• Пробки 2
  • Погода
  • Видео дня: фильм о самом богатом предпринимателе царской России из ИркутскаИркутска
  • Бывшего транспортного прокурора Иркутска задержали по подозрению в мошенничествемошенничестве
  • Рейтинг: приложения, больше всего следящие за российскими пользователямипользователями

Главная > Здоровье 17.11.2020 15:38

Будет ли «третья волна» пандемии? Как долго сохраняются антитела? И когда COVID-19 исчезнет? Отвечаем на актуальные вопросы о коронавирусе

Екатерина Фалалеева

Екатерина Фалалеева

1 Читать комментарии
Будет ли «третья волна» пандемии? Как долго сохраняются антитела? И когда COVID-19 исчезнет? Отвечаем на актуальные вопросы о коронавирусе - Верблюд в огне

Фото: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»

Недавно главный врач ГКБ № 40 в Коммунарке Денис Проценко заявил, что в марте следующего года может начаться третья волна пандемии коронавируса. Что это означает? Вспышки COVID-19 с нами навсегда? А стоит ли бояться тем, кто уже переболел? И главное — когда всё это закончится?

На эти вопросы «Верблюду» ответили академик РАН, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Сеченовского университета Виталий Зверев и академик РАН, первый руководитель Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН Сергей Колесников.


Текущий подъем заболеваемости называют второй волной. Это правильная формулировка?

Короткий ответ: нет.


Виталий Зверев

Я бы не назвал происходящее сейчас «второй волной». Продолжается первая волна — она не прекращалась, ведь случаи регистрируют на протяжении всего года. Вообще, не совсем правильно ориентироваться на количество зараженных, когда мы говорим о всплесках. Зимой тестировали в день 100 тыс. человек, весной — 200 тыс., а сейчас — 300 тыс.. Чем больше тестируем, тем больше выявляем. Это не показатель пандемии. Главный показатель — число тяжелых случаев и смертность. А смертность падает. Хотя препаратов нет, мы научились симптоматически лечить заболевание.


Сергей Колесников

Обычно под волнами понимают не связанные с сезоном подъемы заболеваемости. А у нас происходят именно сезонные всплески: зимне-весенний сменился летним спадом, осенью произошел очередной подъем. Он будет идти до весны с той или иной силой. Поэтому правильнее сказать, что сейчас идет вторая сезонная волна коронавируса и она продлится до весны.

Будут ли новые подъемы заболеваемости?

Короткий ответ: возможно, но переживать не стоит.


Виталий Зверев

Весной заболеваемость пойдет на спад, а к лету снизится до минимума в силу погодных условий и всех принятых мер. Дальше всё будет зависеть от того, сколько людей переболеет, то есть от коллективного иммунитета. Если иммунная прослойка будет достаточная (не менее 70 % переболевших), будем выходить из пандемии.

Люди, переболевшие даже в легкой форме, будут сохранять иммунитет по крайней мере несколько лет. Этого можно ожидать, зная, что происходит в организме после других коронавирусов. Но пока это только предположение. Если иммунитет будет сохраняться два-три года, то тогда никакой третьей волны, скорее всего, не будет.


Сергей Колесников

Поскольку коронавирус — острая респираторная вирусная инфекция, он имеет сезонную динамику. Осенью 2021 года снова будет подъем, но более сглаженный по сравнению с этим годом. И в 2022 году, скорее всего, мы будем иметь сезонную коронавирусную инфекцию. Ее повреждающие действия будут уменьшаться — как правило, вирусы в человеческой популяции ослабевают. Плюс мы научились лечить и заниматься профилактикой. Смертность при каждом новом сезонном подъеме будет меньше.

Может ли COVID-19 исчезнуть?

Короткий ответ: коронавирус с нами надолго, но это не страшно.


Сергей Колесников

До COVID-19 в людской популяции гуляло четыре коронавируса. С некоторыми из них мы живем уже век. Первая похожая инфекция коронавируса была в 1890 году, называлась она «русский грипп». Было еще два коронавируса, которые исчезли бесследно, — атипичная пневмония и ближневосточный респираторный синдром, смертность была 2045 %.

