• Пробки 2
  • Погода
  • Что будет, если отправить родственника сдавать ЕГЭ вместо себя? Житель Приангарья выяснилвыяснил
  • Четверть российских торговых центров могут закрыться к осениосени
  • Предложение дня: сделать вход в хрущевки через палисадникпалисадник

Главная > Сами пробовали 25.02.2020 20:28

Костер царя Ада в старейшем дацане Иркутской области. Как «Верблюд» встретил Сагаалган 2020 года

Кристина Макаренко

Кристина Макаренко

0Комментариев

Костер царя Ада в старейшем дацане Иркутской области. Как «Верблюд» встретил Сагаалган 2020 года - Верблюд в огне

Фотографии: Алёна Шатуева

По данным переписи 2010 года, в Иркутской области проживают 77 667 бурят — это 3,2% от общей численности людей в регионе. Большинство из них исповедуют буддизм, а одним из самых важных праздников буряты считают Сагаалган — начало Нового года по лунному календарю. В этом году Сагаалган в Иркутской области встретили в ночь с 23 на 24 февраля. Команда «Верблюда» отправилась в старейший дацан области, в село Аларь, чтобы вместе с его жителями пройти обряд Дугжууба.



На бурятском языке название праздника звучит как «Сагаан hapaap». В переводе на русский «сагаалха» — перешагнуть время, перейти в новое время. Но в советское время праздник начали называть «Сагаалган». По словам Шираб-ламы, настоятеля аларского дацана, подобного слова не существует. А если его грубо перевести, то получится и вовсе «потерять время» — что противоречит смыслу Нового года. Тем не менее, в материале мы используем название «Сагаалган» как то, к которому привыкли иркутяне за последние полвека.

Как празднуют Сагаалган

Дата Сагаалгана меняется каждый год, так как зависит от лунного календаря. Но праздник всегда связан с окончанием зимы и наступлением нового этапа в жизни людей. В прошлом Сагаалган становился для каждого из бурят днем рождения — и детям, и взрослым, и даже скоту прибавляли год возраста.

По традиции, в ночь перед наступлением нового года принято не спать. Нужно убраться в доме, накрыть стол из белой пищи, помыться и подготовить чистую, нарядную одежду. Затем наступает время ожидания рассвета. В районе пяти утра важно включить в доме свет, зажечь масляную лампаду (зулу). Тогда богиня-мать Лхамо, пролетая над каждой семьей, увидит, что все живы и здоровы. А значит пришлет в новом году счастье, здоровье и благополучие.

После встречи рассвета можно ложиться спать, а с пробуждением — приветствовать Новый год белой пищей (молоком, буузами, творогом), а также идти в гости или самим принимать родственников и друзей. В Сагаалган обычно все приходят с подарками. Раньше это были одежда или скот, сейчас же подарки стали более разнообразными и современными.

Богиня Палден Лхамо исцеляет от всех болезней и является хранительницей тайн жизни и смерти. Источник: Википедия

«Тоонто нютаг» и Белый месяц

Сагаалган для бурят — время, когда они укрепляют межродовые и межпоколенческие связи. Семья, родные и род для них — это большая ценность. Буряты чтят своих родственников вглубь до девятого колена и вширь до трех-четырех ветвей. Поэтому суть праздника заключается в единении, взаимоподдержке, близости к родной земле и людям.

Кроме того, у бурят есть понятие «Тоонто нютаг» — они кровно привязаны к тому месту, где рождены. В прошлые века даже существовал ритуал закапывания последа (плаценты) родившегося ребенка в пределах семейной усадьбы, это место и называется «тоонто нютаг». В течение жизни буряты регулярно посещают и кланяются тем местам, где родились, и по поверьям, обретают жизненную силу, здоровье и удачу.

В дни Сагаалгана принято посещать родственников, обмениваться новостями и дарить подарки. Считается, что в это время все благодеяния умножаются, потому, помимо родственников, приветствуют и желают добра даже незнакомым людям, помогают всем нуждающимся.

Сагаалган также называют Белым месяцем — когда-то для его празднования действительно необходим был целый месяц. Буряты жили далеко друг от друга, и чтобы посетить родных, им требовалось несколько дней пути. Февраль для них означал долгожданное окончание суровой зимы, сохранение поголовья скота в наступающем году, потепление, изобилие молока и молочной (белой) пищи. Чистыми и светлыми в дни праздника должны быть мысли, чувства и слова.

По традициям в дни Сагаалгана необходимо увидеть всех родственников, причем обычно младшие навещают старших. Во время праздника друг друга приветствуют по особым ритуалам. Младшие подходят к старшим и, здороваясь, протягивают им руки ладонями вверх, а старшие кладут свои ладони на руки младших. Это символизирует открытое сердце молодых и руки для поддержки, на которые опирается старшее поколение. В приветствии также используют хадак (ритуальный шарф) и произносят благопожелания.

Молитва прихожан в Аларском дацане. На стене изображение духовного лидера буддизма Далай-ламы XIV

Дорога в Аларский дацан

Одним из самых важных ритуалов встречи Сагаалгана считается обряд Дугжууба. Чтобы принять в нем участие, команда «Верблюда» отправилась в старейший дацан Иркутской области — «Даши Чойнхорлинг» в старинном бурятском селе Аларь. Это 180 километров от Иркутска, на юго-западе от Байкала. Если вы едете на автомобиле, то дорога займет около пяти часов.

Фотография Аларского дацана 1908 год

Аларский дацан стал первым, официально открытым в Иркутской губернии в начале 19-го века. Инициатором его создания был житель села Василий Баймин, который специально отправился к Хамбо-ламе в Забайкалье — за священными книгами, свитками и атрибутами. Но Баймин не дожил до открытия, строительство завершил его сын Батор. В 1814 году дацан освятили, взглядам жителей предстал деревянный четырехъярусный храм с колоннами. Спустя 80 лет здание обветшало, его разобрали до основания и построили новый храм — на каменном фундаменте и с тремя этажами. В советское время дацан разрушили, но в 90-х годах часть стен удалось вернуть на место. Теперь они составляют первые восемь венцов (конструкция из бревен, уложенных перпендикулярно друг другу и скрепленных в углах) современного дацана в Алари.

В настоящее время настоятелем дацана является Шираб-лама (в миру — Алдар Эрдэмович Долгоржапов). Лама служит в двух дацанах — аларском и в поселке Кутулик, поочередно проводя обряды в каждом.


Шираб-лама

«Аларский дацан в прошлом был центром просвещения и культуры Иркутской губернии. Важным моментом его развития стала помощь врачей-тибетологов, которые привезли в Аларь излечение не только душевное, но и физическое — тогда медицина была слабо развита. В советское время Аларский дацан разрушили: по одной из версий, его взорвали и сожгли, по другой — разобрали, а из стен построили школьную прачечную и столовую. К счастью, через всё это прошла целой и сохранилась по сей день Ламская роща — хвойные деревья и лекарственные травы, завезенные еще в 1894 году ламами из Непала».

Дацан в Алари похож на маленький жилой дом. Внутри с одной стороны стоят стол, кровать, телевизор и предметы быта, а с другой, отделенной печью, — ритуальные предметы, множество изображений и скульптур божеств, стол ламы. На обряд Дугжууба сюда приходят многие жители Алари, и на первый взгляд кажется, что мест может не хватить. Но каждый находит для себя уголок, чтобы помолиться: за печью, на кровати, за столом, у входа.

В Сагаалгаан принято приносить в дацан подарки — молоко, печенье, конфеты и водку. Водка необходима для обряда Дугжууба, когда после тантры (прочтения молебна и ряда ритуалов) лама может превратить ее в аршан, святую воду, и принести богам в качестве подношения.

Обряд Дугжууба — костер царя Ада

Обряд Дугжууба в дословном переводе означает число «60» — это символизирует 64 кусочка мяса в качестве подношения божествам. Иначе Дугжуубу еще называют «костром», где огонь — это пасть повелителя смерти, царя Ада. Во время ритуала его вместе со свитой вызывают из-под семи уровней земли. Провожая старый год, буряты сжигают все невзгоды и печали в пасти повелителя смерти, который забирает их в ад. Перед Дугжуубой принято обкатать тело кусочком теста, а во время обряда положить это тесто в костер, чтобы всё плохое, что человек с себя собрал, ушло.

Перед началом Дугжуубы гостей встречают на крыльце дацана — каждому желают благополучия, счастья и здоровья в новом году. В ответ им нужно три раза обмакнуть безымянный палец левой руки в чашку с молоком и окропить землю, затем пригубить молоко, принять хадак (ритуальный шарф) и войти в храм. После этого начинается сам обряд.

Шираб-ламу почетно встречают в Аларском дацане

Пока Шираб-лама лама проводит ритуалы и читает молитвы, его помощник складывает подношения (печенье, конфеты и обязательно 64 кусочка мяса) в специальное сооружение, в виде пирамидки-костра. Потом ее выносят на улицу, а гости следуют за Шираб-ламой к кострам. Их два: большой костер для подношений и маленький, куда можно положить свое тесто, символизирующее всё плохое в ушедшем году.

Когда молитвы прочитаны, костры поджигают, и в большой лама бросает пирамидку с подношениями. Пока лама продолжает читать тексты, люди ходят вокруг костров и молятся самостоятельно. По возвращении в дацан каждый пьет молоко у входа — это символ произошедшего очищения.

Закончив обряд, Шираб-лама предупредил, что год будет хорошим для молодежи, но тяжелым для пожилых людей. И посоветовал им следить за своим здоровьем. По его словам, Сагаалгаан 2020 года открывает новый 12-летний «цикл животных», так как 2020 год — год Мыши. По легенде, мышь пришла к Будде первой, а потому именно она открывает цикл 12 лет — 12 разных видов влияния космической энергии на человека. Начало нового цикла для буддизма означает большие перемены в жизни как каждой семьи, так и всего общества.

Наш канал в телеграме — «Верблюд в огне», подпишись! И отправляй свои новости.

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 15.05.2020 17:03

Глазами местных: путеводитель по району Ново-Ленино и его культовым местам

Александр Бондарев

Автор Александр Бондарев

3Комментариев

Ново-Ленино — один из самобытных районов Иркутска, а ещё и самых часто упоминаемых в медиа и соцсетях. Специально для «Верблюда» филолог Александр Бондарев написал авторский путеводитель по району, где он живёт. Вас ждут болота, роща, стройка и сортировка, а также культовый рынок с «Боярышником».


Посещение Ново-Ленино — сомнительное мероприятие. Жизнь не заставит никто не поедет. Но если вам нравится мысль, что рейтинги пространств иллюзорны, то прочувствовать это лучше в том месте, чей социальный рейтинг крайне низок. Поездка в Ново-Ленино подходит идеально. Но не оттого, что вас будут поджидать яркие впечатление или ужасы, лабиринты фавел или современный город. Нет, в Ново-Ленино вы увидите категорию среднего. Такое принято называть словами «обычно», «нормально», «так себе», «не то чтобы, но не так уж плохо». А «среднее» лучше всего рушит вымышленные иерархии в нашем сознании.

В общем, вот вариант маршрута для тех, кто никогда не был в Ново-Ленино, среди иркутян таких много. Выбор остановок субъективен, как и любой выбор.

Ново-Ленинские болота

Звучит абсурдно и жутковато, но мне нравится. Болота в городах редки. Здесь они находятся в самом начале Ново-Ленина, до въезда. Это низина, которая относится к пойме Иркута. Место издревле мало на что годилось, разве что карасей ловить. Но красиво. В конце 19 века болота пересекла Транссибирская магистраль, а в 80-х годах 20 века — объездная дорога.

Днём в любое время года низину заливает солнце, на горизонте стоят без движения товарняки. Идеальный пейзаж для фильмов про апокалипсис. Особенно в морозы. Болота всегда были домом для огромного количества птиц, в основном чаек и уток, но и редких, краснокнижных. Местные уверены, что болота давно носят какой-то важный природоохранный статус, но он присвоен им лишь 31 октября 2019 года.

Птицы вместо Ленина красуются на новой вывеске, встречающей гостей Ленинского округа, но никакого сохраняющего птиц статуса у болот нет. Поэтому некоторые болота отсыпают для неизвестных индустриальных нужд. Спешите посетить, пока ещё есть что. Дважды приходилось видеть, как дорогу пересекает утка с утятами, — из болота с одной стороны дороги в болото на другой стороне. Водители останавливаются, лица у всех счастливые. Впрочем, это редкость, не рассчитывайте.

Роща и бесцеремонные белки

Роща — это роща на остановке «Роща». В прошлом место было крайне опасным, но сейчас там уютный парк для прогулок с детьми.

В Иркутске принято ездить кормить белок на курорт Ангара. Грызуны там сытые, привередливые, всё подряд есть не станут, только кедровые орешки и обычно после уговоров и соблазнений. В Новоленинской роще всё иначе. Как истинные обитатели спального района, местные белки не брезгуют семечками любого формата. Их не надо искать, они сами перекроют вам путь и недвусмысленно намекнут на желание что-нибудь съесть.

Белки могут легко добраться до вашей руки по брюкам, подраться между собой, заглянуть в объектив камеры, которую вы зачем-то выставили вместо ладони с орешками. В общем, «им нужна ваша одежда и мотоцикл», ибо существа совершенно бесцеремонные. Не пугливые — на радость детям.  

Сортировка и «Старший сын» Вампилова

Станция Иркутск-сортировочный находится за рощей с белками. В ней нет ничего интересного — это обычное советское здание вокзала, мост, разветвлённая сеть путей, проводов и запах креозота. Ценителям типового индустриального пейзажа должно понравиться.

Я вас приглашаю туда потому, что станция и район отметились в истории литературы. С большой долей вероятности, это то самое место, куда провожали девушек Сильва и Бусыгин в пьесе Александра Вампилова «Старший сын». И откуда потом не могли уехать обратно. Если вы не читали, то это Боярский и Караченцов из одноимённого фильма. В тексте район называется Ново-Мыльниково. За право им быть обычно спорят станция Мельниково и Ново-Ленино.

У Ново-Ленина больше аргументов. Во-первых, удалённость достаточная, чтобы застрять на пару дней, а во-вторых, описанное в пьесе смешение частного сектора и малоэтажной застройки как раз типично для этой части Ново-Ленина. До сих пор. Так что давайте просто объявим это «доказанным исследователями фактом». Пьесы Вампилова сейчас очень популярны в европейских театрах, так что прогулку по этим местам можно считать приобщением к мировой литературе.

Стройка и ее тени

Сейчас уже мало кто помнит этот топоним, хотя в 90-х и начале нулевых он существовал наравне с официальным названием остановки «Кинотехникум». Рядом с ней красовался советский долгострой — бетонный каркас с непристойными надписями, поросший полынью. Стройка.

Место было обителью наркоманов. Если вы проходили мимо, то от темноты отделялась тень, которая следовала за вами, а потом отбирала деньги и меховую шапку. Телефон не трогали, потому что тогда мобильная связь ещё не распространилась. Впрочем, подобное могло случиться в любом месте.

Сейчас кинотехникум превратился в филиал ВГИК, а на месте стройки находится единственный крупный ТЦ «Европарк». Загляните, возможно, вам интересно, как выглядит молл в спальном районе.

Рынок с «Боярышником»

К несчастью, если произнести слово «боярышник» в Иркутске, то никто не подумает про возможность купить полезные для сердца плоды. Речь о том самом злосчастном месте на улице Баумана и о киоске, где продавалась техническая спиртовая жидкость.

В ночь на 18 декабря 2016 года в партии жидкого концентрата, предназначенного для ванн, вместо этанола оказался метанол. Это привело к смерти 76 человек. Тогда страна внезапно обнаружила, что «Боярышник» никто не использует для ванн, полиция накрыла цех по его производству, а городские власти «увидели», что рынок незаконный.

Его грозились снести, но в реальности перенесли на 200 метров по той же улице. Рынок обещали сделать цивилизованным, с туалетами. Но не сделали. Временно вернули на прежнее место, а перед началом строительства новой дороги убрали немного в сторону. В результате переносов часть владельцев киосков разорилась и закрылась, теперь их осталось совсем немного.

До трагедии к месту было сложное отношение. Как любой стихийный рынок, он обрастал кафе, местами для нелегалов и ночными покупателями дешевого этанола. Но местные жители его по большей части любили, сочувствуя предпринимателям. Сейчас здесь, как и раньше, можно попросить привезти нужный товар, сэкономив время и деньги на поездку в центр. А ещё вам всегда честно ответят на вопрос о свежести продуктов. Нельзя обманывать людей, которых видишь каждый день.

Павильон с овощами и фруктами на Баумана

В этом павильоне нет уникальной продукции, оптовые базы для всех одни и те же. Мне хотелось привезти вас в район новостроек — для демонстрации размеров поселения. Потому что в том месте, где район заканчивается, начинается новое Ново-Ленино. Новейшее. Тот эффект, когда, выходя за границы старого города, вы попадаете в мир небоскребов. Только здесь вы из мира хрущевских пятиэтажек перенесетесь в мир 1215-этажных домов.

Сначала я хотел обозначить место «взрослой» поликлиникой, которая так и осталась одна, несмотря на то что к ней приписали огромную «опухоль» в виде пустыря, застроенного многоэтажками. Из-за этого в электронной записи есть не только очередь, но и лист ожидания из желающих записаться в очередь. В результате поход к какому-нибудь специалисту может быть отсрочен на два месяца. Это учит планировать свою жизнь и смерть. Следом за ней стоит новая «детская» поликлиника. Её много раз анонсировали, ею отчитывались местные депутаты и чиновники, но она пока не открылась.

Но потом я вспомнил про чудесных предприимчивых ребят, которые стали пригонять к поликлинике микроавтобус и продавать бабушкам (их в поликлинике много) свежие овощи и фрукты по низкой цене. Бабушки были счастливы — удобно, недорого, да ещё и продавцы терпимы к капризам, хотя и молоды. Очень скоро они стали достопримечательностью. Можно было увидеть выстроенную из бабушек в пустоту очередь. Зрелище странное и забавное. Вскоре пустота заполнялась автомобилем и начиналась торговля. Сейчас они стали отдельным павильоном в том же самом месте. Хорошая история.


Выезжать из Ново-Ленина рекомендую по 20-му Советскому переулку на объездную дорогу и домой. Весь маршрут можно совершить в обратном порядке, так вы получите бонусом эпический вид на новостройки с горы и более удобный доступ к болотам.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому