• Пробки 2
  • Погода
  • Журналисты не смогут наблюдать за подсчетом голосов по поправкам в КонституциюКонституцию
  • В Иркутске строят отель. Раньше на его месте была деревянная усадьбаусадьба
  • У иркутского бизнесмена украли маски на 30 млн рублей. Его приковали к батарее и избилиизбили

Главная > Разбор «Верблюда» 28.08.2019 15:24

Когда в Иркутске появится каршеринг и от чего это зависит

Екатерина Фалалеева

Екатерина Фалалеева

0Комментариев

Когда в Иркутске появится каршеринг и от чего это зависит - Верблюд в огне

В центральной России, особенно, в Москве, аренда автомобилей с поминутной оплатой пользуется огромной популярностью. Каршеринг удобен жителям крупных городов, потому что экономит время, а порой — и деньги. В 2017 году каршеринг начал появляться в регионах, а почти год назад он появился в Красноярске — ближайшем к Иркутску городе-миллионнике.

Появится ли в Иркутске каршеринг, с какими сложностями столкнется и какие городские проблемы может решить, — «Верблюд в огне» поговорил с представителями федеральных операторов каршеринга, местных автопрокатчиков, с экспертами и горожанами.


Как работает каршеринг

Каршеринг — это аренда автомобилей с поминутной тарификацией, по сути — еще один вид общественного транспорта. Автомобили предоставляют специальные каршеринговые компании-операторы (в России на начало 2019 года их было 26, рост на 30% за год). Они же берут на себя обслуживание авто (вам не нужно думать о страховке, техобслуживании, оплате парковки, мойке и т. д.) — вы берете полностью готовый к поездке автомобиль. В России впервые услуга появилась в Москве в 2013 году, а с 2015 года стремительно набирает обороты: рынок каршеринга в Москве — один из самых быстроразвивающихся в мире.

В некоторых случаях каршеринг может быть выгоднее личного автомобиля, зачастую — дешевле такси. Воспользоваться услугой несложно, все работает через приложение: вам нужно зарегистрироваться, предоставив фото водительского удостоверения, паспорта и селфи с документом, привязать банковскую карту. Затем программа найдет ближайший к вам автомобиль, даст к нему доступ и включит счетчик. В конце поездки деньги с карты спишутся автоматически. Стоимость поездки зависит от времени в пути. У самого крупного оператора — «Делимобиля» — минута проката стоит в среднем 8 рублей.

Вячеслав Бушин раньше жил в Иркутске, а сейчас большую часть года живет и работает в Москве и говорит, что каршеринг выручает, когда нужно срочно куда-то добраться. Но он не согласен, что это выгоднее такси. Бушин заметил, что стоимость сильно колеблется в зависимости от пробок, светофоров и знаков ограничения скорости, — в Москве этого полно. Но доехать из аэропорта до дома с помощью каршеринга для него обходится на 200-300 рублей дешевле.

Каршеринг для пользователей удобен тем, что автомобили припаркованы по всему городу (например, в Москве ежедневно курсирует около 12 тыс. каршеринговых авто), оставить машину можно практически в любом месте: каждая компания определяет «зеленую зону», и эти зоны постоянно расширяются, захватывая новые районы. Самая отлаженная и четкая система каршеринга, естественно, в Москве, но чем дальше от столицы, тем больше начинается проблем.

Вячеслав Бушин

«Мне кажется, сделать в Иркутске каршеринг — это классная идея. Я бы пользовался! Особенно вечером и ночью, когда общественный транспорт уже не ходит, а дороги свободны. Получается, за 10 — 15 минут можно доехать из одного района в другой всего за каких-то 100 рублей».

Издатель журнала «Ирк.Собака.ru» Анастасия Скиба регулярно пользуется услугой в Москве, но считает, что в Иркутске каршеринг прогорел бы: город небольшой, удобных городских парковок мало, весь центр забит машинами. «По-моему, у иркутян каршеринг не будет пользоваться спросом. Возможно, есть смысл делать его для туристов», — считает Скиба.

Предприниматель Игорь Добрецкий, который пользовался каршерингом в Сочи, считает, что для Иркутска это идея убыточная. «У нас дешевое такси, так что часто выгоднее доехать на нем, нежели взять машину в поминутную аренду. По-моему, каршеринг — это тема для жителей мегаполисов», — сказал Добрецкий.

Как каршеринг решает городские проблемы

Каршеринг также разгружает трафик. По словам замруководителя департамента транспорта Москвы Алины Бисембаевой, один автомобиль каршеринга заменяет десять личных, поскольку в течение дня в разное время его могут использовать десять водителей./

Как каршеринг пришел в Сибирь

В конце 2017 года первый оператор каршеринга Cars7 появился в Новосибирске, компанию открыли местные предприниматели. Сейчас в городе работает 3 оператора: федеральный «Делимобиль», московский Сar5 и местный Cars7 (2 последние не связаны между собой).

Горожане не увидели в нем преимуществ перед недорогим местным такси. Смущение вызывали условия договора, в котором многие пункты прописаны в пользу компании, а пользователь практически не защищен и несет финансовую ответственность. В частности, пользовательское соглашение компании Cars7 содержит такой пункт: «Согласен с тем, что размер нанесенных Компании убытков, возникших в результате нарушения Пользователем любых его гарантий и обязательств по настоящему Соглашению, Договору определяется единолично Компанией и по ее усмотрению, и безусловно соглашается возмещать такие убытки».

Про «Делимобиль» говорят, что в городе свое дорабатывают автомобили, которые уже непригодны для Москвы: «Ощущение, что компания относится к нашему городу как к собаке: бросили кость в виде бэушных машин из Московии, ценник загнули и выжимают последнее из убитых солярисов». Но поклонники сервиса все же нашлись и ждут увеличения автопарка и расширения зоны действия. А пока каршероводы подсчитывают выгоду: «Сейчас у нас аренда машины может быть выгодна при коротких многочисленных поездках по центру, когда нет пробок, <…> когда вам надо объехать множество точек в городе и в каждой задержаться на какое-то время. Каршеринг может быть дешевле в пиковые часы, когда стоимость такси серьезно увеличивается».

Красноярск — ближайший к Иркутску город-миллионник — стал десятым городом федеральной сети «Делимобиль», там каршеринг заработал в сентябре 2018 года. Уже в первый день автомобиль компании был эвакуирован, в первую неделю — произошло крупное ДТП, а недавно в сети появилась подборка аварий с участием каршеринговых авто за время существования сервиса. Вопрос безопасности при появлении каршеринга — всегда один из самых обсуждаемых. Считается, что водители относятся к каршеринговым автомобилям менее внимательно, чаще попадают в аварии (хотя точной статистики нет, потому что для подсчета надо учитывать пробег) и представляют больше опасности для других участников движения.

Как власти хотят сделать каршеринг безопаснее

По официальным данным, с января по май 2019 года зарегистрированыо 132 ДТП с участием транспортных средств, взятых в краткосрочную аренду, в результате которых погибли 4 человека и ранены 169. Власти ищут способы сделать каршеринг безопаснее. Предлагали оснастить автомобили сканерами сетчатки глаз для распознавания состояния опьянения и камерами видеонаблюдения для предупреждения краж в арендованных авто. ГИБДД планирует до конца года создать программу по персонификации водителей каршеринга. Кроме того, МВД предлагает запретить каршеринг злостным нарушителям ПДД и водителям, ранее лишенным прав.

С какими сложностями столкнется каршеринг в Иркутске

Как утверждают местные эксперты и представители автопрокатных компаний, отсутствие парковок, сезонность спроса и нежелание городских властей способствовать развитию каршеринга в Иркутске — вот проблемы, с которыми столкнутся операторы.


Станислав Кочура

Представитель прокатной компании «Центр Европроката»

«Для каршеринга рисков и сложностей слишком много. В первую очередь, нужна поддержка городской администрации: лояльные условия кредитования, содействие в сотрудничестве со страховыми компаниями, отлаженность работы правоохранительных органов. Необходимо, чтобы полиция помогала компаниям в поиске угнанных автомобилей (судя по моему опыту, машины, угнанные из сервиса автоаренды, ищут неохотно). Сотрудники ГИБДД должны понимать специфику услуги — например, за рулем может быть иностранный турист с национальными правами. Сейчас этого определенно нет.

В Иркутске мало парковочных мест, особенно в центре города, но эта проблема не самая важная. Важнее — страховка. КАСКО получить не так просто, и в Иркутске мало компаний, [выдающих КАСКО]. Автомобили в нашем сервисе застрахованы только ОСАГО. Все риски по угонам мы несем сами. Бизнес по прокату авто рискованный — мы никак не защищены. А с каршерингом все было бы еще ненадежнее. Мы думали о поминутной аренде, но пока не видим возможности реализовать эту идею. 80% клиентов — туристы, основной поток приходится на лето, поэтому работа сезонная. Горожане реже берут машины в прокат. Регулярного спроса не будет».


Дмитрий Сидоров

Президент Ассоциации таксистов Иркутской области

«Для развития каршеринга в Иркутске, по-моему, нет предпосылок. Главная проблема — отсутствие парковок. Наша Ассоциация уже третий год безуспешно пытается договориться с администрацией о введении официальных парковок для такси. Без заинтересованности со стороны руководства шансов наладить каршеринг мало. Думаю, что он не составил бы такси особой конкуренции. Такси — это удобно, привычно и недорого в нашем городе».


Андрей Перевалов

Менеджер по прокату автомобилей компании «АвтоТур38»

«Еще несколько лет назад я бы сказал, что Иркутск не готов к каршерингу, но сейчас мое мнение поменялось: услуга становится все более популярной, а каршеринг все-таки пришел в Сибирь. Правда, думаю, [каршеринг появится в Иркутске] не в ближайшем будущем.

Главный вопрос — страховка. Сервису автопроката получить полную страховую программу непросто, ведь из-за высоких рисков нужно оформлять КАСКО. Без франшизы это дорого, а по франшизе не компенсируются небольшие повреждения, которых будет много. В бизнесе автомобильной аренды год эксплуатации машины идет за два: износ сильный. Если бы я начинал такой бизнес, то запустил бы пилотную версию с пятью новыми авто, чтобы посмотреть, как пойдет дело. На это нужно было бы не меньше 5,5 млн рублей: покупка, к примеру, пяти Hyundai Solaris, установка оборудования, в том числе GPS-навигатора, настройка приложения. Через месяц стало бы ясно, будет ли спрос. Пока же обычный посуточный прокат автомобилей более понятен и актуален в Иркутске».


Елена Творогова

Президент Фонда Возрождения Земли Сибирской

«Сам по себе [каршеринг] — отличная идея, особенно если компании предлагают гибридные автомобили, электромобили или малолитражные компактные авто, которые могут заметно снизить городской трафик. Еще больше мне нравится шеринговая экономика: когда водитель подвозит людей, которым по пути, например соседей. Утром из Мельничной пади, Березового, с Байкальского тракта тянутся вереницы свободных машин, это просто чудовищная трата ресурсов: сжигается топливо, изнашиваются [автомобили]. А днем автомобили заполняют город, который не приспособлен к такому количеству транспорта. Ведь люди приезжают в центр, оставляют автомобиль, и большую часть дня он просто занимает место, затрудняя движение пешеходов и другого транспорта.

Но, по моему мнению, новшество у нас не приживется. Основная причина в том, что для людей в Иркутске автомобиль не является исключительно средством передвижения, это, скорее, способ продемонстрировать свой статус. Например, я вижу, что люди покупают большие, дорогие внедорожники, не предназначенные для езды по городу. Серьезные вложения для старта такого бизнеса и проблемы с парковкой — это уже следующие вопросы.

Чтобы сделать успешный проект, нужна команда для грамотного продвижения проекта: пользование «общим» автомобилем надо превратить в тренд. Например, можно сделать ставку на молодежь, которая получает права и принципиально отказывается от владения личным авто.

Пока ни в бизнес-среде, ни в среде активистов и стартаперов я не встречала тех, кто хотел бы начать запуск каршеринга в нашем городе. Если бы появился инициатор, мы бы оказали ему поддержку в налаживании диалога с городскими властями и предпринимательской сферой. Правда, при условии, что это будет максимально экологически ориентированный проект».

Придут ли в Иркутск федеральные игроки

Ситуация с каршерингом в Иркутске поменялась бы с приходом федеральных каршеринговых операторов. Однако пока никто из них не планирует запускать проект в Иркутске, выяснил «Верблюд».

Соосновательница «BelkaCar» Екатерина Макарова рассказала «Верблюду», что в перспективе рассматривает выход компании во все крупные российские города, в том числе в Иркутск, и просчитывает «экономику» и потенциал локальных рынков: «Это неизбежный вектор развития для рынка, который в Москве достаточно скоро упрется в „потолок“ по объему». Для запуска каршеринга, по словам Макаровой, в городе должна быть упорядоченная транспортная инфраструктура, удобная сеть парковок, продуманная пешеходная инфраструктура и платежеспособный спрос. Макарова также отметила, что «BelkaCar» внимательно относится ко всем запросам по покупке франшизы и готова к сотрудничеству.

В «Делимобиле» «Верблюду» ответили, что компания пока не рассматривала Иркутск для запуска каршеринга. «У нас нет конкретной даты, и я, к сожалению, не могу пообещать, что мы в 2019 году придем (в новый город — прим. ред)», — рассказала представительница компании Алена Балакирева. По ее словам, с точки зрения сервиса краткосрочной аренды автомобилей у каждого города — своя специфика. В небольших городах каршеринг часто и не нужен, потому что у людей есть собственные машины и нет большого потока людей из других городов.

«В Красноярск приезжают на работу много людей из пригородов, — приводит пример Балакирева. — В некоторые крупные города люди приезжают на 5 дней, чтобы работать, а затем возвращаются домой. Здесь также необходим каршеринг, поскольку этой категории работников обычно требуется автомобиль для передвижения по городу. В таких населенных пунктах сервис может „выстрелить“». По словам Балакиревой, люди пересаживаются на каршеринг из экономической выгоды — когда краткосрочная аренда авто дешевле владения собственным транспортом. «Если в Иркутске до свободного автомобиля вам придется идти 20 минут и вдобавок начнется дождик, признаемся честно: скорее всего, вы не пойдете», — отметила Балакирева.

«Яндекс.Драйв» традиционно не раскрывает свои планы. Отвечая на вопросы «Верблюда», оценивала ли компания в качестве площадки Иркутск и перспективы запуска каршеринга в Иркутске, представитель компании Дмитрий Горчаков ответил, что пока не готов рассуждать на эту тему.

В «Центре подключения и обучения водителей» (официальный партнер «Яндекс.Такси» в Иркутске) «Верблюду» сказали по телефону (источник отказался представляться полностью, редакции известно только его имя), что, по его данным, запуск «Яндекс.Драйв» в городе пока не планируется: «В Иркутске даже нет спроса на перевозки класса „Комфорт+“ и „Бизнес“, то есть люди не особо готовы к чему-то, кроме обычных услуг такси. У нас даже запуск „Яндекс.Еды“ приостановился, хотя компания вместе с нами планировала его запустить. Словом, другие продукты корпорации „Яндекс“ в ближайшее время в Иркутске не предвидятся. Думаю, при инициативе кого-то из местных предпринимателей, процесс, возможно, ускорился бы».

Скорее всего, жители Иркутска не смогут в ближайшее время воспользоваться каршерингом. Ни один из федеральных операторов не планирует открывать представительства в регионе, а местные предприниматели не видят перспектив и жалуются на плохие условия страховки (хотя в других регионах каршеринг уже запустился). Чтобы поминутная аренда автомобиля все же появилась в Иркутске, городские власти должны решить проблему с недостатком парковок, считает большинство опрошенных экспертов и участников рынка.

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 15.05.2020 17:03

Глазами местных: путеводитель по району Ново-Ленино и его культовым местам

Александр Бондарев

Автор Александр Бондарев

3Комментариев

Ново-Ленино — один из самобытных районов Иркутска, а ещё и самых часто упоминаемых в медиа и соцсетях. Специально для «Верблюда» филолог Александр Бондарев написал авторский путеводитель по району, где он живёт. Вас ждут болота, роща, стройка и сортировка, а также культовый рынок с «Боярышником».


Посещение Ново-Ленино — сомнительное мероприятие. Жизнь не заставит никто не поедет. Но если вам нравится мысль, что рейтинги пространств иллюзорны, то прочувствовать это лучше в том месте, чей социальный рейтинг крайне низок. Поездка в Ново-Ленино подходит идеально. Но не оттого, что вас будут поджидать яркие впечатление или ужасы, лабиринты фавел или современный город. Нет, в Ново-Ленино вы увидите категорию среднего. Такое принято называть словами «обычно», «нормально», «так себе», «не то чтобы, но не так уж плохо». А «среднее» лучше всего рушит вымышленные иерархии в нашем сознании.

В общем, вот вариант маршрута для тех, кто никогда не был в Ново-Ленино, среди иркутян таких много. Выбор остановок субъективен, как и любой выбор.

Ново-Ленинские болота

Звучит абсурдно и жутковато, но мне нравится. Болота в городах редки. Здесь они находятся в самом начале Ново-Ленина, до въезда. Это низина, которая относится к пойме Иркута. Место издревле мало на что годилось, разве что карасей ловить. Но красиво. В конце 19 века болота пересекла Транссибирская магистраль, а в 80-х годах 20 века — объездная дорога.

Днём в любое время года низину заливает солнце, на горизонте стоят без движения товарняки. Идеальный пейзаж для фильмов про апокалипсис. Особенно в морозы. Болота всегда были домом для огромного количества птиц, в основном чаек и уток, но и редких, краснокнижных. Местные уверены, что болота давно носят какой-то важный природоохранный статус, но он присвоен им лишь 31 октября 2019 года.

Птицы вместо Ленина красуются на новой вывеске, встречающей гостей Ленинского округа, но никакого сохраняющего птиц статуса у болот нет. Поэтому некоторые болота отсыпают для неизвестных индустриальных нужд. Спешите посетить, пока ещё есть что. Дважды приходилось видеть, как дорогу пересекает утка с утятами, — из болота с одной стороны дороги в болото на другой стороне. Водители останавливаются, лица у всех счастливые. Впрочем, это редкость, не рассчитывайте.

Роща и бесцеремонные белки

Роща — это роща на остановке «Роща». В прошлом место было крайне опасным, но сейчас там уютный парк для прогулок с детьми.

В Иркутске принято ездить кормить белок на курорт Ангара. Грызуны там сытые, привередливые, всё подряд есть не станут, только кедровые орешки и обычно после уговоров и соблазнений. В Новоленинской роще всё иначе. Как истинные обитатели спального района, местные белки не брезгуют семечками любого формата. Их не надо искать, они сами перекроют вам путь и недвусмысленно намекнут на желание что-нибудь съесть.

Белки могут легко добраться до вашей руки по брюкам, подраться между собой, заглянуть в объектив камеры, которую вы зачем-то выставили вместо ладони с орешками. В общем, «им нужна ваша одежда и мотоцикл», ибо существа совершенно бесцеремонные. Не пугливые — на радость детям.  

Сортировка и «Старший сын» Вампилова

Станция Иркутск-сортировочный находится за рощей с белками. В ней нет ничего интересного — это обычное советское здание вокзала, мост, разветвлённая сеть путей, проводов и запах креозота. Ценителям типового индустриального пейзажа должно понравиться.

Я вас приглашаю туда потому, что станция и район отметились в истории литературы. С большой долей вероятности, это то самое место, куда провожали девушек Сильва и Бусыгин в пьесе Александра Вампилова «Старший сын». И откуда потом не могли уехать обратно. Если вы не читали, то это Боярский и Караченцов из одноимённого фильма. В тексте район называется Ново-Мыльниково. За право им быть обычно спорят станция Мельниково и Ново-Ленино.

У Ново-Ленина больше аргументов. Во-первых, удалённость достаточная, чтобы застрять на пару дней, а во-вторых, описанное в пьесе смешение частного сектора и малоэтажной застройки как раз типично для этой части Ново-Ленина. До сих пор. Так что давайте просто объявим это «доказанным исследователями фактом». Пьесы Вампилова сейчас очень популярны в европейских театрах, так что прогулку по этим местам можно считать приобщением к мировой литературе.

Стройка и ее тени

Сейчас уже мало кто помнит этот топоним, хотя в 90-х и начале нулевых он существовал наравне с официальным названием остановки «Кинотехникум». Рядом с ней красовался советский долгострой — бетонный каркас с непристойными надписями, поросший полынью. Стройка.

Место было обителью наркоманов. Если вы проходили мимо, то от темноты отделялась тень, которая следовала за вами, а потом отбирала деньги и меховую шапку. Телефон не трогали, потому что тогда мобильная связь ещё не распространилась. Впрочем, подобное могло случиться в любом месте.

Сейчас кинотехникум превратился в филиал ВГИК, а на месте стройки находится единственный крупный ТЦ «Европарк». Загляните, возможно, вам интересно, как выглядит молл в спальном районе.

Рынок с «Боярышником»

К несчастью, если произнести слово «боярышник» в Иркутске, то никто не подумает про возможность купить полезные для сердца плоды. Речь о том самом злосчастном месте на улице Баумана и о киоске, где продавалась техническая спиртовая жидкость.

В ночь на 18 декабря 2016 года в партии жидкого концентрата, предназначенного для ванн, вместо этанола оказался метанол. Это привело к смерти 76 человек. Тогда страна внезапно обнаружила, что «Боярышник» никто не использует для ванн, полиция накрыла цех по его производству, а городские власти «увидели», что рынок незаконный.

Его грозились снести, но в реальности перенесли на 200 метров по той же улице. Рынок обещали сделать цивилизованным, с туалетами. Но не сделали. Временно вернули на прежнее место, а перед началом строительства новой дороги убрали немного в сторону. В результате переносов часть владельцев киосков разорилась и закрылась, теперь их осталось совсем немного.

До трагедии к месту было сложное отношение. Как любой стихийный рынок, он обрастал кафе, местами для нелегалов и ночными покупателями дешевого этанола. Но местные жители его по большей части любили, сочувствуя предпринимателям. Сейчас здесь, как и раньше, можно попросить привезти нужный товар, сэкономив время и деньги на поездку в центр. А ещё вам всегда честно ответят на вопрос о свежести продуктов. Нельзя обманывать людей, которых видишь каждый день.

Павильон с овощами и фруктами на Баумана

В этом павильоне нет уникальной продукции, оптовые базы для всех одни и те же. Мне хотелось привезти вас в район новостроек — для демонстрации размеров поселения. Потому что в том месте, где район заканчивается, начинается новое Ново-Ленино. Новейшее. Тот эффект, когда, выходя за границы старого города, вы попадаете в мир небоскребов. Только здесь вы из мира хрущевских пятиэтажек перенесетесь в мир 1215-этажных домов.

Сначала я хотел обозначить место «взрослой» поликлиникой, которая так и осталась одна, несмотря на то что к ней приписали огромную «опухоль» в виде пустыря, застроенного многоэтажками. Из-за этого в электронной записи есть не только очередь, но и лист ожидания из желающих записаться в очередь. В результате поход к какому-нибудь специалисту может быть отсрочен на два месяца. Это учит планировать свою жизнь и смерть. Следом за ней стоит новая «детская» поликлиника. Её много раз анонсировали, ею отчитывались местные депутаты и чиновники, но она пока не открылась.

Но потом я вспомнил про чудесных предприимчивых ребят, которые стали пригонять к поликлинике микроавтобус и продавать бабушкам (их в поликлинике много) свежие овощи и фрукты по низкой цене. Бабушки были счастливы — удобно, недорого, да ещё и продавцы терпимы к капризам, хотя и молоды. Очень скоро они стали достопримечательностью. Можно было увидеть выстроенную из бабушек в пустоту очередь. Зрелище странное и забавное. Вскоре пустота заполнялась автомобилем и начиналась торговля. Сейчас они стали отдельным павильоном в том же самом месте. Хорошая история.


Выезжать из Ново-Ленина рекомендую по 20-му Советскому переулку на объездную дорогу и домой. Весь маршрут можно совершить в обратном порядке, так вы получите бонусом эпический вид на новостройки с горы и более удобный доступ к болотам.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому