• График перечисления пенсий и пособий изменится в ноябре в Иркутской области
  • Космос, Океана и Беатриче: ЗАГС Приангарья опубликовал список редких имен новорожденных
  • На автодороге Братск – Усть-Илимск отремонтировали участок длиной 4 километра

Главная > Сами пробовали 25.02.2020 20:28

Костер царя Ада в старейшем дацане Иркутской области. Как «Верблюд» встретил Сагаалган 2020 года

Кристина Макаренко

Кристина Макаренко

0 Читать комментарии
Костер царя Ада в старейшем дацане Иркутской области. Как «Верблюд» встретил Сагаалган 2020 года - Верблюд в огне

Фотографии: Алёна Шатуева

По данным переписи 2010 года, в Иркутской области проживают 77 667 бурят — это 3,2% от общей численности людей в регионе. Большинство из них исповедуют буддизм, а одним из самых важных праздников буряты считают Сагаалган — начало Нового года по лунному календарю. В этом году Сагаалган в Иркутской области встретили в ночь с 23 на 24 февраля. Команда «Верблюда» отправилась в старейший дацан области, в село Аларь, чтобы вместе с его жителями пройти обряд Дугжууба.



На бурятском языке название праздника звучит как «Сагаан hapaap». В переводе на русский «сагаалха» — перешагнуть время, перейти в новое время. Но в советское время праздник начали называть «Сагаалган». По словам Шираб-ламы, настоятеля аларского дацана, подобного слова не существует. А если его грубо перевести, то получится и вовсе «потерять время» — что противоречит смыслу Нового года. Тем не менее, в материале мы используем название «Сагаалган» как то, к которому привыкли иркутяне за последние полвека.

Как празднуют Сагаалган

Дата Сагаалгана меняется каждый год, так как зависит от лунного календаря. Но праздник всегда связан с окончанием зимы и наступлением нового этапа в жизни людей. В прошлом Сагаалган становился для каждого из бурят днем рождения — и детям, и взрослым, и даже скоту прибавляли год возраста.

По традиции, в ночь перед наступлением нового года принято не спать. Нужно убраться в доме, накрыть стол из белой пищи, помыться и подготовить чистую, нарядную одежду. Затем наступает время ожидания рассвета. В районе пяти утра важно включить в доме свет, зажечь масляную лампаду (зулу). Тогда богиня-мать Лхамо, пролетая над каждой семьей, увидит, что все живы и здоровы. А значит пришлет в новом году счастье, здоровье и благополучие.

После встречи рассвета можно ложиться спать, а с пробуждением — приветствовать Новый год белой пищей (молоком, буузами, творогом), а также идти в гости или самим принимать родственников и друзей. В Сагаалган обычно все приходят с подарками. Раньше это были одежда или скот, сейчас же подарки стали более разнообразными и современными.

Богиня Палден Лхамо исцеляет от всех болезней и является хранительницей тайн жизни и смерти. Источник: Википедия

«Тоонто нютаг» и Белый месяц

Сагаалган для бурят — время, когда они укрепляют межродовые и межпоколенческие связи. Семья, родные и род для них — это большая ценность. Буряты чтят своих родственников вглубь до девятого колена и вширь до трех-четырех ветвей. Поэтому суть праздника заключается в единении, взаимоподдержке, близости к родной земле и людям.

Кроме того, у бурят есть понятие «Тоонто нютаг» — они кровно привязаны к тому месту, где рождены. В прошлые века даже существовал ритуал закапывания последа (плаценты) родившегося ребенка в пределах семейной усадьбы, это место и называется «тоонто нютаг». В течение жизни буряты регулярно посещают и кланяются тем местам, где родились, и по поверьям, обретают жизненную силу, здоровье и удачу.

В дни Сагаалгана принято посещать родственников, обмениваться новостями и дарить подарки. Считается, что в это время все благодеяния умножаются, потому, помимо родственников, приветствуют и желают добра даже незнакомым людям, помогают всем нуждающимся.

Сагаалган также называют Белым месяцем — когда-то для его празднования действительно необходим был целый месяц. Буряты жили далеко друг от друга, и чтобы посетить родных, им требовалось несколько дней пути. Февраль для них означал долгожданное окончание суровой зимы, сохранение поголовья скота в наступающем году, потепление, изобилие молока и молочной (белой) пищи. Чистыми и светлыми в дни праздника должны быть мысли, чувства и слова.

По традициям в дни Сагаалгана необходимо увидеть всех родственников, причем обычно младшие навещают старших. Во время праздника друг друга приветствуют по особым ритуалам. Младшие подходят к старшим и, здороваясь, протягивают им руки ладонями вверх, а старшие кладут свои ладони на руки младших. Это символизирует открытое сердце молодых и руки для поддержки, на которые опирается старшее поколение. В приветствии также используют хадак (ритуальный шарф) и произносят благопожелания.

Молитва прихожан в Аларском дацане. На стене изображение духовного лидера буддизма Далай-ламы XIV

Дорога в Аларский дацан

Одним из самых важных ритуалов встречи Сагаалгана считается обряд Дугжууба. Чтобы принять в нем участие, команда «Верблюда» отправилась в старейший дацан Иркутской области — «Даши Чойнхорлинг» в старинном бурятском селе Аларь. Это 180 километров от Иркутска, на юго-западе от Байкала. Если вы едете на автомобиле, то дорога займет около пяти часов.

Фотография Аларского дацана 1908 год

Аларский дацан стал первым, официально открытым в Иркутской губернии в начале 19-го века. Инициатором его создания был житель села Василий Баймин, который специально отправился к Хамбо-ламе в Забайкалье — за священными книгами, свитками и атрибутами. Но Баймин не дожил до открытия, строительство завершил его сын Батор. В 1814 году дацан освятили, взглядам жителей предстал деревянный четырехъярусный храм с колоннами. Спустя 80 лет здание обветшало, его разобрали до основания и построили новый храм — на каменном фундаменте и с тремя этажами. В советское время дацан разрушили, но в 90-х годах часть стен удалось вернуть на место. Теперь они составляют первые восемь венцов (конструкция из бревен, уложенных перпендикулярно друг другу и скрепленных в углах) современного дацана в Алари.

В настоящее время настоятелем дацана является Шираб-лама (в миру — Алдар Эрдэмович Долгоржапов). Лама служит в двух дацанах — аларском и в поселке Кутулик, поочередно проводя обряды в каждом.


Шираб-лама

«Аларский дацан в прошлом был центром просвещения и культуры Иркутской губернии. Важным моментом его развития стала помощь врачей-тибетологов, которые привезли в Аларь излечение не только душевное, но и физическое — тогда медицина была слабо развита. В советское время Аларский дацан разрушили: по одной из версий, его взорвали и сожгли, по другой — разобрали, а из стен построили школьную прачечную и столовую. К счастью, через всё это прошла целой и сохранилась по сей день Ламская роща — хвойные деревья и лекарственные травы, завезенные еще в 1894 году ламами из Непала».

Дацан в Алари похож на маленький жилой дом. Внутри с одной стороны стоят стол, кровать, телевизор и предметы быта, а с другой, отделенной печью, — ритуальные предметы, множество изображений и скульптур божеств, стол ламы. На обряд Дугжууба сюда приходят многие жители Алари, и на первый взгляд кажется, что мест может не хватить. Но каждый находит для себя уголок, чтобы помолиться: за печью, на кровати, за столом, у входа.

В Сагаалгаан принято приносить в дацан подарки — молоко, печенье, конфеты и водку. Водка необходима для обряда Дугжууба, когда после тантры (прочтения молебна и ряда ритуалов) лама может превратить ее в аршан, святую воду, и принести богам в качестве подношения.

Обряд Дугжууба — костер царя Ада

Обряд Дугжууба в дословном переводе означает число «60» — это символизирует 64 кусочка мяса в качестве подношения божествам. Иначе Дугжуубу еще называют «костром», где огонь — это пасть повелителя смерти, царя Ада. Во время ритуала его вместе со свитой вызывают из-под семи уровней земли. Провожая старый год, буряты сжигают все невзгоды и печали в пасти повелителя смерти, который забирает их в ад. Перед Дугжуубой принято обкатать тело кусочком теста, а во время обряда положить это тесто в костер, чтобы всё плохое, что человек с себя собрал, ушло.

Перед началом Дугжуубы гостей встречают на крыльце дацана — каждому желают благополучия, счастья и здоровья в новом году. В ответ им нужно три раза обмакнуть безымянный палец левой руки в чашку с молоком и окропить землю, затем пригубить молоко, принять хадак (ритуальный шарф) и войти в храм. После этого начинается сам обряд.

Шираб-ламу почетно встречают в Аларском дацане

Пока Шираб-лама лама проводит ритуалы и читает молитвы, его помощник складывает подношения (печенье, конфеты и обязательно 64 кусочка мяса) в специальное сооружение, в виде пирамидки-костра. Потом ее выносят на улицу, а гости следуют за Шираб-ламой к кострам. Их два: большой костер для подношений и маленький, куда можно положить свое тесто, символизирующее всё плохое в ушедшем году.

Когда молитвы прочитаны, костры поджигают, и в большой лама бросает пирамидку с подношениями. Пока лама продолжает читать тексты, люди ходят вокруг костров и молятся самостоятельно. По возвращении в дацан каждый пьет молоко у входа — это символ произошедшего очищения.

Закончив обряд, Шираб-лама предупредил, что год будет хорошим для молодежи, но тяжелым для пожилых людей. И посоветовал им следить за своим здоровьем. По его словам, Сагаалгаан 2020 года открывает новый 12-летний «цикл животных», так как 2020 год — год Мыши. По легенде, мышь пришла к Будде первой, а потому именно она открывает цикл 12 лет — 12 разных видов влияния космической энергии на человека. Начало нового цикла для буддизма означает большие перемены в жизни как каждой семьи, так и всего общества.

Наш канал в телеграме — «Верблюд в огне», подпишись! И отправляй свои новости.

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому