• Пробки 2
  • Погода
  • Минздрав: Россия вернется к нормальной жизни после пандемии не раньше февраляфевраля
  • Вице-мэр Иркутска хочет повысить стоимость проезда в автобусахавтобусах
  • Власти Приангарья разрешили зоопаркам работатьработать

Главная > Искры 29.04.2020 18:28

От «единственного источника власти» до врага всех урбанистов. Анализ программ претендентов на пост мэра Иркутска

Вадим Палько

Вадим Палько

0Комментариев

От «единственного источника власти» до врага всех урбанистов. Анализ программ претендентов на пост мэра Иркутска - Верблюд в огне

Коллаж: Олег Бородин

Депутаты иркутской городской думы уже на заседании 30 апреля могут избрать нового градоначальника. На сайте администрации опубликованы программы всех претендентов на эту должность, а после очных слушаний появился и их рейтинг. «Верблюд» изучил идеи и предложения кандидатов и попытался выяснить, кто из них достоин возглавить Иркутск. Спойлер: с вариантами так себе.


Байкал в сливном бачке

Если кто-то из иркутян думал, что кандидату на должность мэра Иркутска нужна особая квалификация и помощь экспертов, то действительность поражает — программы могут содержать пунктуационные и речевые ошибки, а их объем не превышать нескольких строк.

Первое место по лаконичности среди кандидатов занял фермер Андрей Бесменов — в его программе всего три пункта на треть страницы. Первый и самый объемный из них (целых шесть строк!) — о создании трубопровода от Байкала до Иркутска. «В каждой раковине и сливном бачке города будет вода, которая по стоимости дороже нефти», — агитирует фермер. Уделено внимание и брендингу: «Лозунг на строительстве будет следующего содержания “Присоединим Байкал к Иркутску а не к Китою”» (орфография автора сохранена).

Не совсем понятно, чем перед фермером провинилась протекающая через Ангарск река Китой. Можно предположить, что Бесменов имел в виду Китай — на это, а вернее на историю с китайским заводом, указывает его идея «массового развития производства бутилированной воды в городе». Другие два пункта программы (про развитие городского электротранспорта и доступ сельхозпроизводителей на Центральный рынок) блекнут на фоне первого из-за своей «нормальности». Но, увы, во многих других программах даже об этом не вспомнят.

Средняя планка и «единственный источник власти»

Весьма своеобразная программа фермера заняла последнее место в депутатском рейтинге, но всё же набрала 56 баллов — довольно много, если учесть, что у лидера, вице-мэра Руслана Болотова — 180. Так что средняя планка кандидатских программ действительно немного обескураживает.

В ряде случаев отличительной чертой программ стал стиль изложения: некоторые кандидаты, например, Станислав Галашин (123 балла) и Александр Ладога (71 балл) написали не сухую выжимку из цифр и проблем, а авторское эссе (чего, между прочим, и требовали условия конкурса). У последнего вышло даже трогательно: «Причиной моего переезда в столь отдаленный от Москвы край явилась любовь к прекрасной женщине, которая, впоследствии, стала моей супругой! Именно в Иркутске был зарегистрирован наш брак и спустя время появился на свет наш сын. Именно тут я вновь ощутил себя сыном и познал материнскую любовь…», — пишет Ладога. Заканчивается его эссе по меньшей мере смело: «…в 2024 году, независимо от результатов текущего голосования, я планирую выступать в качестве оппонента действующему президенту Российской Федерации!»

А вот временно неработающий кандидат Сергей Гагаркин (75 баллов) сходу заявил: «Я, Гагаркин Сергей Афанасьевич, гражданин Российской Федерации, субъект власти, носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации». Вся программа «единственного источника» состоит из выдержек новостей с цитатами экс-мэра Дмитрия Бердникова, врио губернатора Иркутской области Кобзева и прочих. Конкретным планам мэра Гагаркина в программе места почему-то не нашлось.

Кандидатская «вода»

Программы большинства кандидатов напоминают плохие студенческие курсовые — в них очень много «воды» и бюрократических клише. Часто встречаются общие фразы про необходимость ремонта дорог, развития общественного транспорта, озеленения, ремонта инфраструктуры, строительства социальных объектов. При этом за упоминанием проблемы чаще всего не следует описания стратегии ее решения и нет ничего конкретного (какие именно инфраструктурные проекты должны быть в приоритете, откуда брать деньги, как именно надо развивать общественный транспорт). В итоге об отличиях между кандидатами остается судить только по их самым необычным идеям.

У большинства кандидатов в программе  необходимость ремонта дорог, развития общественного транспорта, озеленения, ремонта инфраструктуры, строительства социальных объектов. Фото: Шатуева Алена/«Верблюд в огне»

Так, например, отдельная мания сразу нескольких кандидатов — создание аквапарка. Потенциальные мэры явно переоценивают значимость развлекательного объекта: финдиректор компании «Стаф» Константин Азеев считает, что его нужно строить в самом центре города, а инженер Минобороны Денис Карих (85 баллов) и вовсе уверен, что аквапарк будет привлекать в Иркутск туристов. И поэтому предлагает помочь бизнесу, спроектировав объект за счет города.

Другие кандидаты, кажется, плохо понимают, где заканчиваются полномочия мэра. Бухгалтер Андрей Арженевский (88 баллов) в качестве градоначальника планирует снижать пенсионный возраст для бюджетников, а безработный Сергей Сокол (89 баллов) предлагает реформы в сфере здравоохранения, которым ведают областные власти.

Кандидат Сергей Сокол предлагает реформы в сфере здравоохранения. Фото: Шатуева Алена/«Верблюд в огне»

Иногда в программах, наоборот, не достает пунктов, которые были у всех. Так, у кандидата Анны Романовой (96 баллов) в разделе «Благоустройство» указана только одна проблема — не все дома в Иркутске пронумерованы, и, когда она станет мэром, пронумерует каждый. Наверное, это какая-то личная история боли.

У многих кандидатов обнаружилась мысль о ревизии памятников деревянного зодчества — исключить из охраны «недостаточно ценные» дома, а другие отреставрировать. Конечно, за такие идеи их «съедят» градозащитники. Уже не первый год они утверждают, что главная ценность деревянной застройки в Иркутске заключается именно в ее численности, а не в уникальности отдельных домов. Остается надеяться, что депутаты городской думы, которые и выберут мэра, это предвидят.

Депутат городской думы Виталий Матвийчук. Фото: irkduma.ru

Враг всех урбанистов

Отдельного внимания заслуживает программа действующего депутата городской думы Виталия Матвийчука, который набрал 144 балла. Его идеи оказались настоящей страшилкой для современных урбанистов.

В части, где речь идет о транспортной инфраструктуре, Матвийчук собрал классические ошибки чиновников советской закалки. Он уверен, что в Иркутске для решения транспортных проблем нужно расширять дороги, сетует, что в городе не строятся многоуровневые эстакады и на полном серьезе хочет загнать пешеходов в подземные переходы, которых, считает он, должно быть как можно больше.

Еще из программы депутата можно узнать, что набережная в Иркутске нужна для создания «сплошной магистрали, по которой машины смогут свободно двигаться» — это нужно, чтобы разгрузить улицы центра города, утверждает Матвийчук.

Виталий Матвейчук считает что решением транспортных проблем будет расширение дорог, строительство многоуровневых эстакад и подземных переходов. Фото: Шатуева Алена/«Верблюд в огне»

Наконец, пока другие кандидаты требуют при развитии города следовать генплану, Матвийчук предлагает строить новый мост через Ангару (который, уверен он, необходим для удобства доступа автотранспорта в центр города), дублируя уже существующие Академический или Глазковский мост; совсем не там, где переправу планировали еще с советских времен — в створе улицы Франк-Каменецкого.

Как ни печально, но сторонников диаметрально противоположного мнения и тех, кто продвигал бы современные европейские стандарты городской среды, среди кандидатов почти не нашлось.

Вице-мэр Иркутска Руслан Болотов. Фото: пресс-служба правительства Иркутской области

Осторожно! Болотов

Программа действующего вице-мэра Иркутска и экс-председателя облправительства Руслана Болотова оказалась очень осторожной. В ней очень поверхностно, вскользь затрагиваются ключевые городские проблемы: с одной стороны, это помогло избежать однозначно спорных предложений, как у Матвийчука. С другой — в сущности, его программа ничем не выделяется на фоне многих конкурентов, а по некоторым пунктам даже заметно им проигрывает.

Начинается программа Болотова с протяжного потока шаблонных справок с цифрами (это же мы видим и во многих других «водянистых» программах). Когда же речь заходит о планах по развитию города, возникают вопросы.

Один из главных — почему в программе кандидата на пост мэра нет ни слова про развитие общественного транспорта? На эту тему высказались практически все, а у Болотова в документе нет даже такого словосочетания. Он только упоминает старый план по созданию транспортно-пересадочного узла на железнодорожном вокзале, и есть одно предложение про активизацию движения маршрутов по Академическому мосту (о котором говорили еще пять лет назад).

Что еще можно найти в программе Болотова? Планы по созданию транспортного кольца вокруг Иркутска. Но тут он не единственный — про обход города пишет его прямой конкурент, экс-зампред областного правительства Антон Логашов (172 балла, второе место в рейтинге), а пенсионер Евгений Филатов (127 баллов) описывает этот проект гораздо подробнее, упоминая и сопутствующие объекты вплоть до создания перехватывающих парковок.

По теме развития иркутской агломерации тоже оригинального мало: эту тему поднимал, например, Константин Азеев. Проблема ветхого жилья? Есть у Логашова. Строительство аэропорта? По этому вопросу более подробно высказались сразу несколько кандидатов. Качественные дороги с ливневой канализацией? Про это писал вообще каждый второй конкурент.

Пожалуй, единственная тема, широко затронутая только Болотовым — празднование 75-летия Победы и вопрос получения звания Города трудовой доблести для Иркутска. Иными словами, вице-мэр отличился в единственной теме, без упоминания которой в пятилетней стратегии можно было легко обойтись.

Тема, широко затронутая в программе Русланом Болотовым — празднование 75-летия Победы. Фото: irk.gov.ru

Кстати, именно в контексте юбилейных торжеств Болотов один раз упоминает слово «коронавирус» (что нужно планировать мероприятия исходя из реалий эпидемии). Но и здесь его обошли — про последствия режима самоизоляции писал, например, Дмитрий Разумов (144 балла), а предприниматель Антон Егерев (102 балла) даже посвятил коронавирусу целую главу со списком конкретных предложений помощи бизнесу со стороны города.

Почему так получилось?

Анализ кандидатских программ показал, что депутатский рейтинг соотносится явно не с их содержанием. Крепкие программы, даже более сильные, чем у лидеров, набрали довольно средние баллы. В некоторых случаях это объяснимо: у части кандидатов действительно ценные идеи в одной сфере сочетаются с весьма общими фразами в другой.

Поэтому отдельные хорошие инициативы найти нетрудно: тема общественного транспорта, никак не затронутая у лидера рейтинга Руслана Болотова, наиболее полно отражена у Ивана Лазовика (157 баллов). Бухгалтер Анна Кондрашова (146 баллов) внесла идеи по усовершенствованию работы общественного транспорта, улучшению пешеходных зон и созданию велодорожек для стимулирования отказа от автомобилей (единственный идеологический противовес депутату Матвийчуку). А о важности полномасштабной, не выборочной защиты деревянного Иркутска прямо заявили Дмитрий Разумов и Антон Логашов.

К сожалению, подобные ценные идеи скрыты в одинаковых текстах-конструкторах, большинство из которых кажутся написанными под копирку. Едва ли не единственный, кто нарушил эту структуру студенческой курсовой — глава иркутского штаба Навального Сергей Беспалов (114 баллов). В его программе минимум клише, а проблемы описаны комплексно, с анализом их происхождения (с которым, впрочем, можно спорить). Наконец, Беспалов отличился тем, что напрямую высказался против новой системы отбора градоначальника, выступив в пользу всеобщих выборов. О них иркутяне за последние 10 лет, кажется, уже позабыли.

Еще интересное: Экс-следователь и юрист: кто такая Анна Романова, которая хочет стать мэром Иркутска

Дума Иркутска опубликовала рейтинг кандидатов на должность мэра города. Почему итоги конкурса были очевидны?

Команда-винегрет, сотни поручений и неясные преимущества. 100 дней «генерал-губернатора» Приангарья Игоря Кобзева

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 15.05.2020 17:03

Глазами местных: путеводитель по району Ново-Ленино и его культовым местам

Александр Бондарев

Автор Александр Бондарев

3Комментариев

Ново-Ленино — один из самобытных районов Иркутска, а ещё и самых часто упоминаемых в медиа и соцсетях. Специально для «Верблюда» филолог Александр Бондарев написал авторский путеводитель по району, где он живёт. Вас ждут болота, роща, стройка и сортировка, а также культовый рынок с «Боярышником».


Посещение Ново-Ленино — сомнительное мероприятие. Жизнь не заставит никто не поедет. Но если вам нравится мысль, что рейтинги пространств иллюзорны, то прочувствовать это лучше в том месте, чей социальный рейтинг крайне низок. Поездка в Ново-Ленино подходит идеально. Но не оттого, что вас будут поджидать яркие впечатление или ужасы, лабиринты фавел или современный город. Нет, в Ново-Ленино вы увидите категорию среднего. Такое принято называть словами «обычно», «нормально», «так себе», «не то чтобы, но не так уж плохо». А «среднее» лучше всего рушит вымышленные иерархии в нашем сознании.

В общем, вот вариант маршрута для тех, кто никогда не был в Ново-Ленино, среди иркутян таких много. Выбор остановок субъективен, как и любой выбор.

Ново-Ленинские болота

Звучит абсурдно и жутковато, но мне нравится. Болота в городах редки. Здесь они находятся в самом начале Ново-Ленина, до въезда. Это низина, которая относится к пойме Иркута. Место издревле мало на что годилось, разве что карасей ловить. Но красиво. В конце 19 века болота пересекла Транссибирская магистраль, а в 80-х годах 20 века — объездная дорога.

Днём в любое время года низину заливает солнце, на горизонте стоят без движения товарняки. Идеальный пейзаж для фильмов про апокалипсис. Особенно в морозы. Болота всегда были домом для огромного количества птиц, в основном чаек и уток, но и редких, краснокнижных. Местные уверены, что болота давно носят какой-то важный природоохранный статус, но он присвоен им лишь 31 октября 2019 года.

Птицы вместо Ленина красуются на новой вывеске, встречающей гостей Ленинского округа, но никакого сохраняющего птиц статуса у болот нет. Поэтому некоторые болота отсыпают для неизвестных индустриальных нужд. Спешите посетить, пока ещё есть что. Дважды приходилось видеть, как дорогу пересекает утка с утятами, — из болота с одной стороны дороги в болото на другой стороне. Водители останавливаются, лица у всех счастливые. Впрочем, это редкость, не рассчитывайте.

Роща и бесцеремонные белки

Роща — это роща на остановке «Роща». В прошлом место было крайне опасным, но сейчас там уютный парк для прогулок с детьми.

В Иркутске принято ездить кормить белок на курорт Ангара. Грызуны там сытые, привередливые, всё подряд есть не станут, только кедровые орешки и обычно после уговоров и соблазнений. В Новоленинской роще всё иначе. Как истинные обитатели спального района, местные белки не брезгуют семечками любого формата. Их не надо искать, они сами перекроют вам путь и недвусмысленно намекнут на желание что-нибудь съесть.

Белки могут легко добраться до вашей руки по брюкам, подраться между собой, заглянуть в объектив камеры, которую вы зачем-то выставили вместо ладони с орешками. В общем, «им нужна ваша одежда и мотоцикл», ибо существа совершенно бесцеремонные. Не пугливые — на радость детям.  

Сортировка и «Старший сын» Вампилова

Станция Иркутск-сортировочный находится за рощей с белками. В ней нет ничего интересного — это обычное советское здание вокзала, мост, разветвлённая сеть путей, проводов и запах креозота. Ценителям типового индустриального пейзажа должно понравиться.

Я вас приглашаю туда потому, что станция и район отметились в истории литературы. С большой долей вероятности, это то самое место, куда провожали девушек Сильва и Бусыгин в пьесе Александра Вампилова «Старший сын». И откуда потом не могли уехать обратно. Если вы не читали, то это Боярский и Караченцов из одноимённого фильма. В тексте район называется Ново-Мыльниково. За право им быть обычно спорят станция Мельниково и Ново-Ленино.

У Ново-Ленина больше аргументов. Во-первых, удалённость достаточная, чтобы застрять на пару дней, а во-вторых, описанное в пьесе смешение частного сектора и малоэтажной застройки как раз типично для этой части Ново-Ленина. До сих пор. Так что давайте просто объявим это «доказанным исследователями фактом». Пьесы Вампилова сейчас очень популярны в европейских театрах, так что прогулку по этим местам можно считать приобщением к мировой литературе.

Стройка и ее тени

Сейчас уже мало кто помнит этот топоним, хотя в 90-х и начале нулевых он существовал наравне с официальным названием остановки «Кинотехникум». Рядом с ней красовался советский долгострой — бетонный каркас с непристойными надписями, поросший полынью. Стройка.

Место было обителью наркоманов. Если вы проходили мимо, то от темноты отделялась тень, которая следовала за вами, а потом отбирала деньги и меховую шапку. Телефон не трогали, потому что тогда мобильная связь ещё не распространилась. Впрочем, подобное могло случиться в любом месте.

Сейчас кинотехникум превратился в филиал ВГИК, а на месте стройки находится единственный крупный ТЦ «Европарк». Загляните, возможно, вам интересно, как выглядит молл в спальном районе.

Рынок с «Боярышником»

К несчастью, если произнести слово «боярышник» в Иркутске, то никто не подумает про возможность купить полезные для сердца плоды. Речь о том самом злосчастном месте на улице Баумана и о киоске, где продавалась техническая спиртовая жидкость.

В ночь на 18 декабря 2016 года в партии жидкого концентрата, предназначенного для ванн, вместо этанола оказался метанол. Это привело к смерти 76 человек. Тогда страна внезапно обнаружила, что «Боярышник» никто не использует для ванн, полиция накрыла цех по его производству, а городские власти «увидели», что рынок незаконный.

Его грозились снести, но в реальности перенесли на 200 метров по той же улице. Рынок обещали сделать цивилизованным, с туалетами. Но не сделали. Временно вернули на прежнее место, а перед началом строительства новой дороги убрали немного в сторону. В результате переносов часть владельцев киосков разорилась и закрылась, теперь их осталось совсем немного.

До трагедии к месту было сложное отношение. Как любой стихийный рынок, он обрастал кафе, местами для нелегалов и ночными покупателями дешевого этанола. Но местные жители его по большей части любили, сочувствуя предпринимателям. Сейчас здесь, как и раньше, можно попросить привезти нужный товар, сэкономив время и деньги на поездку в центр. А ещё вам всегда честно ответят на вопрос о свежести продуктов. Нельзя обманывать людей, которых видишь каждый день.

Павильон с овощами и фруктами на Баумана

В этом павильоне нет уникальной продукции, оптовые базы для всех одни и те же. Мне хотелось привезти вас в район новостроек — для демонстрации размеров поселения. Потому что в том месте, где район заканчивается, начинается новое Ново-Ленино. Новейшее. Тот эффект, когда, выходя за границы старого города, вы попадаете в мир небоскребов. Только здесь вы из мира хрущевских пятиэтажек перенесетесь в мир 1215-этажных домов.

Сначала я хотел обозначить место «взрослой» поликлиникой, которая так и осталась одна, несмотря на то что к ней приписали огромную «опухоль» в виде пустыря, застроенного многоэтажками. Из-за этого в электронной записи есть не только очередь, но и лист ожидания из желающих записаться в очередь. В результате поход к какому-нибудь специалисту может быть отсрочен на два месяца. Это учит планировать свою жизнь и смерть. Следом за ней стоит новая «детская» поликлиника. Её много раз анонсировали, ею отчитывались местные депутаты и чиновники, но она пока не открылась.

Но потом я вспомнил про чудесных предприимчивых ребят, которые стали пригонять к поликлинике микроавтобус и продавать бабушкам (их в поликлинике много) свежие овощи и фрукты по низкой цене. Бабушки были счастливы — удобно, недорого, да ещё и продавцы терпимы к капризам, хотя и молоды. Очень скоро они стали достопримечательностью. Можно было увидеть выстроенную из бабушек в пустоту очередь. Зрелище странное и забавное. Вскоре пустота заполнялась автомобилем и начиналась торговля. Сейчас они стали отдельным павильоном в том же самом месте. Хорошая история.


Выезжать из Ново-Ленина рекомендую по 20-му Советскому переулку на объездную дорогу и домой. Весь маршрут можно совершить в обратном порядке, так вы получите бонусом эпический вид на новостройки с горы и более удобный доступ к болотам.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому