05.11.2020 15:55
05.11.2020 15:55
Коллаж: Евгения Власова / «Верблюд в огне»
В конце 2020 года исполняется 115 лет Иркутской соборной мечети — старейшей от Восточной Сибири до Тихого океана. Это единственное в городе мусульманское культовое сооружение. «Верблюд в огне» рассказывает историю ее основателей — двух купцов из Казанской губернии, которые в конце XIX века стали лидерами мусульманской общины Иркутска.
История появления татарской мечети (это ее распространенное неофициальное название) в Иркутске прочно связана с двумя братьями из Казанской губернии. Речь идет о Шайхулле и Загидулле Шафигуллиных из села Акзигитово Цивильского уезда (ныне Зеленодольский район Татарстана), которые во второй половине XIX столетия стали успешными сибирскими предпринимателями.
Первым на Восток еще в молодости отправился Загидулла, который поначалу занимался торговлей галантереей и крымскими яблоками, а позднее еще и мехами и пушниной. Шайхулла, который был младше Загидуллы на 13 лет, оказался в Сибири позднее, уже отслужив в армии и пройдя русско-турецкую войну 1877—1878 гг. (где получил орден Святого Георгия четвертой степени).
Некоторое время братья торговали в Томске и Иркутске, а затем осели в последнем. Здесь в 1887 году Шафигуллины купили у крестьянина из Урика домовладение на улице Саломатовской (ныне Карла Либкнехта), где решили возвести первый в городе молитвенный дом для мусульман.
Им пришлось столкнуться с противодействием иркутских чиновников — на первое ходатайство об устройстве мечети, поданное в 1890 году, братья получили отказ. Формальная причина — в городе якобы проживало недостаточно мусульман мужского пола, по закону их должно было быть не менее 200.
«»
«Анализируя переписку Шафигуллиных с властями, можно прийти к выводу, что полицейское управление с большой настороженностью отнеслось к перспективе открытия мечети и пыталось найти законные способы отказа. <…> Из-за позиции противостояния полицейского управления и магометанской общины Иркутска по вопросу открытия мечети в конце XIX века дважды проводилась перепись иркутских мусульман», — говорится в книге Галии Бобковой «Татарские общины Иркутской губернии».
Чиновники также приводили довод, что иркутские мусульмане «вряд ли обеспечены материально», а потому не смогут поддержать строительство мечети. Тем не менее Шафигуллины продолжали попытки получить одобрение государства — переписка с властями продолжалась почти семь лет.
Лишь в декабре 1896 года иркутский губернатор Константин Светлицкий разрешил приспособить деревянный дом в качестве мечети. Что, впрочем, по большей части лишь узаконило статус усадьбы на Саломатовской улице, которая уже негласно использовалась магометанским населением Иркутска как помещение для молитв.
Разрешение позволило перестроить дом нужным образом и в том числе возвести на крыше минарет. Все работы, как сообщает городская летопись Нита Романова, завершили в декабре 1897 года. Тогда же прозвучал первый в Иркутске азан — призыв к молитве. Известно, что к этому времени общее количество мусульман во всей губернии достигло 7599 человек.
Примерно в то же время, к концу 1890-х годов, Загидулла Шафигуллин отошел от личного участия в торговле, а управление предприятиями передал своим троим сыновьям, брату Шайхулле и его троим детям. Сам он вскоре вернулся на малую родину в Казанскую губернию, в Акзигитово, где тоже построил деревянную мечеть, которая существует по сей день.
На рубеже веков семья Шафигуллиных открывает еще два магазина в сибирских городах (Чите и Красноярске) и пробует себя в золотодобыче. Шайхулла становится иркутским купцом второй гильдии, в городе успешно работает его шубный и меховой магазин.
Одновременно с ростом доходов Шафигуллины расширяют свои планы: то ли иркутские чиновники изначально недооценили количество мусульман, то ли их число быстро росло, но вскоре после открытия первой мечети стало ясно, что пора строить куда более крупную и каменную. Поэтому семья инициировала сбор пожертвований и сама же внесла самый крупный взнос. Стройка началась уже в июне 1901 года на той же Саломатовской улице, совсем рядом со старой мечетью, а закончилась к 1905 году.
Корпус мечети создан из массивных, тщательно обработанных блоков природного камня, большая часть 28-метрового минарета — из дерева. В основу облика храма легли каменные мечети Среднего Поволжья, которые объединяют в себе влияние восточной и европейской архитектуры: строгая симметрия, развитая продольная ось, по которой расположены высокое крыльцо, входной объем с минаретом, основной зал, вмещающий около 200 верующих, и михраб (ниша в стене).
«»
«Стилистика постройки заимствовала как образы древних культовых сооружений Поволжья, так и черты эпохи эклектики и модерна. В образе минарета прослеживается также влияние архитектуры мечетей Турции и Египта», — пишет Галия Бобкова.
В деревянной же мечети после появления каменной разместилась школа: на деньги Шафигуллиных содержалось медресе, а также новометодная (то есть джадидская — основанная на идеологии исламского модернизма, противостоявшего мусульманам-консерваторам) школа для девочек.
С именами братьев Шафигуллиных прочно связаны не только мечеть, но и хорошо известное всем иркутянам трехэтажное здание в самом центре города, по улице Карла Маркса (тогда она называлась Большой), 37. Его построили в 1908 году. На первом этаже размещалась мастерская и магазин «Торговый дом братьев Шафигуллиных — Шайхулла, Загидулла и сыновья». На верхних этажах находились доходные квартиры с водопроводом.
Шайхулла Шафигуллин был известен как человек довольно прогрессивных взглядов, и это выражалось не только в приверженности к новометодной школе и поддержке мусульманского реформаторства. Уже в 1901 году он был обладателем одного из первых телефонов Иркутска — аппарат был зарегистрирован в его доме в Любарском переулке (ныне улица Ударника).
Шайхулла стал уважаемым в Иркутске общественным деятелем: получил медаль в память 300-летия царствования дома Романовых и трижды избирался гласным городской думы. Впервые — на период с 1906 по 1909 годы (тогда он стал первым татарином в составе парламента за всю историю Иркутска), второй раз — с 1910 по 1913 годы, в третий — с 1914 по 1916 год.
Последний срок он не смог отработать до конца: Шайхуллу исключили из состава думы из-за прогулов. По некоторым данным, объяснялись они печальным поворотом в его биографии и истории всей страны. Шла Первая мировая война, в Иркутск отправляли пленных турок, которых содержали в тяжелых условиях и непривычном климате. Шайхуллу заподозрили в помощи военнопленным и арестовали.
События конца 1919 года, после падения Иркутска и окончательного установления советской власти в городе, трагически отразились на Шафигуллиных. Главу семьи обвинили в контрреволюционной деятельности и вновь арестовали. Дальнейшая судьба Шайхуллы неизвестна.
Как рассказывает праправнук основателя иркутской мечети, уже после развала Советского Союза в архив ФСБ направили запрос по поводу судьбы главы семьи Шафигуллиных в Иркутске. Удалось выяснить, что уголовное дело, переданное в иркутскую ЧК, не пересматривалось с 1920 года. В связи с запросом дело попало в областную прокуратуру для решения о реабилитации. 21 марта 2002 года было издано постановление о прекращении уголовного дела из-за отсутствия состава преступления.
После установления власти большевиков в Иркутске происходили гонения на всех верующих, вне зависимости от конфессии, причем события развивались по похожему сценарию (ранее «Верблюд» писал о том, что происходило с иркутской синагогой). Так, в период с 1920-х по 1940-е годы мусульмане потеряли часть помещений мечети — их передали разным организациям. На территории храма в разное время располагались автошкола, мотоклуб ДОСААФ и коммунальные квартиры.
Школу закрыли, минарет разобрали до каменного основания. Мечеть была закрыта для верующих с 1939 по 1946 год, но в конце концов община все же сумела добиться права проводить совместные обряды, пусть лишь в части помещений. Давление властей продолжалось вплоть до 1980-х годов.
Ближе к концу ХХ века мечеть полностью вернули мусульманской общине. Перед ней встала непростая задача восстановления наследия: здание за годы непрофильной эксплуатации сильно изменилось, да и пожар конца 1980-х годов нанес ему заметный ущерб. К 2004 году удалось подготовить проект масштабной реставрации.
К работам удалось приступить лишь в 2011 году, когда собрали нужную сумму. Фасад очистили, привели в порядок, заменили кровлю, из-под земли выкопали целый этаж. В 2012 году начались работы по воссозданию утраченного минарета — их завершили в течение одного лета. Новый минарет создан по подобию снесенного в советские годы, хотя незначительные изменения в облике конструкций при детальном сравнении с историческими фото все-таки заметны.
По сей день иркутская татарская мечеть остается крупнейшим центром притяжения мусульман в регионе. Из-за значительного прироста мусульманского населения в Иркутске уже больше десятилетия идут разговоры о необходимости строительства еще одного здания — для этого рассматривается площадка в Ленинском округе, но пока строительство не началось.
В последние же годы из-за нехватки помещений во время крупных религиозных праздников власти города перекрывают улицу Карла Либкнехта — верующие в такие дни занимают все пространство вокруг мечети, тротуары и даже проезжую часть. Эта картина стала нормой, и только 2020 год стал исключением. Из-за пандемии служители мечети призвали верующих молиться дома — чтобы обезопасить себя, пережить испытания и однажды все-таки вернуться в стены старинной татарской мечети.
Читайте также:
История иркутской синагоги: большой пожар, тайна архитектора и звание старейшей в России
Наш канал в телеграме — «Верблюд в огне», подпишись!
Комментариев 0