20.06.2022 18:44
20.06.2022 18:44
Фото: Евгений Козырев / «Верблюд в огне»
Во вторые выходные июня под Иркутском прошел необычный День открытых дверей — всех желающих приглашали посмотреть на коллекцию ретроавтомобилей. 40 «Москвичей» в прекрасном состоянии, многие на ходу, — такого собрания больше нет нигде в мире. «Верблюд» побывал на мини-автошоу и поговорил с владельцем, Павлом Федотовым, о том, сколько может стоить такая коллекция, где искать запчасти на 50-летнюю машину и зачем вообще ему это увлечение.
Собирать ретрокары иркутянин Павел Федотов начал около 15 лет назад, но тогда это даже не задумывалось как коллекция. Мужчина просто хотел порадовать отца и подарить ему на 50-летний юбилей копию его первой машины, «Москвича-412». Это был сувенир, автомобиль выходного дня, и он оставался таковым много лет, так как все в семье ездили на иномарках.
«Затем я попал на выставку „Байкалмоторшоу“, познакомился с единомышленниками, у меня появился второй автомобиль, потом третий, и так далее, — рассказывает Павел Федотов. — Плотно занимаюсь этим последние лет десять, а первые пять лет, пока коллекция копилась, это были одна-две машины, я только иногда принимал участие в их восстановлении. В основном, отдавал в сервисы, а уже потом частично начал заниматься этим сам».
Сейчас в коллекции Павла более 40 «Москвичей» различных моделей и годов выпуска, и их число постоянно растет. Некоторые экземпляры находятся на сборке, покраске. «Меня увлекает прежде всего техническая составляющая автомобилей», — отмечает коллекционер. У Павла есть картотека, в ней находятся документы на каждый автомобиль и его подробное описание — откуда он приехал, что и когда в нем меняли, и так далее.
«Коллекция уникальна не только потому, что это именно „Москвичи“. Нигде больше вы не увидите такое количество разных моделей и их модификаций такой марки в одном месте. Коллекция отражает всю гамму того, что выпустил завод АЗЛК за все годы своей работы, начиная от 1940-х годов до последнего периода в начале 2000-х, когда предприятие фактически умирало и было выпущено совсем немного авто», — говорит Павел Федотов. Историческая ценность коллекции растет с каждым годом.
Почти все раритетные автомобили стоят в подземном паркинге в поселке Новолисиха. Экспозицию может посетить любой желающий, связавшись с владельцем по телефону или в соцсетях. Посещение бесплатное, это некоммерческий проект, — бывает, люди приезжают по нескольку раз и даже привозят какие-то запчасти или сувениры, имеющие отношение к заводу АЗЛК.
Примерно раз в год Павел организует день открытых дверей: выгоняет все «Москвичи» из гаража, что само по себе занимает несколько часов. В ближайшие годы коллекционер планирует построить отдельное здание, в котором уже, как в настоящем музее, будут выставлены все экспонаты. Можно будет не только смотреть, но и открыть дверь, сесть в салон. В подземном паркинге тесновато, и сейчас это можно сделать не со всеми авто.
Все машины в коллекции на ходу, но Павел выезжает на них редко, только по особому запросу, например на ретровыставку, фотосессию или свадьбу. У ретроавтомобилей затратная амортизация, и цена такого выезда получается достаточно высокой. Стоимость запчасти на ретрокар сопоставима с ценой детали дорогого «Мерседеса».
При этом практически всегда в коллекции есть автомобили, нуждающиеся в обкатке, — это необходимо после реставрации. На авто выезжают в хорошую погоду, чтобы не испортить лакокрасочное покрытие, резину и другие детали.
Запчасти для «Москвичей», как и новые модели для своей коллекции, Павел ищет по всей стране и даже за рубежом, в странах постсоветского пространства. Помогают как специализированные сайты, так и лично люди, которые серьезно занимаются именно этой маркой. Коллекционер называет их семьей, в которой все друг друга знают и давно общаются. Однако их на пространстве бывшего СССР сейчас не более десяти человек.
Коллекционер добавляет, что бывает и так: можно поехать куда-то в деревню и там увидеть необычный автомобиль, которого уже давно нет в продаже.
«На самом деле интересно даже не столько ездить на этих машинах, сколько искать составляющие для них, это постоянный процесс. В моей коллекции есть модели, которые кажутся полностью собранными, на ходу, но только я знаю, что в них чего-то не хватает и нужно заменить деталь на более оригинальную. Поэтому реставрация одного автомобиля может занимать годы. Каждый индивидуален, как отпечатки пальцев у человека. Поэтому любой новый проект, так я называю новую машину, интересен. Ну а ездить на них — это некое отдельное удовольствие, каждая машина по-своему ездит и даже пахнет».
Свою коллекцию Павел называет бесценной — в ней есть редкие модели, сохранившиеся в единственном экземпляре. Среди них, например, автомобили с правым рулем, которые шли на экспорт. Каждый год такие автомобили становятся все ценнее.
«Если десять лет назад можно было найти практически любую модель „Москвича“, то сегодня некоторых, пусть и даже в „убитом“ состоянии, просто нет. Они либо в частных коллекциях и музеях, либо уже утрачены. Их ценность прежде всего историческая. Хотя, конечно, каждый экспонат имеет свою стоимость, в зависимости от года выпуска, состояния и модели. Иногда сумма исчисляется миллионами рублей, ведь это уже настоящий антиквариат».
Семья Павла полностью поддерживает его увлечение. Особенно оно близко 16-летнему сыну Тимофею. Подросток разбирается в «Москвичах» не хуже отца. У него даже есть два собственных ретрокара, их тюнингом он занимается самостоятельно.
Времени на занятие своим хобби Павел тратит столько, сколько считает нужным, но понимает, что и семья, и работа тоже требуют внимания. Бывают срочные ситуации. Например, когда приходит новая машина из другого города и ее нужно забрать или подготовить коллекцию к ежегодной выставке, что занимает как минимум три дня.
Федотов отмечает, что коллекционирование ретрокаров постоянно стимулирует узнавать что-то новое. Основная работа Павла не связана с автомобилестроением, он занимается собственным бизнесом. У него несколько высших образований (инженерное, управленческое, лингвистическое) и даже есть ученая степень — доктор технических наук. А в автомеханике он самоучка.
В Иркутской области нет специализированных сервисов для ретроавтомобилей, ближайшие — в Москве, Подмосковье и Петербурге. В Краснодарском крае есть специалист, который умеет работать с двигателями автомобилей 1940-х годов. К нему Павел отправляет «движки» на капитальный ремонт.
Первые машины коллекционер красил сам: хотел понять, как это происходит, чтобы потом контролировать качество работы. Не обошлось без ошибок. Все первые машины коллекции Павел колеровал в белый цвет с голубоватым оттенком. Позже выяснилось, что исторически у «Москвича» такого колера не было. После этого мужчина стал красить новые экземпляры коллекции в соответствии с заводской палеткой АЗЛК.
Сейчас Павел отправляет автомобили на покраску товарищу, у которого свой современный автосервис с сушильной камерой. В случае с «Москвичами» покраска — довольно сложный процесс, потому что многие машины имеют коррозию и вмятины, что требует специальной обработки. Кроме того, важно подобрать оригинальный заводской цвет. Для этого берут скрытую деталь, которая не выцвела, например зеркало, и подбирают оттенок. Вот только оригинальный состав красок уже не используют — в СССР красили автомобили масляной краской, а сейчас используют современную акриловую.
Остальные работы, например, перетяжку салона, делают в автосервисах Иркутска. По мере накопления опыта каждая реставрация становится все лучше, отмечает коллекционер.
Любимых моделей у Павла нет, каждая интересна по-своему, говорит он. Например, машина 1960-го года — с тяжелым рулем, управляется с усилием, но при этом очень мягкая, комфортная, с пружинным диваном, проходимая. А машины более современные — 1990-2000-х годов выпуска — более быстрые.
Самый старый автомобиль в коллекции Павла Федотова — «Москвич 400-420А» 1950 года выпуска. Коллекционер нашел его по объявлению в интернете, авто находилось под Екатеринбургом, в ужасном состоянии. Сейчас «Москвич» полностью отреставрирован, от машины с завода отличается только цветом.
Самый последний экземпляр коллекции, который прошел реставрацию, — это фургон «Москвич 2734» 1983 года выпуска, с усиленной подвеской и двухместным салоном на базе 2140-й модели. Боковые стекла у него убраны, вместо них — рифленые металлические листы. Такие фургоны распределяли по госпредприятиям, совхозам и колхозам. Они развозили пирожки, хлеб, мясо, запчасти и другую продукцию. Затем эти автомобили списывали в плачевном состоянии, очень редко они попадали в частные руки. Новых владельцев заставляли врезать окно обратно в кузов — на фургоне по городу передвигаться было нельзя, его сразу отправляли на штрафплощадку.
Читайте также:
Бомбоубежище, собрание рун и оптические иллюзии: 8 необычных музеев в Иркутске
Арт-ликбез: как блогерка из Иркутска нескучно рассказывает о классическом искусстве
Еще больше интересного — в телеграм-канале «Верблюда в огне»!
Комментариев 0