• В России запретят управлять электросамокатами подросткам до 16 лет
  • Пенсионерка 11 дней плутала по тайге в Приангарье и выжила
  • Рысь стала выходить к людям на Ольхоне – ее отпугнут светошумовыми средствами

Главная > Герои 20.06.2022 18:44

«Реставрация одного автомобиля может занимать годы». Как иркутянин собрал и хранит коллекцию из 40 ретрокаров

Диана Ольшанская

Диана Ольшанская

0 Читать комментарии
«Реставрация одного автомобиля может занимать годы». Как иркутянин собрал и хранит коллекцию из 40 ретрокаров - Верблюд в огне

Фото: Евгений Козырев / «Верблюд в огне»

Во вторые выходные июня под Иркутском прошел необычный День открытых дверей — всех желающих приглашали посмотреть на коллекцию ретроавтомобилей. 40 «Москвичей» в прекрасном состоянии, многие на ходу, — такого собрания больше нет нигде в мире. «Верблюд» побывал на мини-автошоу и поговорил с владельцем, Павлом Федотовым, о том, сколько может стоить такая коллекция, где искать запчасти на 50-летнюю машину и зачем вообще ему это увлечение.


Просто порадовать папу

Собирать ретрокары иркутянин Павел Федотов начал около 15 лет назад, но тогда это даже не задумывалось как коллекция. Мужчина просто хотел порадовать отца и подарить ему на 50-летний юбилей копию его первой машины, «Москвича-412». Это был сувенир, автомобиль выходного дня, и он оставался таковым много лет, так как все в семье ездили на иномарках.

«Затем я попал на выставку „Байкалмоторшоу“, познакомился с единомышленниками, у меня появился второй автомобиль, потом третий, и так далее, — рассказывает Павел Федотов. — Плотно занимаюсь этим последние лет десять, а первые пять лет, пока коллекция копилась, это были одна-две машины, я только иногда принимал участие в их восстановлении. В основном, отдавал в сервисы, а уже потом частично начал заниматься этим сам».

Сейчас в коллекции Павла более 40 «Москвичей» различных моделей и годов выпуска, и их число постоянно растет. Некоторые экземпляры находятся на сборке, покраске. «Меня увлекает прежде всего техническая составляющая автомобилей», — отмечает коллекционер. У Павла есть картотека, в ней находятся документы на каждый автомобиль и его подробное описание — откуда он приехал, что и когда в нем меняли, и так далее.

«Коллекция уникальна не только потому, что это именно „Москвичи“. Нигде больше вы не увидите такое количество разных моделей и их модификаций такой марки в одном месте. Коллекция отражает всю гамму того, что выпустил завод АЗЛК за все годы своей работы, начиная от 1940-х годов до последнего периода в начале 2000-х, когда предприятие фактически умирало и было выпущено совсем немного авто», — говорит Павел Федотов. Историческая ценность коллекции растет с каждым годом.

Куда ездят ретрокары

Почти все раритетные автомобили стоят в подземном паркинге в поселке Новолисиха. Экспозицию может посетить любой желающий, связавшись с владельцем по телефону или в соцсетях. Посещение бесплатное, это некоммерческий проект, — бывает, люди приезжают по нескольку раз и даже привозят какие-то запчасти или сувениры, имеющие отношение к заводу АЗЛК.

Примерно раз в год Павел организует день открытых дверей: выгоняет все «Москвичи» из гаража, что само по себе занимает несколько часов. В ближайшие годы коллекционер планирует построить отдельное здание, в котором уже, как в настоящем музее, будут выставлены все экспонаты. Можно будет не только смотреть, но и открыть дверь, сесть в салон. В подземном паркинге тесновато, и сейчас это можно сделать не со всеми авто.

Все машины в коллекции на ходу, но Павел выезжает на них редко, только по особому запросу, например на ретровыставку, фотосессию или свадьбу. У ретроавтомобилей затратная амортизация, и цена такого выезда получается достаточно высокой. Стоимость запчасти на ретрокар сопоставима с ценой детали дорогого «Мерседеса».

При этом практически всегда в коллекции есть автомобили, нуждающиеся в обкатке, — это необходимо после реставрации. На авто выезжают в хорошую погоду, чтобы не испортить лакокрасочное покрытие, резину и другие детали.

Время и деньги

Запчасти для «Москвичей», как и новые модели для своей коллекции, Павел ищет по всей стране и даже за рубежом, в странах постсоветского пространства. Помогают как специализированные сайты, так и лично люди, которые серьезно занимаются именно этой маркой. Коллекционер называет их семьей, в которой все друг друга знают и давно общаются. Однако их на пространстве бывшего СССР сейчас не более десяти человек.

Коллекционер добавляет, что бывает и так: можно поехать куда-то в деревню и там увидеть необычный автомобиль, которого уже давно нет в продаже.

«На самом деле интересно даже не столько ездить на этих машинах, сколько искать составляющие для них, это постоянный процесс. В моей коллекции есть модели, которые кажутся полностью собранными, на ходу, но только я знаю, что в них чего-то не хватает и нужно заменить деталь на более оригинальную. Поэтому реставрация одного автомобиля может занимать годы. Каждый индивидуален, как отпечатки пальцев у человека. Поэтому любой новый проект, так я называю новую машину, интересен. Ну а ездить на них — это некое отдельное удовольствие, каждая машина по-своему ездит и даже пахнет».

Свою коллекцию Павел называет бесценной — в ней есть редкие модели, сохранившиеся в единственном экземпляре. Среди них, например, автомобили с правым рулем, которые шли на экспорт. Каждый год такие автомобили становятся все ценнее.

«Если десять лет назад можно было найти практически любую модель „Москвича“, то сегодня некоторых, пусть и даже в „убитом“ состоянии, просто нет. Они либо в частных коллекциях и музеях, либо уже утрачены. Их ценность прежде всего историческая. Хотя, конечно, каждый экспонат имеет свою стоимость, в зависимости от года выпуска, состояния и модели. Иногда сумма исчисляется миллионами рублей, ведь это уже настоящий антиквариат».

Семья Павла полностью поддерживает его увлечение. Особенно оно близко 16-летнему сыну Тимофею. Подросток разбирается в «Москвичах» не хуже отца. У него даже есть два собственных ретрокара, их тюнингом он занимается самостоятельно.

Времени на занятие своим хобби Павел тратит столько, сколько считает нужным, но понимает, что и семья, и работа тоже требуют внимания. Бывают срочные ситуации. Например, когда приходит новая машина из другого города и ее нужно забрать или подготовить коллекцию к ежегодной выставке, что занимает как минимум три дня.

Федотов отмечает, что коллекционирование ретрокаров постоянно стимулирует узнавать что-то новое. Основная работа Павла не связана с автомобилестроением, он занимается собственным бизнесом. У него несколько высших образований (инженерное, управленческое, лингвистическое) и даже есть ученая степень — доктор технических наук. А в автомеханике он самоучка.

Как восстановить автомобиль, которому полвека

В Иркутской области нет специализированных сервисов для ретроавтомобилей, ближайшие — в Москве, Подмосковье и Петербурге. В Краснодарском крае есть специалист, который умеет работать с двигателями автомобилей 1940-х годов. К нему Павел отправляет «движки» на капитальный ремонт. 

Первые машины коллекционер красил сам: хотел понять, как это происходит, чтобы потом контролировать качество работы. Не обошлось без ошибок. Все первые машины коллекции Павел колеровал в белый цвет с голубоватым оттенком. Позже выяснилось, что исторически у «Москвича» такого колера не было. После этого мужчина стал красить новые экземпляры коллекции в соответствии с заводской палеткой АЗЛК.

Сейчас Павел отправляет автомобили на покраску товарищу, у которого свой современный автосервис с сушильной камерой. В случае с «Москвичами» покраска — довольно сложный процесс, потому что многие машины имеют коррозию и вмятины, что требует специальной обработки. Кроме того, важно подобрать оригинальный заводской цвет. Для этого берут скрытую деталь, которая не выцвела, например зеркало, и подбирают оттенок. Вот только оригинальный состав красок уже не используют — в СССР красили автомобили масляной краской, а сейчас используют современную акриловую.

Остальные работы, например, перетяжку салона, делают в автосервисах Иркутска. По мере накопления опыта каждая реставрация становится все лучше, отмечает коллекционер.

Любимых моделей у Павла нет, каждая интересна по-своему, говорит он. Например, машина 1960-го года — с тяжелым рулем, управляется с усилием, но при этом очень мягкая, комфортная, с пружинным диваном, проходимая. А машины более современные — 1990-2000-х годов выпуска — более быстрые.

Самый старый автомобиль в коллекции Павла Федотова — «Москвич 400-420А» 1950 года выпуска. Коллекционер нашел его по объявлению в интернете, авто находилось под Екатеринбургом, в ужасном состоянии. Сейчас «Москвич» полностью отреставрирован, от машины с завода отличается только цветом.

Самый последний экземпляр коллекции, который прошел реставрацию, — это фургон «Москвич 2734» 1983 года выпуска, с усиленной подвеской и двухместным салоном на базе 2140-й модели. Боковые стекла у него убраны, вместо них — рифленые металлические листы. Такие фургоны распределяли по госпредприятиям, совхозам и колхозам. Они развозили пирожки, хлеб, мясо, запчасти и другую продукцию. Затем эти автомобили списывали в плачевном состоянии, очень редко они попадали в частные руки. Новых владельцев заставляли врезать окно обратно в кузов — на фургоне по городу передвигаться было нельзя, его сразу отправляли на штрафплощадку.

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому