• В России запретят управлять электросамокатами подросткам до 16 лет
  • Пенсионерка 11 дней плутала по тайге в Приангарье и выжила
  • Рысь стала выходить к людям на Ольхоне – ее отпугнут светошумовыми средствами

Главная > Практика 13.11.2019 15:16

«Космотека»: как Вячеслав Волобуев превратил любовь к физике и лазерным шоу в бизнес

Екатерина Фалалеева

Екатерина Фалалеева

1 Читать комментарии
«Космотека»: как Вячеслав Волобуев превратил любовь к физике и лазерным шоу в бизнес - Верблюд в огне

Большинство лазерных шоу, которые проходят в Иркутске — ко Дню города и юбилею области, Алтаргане и Ёрдынским играм, столетию Иркутского университета и не только, — организует лаборатория «Космотека». Прежде чем основать бизнес, Вячеслав Волобуев 7 лет занимался наукой и до сих пор вынашивает мечту — показать иркутянам северное сияние. «Верблюд» поговорил с Волобуевым о том, каково проводить праздник в налоговой инспекции, может ли лазер навредить человеку и сколько зарабатывает «Космотека»


Учиться на физфаке Вячеслав хотел с детства: взрослые-физики отличались от остальных огнем в глазах. В 2006 году, будучи студентом 2 курса факультета физики ИГУ, Волобуев стал научным сотрудником в филиале института лазерной физики СО РАН, чтобы потом поступить в Московский инженерно-физический институт. Для этого же провел научное исследование, темой стали неодимовые лазеры с диодной накачкой. В то время они были редкими и очень дорогими, и Волобуев вряд ли предполагал, что через 10 с лишним лет будет использовать эти лазеры в собственных световых шоу.

Уравнения, опасные грузы и софт для Боинга

Современные физики приводят огромные интегральные уравнений в короткий вид, как E=mc2. Волобуев с научным руководителем Сергеем Коренблитом сделал шаг в оптимизации большого уравнения Липпмана-Швингера для неравенства Дирака в кулоновском поле. Работа стала дипломной, ее студент защитил экстерном: молодого физика ждали в Объединенном институте ядерных исследований в подмосковной Дубне. Там Вячеслав работал над методикой обнаружения взрывчатых и наркотических веществ при помощи нейтронного детектора.

Вернувшись, Волобуев стал аспирантом Института солнечно-земной физики и включился в работу над проектом: ученые генерировали из ионосферы северное сияние, которым можно освещать города. Мысль не нова: разработки с разным успехом идут несколько десятилетий. «Идея северного сияния крепко засела в мозгу, — рассказывает Вячеслав, — у меня появилась мечта когда-нибудь показать его в Иркутске».

В 2012 году Волобуев ушел из науки: тогда готовилась реформа РАН, проведенная годом позже и негативно оцененная академиками. Вячеслав устроился в подразделение британской IT-компании Delcam, где на базе Иркутского авиационного завода разрабатывал программное обеспечение для самолетостроения, в том числе для Боингов.

От детских игрушек к регистрации ИП

В начале 2013 года Волобуев поехал в Китай, где купил простую лазерную указку — свой первый лазер. Вернувшись в Иркутск, организовал онлайн-магазин по продаже таких игрушек.

К осени появились деньги на товар посерьезнее: «Помню, как пришел в отделение почты на Степана Разина и отправил всё до копейки в Китай — через Western Union. Около 68 тыс. рублей». На эту сумму Волобуев заказал 5 лазерных установок мощностью 300 400 мВт, чтобы сдавать их в аренду для мероприятий. Бизнес пошел, и через полгода Вячеслав купил более продвинутую установку, мощностью 1 Вт и с функцией наложенных эффектов: можно было управлять размером и цветом лучей. Чуть позже появился контроллер для работы с изображениями и анимацией.

Спустя 3 года у Волобуева сложилась творческая команда и поступил первый крупный заказ — лазерное шоу для корпоративного конкурса в налоговой инспекции. Тогда Вячеслав не был зарегистрирован как ИП, но заказчика это не смутило: сотрудничество оформили по договору подряда с физлицом.

Индивидуальным предпринимателем Волобуев стал в 2016 году, после того как ему не оплатили организацию шоу для местного хоккейного клуба: заказчик остался должен 52 тыс. рублей — крупную для небольшого бизнеса сумму. К этому моменту в «Космотеке» было 9 лазерных установок, экраны, а также четыре художника. Именно художники — основной актив «Космотеки»: они делают по 15 рисунков на каждую секунду шоу, которое длится от 3 до 7 минут.

Как готовится шоу

Заказчик рассказывает о мероприятии. → «Космотека» составляет сценарный план, подбирает музыку и согласовывает всё с клиентом. → Художники рисуют проект в специализированных программах. → Перед самим шоу компьютер подключают к контроллеру, который раздает задачи на лазерные установки. → The show must go on! Сложные проекты лаборатория делает в течение двух недель.

Лазеры, проекторы и фонтаны

Все шоу Волобуев курирует сам: от приема заказа до расстановки оборудования на месте. Последнее делегировать сложнее всего из-за специфики работы: нужно строго соблюдать технику безопасности, например исключить попадание лазера в глаза. «При неправильном использовании оборудования можно травмировать сетчатку», — объясняет Вячеслав.

Сегодня у предпринимателя 12 лазерных установок. Самая мощная стоит 500 тыс. рублей, а стоимость всех — более 2 млн рублей. Всё куплено без займов, на заработанные деньги. Теперь китайские установки Волобуев не использует: перешел на российские, потому что они тяжелее. «Вся система геометрически точная, и любой сдвиг дает колебания картинки, — объясняет Волобуев. — От лазера до объекта может быть 200 метров, и расходимость луча в таком случае критическая. Чтобы изображение было четким, оборудование должно стоять твердо, а значит — быть тяжелым».

Лаборатория создает комбинированные шоу, где задействованы и лазеры, и арендованные видеопроекторы. Лазеры работают на большей площади, и это их преимущество. Зато проектор дает более сложную и насыщенную картинку. Вместе два вида оборудования делают представление максимально ярким.

Недавно в «Космотеке» появился фонтан-арка — плоская стена воды 6×11 метров. На ней лазерное изображение выглядит особенно эффектно, главное — создать ламинарный поток, когда поверхность текущей воды остается абсолютно ровной. Эффекта добились, модифицировав стандартный фонтан-арку: нужную деталь — форсунку — спроектировал знакомый предпринимателя. Увидеть установку в действии можно будет летом 2020 года на экологическом фестивале En+ Group.

Оживить городские стены

«Космотека» занимается не только световыми шоу. Команда Волобуева сделала семиметрового орла из пеноплекса, который летал на тросе над стадионом «Труд», фонтан-дерево «Алтаргана», механические огненные крылья и активно участвовала в организации Ёрдынских игр. Сам Вячеслав тогда исполнил роль шамана и зажег огонь на священной горе Ёрд.

Но больше всего в «Космотеке» любят маппинг — лазерную и видеопроекцию на большой трехмерный объект, обычно здание. В итоге получается иллюзион: двери дома будто открываются, в окнах «живут» фигуры, можно даже имитировать течение времени — и «разрушить» объект. Маппинг-шоу развиваются во всем мире, однако в Иркутске им заниматься сложно: слишком дорого. «Такой проект могут себе позволить крупные компании, администрация города или области. Это высококвалифицированная работа, которая требует много ресурсов», — говорит предприниматель. Лидер маппинг-шоу в России — компания Dreamlaser, именно они сделали световое шоу на Сером доме в начале октября. Для этого в Иркутск привезли 13 тонн оборудования, в том числе 32 проектора по 20 тыс. люменов. «Даже со всей Восточной Сибири мы вряд ли смогли бы собрать такое количество установок», — комментирует Вячеслав.

Изобретения для экономии и планы на будущее

Одна из специфических черт бизнеса в регионах, по наблюдениям Волобуева, — это особая изобретательность из-за нехватки денег. Ему самому не раз приходилось включать инженерную мысль и искать нестандартные решения. Так, например, было во время подготовки к празднованию 80-летия Иркутской области: предприниматель спроектировал, а специалисты собрали плунжерный подъемник, который поднимает сцену вместе с людьми и предметами на 1,5 м. Волобуев спроектировал аппарат сам: за основу взяли ножной гидравлический подъемник за 60 тыс. рублей, увеличили площадь платформы и установили газовое оборудование. «Я изобретал велосипед, — признается Волобуев, — потому что надо было за 150 тыс. рублей сделать то, что стоит 1,5 млн. И у нас получилось».

«Можно сделать шоу за 8 тыс рублей — это адекватный минимум для базового набора: создание контента, 1-ваттная лазерная установка, экран 3×3 м. Но нам это не интересно, — признается предприниматель. — От 15 тыс. рублей можно делать уже что-то более красивое, а за 30 тыс. рублей получается хорошее, качественное шоу. Проекты с бюджетом от 100 тыс. рублей можно записывать в портфолио компании».

Сколько зарабатывает и тратит «Космотека»


Выручка

2016 — 150 тыс. рублей
2017 — 300 тыс. рублей
2018 — 1,1 млн рублей.
2019 (прогноз) — 2,5 млн рублей.

Расходы

20% — работа художников.
до 10% — монтаж оборудования.
20% — дополнительные расходы.
до 50% — замена дорогостоящих модулей оборудования: необходимо обновлять через каждые 10 — 15 использований.

Октябрь и февраль в бизнесе Волобуева — месяцы затишья. Зато всё лето и в Новый год заказов много: например, в июне 2019 года «Космотека» сделала 9 разных шоу. А на День города «Космотека» привезла 40-киловаттные газовые лазерные установки. Сделали это бесплатно: хотели попробовать новую технологию, которая позволяет рисовать в небе. Оказалось, она далека от совершенства: луч слишком тонкий, и картинка видна лишь с определенного ракурса. «Боюсь, многие жители Иркутска просто ничего не увидели», — говорит Волобуев. И добавляет: «Но опыт был интересный».

«Космотека» уже показывала шоу не только в Иркутске, но и в Бурятии, Забайкальском крае, Перми, Ростове-на-Дону и Казахстане. Волобуев планирует развивать лазерный маппинг, но самый красивый его план — в течение 10 лет создать искусственное северное сияние и включить его в представления: «Пока никто в мире не продал северное сияние, может быть, я буду первым».

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»

Комментариев 1

Аватар uiP3nFwskusATAY

0

А прибыль какая? Зарегистрироваться в качестве ИП крайне просто. Ну и объективности ради, автор герой статьи - хорошие друзья, поэтому данный текст нужно воспринимать как рекламу XD

18.11.2019 16:24

Ответить

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому