• В Иркутске зальют 27 катков для массового и спортивного катания
  • Иркутянина осудили за незаконную прослушку чужих разговоров
  • Стабильная связь теперь есть в поселке Октябрьский-2 в Приангарье

Главная > Искры 26.01.2021 20:06

«Навальный — это лишь повод высказаться». Что иркутяне думают о митинге 23 января

Екатерина Балагурова

Екатерина Балагурова

0 Читать комментарии
«Навальный — это лишь повод высказаться». Что иркутяне думают о митинге 23 января - Верблюд в огне

Фотографии: Михаил Лунин

В субботу, 23 января, по всей России прошли несанкционированные митинги в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального. Иркутская акция стала одной из самых масштабных за всю историю города — по оценкам мэрии, в ней приняли участие около 2,5 тыс. человек. И хотя она прошла мирно, активистов команды Навального арестовали на 10 суток за ее организацию.

Мы поговорили с иркутянами о том, что они думают о субботних протестах и почему решили участвовать в них или остаться дома.


Алексей Петров

Историк, политолог, журналист

Я абсолютно нормально отношусь ко всем митингам. Тем более Конституция дает такое право. Если митинг не носит агрессивного характера и не нарушает закона, то нет проблем — путь люди ходят, высказывают свое мнение.

Я сам много раз ходил на митинги начиная лет с 16 лет, но в этот раз не пошел — не было такой возможности. Наблюдал за происходящим через эфир. Обе стороны — и люди, и охрана — вели себя достаточно адекватно. Думаю, что если бы городские власти разрешили митинг, то тоже не возникло бы никаких проблем. Иркутяне умеют митинговать и держаться в рамках закона. Наш город активно занимается политической жизнью, митинги проходят часто.

Вообще обычно у каждого митинга есть недовольная сторона, но не в этот раз. Люди помитинговали, высказали свою точку зрения и остались довольны. Пострадали только организаторы, но и они получили всего 10 суток.

На мой взгляд, небывалое количество митингующих связано с тем, что люди целый год сидели дома. Они просто соскучились по мероприятиям. Еще есть внутреннее ощущение, что что-то происходит с ситуацией в стране. Чувствуется общая нервозность. У кого-то она связана с политикой, у кого-то — с общественными отношениями, у кого-то просто с экономикой. Совпало несколько факторов, надо проводить социологию, чтобы точно понять все причины.

«»

Копится усталость, и мы вступаем в предвыборный год. Будет много митингов и пикетов. Не буду лукавить и говорить, что все пришли в поддержку Навального. Молодежь, наверное, да. Но не все.

Думаю, митинг эффективен, потому что о нем говорит федеральная власть. Власть вообще отвечает за вопросы публичной активности граждан, вопрос однозначно будет обсуждаться в высоких кабинетах. Главное, чтобы в правительстве сделали выводы. А правильными они будут или неправильными, покажет время.


Александр Откидач

PR-специалист, предприниматель, общественный деятель

Я был в Москве в день акции, поэтому не пошел на митинг. Во-первых, не позволил плотный график работы. Во-вторых, случись чего, у меня сгорели бы билеты на самолет в Иркутск. В Москве всё жарче и провокаторы злее (причем с обеих сторон). Да и я выражаю свою позицию не раз в год, а очень часто в интернете. Я знаю, что ее читают там, где надо.

На иркутский митинг я обязательно сходил бы, это как минимум полезно для здоровья — гулять. Во-вторых, за время пандемии мы соскучились по массовым мероприятиям. Кто же виноват в том, что теперь собираться можно только нарушая закон? Многомесячные митинги в Хабаровске уже всему миру показали, что статистика по коронавирусу вообще никак не меняется от количества людей в толпе.

Участвовать или нет теперь у всех причины разные. Могу говорить только о своих знакомых, которые участвовали. Это 1015 человек, посты которых с фотками я прям видел. Двое из них были со старшеклассниками. Их мотив — не бить ребенка по рукам, а сходить с ним и показать, что такое митинг, что в нем может быть плохого, а что хорошего. Все остальные выходили, чтобы продемонстрировать власти свое несогласие с действующей политикой.

«»

Все знакомые митингующие — люди со средним достатком, высоким эмоциональным интеллектом, лидеры и управленцы. Те, кто с детства привык отвечать за свои слова и действия. Того же они требуют и от власти, видя, что с каждым годом ситуация в стране всё печальнее.

Здесь очень важный нюанс, который как раз и разделяет общество на тех, кто осуждает митингующих или поддерживает. Митингующие — это люди, которым есть что есть, в их жизни всё хорошо. Но воспитание не позволяет им думать: «Раз моя жопа в тепле, значит, можно забить на остальных». Эти люди идут и за себя, и за детей, и за того соседа.

Навальный — это лишь повод высказаться. Потому что фактически сегодня больше нет площадок, где ты можешь высказать власти все, что ты думаешь о ней. Количество вышедших на митинг людей связано с ростом протестности. Раньше на митинги ходили только адепты Навального. Сейчас же люди понимали, что больше выйти на улицы не за кем. И пошли за Навальным. Надо признать: у него получается собирать митинги. Когда вокруг тебя больше двух тыс. людей, ты чувствуешь, что не одинок и рядом есть единомышленники. Все мои знакомые, которые вышли на акцию, никогда до этого не ходили на митинги. Разве что в начале 2000-х, когда все выходили за Байкал.

Уверен, митинги эффективны. Во-первых, вода камень точит. Публичная власть, понятно, не может видеть митинги. Для нее в стране всё хорошо и за Навального вышла пара тыс. на всю страну. Но это только публичная сторона. Я работал в администрации [Иркутска] и знаю, что после каждого такого события начинают включаться разные механизмы. Хорошие чиновники начинают решать проблемы, озвученные на митинге, плохие начинают закрывать людей, которые озвучивали проблемы. Всё как в жизни.

Конечно, я не жду, что начнут наводить порядок в медицине или образовании, но надеюсь, что когда-то с населением начнут разговаривать и договариваться. Потому что на митинге были уже не просто маргиналы и пенсионеры, а взрослые, умные, экономически активные люди. С ними невозможно не считаться. Ибо они могут начать планомерную работу по взаимодействию со СМИ и контролирующими органами, и это может доставить ряд проблем каждому чиновнику.


Сергей Шмидт

Политолог, публицист

Я считаю, что митинг удивил двумя уникальными особенностями. Он получился неожиданно большим. Насколько мне известно от знакомых оппозиционеров, они рассчитывали, что людей будет вдвое меньше. С точки зрения оппозиции, это один из самых успешных митингов во всей России. Я знаю, что московские оппозиционеры ждали больше людей, как и красноярские, новосибирские.

Кроме того, Иркутск проявил свою уникальность, и это прямая заслуга наших властей — он оказался чуть ли не единственным городом, где акция прошла без насилия. В большинстве крупных городов были разгоны, Иркутск в этом смысле выделился. Для тех, кто не сочувствует оппозиции, я бы сказал, что Иркутск не подарил враждебным западным СМИ ни одного кадра. Им нужны кадры насилия и разгонов, а здесь не было ничего.

Я вижу три основных категории [людей, которые вышли на митинг]. Первая — протестное ядро города. Есть примерно тысяча человек, самого разного возраста, профессий, социального статуса, которые посещают все протестные мероприятия. Разумеется, пропустить такое действие они не могли.

Вторая категория — люди, привлеченные хайпом. В раскрутку протестных мероприятий оппозиция хорошо вложилась креативом в социальных сетях. О митинге узнали все пользователи соцсетей. Кроме того, всё это в условиях пандемии, люди соскучились по мероприятиям. И это еще примерно тысяча протестующих.

Ну и третья категория — я называю их «новые политизированные». Несколько сотен людей, кого зацепили фильм про дворец, который приписали Путину, и посадка Навального. Но, на мой взгляд, это меньшая часть.

Я на митинги раньше ходил из чистого любопытства. Последние годы не хожу. Руководитель штаба Навального известен мне как категорический *****. В маленьком городе личные отношения могут иметь большое значение.

Пока я не понимаю мотивов команды Навального. Здравый смысл говорит, что всё это надо было начинать ближе к лету, ближе к выборам в Думу. Тогда в обществе происходила бы политизация сама по себе, а митинг ее бы только усилил. Можно было бы плеснуть бензинчика, это было бы логично. Есть идея, что этот ход — «белорусское наоборот». Там сначала были выборы, потом протесты. А у нас всё наоборот. Может быть, чтобы к выборам общество было разогрето и настроено в пользу протестующих.

«»

В ситуации, когда ты плохо представляешь себе будущее, ты вынужден смотреть в прошлое и искать аналогии. То, что происходит сейчас, очень похоже на конец 2011 года, когда начались события на Болотной площади. К концу 2013 года тот протест себя исчерпал. Если опираться на аналогию, то и сейчас с оппозицией Навального власти должны справиться.


Ксения Коршунова

Репетитор по русскому языку

Я думаю, люди вышли на митинг, чтобы показать свое несогласие с тем, что происходит в стране. Мы более 10 лет живем в бедности. Зарплаты не растут, цены увеличиваются. Народ уже устал от этого.

Я сама не ходила на акцию, потому что болею, но собиралась. Мои друзья ходили на митинг, я смотрела трансляции. Хотела выйти, чтобы высказать свое несогласие с тем, что происходит.

«»

Я не выступаю за то, чтобы Навальный был президентом. Считаю, что с его приходом к власти ничего особо не изменится. Но то, что с ним делает нынешняя власть, — это позор. Все последствия московских митингов 2019 года — это то, чего точно не должно быть в современной России.

Рада, что на митинг вышло много людей: все должны знать, что народ просто так сидеть не будет. Во время акции ко мне приехали родители. Хихикали над тем, что происходило на улицах. Говорили: «Вот бензин на 1,5 рубля за несколько дней подорожал, что-то никто на улицы не вышел». Так а кто мешает? Автомобилисты, соберитесь, выйдите! Но нет, никто не выходит. Потому что всем проще это обсуждать на кухне. Я хочу жить в такой стране, где люди не молчат.

С одной стороны, такие акции неэффективны, потому что для власти это не угроза. Но я считаю, что чем больше людей выходит на улицы и выражает несогласие по тому или иному вопросу, тем больше у нас шансов решать эти вопросы. Как это происходит во Франции и других европейских странах.

Хочу сказать спасибо губернатору за то, что митинг не подавляли, а дали иркутянам спокойно пройти и разойтись. Не было никаких перестрелок, задержаний и крови.


Алина Сорокина

Воспитатель

Меня очень вдохновил прошедший митинг. Приятно, что так много людей не побоялось собраться и выразить свое несогласие с происходящим, — и это не только арест конкретного человека, а общая несправедливость и беззаконие. Политические преследования, аресты, цензура и прочее. Мирный митинг — это единственная возможность и неотъемлемое право демонстрации власти своего несогласия. Отдельно горжусь, что в Иркутске все прошло достойно с обеих сторон. Очень больно было видеть, что происходило в других регионах.

Я ходила на митинг, потому что мне не всё равно. Я не хочу бояться жить в своей стране и говорить о том, что меня волнует. Думаю, на улицы вышло так много людей, потому что их задели за живое.

«»

Нам важна не мифическая свобода слова и уголовное дело по факту репоста, не нарушение законности выборов где-то там, в далекой Москве. Важно то, что касается каждого. Вот моя квартира, а вот комната для грязи с равной площадью. Вот ершик для туалета, который стоит как две мои зарплаты.

Хочется верить, что митинги эффективны. Даже если это не приведет к моментальным изменениям, это как некий элемент воспитания сознательности и гражданской активности. Хочешь изменений — ходи на выборы, а не грусти на кухне, что всё куплено. С громким выражением мнения активного сознательного общества власть не сможет не считаться.


Галина Солонина

Политический обозреватель

Этот митинг укладывается в канву политических событий, которые проходили в последние годы и проводились штабом Навального. Его иркутская команда умеет собирать людей на такие мероприятия. В молодежной среде действительно появилась мода на подобные акции.

Сам по себе Навальный и его движение — это процесс, а не цель. Форма, а не содержание. Там нет самостоятельной повестки, это тусовка. А вот что кинут в эту тусовку — какие лозунги, идеи и стремления, — это уже другой вопрос. Сейчас создана тусовка и команда Навального формирует у определенного слоя населения привычку участвовать в этих мероприятиях. Куда дальше поведут эту тусовку, пока неизвестно.

Информация о митинге проходила в основном через TikTok и через социальные сети вообще. Были и более взрослые участники — либералы, которые пришли просто протестовать против существующего режима, и коммунисты, которые сейчас чувствуют себя оппозицией и испытывают обиду.

Я сама на митинг не ходила, потому что болею, но я бы в любом случае не пошла. Я понимаю, что обязана была там находиться, мне это интересно. Но как человек, имеющий политические взгляды, я против подобных мероприятий. Нельзя проводить несанкционированные массовые мероприятия по причинам безопасности. Мы не можем знать, кто там будет и кому что придет в голову. Может случиться то, что кто-то нанесет вред большому количеству людей. Никто не будет за это отвечать.

Хорошо, что первая акция прошла мирно. Но если будет еще одна, то где гарантия, что никто этим не воспользуется? Может быть террористический акт, это все очень серьезно. Вопрос безопасности людей должен быть важнее высказывания политических взглядов. В конце концов, их можно высказать разными способами. Необязательно для этого собираться толпой и подвергать других опасности.

В этом году на митинге было много людей. Я думаю, свое дело сделали соцсети, мобилизация отлично сработала. Кроме того, из-за карантина народ засиделся дома. Особенно молодежь, а им необходимы тусовки и мероприятия, потребность в общении огромная. Многие пошли на акцию просто чтобы оказаться среди людей.

Я думаю, такие митинги эффективны, потому что они обращают внимание власти на проблемы. А проблемы есть, в том числе у молодежи — студентов и школьников старших классов. Они не понимают, какое нас ждет будущее. Их тревогу можно разделить. Многое из того, что говорится и делается в нашей стране, вызывает вопросы. Многое происходит по умолчанию и не объясняется. Политическая сила, которая сформирует сейчас образ будущего, получит большую поддержку у населения.


Илья Филиппенко

Блогер, бизнесмен

Я думаю, что при борьбе двух сторон люди исторически используются как инструмент. Но у Навального стало получаться пользоваться этим инструментом намного лучше, чем это было раньше.

Я ходил на митинг. Мне надоело, что все терпят и терпят. Надоели повышения налогов и пустые обещания. Хочется, чтобы люди перестали терпеть и стали говорить о недовольстве.

На улицы вышло так много людей из-за многих факторов. Это новые соцсети — например, TikTok, где была активная агитация. Еще зависть к роскошной жизни Путина (по следам фильма Навального), обида, что президент за 20 лет не оправдал ожиданий. А еще принципиальная позиция — людей стали пугать увольнениями, отчислениями за участие в митинге, и они пошли назло. Чтобы просто показать, что надоело. Как дети, которые считают, что они взрослые и хотят делать что-то вопреки. Только в отличие от родителей, которые нас любят, сегодняшняя власть любит нас только в одно место.

«»

Я считаю, что такие акции эффективны. Люди стали участвовать в политике, и им это нравится. Почему власть тратит столько денег на защиту себя от собственного народа: новенькие автозаки, скафандры, дубинки, повышение зарплат силовикам? Чтобы бороться с самыми эффективными средствами: митингами. Они бы так не переживали, если бы акции не имели эффекта.


Степан Шоболов

Художник, искусствовед

Я думаю, что в Иркутске митинг прошел здорово. Имею в виду некое единение людей, поддержку и общий позитивный настрой. Думаю, это прекрасная почва для социологического исследования. Это бы развенчало мифы об однобокости протестных настроений.

Думаю, объединяет митингующих одно — кризис политической системы в стране. Это сказывается на социологических и экономических условиях. Но в душе, конечно, у каждого своя причина прийти на акцию. Сейчас между иркутянами идут нешуточные споры по этому поводу. Я хотел бы, чтобы люди из обоих лагерей — те, что поддерживают митинги, и те, что против — понимали, насколько сложны и глубоки эти причины у каждого, даже у условного школьника «с промытыми мозгами». Все не так примитивно, как кажется.

Я лично пошел на митинг за ощущением свежего воздуха, мне хотелось избавиться от той душной атмосферы, которая сейчас проникла во все аспекты жизни. Вокруг много лжи, неприязни, агрессии и очень мало перспектив. Я пошел не выражать недовольство, ворчать и жаловаться. Я пошел гулять и дышать свежим воздухом. Потому что хочу иметь в будущем такую возможность — идти туда, где мне нравится, и говорить о том, что думаю. Мои мысли о созидании, дружбе и поддержке. И так, я уверен, у многих вышедших в тот день.

На митинг вышло много людей. Причина проста — у людей заканчивается терпение. Я говорю о простом КПД. Я вижу много прекрасных людей, которые своими силами изо дня в день стараются сделать свою жизнь и жизнь близких лучше. Занимаются волонтерскими проектами, строят свой уютный, новый и отзывчивый бизнес. Я вижу, как им трудно тянуть эту ношу, как мало поддержки они получают. Более того, они сталкиваются с прямым противодействием. Простая молодая семья, которая хочет, чтобы их дети были здоровы и чаще улыбались, порой совершает для этого героические поступки. Просто чтобы платить за хороший кружок, за коммерческий сад, организовать досуг. Хотелось бы, чтобы люди были вознаграждены за свои труды по достоинству. Я думаю, как раз за уважение к себе и к своему труду люди вышли на акцию.

Уверен, митинги эффективны. Гулять по городу со своими согражданами, шутить и улыбаться, поддерживать друг друга — что может быть эффективнее. Действие сильнее бездействия.


Наш канал в Телеграм — «Верблюд в огне», подпишись!

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому