25.07.2019 16:56
25.07.2019 16:56
Во вторник 22 июля в федеральном интернет-издании «Медуза» вышел материал о политической ситуации в Иркутской области перед выборами в городскую думу 8 сентября 2019 года и в преддверии выборов губернатора в 2020 году. Особенно актуально это на фоне критики Путина в адрес губернатора Левченко и его вероятной отставки. Почти все нюансы в «Медузе» переданы правильно, однако «Верблюд» все-таки нашел несколько неточностей и сомнительных моментов.
«Медуза» подает политическое противостояние в Иркутской области как войну кланов известных на федеральном уровне людей. Дескать, за высокие должности борются ставленники главы «Ростеха» Сергея Чемезова (Сокол) и генпрокурора России Юрия Чайки (Бердников). Действительно, мать мэра Альбина Ковалева — советник генпрокурора. Эта подача понятна: не так просто увлечь читателя «Медузы» текстом о региональных выборах в местные органы власти (тем более что в Москве и Санкт-Петербурге выборы не определяют, кто конкретно будет у власти).
История интересная, но, возможно, все не так просто: в местных и в федеральных политических телеграм-каналах пишут, что Чайка и Бердников несколько лет не общаются и генеральный прокурор в целом не очень доволен работой мэра. Об этом косвенно говорит и факт, что накануне визита Чайки в Иркутск в здании администрации города прошли обыски. В итоге арестовали бывшего чиновника из команды мэра за незаконную выдачу разрешений на строительство.
Впрочем, несколькими днями позже телеграм-канал PZDC намекал, что Дмитрий Бердников до сих пор использует связи с Юрием Чайкой, чтобы продвигать собственные интересы.
«Заксобрание у нас слабенькое, и председатель не совсем контролирует ситуацию», — приводит «Медуза» слова Дмитрия Бердникова. У депутатов ЗС и главы Иркутска, действительно, могут быть взаимные претензии друг к другу: Бердников может не устраивать как коммунистов, составляющих большинство в областном парламенте, так и «единоросов» из пула Сергея Сокола. Именно поэтому депутаты готовы ввести институт сити-менеджера: городом будет управлять не всенародно избранный мэр, а назначенный сверху управленец (что бьет по Бердникову). 8 мая 2019 года в Иркутске прошел митинг против закона о сити-менеджере (в телеграм-каналах писали, что его неформально организовал Дмитрий Бердников). На митинге звучали смелые тирады о депутатах Заксобрания (есть в тексте «Медузы»). Но на том же митинге с критикой решения выступала и депутат ЗС Лариса Егорова. Это может говорить о том, что Бердникову, если он и в ссоре с областным парламентом, симпатизируют как минимум некоторые представители ЗС.
Однако в тексте «Медузы» не сказано, что для нынешнего главы города куда важнее отношения с городской думой, — будущего мэра выберут городские депутаты. И если рейтинг Дмитрия Бердникова достаточно высок, чтобы выиграть открытые выборы, то надеяться на кресло сити-менеджера стоит только при смене большей части депутатского корпуса.
«Никогда еще городская дума не была в таких плохих отношениях с администрацией», — сказал на одном из последних заседаний городского парламента один из депутатов. Отношения сложились, действительно, не очень: заместителей мэра на заседаниях натурально песочат, а те не могут понять причины недовольства, разводят руками и вопрошают у депутатов, что случилось, — ведь раньше стороны «общались нормально». Депутаты постоянно ждут на собраниях самого Дмитрия Бердникова, а тот если и приходит, то только на официальную часть, на публичных слушаниях не присутствует. Кроме того, народные избранники все чаще и чаще говорят о неуважении, которое администрация выказывает к думе, и о том, что мэрия, возможно, специально вставляет парламенту палки в колеса.
Политический обозреватель агентства «Альтаир» Виктор Лучкин в комментарии «Верблюду» рассказал, что этот конфликт имеет глубокие корни и начался сразу же после избрания думы VI созыва. Городской парламент изначально был поделен на сторонников мэра и тех, кто решительно против него. Внутрипартийный конфликт руководителя иркутских единороссов Сергея Сокола и Дмитрия Бердникова накалился с приближением выборов. Публичный скандал пришлось гасить администрации президента, говорили источники газеты «Коммерсант».
В статье «Медузы» Иркутская область названа «территорией протеста». Действительно, в Иркутске часто голосуют против власти. В регионе впервые был избран губернатор не из «Единой России», часто проходят митинги, но Прибайкалье не стало от этого особенным регионом (как может показаться из текста).
Тренд голосовать за кого угодно, лишь бы не за «Единую Россию», сейчас по всей стране. На губернаторских выборах в Приморском и в Хабаровском крае тоже победили представители КПРФ и ЛДПР соответственно. И если в первом случае поражение не стало сюрпризом, то победа Сергея Фургала в Хабаровске больно ударила по престижу партии власти, — ЛДПР не на ведущих ролях в политике. Бренд «Единой России» не популярен не только в Иркутске. «В Хабаровском крае „Единая Россия“ даже побоялась проводить праймериз под собственным брендом, а кандидаты дистанцируются от партии», — говорил политолог Сергей Кынев.
Впрочем, в Иркутской области «Единая Россия» действительно не популярна. Случай Анны Щекиной, домохозяйки, выигравшей выборы мэра в Усть-Илимске, в том числе благодаря отсутствию партбилета партии власти, повлиял на сознание местных руководителей: экс-«единорос» Олег Боровский пойдет на выборы мэра Саянска под знаменами КПРФ, а бывший секретарь иркутского городского отделения «Единой России» Александр Ханхалаев будет избираться в мэры Эхирит-Булагатского района уже как беспартийный. Можно и по-другому использовать падение рейтинга «партии власти»: посмотрите, как изящно с этим справляется кандидат в депутаты от КПРФ Максим Дудин.
«Моя партия — горожане. Мне непонятна позиция иркутской “Единой России” и ее руководителя в некоторых проблемах областного центра», — заявил Дмитрий Бердников, комментируя свое решение идти на думские выборы самовыдвиженцем. По словам действующего мэра, главной причиной такого решения стали принципы работы «Единой России», идущие вразрез с интересами иркутян. Это не похоже на спланированный маневр, о котором спустя несколько месяцев он говорит «Медузе». Писали, что администрации президента пришлось мирить Бердникова с Соколом после выхода из праймериз. Лучкин подтвердил «Верблюду», что выход градоначальника из партии связан именно с этим конфликтом, спланированного маневра там нет. Источники «Верблюда» называют Бердникова очень эмоциональным человеком, его резкие действия не в новинку.
Мэр Иркутска, конечно, хотел бы стать губернатором и на избирательных участках в областном центре имеет неплохие шансы, но в области его не знают и там перспективы не такие радужные. Для Левченко и Сокола Бердников может быть опасен не как кандидат в губернаторы, а как глава Иркутска, контролирующий ряд финансовых потоков и могущий препятствовать агиткомпании обоих кандидатов в самом большом муниципалитете области. Впрочем, после слов Путина Левченко вряд ли позволят идти на выборы.
У губернатора-коммуниста много ошибок и неудачных решений. Упомянутое в материале «Медузы» видео с медведем — самое яркое, но не единственное пятно на репутации Левченко. Из недавнего можно вспомнить, например, эпичное видео с журналистом в Тулуне. По позициям губернатора ударила неудачная работа после наводнения — ее неоднократно критиковали высшие российские чиновники, — а также ситуация с пожарами и Байкальским ЦБК (о чем сделал сюжет «Первый канал»).
Еще одна беда к действующему губернатору пришла, откуда он совсем не ожидал — от собственного сына депутата Заксобрания Андрея Левченко. На недавней сессии областного парламента молодой коммунист предложил отклонить социальные законы, направленные на помощь пострадавшим от наводнения, сообщал телеграм-канал «Около Байкала». Этот факт совершенно точно ляжет темным пятном на репутации Сергея Левченко, а политтехнологи его противников еще не раз разыграют эту карту.
Выборы в думу Иркутска в сентябре этого года унаследовали от московских выборов проблему регистрации независимых кандидатов. Самовыдвиженцы — 21 человек — не были зарегистрированы из-за недействительных подписей, говорилось в заявлении движения в защиту избирателей «Голос». Бывали просто анекдотические случаи: Сергей Беспалов (бывший глава иркутского штаба Алексея Навального и кандидат в 28 округ) собрал 63 подписи при 59 необходимых, но почерковеды признали недействительными именно 5 подписей. «Это хороший знак: почерковеды умеют считать», — высказался об этой ситуации другой незарегистрированный кандидат, Михаил Васильев. Беспалов в суде отвоевал две подписи — одна из них принадлежит как раз Михаилу Васильеву, другая — самому Сергею Беспалову. Суд дал избиркому 30 дней на изменение решения по кандидату, но Беспалов решил выдвинуться вновь, чтобы не терять время.
История с отказом в регистрации Марине Ершовой еще смешнее: в справке с места работы кандидат указала своим предприятием ООО «Эксперт 01», а в подписном листе — Общество с ограниченной ответственностью «Эксперт 01». Как оказалось, это может служить причиной недопуска к выборам, хотя по закону это равнозначные записи. Если отказ в регистрации подписей невозможен даже по формальным причинам, избирательные комиссии занимаются самоуправством. Об этом же заявлял «Голос»
***
В регионе действительно интересная расстановка сил, — это главная мысль в тексте «Медузы». За места в гордуме и губернаторское кресло, скорее всего, борются три политические силы. Ожидается, что на пост губернатора будут претендовать представитель КПРФ, председатель Заксобрания (ЗС) Сергей Сокол и мэр областного центра Дмитрий Бердников. Последний, правда, рискует потерять свой пост (а значит, и площадку для пиара) в связи со скорыми выборами градоначальника, — они определенно станут самыми веселыми в истории Иркутска. Ссоры, личные обиды, незарегистрированные кандидаты, подковерные игры — все это увидят избиратели в ближайшие 1,5 месяца.
Комментариев 0