В июле 2019 года губернатор Красноярского края Александр Усс заявил, что тушить некоторые пожары экономически нецелесообразно. Усс стал антигероем прошлого лета: высказывание о пожарах процитировали почти все федеральные медиа, а красноярцы устроили митинги с требованием отправить губернатора в отставку.
Скандал с его участием и общая обеспокоенность темой пожаров вывели на федеральный уровень дискуссию о так называемых зонах контроля — лесных территориях, на которых пожары не тушат из-за недостатка денег. Согласно законодательству, региональные власти могут не тушить пожар, если огонь не угрожает людям, а затраты на борьбу с ним превышают прогнозируемый вред. Норму ввели в 2015 году, хотя такая практика была принята еще в СССР. В 2019 году в этих зонах находились около 90% горящих лесов.
В зоны контроля попадает 49% лесного фонда России, а схемы с их расположением можно найти на сайте «Авиалесоохраны». В европейской части страны их не так много, а в Сибири и на Дальнем Востоке — больше всего. В Иркутской области, как и во всех остальных регионах, зоны контроля определяют местные власти. И если в 2018 году их площадь в регионе составила 31 млн гектаров, то в 2019 году — уже 32 млн. В феврале 2020 года иркутские власти пообещали сократить зоны контроля в три раза.
За радикальное сокращение зон контроля выступает и Минприроды. Еще в 2019 году ведомство предложило отменить изданный им же приказ и тушить все лесные пожары. В конце июня «Коммерсантъ» со ссылкой на текст подготовленных Минприроды поправок писал, что зоны контроля могут сократить до 6% (с начала года их сократили на 15%).
У экологов уже сейчас есть вопросы к законопроекту: финансирования на тушение пожаров и так не хватает. «Было бы разумно сократить площади зон контроля примерно вдвое. И примерно втрое увеличить финансирование на лесное хозяйство и охрану лесов — до 90 млрд рублей. Правительство готово сократить зоны контроля значительно сильнее, хотя тушить многие из территорий, которые таким образом станут охраняемыми от пожаров, всё равно не получится из-за удалённости. При этом правительство, как я понимаю, не планирует увеличивать финансирование, то есть тушить новые охраняемые от пожаров леса надо будет бесплатно», — объясняет Куксин.
Финансирования действительно может не хватить, предположил в разговоре с «Верблюдом» координатор проектов по лесам высокой природоохранной ценности WWF России Константин Кобяков. В 2006 году в стране приняли Лесной кодекс, который кардинально поменял систему охраны лесов. В частности, полномочия по тушению лесных пожаров передали от федерального центра региональным властям. «Регионы получили полномочия, а финансирование не получили. Денег на тушение лесных пожаров не хватает уже который год, и проблема не в законодательстве, а в приоритетах. Если сравнивать с нулевыми, денег стали выделять намного меньше, и это факт», — объясняет Кобяков. Главная проблема с зонами контроля в том, что в них попали населённые пункты, а это противоречит законодательству и угрожает безопасности людей, говорит эксперт.
Комментариев 0