• С 1 апреля в Иркутске пройдет месячник по санитарной очистке города
  • Выставка минералов откроется в Иркутском краеведческом музее
  • «Безопасные качественные дороги» Приангарья: подрядчики на этот год определены

Главная > Герои 27.10.2020 16:08

«Силы среднестатистической девочки хватит, чтобы справиться с самолетом». Девушки-пилоты — о выборе профессии, сексизме и жизни на карантине

Кристина Макаренко

Кристина Макаренко

0 Читать комментарии
«Силы среднестатистической девочки хватит, чтобы справиться с самолетом». Девушки-пилоты — о выборе профессии, сексизме и жизни на карантине - Верблюд в огне

Иллюстрации: Ксения Яненко / «Верблюд в огне»

Алене 24 года, и она из Иркутска, Валерии 25 лет, она из Улан-Удэ. Обе девушки умело управляют пассажирскими лайнерами, фотографируют рассветы и закаты из кабины пилота, решают нестандартные ситуации в небе и ведут обычную жизнь на земле. «Верблюд в огне» поговорил с сибирячками о том, что такое быть девушкой-пилотом в России и так ли романтична профессия, которую принято считать мужской.


Алена,

24 года, второй пилот

Два года стажа, 1300 часов в полете

Мне всегда казалось, что чтобы стать пилотом, надо родиться в авиационной семье или провести детство в окружении самолетов. Но в 10 классе я узнала, что профессию пилота можно изучить так же, как и любую другую. Конечно, сперва семья отнеслась к моему решению неоднозначно, но в итоге все-таки поддержала меня. Это стало залогом того, что у меня все получилось.

Я родилась и выросла в Иркутске. В 17 лет, закончив школу, уехала поступать в училище в Сасово в Рязанской области — в отличие от университета, в нем учиться нужно всего три года. В Иркутске нет учебных заведений, где можно выучиться именно на пилота гражданской авиации. Мне было тяжело уезжать: я была сильно привязана к семье и очень скучала. Когда вставал выбор, поехать на каникулы в другую страну на отдых или прилететь домой в Иркутск, я всегда выбирала дом и никогда об этом не жалела. И сейчас я стараюсь чаще возвращаться домой.

Я поступила в училище в 2014 году, до этого на курсе училось по две-три девочки, а в год моего поступления нас пришло 18 человек. Это огромная разница — руководящий состав и преподаватели были удивлены, относились к нам с заметным недоверием. Им было непонятно, как такое количество курсанток будут учиться на пилотов, как будут летать. Но всё прошло замечательно: девочки летали ничуть не хуже мальчиков и успешно закончили училище, многие даже с красными дипломами.

«»

То, что женщины по своей природе отличаются от мужчин, никак не влияет: на современных самолетах физическая сила не используется и не требуется в том объеме, как это было раньше. Даже в условиях отказов или нестандартных ситуаций силы среднестатистической девочки хватит, чтобы справиться с самолетом.

С негативным мнением людей я сталкиваюсь, когда человек не имеет никакого отношения к авиации. Многие не понимают, какую подготовку нужно пройти, чтобы сесть за штурвал большого пассажирского лайнера. В силу своего незнания они испытывают страх, когда видят, что девушка, только закончившая учебное заведение, управляет большим пассажирским лайнером. Я даже могу понять это: из такого страха рождаются их слова о том, что девочкам не место в авиации, как и за рулем автомобиля. Уверена, что если бы эти люди знали больше о моей работе, они бы изменили свое мнение.

Первых полетов было два. Самый первый — в училище, когда я поднялась в небо на маленьком самолетике. Мы летали между облаков, и я помню, как почувствовала, каково это — управлять самолетом, пусть и небольшим. Это непередаваемые ощущения, у всех пилотов этот день навсегда остается в памяти. Второй «первый полет» был на большом пассажирском лайнере, но это была совершенно другая работа и в момент полета я была занята своими действиями, процедурами и совершенно не думала о том, что чувствую. Я просто знала, что у меня за спиной более 200 пассажиров, за которых я несу ответственность.

Для меня единственным минусом работы стал ненормированный рабочий график. Рейсы бывают и ночные, и дневные, летаем и ранним утром, и поздним вечером. Организм привык во время своей биологической ночи спать, а днем — бодрствовать. Когда работаешь в ночное время, происходит дисбаланс: организм не понимает, почему его заставляют работать, почему он спит всегда в разное время, ему тяжело. Естественно, после таких ночных рейсов я устаю, как и все пилоты. Приходится отдыхать, восстанавливать свой режим дня. Несмотря на это, я всё равно очень люблю свою профессию.

«»

Хотя моя профессия в какой-то степени тяжелая, требует большой выносливости и стрессоустойчивости, я нахожу в ней много романтики и плюсов. Для кого-то профессия пилота романтична тем, что из окна кабины наблюдаешь рассвет или закат, для других — что завтра проснешься за границей с видом на море из окна, а послезавтра — в уютной гостинице в маленьком городке.

Во время карантина наша авиакомпания не выполняла пассажирские перевозки, поэтому пилоты сидели дома. Кто-то уходил в отпуск, кто-то просто ждал возобновления полетов, и это продолжалось около трех месяцев. За такое время, навыки, конечно, не теряются, да они и не могут потеряться, когда знаешь свою работу. А с возобновлением полетов все вернулось на свои места.


Валерия,

25 лет, второй пилот

Два года стажа, 1100 часов в полете

Я из авиационной семьи, мое детство было тесно связано с самолетами. Еще в школе я знала, кем хочу стать. Само собой, все в семье отреагировали совершенно спокойно и поддержали мой выбор. Я родом из Улан-Удэ, там негде выучиться на пилота. Так как после школы я планировала получать именно высшее образование, то выбор был между двумя университетами: СПбГУГА и УВАУГА. Я выбрала Питер. Мое безумное желание скорее начать обучение побороло трудности переезда.

Впервые мнение, что женщине не место в кабине самолета, я услышала в университете. Меня это никак не задело: я считаю, что сколько людей, столько и мнений. Что касается коллег, то в работе все гораздо адекватнее. Здесь нас принимают и относятся уже не как к девушке в кабине, а как к пилоту. У профессии нет принадлежности к полу. Мне не нравится феминитив «пилотесса», потому что работа — это работа, а пилот — это пилот, и никак иначе. Есть профессия, и есть человек, который ее исполняет. Безусловно, есть сообщества женщин-пилотов, и в моем окружении достаточно девушек-коллег, с которыми я поддерживаю приятельские, а иногда и дружеские отношения.

Есть первый полет в жизни и первый полет в качестве пилота. Первый происходит в университете во время обучения, а второй — в роли второго пилота в авиакомпании. Это непередаваемые эмоции — ощущение полета, ответственности и того, что весь мир как на ладони. Чувство, что всё, что вело к этому моменту, было не зря.

Когда ты действительно любишь свое дело, все возможные минусы просто не замечаешь. Единственное, что можно назвать очевидно тяжелым, это график работы, который заключается в полном его отсутствии. Но и к этому привыкаешь.

«»

Просто стоит понять, что эта работа будет занимать около 90 % твоей жизни. Когда ты пролетаешь над городами, понимаешь, что там сейчас кипит жизнь: кто-то едет домой, кто-то проводит время с друзьями, кто-то смотрит телевизор, кто-то сейчас с любимым человеком. А ты наблюдаешь за этим с высоты. Не каждый человек сможет так жить, но для меня моя работа прекрасна.

В таких условиях личная жизнь возможна только с человеком, который в полной мере будет понимать и принимать такой график и без ревности относиться к тому, что практически весь коллектив — мужчины. Женщина-пилот — это не та женщина, которая сможет создать дома уют в полной мере, если сравнивать с человеком, который постоянно находится дома. Но я считаю, что если есть любовь, то есть понимание и поддержка.

В небе я чувствую свободу — когда ступаешь на трап самолета, все твои проблемы и заботы остаются позади. Ради этого чувства хочется возвращаться снова и снова. Я считаю, что нашла свою идеальную работу. Я обожаю самолеты, небо и ощущение, что ты помогаешь тысячам людей перемещаться по миру — домой, к родным, близким, любимым.

«»

Говорить, что у нас высокая зарплата, не считаю нужным. Все относительно, но бедствовать не приходится и всегда есть куда стремиться. Как и в любой профессии, само собой, возможен карьерный рост. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, нужно иметь определенное образование, опыт и налет часов. А вообще, куда уже выше: когда мы в небе, выше нас только звезды.

Я стараюсь приезжать домой каждый отпуск, а это раз в полгода, но из-за пандемии я не была в Улан-Удэ уже почти год. Вся моя семья в Бурятии, и я скучаю по дому, по родным людям, по Байкалу. В остальном карантин стал лучшим временем для саморазвития и самообразования. Конечно, пилоту без постоянной практики сложно, но «руки помнят».

Комментариев 0

Читайте также

109 новых автобусов прибыли в Иркутскую область

04.03.2024 11:28

109 новых автобусов прибыли в Иркутскую область

81 новый НЕФАЗ выйдет на маршруты города Иркутска, остальная техника отправится по области. Планируется, что новые автобусы будут работать на 17 муниципальных и 24 межмуниципальных маршрутах. В Иркутске техника будет задействована как на городских, так и на садоводческих маршрутах.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому