1925 год
Первый в городе автомобиль, развивавший скорость до 15 км/ч, приобрел в 1899 году иркутский меценат, купец Николай Васильевич Яковлев. А вот автобусы появились уже в советское время. В декабре 1925 года из Москвы прибыло 4 шасси автобусов «Форд» — на 10 и 12 мест. Кузова делали в Иркутске, поэтому пуск движения задержался до января 1926 года. Маршрут с пятью остановками проходил через весь город, от вокзала в Маратовское предместье. Транспорт был передан с условием самоокупаемости в течении пяти лет, поэтому плата за проезд была высокой — 60 копеек за весь маршрут и 30 копеек при выходе на промежуточных остановках, при средней месячной зарплате 46 рублей. «Автобусы рейсировали по городу все время деловой работы: с утра и до вечера», — отмечали в «Восточно-Сибирская правде».
Автобусный парк обновлялся, появлялись новые маршруты, но не все в иркутском автобусном королевстве было спокойно, — об этом свидетельствуют газеты 1930-х годов. «Иркутский коммунальный транспорт не удовлетворяет нужд населения города. Трудящиеся Иркутска лишены возможности быстро и своевременно передвигаться по городу. О выездах в поле, лес и другие места отдыха и говорить не приходится. Городской транспорт насчитывает 65 автомашин, а для обслуживания их имеется гараж всего на… 8 машин. Профилактория, где можно было бы произвести предупредительный ремонт и мойку, также нет. Большинство машин остаются неосмотренными, выходят на линию технически неисправными, что влечет за собой поломки. Серьезный материальный ущерб приносят транспорту зима и осень. В прошлом году правительство выделило для Иркутска 15 шасси ЗИС-8 для 42-местных автобусов. Но вот уже второй год, как они стоят без кузовов, не работают. О некультурном, нелюбовном отношении к делу говорит такой факт: прекрасные комфортабельные М-1 за короткий промежуток времени стали грязными, давно утратили свой блеск, внутренняя обивка засалена», — пишет «Восточно-Сибирская правда» от 8 июля 1939 года.
Из того же выпуска: «За последнее время из-за плохих дорог закрыто много маршрутов. Например, не ходят машины до конечной остановки в предместье Маратово, аэропорт, Кая, Сенюшкина гора. Автобусы и такси [они появились в 1935 году] ходят только в пределах города. Пользуясь тем, что в городе плохие дороги, шоферы начинают заниматься самоуправством. 11 июня помощник начальника полярной аэроэкспедиции В. Гутгерц от вокзала решил доехать до гидропорта, шофер такси т. Прокопьева не захотела ехать и высадила его около реки Ушаковки, заявив, что дальше ехать нельзя, в то время как другой шофер увез т. Гутгерна до порта. Другой случай. Инженеру Союзвзрывпрома М. Докучаеву нужно было доехать до ул. Декабрьских событий, 86, шофер Иванов отказался ехать и высадил его на полпути. Мало этого, он наговорил ему еще массу грубостей».
Комментариев 0