и включит счетчик. В конце поездки деньги с карты спишутся автоматически. Стоимость поездки зависит от времени в пути. У самого крупного оператора — «Делимобиля» — минута проката стоит в среднем 8 рублей.
Вячеслав Бушин раньше жил в Иркутске, а сейчас большую часть года живет и работает в Москве и говорит, что каршеринг выручает, когда нужно срочно куда-то добраться. Но он не согласен, что это выгоднее такси. Бушин заметил, что стоимость сильно колеблется в зависимости от пробок, светофоров и знаков ограничения скорости, — в Москве этого полно. Но доехать из аэропорта до дома с помощью каршеринга для него обходится на 200-300 рублей дешевле.
Каршеринг для пользователей удобен тем, что автомобили припаркованы по всему городу (например, в Москве ежедневно курсирует около 12 тыс. каршеринговых авто), оставить машину можно практически в любом месте: каждая компания определяет «зеленую зону», и эти зоны постоянно расширяются, захватывая новые районы. Самая отлаженная и четкая система каршеринга, естественно, в Москве, но чем дальше от столицы, тем больше начинается проблем.
Вячеслав Бушин
«Мне кажется, сделать в Иркутске каршеринг — это классная идея. Я бы пользовался! Особенно вечером и ночью, когда общественный транспорт уже не ходит, а дороги свободны. Получается, за 10 — 15 минут можно доехать из одного района в другой всего за каких-то 100 рублей».
Издатель журнала «Ирк.Собака.ru» Анастасия Скиба регулярно пользуется услугой в Москве, но считает, что в Иркутске каршеринг прогорел бы: город небольшой, удобных городских парковок мало, весь центр забит машинами. «По-моему, у иркутян каршеринг не будет пользоваться спросом. Возможно, есть смысл делать его для туристов», — считает Скиба.
Предприниматель Игорь Добрецкий, который пользовался каршерингом в Сочи, считает, что для Иркутска это идея убыточная. «У нас дешевое такси, так что часто выгоднее доехать на нем, нежели взять машину в поминутную аренду. По-моему, каршеринг — это тема для жителей мегаполисов», — сказал Добрецкий.
Как каршеринг решает городские проблемы
Каршеринг также разгружает трафик. По словам замруководителя департамента транспорта Москвы Алины Бисембаевой, один автомобиль каршеринга заменяет десять личных, поскольку в течение дня в разное время его могут использовать десять водителей./
В конце 2017 года первый оператор каршеринга Cars7 появился в Новосибирске, компанию открыли местные предприниматели. Сейчас в городе работает 3 оператора: федеральный «Делимобиль», московский Сar5 и местный Cars7 (2 последние не связаны между собой).
Горожане не увидели в нем преимуществ перед недорогим местным такси. Смущение вызывали условия договора, в котором многие пункты прописаны в пользу компании, а пользователь практически не защищен и несет финансовую ответственность. В частности, пользовательское соглашение компании Cars7 содержит такой пункт: «Согласен с тем, что размер нанесенных Компании убытков, возникших в результате нарушения Пользователем любых его гарантий и обязательств по настоящему Соглашению, Договору определяется единолично Компанией и по ее усмотрению, и безусловно соглашается возмещать такие убытки».
Про «Делимобиль» говорят, что в городе свое дорабатывают автомобили, которые уже непригодны для Москвы: «Ощущение, что компания относится к нашему городу как к собаке: бросили кость в виде бэушных машин из Московии, ценник загнули и выжимают последнее из убитых солярисов». Но поклонники сервиса все же нашлись и ждут увеличения автопарка и расширения зоны действия. А пока каршероводы подсчитывают выгоду: «Сейчас у нас аренда машины может быть выгодна при коротких многочисленных поездках по центру, когда нет пробок, <…> когда вам надо объехать множество точек в городе и в каждой задержаться на какое-то время. Каршеринг может быть дешевле в пиковые часы, когда стоимость такси серьезно увеличивается».
Красноярск — ближайший к Иркутску город-миллионник — стал десятым городом федеральной сети «Делимобиль», там каршеринг заработал в сентябре 2018 года. Уже в первый день автомобиль компании был эвакуирован, в первую неделю — произошло крупное ДТП, а недавно в сети появилась подборка аварий с участием каршеринговых авто за время существования сервиса. Вопрос безопасности при появлении каршеринга — всегда один из самых обсуждаемых. Считается, что водители относятся к каршеринговым автомобилям менее внимательно, чаще попадают в аварии (хотя точной статистики нет, потому что для подсчета надо учитывать пробег) и представляют больше опасности для других участников движения.
Как власти хотят сделать каршеринг безопаснее
По официальным данным, с января по май 2019 года зарегистрированыо 132 ДТП с участием транспортных средств, взятых в краткосрочную аренду, в результате которых погибли 4 человека и ранены 169. Власти ищут способы сделать каршеринг безопаснее. Предлагали оснастить автомобили сканерами сетчатки глаз для распознавания состояния опьянения и камерами видеонаблюдения для предупреждения краж в арендованных авто. ГИБДД планирует до конца года создать программу по персонификации водителей каршеринга. Кроме того, МВД предлагает запретить каршеринг злостным нарушителям ПДД и водителям, ранее лишенным прав.
Как утверждают местные эксперты и представители автопрокатных компаний, отсутствие парковок, сезонность спроса и нежелание городских властей способствовать развитию каршеринга в Иркутске — вот проблемы, с которыми столкнутся операторы.
Станислав Кочура
Представитель прокатной компании «Центр Европроката»
«Для каршеринга рисков и сложностей слишком много. В первую очередь, нужна поддержка городской администрации: лояльные условия кредитования, содействие в сотрудничестве со страховыми компаниями, отлаженность работы правоохранительных органов. Необходимо, чтобы полиция помогала компаниям в поиске угнанных автомобилей (судя по моему опыту, машины, угнанные из сервиса автоаренды, ищут неохотно). Сотрудники ГИБДД должны понимать специфику услуги — например, за рулем может быть иностранный турист с национальными правами. Сейчас этого определенно нет.
В Иркутске мало парковочных мест, особенно в центре города, но эта проблема не самая важная. Важнее — страховка. КАСКО получить не так просто, и в Иркутске мало компаний, [выдающих КАСКО]. Автомобили в нашем сервисе застрахованы только ОСАГО. Все риски по угонам мы несем сами. Бизнес по прокату авто рискованный — мы никак не защищены. А с каршерингом все было бы еще ненадежнее. Мы думали о поминутной аренде, но пока не видим возможности реализовать эту идею. 80% клиентов — туристы, основной поток приходится на лето, поэтому работа сезонная. Горожане реже берут машины в прокат. Регулярного спроса не будет».
Дмитрий Сидоров
Президент Ассоциации таксистов Иркутской области
«Для развития каршеринга в Иркутске, по-моему, нет предпосылок. Главная проблема — отсутствие парковок. Наша Ассоциация уже третий год безуспешно пытается договориться с администрацией о введении официальных парковок для такси. Без заинтересованности со стороны руководства шансов наладить каршеринг мало. Думаю, что он не составил бы такси особой конкуренции. Такси — это удобно, привычно и недорого в нашем городе».
Андрей Перевалов
Менеджер по прокату автомобилей компании «АвтоТур38»
«Еще несколько лет назад я бы сказал, что Иркутск не готов к каршерингу, но сейчас мое мнение поменялось: услуга становится все более популярной, а каршеринг все-таки пришел в Сибирь. Правда, думаю, [каршеринг появится в Иркутске] не в ближайшем будущем.
Главный вопрос — страховка. Сервису автопроката получить полную страховую программу непросто, ведь из-за высоких рисков нужно оформлять КАСКО. Без франшизы это дорого, а по франшизе не компенсируются небольшие повреждения, которых будет много. В бизнесе автомобильной аренды год эксплуатации машины идет за два: износ сильный. Если бы я начинал такой бизнес, то запустил бы пилотную версию с пятью новыми авто, чтобы посмотреть, как пойдет дело. На это нужно было бы не меньше 5,5 млн рублей: покупка, к примеру, пяти Hyundai Solaris, установка оборудования, в том числе GPS-навигатора, настройка приложения. Через месяц стало бы ясно, будет ли спрос. Пока же обычный посуточный прокат автомобилей более понятен и актуален в Иркутске».
Елена Творогова
Президент Фонда Возрождения Земли Сибирской
«Сам по себе [каршеринг] — отличная идея, особенно если компании предлагают гибридные автомобили, электромобили или малолитражные компактные авто, которые могут заметно снизить городской трафик. Еще больше мне нравится шеринговая экономика: когда водитель подвозит людей, которым по пути, например соседей. Утром из Мельничной пади, Березового, с Байкальского тракта тянутся вереницы свободных машин, это просто чудовищная трата ресурсов: сжигается топливо, изнашиваются [автомобили]. А днем автомобили заполняют город, который не приспособлен к такому количеству транспорта. Ведь люди приезжают в центр, оставляют автомобиль, и большую часть дня он просто занимает место, затрудняя движение пешеходов и другого транспорта.
Но, по моему мнению, новшество у нас не приживется. Основная причина в том, что для людей в Иркутске автомобиль не является исключительно средством передвижения, это, скорее, способ продемонстрировать свой статус. Например, я вижу, что люди покупают большие, дорогие внедорожники, не предназначенные для езды по городу. Серьезные вложения для старта такого бизнеса и проблемы с парковкой — это уже следующие вопросы.
Чтобы сделать успешный проект, нужна команда для грамотного продвижения проекта: пользование «общим» автомобилем надо превратить в тренд. Например, можно сделать ставку на молодежь, которая получает права и принципиально отказывается от владения личным авто.
Пока ни в бизнес-среде, ни в среде активистов и стартаперов я не встречала тех, кто хотел бы начать запуск каршеринга в нашем городе. Если бы появился инициатор, мы бы оказали ему поддержку в налаживании диалога с городскими властями и предпринимательской сферой. Правда, при условии, что это будет максимально экологически ориентированный проект».
Ситуация с каршерингом в Иркутске поменялась бы с приходом федеральных каршеринговых операторов. Однако пока никто из них не планирует запускать проект в Иркутске, выяснил «Верблюд».
Соосновательница «BelkaCar» Екатерина Макарова рассказала «Верблюду», что в перспективе рассматривает выход компании во все крупные российские города, в том числе в Иркутск, и просчитывает «экономику» и потенциал локальных рынков: «Это неизбежный вектор развития для рынка, который в Москве достаточно скоро упрется в „потолок“ по объему». Для запуска каршеринга, по словам Макаровой, в городе должна быть упорядоченная транспортная инфраструктура, удобная сеть парковок, продуманная пешеходная инфраструктура и платежеспособный спрос. Макарова также отметила, что «BelkaCar» внимательно относится ко всем запросам по покупке франшизы и готова к сотрудничеству.
В «Делимобиле» «Верблюду» ответили, что компания пока не рассматривала Иркутск для запуска каршеринга. «У нас нет конкретной даты, и я, к сожалению, не могу пообещать, что мы в 2019 году придем (в новый город — прим. ред)», — рассказала представительница компании Алена Балакирева. По ее словам, с точки зрения сервиса краткосрочной аренды автомобилей у каждого города — своя специфика. В небольших городах каршеринг часто и не нужен, потому что у людей есть собственные машины и нет большого потока людей из других городов.
«В Красноярск приезжают на работу много людей из пригородов, — приводит пример Балакирева. — В некоторые крупные города люди приезжают на 5 дней, чтобы работать, а затем возвращаются домой. Здесь также необходим каршеринг, поскольку этой категории работников обычно требуется автомобиль для передвижения по городу. В таких населенных пунктах сервис может „выстрелить“». По словам Балакиревой, люди пересаживаются на каршеринг из экономической выгоды — когда краткосрочная аренда авто дешевле владения собственным транспортом. «Если в Иркутске до свободного автомобиля вам придется идти 20 минут и вдобавок начнется дождик, признаемся честно: скорее всего, вы не пойдете», — отметила Балакирева.
«Яндекс.Драйв» традиционно не раскрывает свои планы. Отвечая на вопросы «Верблюда», оценивала ли компания в качестве площадки Иркутск и перспективы запуска каршеринга в Иркутске, представитель компании Дмитрий Горчаков ответил, что пока не готов рассуждать на эту тему.
В «Центре подключения и обучения водителей» (официальный партнер «Яндекс.Такси» в Иркутске) «Верблюду» сказали по телефону (источник отказался представляться полностью, редакции известно только его имя), что, по его данным, запуск «Яндекс.Драйв» в городе пока не планируется: «В Иркутске даже нет спроса на перевозки класса „Комфорт+“ и „Бизнес“, то есть люди не особо готовы к чему-то, кроме обычных услуг такси. У нас даже запуск „Яндекс.Еды“ приостановился, хотя компания вместе с нами планировала его запустить. Словом, другие продукты корпорации „Яндекс“ в ближайшее время в Иркутске не предвидятся. Думаю, при инициативе кого-то из местных предпринимателей, процесс, возможно, ускорился бы».
Скорее всего, жители Иркутска не смогут в ближайшее время воспользоваться каршерингом. Ни один из федеральных операторов не планирует открывать представительства в регионе, а местные предприниматели не видят перспектив и жалуются на плохие условия страховки (хотя в других регионах каршеринг уже запустился). Чтобы поминутная аренда автомобиля все же появилась в Иркутске, городские власти должны решить проблему с недостатком парковок, считает большинство опрошенных экспертов и участников рынка.
Комментариев 0