Я бы не рекомендовал сейчас открывать большие рестораны с высокой арендной платой. Раньше я не думал, сколько стоит аренда, мне была важна локация, теперь иначе. Иркутск небольшой, поэтому все могут доехать в любую точку за полчаса, нет смысла переплачивать за место.
У «Чайханы» была очень дорогая аренда. Чтобы ее платить, нужны полные залы и корпоративы, а мы вообще два года без праздников сидели, плюс ограничение по времени до 23:00. Получается, что все до обеда поели, а после — два этажа пустуют, персонала куча, делать нечего, а аренду не сбавляют.
«»
Ресторанный рынок уже давно не является бизнесом, он больше для таких ненормальных, как мы, которым нравится. Это определенный образ жизни. Я, например, не смогу сидеть в офисе с девяти до шести, мне нужна свобода, в том числе свобода творчества, самореализация, — только это и держит. С точки зрения экономики и здравого смысла с этим давно нужно было завязать. В общем, общепит давно не про большие деньги. В Москве — да, но не здесь.
2016 год для открытия был нормальный, сейчас с каждым разом все тяжелее. Народ стал избалованный: много заведений, люди летают, расширяют кругозор в еде и напитках, сложно удивить. Икеевская посуда уже не пройдет. Нужны фишки, большие деньги на открытие. Цены на товары и услуги растут, во время пандемии зарплаты сотрудников за час работы выросли в полтора раза. Есть кадровый голод. Мы находимся в постоянном демпинге с другими ресторанами, пытаемся рублем друг у друга переманить персонал.
Все движется к простоте. Да, есть сегмент богатых гостей, он останется всегда. Это люди, которые готовы платить большие деньги за суперкачество, сервис и какой-то интересный продукт. Но такое в Иркутске почти нереально сделать, потому что поставщики у всех одни, персонал один и тот же. И мое мнение: все будет уходить в более дешевый формат. Все больше и больше работают на молодежь, запускают доставки пиццы, азиатской еды. В Иркутске никто не будет открывать рестораны даже уровня Красноярска, потому что это огромные инвестиции, и нет гарантий, что эти места сегодня наполнятся.
Также будут развиваться все развлекательные заведения для молодежи. Это основной потребитель, которому ночью не надо спать, а надо что-то делать, куда-то ехать. У клубов сейчас рентабельность в разы выше, чем у ресторанов. После того, как люди посидели дома и поняли, что не могут просто так пойти повеселиться, появился спрос. Когда все открылись официально, клубы рвали, как в старые добрые времена.
Комментариев 0