18.05.2020 17:26
18.05.2020 17:26
Коллаж: Олег Бородин, фото: Алена Шатуева/ «Верблюд в огне»
Из-за пандемии многие россияне столкнулись с проблемами занятости — от снижения заработка и конфликтов с работодателем до потери работы. Несмотря на то что в регионе в апреле был зафиксирован сниженный уровень безработицы (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), нет причин полагать, что с работой в Иркутской области всё в порядке.
«Верблюд» поговорил с жителями Иркутска, которые потеряли работу или часть зарплаты, о том, как они справляются без привычного источника дохода и что планируют делать дальше. Большинство наших героев пожелали сохранить анонимность.
Надежда, продавец
У меня были точки по продаже сувениров в Листвянке, я работала 18 лет. Этой зимой пришлось закрыть ИП — торговли не стало совсем. Зимнее время всегда было невысоким сезоном, а в этом году из-за закрытия границ спад оказался критическим, не хватало даже на оплату аренды. Попыталась устроиться на кассу в супермаркет, но в магазине, где работает моя знакомая, сократили несколько сотрудников, а у оставшихся уменьшили ставки и время работы. Работу мне найти не удалось. Перспектив никаких не вижу, у всех моих коллег такие же проблемы.
В центр занятости обратилась впервые в жизни и, честно говоря, неприятно удивилась тому, как там всё устроено. Записаться онлайн у меня не получилось, пришлось идти. Меня стали буквально выгонять, дальше порога не пустили. Переписала номер телефона с объявления на двери и позвонила. Ответили, что записи нет до конца мая. Я пригрозила тем, что обращусь к депутату, и тогда меня пригласили на следующий день. Это было в середине апреля. У центра занятости на улице стояли человек пятьдесят, в основном молодые люди. Для меня визит оказался нервным: встретили почему-то заявлением, что пособие — 1,8 тыс. рублей в месяц, мол, нечего ждать большего и зря ходите. Затем предложили должность уборщика подсобных помещений. Я женщина предпенсионного возраста с высшим образованием, согласиться на такую работу не могу. Мне пригрозили, что если я второй раз откажусь от работы, то больше со мной разговаривать не будут. Вышла оттуда с повышенным давлением и с ужасным самочувствием.
После этого я все-таки связалась с приёмной депутата и рассказала о проблеме. Не знаю, повлияло ли это на ситуацию, но позже мне перезвонили из центра занятости и сообщили, что дают статус безработной. Преподносилось это как какое-то особенное благо. На вопрос о работе ответили, что сейчас вообще никаких вакансий у них нет. Недавно на банковскую карту пришло пособие по безработице — 480 рублей. Затрудняюсь сказать, почему именно такая сумма и за какой период. В центр занятости я должна прийти во второй половине мая, видимо, мне продлят статус безработной или предложат какую-то должность. Честно говоря, я и сама не понимаю, как там всё устроено, — мне ничего не объясняли.
Ирина, работала в транспортной компании
Я уволилась еще в феврале по личным обстоятельствам: часто болел ребенок, и мне не хватало времени на учёбу. Решение не было связано с коронавирусом, но, как оказалось, в мае и апреле в компании прошла волна сокращений и я всё равно лишилась бы работы, как и 30 % штата. В компании многое было завязано на Китае, и наши обороты сократились вдвое.
10 апреля я обратилась в центр занятости, и уже через три дня меня поставили на учёт по безработице. Никуда не ходила: подала заявление через портал «Работа в России» . Заполнять по минимуму, работает приложение без сбоев, статус заявления отслеживается, даже видно назначенную сумму выплаты. Со мной связались, чтобы уточнить количество детей. Работу не предлагали — как я и предполагала, по моей специальности вакансий нет.
Специалист центра разъяснил мне, что срок постановки — 6 месяцев, первые 3 месяца пособие составляет 75 % от заработной платы, последующие — 60 %. Пособие перевели через две недели после постановки на учет, за 10 дней вышло 4,6 тыс. рублей (полная сумма около 12,5 тыс. рублей). Сумма рассчитывалась от моей официальной зарплаты, под расчёты пандемии я не попала, ведь «не дождалась», когда меня уволят, а ушла сама раньше.
Работать пока не планирую, так как учусь (я не студент, а слушатель, поэтому могу претендовать на выплату по безработице). Сомневаюсь, что по моей специализации в центре занятости найдётся работа, зато пособие — хорошее подспорье для меня.
Как удаленно оформить пособие по безработице и кто может его получить
В Центр занятости населения можно обратиться онлайн: для этого авторизуйтесь на портале «Работа в России» с использованием подтвержденной учётной записи на «Госуслугах» и заполните форму заявления. Пошаговую инструкцию можно изучить здесь. Изменение статуса заявления отслеживается в личном кабинете.
Получить пособие могут: граждане старше 16 лет, не имеющие работы, не являющиеся самозанятыми или ИП, не обучающиеся на очном курсе в образовательном учреждении, не получающие пенсию по старости, в том числе досрочную или за выслугу лет, не осужденные по решению суда к исправительным работам.
Максимальный размер пособия для южных территорий региона — 14 556 рублей, минимальный — 1,8 тыс. рублей. Максимальное пособие назначается уволенным с работы в последний год перед обращением в центр занятости, имевшим в этом году не менее 26 недель трудового стажа, имевшим зарплату на последнем месте работы в течение трех месяцев от 24,3 тыс. рублей. На минимальную выплату могут претендовать длительно неработающие официально (более года), впервые ищущие работу или уволенные за нарушение трудовой дисциплины.
Повышенная материальная поддержка будет выплачиваться также тем, кто примет участие в общественных работах, в том числе по благоустройству, озеленению городов и поселков, проведению ремонтных сезонных работ. Специальная программа по поддержке населения, запущенная региональным правительством, началась 12 мая.
Игорь, работал вахтоВЫМ МЕтодом
Последние пять лет я работал водителем грузовика на нефтегазовом месторождении. Вахта — 40 дней, потом 2 недели дома. С последней вахты вернулся в середине марта, в апреле планировал снова уехать. В конце марта выяснилось, что график вахтовых работ меняется: увеличивают длительность смен тех, кто заступил, а завоз новых сотрудников приостановлен. Те, кто успел попасть на вахту, останутся там по крайней мере до июня. Всё это, конечно, из-за коронавируса — власти северных регионов и главы компаний считают, что такие меры помогут остановить распространение вируса. Честно говоря, я не знаю, что хуже, — остаться дома без работы или три месяца провести на вахте.
У меня семья — жена, маленький ребенок и пожилая мать. Основным источником дохода была моя работа на вахте. Весь апрель пытался найти новую работу, периодически удавалось подрабатывать, но в целом поиски безуспешны. В начале мая выехали всей семьей на дачу — начнём сезон посадок. В город возвращаться пока не собираемся. Приходится жить очень экономно, чтобы хватило накоплений. Как только возобновят прием новых смен, поеду на Север.
Вадим, таксист
Я 12 лет работаю в такси. Работы с режимом самоизоляции стало в разы меньше — иногда я приношу со смены домой тысячу рублей. А расходы ничуть не сократились: плачу за аренду квартиры, выкуп автомобиля и кредиты, у меня несовершеннолетний ребенок. Жить очень трудно.
В прошлом году взял машину, ее нужно выкупить в течение двух лет. Переплата будет огромная: такой автомобиль стоит 250 тыс. рублей, я заплачу почти 600 тыс. Но другого выхода нет, кредит мне больше не дадут. Каждую неделю плачу 5,5 тыс. рублей, уже отдал около двухсот. В месяц на выплаты и обслуживание автомобиля уходит 30-50 тыс. рублей.
Конечно, никого не волнуют мои проблемы — ни работодателя, ни государство. Полагаюсь только на себя. Проблемы со здоровьем из-за работы без выходных только ухудшаются, а на лекарства денег нет. До пенсии далеко. Если что-то случится со здоровьем, куда идти — не знаю. Возможно, мог бы оформить инвалидность, но у меня нет на это времени — нужно зарабатывать деньги.
Юлия, занималась организацией туров для иностранцев
Я работала в сфере туризма без официального трудоустройства. По сравнению с прошлым годом спад в этом зимнем сезоне был грандиозный. Во второй половине февраля стали пачками приходить отмены бронирований. По развитию ситуации в мире понимала, что всё идет к полной остановке сферы. Последние туристы были в конце февраля. Потом работы не стало.
Незадолго до этого мне предложили работу в другой сфере, но пока вопрос открыт, работодатель замолчал. Насколько актуально предложение, мне непонятно, возможно, из-за пандемии с приёмом новых сотрудников решили повременить.
Спасает сейчас хобби — хенд-мейд. Свои изделия я продавала и раньше, реализовывала через сувенирные магазины, но все они закрылись. Заплатила за аренду полки в магазине на Урицкого, изделия не пролежали и неделю, — всё закрылось. Деньги за аренду не вернули, но срок договора продлится на этот период, когда магазин откроется. Я нашла покупателей на товар, но изделия мне не отдали. Сейчас мне хватает только на еду, за коммуналку пока не плачу. Думаю, много людей находится в подобном положении.
Вернусь ли я в сферу туризма, сказать сложно. Вообще непонятно, как скоро может функционировать туризм в том виде, как это было до пандемии. Хозяин гостиницы, где я работала, получает огромные счета — от налогов и уборки придомовой территории до услуги программ федеральной миграционной службы и программ-агрегаторов, таких как Booking. Вопрос, как покрывать эту сумму, ведь дохода нет.
Совершенно не ясно, когда откроется сезон. Небольшие гостиницы, хостелы вынуждены закрываться. Смотрю ленту в фейсбуке — знакомые владельцы хостелов продают оборудование, мебель. Это крах. Сфера туризма приняла на себя наибольший удар.
Ольга, маркетолог в гостинице
Я занималась развитием в гостинице, не была устроена официально. Зарплату не платили с марта. Не уверена, что это было связано с коронавирусом, но работодатель прикрывался этим — говорили, что денег нет. Гости в марте еще были, во многом благодаря моей работе. После закрытия гостиницы я выполняла разные поручения, связанные с другими бизнесами владельца. Получается, что мои работодатели оказались не очень честными людьми. Конфликта не было, потому что бизнесмен — депутат. Я решила, что конфликтовать с ним точно не хочу, поэтому просто ушла. Мне не заплатили около 40 тыс. рублей.
Всё это не было неожиданно. Мне и раньше задерживали зарплату на две недели под предлогом «забыли». Сейчас я без источника дохода. Живу на сбережения, которые копила в течение года на путешествие в июне.
В апреле через сайт «Работа в России» подала заявление в центр занятости населения. Так как никогда не была устроена официально, мне пришло пособие 650 рублей. Видимо, это самое минимальное для тех, кто просто закончил университет и не был трудоустроен официально.
Что я собираюсь делать? У меня был билет в июне в Москву, и я решила лететь. Доберусь до друзей в Ярославле и, наверное, буду месяц подрабатывать в сфере ландшафтного дизайна. Точно еще не решила.
Елена, учитель
Я работаю педагогом дополнительного образования в доме детского творчества. Конфликт с директором школы начался у меня уже давно, но из-за пандемии ситуация ещё больше усугубилась и запуталась. В начале этого учебного года без моего согласия мне сократили ставку наполовину, при этом часов работы меньше не стало. Зарплата уменьшилась: оклад 1,7 тыс. рублей и 6,6 тыс. рублей надбавки. Документа на то, что согласна на изменение трудового договора, я не подписывала.
11 марта по дороге на работу поскользнулась и сломала ногу, перелом тяжёлый. Сделали операцию, с тех пор я дома на реабилитации. Выплаты по больничному листу я не получала. В заявлении, который работодатель просит подписать, указано, что у меня полставки. Таким путем администрация хочет получить моё согласие на сокращение ставки. Это заявление я не подписывала. Пользуясь ситуацией, работодатель не оплачивает мне больничный. После выздоровления планирую обращаться в суд — это последняя инстанция.
Комментариев 0