24.08.2019 05:00
- 237 мемориалов отреставрируют в Иркутской области в этом году
- В Иркутске зальют 27 катков для массового и спортивного катания
- Иркутянина осудили за незаконную прослушку чужих разговоров
24.08.2019 05:00
История народов, живущих сейчас на берегах Байкала, непроста. В Прибайкалье разные племена встречались, сражались, умирали или продолжали жить — кто порознь, а кто вместе, — давая начало новым этническим группам и народам. Рассказываем, кто населял берега озера в древности, чем они занимались, где жили и какой след оставили в культуре Прибайкалья.
В археологии одно время господствовала идея, что все человечество вышло из Африки: якобы там, в одном из тектонических разломов с повышенной радиацией, и произошла мутация, благодаря которой возник Homo Sapiens — человек разумный. Однако теперь появилась гипотеза, что существовал второй центр развития человечества, — в самом сердце Азии, на Байкале.
В 1928 году советский антрополог, иркутянин Михаил Герасимов сделал открытие, которое спустя годы перевернуло все представления о жизни древних: на притоке Ангары реке Белой, у поселка Мальта он нашел стоянку людей, живших, как предполагается, 14 750 лет назад.
Герасимов обнаружил 15 погруженных в грунт полуземлянок из костей и бивней мамонтов, обитатели которых охотились на шерстистых носорогов, бизонов, быков, львов и волков. Они умели изготавливать каменные скребки, иглы, ножи, резцы, украшали себя нефритом, а самое главное — были искусными резчиками по кости. На стоянке найдено 37 статуэток, изображающих женщин-«праматерей» и животных. Фигурки женщин археологи прозвали «венерами палеолита». Здесь же нашли погребение, где лежали два мальчика, годовалый и четырех лет. В 2009 году ученые исследовали останки одного из детей. Мальчик жил 24 тыс. лет назад и генетически отличался от современных азиатских народов Прибайкалья.
В журнале Naturегеогенетики утверждают, что род отца ребенка отделился от ветви, ведущей к современным европейцам, а мать была прямо родственна европейским охотникам палеолита, первой эпохи каменного века (ок. 2,6 млн. — ок. 12 — 10 тыс. лет назад).
Ядерный геном мальчика совпадал с индейским (на 26%), с палеоевропейским (на 34%) и с южно-азиатским (на 37%) геномом. Скорее всего, ребенок был смуглым, черноглазым, черноволосым и являлся прямым потомком древних людей, обитавших на Янской стоянке в Якутии больше 31 тыс. лет назад.
Именно смешение обитателей Северной Сибири и Восточной Азии привело к возникновению популяции людей палеолита в Сибири и к появлению предков индейцев, заселивших затем Американский континент. Датские геогенетики Эске Виллерслев и Маанаса Рагхаван в статье «Двойное происхождение коренных американцев» утверждают, что останки с мальтинской стоянки — «самый старый анатомически современный геном человека на сегодняшний день». Отметим, что люди начали заселять Сибирь еще 40 тыс. лет назад. Это означает, что предки современных людей жили на Байкале.
Около 1800 года до нашей эры на Байкале появились и прожили здесь почти 500 лет первые монголоидные племена Глазковской культуры. Откуда они пришли, неизвестно, но по данным антропологов считаются предками современных эвенков, эвенов, юкагиров и, возможно, некоторых маньчжурских племен. Согласно исследованиям генетиков, глазковцы состояли в близком родстве с американскими индейцами и в некотором родстве с азиатскими и палеосибирскими народами.
По сути, это были разнообразные племена, которые приходили в Прибайкалье на какое-то время, спасаясь от природных стихий или нашествия врагов, а потом откочевывали в родные места, оставив свои следы на берегах великого озера.
Глазковцами их назвали потому, что первые захоронения были найдены в Иркутске, в предместье Глазково. Сначала культуру называли Иркутской. Она охватывала большую часть Байкала и Прибайкалья — от низовий Селенги до низовий Ангары.
О глазковцах известно, что они охотились и рыбачили на берестяных лодках. Для рыбалки использовали гарпуны, каменные приманки в виде мелких рыбок, плели сети из крапивы с каменными грузилами. Для охоты делали копья, луки, ножи треугольной формы и топоры, заостренные с двух сторон. Глазковская культура отличалась особыми каменными топорами, которые насаживались на топорище не перпендикулярно, а как бы служили его продолжением. Возможно, их использовали на охоте.
В быту представители этих племен использовали глиняные горшки и переносные колыбели для младенцев, шили распашную одежду. Уже тогда глазковцы освоили плавку меди и бронзы и делали из них украшения, иглы, шилья, ножи, крючки для рыбалки, которые считаются самыми древними рыболовными крючками в Сибири.
Мужчины украшали себя ожерельями из клыков животных, а глазковские модницы щеголяли нефритовыми кольцами, речным перламутром и медными украшениями.
Умерших хоронили в грунтовых могилах, которые сверху закладывали камнями, а тела клали сначала в скорченном положении, а позже — в вытянутом или в сидячем, но обязательно располагали тело головой по течению реки. Возможно, они верили, что душе умершего так легче найти дорогу в иной мир.
Фото: Легион медиа/123rf
Среди захоронений Глазковской культуры археологи выделают китойские захоронения, названные так по наименованию реки Китой, где впервые были найдены могилы этих племен. Китойцы, в отличие от глазковцев, засыпали тела сородичей красной охрой и клали в могилы нефритовые ножи и топоры. Нефрит они добывали в верховьях рек Китой и Белая.
О китойцах известно, что сначала они жили на западном берегу Байкала, а затем перебрались в Забайкалье. Самыми известными их захоронениями считают восемь могил на острове Ольхон, одна из которых находится в сакральном для современных бурят месте — на мысе Бурхан. Считается, что именно здесь живет дух-хранитель острова, к этому мысу до сих пор съезжаются камлать (общаться с духами) бурятские шаманы.
Ученые предполагают, что китойцы не только взаимодействовали с глазковцами, но и участвовали в формировании их генофонда. Куда исчезли глазковцы и китойцы, археологи не знают, данных нет.
В 1300 году до нашей эры глазковцев сменили представители плиточной культуры — монголоидные кочевые скотоводческие племена. Они пришли на Байкал из монгольских степей и Забайкалья. Их могильники находят на огромных территориях, включая северо-западный Китай, внутреннюю Монголию и долины западного берега Байкала. Сухой климат южной Сибири и тонкий покров снега в степи позволяли пасти там скот круглый год. В Прибайкалье их могилы найдены в Кудинской долине и в Приольхонье.
Стоянок у «плиточников» почти не находят. О культуре и быте судят по погребениям, культовым сооружениям и наскальным рисункам. Известно, что «плиточники» жили в юртах, разводили лошадей, коров и овец, были искусными наездниками. Они умели изготавливать бронзовые, серебряные и золотые украшения тонкой работы, бусы из самоцветов — малахита, бирюзы и сердолика. Поклонялись тотемным животным и солнцу.
Могилы плиточников отличали ограды размером от 1,5 м до 9 м из поставленных вертикально каменных плит высотой до 3 м. Внутри ограды часто ставили «оленный» камень — вертикальную плиту с изображением оленя, коня или оружия. Внизу, под перекрытиями, над погребальными камерами устраивали жертвенник. Здесь археологи находили черепа коней, овец или быков.
Кочевники одевали покойников в нарядную одежду и клали головой на восток, оставляя в могиле оружие, конскую сбрую, плети и предметы быта: зеркала, игольницы, сосуды из глины. Стиль, который плиточники использовали для украшения оружия и одежды, называют «звериным», что говорит об обширных связях кочевников с племенами скифов, живших в это же время, а предметы их быта позволяют судить о связях плиточников с Китаем и Юго-Восточной Азией. Например, в могилах найдены раковины каури — моллюска, который обитает в водах Индийского океана от Африки до Новой Зеландии. Его раковину в древности использовали в качестве монет.
Фото: Легион медиа/123rf
Среди плиточников попадались монголоиды и европеоиды — предположительно представители индо-иранских племен. Но мнение ученых совпадает: именно плиточники стали далекими пращурами монгольских племен и непосредственными предками хунну — древних кочевников, которые в конце III века до нашей эры севернее Китая основали державу, спустя 400 лет распавшуюся из-за войн и неурядиц.
Вот уж о ком ученые всегда спорили, так это о курыканах, которые жили на Байкале начиная с IV и заканчивая XIV веком нашей эры. В письменной эпитафии Кюль-тегниу — герою Второго тюркского каганата — курыканы названы народом, приславшим представителей на похороны кагана наравне с тибетцами, аварами, римлянами, киргизами и и отуз-татарами. А китайские хроники указывали, что на берегах моря Бэйхай (Байкал) живет воинственный народ «гулигань», который может выставить 5 тыс. отборных воинов.
Одни ученые считают, что курыкане говорили по-тюркски, другие — что по-монгольски, третьи уверены, что они были разноязыкими и представляли собой союз трех племен — тюркского, эвенкийского и протобурятского. Во главе каждого племени стоял «сыгин» — вождь, — а возглавлял союз племен «Великий сыгин».
Курыканы пришли на Байкал с запада, из енисейских степей, вытесненные оттуда другими народами, и расселились по берегам озера и в долинах рек. Разводили скот, пахали землю, выращивали рожь, пшеницу и просо, были искусными кузнецами. Однако их владычество закончилось, когда на Байкал от злобных киданей — кочевых племен внутренней Монголии — бежало монгольское племя хори-туматы, (непосредственные предки бурят-хори), а также племена эхиритов.
В результате военных столкновений курыканы были разбиты и отступили на север, уйдя по реке Лене и дав начало якутскому этносу. Главная достопримечательность, которую они оставили на Байкале, — это сложенная из камня стена длиной в 300 м и высотой в 2 м на мысе Хоргой на Ольхоне, предназначение которой до сих пор неясно. Возможно, это было место для жертвоприношений, так как на мысе найден алтарь. Но у стены был ров и земляной вал, а значит, она могла выполнять защитные функции.
Фото: Легион медиа/123rf
Начиная с VII века и по XIV век на Байкале появляются тюркоязычные племена байырку. От этого названия, возможно, произошло и само слово Байкал, а может быть, их именем стали называть реку Иркут. Они упоминаются в летописи персидского географа Рашид ад Дина: племена были разнородными и больше напоминали этническую общность. Они жили в долинах реки Сунгари, на севере Гоби и в долине Селенги, но все из-за тех же киданей были вынуждены покинуть обжитые места и переселиться на западный берег Байкала.
Байырку оставили после себя могильники Дарасунской культуры. Захоронения отличались от других наличием бараньей лопатки в изголовье могилы с воткнутым в нее ножом, а также особенными насыпями из округлых камней над могилой. Кроме этого, в Южном Забайкалье были найдены петроглифы (рисунки), на которых изображались всадники.
Как указывает в статье «Этническая история баргутов» профессор Джигачидай Буяндэлгэр из университета Хух-хото во Внутренней Монголии, в Китае под «байырку» понимали не только народ, но и верховья Ангары. Происхождение этноса недостаточно изучено, а потомками байырку стала большая часть бурят. Профессор Буяндэлгэр считает, что в союз байырку входили и баргуты, которые жили в долине реки Баргузин. С их жизнью до сих пор связано множество топонимов на Байкале: Баргузинский залив, ветер баргузин, село Баргузин.
Баргуты тоже были кочевники и скотоводы, привычные к дальним переходам и военным столкновениям. Они использовали железо для изготовления лошадиной сбруи, наконечников для копий и стрел, имели роговые накладки на луках, защищали тела железными панцирными пластинами. Мужчины дарили возлюбленным богато украшенные серьги с подвесками.
Согласно известной легенде, сам Потрясатель Вселенной Чингисхан по матери был баргут и поэтому соплеменники пользовались его доверием, служили в личной гвардии. Вместе с великим ханом они ушли в поход и не вернулись. Сейчас большинство баргутов (около 58 тыс. человек) живет в Китае и лишь малая часть, около 2 тыс. человек, — в Монголии.
Какие народы сейчас живут рядом с Байкалом
Сейчас на берегах озера, кроме бурят, живут русские, эвенки, якуты, украинцы, монголы, казахи, китайцы, тувинцы, мордвины, поляки, корейцы, цыгане и многие другие народы.
Формирование бурятского этноса на основе северных монгольских племен, говорящих на бурятском языке, началось на берегах Байкала с приходом этнической общности байырку. Позже к ним присоединились племена эхириты и хори. Серьезную роль в этом процессе сыграло появление булагатов — они пришли на Байкал немного позже. Их происхождение восходит к древнейшему монгольскому роду чинос, и в первый раз они упоминаются в «Сокровенном сказании монголов» как булагачины.
Булагаты вступили в войско Чингисхана и составили его опору — одну из четырех дивизий коренных монголов. После окончания похода великий хан оставил их в Средней Азии. Там в XIV веке булагаты основали ханство Булагчи, но в конце века оно пало под напором войск великого завоевателя Тимура (Тамерлана) и булагаты вернулись назад, поселившись рядом с ближайшими родственниками — эхиритами. Вплоть до XVII века булагаты были самым многочисленным бурятским племенем.
Все бурятские народы вели кочевой образ жизни, но после вхождения в XVII веке в состав Российской империи стали «оседать» на земле. В 1917 году на восточном берегу Байкала даже появилось государство Бурят-Монголия, просуществовавшее 3 года. А после окончания Гражданской войны была учреждена Бурят-Монгольская Советская Социалистическая Республика, переименованная в 1958 году в Бурятскую АССР.
Фото: Легион медиа/123rf
Бурятский язык относится к северной группе монгольских языков, у него есть собственный литературный стандарт. Сегодня многие буряты живут в городах, а те, кто остался в селах, разводят скот, занимаются торговлей, бизнесом, работают врачами и учителями. На восточном берегу Байкала живут преимущественно хори, сартулы, атаганы и хоркиты. По вероисповеданию они буддисты. В долине Иркута расселились буряты-иркиты, а на западном берегу Байкала живут булагаты, эхириты и хондогоры, которые по большей части шаманисты. Всего же в Прибайкалье проживает не менее 189 бурятских родов и не менее 17 этногеографических групп, среди которых выделяются селенгинские, хоринские, балаганские, китойские, ольхонские, тункинские, нижнеудинские буряты.
На берегах Байкала жило много племен и народов со своими культурой и традициями. Прибайкалье можно считать огромным этническим котлом, из которого вышли якуты, эвенки, буряты и даже предки современных индейцев. Так что теория о втором центре развития цивилизации на берегах великого озера, может быть, не лишена основания.
Комментариев 0