Нынешний «ковид» — родственник тех четырех коронавирусов, которые остались с нами. По разным данным, до нынешней пандемии от 2 % до 15 % острых респираторных инфекций в год вызывались коронавирусами. Ими особо не интересовались, потому что они не вызывают тяжелых болезней. Теперь COVID-19 точно с нами навсегда — сильно прочно поселился в популяции.


Виталий Зверев

COVID-19 не исчезнет, но приобретет сезонный характер. Будут вспышки в отдельных регионах и странах, но вот таких страшных подъемов не будет. То же самое происходит, когда появляется новый вирус гриппа: разрабатывается вакцина, которая контролирует заболеваемость, держит ее в определенных рамках. Так же будет с ковидом. На мой взгляд, коронавирусная инфекция даже менее опасная, чем грипп, потому что ее вирус так не меняется, как каждый год меняется вирус гриппа.

Как обстоит ситуация с вакцинами в России?

Короткий ответ: разрабатывают несколько вакцин, одна из них — на заключительной фазе исследований.


Сергей Колесников

Сейчас в России пять вакцин проходят клиническую апробацию. Из них три — российские: одна подготовлена к регистрации, вторая находится на стадии расширенных испытаний, еще одна — уже на третьей, заключительной фазе исследований. Также в России проводятся клинические исследования вакцин китайской компании KanSino и англо-шведской компании AstraZeneca.

«»

Третья фаза — это испытания эффективности. Защитный эффект выявляется просто: тысячу человек привили вакциной, а другую тысячу — другим препаратом. Если, например, между этими группами достигнута разница в заражении в два раза, считается, что эффективность 50 %.

Недавно две компании объявили результаты промежуточных анализов третьей фазы исследований. Американская Pfizer и немецкая BioNTech сообщили, что их вакцина показала 90 % эффективности. Вскоре вслед за коллегами создатели российской вакцины «Спутник V» оценили ее эффективность в 92 %. Регистрационное удостоверение «Спутника V» действует до 1 января: если не будет доказано, что в третьей фазе она эффективна и безопасна, тогда регистрационное удостоверение могут и отозвать. А если докажут, то вакцину утвердят.

Пострегистрационные испытания российской вакцины от коронавируса «Спутник V» в Москве.
Фото: Alexander Zemlianichenko Jr AP/ТАСС

Так когда же начнется массовая вакцинация?

Короткий ответ: возможно, этой зимой.


Сергей Колесников

Массовая вакцинация — это когда производят вакцину хотя бы для 1 % населения. У нас 1 % взрослого населения — 1 млн человек (я считаю, что детям эта вакцина не показана). Поэтому нужно выпустить как минимум 1 млн доз. При наличии достаточного количества вакцины в начале декабря могут начать вакцинацию. Если не успеют произвести, то в начале следующего года.

Как вакцина изменит ситуацию?

Короткий ответ: мы перестанем бояться коронавируса.


Виталий Зверев

Пандемия завершится, когда будет достаточная степень коллективного иммунитета. Вакцина поможет быстрее увеличить иммунную прослойку. Те инфекции, которые контролируются вакциной, конечно, наносят гораздо меньший вред. Если учесть, что через пару лет появятся специфические препараты для лечения, в недалеком будущем вирус больше не будет вызывать таких страшных тревог.

Если я переболел, надолго ли сохранится иммунитет?

Короткий ответ: мы не знаем.


Сергей Колесников

Пока точных данных на этот счет нет. Есть сведения, что тип нейтрализующих антител, достаточный для того, чтобы снова не заболеть, вырабатывается только у 6070 % переболевших. У других антитела вырабатываются, но в течение трех месяцев быстро снижаются. Есть работы английских ученых, в которых говорится, что антитела существуют более 6 месяцев.

Я думаю, что основой защиты от повторного заражения являются не антитела, а Т-клеточный иммунитет. Он может существовать достаточно долго — несколько лет или даже десятилетий. Это обнадеживает. Вообще, сейчас повторные заражения регистрируется редко. Причем неизвестно, тем же штаммом вируса или уже модифицированным.

Что нас ждет этой зимой и как не заболеть?

Короткий ответ: пока неизвестно; носить маски.


Сергей Колесников

Обычно грипп начинается осенью и заканчивается весной. Но, как правило, в наши иркутские морозы наблюдается снижение заболеваемости гриппом. Аналогичная ситуация может сложиться и при коронавирусе. Но точно сказать нельзя, потому что опыта такого нет. Посмотрим, как поведет себя ковид.

«»

Мы все можем не провоцировать рост заболеваемости. Делать это просто — нужно носить маски. Они имеют почти такую же эффективность, как вакцины, — обеспечивают защиту на 3060 %. Эффективна и самоизоляция. Так что «больше трех не собираться», как это было у чеховского унтера Пришибеева.

Комментариев 1

Аватар serke75

0

Можно было просто и коротко написать: "Мы ничего не знаем, отстаньте от нас...и носите маски"😁

18.11.2020 00:07

Ответить
Загрузка...

Тренды 20.11.2020 14:24

Батарея вместо бензобака: как иркутяне пересаживаются на электромобили

Екатерина Фалалеева

Автор Екатерина Фалалеева

1 Читать комментарии

За последние несколько лет жители Иркутской области полюбили электромобили — если в 2017 году в регионе насчитывалось всего 56 таких авто, то к середине 2020 года — уже 843. С 2019 года Приангарье находится на втором месте в России по количеству электромобилей — мы опережаем Москву и уступаем только Приморью. А еще наш регион — лидер рынка подержанных электрокаров. При этом в области практически нет никакой инфраструктуры, хотя ситуация медленно меняется — преимущественно силами активистов и бизнес-сообщества. «Верблюд» рассказывает, как устроена жизнь владельцев электромобилей в Иркутской области.



Что вы узнаете:

  • кто и зачем покупает электромобили в Иркутске;
  • во сколько обходится обслуживание электрокаров;
  • как часто их нужно заряжать и можно ли выезжать на них загород;
  • сколько в регионе электрозаправочных станций (спойлер: очень мало) и кто их устанавливает.

Причины любви

Одна из причин популярности электрокаров в Приангарье — низкая стоимость электроэнергии в регионе. В июне 2016 года иркутянин Сергей Налетов приобрел электромобиль. К тому времени он уже несколько месяцев искал более экономичную альтернативу своей машине. Сергей утверждает, что это был первый зарегистрированный в Иркутске Nissan Leaf, на сегодняшний день — самый популярный электромобиль в России. Покупка обошлась в 500 тыс. рублей.

«Я влюбился в машину и в первый год просто не мог ей нарадоваться, — вспоминает Сергей. — Оказалось, что это идеальный вариант для ежедневных поездок по городу, который к тому же помогает серьезно экономить». Траты сократились в десять раз: на бензин иркутянин ежемесячно тратил минимум 6 тыс. рублей, а на зарядку электрокара уходит максимум 600 рублей. По подсчетам Сергея, на одном только бензине за четыре года он сэкономил 300 тыс. рублей.

Кроме того, уменьшились расходы на обслуживание: «Я сразу поменял жидкость в редукторе и антифриз, это обошлось в три тысячи рублей. Купил комплекты резины. Больше за четыре года владения машиной я в нее ничего не вкладывал».

«»

«Обслуживать там нечего, — объясняет Сергей Сергеев, один из основателей клуба Nissan Leaf Baikal. — Ни масла, ни фильтров — ничего менять не надо. Раз в 100 тыс. км по регламенту — осмотр жидкости в редукторе. Заменить ее стоит около 1,5 тыс. рублей».

Сергеев купил электромобиль весной 2017 года. Мужчина работает в транспортной компании и ежедневно проезжает около 100 км. Такое расстояние обходится ему примерно в 20 рублей, если он заряжается дома. Счет за электричество — 600800 рублей в месяц. С появлением в городе станций экспресс-зарядки траты возросли — за один визит Сергей отдает около 100 рублей, в месяц получается 12 тыс. рублей. «Зато это удобно — можно быстро подзарядиться, если километраж больше обычного», — говорит Сергей.

Как заряжают электромобили

На Nissan Leaf первого поколения с полной зарядкой можно проехать 120130 км летом и 6080 зимой. У второго поколения показатели выше — 250 км и 120150 км соответственно. Для того чтобы увеличить пробег в холодное время года, водители идут на различные усовершенствования, например ставят автономный дизельный обогреватель для салона. Это позволяет не тратить драгоценную энергию с батареи на обогрев. Расходы на дизель — около 500 рублей в месяц при активной езде.

«Как многие в обычных машинах ставят котлы, лифоводы помещают под днищем подогрев высоковольтной батареи. Некоторые ставят инфракрасный теплый пол и стекла с обогревателем. Кстати, жара и перегрев действуют на батарею более разрушительно, чем мороз», — поясняет Сергей Сергеев.

Большинство владельцев электрокаров заряжают авто от обычной домашней розетки. На стандартную батарею Nissan Leaf уходит 67 часов. Сергей Сергеев оборудовал зарядное место в гараже, вывел провод из квартирного щитка. Он установил двухтарифный счетчик и заряжает автомобиль ночью, по сниженному тарифу: «Специальный счетчик — это обоснованная трата, если электромобиль — основной потребитель энергии. Счетчик и его перепрошивка на местное время обошлись в три тыс. рублей. За 8 месяцев он окупился».

Тем, кто не имеет гаража, приходится труднее. Василий Веремеенко пересел за руль электромобиля летом 2019 года. Чтобы зарядиться, он поначалу спускал удлинитель с балкона третьего этажа. Перед зимой решил установить розетку на улице.

«»

«Нарисовал три схемы прокладки кабеля, пошел в управляющую компанию с официальным запросом. Там ответили, что этим не занимаются, нужно согласовывать с собственниками дома, — рассказывает Василий. — Поговорили с председателем дома, он подписал документы. Я прокинул кабель через окно по фасаду здания. Внизу поставил шкаф с розеткой на отдельном автомате с дополнительными средствами защиты».

Недавно Василий смонтировал уличную розетку на доме, в который скоро переедет. Там кабель протянут с четвертого этажа через подъезд. «Действовал аналогично — по согласованию с председателем. Сделать все как положено — с собранием, подписями большинства жильцов — довольно трудно. Негативной реакции со стороны соседей не встречал. Если кто-то подходил с вопросами, я все объяснял».

Иногда на месте у розетки паркуются другие автомобили. На этот случай Василий приобрел 30-метровый удлинитель, который можно протянуть до самого дальнего уголка парковки. Ежедневно Веремеенко проезжает 3040 км, иногда — до 70 км. Летом одного заряда хватает на два-три дня.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Кто устанавливает зарядные станции в Приангарье

Заряжать электромобиль приходится чаще, чем заправлять бензином обычное авто. Электромобилисты признаются, что порой им приходится отказываться от спонтанных поездок, если заряда недостаточно. Для комфортного передвижения по городу и выездов загород региону нужна сеть электрозаправочных станций (ЭЗС). Сейчас, согласно карте зарядных станций PlugShare, в городе их семь. Все они установлены силами местных энтузиастов и предпринимателей.


В Иркутске есть медленные и быстрые зарядные станции. На первых полная зарядка занимает 58 часов, хотя может достигать и 12 часов — зависит от мощности бортового зарядного устройства. На экспресс-станциях за 3040 минут можно зарядиться с 1% до 80%.


Проект Quickly

Первая публичная зарядная станция появилась в Иркутске в июле прошлого года. Ее установил филиал экспедиторской компании Eхpress.ru на Байкальской, 203 Б, возле своего офиса. «Когда мы открывались, сразу решили, что не используем машины с ГСМ (горюче-смазочными материалами. — Прим. ред.), так как это требует постоянных вложений. У нас курьеры передвигаются на электромобилях, — рассказывает предприниматель Евгений Лунюшкин. — Медленную зарядную станцию рядом с офисом поставили ради собственных нужд, но воспользоваться ей могут все желающие». Станция бесплатная, все связанные с ней расходы на себя берет компания — это 22,5 тыс. рублей в месяц.

В ноябре Лунюшкин планирует начать монтаж экспресс-станции на улице Ширямова. Там же будет резервная медленная станция. Стоимость проекта — 1 млн рублей. «Зарядка на быстрой станции поначалу будет стоить символически — 1 рубль (вся зарядка), затем мы посмотрим на спрос и выстроим ценовую политику», — рассказывает предприниматель. В следующем году он планирует установить еще три ЭЗС.


Проект компании «Новинвест»

В этом году в столице Приангарья появились первые экспресс-станции. Найти их можно у ТЦ «Москва» на Сергеева, ТЦ «Дока» на Байкальской и у рынка «Парус» на Трактовой. Они двух видов: на одних расчет идет по киловаттам (15 руб/кВт), оплата производится через приложение «Фора»; на других — поминутный тариф (6 руб./минута), а заплатить можно банковской картой. По стоимости получается одинаково — 10 кВт обойдутся примерно в 150 рублей. С этим зарядом летом можно проехать 60 км, зимой — около 40.


Алексей Марчук,

Руководитель проекта и технический директор «Новинвеста»

Изначально мы хотели договориться о сотрудничестве с «Иркутскэнерго». Нас заверили, что необходимые мощности предоставят в любой точке города. В ответ на наше техзадание выдали условия, выполнение которых обошлось бы в 4 млн рублей. Сама станция стоит полмиллиона. Получается, чтобы установить одну станцию в Иркутске, нужно около 5 млн рублей. Что мы придумали? Пошли по частникам.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Договориться с ними тоже оказалось не так-то просто: не всех удовлетворяла «недостаточная» коммерческая составляющая. По идее инициаторов проекта, установка зарядных станций на частных объектах могла бы привлечь внимание к ним. Но некоторым этого мало. На вопрос, а что мы с этого будем иметь, Алексей Марчук объяснял экономику проекта: стоимость зарядки 15 руб/кВт, вычитаем стоимость электричества для юрлиц (4 руб./кВт) и другие расходы — техподдержку, поддержку мобильного приложения. Остается 5 рублей прибыли.

«Все считают, что мы на этом круто зарабатываем, — говорит Марчук. — Но мы пока только вкладываемся. Станция на 50 кВт стоит 1 млн руб., на 25 кВт — полмиллиона, а средняя стоимость одной зарядки — 90 рублей. Нам говорят — а зачем вы это делаете? Но иначе развития не будет — водители будут крутиться по обычным маршрутам, проезжать свои 5070 км, а всем хочется больше перемещаться по городу и области».

К концу следующего года «Новинвест» планирует увеличить количество зарядных станций до 15. Они появятся в Иркутске, Шелехове, Усолье и других городах и поселках области. Стоимость проекта — 1015 млн рублей.

«»

«Предполагаем, что проект начнет окупаться через 23 года. Зарядные станции — это новый продукт, который мы еще только тестируем. Бывало, что станцию запускали сутки, — она не работала, а мы не могли понять, в чем дело. Много вопросов с технической частью, программным обеспечением. К тому же зимой они еще не эксплуатировались и неизвестно, как себя покажут», — поясняет Марчук.

Есть и другие проблемы: на раскрутку одной электростанции уходит в среднем четыре месяца. Иногда их приходится переносить, что приводит к дополнительным сложностям. Так случилось с первой экспресс-станцией на Старокузьмихинской: «Спустя три месяца мы оттуда переехали из-за конфликтов. Мы занимали место на парковке, и оказалось, что владельцу территории важнее обеспечить удобство водителей бензиновых автомобилей».


Проект En+ Group

Группа компаний En+ Group установит в Прибайкалье три электрозаправочные станции, сообщил «Верблюду» руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков. Они появятся в Листвянке и Иркутске на автозаправочном комплексе возле ТЦ «Яркомолл» и на муниципальной территории возле здания «Иркутскэнерго» на Сухэ-Батора. Это будут станции с использованием разъемов CHAdeMO и CCS Combo (Type 2) на постоянном токе с мощностью 50 кВт. Зарядка до 80% займет 20 минут. Станции также будут оснащены разъемом для медленной зарядки.

В этом году в проект планируется инвестировать 10 млн руб. Эксплуатация станций начнется в декабре. В среднесрочной перспективе компания собирается установить быстрые ЭЗС по трассам в направлении Байкальска и Хужира. По словам Хардикова, в текущей рыночной ситуации проект пока не окупаемый и в большей мере обусловлен социальной ответственностью бизнеса. «Надеемся, что с появлением первых зарядных комплексов количество электромобилей в Иркутской области будет расти, мы, в свою очередь, будем готовы сеть зарядных станций расширять», — заверил Хардиков.

Фото Василия Веремеенко

Добраться до Байкала

Некоторые иркутяне обзаводятся электромобилем как второй машиной — исключительно для передвижений по городу. «Электромобиль бюджетного сегмента — не универсальная вещь, — говорит Сергей Налетов. — Лучше всего он показывает себя в городских условиях, а вот далеко на нем не уедешь. Учитывая отсутствие политической воли по поводу развития инфраструктуры, быстрых зарядок в ближайшее время по области не появится. Встать посередине пути на несколько часов, чтобы зарядиться, — по-моему, это слишком».

Впрочем, другие электромобилисты регулярно путешествуют по области и не видят затруднений в вынужденных остановках. Правда, и они признаются, что станции быстрой зарядки могли бы сделать отдых комфортнее. Пока что такая есть только в поселке Никола, но сейчас она на техобслуживании.

По пути на Малое море можно зарядиться на станции медленной зарядки в Баяндае. Работает она только в сезон, а зимой отключена. Есть станция в поселке Тараса в Боханском районе (проект 4ev.ru). Владельцы электромобилей рассказывают, что розетки часто предоставляют владельцы кафе и стоянок. Например, в Култуке можно пополнить заряд за 150 рублей, а на стоянке в Листвянке — за 50. «Мы ездили на Ольхон, в Улан-Удэ, на Святой Нос, — перечисляет Сергей Сергеев. — По пути заряжались от розеток — их, слава богу, на трассе хватает. Да, едешь дольше, чем на обычном авто, но это же часть путешествия».

Фото Сергея Налетова

Что ждет электромобилистов в России

Сейчас по всей России насчитывается всего около 250 зарядных станций, и с каждым годом их будет всё больше. Например, «Россети» к 2024 году планируют увеличить количество ЭЗС в стране до 1 тыс. На первом этапе хотят охватить крупные города с населением более 1 млн человек, на втором — города с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей. Всего должны построить ЭЗС в 30 крупных городах и на 30 магистралях.

Развитие инфраструктуры увеличит спрос на электротранспорт, уверены эксперты. Также поможет снижение стоимости аккумуляторных батарей и их адаптация под российский климат. Благодаря этим мерам среднегодовые темпы роста рынка электромобилей к 2025 году могут достичь 30 %. Ближайшие прогнозы такие: ожидается, что в 2021 году продажи новых электромобилей вырастут примерно на 1015 %, а подержанных — на 40 %.

Иркутяне продолжат покупать электромобили, убеждены наши собеседники, и улучшение качества инфраструктуры только подстегнет спрос. Кстати, с этого года в области отменен транспортный налог на электромобили — это около 1,7 тыс. рублей в год. «Сумма небольшая, но важно, что государство делает шаг навстречу электромобилистам», — говорит Сергеев. Кроме того, в мае в России отменили таможенные пошлины на ввоз электрокаров, она составляла 15 %. Правда, из-за роста курса доллара и повышения спроса итоговая цена сейчас даже выше, чем в начале года, резюмирует он.

Фото: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому