27.08.2020 15:27
27.08.2020 15:27
Фотографии предоставлены героем
32-летний житель Братска Гриша Шаров организовал в городе стрит-арт фестиваль «Один за всех», на который не приехал ни один уличный художник, — они просто отправили Грише эскизы своих работ, а он воплощает их в работах на улицах города. Среди них — пиксель-арт с Сергеем Бодровым из фильма «Брат», субтитр на стене от Владимира Абиха и другие, — всего Шаров планирует создать около 10 арт-объектов (за прогрессом можно следить на странице братчанина в Instagram). Шаров рассказал «Верблюду», зачем он устроил фестиваль, как жители города реагируют на уличное искусство (спойлер: неоднозначно) и какую его работу однажды похвалил Юрий Дудь.
В художественную школу я не ходил: для родителей это было дорого. Да и рисовать я не умел и не умею. Поэтому все мои работы не то чтобы красивые, а скорее концептуальные. Нарисовать их может любой. Моя работа — это придумывать.
Эпизодические штуки были еще в школе: однажды нам предложили расписать баллончиками с краской стены, а в 11 классе — сделать надпись «Выпуск 2005» на фасаде здания. Потом выпуск и 10 лет другой жизни: закончил с красным дипломом БрГУ на специалиста по рекламе, переехал в Иркутск, а потом в Москву. В столице я учился на актера, хотел реализовать большую мечту, а параллельно нужно было кем-то работать. Я делал все, что мог, работал даже курьером. Хорошее время было, Москву посмотрел (смеется).
В 2013 году я начал работать в студии Артемия Лебедева менеджером проектов. Через год ушел. Следить за Лебедевым я начал еще в университете, когда работал в рекламном агентстве. Я искал авторитетов, а он все время кого-то публично критиковал и хвалил, — я учился по его отзывам. Это была менеджерская работа. Документы, дедлайны, общение с клиентами, дизайнерами — у меня это хорошо получалось, но совсем не нравилось. Открывались перспективы, во мне видели прогресс, но я понял, что нужно двигаться дальше. Даже если у тебя что-то получается, но тебе это искренне не нравится, надо не бояться и двигаться дальше, искать себя в чем-то другом.
Я очень долго мечтал об актерской карьере, шел к ней, у меня был большой любительский опыт. А когда я поступил на курсы, которые не сказать что были какие-то великие, оказалось, что меня ненавидит мастер. У меня были хорошие отношения с учениками, режиссерами и сценаристами. Но мастер постоянно ругал за все, каждое воскресенье на показах меня разносили в пух и прах — это было тяжело. В конце я уже разочаровался. Умер папа, я вернулся в Братск. Тут я поиграл в детском театре, и большая мечта рухнула. Провал остался на душе бороздой, но его заполнило другое творчество.
По дороге на работу я каждый раз видел каратэ-клуб, в один день на нем появилось объявление: «Клуб закрылся. Навсегда. Не переехал». Я купил черный пояс и прикрепил его к углу объявления: и символ смерти, и пояс. А когда в 2014 году обвалился рубль, на одном из знаков на парковке для инвалидов я прикрепил белую линию, получился рубль-инвалид. Начиналось всё с таких забавных штук, а потом меня засосало… Еще я занимался театром, а для этого нужно много сил: репетиции, свет, зрители, режиссер, коллектив, пьеса. А тут ничего не нужно, свобода: ты просто выходишь на улицу и воплощаешь свою идею. Искусство уже произошло. Это классно, это затягивает.
Я выкладывал все работы во «ВКонтакте». Однажды мой знакомый показал эти работы Дудю, ему понравилось и он попросил мой инстаграм, но инстаграма не было. Тогда я понял, что пора бы там что-то делать, но завел аккаунт в итоге только через 1,5 года.
Когда я переехал в Братск, появилась работа «Спортсмены» (в 2019 году Гриша переделал в Братске одноименную картину Малевича — посадил героев на корточки. — Прим. ред.). Она стала шумной, многие федеральные СМИ о ней написали, случился ажиотаж, хотя я не был к нему готов: думал, что пара местных изданий выложат ее в свои соцсети, и всё. После этого я стал более ответственным: понял, что мои действия привлекают аудиторию и нужно относиться к ним более осознанно.
Я слежу за фестивалями стрит-арта, поэтому мысль «А круто было бы провести такое в Братске!» хоть и казалась сумасшедшей, но очень мне нравилась. К ее реализации меня подтолкнул фоторепортаж, который я делал для The Village, — предложил им опубликовать свои работы, а мне предложили пофотографировать весь стрит-арт в Братске. Я призадумался: а где же его искать? Репортаж получился из граффити, подписей «Прощай, школа» и неосознанных записей на стене.
Тогда я задумался: почему в Братске никто этим нормально не занимается? Ответ прост: скорее всего, люди просто не понимают, что это. Театр есть, музыка есть, а стрит-арт — это что? Вышел пацанчик с баллончиком и нехорошее слово на заборе написал? Или граффити? Но граффити — это не стрит-арт, как говорится в работе Максима Има (известный стрит-арт художник из Санкт-Петербурга. — Прим. ред.): «Граффити — это когда нарисовал и твои пацаны поняли. Стрит-арт — это когда нарисовал и все люди поняли, а твои пацаны вообще не поняли».
Но как привезти классных художников в Братск? Никак! Если идти по официальному пути через спонсоров, администрацию — будет ненужный контроль, бесконечное согласование, фестиваль никогда не состоится.
Я решился на фестиваль в конце мая, нашел поддержку у авторитетных художников и договорился насчет эскизов. Было страшно, особенно общаться с художниками. Большинство из них — просто мои подписки в инстаграме, а я, мальчик из какого-то там Братска с 500 подписчиками, пишу им: «О, привет, давай я нарисую твой эскиз в маленьком городе». Видимо, они в меня поверили.
От задумки до реализации — всё делаю один. Но есть люди, которые помогают мне на месте: кто-то привозит лестницу, плитку, помогает красить. Плитку, кстати, мне доставили из Иркутска, потому что в Братске ее просто нет. Нет даже магазина, где можно было бы купить баллон краски для граффити, есть только строительные, а они сильно отличаются, пришлось везти баллоны из Иркутска. Такие совсем мелочи-мелочи, но в сумме обидно. Это провинция (смеется).
Стоимость всех работ примерно 30 тыс. рублей. Для меня это серьезная сумма, но отсутствие спонсоров дает свободу. Нужно было бы их рекламировать, не дай Бог, еще и учитывать мнения во время создания объектов. Но даже мое мнение тут ничего не значит: я реализую эскизы художников, будто являюсь их руками, — не оцениваю, нравится мне или нет, просто воплощаю в жизнь.
Моя семья состоит из моей девушки. Я не представляю, чтобы она сказала: «Ты знаешь, дорогой, мы хотели купить сковородку — а теперь из-за тебя не купим».
Она мне часто помогает: я параллельно работаю маркетологом в «Додо Пицце» и радиоведущим на местном радио «Голос Ангары», поэтому на объектах только утром, вечером или в выходные, а она фотографирует результат в дневное время без меня.
Лично мне никто не говорил: «Слышь, пацан, ты че тут нарисовал, е***». Такого не было, а в комментариях всем больше нравится. Правда, когда работы публикуют в аккаунте местного СМИ «ТК-Город» в «Одноклассниках», где аудитория — это взрослые люди, там пишут: «Лучше бы нарисовали солнышко». Ну и ок. Я внутренне готов к тому, что это не все поймут. Пусть даже сравнивают меня с вандалом, который портит наш город. Я выхожу на улицу — мне тоже не всё нравится: иногда наши желания не соответствуют действительности. Это нормально.
Но работы разрушают, и очень быстро. Когда начинаешь рефлексировать, понимаешь, что любое чуть более осознанное действие привлекает неравнодушных. Моих прошлых работ-то и не осталось. Разрушается всё — и очень быстро. Чтобы работа простояла год и ее никто не трогал — это нереальная история.
В больших городах на это быстрее реагируют ЖКХ, чем местные жители. Я не анализирую и не парюсь, сломали — обидно, но ничего страшного. Не думаю, что это особенности нашего, братского менталитета: есть люди, которым скучно, которые пытаются себя выразить и реализовать таким образом. Даже если бы я встретил такого человека, я бы ничего ему не сказал.
Делать искусство классно. Даже чужое — к авторам я себя не причисляю — это кайф. Примерно те же чувства, что и после спектакля: ты очень устал, тебе было очень тяжело, но ты получил нереальное удовольствие. Есть еще дополнительные смыслы, которые появились в процессе: я начал общаться с художниками, за которыми долго следил и которые мыслят точно так же. Это вдохновляет и помогает расти.
Читайте также:
Интервью с уличным художником Степаном Шоболовым, изображающим Иркутск после апокалипсиса
Иркутянин заполняет выбоины в тротуарах города расписными заплатками. «Верблюд» пообщался с ним
Наш канал в телеграме — «ВЕРБЛЮД В ОГНЕ», подписывайся!
Комментариев 1
Гриша красавчик!
27.08.2020 19:31