• Пробки 2
  • Погода
  • Бывшего транспортного прокурора Иркутска задержали по подозрению в мошенничествемошенничестве
  • Рейтинг: приложения, больше всего следящие за российскими пользователямипользователями
  • Житель Иркутской области трое суток спасался в тайге у застрявшего снегоходаснегохода

Главная > Искры 05.11.2020 15:55

История Иркутской мечети: два брата, борьба с чиновниками, разорение и новая жизнь

Вадим Палько

Вадим Палько

0 Читать комментарии
История Иркутской мечети: два брата, борьба с чиновниками, разорение и новая жизнь - Верблюд в огне

Коллаж: Евгения Власова / «Верблюд в огне»

В конце 2020 года исполняется 115 лет Иркутской соборной мечети — старейшей от Восточной Сибири до Тихого океана. Это единственное в городе мусульманское культовое сооружение. «Верблюд в огне» рассказывает историю ее основателей — двух купцов из Казанской губернии, которые в конце XIX века стали лидерами мусульманской общины Иркутска.


Два брата — две мечети

История появления татарской мечети (это ее распространенное неофициальное название) в Иркутске прочно связана с двумя братьями из Казанской губернии. Речь идет о Шайхулле и Загидулле Шафигуллиных из села Акзигитово Цивильского уезда (ныне Зеленодольский район Татарстана), которые во второй половине XIX столетия стали успешными сибирскими предпринимателями.

Братья Шафигуллины: слева Загидулла, справа Шайхулла.

Первым на Восток еще в молодости отправился Загидулла, который поначалу занимался торговлей галантереей и крымскими яблоками, а позднее еще и мехами и пушниной. Шайхулла, который был младше Загидуллы на 13 лет, оказался в Сибири позднее, уже отслужив в армии и пройдя русско-турецкую войну 18771878 гг. (где получил орден Святого Георгия четвертой степени).

Некоторое время братья торговали в Томске и Иркутске, а затем осели в последнем. Здесь в 1887 году Шафигуллины купили у крестьянина из Урика домовладение на улице Саломатовской (ныне Карла Либкнехта), где решили возвести первый в городе молитвенный дом для мусульман.

Им пришлось столкнуться с противодействием иркутских чиновников — на первое ходатайство об устройстве мечети, поданное в 1890 году, братья получили отказ. Формальная причина — в городе якобы проживало недостаточно мусульман мужского пола, по закону их должно было быть не менее 200.

«»

«Анализируя переписку Шафигуллиных с властями, можно прийти к выводу, что полицейское управление с большой настороженностью отнеслось к перспективе открытия мечети и пыталось найти законные способы отказа. <…> Из-за позиции противостояния полицейского управления и магометанской общины Иркутска по вопросу открытия мечети в конце XIX века дважды проводилась перепись иркутских мусульман», — говорится в книге Галии Бобковой «Татарские общины Иркутской губернии».

Чиновники также приводили довод, что иркутские мусульмане «вряд ли обеспечены материально», а потому не смогут поддержать строительство мечети. Тем не менее Шафигуллины продолжали попытки получить одобрение государства — переписка с властями продолжалась почти семь лет.

Фото: Library of congress

Лишь в декабре 1896 года иркутский губернатор Константин Светлицкий разрешил приспособить деревянный дом в качестве мечети. Что, впрочем, по большей части лишь узаконило статус усадьбы на Саломатовской улице, которая уже негласно использовалась магометанским населением Иркутска как помещение для молитв.

Разрешение позволило перестроить дом нужным образом и в том числе возвести на крыше минарет. Все работы, как сообщает городская летопись Нита Романова, завершили в декабре 1897 года. Тогда же прозвучал первый в Иркутске азан — призыв к молитве. Известно, что к этому времени общее количество мусульман во всей губернии достигло 7599 человек.

Примерно в то же время, к концу 1890-х годов, Загидулла Шафигуллин отошел от личного участия в торговле, а управление предприятиями передал своим троим сыновьям, брату Шайхулле и его троим детям. Сам он вскоре вернулся на малую родину в Казанскую губернию, в Акзигитово, где тоже построил деревянную мечеть, которая существует по сей день.

Фото из книги «Иркутск в почтовых открытках»

Новая мечеть

На рубеже веков семья Шафигуллиных открывает еще два магазина в сибирских городах (Чите и Красноярске) и пробует себя в золотодобыче. Шайхулла становится иркутским купцом второй гильдии, в городе успешно работает его шубный и меховой магазин.

Одновременно с ростом доходов Шафигуллины расширяют свои планы: то ли иркутские чиновники изначально недооценили количество мусульман, то ли их число быстро росло, но вскоре после открытия первой мечети стало ясно, что пора строить куда более крупную и каменную. Поэтому семья инициировала сбор пожертвований и сама же внесла самый крупный взнос. Стройка началась уже в июне 1901 года на той же Саломатовской улице, совсем рядом со старой мечетью, а закончилась к 1905 году.

Фото: Library of congress

Корпус мечети создан из массивных, тщательно обработанных блоков природного камня, большая часть 28-метрового минарета — из дерева. В основу облика храма легли каменные мечети Среднего Поволжья, которые объединяют в себе влияние восточной и европейской архитектуры: строгая симметрия, развитая продольная ось, по которой расположены высокое крыльцо, входной объем с минаретом, основной зал, вмещающий около 200 верующих, и михраб (ниша в стене).

«»

«Стилистика постройки заимствовала как образы древних культовых сооружений Поволжья, так и черты эпохи эклектики и модерна. В образе минарета прослеживается также влияние архитектуры мечетей Турции и Египта», — пишет Галия Бобкова.

В деревянной же мечети после появления каменной разместилась школа: на деньги Шафигуллиных содержалось медресе, а также новометодная (то есть джадидская — основанная на идеологии исламского модернизма, противостоявшего мусульманам-консерваторам) школа для девочек.

Чем еще запомнились Шафигуллины

С именами братьев Шафигуллиных прочно связаны не только мечеть, но и хорошо известное всем иркутянам трехэтажное здание в самом центре города, по улице Карла Маркса (тогда она называлась Большой), 37. Его построили в 1908 году. На первом этаже размещалась мастерская и магазин «Торговый дом братьев Шафигуллиных  Шайхулла, Загидулла и сыновья». На верхних этажах находились доходные квартиры с водопроводом.


Шайхулла Шафигуллин был известен как человек довольно прогрессивных взглядов, и это выражалось не только в приверженности к новометодной школе и поддержке мусульманского реформаторства. Уже в 1901 году он был обладателем одного из первых телефонов Иркутска — аппарат был зарегистрирован в его доме в Любарском переулке (ныне улица Ударника).

Шайхулла стал уважаемым в Иркутске общественным деятелем: получил медаль в память 300-летия царствования дома Романовых и трижды избирался гласным городской думы. Впервые — на период с 1906 по 1909 годы (тогда он стал первым татарином в составе парламента за всю историю Иркутска), второй раз — с 1910 по 1913 годы, в третий — с 1914 по 1916 год.

Последний срок он не смог отработать до конца: Шайхуллу исключили из состава думы из-за прогулов. По некоторым данным, объяснялись они печальным поворотом в его биографии и истории всей страны. Шла Первая мировая война, в Иркутск отправляли пленных турок, которых содержали в тяжелых условиях и непривычном климате. Шайхуллу заподозрили в помощи военнопленным и арестовали.

Советские годы

События конца 1919 года, после падения Иркутска и окончательного установления советской власти в городе, трагически отразились на Шафигуллиных. Главу семьи обвинили в контрреволюционной деятельности и вновь арестовали. Дальнейшая судьба Шайхуллы неизвестна.

Как рассказывает праправнук основателя иркутской мечети, уже после развала Советского Союза в архив ФСБ направили запрос по поводу судьбы главы семьи Шафигуллиных в Иркутске. Удалось выяснить, что уголовное дело, переданное в иркутскую ЧК, не пересматривалось с 1920 года. В связи с запросом дело попало в областную прокуратуру для решения о реабилитации. 21 марта 2002 года было издано постановление о прекращении уголовного дела из-за отсутствия состава преступления.

После установления власти большевиков в Иркутске происходили гонения на всех верующих, вне зависимости от конфессии, причем события развивались по похожему сценарию (ранее «Верблюд» писал о том, что происходило с иркутской синагогой). Так, в период с 1920-х по 1940-е годы мусульмане потеряли часть помещений мечети — их передали разным организациям. На территории храма в разное время располагались автошкола, мотоклуб ДОСААФ и коммунальные квартиры.


Школу закрыли, минарет разобрали до каменного основания. Мечеть была закрыта для верующих с 1939 по 1946 год, но в конце концов община все же сумела добиться права проводить совместные обряды, пусть лишь в части помещений. Давление властей продолжалось вплоть до 1980-х годов.

Возрождение

Ближе к концу ХХ века мечеть полностью вернули мусульманской общине. Перед ней встала непростая задача восстановления наследия: здание за годы непрофильной эксплуатации сильно изменилось, да и пожар конца 1980-х годов нанес ему заметный ущерб. К 2004 году удалось подготовить проект масштабной реставрации.

К работам удалось приступить лишь в 2011 году, когда собрали нужную сумму. Фасад очистили, привели в порядок, заменили кровлю, из-под земли выкопали целый этаж. В 2012 году начались работы по воссозданию утраченного минарета — их завершили в течение одного лета. Новый минарет создан по подобию снесенного в советские годы, хотя незначительные изменения в облике конструкций при детальном сравнении с историческими фото все-таки заметны.

По сей день иркутская татарская мечеть остается крупнейшим центром притяжения мусульман в регионе. Из-за значительного прироста мусульманского населения в Иркутске уже больше десятилетия идут разговоры о необходимости строительства еще одного здания — для этого рассматривается площадка в Ленинском округе, но пока строительство не началось.

В последние же годы из-за нехватки помещений во время крупных религиозных праздников власти города перекрывают улицу Карла Либкнехта — верующие в такие дни занимают все пространство вокруг мечети, тротуары и даже проезжую часть. Эта картина стала нормой, и только 2020 год стал исключением. Из-за пандемии служители мечети призвали верующих молиться дома — чтобы обезопасить себя, пережить испытания и однажды все-таки вернуться в стены старинной татарской мечети.

Комментариев 0

Загрузка...

Тренды 20.11.2020 14:24

Батарея вместо бензобака: как иркутяне пересаживаются на электромобили

Екатерина Фалалеева

Автор Екатерина Фалалеева

0 Читать комментарии

За последние несколько лет жители Иркутской области полюбили электромобили — если в 2017 году в регионе насчитывалось всего 56 таких авто, то к середине 2020 года — уже 843. С 2019 года Приангарье находится на втором месте в России по количеству электромобилей — мы опережаем Москву и уступаем только Приморью. А еще наш регион — лидер рынка подержанных электрокаров. При этом в области практически нет никакой инфраструктуры, хотя ситуация медленно меняется — преимущественно силами активистов и бизнес-сообщества. «Верблюд» рассказывает, как устроена жизнь владельцев электромобилей в Иркутской области.



Что вы узнаете:

  • кто и зачем покупает электромобили в Иркутске;
  • во сколько обходится обслуживание электрокаров;
  • как часто их нужно заряжать и можно ли выезжать на них загород;
  • сколько в регионе электрозаправочных станций (спойлер: очень мало) и кто их устанавливает.

Причины любви

Одна из причин популярности электрокаров в Приангарье — низкая стоимость электроэнергии в регионе. В июне 2016 года иркутянин Сергей Налетов приобрел электромобиль. К тому времени он уже несколько месяцев искал более экономичную альтернативу своей машине. Сергей утверждает, что это был первый зарегистрированный в Иркутске Nissan Leaf, на сегодняшний день — самый популярный электромобиль в России. Покупка обошлась в 500 тыс. рублей.

«Я влюбился в машину и в первый год просто не мог ей нарадоваться, — вспоминает Сергей. — Оказалось, что это идеальный вариант для ежедневных поездок по городу, который к тому же помогает серьезно экономить». Траты сократились в десять раз: на бензин иркутянин ежемесячно тратил минимум 6 тыс. рублей, а на зарядку электрокара уходит максимум 600 рублей. По подсчетам Сергея, на одном только бензине за четыре года он сэкономил 300 тыс. рублей.

Кроме того, уменьшились расходы на обслуживание: «Я сразу поменял жидкость в редукторе и антифриз, это обошлось в три тысячи рублей. Купил комплекты резины. Больше за четыре года владения машиной я в нее ничего не вкладывал».

«»

«Обслуживать там нечего, — объясняет Сергей Сергеев, один из основателей клуба Nissan Leaf Baikal. — Ни масла, ни фильтров — ничего менять не надо. Раз в 100 тыс. км по регламенту — осмотр жидкости в редукторе. Заменить ее стоит около 1,5 тыс. рублей».

Сергеев купил электромобиль весной 2017 года. Мужчина работает в транспортной компании и ежедневно проезжает около 100 км. Такое расстояние обходится ему примерно в 20 рублей, если он заряжается дома. Счет за электричество — 600800 рублей в месяц. С появлением в городе станций экспресс-зарядки траты возросли — за один визит Сергей отдает около 100 рублей, в месяц получается 12 тыс. рублей. «Зато это удобно — можно быстро подзарядиться, если километраж больше обычного», — говорит Сергей.

Как заряжают электромобили

На Nissan Leaf первого поколения с полной зарядкой можно проехать 120130 км летом и 6080 зимой. У второго поколения показатели выше — 250 км и 120150 км соответственно. Для того чтобы увеличить пробег в холодное время года, водители идут на различные усовершенствования, например ставят автономный дизельный обогреватель для салона. Это позволяет не тратить драгоценную энергию с батареи на обогрев. Расходы на дизель — около 500 рублей в месяц при активной езде.

«Как многие в обычных машинах ставят котлы, лифоводы помещают под днищем подогрев высоковольтной батареи. Некоторые ставят инфракрасный теплый пол и стекла с обогревателем. Кстати, жара и перегрев действуют на батарею более разрушительно, чем мороз», — поясняет Сергей Сергеев.

Большинство владельцев электрокаров заряжают авто от обычной домашней розетки. На стандартную батарею Nissan Leaf уходит 67 часов. Сергей Сергеев оборудовал зарядное место в гараже, вывел провод из квартирного щитка. Он установил двухтарифный счетчик и заряжает автомобиль ночью, по сниженному тарифу: «Специальный счетчик — это обоснованная трата, если электромобиль — основной потребитель энергии. Счетчик и его перепрошивка на местное время обошлись в три тыс. рублей. За 8 месяцев он окупился».

Тем, кто не имеет гаража, приходится труднее. Василий Веремеенко пересел за руль электромобиля летом 2019 года. Чтобы зарядиться, он поначалу спускал удлинитель с балкона третьего этажа. Перед зимой решил установить розетку на улице.

«»

«Нарисовал три схемы прокладки кабеля, пошел в управляющую компанию с официальным запросом. Там ответили, что этим не занимаются, нужно согласовывать с собственниками дома, — рассказывает Василий. — Поговорили с председателем дома, он подписал документы. Я прокинул кабель через окно по фасаду здания. Внизу поставил шкаф с розеткой на отдельном автомате с дополнительными средствами защиты».

Недавно Василий смонтировал уличную розетку на доме, в который скоро переедет. Там кабель протянут с четвертого этажа через подъезд. «Действовал аналогично — по согласованию с председателем. Сделать все как положено — с собранием, подписями большинства жильцов — довольно трудно. Негативной реакции со стороны соседей не встречал. Если кто-то подходил с вопросами, я все объяснял».

Иногда на месте у розетки паркуются другие автомобили. На этот случай Василий приобрел 30-метровый удлинитель, который можно протянуть до самого дальнего уголка парковки. Ежедневно Веремеенко проезжает 3040 км, иногда — до 70 км. Летом одного заряда хватает на два-три дня.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Кто устанавливает зарядные станции в Приангарье

Заряжать электромобиль приходится чаще, чем заправлять бензином обычное авто. Электромобилисты признаются, что порой им приходится отказываться от спонтанных поездок, если заряда недостаточно. Для комфортного передвижения по городу и выездов загород региону нужна сеть электрозаправочных станций (ЭЗС). Сейчас, согласно карте зарядных станций PlugShare, в городе их семь. Все они установлены силами местных энтузиастов и предпринимателей.


В Иркутске есть медленные и быстрые зарядные станции. На первых полная зарядка занимает 58 часов, хотя может достигать и 12 часов — зависит от мощности бортового зарядного устройства. На экспресс-станциях за 3040 минут можно зарядиться с 1% до 80%.


Проект Quickly

Первая публичная зарядная станция появилась в Иркутске в июле прошлого года. Ее установил филиал экспедиторской компании Eхpress.ru на Байкальской, 203 Б, возле своего офиса. «Когда мы открывались, сразу решили, что не используем машины с ГСМ (горюче-смазочными материалами. — Прим. ред.), так как это требует постоянных вложений. У нас курьеры передвигаются на электромобилях, — рассказывает предприниматель Евгений Лунюшкин. — Медленную зарядную станцию рядом с офисом поставили ради собственных нужд, но воспользоваться ей могут все желающие». Станция бесплатная, все связанные с ней расходы на себя берет компания — это 22,5 тыс. рублей в месяц.

В ноябре Лунюшкин планирует начать монтаж экспресс-станции на улице Ширямова. Там же будет резервная медленная станция. Стоимость проекта — 1 млн рублей. «Зарядка на быстрой станции поначалу будет стоить символически — 1 рубль (вся зарядка), затем мы посмотрим на спрос и выстроим ценовую политику», — рассказывает предприниматель. В следующем году он планирует установить еще три ЭЗС.


Проект компании «Новинвест»

В этом году в столице Приангарья появились первые экспресс-станции. Найти их можно у ТЦ «Москва» на Сергеева, ТЦ «Дока» на Байкальской и у рынка «Парус» на Трактовой. Они двух видов: на одних расчет идет по киловаттам (15 руб/кВт), оплата производится через приложение «Фора»; на других — поминутный тариф (6 руб./минута), а заплатить можно банковской картой. По стоимости получается одинаково — 10 кВт обойдутся примерно в 150 рублей. С этим зарядом летом можно проехать 60 км, зимой — около 40.


Алексей Марчук,

Руководитель проекта и технический директор «Новинвеста»

Изначально мы хотели договориться о сотрудничестве с «Иркутскэнерго». Нас заверили, что необходимые мощности предоставят в любой точке города. В ответ на наше техзадание выдали условия, выполнение которых обошлось бы в 4 млн рублей. Сама станция стоит полмиллиона. Получается, чтобы установить одну станцию в Иркутске, нужно около 5 млн рублей. Что мы придумали? Пошли по частникам.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Договориться с ними тоже оказалось не так-то просто: не всех удовлетворяла «недостаточная» коммерческая составляющая. По идее инициаторов проекта, установка зарядных станций на частных объектах могла бы привлечь внимание к ним. Но некоторым этого мало. На вопрос, а что мы с этого будем иметь, Алексей Марчук объяснял экономику проекта: стоимость зарядки 15 руб/кВт, вычитаем стоимость электричества для юрлиц (4 руб./кВт) и другие расходы — техподдержку, поддержку мобильного приложения. Остается 5 рублей прибыли.

«Все считают, что мы на этом круто зарабатываем, — говорит Марчук. — Но мы пока только вкладываемся. Станция на 50 кВт стоит 1 млн руб., на 25 кВт — полмиллиона, а средняя стоимость одной зарядки — 90 рублей. Нам говорят — а зачем вы это делаете? Но иначе развития не будет — водители будут крутиться по обычным маршрутам, проезжать свои 5070 км, а всем хочется больше перемещаться по городу и области».

К концу следующего года «Новинвест» планирует увеличить количество зарядных станций до 15. Они появятся в Иркутске, Шелехове, Усолье и других городах и поселках области. Стоимость проекта — 1015 млн рублей.

«»

«Предполагаем, что проект начнет окупаться через 23 года. Зарядные станции — это новый продукт, который мы еще только тестируем. Бывало, что станцию запускали сутки, — она не работала, а мы не могли понять, в чем дело. Много вопросов с технической частью, программным обеспечением. К тому же зимой они еще не эксплуатировались и неизвестно, как себя покажут», — поясняет Марчук.

Есть и другие проблемы: на раскрутку одной электростанции уходит в среднем четыре месяца. Иногда их приходится переносить, что приводит к дополнительным сложностям. Так случилось с первой экспресс-станцией на Старокузьмихинской: «Спустя три месяца мы оттуда переехали из-за конфликтов. Мы занимали место на парковке, и оказалось, что владельцу территории важнее обеспечить удобство водителей бензиновых автомобилей».


Проект En+ Group

Группа компаний En+ Group установит в Прибайкалье три электрозаправочные станции, сообщил «Верблюду» руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков. Они появятся в Листвянке и Иркутске на автозаправочном комплексе возле ТЦ «Яркомолл» и на муниципальной территории возле здания «Иркутскэнерго» на Сухэ-Батора. Это будут станции с использованием разъемов CHAdeMO и CCS Combo (Type 2) на постоянном токе с мощностью 50 кВт. Зарядка до 80% займет 20 минут. Станции также будут оснащены разъемом для медленной зарядки.

В этом году в проект планируется инвестировать 10 млн руб. Эксплуатация станций начнется в декабре. В среднесрочной перспективе компания собирается установить быстрые ЭЗС по трассам в направлении Байкальска и Хужира. По словам Хардикова, в текущей рыночной ситуации проект пока не окупаемый и в большей мере обусловлен социальной ответственностью бизнеса. «Надеемся, что с появлением первых зарядных комплексов количество электромобилей в Иркутской области будет расти, мы, в свою очередь, будем готовы сеть зарядных станций расширять», — заверил Хардиков.

Фото Василия Веремеенко

Добраться до Байкала

Некоторые иркутяне обзаводятся электромобилем как второй машиной — исключительно для передвижений по городу. «Электромобиль бюджетного сегмента — не универсальная вещь, — говорит Сергей Налетов. — Лучше всего он показывает себя в городских условиях, а вот далеко на нем не уедешь. Учитывая отсутствие политической воли по поводу развития инфраструктуры, быстрых зарядок в ближайшее время по области не появится. Встать посередине пути на несколько часов, чтобы зарядиться, — по-моему, это слишком».

Впрочем, другие электромобилисты регулярно путешествуют по области и не видят затруднений в вынужденных остановках. Правда, и они признаются, что станции быстрой зарядки могли бы сделать отдых комфортнее. Пока что такая есть только в поселке Никола, но сейчас она на техобслуживании.

По пути на Малое море можно зарядиться на станции медленной зарядки в Баяндае. Работает она только в сезон, а зимой отключена. Есть станция в поселке Тараса в Боханском районе (проект 4ev.ru). Владельцы электромобилей рассказывают, что розетки часто предоставляют владельцы кафе и стоянок. Например, в Култуке можно пополнить заряд за 150 рублей, а на стоянке в Листвянке — за 50. «Мы ездили на Ольхон, в Улан-Удэ, на Святой Нос, — перечисляет Сергей Сергеев. — По пути заряжались от розеток — их, слава богу, на трассе хватает. Да, едешь дольше, чем на обычном авто, но это же часть путешествия».

Фото Сергея Налетова

Что ждет электромобилистов в России

Сейчас по всей России насчитывается всего около 250 зарядных станций, и с каждым годом их будет всё больше. Например, «Россети» к 2024 году планируют увеличить количество ЭЗС в стране до 1 тыс. На первом этапе хотят охватить крупные города с населением более 1 млн человек, на втором — города с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей. Всего должны построить ЭЗС в 30 крупных городах и на 30 магистралях.

Развитие инфраструктуры увеличит спрос на электротранспорт, уверены эксперты. Также поможет снижение стоимости аккумуляторных батарей и их адаптация под российский климат. Благодаря этим мерам среднегодовые темпы роста рынка электромобилей к 2025 году могут достичь 30 %. Ближайшие прогнозы такие: ожидается, что в 2021 году продажи новых электромобилей вырастут примерно на 1015 %, а подержанных — на 40 %.

Иркутяне продолжат покупать электромобили, убеждены наши собеседники, и улучшение качества инфраструктуры только подстегнет спрос. Кстати, с этого года в области отменен транспортный налог на электромобили — это около 1,7 тыс. рублей в год. «Сумма небольшая, но важно, что государство делает шаг навстречу электромобилистам», — говорит Сергеев. Кроме того, в мае в России отменили таможенные пошлины на ввоз электрокаров, она составляла 15 %. Правда, из-за роста курса доллара и повышения спроса итоговая цена сейчас даже выше, чем в начале года, резюмирует он.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому