19.01.2021 17:54
19.01.2021 17:54
Фото: mentatdgt/pexels
В декабре прошлого года Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «Об образовании», который вводит понятие «просветительской деятельности» и позволит властям регулировать ее. Авторы документа полагают, что он поможет в борьбе с «антироссийскими силами». Против законопроекта выступают многие ученые — они полагают, что с этой инициативой на любую просветительскую деятельность (даже блог в инстаграме или YouTube-канал) понадобится разрешение властей. «Верблюд» попробовал разобраться, в чем проблема законопроекта, и узнал у Михаила Гельфанда, Александра Панчина и других популяризаторов науки, почему они им недовольны.
В ноябре 2020 года в Госдуме представили поправки в закон «Об образовании», которые обязывают согласовать просветительскую деятельность с органами власти. Законопроект разработала группа сенаторов и депутатов во главе с членом Совета Федерации Андреем Климовым.
Авторы предлагают внести в закон понятие «просветительская деятельность» и разработать методы ее контроля. Кроме того, поправки предусматривают запрет на использование просветительской деятельности для «разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов».
Законопроект вызвал критику со стороны ученых, популяризаторов науки и научных журналистов. Тем не менее, 23 декабря документ прошел первое чтение. Второе чтение запланировано на февраль.
Законопроект не дает четкого определения. В пояснительной записке под ней понимается любая деятельность вне образовательных программ, которая распространяет знания, умения и навыки.
Эксперты отмечают, что под это определение попадают и образовательные учреждения, и музеи, и некоммерческие проекты (например YouTube-каналы, подкасты и блоги). Другими словами, по этому закону просветительской деятельностью может считаться и онлайн-курс от крупного университета, и небольшой кулинарный блог.
В пояснительной записке к законопроекту авторы утверждают, что принятие поправок позволит «противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде» среди школьников и студентов. Отсутствие контроля, по их мнению, приведет к «дискредитации проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотру истории, подрыву конституционного строя».
Сенатор Андрей Климов считает, что поправки помогут в борьбе с запрещенными на территории РФ террористическими организациями и им подобными структурами, которые «считают, что занимаются просвещением». Он полагает, что вся негативная реакция на законопроект «нагоняется точно не из России». По его мнению, силы из-за рубежа «взбаламутили» людей, которые «не вчитались» в то, что написано в законе.
В начале декабря в Общественной палате РФ прошли нулевые чтения законопроекта. Присутствующие на обсуждении популяризаторы науки, ученые и журналисты высказались против поправок. Эксперты заявили, что любая регламентация действий приведет к закрытию просветительских проектов. «Кто-то будет опасаться внешних воздействий, кто-то не предпримет усилий для лицензирования», — сказал во время обсуждения астрофизик, доктор физико-математических наук и научный популяризатор Сергей Попов во время нулевых чтений.
Научный журналист Григорий Тарасевич высказал предположение, что от поправок больше всего пострадают небольшие проекты в регионах. Главный редактор научно-популярного издания N+1 Илья Ферапонтов обратил внимание на то, что власти пытаются контролировать не опасную, по их мнению, информацию, а предполагаемый канал ее распространения — просветительскую деятельность.
Астрофизик Сергей Попов создал петицию против поправок на Change.org. За две недели ее поддержали около 110 тыс. человек. «Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции, и т. п.» — опасаются авторы документа.
Научно-популярная газета «Троицкий вариант — Наука» опубликовала декларацию ученых и популяризаторов науки против законопроекта, которую подписали более 700 человек. В документе говорится, что поправки нарушают Конституцию РФ, а подписавшие его в случае принятия закона планируют продолжать просветительскую деятельность и игнорировать все ограничительные меры.
13 января Президиум Российской академии наук (РАН) направил в Госдуму запрос об отзыве законопроекта. Президент РАН Александр Сергеев считает, что законодательная инициатива затормозит популяризацию науки и сократит международные научные связи. Кроме того, часть запретительных норм, предлагаемых в законопроекте, уже прописана в других документах.
Михаил Гельфанд
Доктор биологических наук, генетик, биоинформатик
Этот закон написан очень плохо: три статьи в нем повторяют уже существующие положения в законодательстве, а четвертая статья невыполнима. А ключевое в этом законопроекте — это пояснительная записка. Там написана основная цель закона: «тащить и не пущать». Поскольку исполнять закон дословно невозможно, то любого можно «прихватить» за неисполнение.
Автор этого законопроекта сенатор Климов — ***** и мерзавец. Свою интеллектуальную импотенцию, как все такие люди, он прикрывает разговорами о внешнем вмешательстве. Это просто гнусная ложь. Если у сенатора Климова есть конкретные обвинения в адрес конкретных людей, что они на сторонние деньги занимаются пропагандой, — пусть он их и предъявит. А разговоры, что кто-то на что-то влияет, он про это знает и никому не скажет, — это классическая формула вранья.
От поправок в первую очередь пострадают люди, которые ходят на лекции, слушают их на YouTube или читают соответствующие книжки, так как всего этого станет существенно меньше.
Александр Панчин
Член Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН, популяризатор науки, биолог
Поправки не предлагают ничего полезного для научного сообщества: они не облегчат работу, не помогут сделать материалы более качественными.
Забавно, что этими поправками начали заниматься именно сейчас, в 2021 году. Предыдущий год показал, что многие политические темы связаны с наукой: пандемия, прививки и их эффективность, правильные клинические исследования. Эти темы отражаются на жизни страны и геополитических событиях. Возможно, это желание не допустить, чтобы ученые так свободно высказывали собственное мнение. Особенно в тех случаях, когда это мнение может кому-то не нравиться.
Александр Головин
Создатель научно-популярного подкаста «КритМышь»
В этом законопроекте больше вопросов, чем ответов: неясно, как и к кому он будет применяться, на каком основании и для чего. На него нельзя как-то адекватно реагировать.
Когда я читал пояснительную записку к законопроекту, у меня создалось впечатление, будто у нас в России существует эпидемия иностранных агентов, которые на каждом углу рассказывают неправду про советскую историю. Насколько мне известно, в реальности ситуация обратная. У государства есть своя позиция касательно каких-то исторических вопросов: как можно говорить о событиях и как нельзя. Альтернативное мнение будто бы не приветствуется, а теперь, судя по всему, будут еще и создаваться препятствия со стороны такого регулирования.
То есть если вчера (до введения этого законопроекта) было возможно российским историкам собрать какой-нибудь лекторий и рассказать про репрессии 37-го года, то сегодня это представляется затруднительным. Будет какая-нибудь государственная комиссия, в которую нужно будет подать материалы, — одобрят или не одобрят. Такая ситуация называется словом «цензура».
Евгения Скареднева
Пресс-секретарь Иркутского планетария, редактор научно-популярного сайта N+1
Законопроект требует отзыва или серьезной переработки, потому что в нынешнем виде он только вредит просветительской деятельности. Он не направлен на ее поддержку и развитие.
Львиная доля просветительских проектов существует за счет желания и энтузиазма людей науки. Если ученых и научных коммуникаторов обяжут подавать материалы на согласование, писать отчеты и прочее, то это убьет все просвещение на корню. Лучшее, что может сделать государство на данном этапе для просветительских проектов, — это оставить их в покое и не мешать работать.
Читайте также:
Постпраздник: как быстро включиться в работу после новогодних каникул?
Планы на январь: стендап из Читы, лекция-концерт о космосе и мини-сериал от Marvel
Наш канал в Телеграм — «Верблюд в огне», подпишись!
Комментариев 0