• Пробки 2
  • Погода
  • Исследование: что крадут российские пенсионеры и как их за это наказываютнаказывают
  • В российских кинотеатрах покажут величайший фильм XXI века по версии BBCBBC
  • Список: какие нарушения нашла служба ветеринарии в приюте «Пять звезд»звезд»

Главная > Практика 19.10.2020 15:46

Инструкция: как попросить незнакомого человека надеть маску и соблюдать дистанцию

Екатерина Балагурова

Екатерина Балагурова

0 Читать комментарии
Инструкция: как попросить незнакомого человека надеть маску и соблюдать дистанцию - Верблюд в огне

Иллюстрации: Ксения Яненко / «Верблюд в огне»

В Приангарье по-прежнему действует масочный режим. С 12 октября усилили контроль за его соблюдением в общественном транспорте — теперь водитель может не продолжать движение, если в салоне есть человек без маски. Кроме того, губернатор Игорь Кобзев рекомендовал предпринимателям выдавать посетителям средства защиты на входе в помещения. Несмотря на все эти меры, в магазинах, торговых центрах и автобусах по-прежнему можно встретить людей без них и с явными признаками простуды — кашлем и насморком. На замечания и просьбы надеть маску не все иркутяне реагируют адекватно. Разбираемся, почему так происходит и что делать.


В магазине/торговом центре рядом со мной кашляет человек без маски. Как попросить надеть её, чтобы не вызвать агрессию?

Есть правила, согласно которым в общественных местах все обязаны носить маску. Все об этом оповещены. Если кто-то не соблюдает указы властей, скорее всего, он делает это намеренно. Будет трудно избежать конфликта, если напрямую попросить человека надеть маску. Я советую обратиться к сотрудникам организации — продавцам, охранникам. Они должны за этим следить — людей без маски сейчас обслуживать нельзя.


Ксения Кудрявцева,

преподаватель этикета

Делая замечания, вы можете нарваться на ненужный негатив и даже создать более благоприятные условия для распространения инфекции. Сами подумайте: если потребуете надеть маску, а у человека её нет, он вступит с вами в диалог  и вот вам прямой воздушно-капельный путь переноса вируса.

Можно сделать замечание, начав с комплимента, например: «У вас прекрасная улыбка, но сейчас, к сожалению, лучше прятать её под маску». Еще я предлагаю сохранять и развивать в себе чувство юмора. В период пандемии оно поможет в любом обществе и в любой ситуации. Например, человеку, который рядом с вами громко кашляет, не прикрывая рот, можно сказать: «Надеюсь у вас не коронавирус, а просто открытая форма туберкулеза?»

Если вам не до смеха или ситуация требует быть более деликатным, предлагаю начать так: «Мне очень жаль, но для нашей с вами безопасности …». Или: «Я понимаю, вы расстроены, я тоже не рад текущим условиям жизни, но всё же прошу вас надеть маску».

Помните, что ни у кого нет цели обидеть или унизить вас. Оставайтесь в первую очередь честны к себе. Уважайте своё и чужое здоровье.


Меня пригласили на праздник, где будет много людей. Как отказаться, чтобы не обидеть человека?

Это конформистская позиция — стараться никого не обидеть. Почему человек, который организует встречу в период пандемии, сам не думает о том, что он может этим кого-то обидеть? Если он не учитывает ваши интересы, не заботится о вашей и своей безопасности, является ли он вашим другом? Не нужно ничего бояться. Так и говорите: «Я не пойду на эту встречу, потому что в нашем городе трудная эпидемиологическая обстановка». Адекватный человек поймет без обид.

Это даже плюс пандемии: мы сейчас лучше видим людей, их истинное отношение к нам, насколько мы уважаем и ценим окружающих людей и их здоровье, и наоборот. Учитывать интересы друг друга — здоровая позиция взрослых людей.


Как попросить окружающих соблюдать дистанцию?

Соблюдение социальной дистанции — тоже вопрос личных качеств конкретного человека. Сознательный человек сейчас вряд ли намеренно будет нарушать дистанцию. Но часто это случается на автомате, по привычке. Молчать в таком случае не стоит. Попросите спокойно и вежливо: «Пожалуйста, давайте мы отойдем друг от друга подальше в целях вашей и моей безопасности». Многие реагируют адекватно. Если же кто-то не принимает и не уважает вашу позицию относительно дистанции и выражает агрессию, это характеризует больше этого человека, а не вас. Отойдите подальше сами.

Почему многие отказываются носить защитные маски?


Есть ковид-диссиденты — это люди, которые не верят в эпидемию. Считают, что вируса нет или это просто безобидная простуда. Причина этого неверия — работа защитных механизмов психики. «Я не вижу угрозы, не обращаю на нее внимания».

Носить маску или нет — вопрос исключительно личных ценностей человека. На мой взгляд, полноценный и социально ответственный человек не будет намеренно игнорировать правила — они помогают спасать жизни. Даже если вы молодой и здоровый человек, нужно всё равно подумать о тех, кто рядом: вы можете быть носителем вируса и не знать об этом. Вам от вируса хуже не станет, а вот у людей с другими заболеваниями могут возникнуть проблемы. Отказ от маски — это недостаток понимания последствий вируса не только для себя, но и для других людей.

Опыт иркутян

Мария Оленникова,

фотограф

Недавно я перенесла серьезное заболевание, весной была операция. Сейчас я восстанавливаюсь, часто хожу в больницу, сдаю анализы, наблюдаюсь у специалистов. Вопрос здоровья — самый важный для меня, иммунитет слабый, болеть нельзя совсем. Я стараюсь не посещать общественные места, не пользоваться общественным транспортом, даже в магазин сама хожу редко. Чаще оформляю доставку или мне помогает кто-то из близких.

Но недавно в очередной раз пошла в больницу. В очереди со мной стояла женщина с явными признаками простуды — шмыгала носом. Очередь очень большая, народу много. Я ей сказала: «Женщина, пожалуйста, уважайте себя и других. Никто не хочет болеть, наденьте маску». На что она ответила: «Ой, меня просто продуло, я вообще не болею, не сочиняйте». В общем, отправила меня куда подальше и маску не надела.

Потом я была вынуждена проехать в троллейбусе. Водитель следил за тем, чтобы все, кто заходит, были в масках, но некоторые надевали эти маски на входе, а в салоне снимали их.

«»

Агрессию из-за масок люди проявляют постоянно. Далеко не все понимают, что это действительно важно для нас — тех, кто входит в группу риска. Я очень дискомфортно ощущаю себя в людных местах. Большинству всё равно на других. Мы живем среди эгоистов, и это убивает.


Людмила Добосова,

преподаватель ИФИЯМ ИГУ

Я ношу маску сама и соблюдаю все меры безопасности, стараюсь вообще лишний раз не контактировать с людьми. Прежде всего, я делаю это, потому что мои близкие сейчас болеют ковидом. Я поняла формулировку: «Пока ты сам не столкнешься с этим, ты до конца не поймешь, как все серьезно». Кроме того, я преподаватель в университете, показываю пример студентам.

Неделю назад я зашла в кофейню, чтобы купить кофе с собой, и увидела бариста без маски. Конечно, я спросила: «Почему вы без маски?» Он извинился, сказал, что ему очень жарко, тяжело дышать, и сразу надел её. Я уже не первый раз делаю людям замечания, но стараюсь быть максимально тактичной. Пока ни разу не столкнулась с агрессией, все реагируют адекватно. Мне важно мое здоровье и здоровье окружающих людей.

«»

Если я прихожу в кафе, значит, я клиент. Для меня принципиально, чтобы исполнитель был в перчатках и маске. Я должна быть уверена, что этот человек сделал всё возможное, чтобы обезопасить меня. В той мере, в которой я могу воздействовать на других относительно соблюдения мер безопасности, я стараюсь это делать.

Комментариев 0

Загрузка...

Тренды 20.11.2020 14:24

Батарея вместо бензобака: как иркутяне пересаживаются на электромобили

Екатерина Фалалеева

Автор Екатерина Фалалеева

0 Читать комментарии

За последние несколько лет жители Иркутской области полюбили электромобили — если в 2017 году в регионе насчитывалось всего 56 таких авто, то к середине 2020 года — уже 843. С 2019 года Приангарье находится на втором месте в России по количеству электромобилей — мы опережаем Москву и уступаем только Приморью. А еще наш регион — лидер рынка подержанных электрокаров. При этом в области практически нет никакой инфраструктуры, хотя ситуация медленно меняется — преимущественно силами активистов и бизнес-сообщества. «Верблюд» рассказывает, как устроена жизнь владельцев электромобилей в Иркутской области.



Что вы узнаете:

  • кто и зачем покупает электромобили в Иркутске;
  • во сколько обходится обслуживание электрокаров;
  • как часто их нужно заряжать и можно ли выезжать на них загород;
  • сколько в регионе электрозаправочных станций (спойлер: очень мало) и кто их устанавливает.

Причины любви

Одна из причин популярности электрокаров в Приангарье — низкая стоимость электроэнергии в регионе. В июне 2016 года иркутянин Сергей Налетов приобрел электромобиль. К тому времени он уже несколько месяцев искал более экономичную альтернативу своей машине. Сергей утверждает, что это был первый зарегистрированный в Иркутске Nissan Leaf, на сегодняшний день — самый популярный электромобиль в России. Покупка обошлась в 500 тыс. рублей.

«Я влюбился в машину и в первый год просто не мог ей нарадоваться, — вспоминает Сергей. — Оказалось, что это идеальный вариант для ежедневных поездок по городу, который к тому же помогает серьезно экономить». Траты сократились в десять раз: на бензин иркутянин ежемесячно тратил минимум 6 тыс. рублей, а на зарядку электрокара уходит максимум 600 рублей. По подсчетам Сергея, на одном только бензине за четыре года он сэкономил 300 тыс. рублей.

Кроме того, уменьшились расходы на обслуживание: «Я сразу поменял жидкость в редукторе и антифриз, это обошлось в три тысячи рублей. Купил комплекты резины. Больше за четыре года владения машиной я в нее ничего не вкладывал».

«»

«Обслуживать там нечего, — объясняет Сергей Сергеев, один из основателей клуба Nissan Leaf Baikal. — Ни масла, ни фильтров — ничего менять не надо. Раз в 100 тыс. км по регламенту — осмотр жидкости в редукторе. Заменить ее стоит около 1,5 тыс. рублей».

Сергеев купил электромобиль весной 2017 года. Мужчина работает в транспортной компании и ежедневно проезжает около 100 км. Такое расстояние обходится ему примерно в 20 рублей, если он заряжается дома. Счет за электричество — 600800 рублей в месяц. С появлением в городе станций экспресс-зарядки траты возросли — за один визит Сергей отдает около 100 рублей, в месяц получается 12 тыс. рублей. «Зато это удобно — можно быстро подзарядиться, если километраж больше обычного», — говорит Сергей.

Как заряжают электромобили

На Nissan Leaf первого поколения с полной зарядкой можно проехать 120130 км летом и 6080 зимой. У второго поколения показатели выше — 250 км и 120150 км соответственно. Для того чтобы увеличить пробег в холодное время года, водители идут на различные усовершенствования, например ставят автономный дизельный обогреватель для салона. Это позволяет не тратить драгоценную энергию с батареи на обогрев. Расходы на дизель — около 500 рублей в месяц при активной езде.

«Как многие в обычных машинах ставят котлы, лифоводы помещают под днищем подогрев высоковольтной батареи. Некоторые ставят инфракрасный теплый пол и стекла с обогревателем. Кстати, жара и перегрев действуют на батарею более разрушительно, чем мороз», — поясняет Сергей Сергеев.

Большинство владельцев электрокаров заряжают авто от обычной домашней розетки. На стандартную батарею Nissan Leaf уходит 67 часов. Сергей Сергеев оборудовал зарядное место в гараже, вывел провод из квартирного щитка. Он установил двухтарифный счетчик и заряжает автомобиль ночью, по сниженному тарифу: «Специальный счетчик — это обоснованная трата, если электромобиль — основной потребитель энергии. Счетчик и его перепрошивка на местное время обошлись в три тыс. рублей. За 8 месяцев он окупился».

Тем, кто не имеет гаража, приходится труднее. Василий Веремеенко пересел за руль электромобиля летом 2019 года. Чтобы зарядиться, он поначалу спускал удлинитель с балкона третьего этажа. Перед зимой решил установить розетку на улице.

«»

«Нарисовал три схемы прокладки кабеля, пошел в управляющую компанию с официальным запросом. Там ответили, что этим не занимаются, нужно согласовывать с собственниками дома, — рассказывает Василий. — Поговорили с председателем дома, он подписал документы. Я прокинул кабель через окно по фасаду здания. Внизу поставил шкаф с розеткой на отдельном автомате с дополнительными средствами защиты».

Недавно Василий смонтировал уличную розетку на доме, в который скоро переедет. Там кабель протянут с четвертого этажа через подъезд. «Действовал аналогично — по согласованию с председателем. Сделать все как положено — с собранием, подписями большинства жильцов — довольно трудно. Негативной реакции со стороны соседей не встречал. Если кто-то подходил с вопросами, я все объяснял».

Иногда на месте у розетки паркуются другие автомобили. На этот случай Василий приобрел 30-метровый удлинитель, который можно протянуть до самого дальнего уголка парковки. Ежедневно Веремеенко проезжает 3040 км, иногда — до 70 км. Летом одного заряда хватает на два-три дня.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Кто устанавливает зарядные станции в Приангарье

Заряжать электромобиль приходится чаще, чем заправлять бензином обычное авто. Электромобилисты признаются, что порой им приходится отказываться от спонтанных поездок, если заряда недостаточно. Для комфортного передвижения по городу и выездов загород региону нужна сеть электрозаправочных станций (ЭЗС). Сейчас, согласно карте зарядных станций PlugShare, в городе их семь. Все они установлены силами местных энтузиастов и предпринимателей.


В Иркутске есть медленные и быстрые зарядные станции. На первых полная зарядка занимает 58 часов, хотя может достигать и 12 часов — зависит от мощности бортового зарядного устройства. На экспресс-станциях за 3040 минут можно зарядиться с 1% до 80%.


Проект Quickly

Первая публичная зарядная станция появилась в Иркутске в июле прошлого года. Ее установил филиал экспедиторской компании Eхpress.ru на Байкальской, 203 Б, возле своего офиса. «Когда мы открывались, сразу решили, что не используем машины с ГСМ (горюче-смазочными материалами. — Прим. ред.), так как это требует постоянных вложений. У нас курьеры передвигаются на электромобилях, — рассказывает предприниматель Евгений Лунюшкин. — Медленную зарядную станцию рядом с офисом поставили ради собственных нужд, но воспользоваться ей могут все желающие». Станция бесплатная, все связанные с ней расходы на себя берет компания — это 22,5 тыс. рублей в месяц.

В ноябре Лунюшкин планирует начать монтаж экспресс-станции на улице Ширямова. Там же будет резервная медленная станция. Стоимость проекта — 1 млн рублей. «Зарядка на быстрой станции поначалу будет стоить символически — 1 рубль (вся зарядка), затем мы посмотрим на спрос и выстроим ценовую политику», — рассказывает предприниматель. В следующем году он планирует установить еще три ЭЗС.


Проект компании «Новинвест»

В этом году в столице Приангарья появились первые экспресс-станции. Найти их можно у ТЦ «Москва» на Сергеева, ТЦ «Дока» на Байкальской и у рынка «Парус» на Трактовой. Они двух видов: на одних расчет идет по киловаттам (15 руб/кВт), оплата производится через приложение «Фора»; на других — поминутный тариф (6 руб./минута), а заплатить можно банковской картой. По стоимости получается одинаково — 10 кВт обойдутся примерно в 150 рублей. С этим зарядом летом можно проехать 60 км, зимой — около 40.


Алексей Марчук,

Руководитель проекта и технический директор «Новинвеста»

Изначально мы хотели договориться о сотрудничестве с «Иркутскэнерго». Нас заверили, что необходимые мощности предоставят в любой точке города. В ответ на наше техзадание выдали условия, выполнение которых обошлось бы в 4 млн рублей. Сама станция стоит полмиллиона. Получается, чтобы установить одну станцию в Иркутске, нужно около 5 млн рублей. Что мы придумали? Пошли по частникам.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Договориться с ними тоже оказалось не так-то просто: не всех удовлетворяла «недостаточная» коммерческая составляющая. По идее инициаторов проекта, установка зарядных станций на частных объектах могла бы привлечь внимание к ним. Но некоторым этого мало. На вопрос, а что мы с этого будем иметь, Алексей Марчук объяснял экономику проекта: стоимость зарядки 15 руб/кВт, вычитаем стоимость электричества для юрлиц (4 руб./кВт) и другие расходы — техподдержку, поддержку мобильного приложения. Остается 5 рублей прибыли.

«Все считают, что мы на этом круто зарабатываем, — говорит Марчук. — Но мы пока только вкладываемся. Станция на 50 кВт стоит 1 млн руб., на 25 кВт — полмиллиона, а средняя стоимость одной зарядки — 90 рублей. Нам говорят — а зачем вы это делаете? Но иначе развития не будет — водители будут крутиться по обычным маршрутам, проезжать свои 5070 км, а всем хочется больше перемещаться по городу и области».

К концу следующего года «Новинвест» планирует увеличить количество зарядных станций до 15. Они появятся в Иркутске, Шелехове, Усолье и других городах и поселках области. Стоимость проекта — 1015 млн рублей.

«»

«Предполагаем, что проект начнет окупаться через 23 года. Зарядные станции — это новый продукт, который мы еще только тестируем. Бывало, что станцию запускали сутки, — она не работала, а мы не могли понять, в чем дело. Много вопросов с технической частью, программным обеспечением. К тому же зимой они еще не эксплуатировались и неизвестно, как себя покажут», — поясняет Марчук.

Есть и другие проблемы: на раскрутку одной электростанции уходит в среднем четыре месяца. Иногда их приходится переносить, что приводит к дополнительным сложностям. Так случилось с первой экспресс-станцией на Старокузьмихинской: «Спустя три месяца мы оттуда переехали из-за конфликтов. Мы занимали место на парковке, и оказалось, что владельцу территории важнее обеспечить удобство водителей бензиновых автомобилей».


Проект En+ Group

Группа компаний En+ Group установит в Прибайкалье три электрозаправочные станции, сообщил «Верблюду» руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков. Они появятся в Листвянке и Иркутске на автозаправочном комплексе возле ТЦ «Яркомолл» и на муниципальной территории возле здания «Иркутскэнерго» на Сухэ-Батора. Это будут станции с использованием разъемов CHAdeMO и CCS Combo (Type 2) на постоянном токе с мощностью 50 кВт. Зарядка до 80% займет 20 минут. Станции также будут оснащены разъемом для медленной зарядки.

В этом году в проект планируется инвестировать 10 млн руб. Эксплуатация станций начнется в декабре. В среднесрочной перспективе компания собирается установить быстрые ЭЗС по трассам в направлении Байкальска и Хужира. По словам Хардикова, в текущей рыночной ситуации проект пока не окупаемый и в большей мере обусловлен социальной ответственностью бизнеса. «Надеемся, что с появлением первых зарядных комплексов количество электромобилей в Иркутской области будет расти, мы, в свою очередь, будем готовы сеть зарядных станций расширять», — заверил Хардиков.

Фото Василия Веремеенко

Добраться до Байкала

Некоторые иркутяне обзаводятся электромобилем как второй машиной — исключительно для передвижений по городу. «Электромобиль бюджетного сегмента — не универсальная вещь, — говорит Сергей Налетов. — Лучше всего он показывает себя в городских условиях, а вот далеко на нем не уедешь. Учитывая отсутствие политической воли по поводу развития инфраструктуры, быстрых зарядок в ближайшее время по области не появится. Встать посередине пути на несколько часов, чтобы зарядиться, — по-моему, это слишком».

Впрочем, другие электромобилисты регулярно путешествуют по области и не видят затруднений в вынужденных остановках. Правда, и они признаются, что станции быстрой зарядки могли бы сделать отдых комфортнее. Пока что такая есть только в поселке Никола, но сейчас она на техобслуживании.

По пути на Малое море можно зарядиться на станции медленной зарядки в Баяндае. Работает она только в сезон, а зимой отключена. Есть станция в поселке Тараса в Боханском районе (проект 4ev.ru). Владельцы электромобилей рассказывают, что розетки часто предоставляют владельцы кафе и стоянок. Например, в Култуке можно пополнить заряд за 150 рублей, а на стоянке в Листвянке — за 50. «Мы ездили на Ольхон, в Улан-Удэ, на Святой Нос, — перечисляет Сергей Сергеев. — По пути заряжались от розеток — их, слава богу, на трассе хватает. Да, едешь дольше, чем на обычном авто, но это же часть путешествия».

Фото Сергея Налетова

Что ждет электромобилистов в России

Сейчас по всей России насчитывается всего около 250 зарядных станций, и с каждым годом их будет всё больше. Например, «Россети» к 2024 году планируют увеличить количество ЭЗС в стране до 1 тыс. На первом этапе хотят охватить крупные города с населением более 1 млн человек, на втором — города с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей. Всего должны построить ЭЗС в 30 крупных городах и на 30 магистралях.

Развитие инфраструктуры увеличит спрос на электротранспорт, уверены эксперты. Также поможет снижение стоимости аккумуляторных батарей и их адаптация под российский климат. Благодаря этим мерам среднегодовые темпы роста рынка электромобилей к 2025 году могут достичь 30 %. Ближайшие прогнозы такие: ожидается, что в 2021 году продажи новых электромобилей вырастут примерно на 1015 %, а подержанных — на 40 %.

Иркутяне продолжат покупать электромобили, убеждены наши собеседники, и улучшение качества инфраструктуры только подстегнет спрос. Кстати, с этого года в области отменен транспортный налог на электромобили — это около 1,7 тыс. рублей в год. «Сумма небольшая, но важно, что государство делает шаг навстречу электромобилистам», — говорит Сергеев. Кроме того, в мае в России отменили таможенные пошлины на ввоз электрокаров, она составляла 15 %. Правда, из-за роста курса доллара и повышения спроса итоговая цена сейчас даже выше, чем в начале года, резюмирует он.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому