• Пробки 2
  • Погода
  • Рост заболеваемости коронавирусом достиг пика за три месяца. Власти задумались об ускоренной вакцинациивакцинации
  • Сергей Левченко может получить мандат умершего депутата ГосдумыГосдумы
  • В десяти городах России запустят систему распознавания лицлиц

Главная > Искры 19.11.2019 14:05

От конных экипажей до троллейбусов: краткая история общественного транспорта в Иркутске

Иван Попов

Иван Попов

0 Читать комментарии
От конных экипажей до троллейбусов: краткая история общественного транспорта в Иркутске - Верблюд в огне

Биржи извозчиков, дилижансы и конно-железная дорога. К запуску нового троллейбусного маршрута №5 рассказываем, когда и как в городе появился общественный транспорт


1836 год

Начало

«В последних числах сентября 1836 года поручик иркутской жандармской команды Казимирский в качестве опыта поставил на Толкучем рынке семь конных экипажей. Опыт весьма удался. Желающих воспользоваться этим новым для города видом транспорта оказалось много», — пишет Анатолий Чернигов в «Иркутских повествованиях». С этого момента в городе началась история общественного транспорта.

Заниматься перевозками по городу дозволялось на биржах извозчиков, в современном понимании — стоянках. Перевозчиков выбирали по конкурсу: победители не сами возили людей, а нанимали извозчиков, предоставляли им лошадей и уплачивали в городской бюджет 10 — 25 рублей ежегодно. Самой популярной стоянкой экипажей был угол Трапезниковской и Ивановской улиц, где сейчас находится остановка «Цирк». Пассажиров возили в четырехколесных двухместных колясках, извозчик сидел впереди седоков на приподнятом облучке.

Важно не путать извозчиков с ямщиками. Извозчики работали в городском «такси», а ямщики гоняли тройки на дальние расстояния: перевозили почту, казенные грузы, чиновников и других пассажиров.

1879 год

Первые «маршрутки»

Первые «маршрутные такси» появились после пожаров второй половины XIX века, уничтоживших значительную часть Иркутска. 1 октября 1879 года в восстановленном городе запустили дилижансы — длинные, обтянутые кожей возки с двумя оконцами, спереди и сзади. Пассажиры сидели посередине салона двумя рядами, спиной друг к другу, их разделяла перегородка. Зимой дилижансы брали четырех пассажиров, летом — шестерых, да еще двое могли поместиться рядом с кучером. Дилижансы передвигались со скоростью 10 км/ч, а маршрут проходил от Амурской улицы (ныне улица Ленина) до Покровской церкви. Проезд стоил 10 копеек, для гимназистов — 5.

Через неделю маршрут изменился: дилижансы стали ходить от здания Городского театра по улицам Арсенальской (ныне Дзержинского) и Шелашниковской (теперь Октябрьской революции) до Учительской семинарии, где размещалась мужская гимназия.

В 1881 году в городе появились дилижансы побольше, на 10— 12 мест каждый.

Были и смелые попытки ввести продвинутые для того времени технологии. В летописи Н. С. Романова упоминается местный инженер Кривцов, который в 1896 году хотел получить разрешение на постройку в Иркутске конно-железной дороги. Это были запряженные лошадьми вагончики, ходившие по рельсам, — прообраз современных трамваев. Первую в России «конку» проложили в середине XIX века недалеко от Петербурга, а затем они появились и в других крупных городах: Москве, Казани, Минске, Самаре, Екатеринбурге, Новгороде. Но иркутские власти инициативу не поддержали.

1899 год

Омнибусы

Эти 12-местные автобусы внешне напоминали дилижансы. Входили в них через заднюю дверь, имелись большие остекленные окна, а если еще были сиденья на крыше, то такой омнибус назывался «империал».

Омнибус можно считать «дедушкой» автобуса. Транспорт появился в начале XIX века, когда француз Этьен Бюро создал многоместный конный экипаж для перевозки служащих из конторы судоходной компании в портовую таможню. Карета отправлялась с площади от шляпного магазина, на котором находилась вывеска Omnes Omnibus — «Всё для всех». Поэтому конторские служащие стали называть транспорт омнибусом, то есть «для всех».

Иркутские омнибусы отправлялись от Тихвинской площади (ныне сквер им. Кирова) по Дегтевской (Российской) и Троицкой (5-й Армии) улицам через понтонный мост до Вознесенского монастыря, в них брали плату 40 копеек с пассажира. Второй маршрут шел через Дегтевскую и понтонный мост до железнодорожного вокзала — за 25 копеек. Дешевле всего можно было проехать от Учительской семинарии в Знаменском предместье по улице Якутской (Рабочего Штаба) через Ланинскую (Декабрьских Событий) и Арсенальскую (Дзержинского) до Хлебного базара (Торговый комплекс): за проезд брали 15 копеек. Столько же стоили три булки хлеба, килограмм картофеля или литр молока.

6 января 1908 года в Иркутске открылся новый маршрут: 4 омнибуса проходили от улицы Мяснорядной (Франк-Каменецкого) до железнодорожного вокзала с тремя остановками. Спустя два года появились ещё 10 омнибусов, связавших Знаменское предместье с центром города и вокзалом, а на остановках установили щиты с расписанием движения.

Городская дума в 1913 году утвердила единую плату за проезд в омнибусах. Поездка по городу стоила 25 копеек днём и вдвое дороже ночью. А на маршруте Глазковского предместья в центр Иркутска — 90 копеек или 1 рубль 20 копеек, в зависимости от времени суток.

1925 год

В Иркутск привезли первые автобусы

Первый в городе автомобиль, развивавший скорость до 15 км/ч, приобрел в 1899 году иркутский меценат, купец Николай Васильевич Яковлев. А вот автобусы появились уже в советское время. В декабре 1925 года из Москвы прибыло 4 шасси автобусов «Форд» — на 10 и 12 мест. Кузова делали в Иркутске, поэтому пуск движения задержался до января 1926 года. Маршрут с пятью остановками проходил через весь город, от вокзала в Маратовское предместье. Транспорт был передан с условием самоокупаемости в течении пяти лет, поэтому плата за проезд была высокой — 60 копеек за весь маршрут и 30 копеек при выходе на промежуточных остановках, при средней месячной зарплате 46 рублей. «Автобусы рейсировали по городу все время деловой работы: с утра и до вечера», — отмечали в «Восточно-Сибирская правде».

Автобусный парк обновлялся, появлялись новые маршруты, но не все в иркутском автобусном королевстве было спокойно, — об этом свидетельствуют газеты 1930-х годов. «Иркутский коммунальный транспорт не удовлетворяет нужд населения города. Трудящиеся Иркутска лишены возможности быстро и своевременно передвигаться по городу. О выездах в поле, лес и другие места отдыха и говорить не приходится. Городской транспорт насчитывает 65 автомашин, а для обслуживания их имеется гараж всего на… 8 машин. Профилактория, где можно было бы произвести предупредительный ремонт и мойку, также нет. Большинство машин остаются неосмотренными, выходят на линию технически неисправными, что влечет за собой поломки. Серьезный материальный ущерб приносят транспорту зима и осень. В прошлом году правительство выделило для Иркутска 15 шасси ЗИС-8 для 42-местных автобусов. Но вот уже второй год, как они стоят без кузовов, не работают. О некультурном, нелюбовном отношении к делу говорит такой факт: прекрасные комфортабельные М-1 за короткий промежуток времени стали грязными, давно утратили свой блеск, внутренняя обивка засалена», — пишет «Восточно-Сибирская правда» от 8 июля 1939 года.

Из того же выпуска: «За последнее время из-за плохих дорог закрыто много маршрутов. Например, не ходят машины до конечной остановки в предместье Маратово, аэропорт, Кая, Сенюшкина гора. Автобусы и такси [они появились в 1935 году] ходят только в пределах города. Пользуясь тем, что в городе плохие дороги, шоферы начинают заниматься самоуправством. 11 июня помощник начальника полярной аэроэкспедиции В. Гутгерц от вокзала решил доехать до гидропорта, шофер такси т. Прокопьева не захотела ехать и высадила его около реки Ушаковки, заявив, что дальше ехать нельзя, в то время как другой шофер увез т. Гутгерна до порта. Другой случай. Инженеру Союзвзрывпрома М. Докучаеву нужно было доехать до ул. Декабрьских событий, 86, шофер Иванов отказался ехать и высадил его на полпути. Мало этого, он наговорил ему еще массу грубостей».

1947 год

Пуск первой линии иркутского трамвая

О трамвайном сообщении между вокзалом и центром города велись разговоры еще в начале века. Предлагались многочисленные проекты, их обсуждали, утверждали — и откладывали в долгий ящик. То времена были неспокойные, то просто не было денег. Пустить трамвай городские власти решили через два года после окончания Великой Отечественной войны. Проект поручили Управлению Восточно-Сибирской железной дороги: людей обязали трудиться бесплатно после 10-часового рабочего дня и в единственный выходной. В помощь железнодорожникам привозили студентов, зеков с охраной и собаками, рабочих с городских предприятий и японских военнопленных.

Трамвайные рельсы потянули от здания железнодорожного почтамта, где примкнули их к железнодорожной ветке, — так было удобнее подвозить стройматериалы из депо. Укладка рельсов и шпал шла полным ходом, когда из Ленинграда прибыл поезд с 10 трамвайными вагонами, пережившими блокаду. Это были искореженные остовы-скелеты. Столяры, плотники, стекольщики и другие рабочие восстановили трамваи. Электрики вернули вагонам подвижность и обеспечили их контактными устройствами. Ходовую часть и техническую начинку подбирали и вытачивали из чего придется: в основном использовали отработавшие свой срок узлы. Последний лоск наводили краснодеревщики.

Летом 1947 года три трамвая, покрашенные в зеленый и кирпично-красный цвета, вышли на испытательные пробеги. Первую 4-километровую линию иркутского трамвая «Вокзал — Рынок» запустили 3 августа, причем какое-то время проезд был бесплатным. В 1950 году открылся маршрут № 2 «Вокзал — Трампарк» (улица Советская), а в 1961 году силами студентов маршрут № 1 продлили до Студгородка.

1970 год

Первые троллейбусы

В 1949 году на автобазу «Верхнелентранс» поступили такси: 5 автомобилей М-20 «Победа». Водители удивлялись, что в нищем тогда Иркутске спрос превышал предложение, а пассажиры, шикуя, часто не брали сдачу. Кроме того в городе развивалось трамвайное движение, а к 1957 году ездили 150 пассажирских автобусов. Но всего этого не хватало: 6 ноября 1970 года вышли на рейс первые два троллейбуса. Они курсировали от поселка Энергетиков до сквера им. Кирова через плотину ГЭС.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 15.09.2020 17:35

Прозрачные кабинеты, музыка вместо звонка и рисунки на стенах: как устроена школа «Точка будущего»

Екатерина Балагурова

Автор Екатерина Балагурова

0 Читать комментарии

В День знаний в Иркутске открыла двери «Точка будущего» — образовательный комплекс, абсолютно не похожий на другие иркутские и российские учебные заведения. Современная архитектура, особая система обучения, не опирающаяся на оценки, и множество возможностей для школьников — неудивительно, что многие иркутяне были уверены, что учиться в «Точке» можно будет только за деньги. Но это не так: в школу берут всех и особый акцент делают на инклюзивности, поэтому здесь много ребят из приёмных семей. Корреспондент «Верблюда» побывал в «Точке будущего» и рассказывает, как выглядит и работает инновационный для города проект.


Комплекс построен по инициативе Альберта Авдоляна — основателя компании Yota — и благотворительного фонда «Новый дом», эту идею поддержал глава попечительского совета фонда и генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов. Концепцию разрабатывали с 2013 года. Изначально «Точку будущего» планировали открыть в 2019 году, затем в январе 2020 года, но строительство затянулось.

1 сентября 2020 года 670 детей переступили порог школы, 180 детей зачислили в детский сад. Более 100 из них — сироты, живущие в приёмных семьях. Еще 670 заявлений в резерве — эти ребята начнут учиться в случае, если кто-то из учеников откажется от обучения в «Точке будущего». Школа рассчитана на 1022 ребенка, но первый год пилотный.

Всего «Точка будущего» получила около 4,5 тыс. заявок на прием детей. Учеников отбирали исходя из времени подачи — взяли тех, кто первым заполнил все необходимые документы и мотивационную анкету.

Как все устроено

«Точка будущего» включает три образовательных этапа — дошкольники, младшая и старшая школы. Главная идея проекта — сформировать у детей ответственное отношение к собственной жизни. Здесь обязательны уроки жизненного проектирования, которые проходят с детского сада. Сначала это простые занятия по элементарным навыкам — надо самому завязать шнурки, почистить зубы. С каждым годом спектр уроков расширяется.

До восьмого класса за каждым классом закреплен тьютор, после он курирует всего 12 детей. Каждый ученик самостоятельно выбирает себе жизненную цель на год, а выпускники формируют приоритет и на жизнь после окончания школы. Например, цель школьника — «Хочу измениться, потому что не нравлюсь себе». Вместе с тьютором ученик выстраивает план, как достичь ее в течение года. Для этого ребенок может, например, посещать спортзал или бассейн, заниматься с психологом или даже выбрать новый образ вместе со специалистами. Всё это — в рамках самой школы и в диалоге с родителями, для которых «Точка будущего» тоже собирается периодически проводить встречи и лекции по жизненному планированию.


6 млрд

рублей

— общая стоимость проекта.

600 млн

рублей

— ежегодное содержание школы.

21

гектар

— общая площадь территории комплекса.

Есть несколько полностью оборудованных спортзалов для занятий разными видами спорта, балетные станки, зимой будет каток, лыжная трасса. Также работают бассейн и большая кухня, в которой ученик может сам готовить пищу, психологический центр, биологическая и химическая лаборатории, типография, телестудия, творческие мастерские, где можно изучать робототехнику, 3D-моделирование, и т. д. Кроме того, закуплены новые швейные машинки — педагог может помочь ученику сшить для себя новую одежду.

«Точка будущего» — школа полного дня. Традиционные уроки здесь чередуются с внеурочной деятельностью, которую каждый ребенок выбирает самостоятельно. Нет кипы учебников — всё необходимое есть в классе, каждому ученику выдали индивидуальный ноутбук для занятий. По желанию после уроков дети могут остаться, например, чтобы пообщаться с друзьями, сходить на кружок или сделать домашнее задание. Пока школа учится в одну смену — с 8:00. Для учеников организованы автобусы из разных районов города. Обучение и трехразовое питание (для старшеклассников — шведский стол) полностью бесплатны.

На территории комплекса построен коттеджный поселок — здесь живут приёмные семьи, жилье им предоставили бесплатно. Их отбирает благотворительный фонд Авдоляна «Новый дом» и органы опеки и попечительства Иркутской области. Необходимость брать с определенной периодичностью на попечение детей из детдомов — обязательное условие для предоставления жилья. В каждой семье сейчас от двух до 11 ребят, все они учатся в «Точке будущего».

Архитектура и дизайн

В конкурсе на разработку архитектурной концепции «Точки будущего» участвовали 49 команд из 26 стран мира. Победителем стало датское архитектурное бюро Cebra.

И внутренне, и внешне «Точка будущего» кардинально отличается от привычных советских построек. Шесть корпусов — административный, хозяйственный, младшая и старшая школы, детский сад и бассейн — объединены общей крышей и составляют круг. В центре него образован своеобразный амфитеатр со спортивными площадками, сценой и газоном — здесь учителя в хорошую погоду смогут проводить уроки на открытом воздухе. Все корпуса, кроме детского сада (это здание должно быть отдельным — требования санпина), соединены друг с другом переходами.

В детском саду нет традиционных ярких картинок на стенах, вместо краски или обоев — магнитная поверхность, на которой дети рисуют специальными маркерами. Игрушки тоже не самые обычные — здесь много головоломок и развивающих объектов.

В «Точке будущего» все кабинеты прозрачны, а вместо кирпичей — пластик: так демонстрируют максимальную открытость учебного процесса. Здесь нет выстроенных в ряд парт, вместо них — «подвижные» столы. Закрепленные за детьми и воспитателями группы с помещениями есть только у детсадовцев, школьники же перемещаются по кабинетам — традиционного закрепления пространства за определенным предметом нет.

Инклюзивная среда и педагоги

Главная идея Авдоляна и его команды — благоприятная инклюзивная среда. «Сироты и обыкновенные дети будут чувствовать себя на равных», — говорит бизнесмен. Кроме того, в школу планируют брать и детей с особенностями здоровья. Для этого в «Точке будущего» есть необходимое оборудование, работает большая команда психологов, логопедов и дефектологов.

Сейчас работают более 100 учителей, каждый из которых прошел серьезный конкурс. В следующем году, когда учеников будет больше, число наставников расширится до 200 человек. Это педагоги разного возраста и компетенций, объединенные профессионализмом и желанием работать в инклюзивной среде. Учителя и воспитатели не знают, кто именно из детей является приемным, а кто растет в кровной семье. Школа проводит внутреннее обучение сотрудников, повышает их квалификацию, отводит педагогов от системы «Звонок в школе звучит для меня, вопросы здесь задаю тоже я».

Кстати, традиционных звонков тоже нет. Вместо них об окончании урока будет сигнализировать мелодия, которую на общешкольном голосовании выберут сами дети. Сигнала о начале урока в школе нет — в «Точке будущего» считают, что такая система вызывает у детей желание учиться.

Один из главных принципов проекта — открытость учителей и детей, включенность каждого ребенка в образовательный процесс. Как объяснил заместитель директора по воспитательной работе Максим Астраханцев, «Точка будущего» не гонится за оценками: «Главное для нас — заинтересовать детей в учебе, в самой школе. Если им будет здесь комфортно, приятно и интересно, то они сами будут хотеть учиться. У нас нет цели натренировать детей на сдачу ЕГЭ, мы хотим сделать для них школу вторым домом».

И для Чемезова, и для Авдоляна Иркутск — родной город. Оба бизнесмена видели острую ситуацию с сиротством в Иркутской области и решили помочь региону, в котором прошла часть их жизни. «Создание современного образовательного центра, где дети из приёмных семей смогут познавать мир, учиться и готовиться к взрослой жизни на равных со своими сверстниками, станет важным шагом в решении этой проблемы», — считает Чемезов.

Иркутская «Точка будущего» — не единственный инклюзивный образовательный проект Альберта Авдоляна. Уже в следующем года аналогичную школу начнут строить в Якутии, подписаны все необходимые документы.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому